Удаленная работа кто платит за интернет

Обновлено: 17.05.2024

На какие вакансии нельзя соглашаться, если вы ищете удаленную работу.

Юлия Родочинская маркетолог, основатель Института онлайн профессий и агентства Julia Marketing, блогер

2020 год вывел удаленную работу на новый уровень. Многие в реальных условиях смогли оценить все преимущества и недостатки хоум-офиса. Интерес к дистанционной работе возрос, а вместе с ним активизировались и мошенники. Как же новичку не совершить ошибку при поиске вакансий в интернете?

Топ-7 самых распространенных схем обмана

Оплата через сервис-гарант

Катя недавно окончила курсы по копирайтингу, и начала активно искать клиентов. На один из откликов получила ответ. Работодатель предлагал хорошие условия, четкое техническое задание, понятные и разумные критерии оценки работы и отличное вознаграждение.

Кате в переписке задали много вопросов, рассказали о масштабе проекта и описали все радужные перспективы будущего сотрудничества. И, о чудо! Работодатель почувствовал, что Катя близка им по духу и ценностям, и готов дать сразу крупный заказ на 40 тысяч рублей – посты для нескольких аккаунтов.

Катя не верит своему счастью. Оно и понятно: ее средняя ее зарплата в офисе была не больше 20 тысяч, а тут такая удача. Исходя из своего большого опыта, работодатель предлагает Кате оформить сотрудничество через сервис-гарант.

Справка. Сервис-гарант помогает совершать сделки безопасно: деньги с заказчика списываются только после того, как исполнитель отправляет ему готовую работу.

Кате на почту пришло уведомление о том, что "заказчик ФИО внес в гарант 40000+10%= 44000 рублей. Эта сумма будет заморожена до выполнения работы. Вам необходимо совершить гарант на сумму 10% от гаранта заказчика: 4000 рублей" и реквизиты…

В чем подвох? Действительно, на рынке удаленной работы существуют сервисы-гаранты, которые позволяют совершать сделки безопасно. Но и есть и мошенники, которые маскируются под такие сервисы.

Как распознать мошенников?

  • Ищите открытую информацию о сервисе в сети – отзывы, данные, как давно он существует, какой у него рейтинг.
  • Как правило, сервис-гарант берет комиссию исключительно с заказчика.
  • Сравнивайте адрес и название ресурса, с которого вам пришло письмо, с реальными реквизитами ресурса.
  • Если сомневаетесь, предложите заказчику оформить сделку на другом сервисе или бирже фриланса. Если это не мошенник, у него не будет причин не согласиться.

“Купите наш курс, и клиенты точно будут!”

Алена откликнулась на вакансию на одном из крупных сайтов по поиску работы. Ее попросили выполнить объемное тестовое задание. Алена отправила. Задание приняли и ответили, что соискателей на данную вакансию много, и по конкурсу она не прошла. Зато она может записаться на платный курс, который поможет ей прокачать свои компетенции. Занавес.

Под таким же соусом может подаваться и еще одна схема мошенничества: "Вы нам подходите, но для начала нужно пройти обучение". Естественно, услуга платная. Как правило, после перевода денег работодатель пропадает. В лучшем случае вы пройдете совершенно не нужное вам обучение, и все - свободных вакансий нет.

База вакансий

Оксана разместила свое резюме в одном из каналов Телеграм. Ей тут же поступило заманчивое предложение: получить доступ к закрытой базе вакансий от надежных и проверенных заказчиков. Всего-то за 1000 рублей. Вы бы согласились на месте Оксаны? Надеюсь, нет.

Как правило, такая схема рассчитана на неопытных и доверчивых новичков. После оплаты, как вариант, вам пришлют список вакансий, которые и так есть в открытом доступе. А возможно, и вовсе неактуальные предложения или запросы от несуществующих заказчиков.

Тестовое задание

Ира окончила курсы по SMM. На "Авито" откликнулась на вакансию, которая подходила под ее компетенции. Работодатель предложил выполнить бесплатное тестовое задание. Оно состояло из нескольких частей:

  • составить контент-план для постов и сторис на месяц для блога стоматологической клиники;
  • написать 24 поста по контент-плану;
  • сделать 4 варианта ленты на 30 постов каждая из предложенных фото.

Ирина отказалась. И, конечно, была на 100 процентов права. Безусловно, большинство крупных заказчиков и работодателей при рассмотрении кандидатов на вакансию действительно дают тестовое задание. Стоит его выполнять, если:

  • оно единое для всех соискателей и прописано в тексте самой вакансии;
  • за него предусмотрена, пусть и минимальная, оплата;
  • выполнение задания не отнимет у вас много времени (максимум 2-3 часа);
  • вакансия опубликована крупным работодателем, в репутации которого вы не сомневаетесь.

"Заплатите и приступайте к работе"

Андрей разместил свое резюме и получил отклик. Работу предлагали простую и понятную – корректура и вычитка текстов, но сделали акцент на строгом соблюдении дедлайнов. Для того чтобы заказчик был уверен в серьезности намерений Андрея, его попросили перечислить 800 рублей в качестве страхового залога. Залог обещали вернуть вместе с оплатой выполненной работы.

Если столкнулись с такой схемой – прощайтесь немедленно. Вас пытаются обмануть. Обычно сотрудничество заканчивается сразу после перечисления залога.

Биржа фриланса: миф или реальность?

Конечно, в основу этой схемы обмана лег принцип обычной биржи фриланса. Как правило, на большинстве надежных бирж есть платные аккаунты, а функции бесплатного профиля ограничены. Этим и пользуются злоумышленники. Прежде чем оплачивать услуги, прочитайте отзывы о ресурсе. В интернете есть доступный список проверенных бирж фриланса.

Работа сейчас – деньги потом

К Юле обратился эксперт, вдохновленный и воодушевленный масштабом и перспективами своего будущего проекта. Долго рассказывал о планах, видении, задачах и важной роли Юли в его проекте. Правда, пока денег на оплату услуг у него не было. Но как только проект встанет на рельсы и начнет приносить миллионы, хорошая зарплат и процент в бизнесе Юле гарантированы.

Конечно, амбициозные цели и воздушные замки – это хорошо, но высока вероятность и того, что в момент, когда речь зайдет об оплате, потенциальные "партнеры" просто исчезнут.

Какие еще предложения должны вас насторожить?

Онлайн-казино, ставки на спорт, договорные матчи, деньги за лайки и отзывы, оформление вами ИП или ООО для сторонних лиц, финансовые пирамиды - словом, любые варианты, где абсолютно любому человеку обещают большие деньги быстро и без знаний, опыта, усилий.

Как распознать мошенников в интернете

Врага нужно знать в лицо!

Отсутствие информации о работодателе, проекте, блоге. У агентства или компании должен быть сайт, страницы в социальных сетях и корпоративная почта. У физического лица — реальные фамилия, имя и отчество, телефон и хотя бы один реальный аккаунт в социальных сетях. Чем больше информации доступно, тем меньше вероятность, что вас обманут, ведь это будет стоить работодателю репутации. Часто в тексте вакансии мошенники пишут "крупная российская компания", "маркетинговое агентство", "интернетмагазин" — без конкретного названия.

Размытое описание вакансии. "Ищем ссм-ка для нескольких проектов. Креативного, работоспособного, коммуникабельного. Если сработаемся, задания будем давать регулярно. Оплата по результатам собеседования".

Настоящий работодатель тщательно прописывает круг обязанностей будущего сотрудника, требования к кандидату и условия работы. Потому что заинтересован как можно скорее найти компетентного сотрудника.

Высокая зарплата и низкие требования. "Ищем дизайнера, зарплата от 80 000 рублей. Можно без опыта. Всему научим, главное желание развиваться. Требования: базовые знания о работе в редакторах и приложениях для социальных сетей, уверенный пользователь ПК. Занятость — 3 часа в день. Быстрый карьерный рост".

Обязательно изучите, сколько за услуги такого порядка берут в среднем на рынке, и вспомните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Плохие отзывы. Всегда проверяйте потенциального работодателя, прежде чем вступить в переписку или согласиться на тестовое задание.

Что делать, если вас обманули при поиске работы в интернете?

Проговорим еще раз - чтобы не нарваться на недобросовестных работодателей, всегда:

  1. работаем по предоплате
  2. включаем критическое мышление и обходим стороной варианты "Работа 2-3 часа в день, без опыта, без знаний, для всех от 18 до 65. Зарплата от 100 тыс. рублей гарантирована"
  3. используем только проверенные сервисы и ресурсы

Если все-таки вас обманули, пробуем защитить свои права.

В первую очередь соберите все возможные доказательства: чеки, скрины переписки, доступные данные о мошеннике (ФИО, телефоны, аккаунты, адрес электронной почты). После этого:


Самозанятыми работниками в последнее время никого не удивишь, а количество тех, кто решил работать на фрилансе официально, растет каждый день.

Многие компании решили, что часть штатных сотрудников можно сократить и на отдельные проекты просто нанимать самозанятых. Другие подумали, что проще и удобнее перевести часть своих сотрудников на удаленку, а не нанимать сторонних исполнителей. В этом материале мы провели сравнительный анализ и разобрались — когда какой из вариантов лучше выбрать.

Кто может уйти на удаленку

Работники, обеспечивающие бесперебойную работу компании, тоже не могут работать из дома и заменить их самозанятыми нельзя — ведь регулярная работа говорит о необходимости заключить трудовой договор.

Хотя в законодательстве нет четкого перечня сотрудников, которых нельзя отправлять на удаленку, сам работодатель решает, кто ему нужен непосредственно и ежедневно в офисе. Перевод ключевых сотрудников может резко снизить эффективность бизнеса.

При этом самозанятый фрилансер, работающий дома, уже обустроил себе рабочее место, значит нанимателю не нужно заботиться об обеспечении его связью, компьютером, оборудованием и т. д.

И все же, что понадобится для организации труда удаленного сотрудника и для работы самозанятого-фрилансера. Давайте посмотрим.

Что нужно для удаленного сотрудника

Помимо заключенного трудового договора и перевода на дистанционную работу необходимо обустроить удаленное рабочее место .

ТК РФ не обязывает работодателя покупать новую оргтехнику, а разрешает выплачивать надомнику компенсацию за использование личного имущества. При наличии грамотно оформленных локальных нормативных актов работодатель сокращает налог на прибыль, а не только экономит на аренде офиса.

Рассмотрим более предметно затраты на примере удаленного бухгалтера:

Не каждый сотрудник готов выделить в квартире место для работы, где никто не будет мешать и можно расположить все рабочие материалы и технику.

Что нужно для самозанятого-фрилансера

Запросы самозанятого будут в несколько раз меньше, ведь он работает по договору возмездного оказания услуг.

Возьмем тот же пример с бухгалтером. Самозанятому специалисту, скорее всего, не потребуется от вас какое-то ПО или оборудование. Он может, например, подключиться к имеющейся у вас программе удаленно или работать в своей базе.

Специалисты творческой сферы: дизайнеры интерьера, художники, создатели логотипов и т.д. обладают своим софтом, удобным для работы. От вас им нужно только четко поставленное задание.

Те, кто работает с интернетом, соцсетями и сайтами также будут или подключаться удаленно к вашим компьютерам и серверам, либо будут работать через свои.

Покупать компьютер или компенсировать услуги связи исполнителю наниматель не должен, иначе гражданско-правовые отношения перейдут в трудовые. Хотя можно предусмотреть компенсацию отдельных видов расходов. Например, если самозанятый сам приобретет необходимые для работы материалы и сумма договора будет поделена на вознаграждение и компенсацию затрат на материальную часть.

Бухгалтер-фрилансер выполнит всю работу, которую вы пропишите в договоре. Для этого ему порой достаточно один раз в месяц посетить офис для обработки первички.

На месте или с помощью сканов он заносит информацию в бухгалтерскую программу. По итогу месяца отчеты будут сданы, зарплата начислена, налоги уплачены, подписан акт-выполненных работ. Получив оплату, самозанятый присылает вам чек, а вы уменьшаете налог на прибыль.

Согласитесь, что это проще, чем оформлять документы на компенсацию работы на дому.

У дистанционных штатников больше обязанностей, которые они выполняют строго в определенное рабочее время. Фрилансер в это время может работать еще на несколько заказчиков.

Когда самозанятый лучше, чем удаленщик

Для разовых проектов однозначно лучше привлекать фрилансеров, чем создавать штатную единицу с рабочим местом. Ведь вам потребуется не только организовать его, но еще аттестовать — провести специальную оценку условий труда, чтобы рабочее место соответствовало требованиям безопасности и не влияло на здоровье сотрудника. Например, освещенность была достаточной, температура и влажность в помещении были комфортными, аппаратура подключена безопасно и т.д.

Ответственность за подготовку своего рабочего места фрилансер несет сам. Он же отвечает за пожаробезопасность. Проводить СОУТ для самозанятого не нужно.

К тому же, часто специалисты высокого класса не готовы устраиваться на постоянную работу. Фриланс, возможность выбирать заказчика, путешествовать или переезжать значит для них больше, чем соцпакет и стабильная зарплата.

Свою профпригодность и высокий уровень знаний не раз доказали:

  • программисты;
  • системные администраторы;
  • тестировщики ПО;
  • веб-дизайнеры;
  • интернет-маркетологи;
  • SMM-менеджеры и пр.

Как упростить себе работу с самозанятыми

Даже если компания готова пересмотреть количество удаленных сотрудников в пользу фрилансеров или необходимо привлечь новых узких специалистов на короткое время, может возникнуть несколько препятствий и сложностей при организации рабочих процессов.

Расскажем, как облегчить адаптацию:

1. Большое количество исполнителей равняется большому количеству исходящих платежных поручений, что неудобно и отнимает много времени.

2. В момент заключения договора и в день перечисления вознаграждения у исполнителя необходимо проверить статус самозанятого.

Это проверка заключается в том, чтобы в ручном режиме проверять каждый ИНН на сайте ФНС.

3. Первичных документов фрилансеры составляют не много, но они должны быть предоставлены точно в срок и сохранены для расчета налогов.

Отследить, что весь комплект документов поступил, подписан и соответствует законодательству бухгалтеру непросто. Тем более, что исполнители могут пользоваться для их отправки разными каналами — кто-то отправляет почтой, кто-то просто шлет сканы, а кто-то даже пользуется ЭДО.

Собирайте всех исполнителей на единой площадке и документооборот станет проще, быстрее и, главное, полностью юридически подтвержденным.

Выбор в пользу самозанятого-фрилансера чаще всего продиктован экономическими соображениями, а также необходимостью выполнения разовых работ, которые не могут взять на себя штатные сотрудники.

Решать — с кем удобнее работать, стоит ли пересматривать штатное расписание и прибегать ли к услугам самозанятых — вам.

Как оформлять, оплачивать и контролировать работу удаленных сотрудников

Это зависит от того, принимают сотрудника с нуля или он уже работает в этой организации.

Оформление нового сотрудника

В данном случае новый сотрудник может вообще не появляться в офисе компании. Трудовой договор с удаленным работником можно заключить путем обмена электронными документами.

Работодатель при оформлении удаленного работника имеет право запросить у него нотариально заверенные копии документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ:

  1. Паспорт или заменяющий его документ.
  2. Свидетельство СНИЛС. Если удаленный сотрудник впервые оформляется на работу, то он должен зарегистрироваться в ПФ РФ самостоятельно.
  3. Иные необходимые документы с учетом особенностей работы, в частности:
    • подтверждение квалификации;
    • военный билет;
    • справку об отсутствии судимости.

Всю другую необходимую информацию, связанную с трудовыми отношениями, стороны договора могут направлять друг другу в электронном формате.

Это, например, документы, с которыми сотрудник должен быть ознакомлен под роспись: правила внутреннего распорядка, приказы, требования и т.п. Все изменения и дополнения к трудовому договору стороны также могут согласовать в онлайн-формате. Работник имеет право направлять работодателю в электронном виде свои заявления, пояснения и другие подобные документы.

При обмене электронными документами обе стороны договора должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Работник и работодатель обязаны направлять друг другу подтверждение в получении электронных документов в срок, который указан в трудовом договоре.

Для получения больничных удаленный работник должен выслать работодателю оригиналы подтверждающих документов. Электронный формат в данном случае использовать нельзя (ст. 312.1 ТК РФ).

Работник может в любой момент запросить заверенные копии документов, связанных с трудовой деятельностью (ст. 62 ТК РФ): приказов, справок о зарплате и уплаченных взносах и т.п. Работодатель обязан выслать их в течение трех рабочих дней.

Перевод уже оформленных сотрудников

Если вы переводите на удаленку уже работающих сотрудников, возможны два варианта: перевод на постоянной основе и временный, например, на период карантина. В обеих ситуациях нужно издать приказ и оформить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору.

Если речь идет о постоянном переводе на удаленку, то соглашение будет действовать бессрочно. Если же работодатель хочет изменить формат работы только на время карантина, то нужно установить срок действия соглашения до даты снятия ограничений. Дата отмены карантина может быть перенесена, поэтому нужно внести в соглашение условие о возможности продления срока действия в этом случае.

Перевести сотрудника на удаленку можно только с его согласия. Работодатель имеет право изменить условия труда и в одностороннем порядке, но в этом случае он должен предупредить своих работников о предстоящих изменениях за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). Для временного перевода на период карантина такой вариант неудобен. Вероятность того, что ограничения будут действовать более двух месяцев, очень мала. И к моменту, когда у работодателя появится право перевести сотрудников на дистанционный формат, в этом уже может не быть необходимости.

Так как будущие удаленные сотрудники пока находятся в офисе, то дополнительные соглашения с ними удобно составить на бумаге. А дальнейший обмен документами уже можно проводить в электронном формате, как описано в предыдущем разделе.

Охрана труда удаленных работников

Обязанности бизнесмена по охране труда в отношении удаленных работников существенно урезаны по сравнению с общими требованиями (ст. 312.3 ТК РФ). В данном случае работодатель должен:

  1. Ознакомить сотрудника с требованиями в области охраны труда.
  2. Перечислять за него страховые взносы. В случае необходимости выплачивать сотруднику страховые выплаты или передавать документы для выплаты в ФСС.
  3. Вести учет несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний. Выяснять причины этих событий.
  4. Выполнять предписания проверяющих в области охраны труда.

Все остальные обязанности по охране труда не распространяются на удаленных сотрудников. В частности, работодатель не должен проводить для них специальную оценку рабочих мест и организовывать регулярные медосмотры.

Важный момент — географическое расположение рабочего места. Теоретически удаленный сотрудник может работать откуда угодно, если обеспечена надежная связь. Однако, по мнению Минтруда, российские компании не имеют права заключать трудовой договор о дистанционной работе с сотрудником, который проживает за границей (письмо от 16.01.2017 № 14-2/ООГ-245).

Чиновники указывают на то, что за пределами России не действует ТК РФ и другие нормы российского законодательства. Следовательно, у работодателя нет возможности обеспечить для работника безопасные условия труда.

Зарплата и другие выплаты в пользу сотрудников на удаленке

Удаленный работник должен получать ту же заработную плату, что и его коллеги, которые выполняют аналогичные функции в офисе. В случае, если часть трудовых обязанностей невозможно выполнять дистанционно, заработная плата может быть уменьшена по соглашению сторон.

Сотрудник на удаленке часто использует для работы свою оргтехнику и личный телефон. Также он сам платит за интернет и услуги связи. Работодатель может компенсировать подобные затраты, включив условие об этом в трудовой договор (ст. 312.3 ТК РФ)

Компенсация затрат — это не доход сотрудника. Поэтому в общем случае ее не нужно облагать НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Но работодатель должен подтвердить, что расходы удаленного сотрудника связаны с производственной необходимостью и обосновать их суммы (письмо Минфина РФ от 11.04.2013 № 03-04-06/11996). Например, для подтверждения затрат на телефонную связь понадобится детализация звонков.

Поездка иногороднего удаленного работника в офис компании считается служебной командировкой. Сотруднику нужно в обычном порядке компенсировать затраты на проезд и проживание, а также выплатить суточные (письмо Минтруда РФ от 09.06.2017 № 14-2/ООГ-4733).

Как контролировать удаленных работников

По умолчанию удаленные работники могут самостоятельно устанавливать для себя рабочий график (ст. 312.4 ТК РФ). Это удобно для тех специалистов, работа которых оценивается по конечному результату: программистов, дизайнеров, копирайтеров и т.п.

Сотрудник получает задание, которое необходимо выполнить к определенному сроку, и сам определяет порядок работы над ним. Можно определить контрольные точки и отслеживать готовность отдельных этапов.

Если нужно, в трудовом договоре с удаленным сотрудником можно указать и конкретный график работы, по аналогии с тем регламентом, который используется в офисе.

Для контроля за выполнением задач удобно использовать специальные сервисы, предназначенные для организации командной работы. Выбор конкретного ПО зависит от масштаба деятельности и особенностей конкретного бизнеса.

Например, для управления небольшими проектами можно использовать Трелло или Планировщик от Майкрософт. Крупным компаниям лучше внедрить полноценную CRM-систему: Мегаплан, Битрикс-24 и т.п. Подобные программы позволяют не только отслеживать выполнение задач, но и управлять взаимодействием с клиентами, вести аналитику и т.п.

Есть виды деятельности, где необходимо контролировать не только результаты, но и сам процесс, а также учитывать нахождение сотрудника на рабочем месте. Например — деятельность колл-центров. В этом случае потребуется специализированное ПО.

Вывод

Удаленный работник в целом обладает теми же правами, что и его коллега в офисе. Но есть особенности, связанные с документооборотом, охраной труда, начислением зарплаты и других выплат. Организация контроля за удаленными сотрудниками зависит от специфики работы и масштабов компании.

Всю актуальную информацию об организации бизнеса во время пандемии вы найдете на нашем информационном портале.

Преимущества удаленной работы на зарубежного заказчика с получением выплат в валюте очевидны, но после заветного офера встает вопрос об оформлении. Многим зарубежным компаниям, не имеющим представительства в России, не выгодно оформлять сотрудника, находящегося в другой стране, в штат из-за дополнительного налогообложения, юридических сложностей и проч. Гораздо выгоднее (причем для обеих сторон) взаимодействовать с заказчиком как ИП (индивидуальный предприниматель). Ниже я на своем примере опишу все шаги от открытия ИП до вывода средств на счет физического лица, не переключайтесь.

Шаг 0. Выбор налогового режима

Мне поступило предложение об удаленной работе в стране Евросоюза по оказанию услуг проектирования и сопровождения компьютерных систем. Для легализации наших отношений мой выбор пал на ИП на УСН с налогом на доход 6%. Почему именно так и какие есть альтернативы? Разбираем по пунктам:

УСН, упрощенная система налогообложения. Также имеет ограничение на доходы, но уже до ~200 млн рублей, что мне уже более чем подходило. Если больше — это совсем другой масштаб и ООО. Почему не ПСН (патентная система налогообложения) - обсудим в конце.

С ИП на УСП на доход нужно платить, собственно, 6% налога на доход, а также фиксированные страховые взносы за обязательное пенсионное страхование (~ 32 тыс. рублей в год) и за обязательное медицинское страхование (~ 8 тыс. рублей в год) за себя (т.к. наемных сотрудников у нашего ИП нет). Примечательно, что из суммы налога на доход вычитается сумма уплаченных фиксированных взносов. Также если доход в год составил более 300 тыс. рублей (а в нашем сценарии он составит, иначе зачем ИП?), то нужно заплатить 1% с разницы между фактическим годовым доходом и этими 300 тыс. лимита.

Из отчетных документов от ИП на УСН потребуется только подать декларацию в налоговую раз в год, до 30 апреля года, следующего за расчетным. То есть за 2021 нужно подать до 30 апреля 2022.

Итак, выбор сделан. Переходим к следующему шагу.

Возможно, еще 5-7 лет назад данная процедура представляла собой утомительный поход в налоговою, но сейчас, благо, открыть ИП можно не выходя из дома.

Рекомендую сразу определиться с банком, в котором вы откроете ваш расчетный счет, и через этот банк и регистрировать ИП. На что обращать внимание при выборе банка интуитивно понятно: это стоимость тарифа, степень цифровизации (стабильные приложения, широкая онлайн функциональность и т.д.) и общий уровень адекватности (пусть каждый под этим поймет что-то свое). Мой банк также предлагал бесплатную онлайн бухгалтерию: в приложении автоматически формируются счета на оплату взносов, налога, есть экспорт готовой декларации. Очень удобно.

После выбора банка на официальном сайте находим опцию по регистрации ИП и подаем заявление онлайн. Я не знаю, как проходит процедура в каждом конкретном банке, но общая суть у них, думаю, одинаковая и выглядит примерно так:

Выбор налогового режима. У нас это ИП на УСН на доходы.

Ввод реквизитов физического лица (паспорт, ИНН).

Онлайн подача документов в ФНС. Мой банк для этого сгенерировал для меня одноразовую электронную подпись, сотрудник удостоверяющего центра приехал на дом для проверки документов.

Подтверждение регистрации ИП от налоговой. Приходит на электронную почту.

Шаг 2. Валютный контроль

Для постановки на валютный контроль необходимо зарегистрировать договор, по которому вы поставляете (экспортируете) услуги. Учитывается вся сумма договора, а не разовая выплата. То есть если в контракте указана ежемесячная выплата в размере 100 тыс. рублей, а срок договора составляет 12 месяцев, то общая сумма договора составит 1,2 млн. рублей. Регистрировать нужно все договоры, стоимость которых превышает 200 тыс. рублей. Если сумма контракта более 6 млн. рублей по экспорту (а у нас экспорт услуг), то помимо регистрации банк должен поставить договор на учет. Я опишу сценарий, когда общая сумма не превышает 6 млн. рублей.

Для начала договор должен быть составлен и подписан сторонами. Есть базовые пункты, которые должны быть в любом типовом договоре:

полные наименования и реквизиты сторон (заказчика и вашего ИП);

предмет контракта (перечень оказываемых вами услуг, должен в общем совпадать с выбранными ОКВЭД);

условия расчета (периодичность, срок выплаты);

сроки исполнения обязательностей;

порядок урегулирования споров;

ответственность за оплату банковских комиссий.

Скорее всего, договор сотрудничества компании-заказчика уже содержит все эти пункты. Но как всегда есть нюансы, и по моей просьбе заказчик внес изменения в стандартную форму. Вот список рекомендаций к договору, которые помогут зарегистрировать контракт в валютном контроле с первого раза:

Договор должен быть продублирован на русском языке. Не все банки просят это сейчас, но лучше перестраховаться. В идеале разделить лист вдоль на две части и переводить по абзацам.

Указать, каким способом реализован электронный документооборот между сторонами. Если это электронная почта, то указать домен.

Указать, как будет подписываться сам договор (олдовым методом сканирования или при помощи определенной утилиты/сервиса).

Прописать, что фактом приемки заказчиком оказанных услуг является оплата этих самых услуг. Это избавит от необходимости составления акта оказанных услуг за каждый расчетный период, особенно учитывая, что за рубежом этот документ не очень популярен.

Отправленный договор обычно регистрируется в течение нескольких рабочих дней. После регистрации вы сможете получать и выводить средства, отправленные заказчиком. Но не сразу.

Шаг 3. Вывод средств

Для получения средств от заказчика вам потребуется валютный счет. Обычно его можно открыть в банковском приложении без дополнительных проблем. Выберите валюту, в которой заказчик будет с вами расчитываться. Одновременно с открытием валютного счета должен открыться т.н. транзитный счет в той же валюте (если нет — свяжитесь с обслуживающим банком). Именно реквизиты транзитного счета нужно передать заказчику, на них должны приходить отчисления.

Когда средства попадают на ваш транзитный счет, они находятся в состоянии заморозки. Чтобы вывести их на расчетный валютный счет, в течение 15-ти дней после поступления нужно:

Прикрепить счет-фактуру или инвойс. В инвойсе указываются реквизиты сторон, перечень выполненных работ и сумма для оплаты. Шаблон инвойса можно найти на просторе интернетов или попросить у заказчика, иногда компании для внутренней отчетности составляют такие инвойсы.

Иногда эти два действия объединены в одно. Как и всегда, о порядке нажатия кнопок в веб-интерфейсе лучше уточнить в банке.

Обычно процедура вывода средств с транзитного счета занимает не более пары часов. После этого лично я предпочитаю переводить средства на валютный счет своего физического лица, где есть % на остаток и карта с кэш-беком. Наличие комиссии за переводы регулируется тарифом счета ИП.

Итого

ИП на УСН раз в год подает налоговую декларацию. Можно сделать это онлайн на сайте ФНС, потребуется квалифицированная электронная подпись.

ИП на УСН нужно вести книгу учета доходов и расходов, куда просто заносятся выплаты от заказчиков и платежи по взносам. В конце года книгу нужно распечатать, сброшюровать и подписать в конце. Шаблон книги в сети в открытом доступе. Высылать книгу никуда не нужно, если налоговая не запросит.

Однако если вы выберете патент, ИП на УСН вам все равно потребуется, потому что нельзя открыть ИП сразу на патенте. Сначала нужно зарегистрировать УСН, а потом приобретать патент. При этом декларацию по УСН подавать также нужно, но при использовании патента она будет нулевая.

В гайде я описала все кейсы, с которыми мне пришлось столкнуться от момента получения офера до заветного перечисления средств на счет. Надеюсь, было полезно, пишите вопросы/дополнения в комментариях. Всем легкой регистрации и быстрого валютного контроля!

Читайте также: