К обеспечению и проведению поисковых и аварийно спасательных работ могут привлекаться
Обновлено: 18.05.2024
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.
1.1. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации.
2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
3. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 88 ВЗК РФ
Поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы включают:
- поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;
- оказание помощи населению при стихийных бедствиях.
Организация и проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ возлагается на аварийно-спасательную службу гражданской авиации (АСС ГА), входящую в состав государственной поисково-спасательной службы и выполняющую эти работы во взаимодействии с другими ведомствами. Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.
Непосредственное проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения полетов возлагается на должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА.
Руководитель поисково-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие и проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для выполнения указанных работ. Для организации поисково-спасательных работ территория управления ГА по согласованию с командованием ВВС военного округа делится на районы ответственности поисково-спасательного обеспечения ОАО. Каждое управление ГА совместно с объединением ВВС и другими ведомствами разрабатывает инструкцию и план взаимодействия по организации и проведению поисково-спасательных работ, которые утверждаются командующим войсками военного округа.
В состав аварийно-спасательной службы входят:
- поисковые летные экипажи;
- аварийно-спасательные команды аэропортов;
- самолеты и вертолеты, наземный транспорт высокой проходимости, а также спасательные катера.
Состав сил и средств аварийно-спасательной службы определяется начальником управления ГА в соответствии с требованиями законодательства в зависимости от размеров районов ответственности, условий базирования и выполняемых задач. Спасание воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляется немедленно и безвозмездно, независимо от их ведомственной и государственной принадлежности. Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации. Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при его отсутствии — руководителем поисково-спасательных работ, и выполняются в случаях:
Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя. При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух — трех человек, в том числе медицинский работник. Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования, — для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.
Аварийно-спасательные работы организуются и выполняются в случаях:
Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома возлагается на заместителя начальника аэропорта или другое должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА. Руководитель аварийно-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, проведение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для этих целей. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:
Для выполнения аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда, действия которой определяются специальной инструкцией. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).
Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
- подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;
- оснащение воздушных судов государственной авиации (далее — воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;
- оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
- организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
- подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;
- организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее — пункты управления полетами) и координационных центров;
- организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;
- организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.
Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживания в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.
1. Воздушное судно признаётся терпящим бедствие, если такому судну или находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий членов экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и место нахождения которого неизвестно.
2. Потерпевшим бедствие признаётся воздушное судно, получившее при рулении, взлёте, полёте, посадке или в результате падения серьёзное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.
3. Терпящее или потерпевшее бедствие пилотируемое воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию.
1. Для своевременного оказания помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам, их пассажирам и экипажам используются единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения об опасности (далее — сигналы бедствия).
2. Перечень технических средств, подлежащих обязательной установке на воздушных судах для передачи сигналов бедствия, определяется федеральными авиационными правилами.
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.
1.1. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации.
2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
3. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счёт средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Полёты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.
1. Поиск и спасание пассажиров и экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, являются безвозмездными.
2. Эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта или иными силами за счёт средств эксплуатанта.
Эвакуация людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с места бедствия осуществляется привлекаемыми поисковыми и аварийно-спасательными силами и средствами авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации обязаны участвовать в организации поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и до прибытия поисковых и аварийно-спасательных сил принять неотложные меры по спасанию людей, оказанию им медицинской и другой помощи, охране данного воздушного судна и находящихся на его борту документации и имущества.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе привлекать для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ юридических лиц при условии возмещения понесённых ими расходов за счёт средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
5. Пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов Российской Федерации.
Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации.
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря, в которых ответственность за организацию воздушного движения несёт Российская Федерация, осуществляются уполномоченными органами в соответствии с пунктом 1 статьи 88 настоящего Кодекса.
2. Поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа на территории иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в данном государстве, и с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
1. Командир потерпевшего бедствие воздушного судна или другой член экипажа этого воздушного судна, а также иной гражданин, которому стало известно о потерпевшем бедствие воздушном судне, обязаны немедленно оповестить об этом ближайшие орган местного самоуправления, организацию или воинскую часть, которые в свою очередь обязаны немедленно проинформировать о случившемся соответствующее авиационное предприятие либо уполномоченный орган в области использования воздушного пространства, уполномоченный орган в области гражданской авиации, уполномоченный орган в области обороны или уполномоченный орган в области оборонной промышленности.
2. Должностные лица авиационного предприятия, которым стало известно о потерпевшем бедствие воздушном судне, обязаны немедленно оповестить об этом уполномоченный орган в области гражданской авиации и уполномоченный орган в области использования воздушного пространства.
1. В случае, если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учёт этого воздушного судна.
1.1. В случае, если все принятые для поиска людей, потерпевших бедствие на море, меры не дали результатов, решение о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации принимается уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, принявшим решение о поиске людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с привлечением таких сил и средств.
2. Решение о прекращении поиска потерпевшего бедствие воздушного судна иностранного государства принимается уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
3. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращён, считается пропавшим без вести.
Аварийно-спасательные работы (АСР) – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Для проведения аварийно-спасательных работ привлекаются силы гражданской обороны в составе подразделений войск гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны и других формирований.
Проведение аварийно-спасательных работ
Также читайте в материале по ссылке, что такое: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)
Цели, задачи и что в себя включают
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
- розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
- вывоз (вывод) населения из опасных зон;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
К аварийно-спасательным работам относятся:
- Горноспасательные работы.
- Газоспасательные работы.
- Противофонтанные работы.
- Поисково-спасательные работы.
- Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.
- Работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
- Работы по ликвидации последствий радиационных аварий.
- Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Этапы проведения
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие основные этапы:
- поиск пострадавших;
- деблокирование пострадавших;
- оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
- эвакуация пострадавших из зон опасностей (мест блокирования) на пункт сбора.
Поиск пострадавших представляет собой совокупность действий спасателей, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение видов и объемов необходимой помощи.
Деблокирование пострадавших есть совокупность организационных мероприятий и технологических операций, выполняемых спасателями с целью доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.
Первая медицинская помощь оказывается пострадавшим на месте их деблокирования с целью спасения жизни пострадавших путем устранения воздействия поражающих факторов и приведения пострадавшего в состояние, позволяющее осуществлять эвакуацию из опасной зоны. Оказание медицинской помощи в ряде случаев производят на пункте сбора пострадавших после их эвакуации.
Эвакуация пострадавших из мест блокирования заключается в организованной и быстрой доставке пострадавших в безопасные места, на пункты сбора или лечебные учреждения.
В таблице приведены этапы проведения аварийно спасательных работ и соответствующие им действия.
- разведка и прокладка путей движения формирований и участков будущих работ;
- розыск потерпевших и спасение их из заваленных, разрушенных зданий, помещений, а также пострадавших от затопления и задымления.
- локализация и тушение пожаров на пути следования формирований и области работ;
- прокладка проездов (проходов) в заваленных и на заражённых участках;
- обеспечение подачи воздуха в заблокированные сооружения, у которых повреждена вентиляция;
- взлом разрушенных сооружений и завалов, спасение оставшихся там людей.
- предоставление скорой медицинской помощи пострадавшим;
- транспортировка их в больничные учреждения.
- эвакуация выжившего населения из опасной зоны в безопасные области;
- санитарная обработка населения;
- обработка и обеззараживание их одежды, воды и продовольствия, техники и сооружений;
- обеспечение питанием нуждающихся
Обеспечение населения
Первоочередное обеспечение населения – это своевременное удовлетворение основных потребностей населения, пострадавшего от военных действий, и включает в себя медицинское обслуживание, в том числе оказание первой медицинской помощи, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.
Более подробно по теме раздела читайте в материале: Организация первоочередного жизнеобеспечения населения.
Средства проведения АСР
Дорожно-землеройные
- Экскаваторы (ЕА-17, ЭОВ-4421, АТЕК-4321В, ЭО-4225, ЭО-2621, ЭО-2626 и др.);
- Бульдозеры (ДЗ-171,4. Т-25,01, БР-1, ДЗ-141 УХЛ, ДЗ-42В, АМКОДОР-872, БКТ-РК 2 и др.);
- Грейдеры (ДЗ-122, ДЗ-200, ДЗ-98 В.1 и др.);
- Землеройные машины (МДК-3, БТМ-3, ТМК-2, ТМК-3 и др.).
Для преодоления препятствий
- Машины разграждения (ИМР-2, ИМР-2М и др.);
- Путепрокладчики (БАТ-2, ПТК-2 и др.);
- Мостостроительные установки и комплекты (УСМ-2, КМС-Э и др.);
- Механизированные мосты (ТММ-3 М1, ПМП и др.);
- Плавающие гусеничные транспортеры (ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3 и др.).
Малая механизация
Аварийно-спасательные
Грузоподъемные
- Краны (КС-2573, КС-3574М, КС-45719-1, КМЦ-10, КС-45721, КС-45721, КС-3578КЗ и др.);
- Манипуляторы (МКС-4032, БМ-111, МКС-5531 и др.);
- Подъемники (АПТ-17Э (3307)П-42, АГП-18.02 и др.).
Электроснабжения
- Передвижные силовые электростанции (ЭД 8 –Т4-1 ВПМ 1, ЭД 30-Т400-1 РПМ 2, ЭД 60-Т 400-РП, ЭД 100-Т 400 РП и др.);
- Электроагрегаты (АБ 0,5-230-В, АБ 4-230-ВП и др.);
- Компрессорные станции (ПКСД-5,25 Д, ЗИФ-ПВ-5М, ПР-8, ПВ-10/8 М 1, ПР-12 и др.).
Способы ведения
Учения аэропорту Пулково (г. Санкт-Петербург)
Статья 88 Воздушный кодекс РФ . Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море
Статья 88. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.
1.1. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации.
2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
3. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 88 Воздушный кодекс РФ
Поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы включают:
- поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;
- оказание помощи населению при стихийных бедствиях. Организация и проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ возлагается на аварийно-спасательную службу гражданской авиации (АСС ГА), входящую в состав государственной поисково-спасательной службы и выполняющую эти работы во взаимодействии с другими ведомствами. Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.
Непосредственное проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения полетов возлагается на должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА.
Руководитель поисково-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по организации поиска и спасания, терпящих или потерпевших бедствие, и проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для выполнения указанных работ. Для организации поисково-спасательных работ территория управления ГА по согласованию с командованием ВВС военного округа делится на районы ответственности поисково-спасательного обеспечения ОАО. Каждое управление ГА совместно с объединением ВВС и другими ведомствами разрабатывает инструкцию и план взаимодействия по организации и проведению поисково-спасательных работ, которые утверждаются командующим войсками военного округа.
В состав аварийно-спасательной службы входят:
- поисковые летные экипажи;
- аварийно-спасательные команды аэропортов;
- самолеты и вертолеты, наземный транспорт высокой проходимости, а также спасательные катера.
Состав сил и средств аварийно-спасательной службы определяется начальником управления ГА в соответствии с требованиями законодательства в зависимости от размеров районов ответственности, условий базирования и выполняемых задач. Спасание воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляется немедленно и безвозмездно, независимо от их ведомственной и государственной принадлежности.
Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации. Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при отсутствии руководителем поисково-спасательных работ и выполняются в случаях:
- получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
- если в течение 10 мин. после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;
- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
- если при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин. установить не удалось;
- указания командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.
Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя. При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух-трех человек, в том числе медицинский работник. Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.
Аварийно-спасательные работы организуются и выполняются в случаях:
- предпосылок авиационных происшествий, если требуется эвакуация воздушного судна;
- оказания помощи населению при стихийных бедствиях;
- по требованию других организаций и ведомств в соответствии с планом взаимодействия;
- по указанию командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.
Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома возлагается на заместителя начальника аэропорта или другое должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА. Руководитель аварийно-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, проведение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для этих целей. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:
- "Тревога" - когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 мин.;
- "Готовность" - когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 мин. и более.
Для выполнения аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда, действия которой определяются специальной инструкцией.
Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).
Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;
оснащение воздушных судов государственной авиации (далее - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;
оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;
организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее - пункты управления полетами) и координационных центров;
организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;
организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.
Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживании в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.
Более подробно о проведении спасательных работ судов государственной и экспериментальной авиации предлагаем обратиться к Приказу Минобороны России и Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 июля 2004 г. N 206/37 "Об утверждении Наставления по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации" .
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.
1.1. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации.
2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
3. Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 88 ВЗК РФ
Поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы включают:
- поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;
- оказание помощи населению при стихийных бедствиях.
Организация и проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ возлагается на аварийно-спасательную службу гражданской авиации (АСС ГА), входящую в состав государственной поисково-спасательной службы и выполняющую эти работы во взаимодействии с другими ведомствами. Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.
Непосредственное проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения полетов возлагается на должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА.
Руководитель поисково-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие и проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для выполнения указанных работ. Для организации поисково-спасательных работ территория управления ГА по согласованию с командованием ВВС военного округа делится на районы ответственности поисково-спасательного обеспечения ОАО. Каждое управление ГА совместно с объединением ВВС и другими ведомствами разрабатывает инструкцию и план взаимодействия по организации и проведению поисково-спасательных работ, которые утверждаются командующим войсками военного округа.
В состав аварийно-спасательной службы входят:
- поисковые летные экипажи;
- аварийно-спасательные команды аэропортов;
- самолеты и вертолеты, наземный транспорт высокой проходимости, а также спасательные катера.
Состав сил и средств аварийно-спасательной службы определяется начальником управления ГА в соответствии с требованиями законодательства в зависимости от размеров районов ответственности, условий базирования и выполняемых задач. Спасание воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляется немедленно и безвозмездно, независимо от их ведомственной и государственной принадлежности. Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации. Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при его отсутствии - руководителем поисково-спасательных работ, и выполняются в случаях:
Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя. При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух - трех человек, в том числе медицинский работник. Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования, - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.
Аварийно-спасательные работы организуются и выполняются в случаях:
Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома возлагается на заместителя начальника аэропорта или другое должностное лицо, назначенное приказом командира (начальника) предприятия ГА. Руководитель аварийно-спасательных работ несет ответственность за своевременное принятие мер по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, проведение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов, а также за постоянную готовность сил и средств, выделенных для этих целей. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:
- "Тревога" - когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 мин.;
- "Готовность" - когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 мин. и более.
Для выполнения аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда, действия которой определяются специальной инструкцией. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).
Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
- подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;
- оснащение воздушных судов государственной авиации (далее - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;
- оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
- организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
- подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;
- организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее - пункты управления полетами) и координационных центров;
- организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;
- организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.
Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживания в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.
Читайте также:
- Как оформляется введение в курсовой работе пенсии по инвалидности
- Кто в организации должен распределить обязанности и полномочия по охране труда между работниками
- Приказ о проведении нормирования труда на предприятии образец
- Когда можно выходить на работу после блефаропластики
- Структура безработных по способам поиска работы по субъектам