Выгодно ли работать водителем автобуса

Обновлено: 19.05.2024

О приёме на работу

Есть среди маршрутчиков и такие, у кого два высших образования — сели за руль, когда кризис случился. Так и остались, затянуло. В первую очередь здесь нужно быть спокойным — пассажиров-то тысячи, а ты один. Если на каждого реагировать, долго не выдержишь.

Чтобы устроиться водителем маршрутки, нужно иметь медицинскую справку и права категории D. В отделе кадров предложат маршруты, отличающиеся по графику и протяжённости — есть разные варианты, например, можно работать с семи утра до девяти вечера или с шести утра до полуночи. Соответственно и разница в заработке. Водители сами выбирают подходящие направления, обычно ищут с привязкой к своему району, поближе к дому. Я за десять лет дважды менял маршруты.

Новички первые три дня проходят стажировку — чтобы запомнить дорогу. Хотя тем, кто уже работал на общественном транспорте, хватает и дня, а то и одного круга. Если маршрут ранний, то нас к депо подвозит резервный автобус. Перед выездом на линию всех проверяет медсестра: меряет давление, оценивает общее самочувствие. Если мелочь какая-то беспокоит — даст таблетку, если что-то серьёзнее — отправляют на больничный.

Перед выездом некоторые проводят ритуалы — кто-то молится, кто-то круги вокруг машины наматывает, а я правой рукой за левым ухом купюрой шелестю и стараюсь первой в салон пустить женщину.

Об оплате

В муниципальных депо автобусники-троллейбусники работают посменно и получают зарплаты. Мы же сами строим график, можем меняться или хоть каждый день работать. Наш оклад — формальность на бумажке, здесь важно, чтоб ты хозяину деньги принёс. Отдаёшь план (в моём случае — 500 гривен в день), заправляешь машину (минимум 350 гривен), остальное твоё.

Сумма плана основывается на накатах: бригадир подсчитывает, сколько денег ты за день накатал, отбрасывает заправку, оставшееся — это и есть норма. То есть наш заработок — это выручка сверх плана. В итоге на маршруте с 6 утра до 12 ночи я получаю в среднем 200 гривен в день.


Лучше всего, особенно в летний период, работать на пригородных автобусах. Там больше людей и проезд дороже — не 2,5 гривны, как в городе, а 7–10 гривен. И пробок там нет. А в городе: светофор — остановка, светофор — остановка, труднее работать.

О дорожных войнах

Пассажиров не хватает, тебе план надо выполнить, а тут ещё конкуренты. Начинаешь гоняться, подрезать, чтоб первым к остановке подъехать. В такие моменты напрочь забываешь о пассажирах в салоне. Правда, потом, когда остыл, осознаёшь, что мог натворить. Вот недавно на нашем маршруте две машины столкнулись.

О проверках

Для водителей автобуса есть отдельный раздел в правилах дорожного движения. То, что можно остальным, нам нельзя: например, курить или громко слушать музыку.

Вообще, ГАИ не имеет права нас останавливать посреди маршрута, а вот на конечной — пожалуйста. Проверяют документы, шины, придраться можно к чему угодно. Если посчитают, что резина лысая или общее техсостояние плохое — естественно, штраф. В первый раз, по-моему, 680 гривен, а второй — лишение прав на год. Поэтому в каждом автопарке машины осматриваются с вечера, за ночь на техстанции устраняют неполадки. Конечно, можно вместо штрафа просто денег дать, дешевле выйдет, но мы ведь из своего кармана платим.

По требованию пассажиров я часто останавливаюсь, но в каждом случае оцениваю обстановку на дороге — могу притормозить или нет. Бывает, что сегодня получилось выпустить человека, а на следующий день — нет. И в салоне начинают возмущаться, мол, почему не остановили.

О поломках

Когда поломка происходят в дороге, водитель звонит механику, тот отмечает время, а я высаживаю пассажиров и съезжаю с маршрута. Бывает, двери заклинивают, проколы колеса случаются. Стараемся ремонтировать всё на месте, тогда всего час-два выпадают. Если я не могу ехать, то машину прицепом увозят на техстанцию. Раз в два месяца у нас ТО-2 — автобус полностью разбирают и собирают заново.

О помощницах


Кондукторов официально нет, потому что никто не хочет за 70 гривен в день работать. Если кто-то за проезд деньги собирает, то это в основном жёны. Или знакомые, которые утром на работу едут, могут помочь. А так целый день сам.

О пассажирах

Если долго работаешь на одном маршруте, знакомишься с постоянными пассажирами. Люди иногда уже выбирают: с этим не поедем — он вредный, а вот с этим поедем, хоть и мест нет, зато остановит где попросят.

Недавно пассажирка проехала свою станцию метро и доехала до конечной. На обратном пути разговорились — оказалось, мы из одного города и когда-то жили рядом. Женщина согласилась проехать со мной один круг, и мы просто вспомнили детство.

А бывает, сидит какая-нибудь старушка и всю дорогу бурчит. За день обязательно пара таких попадётся. Они выводят из себя — начинаешь путать газ-тормоз, можешь остановку прослушать. Ещё сбивает, когда пассажиры рядом между собой громко разговаривают, но ты не имеешь права им запретить.

Другие на входе просят, мол,
разбудите меня на такой-то
остановке. Я не отказываю.

Я стараюсь на месте все конфликты улаживать. Но некоторые ничего мне не говорят, сразу звонят начальству. А уволить по жалобе могут, да. Куришь в салоне или на тебя много жалоб — всё, до свидания.

Что касается льготников, то по закону водитель маршрутки обязан перевозить их бесплатно, но не больше двух одновременно. Мы же возим и по пять, и по шесть! Но никто ещё не позвонил по тому же телефону начальства и не передал благодарность водителю.

О зайцах

По правилам, я должен на остановке обилетить пассажиров и только потом ехать. Но, понятное дело, некогда стоять — проще уж в пути. Зайцев стараюсь вычислить ещё при входе. В зеркале заднего вида смотрю, кто не заплатил и не собирается — высаживаю. Говорю, что Дед Мазай в отпуске. Некоторые водители останавливаются, глушат мотор и ждут, когда им за проезд передадут. Но это плохой способ: ждать, пока зайца совесть замучает, можно долго, а время идёт, график нарушается, потом у всего коллектива проблемы.

Что касается вандализма, вредителей, то, по моим наблюдениям, автобусы сейчас не портят. Разве что, если маршрут через какой-то интернат пролегает, тогда все сиденья исписаны, изрезаны. Зато стали клеить рекламу, и нам за это от начальства достаётся. Приходится за всем этим следить — вытирать, мыть, отрывать.

О пьянстве

С нетрезвыми компаниями бороться не особо получается. Делаешь им замечания, останавливаешься, бывает и до драки доходит — это когда уже вообще понесло, по салону бутылки катаются. Раньше такое часто случалось. Один раз 102 вызывал: сообщил, по какой улице еду, ребята подъехали и забрали буйных. Но в последнее время, кажется, молодёжь более культурной стала. Хотя, может, мне просто с маршрутом повезло.

Есть и другая категория пьяных — те, что заходят и спят. Приходится будить их на конечной, объяснять, где они. Некоторые понимают, что заехали не туда — просят отвезти их назад. Другие на входе просят, мол, разбудите меня на такой-то остановке. Я не отказываю.

А вот самому выпить — это исключено. Утром осмотр не пройду — на маршрут не выпустят. Сейчас с этим строго. Из-за одного могут забрать лицензии у целой фирмы, а у нас это 270 автобусов. Но дураков всегда хватает, есть и те, кто квасят на конечных. Я после смены еду домой на своей машине, поэтому не могу выпить, а некоторые ещё собираются после смены на пиво.

Человек, управляющий автобусом, несет ответственность за жизни 30–50 человек. Насколько зарплата водителя автобуса соответствует ответственности и рискам? Редакция решила разобраться в этом вопросе.

Одних водительских прав недостаточно?

Для работы водителем автобуса требуется базовое среднее образование (9 классов). Затем необходимо получить водительское удостоверение соответствующей категории (микроавтобусы вместимостью до 9 человек — категория B, автобусы — категория D).

Учебный автобус

Будущие водители сдают экзамены и обучаются секретам профессии примерно на таких автобуса

Работодатели иногда предъявляют дополнительные требования:

  • водительский стаж и опыт работы;
  • безаварийное вождение (подтверждение страховой истории);
  • отсутствие судимости (справка).

Водитель автобуса

Работа водителя автобуса сложная и ответственная: он должен моментально реагировать на аварийные ситуации на дорогах

Некоторые работодатели принимают шоферов по результатам внутреннего экзамена на знание правил дорожного движения и перевозки пассажиров, оценки навыков технического обслуживания транспорта. Необходимо также пройти психологические тесты, поскольку на водителе лежит ответственность за здоровье и жизни людей.

Часто требуется предоставить справку от нарколога об отсутствии алкоголизма и наркотической зависимости, взять заключение психиатра, пройти полную медицинскую комиссию. Противопоказаниями являются психические расстройства и некоторые болезни нервной системы (эпилепсия), нарушения зрения (коррекция больше 8 диоптрий, слепота одного или обоих глаз, дальтонизм), рост ниже 150 см.

Водитель должен быть внимательным, вежливым, не конфликтным, устойчивым к стрессам, иметь крепкое здоровье (малоподвижная работа плохо сказывается на состоянии организма), уметь прогнозировать опасность и адекватно реагировать на ситуацию.

Где работают водители автобусов

Водители работают на городских и пригородных автобусных маршрутах, международных рейсах. Многие подрабатывают частными перевозками на мобильных и компактных микроавтобусах, внутригородских рейсов или связывающих крупные населенные пункты с поселками и деревнями.

Экскурсионный автобус

Водитель экскурсионного автобуса зарабатывает больше, чем обычного рейсового, но и требования к нему более высокие

Перед выходом на рейс

В России водитель может получить штраф не только за отсутствие тахографа, но и за нарушение режима труда и отдыха. Режим регламентируется приказом Минтранса № 15. Конкретные требования зависят от характера (внутригородской, междугородний и международный) и дальности маршрута, режима учета рабочего времени и других факторов.

Чаще всего водители трудятся в течение стандартной рабочей недели, продолжительность которой составляет 40 часов. Для работ, которые невозможно подвести под этот график, применяется суммированный учет. При этом продолжительность одной смены может достигать 10–12 часов. В течение дня водитель может управлять транспортным средством (ТС) непрерывно в течение 9 часов.

Ежедневный медосмотр водителей

Медицинский работник проверяет готовность шофера к выходу на трассу

Перед каждым рейсом шофер обязан проходить медицинское освидетельствование. Проводится визуальный осмотр кожного покрова, слизистых, реакции зрачков, измеряется пульс и артериальное давление. Прием алкоголя определяется с помощью алкотестера, употребление наркотиков и психотропных веществ определяется в ходе проведения лабораторного анализа крови или мочи. Также медик спрашивает о самочувствии.

Сколько зарабатывает водитель автобуса в Москве и других регионах

Больше всего вакансий водителя автобуса открыто в Москве — почти 2400 (это 13 % от общего числа предложений). Шоферы востребованы в Краснодарском крае (770 вакансий), Смоленской (704 предложения), Ленинградской (645 вариантов работы) и Владимирской (590 вакансий) областях. Среднемесячная зарплата водителя автобуса в России за последние 36 месяцев — 42 736 рублей.

Междугородный автобус

Зарплата водителя в Москве

Автобус Мосгортранса

Это на 87 % выше среднего показателя по стране. Обычно на сайтах можно увидеть вакансии с такими зарплатами и требованиями:

  • перевозка рабочих на объекты на автобусе, требуется опыт работы от двух лет, вахта (30/30) — 50 тыс. рублей;
  • шофер туристического автобуса (маршрут по заказам), опыт работы — минимум один год, — 65–80 тыс. рублей;
  • работа с туристическими группами, корпоративными клиентами, делегациями, на постоянных междугородних маршрутах, опыт от трех лет, возможность работать вахтовым методом — 70–120 тыс. рублей.

Видео о водителе автобуса в Москве:

Зарплата водителя автобуса в регионах

Самые низкие оклады водителей в Северной Осетии (24 тыс. рублей), Псковской области (33 тыс. рублей), Карачаево-Черкесии (32 тыс. рублей), Вологодской области (37 тыс. рублей). Традиционно высокие зарплаты в таких регионах:

  • Ханты-Мансийский АО — 56 тыс. рублей;
  • Ингушетия — 59,7 тыс. рублей;
  • Ямало-Ненецкий АО — 61,4 тыс. рублей (на 80 % выше среднего показателя по России).

Автобусы в СПб

В белые ночи Санкт-Петербург становится у туристов самым популярным российским городом, а работа водителей — одной из самых востребованных

В Ленинградской области (исключая Санкт-Петербург) водители получают 39,8 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 51,2 тыс. рублей и более (в зависимости от места работы и стажа).

Зарплата водителя маршрутки

Маршрутка

Маршрутки, мобильные и останавливающиеся только по просьбе пассажира, — любимый вид транспорта у российских пассажиров

Возможны две схемы работы:

  1. У водителя есть своя машина. Сотрудник выплачивает определенную сумму транспортной компании, владеющей маршрутами, единоразово, затем каждый месяц — за право выходить на трассу. Все расходы (техобслуживание, топливо, мойка) водитель берет на себя.
  2. Работа через посредника. Водитель берет машину на прокат, платит аренду, самостоятельно заправляет и моет свой микроавтобус. Итоговый доход меньше, потому что прибавляются затраты на аренду.

Из схем работы становится понятно, что кроме вождения микроавтобуса у водителя много различных забот и трат.

Это интересно! Выдержка из интервью водителя маршрутки из Пензы с одним информационно-развлекательным сообществом. Водитель рассказал, что зарабатывает в среднем 5,5–6 тыс. рублей в день. За 30 дней работы (без выходных) получается около 180 тыс. рублей. Из этой суммы 30 тыс. рублей надо отдать транспортной компании. На свои деньги он делает текущий ремонт, моет машину, заливает бензин. Если собственной маршрутки нет, то около 100 тыс. рублей водитель передает ее собственнику. Кто хорошо умеет считать? Вопрос: сколько денег осталось у водителя из Пензы?

Водители автобусов зарабатывают сумму, которая примерно соответствует среднемесячной заработной плате в России. Но частники (водители маршрутных такси) получают меньше, особенно если работают без собственного транспортного средства. Кроме того, маршрутчики не могут взять больничный, их работодатели часто не делают отчисления в фонды, работа ведется без документов.

Профессия водителя автобуса недооценена по достоинству в нашей стране, ведь человек сидящий за рулем городского автобуса, маршрутки или везущий интуристов на экскурсию, отвечает не только за транспортное средство, за себя лично, но и за жизни своих пассажиров.

Я и раньше знал, что работа водителя автобуса (да и троллейбуса и трамвая) не сахар. Ранние подъёмы, поздние приходы, постоянные стрессовые ситуации - недовольные пассажиры, неисправная техника, жёсткая обстановка за рулём. Регулярные проверки, ревизоры, штрафы, и ответственность за всё. Да это просто святые люди, что за такие копейки на такое идут!

Оказывается, нет. Я просто вообще не представлял насколько глубоко всё запущено. Это не маршруткоконтора города Усть-Пердюйска. Это не полуобанкротившееся ПАТП депрессивного облцентра. Это "Мосгортранс" - транспортное предприятие столицы страны, самого богатого города России! Тут не какая-то специальная чернуха, просто заметки бывшего водителя, транспортного фаната в прошлом, который с детства мечтал водить автобус. Итак, поехали.



1. Водители сами вынуждены ремонтировать свои автобусы.
В нормальных парках за выпуск исправной техники отвечает штат механиков. В МГТ формально тоже. Но по факту, им на всё плевать, водитель сталкивается с проблемами один на один. Хочешь работать - ковыряйся в промасленных железяках сам! Порой ещё и запчасти за свои деньги надо покупать.

Мало того, что у водителя постоянные переработки, так он ещё вынужден выполнять чужую работу, причём бесплатно.

2. Формально оплачиваемая смена - 12-14 часов. Но в неё входит только перегонка автобуса до парка и 30 минут на мойку, заправку, медосмотр и прочие формальности. По факту же очереди на заправку и мойку могут растянуться на 1-2 часа, за которые водителю уже никто не платит.

Подъезжаю к парку в 21.50 и вижу, что очередь на заправку растянулась с улицы. В 22.30 выезжаю с заправки и встаю в очередь на мойку. В 23.25 прохожу мойку и гоню автобус на смотровую яму. В 23.50 прохожу послерейсовый медицинский осмотр, сдаю выручку за проданные билеты в отдел сборов. Прикидываю: на работу я прибыл в 5.50 утра, а уезжаю с неё в 0.10.

3. Вполне логично, что после 14-(а по факту - 18)часовой смены человеку нужен отдых и сон. Особенно, если он работает за рулём, особенно если он возит людей. Но нет!

В 4.00 звонит будильник, с дикой головной болью и трясучкой в теле встаю и иду умываться. Руки с трудом слушаются. Наливаю кофе в термос, беру с вечера подготовленные бутерброды. В 4.25 выезжаю на работу, сажусь в машину. Такое чувство, что мотор не успел остыть. В 4.50 прибываю в парк, как обычно ставлю машину, прихожу в диспетчерскую, получаю документы, прохожу медика.

4. Выходные назначаются произвольно и в самый последний момент. Водитель может не знать до конца смены будет ли следующий день рабочим или можно будет отдохнуть. Личная жизнь и свои дела водителю не полагаются. Спланировать ничего с таким хаотичным графиком невозможно.

* * *
Абсолютно хаотичный, бессистемный и убийственный график работы;

С момента выезда из парка, до момента заезда проходит от пятнадцати до восемнадцати часов. Хорошо если на следующий день поставят выходной, а если нет?! Не каждый человек способен столько работать. Да и оплата труда при таких условиях совершенно несоизмерима с затраченными усилиями. Нет системного графика, 5/2, 2/2, 1/1… Вопрос выходного всегда открыт. Нет возможности что-то запланировать, ибо не известно выходной это будет день, или рабочий. Выходной, как правило, всегда один. За два года работы, по пальцам одной руки могу пересчитать, когда я отдыхал два дня подряд. Даже отработав два или три дня подряд по пятнадцать – восемнадцать часов все равно дадут один выходной, который весь пройдет в дремоте, а потом все заново.

В 23.10 встаю в очередь на заправку. В 23.40 выезжаю с заправки и встаю в очередь на мойку. Пока стоял в очереди на мойку, успел сбегать в диспетчерскую и посмотреть наряд. Завтра выходной, УРА! В 00.15 выезжаю с мойки, ставлю автобус, сдаю документы механику колонны. Прохожу, медицинский осмотр, сдаю выручку за билеты и в 00.45 уезжаю домой. Прихожу домой в 01.10, принимаю душ и без сил обрушаюсь на кровать.

И о переработках!

5. Даже в выходной(!) приходится ходить в парк, чтобы узнать о наряде и маршруте на следующий день. И это в наш 21-й век.

После практически двух суток работы, проснулся я около 11 утра. Позавтракал, прибрался дома, сходил в магазин. На часах уже 15.00, решил немного отдохнуть и посмотреть какой-нибудь фильм, и заснул. На часах 17.30, нужно ехать в парк смотреть наряд. Нарядчица работает до 17.00 и раньше, чем она уйдет домой наряд увидеть нельзя, ибо он может просто измениться. Раньше наряд фотографировали и рассылали в группу нашей колонны по Ватс Апу, но сейчас это дело как-то заглохло, каждый сам за себя.

Отработал сутки, двое, а то и трое. Дают выходной, весь день проспал и ничего не успел. Организм толком не восстановился. Посмотрел в парке наряд, а вот выходной и прошел.

Разумеется, бесследно такое не проходит.

Ещё есть хороший ютуб-канал Реальный Мосгортранс. Бывший водитель 19 автобусного парка хорошо показывает все реалии и ньюансы работы водителем. Вот, например, его беседа с заместителем парка Качалой И., где последний признаётся какая жесть с запчастями и недовыпуском в Мосгортрансе. Или немного о буднях на неисправных автобусах и взаимодействии водителей и механиков (осторожно, ненормативная лексика).

Вот, это всё, чтобы вы понимали, какое дно сейчас "Мосгортранс", кто вас везёт в автобусе и в каком состоянии.

Во-многом, ситуация, конечно, доведена до такого именно из-за снятия троллейбусов, маршруты которых легли на плечи автобусников. Парков больше не стало, водителей тоже, слесарей - тем более. При выросшей нагрузке водителям приходится работать сверхурочно.

Не факт, конечно, что без ликвидации троллейбуса в автобусных парка было бы всё легко с работой. Но очевидно, что дальше будет только хуже - больше моек и заправок больше не становится, равно как и водителей. А маршрутов им всё больше и больше передают. Так что подумайте, следующий раз, точно ли безопасно ехать на таком автобусе с неспавшим очередные сутки водителем.


Профессия водителя в нашей стране одна из самых популярных среди мужчин. Все чаще среди шоферской братии встречаются прекрасные дамы. Насколько высок доход от такой работы? Какой транспорт выгоднее водить? Как отличается уровень зарплаты водителя в разных регионах России и в мире?

Сфера деятельности

Водитель в общем смысле слова - это физическая работа, не требующая специального образования и дипломов. Достаточно иметь права нужной категории и опыт, соответствующий заявленным работодателем требованиям. Как правило, на подобные вакансии откликаются мигранты и приезжие, которым требуется работа на время. По причине постоянной текучки кадров и высоких рисков при сдаче автомобилей в аренду, труд водителей оплачивается не так дорого, как хотелось бы. Влияние на зарплату также отказывает участие государства в роли владельца компании-работодателя. Зачастую пассажироперевозки - это бизнес, подверженный влиянию диаспор (особенно в крупных городах), сезонности. Иногда зависит от договоренностей со смежными по направленности отраслями бизнеса.


Доход водителей автобуса/троллейбуса

В Москве и Санкт-Петербурге водитель крупногабаритного общественного транспорта получает в среднем 45-55 тысяч рублей. Окончательный доход зависит от нагрузки, дополнительных смен и опыта работы. Маршрут и время суток, в которые трудится водитель, также влияют на размер дохода. Верхняя граница крутится в диапазоне 80-90 тысяч рублей. В регионах доход водителя составляет 25-34 тысячи в месяц. Согласно данным Росстата, среднемесячная зарплата водителя на территории РФ за 2018 год составляет 42 250 рублей. Лидером по заработной плате в регионах стала Амурская область - 74 000 рублей в месяц, второе место у Красноярского края - 69 000 рублей, на третьем месте водитель республики Тыва - 64 000 рублей. Меньше всего оплачивается такая работа в Краснодарском крае, Приморье, Саратовской области, Волгограде, Ростовской и Кемеровской областях.

Максимальную зарплату получают водители автобуса в Люксембурге - 8270$ в месяц, что примерно на тысячу больше, чем у среднего российского водителя в год. За ними следуют водитель Швейцарии (7186$ в месяц) и Норвегии (4175$ в месяц). Для сравнения, в мировом рейтинге Москва по размеру заработной платы водителя занимает 46-е место.

Зарплаты водителей маршруток

Государственные маршрутные такси работают по принципу автобусов и троллейбусов. Поэтому заработная плата водителей практически не отличается и составляет 50-70 тысяч в месяц в центральном регионе России. Владельцы частных фирм пользуются наиболее востребованными маршрутами, разрешают набирать людей в машину "под завязку", собирают пассажиров не только на остановках и высаживают, где заблагорассудится. Отсюда заработок водителя растет и составляет 70-80 тысяч в месяц.

Доход квалифицированных водителей маршрутных транспортных средств в Германии составляет, в переводе на рубли, 135-187 тысяч в месяц. Французский шофер получает эквивалент 127-149 тысяч рублей в месяц. Американский и канадский водитель - 3-3,5 тысячи долларов (195-222 тысячи рублей в месяц). Расчет ведется исходя из зарплат в столицах.

Доходы таксистов

В центральных городах России большая конкуренция в этой сфере деятельности. Появление возможности заработка подобным способом у любого желающего сформировало снижение доходности. Средняя зарплата таксиста в столице составляет 60 тысяч рублей. При этом сумма заработка в день очень нестабильна, зависит от времени суток, дня недели и т. п. Можно заработать в сутки 5000 рублей, а можно окупить только затраты на бензин.

Доход водителя такси в Дубае составляет сумму, эквивалентную 400 тысяч рублей в месяц, в Берлине - 112 тысяч рублей, в Индии - всего 17 тысяч. При этом необходимо обслуживать полностью свой транспорт и платить налоги. Уровень жизни в стране в целом и налогообложение также влияет на величину среднемесячного заработка.


Другие категории

Самым высокооплачиваемым специалистом среди водителей считается дальнобойщик. Их доход в России составляет от 100 тысяч рублей и выше. Работа эта действительно тяжелая, требует выносливости, опыта. Дальнобойщики часто лишены семейного очага, так как редкая женщина может выдержать испытание постоянным отсутствием супруга. Популярностью пользуется работа водителем поезда метро. Доход такого специалиста 80-90 тысяч рублей. Но желающим освоить эту профессию предстоит долгое обучение, сама по себе работа сложная и чревата проблемами со здоровьем.

Интересно, что у водителей общественного транспорта в странах СНГ зарплата не сильно отличается от россиян. В Беларуси среднестатистический водитель автобуса получает 40143 рублей (в российских деньгах), троллейбуса - 24870 рублей, трамвая - 18652 рублей. На Украине доход специалистов в этой профессии составляет от 11 до 34 тысяч рублей (в пересчете на российские деньги).

Динамика

Рост дохода в муниципальных службах происходит очень медленно. Частные компании искусственно создают ажиотаж на маршрутах. Пускают мало машин в час пик, забивают транспорт людьми.

По данным Росстата за последние годы наблюдается динамика роста средней заработной платы у водителей общественного транспорта. Шаг роста небольшой.

2014 год 37011р.
2015 год 38982р.
2016 год 41510р.
2017 год 43967р.

Для желающих стать водителем в регионах есть хорошая возможность заработать на междугородних и международных рейсах. Доход водителей в этой категории перевозок стабильно растет, тарифы на перевозки повышаются ежегодно. Средний заработок достигает 123 тысяч рублей в месяц. В зависимости от дальности маршрута и сложности.


От чего зависит заработная плата водителя

Существует ряд требований к шоферу, соблюдение которых автоматически влияет на повышение его дохода:

  • безаварийная езда;
  • стрессоустойчивость, отсутствие вредных привычек;
  • дисциплинированность;
  • способность управлять различными категориями транспорта;
  • готовность к тяжелому многочасовому монотонному труду.

Идеальный водитель общественного транспорта выглядит так: опыт работы в пассажироперевозках с численностью более тридцати человек не менее двух лет, без вредных привычек, абсолютно здоровый, безаварийная езда на протяжении всей деятельности.

Плюсами от работы в сфере пассажироперевозок шофер получает увеличенный до 42 дней в году отпуск, бесплатный проезд на общественном транспорте, премии и спецодежду. Некоторые компании-работодатели оплачивают мобильную связь сотрудникам, предоставляют путевки на отдых, учитывают в расчете заработной платы выслугу лет.

Одна или несколько школ в каждом жилом квартале – привычное явление для жителей Минска. Между тем за МКАД есть населенные пункты, в которых школ нет совсем, а учеников в соседние поселки на учебу возят школьные автобусы. Корреспондент Автобизнеса проехала с водителем одного из них и узнала, как добираются в школу дети в области.

"Состояние техники зависит не от года выпуска, а от хозяина"


С начала 2000-х в Беларуси реализуется программа оптимизации малокомплектных учебных заведений. Из небольших населенных пунктов, где школы были закрыты, в более крупные и обратно детей возят бесплатно. Александр Юшко, с которым мы сегодня поедем, возит детей по маршрутам из города Червеня, деревень Клинок, Петровинка, Озерный, санатория-профилактория "Волма" и агрогородка Валевачи в школы в агрогородках Турец и Валевачи.

Середина октября, на часах 6.15, за окном еще совсем темно. Но у кого-то рабочий день давно начался – по пути из Минска в Червень заезжаем на заправку на въезде в город, а там уже заправляется один из автобусов.


С героем нашего материала встречаемся на стоянке на улице Ленина, где ночует транспорт. Его рабочий день начался в 6 утра. Сейчас водитель готовится к выезду, заполняет документацию, делает записи в журнале.

"Я уже успел пройти предрейсовый медосмотр. Сейчас нам нужно ехать на заправку, а потом – в путь. " – таковы ближайшие планы нашего собеседника, а заодно и наши.


Выходим из помещения во двор и садимся в один из желтых автобусов с надписью "Школьный".

"Этому ПАЗ-32053 уже 8 лет, он один из самых старых у нас. Кроме него есть автобусы, которым два года, три, пять. Я тут работаю 13 лет, этот автобус получал новым в 2013 году. Несмотря на возраст, автобус крепкий – состояние транспорта ведь зависит не от года выпуска, а от хозяина. Например, у моего пробег 268 тысяч километров, у него все "родное". Тут стоит еще один точно такой же автобус того же года с пробегом около 150 тысяч. На нем водители постоянно менялись – и состояние его гораздо хуже, в нем уже дважды меняли двигатель. И так со всеми машинами: если ездит ответственный человек, который о ней заботится, она и через 8 лет будет в хорошем состоянии, а если водитель смотрит за автобусом плохо, даже 5-6-летний будет выглядеть и ездить хуже".


По словам Александра, основная причина, почему не все задерживаются в профессии, – работа сложная и ответственная, а зарплата невысокая.

"Есть люди, которые работают тут много лет. Для молодежи это временный вариант, они соглашаются поработать год, два, три на новом автобусе, а потом ищут места с зарплатой повыше – идут в дальнобойщики, маршрутки водят или в Минске работу ищут. Некоторые водители из колхоза соглашаются возить детей помимо основной работы, но делать что-то еще, следить за машиной не хотят. В результате получается, пока автобус новый, он ездит, а как начинает ломаться, появляются проблемы".


Помимо доставки детей в школы водители автобусов возят их на экскурсии, однако сейчас в связи с пандемией подобных выездов стало значительно меньше.


К слову, помимо поездок водители должны следить за техническим состоянием школьных автобусов. Они выполняют ремонт транспорта, покраску и сварочные работы, моют его, убирают в салоне. Этим нередко занимается Александр, пока дети находятся на уроках.

"Сейчас детей отвезу и поеду менять масло. Пазик – легкий в ремонте автобус. Я его при необходимости могу разобрать и собрать заново. Новые МАЗы, которые закупают сейчас, сложнее в обслуживании, потому что там много электроники, но они комфортнее.


Что касается времени ремонта, тут зависит от того, кто ремонтирует. Есть работы, на которые я трачу полчаса-час, а другой человек делает то же самое несколько дней или неделю. Например, однажды зимой в 15-градусный мороз пришлось в дороге менять подшипник. К счастью, с собой у меня была запчасть, я справился за полчаса и поехал дальше".


Автобус выезжает с заправки и забирает с одной из остановок замдиректора по воспитательной работе Валевачёвской школы Леонида Васильевича – он будет сопровождать детей в поездке.

"Сначала мы заберем троих детей в Червене. Если Егор выздоровел, их будет четверо. Потом заедем в Клинок и Волму – заберем детей там и отвезем в школу в Турец. Затем вернемся обратно в Клинок и заберем "своих" детей – из Валевачёвской школы. Потом сделаем еще один круг за ребятами в Озерный, – описывает он маршрут. – Всего в нашей школе учится около 130 детей, из них в школу мы ежедневно подвозим около 30-ти".


Автобус тормозит возле остановки, в салон, поздоровавшись, заходят трое детей. Они рассаживаются на свободные места, пристегиваются, и Александр трогается.

"Как правило, со мной из года в год ездят одни и те же дети. Одни заканчивают школу, приходят первоклашки. Но когда едешь со своими, они меня знают, помнят, что в автобусе можно делать, а что нельзя. А вот когда везешь новых, например, на экскурсию в Минск или по району, они не знают правила, бывает, ведут себя не совсем хорошо, где-то начинают баловаться. Это раньше было, что сельские спокойнее, покладистее. Сейчас дети все в интернете – что сельские, что городские ведут себя одинаково. Бывает, приходится останавливаться и объяснять, как вести себя в автобусе, ведь они своим поведением отвлекают меня от дороги.


Например, так как водители убирают автобусы самостоятельно, мы просим не есть и не пить чай во время движения, а просить остановиться, так как дети часто разливают его. А если сиденья тканевые, на них остаются пятна".


Мы интересуемся: будет ли автобус ждать ребенка, если тот опаздывает?

"Если ребенок проспал, родители звонят, предупреждают. Мы можем задержаться на минуту-две, но не больше. Пусть тогда родители сами ищут способ доставить его в школу – везут на рейсовом автобусе или просят соседей на машине. Но такие ситуации случаются редко – у нас люди на работу встают рано. Если родители ушли и старшеклассник собирается на учебу сам, то обычно относится к этому ответственно и не опаздывает", – говорит Леонид Васильевич.


Меж тем Александр рассказывает, что в морозы дети тоже ездят на учебу, занятия никто не отменяет. Зимой работать сложнее в том плане, что приходится раньше приходить, чтобы автобус отогреть и завести. Но в целом мороз и снегопады пазику нипочем – эти автобусы созданы для бездорожья и с сугробами справляются легко. Тем более что дороги, по которым ездит школьный автобус, асфальтированные, их достаточно неплохо чистят.

"Мой отец был водителем, и мне с детства нравилось ездить с ним в машине"


На улице рассветает. Тем временем автобус делает еще несколько остановок – теперь он заполнен школьниками, которые едут на учебу в Турец.

"Я сам выпускник этой школы, – рассказывает Александр. – Первые четыре года учился в старом здании, позже построили новую школу, а в старом сделали общежитие для учителей, позже они приватизировали там жилье. Помню, в старой школе еще были парты с откидными крышками, а писали мы чернилами".


После школы Александр окончил училище, где получил "права" категории "С", удостоверение тракториста-машиниста, экскаваторщика и водителя бульдозера. В армии сдал на категорию "В". После армии была получена категория "Е", а на категорию "D" Александр отучился за счет работодателя, когда ему предложили водить школьный автобус.

"Мой отец был водителем первого класса, часто брал меня с собой на работу, мне его профессия очень нравилась. После армии я тоже устроился водителем на строящуюся под Руденском атомную станцию. Работа мне нравилась, но грянул Чернобыль, нас стали бросать по командировкам, к тому же шанс получить жилье сошел на нет. Поэтому я пошел работать в Червень в мелиорацию и вскоре получил дом в городе. Отработав в этой сфере 22 года, принял решение получить категорию "D" и пойти работать водителем школьного автобуса".


Приезжаем в Турец, школьники отправляются на учебу, а автобус разворачивается. В Клинке помимо школьников в салон садятся двое малышей, которые едут в сад, – дети ведут себя в дороге очень спокойно.


В Озерном их встречает воспитатель, а салон автобуса заполняется детьми, которые едут на учебу в Валевачи. Тем временем Александр рассказывает о том, как в августе 2021 года принял участие в конкурсе водителей школьных автобусов Минской области и занял там второе место.

"На конкурсе я второй раз будто сдал на "права". Во время испытаний нужно было ответить на теоретические вопросы, проехать несколько элементов – "змейку", "дворик" и "эстакаду", правильно остановиться для посадки-высадки пассажиров – между выдвижной платформой и бордюром должно быть 10 сантиметров, рассказать, как правильно вести себя в нестандартных ситуациях, например, если на одном из пассажирских сидений порвался ремень безопасности или в салоне произошло задымление".


К слову, в конкурсе водителей школьных автобусов победила женщина – Елена Коробейко из Узденского района.

"Елена, насколько я знаю, единственная женщина в нашей профессии в Минской области. Но я считаю, что не женская это работа. Это же не только за рулем сидеть, но и ремонтировать автобусы надо, а тут мужская сила нужна. Да и без ремонта работа непростая – в среднем без экскурсий я проезжаю в день почти 190 километров".



Автобус высаживает детей у школы и делает еще один рейс за ребятами в Озерный. Вместе с ними в автобус садится другая сопровождающая – замдиректора по учебной работе Елена Евгеньевна.

"Мы очень довольны нашим водителем. Автобус всегда чистый, исправный. И мастер на все руки – иногда школе помогает. И за советом к нему обратиться можно – раз дома давление воды в трубах поднялось, котел потек, я не знала, что делать. Так он подсказал. Без его совета, наверное, потоп бы был".



Школа в агрогородке Валевачи жителю Минска кажется небольшой, но по меркам поселка у нее есть перспективы. В параллелях по одному классу, в каждом учится 15-18 человек. В школе есть компьютеры, интерактивная доска в классе информатики, интернет – словом, технологиями дети не обделены.





На этом мы прощаемся с Александром. На часах 8.50, он высаживает пассажиров возле школы и едет обслуживать автобус. После 14.30 его ждет обратная дорога – из Турецкой школы в Клинок и Волму, после чего два рейса из Валевачёвской школы в Клинок и Озерный. Около 17.10 он закончит свой рабочий день, а завтра снова в 6.30 выедет на маршрут.

Читайте также: