Нормативно правовое основание анализ воспитательной работы учителя классного руководителя

Обновлено: 25.06.2024

В Методических рекомендациях по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях,направленных Минпросвещения России региональным органам управления образованием (далее – Методические рекомендации), отмечается, что педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности, а действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

К сожалению, в отдельных школах, как свидетельствуют их локальные акты о классном руководстве, классных руководителей обязывают заполнять электронный журнал класса, журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ, социальный паспорт класса, обобщать результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса, готовить характеристики на обучающихся, вести протоколы родительских советов, родительских собраний и т.д.

Вместе с тем Методическими рекомендациями рекомендовано вести следующую документацию по классному руководству:

классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся. Если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся (примечание: под актуализацией (изменением) документа понимается любое исправление, исключение, добавление каких-либо данных в этот документ);

план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Напомним основные его положения, адресованные руководителям образовательных организаций:

— не допускать расширения видов отчетной документации, связанных с осуществлением классного руководства, по сравнению с рекомендованным перечнем;

— не допускать включения в обязанности учителей, осуществляющих классное руководство, составления отчетной документации и (или) представления информации, входящих в должностные обязанности других педагогических работников, например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п.;

— не допускать выполнения классными руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);

— не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчетной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей [законных представителей], состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.);

— оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала, исключив нерациональные затраты времени классных руководителей.

Отметим также, что в указанном Приложении разъясняется, что:

— ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя, а не классного руководителя;

— электронный журнал ведется учителями без его дублирования в бумажной форме и без возложения на них обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации;

— осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается;

— рекомендовано исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся.

Важно отметить, что согласно Методическим рекомендациям, классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Классное руководство рассматривается как дополнительная деятельность педагога, которую он исполняет добровольно с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Как сказано в разъяснениях Мнпросвещения РФ, введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе и по причинам:

— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;

— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности;

Справочно

Источник:

Информационный бюллетень ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ №3 за 2020 год

В Методических рекомендациях по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях,направленных Минпросвещения России региональным органам управления образованием (далее – Методические рекомендации), отмечается, что педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности, а действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

К сожалению, в отдельных школах, как свидетельствуют их локальные акты о классном руководстве, классных руководителей обязывают заполнять электронный журнал класса, журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ, социальный паспорт класса, обобщать результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса, готовить характеристики на обучающихся, вести протоколы родительских советов, родительских собраний и т.д.

Вместе с тем Методическими рекомендациями рекомендовано вести следующую документацию по классному руководству:

классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся. Если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся (примечание: под актуализацией (изменением) документа понимается любое исправление, исключение, добавление каких-либо данных в этот документ);

план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Напомним основные его положения, адресованные руководителям образовательных организаций:

— не допускать расширения видов отчетной документации, связанных с осуществлением классного руководства, по сравнению с рекомендованным перечнем;

— не допускать включения в обязанности учителей, осуществляющих классное руководство, составления отчетной документации и (или) представления информации, входящих в должностные обязанности других педагогических работников, например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п.;

— не допускать выполнения классными руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);

— не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчетной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей [законных представителей], состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.);

— оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала, исключив нерациональные затраты времени классных руководителей.

Отметим также, что в указанном Приложении разъясняется, что:

— ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя, а не классного руководителя;

— электронный журнал ведется учителями без его дублирования в бумажной форме и без возложения на них обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации;

— осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается;

— рекомендовано исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся.

Важно отметить, что согласно Методическим рекомендациям, классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Классное руководство рассматривается как дополнительная деятельность педагога, которую он исполняет добровольно с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Как сказано в разъяснениях Мнпросвещения РФ, введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе и по причинам:

— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;

— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности;

Справочно

Источник:

Информационный бюллетень ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ №3 за 2020 год

Основная цель практики - подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и помощника классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися в условиях демократизации и гуманизации школы.

Задачи педагогической практики:

1. Дальнейшее развитие и совершенствование педагогических умений:

· умений ставить и решать конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;

· умений изучать личность и коллектив воспитанников;

· умений самостоятельно организовывать на уровне классного руководителя жизнедеятельность коллектива класса, самостоятельных детских объединений, сотрудничать с органами ученического самоуправления;

· умений собирать, конструировать и реализовывать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств, опирающихся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;

· умений определить достигнутый педагогический результат;

· умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.

2. Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в университете, интеграция знаний по общественным, психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

3. Выработка творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать педагогический опыт.

Описание воспитательной работы классного руководителя. Анализ воспитательной работы классного руководителя.

Классным руководителем 7 класса является Николенко Неля Владимировна. Описание и анализ воспитательной работы Николенко Н.В.

Воспитательная система класса для Николенко Н.В. - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанников.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это влияет на образование системы воспитательной работы в классе.

Цели и задачи классного руководителя:

1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.

3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.

4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.

5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.

6. Формирование паспорта развития личности учащихся.

7. Нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом деятельности Нели Владимировны это составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому в воспитательную систему педагог включает занятия в Дополнительном образовании. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещаются презентации студий, ведутся индивидуальные личные беседы с педагогами, координируются их и наша работа. Вместе планируем и проводим воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвуют в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляют не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждают к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остаётся в стороне.

Для создания положительной воспитательной среды в классном коллективе педагог реализует инновационную целевую программу взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Составляется социально-демографический паспорт семей, изучаются внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, это позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

По мнению педагога, именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отводится значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае Николенко Н.В. использует наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе воспитательной деятельности Николенко Н.В.. Здесь педагог выделяет три следующие задачи:

1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.

2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя Николенко Неля Владимировна ориентируется на следующий ряд критериев:

· Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.

· Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

· Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.

· Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.

· Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.

· Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.

· Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.

· Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей является дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.

Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.

Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе.

В определении содержания воспитания, Неля Владимировна выделяет стержневую идею, что объединение детей создается, сплачивается не на основе той или иной деятельности - учебной, трудовой, общественной, а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности.

Педагог уделяет внимание на становление жизненных позиций школьника на детское самоуправление. Под этим выражением понимается совместная деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления считается привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.

Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:

· планирует работу в классе;

· подводит итоги работы;

· распределяет поручения между творческими группами.

· дисциплины и порядка: организуют дежурство по школе, в классе;

· организаторы интересных дел;

· школьный меридиан (учебно-исследовательская деятельность школьников).

Педагог внедряет новые образовательные технологии, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании (технология студийного обучения, мастерская, технология “Игра”, информационно-коммуникационные технологии).

Итак, можно сказать, что реализация такой многогранно представленной цели воспитательной работы предъявляет педагогу-практику целый комплекс высоких профессиональных требований. Так, на мой взгляд, воспитатель-профессионал должен:

· Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.

· Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.

· Способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание “ситуации успеха”.

· Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Руководство — это способность вести другого за собой посредством личного влияния. Руководство мож­но рассматривать также как готов­ность взять на себя ответственность. Истинное руководство вдохновля­ет других познавать себя, разви­ваться и становиться сами собой.

КЛАССНЫЙ РУКО­ВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТА­НИЯ

Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель дирек­тора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного про­цесса. В масштабе класса -- это классный руководитель (воспитатель).В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспи­тателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные орга­низационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск.

Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000. * Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.

Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных, частных и государствен­ных. ) по-разному определяются статус и назначениекласс­ного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы; классный вос­питатель, в компетенции которого — воспитание вверенной ему группы детей; куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственны и мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель не­скольких разновозрастных классов (в сельских малокомплек­тных школах), классная дама (в женских гимназиях), класс­ный учитель (в школах вольдорфского типа). Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потен­циал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организа­тором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете - личностью Учителя, создающего условия для самореали­зации каждого из своих воспитанников.



КАКОЙ ОН, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Интересен для самоанализа перечень требований, которые предъявляют уча­щиеся к классному руководителю. По их мнению, он:

4.6. Воспитательная работа классного руководителя

- надежный (на него можно положиться, не предаст);

- искренний (говорит правду, не скрывает, не хитрит);

- честный (что обещал, выполняет);

- смелый (если прав, может спасти класс на педсовете,
защитить перед директором);

- понятливый (сразу тебя поймет, с чем не придешь);

- вдумчивый (вникает в суть проблем);

- практичный (не витает в облаках, разбирается в нуж­
дах класса, добивается их удовлетворения);

- аккуратный (по нему можно проверять часы);

- способный к совместной работе;

- твердый (способен довести дело до конца);

- энергичный (и сам и других заряжает энергией, умеет
задать темп в делах);




- приветливый (когда входит в класс, как будто в окно
заглянуло солнце);

- благородный (не забывает хвалить всех и каждого);

- уверенный (всегда знает, что надо делать);

- невозмутимый (кругом паника, суматоха, а он — олим­
пийское спокойствие);

- терпеливый (умеет ждать, верить, надеяться);

- скромный (не выставляет напоказ своих привиле­
гий);

- зрелый (не слишком молодой, чтобы его можно было
спутать с учеником, и не слишком старый, чтобы это
мешало ему принимать участие в затеях);

В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классного ру­ководителя. Он сам выбирает свою позицию, сам отби­рает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим изби­раемые и творчески инструментованные организацион­ные формы. Но это все возможно лишь при одном ус­ловии: если он хорошо представляет себе цель органи­зуемой деятельности учащихся, умеет правильно поста­вить и сформулировать для себя и-учащихся воспита­тельные задачи.

Воробьев Г.Г, Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.

Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

4.6. Воспитательная работа классного руководителя


ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕ­НИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В условиях современной школы цель и основное назначениепедагогической деятельности классного руководите­ля — создание условий для разносто­роннего развития самоактуализирующейся личности школь­ника в условиях личиостно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:>~ Я как носитель культуры — включаю детей в разнооб­разные виды деятельности (интеллектуально-познаватель­ной, ценностно-ориентировочной, трудовой, обществен­ной, художественной, физкультурной, игровой, деятель­ность свободного общения) — и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музы­ке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я как посредник между детьми и Куль­турой, я как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

>• Я как лидер детей, стимулирующий их. самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуа­лизирующейся личности. Значит, я вооружаю их зна­ниями и умениями из области методики самовоспита­ния. Кстати, увлекая своим собственным примером. Иначе не получится.

з> Я как организатор и участник коллективной творчес-

• кой деятельности детей. Это и раздача поручений, и

организация детского самоуправления, и совместная

личностно-ориентированная коллективная творческая

Назначением классного руководителя также являются концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешколь­ных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условийвоспитательного процесса.

ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИ­ЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

В результате анализа этих условий жиз­ни и воспитания детей классный ру­ководитель определяет конкретную

цель и стратегические задачисвоей деятельности на полу­годие, год, на несколько лет, оставшихся до окончания учащимися школы. Есть еще один нюанс в реализации этой прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспи­тания; если педагог задается определенной целью в орга­низации внеурочной деятельности учащихся, то и его вос­питанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. Поэтому цель и стратегические задачи должны быть кон­кретно сформулированы, облачены в понятную учащим­ся словесную форму, должны быть для него значимыми и притягательными.

Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко опреде­лить задачи тактические,а это есть не что иное, как план воспитательной работы.

ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель, выступая в ка­честве основного субъекта воспитатель­ного процесса, — личность неординар­ная, творческая. Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные свои функции: >• создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим

Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

коллективом и внешкольными общественными учреж­дениями и организациями, работа с родителями уча­щихся, создание предметной среды);

>• стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания;

5* организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных органи­зационных формах воспитательной работы — традици­онных и творческих;

>• взаимодействие с многопрофильными детскими объ­единениями и самодеятельными детскими организаци­ями;

>• корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализа­ция процесса воспитания;

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческий потенциал школьного пе­дагога-воспитателя реализуется и в конструируемой им методике и тех­нике воспитательного процесса:

>- определение цели и задач (стратегических и тактичес­ких), выстраивание логики воспитательного процесса;

>• изучение личности учащихся, детского коллектива, состояния учебно-воспитательного процесса; внедре­ние результатов в практику;

>• планирование воспитательной работы;

>• отбор содержания воспитания;

>• выбор средств, методов и приемов воспитания;

>• анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитатель­ного процесса.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА

Организация воспитания как самоак­туализации личности и педагога (классного руководителя), и учащих­ся в классном коллективе позволяет иначе взглянуть и на традиционные, оговоренные статусом и записанные в соответствующих административных документах функции

4.6. Воспитательная работа классного руководителя_________ 295

>• о ведении дневника — по нему виден прогресс в раз­витии ребенка;

5* о написании характеристик — в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его даль­нейшего роста;

>• о ведении классного журнала как средства упорядочен­ного ведения дел класса;

>- о проведении родительских собраний как средства об­ретения необходимого взаимодействия с самыми близкими, а значит, и заинтересованными в судьбе ре­бенка людьми, для поиска выхода из возникших ситу­аций и т.д.

296______ Глава IV. Содержание воспитания в современной^ коле

ственные за определенные участки работы, материа­лы для обдумывания и т.д.); >- успехи, награды, поощрения. ;

>• поздравления с праздниками, с днями рождения уча­щихся и учителей;

-> график традиционных дел (например, субботние экс­курсии по Москве для желающих — когда конкретно, какие экскурсии);

5* оперативная учебная информация; >• график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках шко­лы в конце четверти.

Следует сказать, что в классе должен быть человек, за это отвечающий и творчески относящийся к порученно­му делу.


4.6. Воспитательная работа классного руководителя

Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений.

3. Классный руководитель как лидер детского (подростково­
го) объединения — класса.

5. Классный руководитель и малый педагогический коллек­
тив как коллектив единомышленников.

Рекомендуемаялитература

Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методичес­кие рекомендации. М., 1992.

Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.

Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д. Гут-кина. М., 2000,

Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.

Психологические аспекты деятельности классного руково­дителя /Сост. В.Н. Петрушин. М., 1996.

Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.

Сергеева В,П. Классный руководитель: планирование и орга­низация^ работы от А до Я. М., 2001. Ч. 1.

Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2001.

Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. Мето­дическое пособие. М., 1998.

Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, тех­нология. М., 3999.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Классный руководитель как организатор учебно-воспита­тельного процесса в школе.

ГЛАВА V Основы методикивоспитания

Господи! Дай мне силы изменить то,

что я могу изменить.

Господи! Дай мне мужества вынести то,

что я не в силах изменить.

Господи! Дай мне мудрости

не перепутать первое со вторым.

Молитва Дюрера (в переводе Батюшкова)

5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога

Моя душа пошла в раздрай,

Не все поступки нравятся.

Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай,

(В. П. Шабалин-о своем внуке-подростке)

Воспитание — это помощь ребенку в раз­витии его потенциальных возможностей.

ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Необходимость специальной воспита­тельной работы диктуется современ­ными запросами общества. Сложно, нередко драматически переплетаются в современной реальности различные типы личностей -от разносторонне, гармонически развитой, творческой, думающей, гуманной до уродливо приспособленной толь­ко лишь к потребительской функции, часто подвержен­ной предрассудкам и суевериям, нередко патологически агрессивной, с девиантным поведением.

Одним из вариантов воспитания (в узком смысле сло­ва) является внеклассная воспитательная работав школе (в педагогике относительно ее употребляется термин «воспи-

5.1. Педагогическая поддержка

ПСИХОЛОГО-ПЕДА­ГОГИЧЕСКАЯПОД­ДЕРЖКА КАК ОСНО­ВА ВОСПИТАНИЯ

Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В более старшем возрасте -- потребность в дружеской поддержке, включеннос­ти в некоторое сообщество.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 102.

300_ Глава V. Основы методики воспитания

Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспита­тельной позиции -педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника,

Замечательный педагог-гуманист, наш современник О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непо­средственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных про­блем ребенка (подростка).

Выходит не так уж беззаботно счастливое и безмятеж­ное детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитив­но ли, сознательно ли помогаем детям в их трудной ра­боте роста и взросления. Они маленькие ростом и сла­бые: не могут дотянуться, долезть, увидеть. Мы помогаем.

5.1. Педагогическая поддержка

Вот они, главные истины эти:

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Из размышлений учит еля-воспитат еля

Сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгад­ке успешности-неуспешности наших воспитательных уси­лий. В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на лич­ность ребенка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека.

302____________________ Глава V. Основы методики воспитания

Педагогическая поддержка -- это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обра­щении к внутренним силам и способностям ребенка (под­ростка) и его САМОпропесом, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблю-дение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертво-вание, САМОкритика, САМОпрог-ноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМОуправление, САМОдеятель-ность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОдоста-точность, САМОвоспитание, САМОактуализация.

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на нази­дания, наказание, понуждение, прямое принуждение, не­терпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публич­ные проработки, выдвижение ограничивающих односторон­них условий, вызов родителей, манипулирование мнением 'друзей ребенка и общественным мнением, требование по­слушания и беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыс­лию, разные ухищрения в попытках некорректными сред­ствами что-то выведать о поступках ребенка или подростка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).

Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому

5.1. Педагогическая поддержка___________________________ 303

Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащи­щенному и ранимому, в критических ситуациях. Это фи­зическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противосто­яния злу.

Если ребенок растет в терпимости, он учится прини­мать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодар­ным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть спра­ведливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится нена­видеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чув-' ством вины.

Глава V. Основы методики воспитания

5.1. Педагогическая поддержка

Читайте также: