Нужно ли проводить спецоценку на рабочих местах дистанционных работников

Обновлено: 28.04.2024

Обучать нужно всех без исключения сотрудников организации. Однако список сотрудников, которые должны обучаться не в организации, а в обучающих центрах ограничен согласно п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Обучаться в аккредитованных организациях должны следующие работники:

заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда,

заместители главных инженеров по ОТ,

работодатели — физические лица,

иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,

руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ,

специалисты служб охраны труда,

работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по ОТ, члены комитетов (комиссий) по охране труда,

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций.

То есть специалисты которые организуют, руководят, контролируют работы должны проходить обучение в специализированных организациях.

Остальные сотрудники предприятия могут быть обучены созданной комиссией по охране труда и проверке знаний требований ОТ непосредственно в организации. Без обучения, стажировки и последующей проверки знаний к самостоятельной работе допускать работников запрещено.

Мне это не нужно, у меня мало сотрудников/ у меня ИП.

Независимо от того, сколько у Вас сотрудников, вы являетесь работодателем и исполнение требований законодательства для Вас обязательно.

Наше предприятие никогда не проверяли, придут — тогда и подготовим документы.

К сожалению, создать СОУТ за неделю невозможно. За нарушения в области охраны труда предприятию грозят большие штрафы вплоть до приостановления деятельности.

Как проходит обучение?

Кого еще нужно обучать в организации?

Методам безопасного ведения работ, оказанию первой помощи, пожарной безопасности должны быть обучены все сотрудники организации. Нововведение 2017 года — обучение по ГО и ЧС. Остальное сильно зависит от отраслевых и межотраслевых норм, а также видов работ в организации. Если у Вас есть сомнения в необходимости обучения, обращайтесь в Центр за консультацией, специалисты помогут разобраться, учитывая специфику Вашей организации.

Проверки государственной инспекции труда

Как узнать, что грядет проверка?

Проверка инспекции по труду может быть как плановой, так и внеплановой. Обычно поводом к внеплановой проверке служит жалоба работника о нарушении его трудовых прав. Список организаций для проведения плановой проверки на текущий год размещен на сайте регион

Основанием для проверки всегда служит приказ (распоряжения) руководителя ГИТ, в нем указывается список документов (в виде заверенных копий), которые должны быть предоставлены инспектору в течение 10 рабочих дней.

Что проверяет инспекция?

Перечень проверяемых инспектором документов зависит от причины проверки. Если это плановая проверка, перечень примерно следующий:

  • положение о системе управления охраной труда (СУОТ) на предприятии
  • Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на работника / договор на аутсорсинг
  • правила внутреннего трудового распорядка
  • отчет о проведении спецоценки (СОУТ)
  • программы инструктажей
  • удостоверения по охране труда, профессиям и видам работ
  • журналы инструктажей, регистрации несчастных случаев, медосмотров

и другие документы

Очень многое в запрашиваемом перечне зависит от типа организации и ее деятельности. Поэтому если Вашей фирме предстоит проверка ГИТ, особенно внеплановая (например, по жалобе), мы рекомендуем воспользоваться услугами профессионалов. Наши специалисты помогут подготовить необходимые документы, сориентироваться в законодательстве и пройти проверку с минимальным для организации ущербом.

Специальная оценка условий труда

Нужно ли делать спецоценку условий труда?

Если в штате имеется хотя бы один специалист, с которым официально оформлены трудовые отношения, спецоценка обязательна. Таким образом, спецоценка обязательна на всех рабочих местах в организации, исключением являются только рабочие места надомников и удаленных сотрудников.

Наличие проведенной СОУТ также поможет получить возмещение затрат на охрану труда за счет средств ФСС (подробнее об этой теме почитать можно здесь). Кроме того, это освободит организацию от проведения обязательных ежегодных медосмотров для специалистов, условия работы которых не являются вредными.

Как проводится спецоценка?

Как только принято решение о проведении спецоценки работодателю нужно сформировать комиссию. В комиссию включают представителей работодателя и представителя профсоюзной организации. Обратите внимание, что в комиссию обязательно должен входить специалист по охране труда. Если в организации его нет, необходимо взять квалифицированного специалиста по гражданско-правовому договору (договору аутсорсинга). Состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом, с которым должны быть ознакомлены под роспись все члены комиссии.

Кто должен войти в комиссию, если нет специалиста по охране труда?

Внимание! Проведение спецоценки без специалиста по охране труда в составе комиссии является нарушением , и квалифицируется как нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда и наказывается штрафами:

— на должностных лиц в размере от 5000-10000 рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000-10000 рублей;

— на юридических лиц от 60000-80000 рублей.

Какие типичные нарушения при проведении спецоценки?

Получили на руки результаты спецоценки, что делать дальше?

После получения на руки результатов спецоценки комиссия должна поставить подписи в отчете, картах, сводной ведомости результатов СОУТ. По результатам спецоценки комиссией дорабатывается перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда. Работники должны быть ознакомлены с результатами в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. Ими должны быть подписаны карты СОУТ.

Если в карте спецоценки отсутствует медосмотр, значит, можно его не проводить?

Внимание! Отсутствие медосмотров в карте спецоценки, не отменяет необходимость их проведения, если работник входит в перечень об обязательных медосмотрах Приказа 302н.

Что писать в перечне рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, если вредные/опасные факторы не выявлены?

Если условия труда признаны оптимальными, перечень рекомендуемых мероприятий не нужен. Однако, это не значит, что превентивные меры по предупреждению травматизма в дальнейшем не нужны. Обязательные медосмотры для отдельных профессий, обучение по охране труда, пожарной безопасности, гражданской обороне, регулярные инструктажи и проверки знаний по-прежнему являются обязанностью работодателя.

Специалисту по охране труда

Кто может заниматься охраной труда на предприятии?

Для начала, необходимо определиться с численностью организации. Если в штате организации больше 50 человек, создание службы охраны труда в организации является первым обязательным шагом. По назначению специалистов возможны два варианта: найм специалиста в штат со стороны или обучение своего сотрудника по программе переподготовки (256 часов).

Обратите внимание! Соответствие профстандарту обязательно с 2014 года. Нарушение в этой части влечет влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 15000-25000 рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15000-25000 рублей;

— на юридических лиц — от 110000-130000 рублей.

Если в штате менее 50 человек, возможно как возложение обязанностей специалиста по охране труда а своего сотрудника (с обязательной переподготовкой), так и найм организации, оказывающей услуги по охране труда на аутсорсинг.

Меня назначили специалистом по охране труда, но у нас нет никаких документов.

Вопрос: Нужно ли проводить СОУТ в отношении рабочих мест офисных работников?

Безусловно, нужно. Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников учреждения, за исключением дистанционных работников и надомников.

Вопрос: Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если рабочее место перемещено из одного помещения в другое?

В случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, как новые рабочие места.

Согласно ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. По мнению чиновников Минтруда, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся (Письмо от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982). То есть, если рабочее место перемещено из одного помещения в другое, необходимо провести внеплановую спецоценку.

Вопрос: Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если изменилось наименование рабочего места?

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ в случае изменений наименования рабочего места, не повлекших за собой появления оснований для внеплановой спецоценки, СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой спецоценки должна принимать комиссия.

Вопрос: Нужна ли внеплановая спецоценка, если наименование должности изменено в штатном расписании?

Если изменено наименование должности в штатном расписании, при этом рабочее место не перемещалось и должностные функции работника не менялись, проводить внеплановую спецоценку не требуется.

Вопрос: Проводить ли оценку условий труда работников административного и вспомогательного состава (бухгалтеров, технических работников, уборщиков) при переходе на эффективный контракт?

Требования о проведении специальной оценки именно в связи с переходом на эффективный контракт законодательство не содержит.

Вопрос: Нужно ли проводить СОУТ, если в учреждении создано временное рабочее место на срок менее 12 мес. (гардеробщица), с учетом того, что на проведение СОУТ по вновь созданным рабочим местам законодательство отводит год?

Подобный вопрос рассматривался в Письме Минтруда РФ от 28.08.2017 N 15-1/ООГ-2410. Чиновники высказали мнение, что поскольку проведение СОУТ — это обязанность работодателя, на временных или сезонных рабочих местах СОУТ может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Закон N 426-ФЗ не содержит ответа. Между тем аналогичный вопрос комментировал Минтруд в Письме от 21.05.2015 N 15-1/ ООГ-2852: если условия труда на рабочих местах не изменились, а изменилось только наименование работодателя (либо его реквизиты) при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости. Вместе с тем чиновники отметили, что указанные изменения, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть документально зафиксированы.

Вопрос: В одном отделе учреждения работает 5 бухгалтеров. Их рабочие места располагаются в двух соседних однотипных кабинетах. Можно ли признать их аналогичными? Если да, в отношении скольких мест нужно проводить спецоценку?

В данном случае рабочие места бухгалтеров могут быть признаны аналогичными, если эти соседние кабинеты оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, работники трудятся в одинаковом режиме рабочего времени, используют одинаковое оборудование. Если данные условия выполняются — СОУТ достаточно провести в отношении 2 рабочих мест (20% общего числа рабочих мест, но не менее 2).

В Письме от 15.02.2016 N 15-1/В-484 Минтруд разъяснил, что решение об отнесении конкретных рабочих мест к аналогичным принимает эксперт организации, проводящей СОУТ, затем указанное решение утверждает комиссия по проведению специальной оценки условий труда, созданная в учреждении. То есть может получиться, что работодатель на этапе планирования думал об одном перечне рабочих мест, подлежащих спецоценке, а на деле он оказался совершенно другим.

Очень часто компьютеры собираются из комплектующих разных фирм, поэтому предъявлять требование о том, чтобы все компьютеры были одной фирмы, нелогично. В то же время они должны быть максимально схожи по своим рабочим качествам. По нашему мнению, большее внимание в данном случае нужно обращать на мониторы (уровень излучения от них). Так, если в организации применяются жидкокристаллические или плазменные мониторы, которые имеют низкий показатель электромагнитных и электростатических полей, полагаем, что рабочие места можно признать аналогичными. Если же используются старые модели мониторов (с электролучевой трубкой), признавать такое место аналогичным тому, где применяется современный монитор, рискованно.

Вопрос: В одном кабинете расположены рабочие места бухгалтеров (2 человека), кадрового работника (1 человек), инструктора по охране труда (1 человек). Рабочие столы всех оснащены однотипными компьютерами. Можно ли назвать данные рабочие места аналогичными? Если да, в отношении скольких из них нужно проводить спецоценку?

Тут аналогичными можно признать только рабочие места бухгалтеров. Рабочие места лиц, занимающих разные должности (трудящихся по разным специальностям) и осуществляющих разные трудовые функции, нельзя назвать аналогичными. Следовательно, спецоценку необходимо провести в отношении всех 4 рабочих мест (в том числе в отношении обоих бухгалтеров, поскольку законодательством установлен минимальный лимит оцениваемых аналогичных рабочих мест — 2).

Вопрос: В автопарке учреждения несколько автомобилей разных марок и несколько — одинаковых марок, но разных модификаций. Работники выполняют свои трудовые обязанности на этих автомобилях посменно. Можно ли признать рабочие места водителей аналогичными? Или в отношении каждого рабочего места (по количеству водителей) должна быть проведена спецоценка?

Во-первых, отметим, что рабочим местом является кабина (салон) автомобиля. Так что, если на одном автомобиле посменно работают два (несколько) водителя, спецоценку все же нужно проводить по количеству машин, а не по количеству работников.

Во-вторых, что касается признания рабочих мест водителей аналогичными… Однозначно можно сказать, что если речь идет о разных моделях автомобилей, в отношении каждого из них проводится спецоценка. Если же речь идет об одной марке, но разных модификациях (либо об автомобилях одной модификации, но разных годов выпуска) — вопрос спорный. Скорее всего, его нужно будет решить с представителями организации, проводящей СОУТ (хотя им, конечно, выгодно не признавать такие рабочие места аналогичными). К сожалению, разъяснений чиновников по данному вопросу очень мало, арбитражная практика по понятным причинам еще не сформировалась.

3 июня 2021 года состоялась открытая онлайн-консультация “Получи ответ на свой вопрос о СОУТ”, в рамках мероприятия эксперт SRG-ECO отвечал на вопросы слушателей. Мы сделали подборку самых актуальных и интересных вопросов!


Ответил на вопросы Панин Константин:

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO
  • разработчик методических программ
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ

Вопрос №1 : “В организации более 500 работников, есть текучка кадров, но специалиста по охране труда не информируют о том, какой сотрудник ушел и кто пришел на его рабочее место. В связи с этим в СОУТ фигурируют сотрудники, давно не работающие в организации. По вышеуказанной причине ознакомить новых работников с условиями труда невозможно. Как можно выйти из этой ситуации, чтобы я не стала виновной?”

Ответ:

Напомню, что в соответствие с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Если работник увольняется и на его место приходит новый сотрудник, работодатель обязан проинформировать его об условиях труда, то есть ознакомить под подпись с картой по данному рабочему месту.

Высокий уровень текучки кадров – не освобождает от исполнения требований законодательства. В описанной ситуации есть только один выход: проинформировать работодателя, что неознакомление новых работников с условиями труда является грубым нарушением, которое может повлечь за собой определенные последствия и санкции. Вам как специалисту по охране труда, чтобы снять с себя ответственность, необходимо подтвердить, что вы доводили до сведения руководства данную информацию: например, в дополнении к разговору с руководителем составлять служебную записку.

Вопрос №2: “Как правильно провести СОУТ, если часть рабочих мест в офисе используются как коворкинг – внедрена система бронирования рабочих мест, и часть сотрудников не имеют постоянные рабочие места?

Ответ:

Здесь нужно отталкиваться от того, что СОУТ не проводится только в отношении надомников, дистанционных работников (если заключен договор на дистанционную работу), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, а также с работодателями – религиозными организациями (ч.3 ст. 3 426-ФЗ). В случае, если у Вас коворкинг и есть рабочие места, которые не попадают под вышеупомянутые основания, провести специальную оценку условий труда необходимо.

Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ “об изменении состава комиссии” и не переделывать документы?”

Ответ:

Довольно распространенная ситуация, когда в ходе проведения СОУТ меняется состав комиссии. В этом случае необходимо сразу же издать приказ о внесении изменений в состав комиссии и оповестить об этом организацию, проводящую СОУТ.

В описанной ситуации требуется издать приказ об изменении состава комиссии от текущей даты. После этого новые члены комиссии могут вручную подписать отчет. Главное, прикрепить к отчету изменения в приказе, которые доказывают, что они были внесены в режиме реального времени.

Вопрос №4: “СОУТ была проведена пять лет назад, условия труда не изменились: нужно ли проводить повторную спецоценку или достаточно подать декларацию в ГИТ?”

Ответ:

Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.

Вопрос: “Если в штатном расписание отдельными строками прописаны несколько специалистов одной профессии (например: психолог) , то спецоценку надо проводить на каждом рабочем месте, несмотря на то, что они могли бы быть аналогичными?”

Ответ:

Если рабочие места специалистов одной должности признаны аналогичными, то оценивается 20% от этих рабочих мест, но не менее двух и оформляется лишь одна карта специальной оценки условий труда.

Если же данные рабочие места не попадают под понятие аналогичности, то оценить необходимо все места данной категории работников, после этого будут составлены карты для каждого рабочего места.

Вопрос №5: “Необходимо ли повторно проводить СОУТ в случае, когда на рабочем месте меняются сотрудники (например, был менеджер колл-центра, он уволился, на его рабочее место пришёл дизайнер?)”

Ответ:

Нужно понимать, когда меняются сотрудники одной специальности, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости: требуется лишь ознакомить нового сотрудника с картой условий труда.

Однако в вопросе другие обстоятельства – есть переименование должности. Так, ч.3 ст.17 426-ФЗ гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

Как показывает практика, если подобная ситуация случается в крупной компании, где есть большая текучка кадров, то создавать заседание комиссии и контролировать оформление документации становится проблематичной процедурой. Такие организации часто обращаются к процедуре проведения внеплановой СОУТ, чтобы избежать путаницы.

У Вас есть вопросы о процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)? – Обратитесь за консультацией к экспертам SRG-ECO:


Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Специальная оценка условий труда

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.

Читайте также: