Нормативно правовое основание анализ воспитательной работы учителя классного руководителя
Обновлено: 25.06.2024
В Методических рекомендациях по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях,направленных Минпросвещения России региональным органам управления образованием (далее – Методические рекомендации), отмечается, что педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности, а действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.
К сожалению, в отдельных школах, как свидетельствуют их локальные акты о классном руководстве, классных руководителей обязывают заполнять электронный журнал класса, журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ, социальный паспорт класса, обобщать результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса, готовить характеристики на обучающихся, вести протоколы родительских советов, родительских собраний и т.д.
Вместе с тем Методическими рекомендациями рекомендовано вести следующую документацию по классному руководству:
— классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся. Если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся (примечание: под актуализацией (изменением) документа понимается любое исправление, исключение, добавление каких-либо данных в этот документ);
— план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Напомним основные его положения, адресованные руководителям образовательных организаций:
— не допускать расширения видов отчетной документации, связанных с осуществлением классного руководства, по сравнению с рекомендованным перечнем;
— не допускать включения в обязанности учителей, осуществляющих классное руководство, составления отчетной документации и (или) представления информации, входящих в должностные обязанности других педагогических работников, например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п.;
— не допускать выполнения классными руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);
— не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчетной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей [законных представителей], состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.);
— оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала, исключив нерациональные затраты времени классных руководителей.
Отметим также, что в указанном Приложении разъясняется, что:
— ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя, а не классного руководителя;
— электронный журнал ведется учителями без его дублирования в бумажной форме и без возложения на них обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации;
— осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается;
— рекомендовано исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся.
Важно отметить, что согласно Методическим рекомендациям, классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Классное руководство рассматривается как дополнительная деятельность педагога, которую он исполняет добровольно с его письменного согласия за дополнительную оплату.
Как сказано в разъяснениях Мнпросвещения РФ, введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе и по причинам:
— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;
— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности;
Справочно
Источник:
Информационный бюллетень ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ №3 за 2020 год
В Методических рекомендациях по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях,направленных Минпросвещения России региональным органам управления образованием (далее – Методические рекомендации), отмечается, что педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности, а действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.
К сожалению, в отдельных школах, как свидетельствуют их локальные акты о классном руководстве, классных руководителей обязывают заполнять электронный журнал класса, журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ, социальный паспорт класса, обобщать результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса, готовить характеристики на обучающихся, вести протоколы родительских советов, родительских собраний и т.д.
Вместе с тем Методическими рекомендациями рекомендовано вести следующую документацию по классному руководству:
— классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся. Если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся (примечание: под актуализацией (изменением) документа понимается любое исправление, исключение, добавление каких-либо данных в этот документ);
— план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Напомним основные его положения, адресованные руководителям образовательных организаций:
— не допускать расширения видов отчетной документации, связанных с осуществлением классного руководства, по сравнению с рекомендованным перечнем;
— не допускать включения в обязанности учителей, осуществляющих классное руководство, составления отчетной документации и (или) представления информации, входящих в должностные обязанности других педагогических работников, например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п.;
— не допускать выполнения классными руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);
— не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчетной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей [законных представителей], состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.);
— оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала, исключив нерациональные затраты времени классных руководителей.
Отметим также, что в указанном Приложении разъясняется, что:
— ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя, а не классного руководителя;
— электронный журнал ведется учителями без его дублирования в бумажной форме и без возложения на них обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации;
— осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается;
— рекомендовано исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся.
Важно отметить, что согласно Методическим рекомендациям, классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Классное руководство рассматривается как дополнительная деятельность педагога, которую он исполняет добровольно с его письменного согласия за дополнительную оплату.
Как сказано в разъяснениях Мнпросвещения РФ, введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе и по причинам:
— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;
— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности;
Справочно
Источник:
Информационный бюллетень ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ №3 за 2020 год
Основная цель практики - подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и помощника классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися в условиях демократизации и гуманизации школы.
Задачи педагогической практики:
1. Дальнейшее развитие и совершенствование педагогических умений:
· умений ставить и решать конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;
· умений изучать личность и коллектив воспитанников;
· умений самостоятельно организовывать на уровне классного руководителя жизнедеятельность коллектива класса, самостоятельных детских объединений, сотрудничать с органами ученического самоуправления;
· умений собирать, конструировать и реализовывать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств, опирающихся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;
· умений определить достигнутый педагогический результат;
· умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.
2. Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в университете, интеграция знаний по общественным, психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.
3. Выработка творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать педагогический опыт.
Описание воспитательной работы классного руководителя. Анализ воспитательной работы классного руководителя.
Классным руководителем 7 класса является Николенко Неля Владимировна. Описание и анализ воспитательной работы Николенко Н.В.
Воспитательная система класса для Николенко Н.В. - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанников.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это влияет на образование системы воспитательной работы в классе.
Цели и задачи классного руководителя:
1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.
6. Формирование паспорта развития личности учащихся.
7. Нахождение путей представления детских творческих достижений.
Следующим этапом деятельности Нели Владимировны это составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности.
Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому в воспитательную систему педагог включает занятия в Дополнительном образовании. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещаются презентации студий, ведутся индивидуальные личные беседы с педагогами, координируются их и наша работа. Вместе планируем и проводим воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвуют в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляют не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждают к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остаётся в стороне.
Для создания положительной воспитательной среды в классном коллективе педагог реализует инновационную целевую программу взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Составляется социально-демографический паспорт семей, изучаются внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, это позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.
По мнению педагога, именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отводится значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае Николенко Н.В. использует наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе воспитательной деятельности Николенко Н.В.. Здесь педагог выделяет три следующие задачи:
1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя Николенко Неля Владимировна ориентируется на следующий ряд критериев:
· Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
· Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
· Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
· Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
· Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
· Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
· Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
· Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей является дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.
Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе.
В определении содержания воспитания, Неля Владимировна выделяет стержневую идею, что объединение детей создается, сплачивается не на основе той или иной деятельности - учебной, трудовой, общественной, а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности.
Педагог уделяет внимание на становление жизненных позиций школьника на детское самоуправление. Под этим выражением понимается совместная деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления считается привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
· планирует работу в классе;
· подводит итоги работы;
· распределяет поручения между творческими группами.
· дисциплины и порядка: организуют дежурство по школе, в классе;
· организаторы интересных дел;
· школьный меридиан (учебно-исследовательская деятельность школьников).
Педагог внедряет новые образовательные технологии, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании (технология студийного обучения, мастерская, технология “Игра”, информационно-коммуникационные технологии).
Итак, можно сказать, что реализация такой многогранно представленной цели воспитательной работы предъявляет педагогу-практику целый комплекс высоких профессиональных требований. Так, на мой взгляд, воспитатель-профессионал должен:
· Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
· Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
· Способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание “ситуации успеха”.
· Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.
Руководство — это способность вести другого за собой посредством личного влияния. Руководство можно рассматривать также как готовность взять на себя ответственность. Истинное руководство вдохновляет других познавать себя, развиваться и становиться сами собой.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ |
Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель директора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного процесса. В масштабе класса -- это классный руководитель (воспитатель).В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск.
Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000. * Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных, частных и государственных. ) по-разному определяются статус и назначениеклассного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы; классный воспитатель, в компетенции которого — воспитание вверенной ему группы детей; куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственны и мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях), классный учитель (в школах вольдорфского типа). Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете - личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
КАКОЙ ОН, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ |
Интересен для самоанализа перечень требований, которые предъявляют учащиеся к классному руководителю. По их мнению, он:
4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- надежный (на него можно положиться, не предаст);
- искренний (говорит правду, не скрывает, не хитрит);
- честный (что обещал, выполняет);
- смелый (если прав, может спасти класс на педсовете,
защитить перед директором);
- понятливый (сразу тебя поймет, с чем не придешь);
- вдумчивый (вникает в суть проблем);
- практичный (не витает в облаках, разбирается в нуж
дах класса, добивается их удовлетворения);
- аккуратный (по нему можно проверять часы);
- способный к совместной работе;
- твердый (способен довести дело до конца);
- энергичный (и сам и других заряжает энергией, умеет
задать темп в делах);
- приветливый (когда входит в класс, как будто в окно
заглянуло солнце);
- благородный (не забывает хвалить всех и каждого);
- уверенный (всегда знает, что надо делать);
- невозмутимый (кругом паника, суматоха, а он — олим
пийское спокойствие);
- терпеливый (умеет ждать, верить, надеяться);
- скромный (не выставляет напоказ своих привиле
гий);
- зрелый (не слишком молодой, чтобы его можно было
спутать с учеником, и не слишком старый, чтобы это
мешало ему принимать участие в затеях);
В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классного руководителя. Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при одном условии: если он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и-учащихся воспитательные задачи.
Воробьев Г.Г, Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
4.6. Воспитательная работа классного руководителя
ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
В условиях современной школы цель и основное назначениепедагогической деятельности классного руководителя — создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личиостно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:>~ Я как носитель культуры — включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурной, игровой, деятельность свободного общения) — и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я как посредник между детьми и Культурой, я как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.
>• Я как лидер детей, стимулирующий их. самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая своим собственным примером. Иначе не получится.
з> Я как организатор и участник коллективной творчес-
• кой деятельности детей. Это и раздача поручений, и
организация детского самоуправления, и совместная
личностно-ориентированная коллективная творческая
Назначением классного руководителя также являются концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешкольных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условийвоспитательного процесса.
ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ |
В результате анализа этих условий жизни и воспитания детей классный руководитель определяет конкретную
цель и стратегические задачисвоей деятельности на полугодие, год, на несколько лет, оставшихся до окончания учащимися школы. Есть еще один нюанс в реализации этой прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспитания; если педагог задается определенной целью в организации внеурочной деятельности учащихся, то и его воспитанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. Поэтому цель и стратегические задачи должны быть конкретно сформулированы, облачены в понятную учащимся словесную форму, должны быть для него значимыми и притягательными.
Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко определить задачи тактические,а это есть не что иное, как план воспитательной работы.
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
Классный руководитель, выступая в качестве основного субъекта воспитательного процесса, — личность неординарная, творческая. Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные свои функции: >• создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
>• стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания;
5* организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы — традиционных и творческих;
>• взаимодействие с многопрофильными детскими объединениями и самодеятельными детскими организациями;
>• корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания;
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Творческий потенциал школьного педагога-воспитателя реализуется и в конструируемой им методике и технике воспитательного процесса:
>- определение цели и задач (стратегических и тактических), выстраивание логики воспитательного процесса;
>• изучение личности учащихся, детского коллектива, состояния учебно-воспитательного процесса; внедрение результатов в практику;
>• планирование воспитательной работы;
>• отбор содержания воспитания;
>• выбор средств, методов и приемов воспитания;
>• анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитательного процесса.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА |
Организация воспитания как самоактуализации личности и педагога (классного руководителя), и учащихся в классном коллективе позволяет иначе взглянуть и на традиционные, оговоренные статусом и записанные в соответствующих административных документах функции
4.6. Воспитательная работа классного руководителя_________ 295
>• о ведении дневника — по нему виден прогресс в развитии ребенка;
5* о написании характеристик — в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его дальнейшего роста;
>• о ведении классного журнала как средства упорядоченного ведения дел класса;
>- о проведении родительских собраний как средства обретения необходимого взаимодействия с самыми близкими, а значит, и заинтересованными в судьбе ребенка людьми, для поиска выхода из возникших ситуаций и т.д.
296______ Глава IV. Содержание воспитания в современной^ коле
ственные за определенные участки работы, материалы для обдумывания и т.д.); >- успехи, награды, поощрения. ;
>• поздравления с праздниками, с днями рождения учащихся и учителей;
-> график традиционных дел (например, субботние экскурсии по Москве для желающих — когда конкретно, какие экскурсии);
5* оперативная учебная информация; >• график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках школы в конце четверти.
Следует сказать, что в классе должен быть человек, за это отвечающий и творчески относящийся к порученному делу.
4.6. Воспитательная работа классного руководителя |
Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений.
3. Классный руководитель как лидер детского (подростково
го) объединения — класса.
5. Классный руководитель и малый педагогический коллек
тив как коллектив единомышленников.
Рекомендуемаялитература
Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. М., 1992.
Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.
Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д. Гут-кина. М., 2000,
Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.
Психологические аспекты деятельности классного руководителя /Сост. В.Н. Петрушин. М., 1996.
Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.
Сергеева В,П. Классный руководитель: планирование и организация^ работы от А до Я. М., 2001. Ч. 1.
Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2001.
Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. Методическое пособие. М., 1998.
Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 3999.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Классный руководитель как организатор учебно-воспитательного процесса в школе.
ГЛАВА V Основы методикивоспитания
Господи! Дай мне силы изменить то,
что я могу изменить.
Господи! Дай мне мужества вынести то,
что я не в силах изменить.
Господи! Дай мне мудрости
не перепутать первое со вторым.
Молитва Дюрера (в переводе Батюшкова)
5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
Моя душа пошла в раздрай,
Не все поступки нравятся.
Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай,
(В. П. Шабалин-о своем внуке-подростке)
Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей.
ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
Необходимость специальной воспитательной работы диктуется современными запросами общества. Сложно, нередко драматически переплетаются в современной реальности различные типы личностей -от разносторонне, гармонически развитой, творческой, думающей, гуманной до уродливо приспособленной только лишь к потребительской функции, часто подверженной предрассудкам и суевериям, нередко патологически агрессивной, с девиантным поведением.
Одним из вариантов воспитания (в узком смысле слова) является внеклассная воспитательная работав школе (в педагогике относительно ее употребляется термин «воспи-
5.1. Педагогическая поддержка
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ |
Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В более старшем возрасте -- потребность в дружеской поддержке, включенности в некоторое сообщество.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 102.
300_ Глава V. Основы методики воспитания
Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспитательной позиции -педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника,
Замечательный педагог-гуманист, наш современник О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных проблем ребенка (подростка).
Выходит не так уж беззаботно счастливое и безмятежное детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитивно ли, сознательно ли помогаем детям в их трудной работе роста и взросления. Они маленькие ростом и слабые: не могут дотянуться, долезть, увидеть. Мы помогаем.
5.1. Педагогическая поддержка
Вот они, главные истины эти:
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Из размышлений учит еля-воспитат еля
Сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгадке успешности-неуспешности наших воспитательных усилий. В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на личность ребенка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека.
302____________________ Глава V. Основы методики воспитания
Педагогическая поддержка -- это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка (подростка) и его САМОпропесом, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблю-дение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертво-вание, САМОкритика, САМОпрог-ноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМОуправление, САМОдеятель-ность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОдоста-точность, САМОвоспитание, САМОактуализация.
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидания, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, выдвижение ограничивающих односторонних условий, вызов родителей, манипулирование мнением 'друзей ребенка и общественным мнением, требование послушания и беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию, разные ухищрения в попытках некорректными средствами что-то выведать о поступках ребенка или подростка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).
Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому
5.1. Педагогическая поддержка___________________________ 303
Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чув-' ством вины.
Глава V. Основы методики воспитания
5.1. Педагогическая поддержка
Читайте также: