Обеспечение безопасных условий труда в школьных мастерских

Обновлено: 19.05.2024

Выше уже отмечалось, что как только учитель технологии под­писал трудовой договор (контракт) с администрацией учебного заведения, он возложил на себя ответственность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время занятий в мастерских и при проведении вне­урочных мероприятий по предмету учитель полностью отвечает за соответствие условий работы школьников требованиям законода­тельства Российской Федерации о труде.

Вместе с тем существует много технических решений, простых и эффективных, широко апробированных в промышленности,

148
использование которых в учебном процессе гарантирует предот­вращение травматизма школьников.

Вот некоторые примеры. Наиболее частой ошибкой у начинаю­щих токарей является оставление патронного ключа в патроне при раскреплении и закреплении детали. Случайное включение враще­ния шпинделя и травма (самого нарушителя или его соседа по станку) неизбежна. Применение подпружиненного патронного ключа (рис. 8) делает невозможным такое нарушение техники бе­зопасности. Сравнительно недавно в США был выдан патент на откидной упор к столу сверлильного станка. Когда его из нижнего висячего положения поднимают на несколько десятков миллимет­ров выше уровня стола, он предотвращает проворот детали от уси­лия вращающегося сверла и возможную тяжелую травму рук.

Нарезание наружной и внутренней резьбы на станке всегда счи­талось операцией повышенной опасности для молодого токаря, так как выполнялось чаше всего с применением ручных плашко-держателей и воротков. Использование механических приспособ­лений, закрепляемых в пиноли задней бабки (см. рис. 9), значи­тельно облегчая работу, гарантированно предотвращает возмож­ный травматизм.


Рис. 8. Безопасный ключ к самоцентрирующим патронам:

1 — толкатель; 2 — стержень; 3 — пружина; 4 — штифт; 5 — ручка. При закреплении детали в патроне толкатель / утапливается внутрь стержня. Если ослабить нажим на ключ, толкатель /под действием пружины 3выталкивает ключ из патрона


Рис. 9. Плашкодержатель для резьбонарезного инструмента:

1 — винт; 2 — плашка; 3 — подвижная втулка; 4 — штифт; 5 — корпус с пазом 6

Правила безопасной работы на оборудовании требуют останав­ливать станок в следующих случаях:

• уходя от станка даже на короткое время;

• при измерении детали;

• при установке или смене режущего инструмента и приспособ­лений, принадлежностей;

• при уборке станка и т.д.

Быть абсолютно уверенным, что школьник, не имеющий дос­таточной практики и опыта, во всех перечисленных и других слу­чаях будет безукоризненно придерживаться этих требований, учи­тель технологии не может. Но достаточно оснастить учебное обору­дование простеньким реле, которое через 20—30 с выключает дви­гатель, если работа не продолжается, и грозная опасность травма­тизма будет предупреждена. Сейчас многие производственные стан­ки оснащаются такими устройствами непосредственно на заводах-изготовителях.

В учебных мастерских можно предложить много разных приспо­соблений, широко известных и применяемых на производстве, для использования по всем без исключения темам учебной программы. Онимогут быть изготовлены самими школьниками, усовершен­ствованы в ходе выполнения учащимися творческих проектов, наглядно показывая возможности безопасного труда при высокой производительности. Самое интересное, что во многих случаях для предотвращения травм не нужны специальные, сложные принад­лежности. Достаточно приучить детей с первых уроков надевать на свободные (не используемые) остро-заточенные концы чертилок предохранительные пробки или специальные колпачки — и эта привычка убережет от несчастья. При обучении рубке зубилом на­садка в виде резиновой шайбы предотвратит травму кисти руки, а блокировка, не позволяющая запустить деревообрабатывающий

станок без опущенного защитного экрана, — попадание на лицо и стружки в глаза.

Мы не ставим целью показать все возможные способы предот­вращения травматизма при работе в учебных мастерских. Учитель технологии должен помнить, что молодости свойственны неосто­рожность, ненужная лихость, пренебрежение правилами и зако­нами безопасности и часто непонимание того, что работа на стан­ке, большие скорости на нем не только интересны и увлекатель­ны, но и крайне опасны. Вот почему так важно максимально со­кратить возможности травматизма от опасных факторов при рабо­те в школьных мастерских.

Для обеспечения здоровых и безопасных условий труда необхо­димо осуществить целую систему мер — технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических. Создание такого комплекса производственных условий оптимально обеспе­чит во время занятий по технологии наиболее полное развитие и использование умственных и физических способностей детей.

Выше уже отмечалось, что как только учитель технологии под­писал трудовой договор (контракт) с администрацией учебного заведения, он возложил на себя ответственность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время занятий в мастерских и при проведении вне­урочных мероприятий по предмету учитель полностью отвечает за соответствие условий работы школьников требованиям законода­тельства Российской Федерации о труде.

Вместе с тем существует много технических решений, простых и эффективных, широко апробированных в промышленности,

148
использование которых в учебном процессе гарантирует предот­вращение травматизма школьников.

Вот некоторые примеры. Наиболее частой ошибкой у начинаю­щих токарей является оставление патронного ключа в патроне при раскреплении и закреплении детали. Случайное включение враще­ния шпинделя и травма (самого нарушителя или его соседа по станку) неизбежна. Применение подпружиненного патронного ключа (рис. 8) делает невозможным такое нарушение техники бе­зопасности. Сравнительно недавно в США был выдан патент на откидной упор к столу сверлильного станка. Когда его из нижнего висячего положения поднимают на несколько десятков миллимет­ров выше уровня стола, он предотвращает проворот детали от уси­лия вращающегося сверла и возможную тяжелую травму рук.

Нарезание наружной и внутренней резьбы на станке всегда счи­талось операцией повышенной опасности для молодого токаря, так как выполнялось чаше всего с применением ручных плашко-держателей и воротков. Использование механических приспособ­лений, закрепляемых в пиноли задней бабки (см. рис. 9), значи­тельно облегчая работу, гарантированно предотвращает возмож­ный травматизм.


Рис. 8. Безопасный ключ к самоцентрирующим патронам:

1 — толкатель; 2 — стержень; 3 — пружина; 4 — штифт; 5 — ручка. При закреплении детали в патроне толкатель / утапливается внутрь стержня. Если ослабить нажим на ключ, толкатель /под действием пружины 3выталкивает ключ из патрона


Рис. 9. Плашкодержатель для резьбонарезного инструмента:

1 — винт; 2 — плашка; 3 — подвижная втулка; 4 — штифт; 5 — корпус с пазом 6

Правила безопасной работы на оборудовании требуют останав­ливать станок в следующих случаях:

• уходя от станка даже на короткое время;

• при измерении детали;

• при установке или смене режущего инструмента и приспособ­лений, принадлежностей;

• при уборке станка и т.д.

Быть абсолютно уверенным, что школьник, не имеющий дос­таточной практики и опыта, во всех перечисленных и других слу­чаях будет безукоризненно придерживаться этих требований, учи­тель технологии не может. Но достаточно оснастить учебное обору­дование простеньким реле, которое через 20—30 с выключает дви­гатель, если работа не продолжается, и грозная опасность травма­тизма будет предупреждена. Сейчас многие производственные стан­ки оснащаются такими устройствами непосредственно на заводах-изготовителях.

В учебных мастерских можно предложить много разных приспо­соблений, широко известных и применяемых на производстве, для использования по всем без исключения темам учебной программы. Онимогут быть изготовлены самими школьниками, усовершен­ствованы в ходе выполнения учащимися творческих проектов, наглядно показывая возможности безопасного труда при высокой производительности. Самое интересное, что во многих случаях для предотвращения травм не нужны специальные, сложные принад­лежности. Достаточно приучить детей с первых уроков надевать на свободные (не используемые) остро-заточенные концы чертилок предохранительные пробки или специальные колпачки — и эта привычка убережет от несчастья. При обучении рубке зубилом на­садка в виде резиновой шайбы предотвратит травму кисти руки, а блокировка, не позволяющая запустить деревообрабатывающий

станок без опущенного защитного экрана, — попадание на лицо и стружки в глаза.

Мы не ставим целью показать все возможные способы предот­вращения травматизма при работе в учебных мастерских. Учитель технологии должен помнить, что молодости свойственны неосто­рожность, ненужная лихость, пренебрежение правилами и зако­нами безопасности и часто непонимание того, что работа на стан­ке, большие скорости на нем не только интересны и увлекатель­ны, но и крайне опасны. Вот почему так важно максимально со­кратить возможности травматизма от опасных факторов при рабо­те в школьных мастерских.

Для обеспечения здоровых и безопасных условий труда необхо­димо осуществить целую систему мер — технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических. Создание такого комплекса производственных условий оптимально обеспе­чит во время занятий по технологии наиболее полное развитие и использование умственных и физических способностей детей.

В зависимости от специализации кабинетов технологии (трудового обучения) рассмотрим технику безопасности в учебных мастерских школы. В данном разделе рассматривается охрана труда в учебных мастерских: слесарной, столярной или универсальной школьной мастерской, как один из разделов техники безопасности на уроках технологии для мальчиков.

На странице выложены инструкции по охране труда в учебной мастерской для учителя технологии и учащихся, которые можно скачать. Предлагаем скачать следующие инструкции по технике безопасности и охране труда в учебной мастерской школы: при работе на токарном станке по металлу и дереву, при работе на столярном станке, для учащихся в кабинете по деревообработке и металлообработке, при работе на сверлильном станке и т.д.

Техника безопасности на уроках технологии для мальчиков

Четкое выполнение правил и требований охраны труда и техники безопасности на уроках технологии у мальчиков в кабинете технологии (учебной школьной мастерской) обезопасит учащихся и учителя от травмирования и сбережет здоровье. Вместе с изучением требований техники безопасности учащимся необходимо получить навыки безопасного выполнения работ.

Инструкции
по охране труда для учителя технологии (мальчики)

Учебные мастерские являются в школе наиболее травмоопасными среди учебных кабинетов. В них могут быть установлены электрические столярные и слесарные станки с вращающимися и движущимися узлами, острыми элементами. Учитель технологии обязан изучить инструкции по охране труда в кабинете - учебной мастерской, систематически проверять работоспособность и безопасное функционирование станков, вентиляции, электроосвещения, защитную изоляцию кабелей электропитания, заземления, а также безопасное состояние инструмента.



скачать: пакет Инструкций для Учебной мастерской
33 инструкции с учетом приказов на 20 марта 2020 г



скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г

Преподаватель обязан строго соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности для учителя технологии (технического труда) у мальчиков в вверенной ему учебной мастерской.

Инструкции
по охране труда при работе на станках в учебных мастерских

Залогом безопасной работы станка является правильное его содержание и обслуживание, что ложится на плечи учителя технологии. Необходимо проверить работоспособность станков, их безопасное функционирование, крепления узлов, целостность подводящих кабелей и заземления. При этом педагогу необходимо быть максимально осторожным, соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности при работе на станках в учебных мастерских школы.



скачать: пакет Инструкций для Учебной мастерской
33 инструкции с учетом приказов на 20 марта 2020 г



скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г

Учитель имеет право допускать к занятиям в учебных мастерских только тех учащихся, которые не имеют медицинских противопоказаний к выполнению предусмотренных работ и прошли вводный инструктаж по охране труда, а также первичные инструктажи по технологии перед изучением новой темы.

Инструкции по технике безопасности
для учащихся в учебных мастерских (мальчики)

Данный раздел также четко представляет правила и требования техники безопасности на уроках технологии для мальчиков, во время которых обязанностью учителя является проведение с детьми инструктажей согласно инструкциям по охране труда и технике безопасности для учащихся (мальчиков) в учебных мастерских школы. Учителю технологии необходимо проинструктировать учеников в плане техники безопасности, обучить безопасным приемам и методам работы с инструментами и на станках.

Согласно ФГОС кабинет технологи для мальчиков должен быть оснащен специализированной мебелью и станками, а также иметь достаточное освещение, благодаря чему представляется возможность проводить практические занятия на территории общеобразовательного учреждения прямо в учебное время.



скачать: Положения для Школы
62 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 14.03.2020г



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление - 24 марта 2020 года

Действующие в настоящее время правила безопасности труда учащихся в мастерских утверждены Министерством образования РБ.

Указанными правилами учителя трудового обучения и руководители кружков обязаны; принимать необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;

обеспечивать выполнение действующих правил и инструкций по безопасности труда и производственной санитарии;

проводить практические работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по безопасности труда;

обеспечивать безопасное состояние учебных мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещений;

проводить инструктаж учащихся по безопасности труда с соответствующим оформлением инструктажа в журнале;

разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасных условий труда;

не допускать учащихся к работе без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;

приостанавливать проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни, и докладывать об этом директору школы;

немедленно извещать директора школы о каждом несчастном случае;

отвечать за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими своих обязанностей.

Лекция 2.2. Планирование, подготовка и проведение учителем учебных занятий по трудовому обучению

1. Структура и содержание тематического плана по трудовому обучению.

2. Календарно-тематическое планирование.

3. Подготовка учителя к отдельному уроку трудового обучения.

4. План-конспект урока трудового обучения.

1. Структура и содержание тематического плана по трудовому обучению

Предварительная подготовка к учебному году обычно завершается составлением тематического (или календарно-тематического) плана занятий для каждого класса на год (или полугодие). Когда имеется готовый примерный тематический план, то учитель может пользоваться им полностью либо частично после внесения соответствующих поправок или уточнений.

Стандартной формы тематического плана не существует, он может быть сокращенным или развернутым. Потому учитель в зависимости от опыта своей работы может включать в его структуру разное количество пунктов.

Предлагается следующая примерная структурная схема и содержание развёрнутого тематического плана: 1) номера занятий, 2) темы, 3) продолжительность (время), 4) цели и задачи, 5) теоретические сведения, 6) практические работы, 7) объекты труда, 8) необходимые материалы, 9) оснащение, 10) инструменты и приспособления, 11) наглядные пособия и технические средства обучения, 12) опорные знания, 13) профориентационные сведения, 14) примечания и др.

Чем тематический план более подробный, тем легче учителю готовиться затем к урокам, но, безусловно, составление подробного развернутого плана требует дополнительных затрат времени.

Тематический план может оформляться обычным текстом с подчёркиванием (выделением) отдельных его разделов или в виде таблицы, что значительно удобнее для пользования им.

2. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематический план отличается от тематического плана тем, что в нём дополнительно указываются конкретные даты занятий. Поэтому структурная схема развёрнутого календарно-тематического плана может быть следующей:

1) номера занятий, 2) даты, 3) темы, 4) продолжительность (время), 5) цели и задачи, 6) теоретические сведения, 7) практические работы, 8) объекты труда, 9) необходимые материалы, 10) оснащение, 11) инструменты и приспособления, 11) наглядные пособия и технические средства обучения, 13) опорные знания, 14) профориентационные сведения, 15) примечания и др.

Учитель проводит поурочную разбивку материала с учётом количества времени, отведённого на каждую тему, определяет место и значение каждого урока в общей системе уроков по теме, продумывает связь каждого урока с предыдущими и последующими, намечает последовательность освоения учащимися знаний, умений и навыков, воспитания тех или иных качеств личности и др.

При разработке системы уроков нужно учитывать задачи каждого этапа обучения и его значение для последующего обучения. Например, в начале первой четверти желательно повторить трудовые операции, усвоенные в прошедшем году. Вводные занятия при этом по обработке древесины, например, (когда обучение начинается с этого раздела) должны быть более продолжительными, чем следующие вводные занятия по обработке металлов и т.д.

При подготовке материальной базы учитель решает следующие вопросы:

- проверка, приведение в порядок, ремонт и обновление всего оснащения;

- определение потребности и приобретение нового оснащения, а также того, которого не хватает;

- определение порядка учёта, хранения и выдачи инструментов, приспособлений, материалов и т.д.;

- разработка и составление графических материалов (эскизов, чертежей, технических рисунков, технологических карт и др.).

Окончив изучение и анализ программы и литературы, продумав вопросы подготовки материально-технической базы, учитель приступает к выбору изделий, которые будут служить объектами труда учащихся. Таким образом, он составляет и вносит в календарно-тематический план перечень объектов труда.

Составление перечня объектов труда проводится с учётом содержания программы, наличия оснащения, конструкционных материалов и возможностей их приобретения, необходимости в тех или иных изделиях, дидактических и методических требований и т.д.

Выбор объектов труда – очень ответственный этап в подготовке учителя к проведению занятий в мастерских. Поэтому при отборе объектов труда должны учитываться следующие требования к ним:

- общественно полезная значимость,

- соответствие школьной программе,

- посильность для выполнения,

- доступность для понимания учащимися особенностей технологического процесса и др.

При организации в школьных мастерских производительного труда нужно подробно знакомить учащихся не только с теми заказами (деталями, узлами), которые они будут изготавливать, но и с местом и назначением выпускаемой продукции, в производственном процессе предприятия.

Каждое требование к объекту труда должно быть обосновано и разъяснено учащимся. Они должны понять, что каждое требование вытекает из тех функций, которые изготавливаемые детали выполняют в машинах. Работа учащихся при этом становится больше осмысленной, что положительно влияет на итоги всей учебно-воспитательной работы школы.

Когда в мастерских изготавливаются объекты производительного труда, то при их выборе должны учитываться дополнительные следующие требования:

- ярко выраженное производственное назначение;

- комплексность операций, которые входят в технологический процесс;

- возможность использования различных форм организации труда учащихся;

- серийность (количество) изделий в заказе;

- технологичность обработки (возможность получения продукции посредством той материально-технической базы, что имеется в школе);

- безопасность труда учащихся и др.

Особое внимание нужно уделять сохранению безопасных условий труда учащихся в мастерских.

Составленный примерный перечень объектов труда учащихся при необходимости может пересматриваться и уточняться в зависимости от материально-технического обеспечения, потребности мастерских, школьных кабинетов в тех или иных изделиях и др.

Подготовка учителя к отдельному уроку трудового обучения

Эффективность занятий по трудовому обучению, их качество зависит прежде за всего от личной подготовки учителя к их проведению. Ему нужно готовиться к каждому учебному году, теме, уроку.

Подготовка учителя к занятиям условно состоит с двух основных этапов:

- предыдущей подготовки, которая завершается разработкой календарно-тематического плана на год или полугодие;

- непосредственной подготовки к каждому уроку, которая завершается составлением плана или плана-конспекта урока.

При подготовке учителя к занятиям важное место занимает планирование учебного процесса. Благодаря планированию учитель может предусмотреть как все свои действия, да и действия учащихся в соответствия с целями и задачами трудового обучения, его принципами и другими требованиями, что предъявляются к работе с учащимися. На основе планирования учебного процесса решаются следующие основные задачи:

- создаются условия для своевременного материального его обеспечения;

- раскрываются связи между содержанием занятий по трудовому обучению и основами наук (устанавливаются межпредметные связи);

- достигается согласованность в работе всех школьных мастерских;

- намечается связь и преемственность в работе разных классов;

- осуществляется контроль и самоконтроль за его ходом.

Планирование учебного процесса условно разделяется на два вида: перспективное и текущее. Перспективное планирование может осуществляться на полгода, год или на несколько лет. Чаще всего используется планирование на год. При текущем планировании определяются конкретное содержание, цели и задачи, формы организации и методы проведению каждых следующих занятий, их материальное обеспечение. Таким образом, эти два вида планирования примерно соответствуют выше названым этапам подготовки учителя, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Нужно отметить, что отдельные авторы (Д.А. Тхоржевский и др.) подготовку учителя к занятиям условно разделяют на три этапа:

- подготовка к учебному году;

- подготовка к занятиям по очередной теме;

- подготовка к каждому уроку.

Предварительную подготовку к занятиям нужно начинать заранее. Лучше всего, когда она осуществляется, проводится в конце предыдущего учебного года или во время летних школьных каникул. Предварительная подготовка учителя включает в себя следующие элементы (виды работ):

- изучение школьной программы по трудовому обучению для определения содержания и объёма знаний, умений и навыков по каждой теме;

- изучение и анализ более новой методической и специальной литературы и обобщение собственного опыта;

- проверка, ремонт, определение потребности, пополнение, учёт и хранение материальной базы (оснащения, инструментов, приспособлений, материалов, наглядных пособий, технических средств обучения и др.);

- подбор объектов труда или видов практических работ по каждой теме и разработка технологических процессов;

- продумывание системы уроков и календарно-тематическое планирование.

Например, при изучении и анализе программы и литературы учитель устанавливает, определяет для себя:

- основные идеи, которые необходимо раскрыть при изучении каждой темы;

- теоретические знания, практические умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся;

- воспитательные моменты во время проведения занятий;

- связь своего предмета с основами наук;

- материальное обеспечение занятий;

- методы и приёмы обучения;

- общие вопросы организации занятий.

Во время учебного года при непосредственной подготовке учителя к уроку на основе календарно-тематического плана ему необходимо осуществить мероприятия организационно-методического характера и решить проблемы повышения своей личной квалификации. Безусловно, что знания учителя должны быть значительно более широкими и более глубокими, чем это требуется от учащихся. Он должен быть готовым к ответу на любой их вопрос по теме, который может даже выходить за рамки школьной программы. Кроме того, учитель должен отлично владеть многочисленными профессиональными практическими умениями и навыками, иметь, как говорят, "золотые руки".

При подготовке к проведению занятий учителю необходимо использовать и в совершенстве знать содержание не только всех учебных пособий для учащихся, но и материалы из специальной литературы по столярному и слесарному делу, по техническому и художественному творчеству.

Примерное содержание подготовки учителя к каждому конкретному уроку может быть следующим:

1. Изучение литературы по теме урока и передового опыта. Учитель просматривает методическую и специальную литературу, пособия по основам наук, знакомится с литературой, которая содержит обобщение опыта лучших учителей. При возможности учитель посещает соответствующие уроки у более опытных учителей, учителей-методистов.

2. Анализ аналогичных предыдущих уроков. При этом обращается внимание на цели и задачи уроков, которые ставились, на то, как они были достигнуты, какие были находки и недостатки. На основе анализа уточняются цели и задачи будущего урока.

3. Определение структуры урока и методики его проведения. Известно, что структура урока зависит от поставленных целей и задач, содержания изучаемого материала, материального обеспечения, типа урока и иных факторов. Учитель сам лично определяет содержание, последовательность и методы изложения нового материала, готовит наглядные пособия, ТСО и демонстрации. Он намечает вопросы для контроля, устанавливает их последовательность, определяет учащихся для опроса. Особое внимание уделяется методике проведению инструктажей. Учитель планирует виды будущих инструктажей, их содержание, последовательность проведения и т.д.

4. Проверка исправности и подготовка материальной базы по теме урока. Случаи выхода со строя оснащения на уроке вызывают у учащихся недоверие к технике, скептическое отношение к учителю и даже нарушение дисциплины. При подготовке к уроку изготавливаются необходимые пособия, готовятся ТСО, инструменты, материалы, оснащение, приспособления и т.д.

5. Контрольное изготовление объекта труда. Желательно, чтобы учитель лично сам сначала изготовил будущий объект труда учащихся, который послужит образцом для подражания и хорошим наглядным пособием при разъяснении нового трудового задания. При изготовлении нового объекта труда учитель имеет возможность отработать технологический процесс, определить примерные затраты времени.

6. Составление плана и плана-конспекта урока.

План-конспект урока трудового обучения

Опытные учителя могут ограничиваться составлением плана урока, а начинающие – обычно готовят план-конспект урока. Его структура зависит от типа урока. Чем подробнее составленный план-конспект урока, тем лучшим пособием он служит учителю в его работе. Степень подробности плана-конспекта урока зависит от опыта учителя, его личной подготовленности, материального оснащения и иных факторов.

Стандартизированной формы плана-конспекта не существует, но, как свидетельствует опыт работы, учителю может быть предложена его следующая структурная схема:

1. Дата проведения урока.

3. Номер урока и тема.

4. Цели и задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные).

6. Объекты труда или практические работы.

7. Оснащение, приспособления, инструменты и материалы.

8. Средства наглядности и ТСО.

9. Использованная литература.

10. Ход урока (его отдельные этапы).

Основное отличие плана-конспекта от плана урока заключается в том, что в первом достаточно подробно раскрывается ход урока, все действия учителя и учащихся, методические приёмы и средства, содержание теоретических сведений, практических работ и т.д.

Ход урока в плане-конспекте лучше оформить в виде таблицы на две страницы ученической тетради.

Примерная схема плана-конспекта хода урока

1. Обучающие (перечислить).

2. Развивающие (перечислить).

3. Воспитательные (перечислить).

ОСНАЩЕНИЕ (оборудование и инструменты, приспособления и материалы, средства наглядности и др.):

ЛИТЕРАТУРА (не менее трёх):

Этап урока и время Решаемые задачи Способы решения (методы и содержание обучения) Оснащение (на каждом этапе) Опорные знания

При составлении плана-конспекта урока учитель должен учитывать все дидактические и общие методические требования к его проведению (связь нового материала с уже изученным материалом, побуждение учащихся к активной мысленной деятельности, разнообразное сочетание методов и приёмов обучения, выполнение принципов обучения и т.д.).

Во время проведения урока учитель должен руководствоваться своими записями. Однако в отдельных случаях происходят отклонения от намеченного плана по разным непредвиденным обстоятельствам (неподготовленность учащихся, выход со строя оснащения, перерасход времени на отдельные этапы урока и т.д.). Потому учителю необходимо срочно вносить соответствующие коррективы и изменять план. Например, исключить или несколько сократить отдельные этапы урока, часть материала перенести на другие занятия и т.д.

Когда продвижение отдельных учащихся в работе на уроке будет более быстрым, чем ожидалась, то учитель должен это предусмотреть и дать им заранее подготовленные резервные задания. Перед началом урока всегда нужно обязательно проверять наличие и состояние объектов труда учащихся.

При наличии вовремя и хорошо подготовленного плана-конспекта урока он проходит больше точно, а учитель ощущает себя довольно уверенно. Кроме того, наличие плана-конспекта служит доказательствам подготовленности учителя к уроку при его проверке.

Преподавания технологии - Учебное пособие (Крудников П.Р.)

12.4. обеспечение безопасных условий труда в школьных мастерских

Выше уже отмечалось, что как только учитель технологии подписал трудовой договор (контракт) с администрацией учебного заведения, он возложил на себя ответственность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время занятий в мастерских и при проведении внеурочных мероприятий по предмету учитель полностью отвечает за соответствие условий работы школьников требованиям законодательства Российской Федерации о труде.

Вместе с тем существует много технических решений, простых и эффективных, широко апробированных в промышленности, использование которых в учебном процессе гарантирует предотвращение травматизма школьников.

Вот некоторые примеры. Наиболее частой ошибкой у начинающих токарей является оставление патронного ключа в патроне при раскреплении и закреплении детали. Случайное включение вращения шпинделя — и травма (самого нарушителя или его соседа по станку) неизбежна. Применение подпружиненного патронного ключа (рис. 8) делает невозможным такое нарушение техники безопасности. Сравнительно недавно в США был выдан патент на откидной упор к столу сверлильного станка. Когда его из нижнего висячего положения поднимают на несколько десятков миллиметров выше уровня стола, он предотвращает проворот детали от усилия вращающегося сверла и возможную тяжелую травму рук.

Нарезание наружной и внутренней резьбы на станке всегда считалось операцией повышенной опасности для молодого токаря, так как выполнялось чаще всего с применением ручных плашко-держателей и воротков. Использование механических приспособлений, закрепляемых в пиноли задней бабки (см. рис. 9), значительно облегчая работу, гарантированно предотвращает возможный травматизм.


Рис. 8. Безопасный ключ к самоцентрирующим патронам:

1 — толкатель; 2 — стержень; 3 — пружина; 4 — штифт; 5 — ручка. При закреплении детали в патроне толкатель 1 утапливается внутрь стержня. Если ослабить нажим на ключ, толкатель под действием пружины 3 выталкивает ключ из патрона


Рис. 9. Плашкодержатель для резьбонарезного инструмента:

1 — винт; 2 — плашка; 3 — подвижная втулка; 4 — штифт; 5 — корпус с пазом, 6

Правила безопасной работы на оборудовании требуют останавливать станок в следующих случаях:

уходя от станка даже на короткое время;

при измерении детали;

при установке или смене режущего инструмента и приспособлений, принадлежностей;

при уборке станка и т.д.

Быть абсолютно уверенным, что школьник, не имеющий достаточной практики и опыта, во всех перечисленных и других случаях будет безукоризненно придерживаться этих требований, учитель технологии не может. Но достаточно оснастить учебное оборудование простеньким реле, которое через 20 —30 с выключает двигатель, если работа не продолжается, и грозная опасность травматизма будет предупреждена. Сейчас многие производственные станки оснащаются такими устройствами непосредственно на заводах-изготовителях.

В учебных мастерских можно предложить много разных приспособлений, широко известных и применяемых на производстве, для использования по всем без исключения темам учебной программы. Они могут быть изготовлены самими школьниками, усовершенствованы в ходе выполнения учащимися творческих проектов, наглядно показывая возможности безопасного труда при высокой производительности. Самое интересное, что во многих случаях для предотвращения травм не нужны специальные, сложные принадлежности. Достаточно приучить детей с первых уроков надевать на свободные (не используемые) остро заточенные концы чертилок предохранительные пробки или специальные колпачки — и эта привычка убережет от несчастья. При обучении рубке зубилом насадка в виде резиновой шайбы предотвратит травму кисти руки, а блокировка, не позволяющая запустить деревообрабатывающий станок без опущенного защитного экрана, — попадание на лицо и стружки в глаза.

Мы не ставим целью показать все возможные способы предотвращения травматизма при работе в учебных мастерских. Учитель технологии должен помнить, что молодости свойственны неосторожность, ненужная лихость, пренебрежение правилами и законами безопасности и часто непонимание того, что работа на станке, большие скорости на нем не только интересны и увлекательны, но и крайне опасны. Вот почему так важно максимально сократить возможности травматизма от опасных факторов при работе в школьных мастерских.

Для обеспечения здоровых и безопасных условий труда необходимо осуществить целую систему мер — технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических. Создание такого комплекса производственных условий оптимально обеспечит во время занятий по технологии наиболее полное развитие и использование умственных и физических способностей детей.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Раздел 1
Читать: Глава 1
Читать: 1.1. цели и задачи формирования у молодежи технологической культуры
Читать: 1.2. социально-экономические изменения в стране и их влияниет на содержание трудовой подготовки в общеобразовательной школе
Читать: 1.3. стратегия единого образовательного пространства и место в ней технологической культуры
Читать: 1.4. подходы к формированию и реализации технологического образования
Читать: Глава 2
Читать: 2.1. анализ содержания школьной программы трудового обучения
Читать: 2.2. интерпретация учебных разделов и видов деятельности в соответствии с обязательным минимумом содержания
Читать: 2.3. приоритеты учителя при преподавании технологии
Читать: 2.4. методика преподавания технологии как область педагогических знаний
Читать: 2.5. творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности
Читать: Глава 3
Читать: 3.1. развитие трудового и профессионального обучения в россии и зарубежных странах
Читать: 3.2. этапы развития трудовой и профессиональной подготовки в отечественной школе в xx веке
Читать: 3.3. тенденции подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности на современном этапе
Читать: Глава 4
Читать: 4.1 обязанности учителя технологии в школе
Читать: 4.2. содержание учебной деятельности
Читать: 4.3. содержание внеклассной деятельности
Читать: 4.4. личностные и профессиональные качества преподавателя
Читать: Глава 5
Читать: 5.1. трудовая деятельность, ее производственный и педагогический анализ
Читать: 5.2. дидактическая трансформация трудовой деятельности в учебно-трудовую
Читать: 5.3. профессионально значимые качества
Читать: Глава 6
Читать: 6.1. понятие принципов обучения
Читать: 6.2. генезис дидактических принципов
Читать: Глава 7
Читать: 7.1. история появления и развития систем трудового обучения. их сравнительный анализ
Читать: 7.2. критерии выбора соответствующей системы при изменяющемся содержании труда
Читать: 7.3. системы трудового обучения в современной школе
Читать: Глава 8
Читать: 8.1. методы обучения и их классификация
Читать: 8.2. методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика
Читать: 8.3. методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков
Читать: 8.4. методы активизации учебной деятельности
Читать: Глава 9
Читать: 9.1. основные типы уроков и их особенности
Читать: 9.2. типовая структурная схема урока технологии
Читать: 9.3. дидактический аспект уроков технологии
Читать: Раздел 2
Читать: Глава 10
Читать: 10.1. классификация форм организации учебной работы
Читать: 10.2. содержание и составление графиков перемещения учащихся
Читать: 10.3. планирование и достижение
Читать: Глава 11
Читать: 11.1. функции дидактических средств
Читать: 11.2. классификация дидактических средств
Читать: 11.3. особенности применения отдельных дидактических средств
Читать: 11.4. новейшая оргтехника педагога
Читать: Глава 12
Читать: 12.1. содержание трудового обучения учащихся как педагогическая проблема
Читать: 12.2. правовые аспекты организациия и оборудования школьных мастерских и трудовых кабинетов
Читать: 12.3. требования к соблюдению
Читать: 12.4. обеспечение безопасных условий труда в школьных мастерских
Читать: 12.5. материально-техническое
Читать: Глава 13
Читать: 13.1. нормативы учебных помещений для занятий по технологии
Читать: 13.2. типовые перечни средств обучения для учебных мастерских общеобразовательной
Читать: 13.3. организация работы по охране труда школьников
Читать: 13.4. режим работы учащихся с учетом возрастного фактора
Читать: Глава 14
Читать: 14.1. перспективное планирование учебной работы
Читать: 14.2. текущее планирование занятий
Читать: 14.3. технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса и ее особенности
Читать: 14.4. планирование дидактического обеспечения уроков
Читать: Глава 15
Читать: 15.1. формирование базовых понятий при преподавании технологии
Читать: 15.2. особенности разделения главных производственных понятий при их изучении
Читать: 15.3. методика изучения экономических понятий
Читать: 15.4. методический аспект формирования экологических знаний у школьников
Читать: 15.5. методика изучения вопросов стандартизации
Читать: 15.6. методика преподавания знаний о допусках и технических измерениях
Читать: Глава 16
Читать: 16.1. этапы систематизации графических понятий (по классам)
Читать: 16.2. методика формирования начальных элементов графической грамотности
Читать: 16.3. совмещение представлений по графике с изучением общетехнических вопросов
Читать: 16.4. использование современных компьютерных технологий при обучении графической грамотности
Читать: Глава 17
Читать: 17.1. сущность межпредметных связей
Читать: 17.2. пути осуществления межпредметных связей при преподавании технологии
Читать: 17.3. преемственность в учебно-трудовой деятельности на различных этапах обучения
Читать: Глава 18
Читать: 18.1. региональный и местный компоненты в системе технологического образования
Читать: 18.3. оценка качества подготовки выпускников основной школы
Читать: Глава 19
Читать: 19.1. понятие о проектном методе
Читать: 19.2. классификация школьных проектов
Читать: 19.3. психолого-педагогические подходы к организации деятельности учащихся при выполнении творческих проектов
Читать: 19.4. методические приемы организации проектной работы
Читать: Раздел 3
Читать: Глава 20
Читать: 20.1. дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учителей
Читать: 20.2. рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ
Читать: 20.3. лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии (№ 1-10)
Читать: Глава 21
Читать: 21.1. методические рекомендации по проведению лабораторно-практических работ № 11-25
Читать: 21.2. лабораторно-практические занятия по техническому труду лабораторно-практическая работа № 11
Читать: 21.3. лабораторно-практические занятия по обслуживающему труду
Читать: Глава 22
Читать: 22.1. основные задачи и цели курсовой работы
Читать: 22.2. выбор темы курсовой работы и ее структура
Читать: 22.3. оформление пояснительной записки
Читать: 22.4. особенности выполнения приложений к курсовой работе
Читать: 22.5. защита курсовых работ
Читать: глава 23
Читать: 23.1. задачи и содержание педагогической практики
Читать: 23.2. содержание учебной работы
Читать: 23.3. воспитательная работа во время педагогической практики
Читать: 23.4. психологическое обеспечение педагогической практики
Читать: Заключение
Читать: Рекомендуемая литература

Читайте также: