Нужны ли справки с места работы для оформления пенсии

Обновлено: 17.05.2024

Перед оформлением пенсии работники, в том числе давно уволившиеся, зачастую обращаются в бухгалтерию или отдел кадров для получения различных документов (к примеру, справок о стаже или заработке). Давайте разберемся, какие действия законодательство обязывает совершить работодателя, чей работник начали оформлять выход на пенсию.

Пенсионный возраст

Для начала напомним, что с 2019 года пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости по общему правилу составляет для мужчин 65 лет, а для женщин — до 60 лет. Предусмотрен переходный период, который продлится с 2019 года по 2027 год включительно. В течение этого времени будет применяться прежний пенсионный возраст (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), но увеличенный на определенное количество месяцев (от 12 до 60). В 2028 году выйдут на пенсию мужчины 1963 года рождения в возрасте 65 лет и женщины 1968 года рождения в возрасте 60 лет.

С чего начинается оформление пенсии

Также работник сам собирает и прикладывает к заявлению о назначении пенсии необходимые документы:

  • паспорт (не требуется, если заявление подается через личный кабинет гражданина);
  • трудовую книжку или другие документы, подтверждающие стаж (например, справку из центра занятости или военный билет);
  • справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд (то есть за пять лет) до 1 января 2002 года.

В отдельных случаях будущему пенсионеру потребуется собрать и другие документы (например, свидетельство о заключении или расторжении брака, справку об инвалидности, вид на жительство).

Однако некоторые действия, связанные с оформлением пенсии работника, обязан совершить и работодатель.

Выдаем трудовую книжку

Трудовая книжка — это основной документ, которым подтверждается стаж работника (ст. 66 ТК РФ).

Если человек трудоустроен, то за трудовой книжкой он, разумеется, обращается к своему работодателю. Причем, обычно для оформления пенсии работники просят выдать именно оригинал, а не копию. Дело в том, что существует разъяснение ПФР, согласно которому сотрудники фонда имеют право требовать от оформляющего пенсию работника (письмо ПФР от 29.12.2005 № 25-19/14554):

  • либо оригинал трудовой книжки;
  • либо её нотариально заверенную копию.

Организация обязана выдать работнику по его заявлению подлинник трудовой книжки в целях назначения пенсии. При этом максимум через три рабочих дня после представления трудовой книжки в подразделение ПФР работник обязан её вернуть (ст. 62 ТК РФ).

Формируем справку о заработке

Для расчета пенсии необходима информация о среднемесячном заработке будущего пенсионера. Довольно часто ПФР берет эти данные из своей базы персонифицированного учета. Для расчета подходят данные о заработке за 2000-2001 годы, которые сдавались в составе персонифицированной отчетности в тот период (ст. 30 Закона № 173-ФЗ). Однако в некоторых случаях подтверждать доход потребуется работнику. Так, ему может потребоваться справка о его заработке за любые пять лет подряд до 1 января 2002 года. За такой справкой он может обратиться к работодателю (настоящему или бывшему). Справка выдается при следующих условиях:

  • в подтверждаемый период работник работал и получал зарплату (или же если работодатель является правопреемником уже ликвидированной компании);
  • подтверждается период до регистрации работника в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (то есть, по сути, до получения работником пенсионного страхового свидетельства).

Заметим, что совсем не обязательно, чтобы справкой охватывался непосредственно пятилетний период. Если человек часто менял работу, то для пенсии он может собирать несколько справок за небольшие периоды от разных работодателей, чтобы, в результате, охватить 60 месяцев.

Если к вам обратиться работник за такой справкой, то ее нужно выдать не позднее трех дней со дня получения заявления (ст. 62 ТК РФ). Единой формы справки не существует, поэтому можете сформировать ее в произвольной форме.

Представляем индивидуальные сведения

На что ещё обратить внимание

При оформлении работника на пенсию также рекомендуем обратить внимание, в частности, на следующее:


Справка с места работы — один из самых востребованных документов кадрового менеджмента. Рассмотрим, на какие основные критерии следует ориентироваться при составлении этого документа.

Какие образцы справок с места работы существуют

Справка с места работы — документ, который может пригодиться:

  • при оформлении визы;
  • для предъявления суду;
  • для оформления больничного или декретного отпуска на новой работе;
  • для оформления госпособия по уходу за ребенком.

Структура справки с места работы может в значительной мере различаться в зависимости от конкретной цели составления документа.

Общая структура справки о месте работы

В большинстве случаев справка с места работы составляется для предъявления по месту требования. С точки зрения отражения фактов о сотруднике содержание справки может быть любым — главное, чтобы в ней было зафиксировано, что она сформирована именно для предъявления по месту требования.

Есть ряд типовых, хотя и неофициальных, критериев оформления соответствующей справки. Рассмотрим их.

Справка с места работы должна содержать основные реквизиты фирмы (ОГРН или ОГРН ИП, адрес, телефон). Реквизиты обычно указываются в самой верхней части документа — справа или посередине.

Ниже следует дата составления, а также номер документа.

Следующий элемент — текстовый блок, в котором отражаются данные о работнике: Ф. И. О., должность, ежемесячный оклад, стаж работы в фирме. Далее фиксируется, что справка подлежит предоставлению по месту требования.

Ниже указываются Ф. И. О. и должность руководителя фирмы, подпись и печать организации (при наличии).

Рассмотренная нами структура справки в достаточной мере универсальна, но иногда ее предстоит адаптировать к специфике места предъявления источника. Рассмотрим, как может выглядеть справка с места работы, подлежащая предоставлению в то или иное учреждение.

Как выглядит образец справки с места работы в суд

В ходе судебных слушаний представление справки с места работы, как правило, требуется в целях подтверждения занятости и доходов истца или ответчика, например, для назначения алиментов. В этом случае ответчик может быть обязан представить справку, в которой будут указаны:

  • его Ф. И. О., должность;
  • оклад или средний заработок;
  • стаж работы в компании.

Документ должен быть заверен печатью компании-работодателя (при ее наличии), а также подписью руководителя фирмы.

Справка с места работы для получения визы

Справка с места работы для получения визы может соответствовать образцу документа, составленного по общим критериям, о которых мы рассказали выше. Дело в том, что в нем предполагается указание размера оклада и стажа работы сотрудника — именно тех сведений, которые в первую очередь нужны для оценки благонадежности туриста.

Вместе с тем в справках для виз приветствуются формулировки о том, что:

  • документ составляется именно для консульства определенной страны;
  • работник гарантированно сможет продолжить работу в фирме по возвращении из путешествия.

Также консульства позитивно относятся к справкам, напечатанным на фирменном бланке компании-работодателя.

Некоторые консульства выдают собственные бланки для заполнения. В данном случае лучше уточнить требования к содержанию и заполнению на сайтах визовых центров.

О том, как соблюсти требования консульств и оформить справку для получения работником визы правильно, узнайте из консультации эксперта КонсультантПлюс.

Для чего нужна справка с предыдущего места работы

Справка с предыдущего места работы чаще всего нужна, если новому работодателю необходимо корректно рассчитать больничные или декретные выплаты.

ВАЖНО! Если справка будет заполнена некорректно, ФСС не примет ее и исключит суммы доходов из среднедневного заработка. Именно поэтому очень важно заполнить документ правильно.

Образец заполнения справки, а также порядок ее оформления, можно найти в Готовом решении КонсультантПлюс, получив пробный бесплатный доступ к системе.

Образец справки с места работы по требованию органов соцзащиты

Подобная справка нужна для того, чтобы показать органам соцзащиты, что отец или мать ребенка не находится в отпуске по уходу за ним, с целью получения госпособия, назначаемого по приказу Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1012н.

Форма данной справки законодательно не утверждена. Для подобных целей подойдет документ, представленный в общей структуре, но его обязательно следует дополнить формулировкой, соответствующей конкретной ситуации (например, о том, что сотрудник не использует отпуск по уходу за ребенком).

Где можно скачать бланк и образец справки с места работы

Бланк и образец справки с места работы, адаптированные для предъявления в те или иные учреждения, доступны на нашем портале.

Бланк справки с места работы

Итоги

Справка с места работы может потребоваться в самые разные типы учреждений — частные, государственные и даже международные. Главное при их составлении — учесть требования к соответствующим документам, установленные в тех организациях, которые их запрашивают.

Ознакомиться со спецификой других типов справок, оформляемых работодателями для сотрудников, вы можете в статьях:

  • Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 182н
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выплата пенсии

Выплата пенсий(пособий) может осуществляться:

Куда следует обращаться за назначением пенсии.

Неработающие граждане заявление о назначении трудовой пенсии подают непосредственно в органы по труду, занятости и социальной защите (далее – органы социальной защиты) по месту жительства, подтвержденному регистрацией по месту жительства. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самими заявителями. Органы социальной защиты в случае необходимости оказывают гражданам содействие в получении требуемых документов.

Обращение за пенсией и сроки ее назначения.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию и не ограничивается каким-либо сроком.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях возникает в день, соответствующий дате рождения

При совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней.

В случае обращения за назначением пенсии после возникновения права на нее, пенсия назначается со дня обращения (при наличии права), кроме случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:

а) пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;

б) пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема органами социальной защиты заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Заявление может быть направлено по почте. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.

Если к заявлению (представлению) приложены не все необходимые документы, и они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости их представления, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии.

Какие документы необходимо представлять для назначения пенсии.

В зависимости от вида пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) может быть разный комплект документов. Но обязательными для назначения любого вида трудовой пенсии являются документы, удостоверяющие личность (для граждан Республики Беларусь – паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства – национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца), а также документы, подтверждающие стаж работы и сведения о заработной плате.

Условия назначения трудовых пенсий.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).

В 2021 году право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет предоставляется при наличии страхового стажа не менее 18 лет. Следует отметить, что продолжительность страхового стажа ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для социально-уязвимых категорий (родители детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетные матери, родившие пять и более детей, инвалиды с детства, инвалиды войны, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипуты и карлики) для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Для реализации права на пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа значения не имеет, то есть достаточно только факта уплаты инвалидом или умершим кормильцем обязательных страховых взносов.

Какие виды деятельности включаются в страховой стаж.

Страховой стаж формируют только периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов. При этом периоды работы, имевшей место до 01.07.1998, подтвержденные в установленном порядке, независимо от уплаты страховых взносов.

Иные виды деятельности, подлежащие включению в стаж работы для назначения пенсии, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (например, учеба в дневной форме получения образования, служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и уход за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемый трудоспособным лицом, период получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности и т.д.), в страховой стаж не включаются, но учитываются при определении размера пенсии.

Документы, подтверждающие стаж работы.

Основным документом, подтверждающим стаж работы до 01.01.2003, является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения (например, указан не тот год приема на работу; в записи об увольнении отсутствует ссылка на дату и номер приказа; в дате о приеме (увольнении) допущены исправления, не заверенные в установленном порядке и др.) или вовсе отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащих сведения о периодах работы.

Помимо трудовой книжки периоды работы с 01.07.1998 до 01.01.2003 подтверждаются также справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем, после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выдаются органами Фонда социальной защиты населения.

Период, за который определяется заработок для исчисления пенсии.

В 2019 году пенсии исчисляются из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно указанный период будет увеличиваться на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

Документы, подтверждающие сведения о заработной плате.

Размер заработка за периоды работы до 01.01.2003 года подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы.

Если предприятие ликвидировано, правопреемника нет и документы на хранение в архив не сданы, то установить факт получения заработка в определенном размере за конкретный период можно в судебном порядке. При рассмотрении указанной категории дел судом принимаются любые средства доказывания, предусмотренные в гражданском судопроизводстве. Так, например, размер заработка может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке: выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере за конкретный период либо справка о заработке установленной формы, выданная работодателем на основании решения суда, принимаются органами по труду, занятости и социальной защите для назначения (перерасчета) пенсии.

По всем вопросам назначения и выплаты пенсий можно получить консультацию в управлении социальной защиты администрации Ленинского района г.Минска (ул. Маяковского, д. 83).

Выплата пенсии

Выплата пенсий(пособий) может осуществляться:

Куда следует обращаться за назначением пенсии.

Неработающие граждане заявление о назначении трудовой пенсии подают непосредственно в органы по труду, занятости и социальной защите (далее – органы социальной защиты) по месту жительства, подтвержденному регистрацией по месту жительства. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самими заявителями. Органы социальной защиты в случае необходимости оказывают гражданам содействие в получении требуемых документов.

Обращение за пенсией и сроки ее назначения.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию и не ограничивается каким-либо сроком.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях возникает в день, соответствующий дате рождения

При совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней.

В случае обращения за назначением пенсии после возникновения права на нее, пенсия назначается со дня обращения (при наличии права), кроме случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:

а) пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;

б) пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема органами социальной защиты заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Заявление может быть направлено по почте. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.

Если к заявлению (представлению) приложены не все необходимые документы, и они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости их представления, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии.

Какие документы необходимо представлять для назначения пенсии.

В зависимости от вида пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) может быть разный комплект документов. Но обязательными для назначения любого вида трудовой пенсии являются документы, удостоверяющие личность (для граждан Республики Беларусь – паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства – национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца), а также документы, подтверждающие стаж работы и сведения о заработной плате.

Условия назначения трудовых пенсий.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).

В 2021 году право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет предоставляется при наличии страхового стажа не менее 18 лет. Следует отметить, что продолжительность страхового стажа ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для социально-уязвимых категорий (родители детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетные матери, родившие пять и более детей, инвалиды с детства, инвалиды войны, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипуты и карлики) для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Для реализации права на пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа значения не имеет, то есть достаточно только факта уплаты инвалидом или умершим кормильцем обязательных страховых взносов.

Какие виды деятельности включаются в страховой стаж.

Страховой стаж формируют только периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов. При этом периоды работы, имевшей место до 01.07.1998, подтвержденные в установленном порядке, независимо от уплаты страховых взносов.

Иные виды деятельности, подлежащие включению в стаж работы для назначения пенсии, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (например, учеба в дневной форме получения образования, служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и уход за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемый трудоспособным лицом, период получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности и т.д.), в страховой стаж не включаются, но учитываются при определении размера пенсии.

Документы, подтверждающие стаж работы.

Основным документом, подтверждающим стаж работы до 01.01.2003, является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения (например, указан не тот год приема на работу; в записи об увольнении отсутствует ссылка на дату и номер приказа; в дате о приеме (увольнении) допущены исправления, не заверенные в установленном порядке и др.) или вовсе отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащих сведения о периодах работы.

Помимо трудовой книжки периоды работы с 01.07.1998 до 01.01.2003 подтверждаются также справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем, после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выдаются органами Фонда социальной защиты населения.

Период, за который определяется заработок для исчисления пенсии.

В 2019 году пенсии исчисляются из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно указанный период будет увеличиваться на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

Документы, подтверждающие сведения о заработной плате.

Размер заработка за периоды работы до 01.01.2003 года подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы.

Если предприятие ликвидировано, правопреемника нет и документы на хранение в архив не сданы, то установить факт получения заработка в определенном размере за конкретный период можно в судебном порядке. При рассмотрении указанной категории дел судом принимаются любые средства доказывания, предусмотренные в гражданском судопроизводстве. Так, например, размер заработка может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке: выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере за конкретный период либо справка о заработке установленной формы, выданная работодателем на основании решения суда, принимаются органами по труду, занятости и социальной защите для назначения (перерасчета) пенсии.

По всем вопросам назначения и выплаты пенсий можно получить консультацию в управлении социальной защиты администрации Ленинского района г.Минска (ул. Маяковского, д. 83).

Читайте также: