Нельзя оформить сотрудника по основному месту работы так как он уже работает в нашей организации

Обновлено: 28.04.2024

[spoiler]
Многих бухгалтеров, данный прием на работу ставит в ступор , в связи с этим, возникает много вопросов:
• как правильно принять совместителя и вести учет по нему в программе 1С:ЗУП 3.1?
• чем отличается совместитель от совмещения должности?
• какие кадровые документы нужно заполнять для сотрудников по совместительству?
• и т.д.

Совсем немного остановимся на законодательстве , так как это неотъемлемая часть для ведения бухгалтерского учета. И, вот у нас с вами, есть два похожих термина: совместительство и совмещение.

Самое основное отличие совместительства (СТ. 60.1 ТК РФ) – когда сотрудник у нас работает, выполняет дополнительные обязанности в свободное, от его основной работы время. И работает он еще по одному трудовому договору, т.е. заключаем новый трудовой договор .

При этом он может работать, как у того же самого работодателя, тогда это будет внутреннее совместительство, либо у другого работодателя – это будет внешнее совместительство. Поэтому, совместительство - работа в свободное от основной работы время , по новому трудовому договору.

И для сравнения, совмещение (СТ. 60.2 ТК РФ) – это сотрудник, выполняющий какие-то дополнительные обязанности в течение установленной продолжительности рабочего дня. То есть, время рабочее у него не увеличивается, работает, как и работал, но должен делать чуть больше!


Поэтому, помимо трудового договора, должен выполнять еще какие-то дополнительные обязанности . И за то, что он работает больше, вводится доплата за совмещение. Естественно, новый трудовой договор не заключается. Обычно заключается дополнительное соглашение к текущему трудовому договору, где прописаны параметры такой установленной доплаты за совмещение.

Теперь посмотрим, как оформляется совместительство в зарплатной программе. Совместительство, еще раз – это второй трудовой договор. Значит дополнительный элемент справочника сотрудники и дополнительный документ приема на работу. Причем, если у нас внутреннее совместительство, то обратите внимание , что два элемента в справочнике сотрудники.

Один, получается, для основного работника, а второй для внутреннего совместителя. Но, эти два сотрудника связаны только с одним физическим лицом. Так как налог на доходы физических лиц рассчитывается для физ.лица в целом, а так же и страховые взносы, и, поэтому отчетности сдаем по физ.лицу, а не по сотрудникам. Поэтому обратите, пожалуйста, на это внимание , при вводе нового приказа о приеме на работу по совместительству. Контролируем, чтобы не произошло дублей в справочнике физических лиц.

Совместители имеют свой определенный учет времени, поэтому при приеме на работу назначается свой график работы. Обратите внимание, что в законодательстве есть ограничения – это график не должен быть более 4 часов в день. И не более половины месячной нормы полного графика. Назначение оплаты труда – это полный комплект начислений по должностям, на которые сотрудник принимается.



Рис.1
И дальше важно в программе правильно ввести фамилию. Мы вводим фамилию, и программа вас спрашивает, что физ. лицо такое уже есть и он у нас действительно есть, так как уже работает по основному месту работы. Поэтому важно понимать, что мы его же принимаем на работу или это однофамилец? В нашем случае нам нужно именно это физ. лицо и мы соглашаемся, да, это тот, кто нам нужен (Рис.2).



Рис.2
Персональные данные этого сотрудника автоматически заполнились по физическому лицу и сохраняем эту информацию, нажимая кнопку принять на работу . Регистрируем новый прием на работу (Рис. 3).



Рис. 3
Устанавливаем дату приема, например, 01.07.2018. Выбираем подразделение Администрация . На должность сторож (Рис.4).



Рис.4
Теперь, что получается, у нас было в условии, что он принимается на неполную ставку. По умолчанию в программе возможность учета таких работников работающих на неполную ставку отключено (Рис.5).



Рис.5
У нас такие сотрудники есть, нужно проверить настройку кадрового учета. Должна быть установлена галочка - Используется работа по неполной ставке (Рис.6).



Рис. 6
Флаг есть, значит, в нашем приеме на работу можно выбрать количество ставок. По-нашему примеру выбираем ½ (Рис.7).



Рис.7
Ставку установили и теперь переходим к графику. Еще раз напоминаю, что есть определенные законодательные ограничения и обычно для совместителей настраиваем отдельный график работ. Давайте посмотрим, как его настроить.

Настроить можно сразу из приказа о приеме на работу, войдя в поле графики работы . Заходя в данную строку документа, программа предлагает выбрать возможные графики, которые были настроены в данной программе. Нас будет сейчас интересовать график по совместительству . Посмотрим, как его настроить (Рис.8).



Рис.8
Заходим в график , он у нас пока пустой. Поэтому, чтобы сделать необходимые настройки, нужно зайти в поле - Изменить свойства графика (Рис.9).



Рис.10
Сохраняем настройки, и, именно этот график по совместительству, мы применяем данному сотруднику при приеме на работу. Вид занятости программа автоматически подобрала внутреннее совместительство, так как по основному месту работы сотрудник уже работает. Главное меню приказа о приеме на работу мы заполнили, теперь переходим на следующую вкладку - Оплата труда (Рис.11).



Рис.11
Оплата труда подтягивается у нас из штатного расписания. Обратите внимание, здесь указывается полный размер оклада, т.е. оклад за целую ставку. Поэтому руками ничего не меняем, все программа заполнила верно. А вот при расчете этот размер оклада будет пересчитан с учетом отработанного времени.

Соответственно, если сотрудник работает половину времени по 4 часа, вместо 8 часов, значит и зарабатывать он будет половину суммы от 24 тысяч рублей, но у меня еще в примере, организация, в которой есть районный коэффициент 15% и северная надбавка 50%, поэтому ФОТ не 12 тысяч рублей, а 19 800. И мы ФОТ видим в данном документе, программа все уже автоматически нам рассчитала. Теперь можно провести документ. Посмотрим, как начислится заработная плата (Рис.12).



Рис. 12
Сделаем заработную плату на примере июля 2018 г. Заполним документ. Зарплата будет заполняться отдельно для сотрудника по основному месту работы, вот его оклад 30 000. И отдельно по внутреннему совместительству 12 000 рублей.
Итак, мы увидели с вами, что начисления рассчитываются отдельно. А вот, кстати, как нам сделать так для удобства работы в программе, чтобы видеть в списке сотрудников в документах в табличной части отличие сотрудника основного от совместителя? Посмотрите, сейчас в нашем документе название сотрудников ничем не отличается (Рис. 13).



Рис. 13
Конечно, можно совместителю добавить в наименовании совместитель. Но этого делать не нужно, так как программа умеет сама сформировать такие дополнения (Рис.14).



Рис.14
Посмотрите в настройках кадрового учета в самом конце можно задать правило формирования представления элемента справочника сотрудники . Сейчас - это просто фамилия, имя, отчество сотрудника. Мы в этой базе включаем фамилию, имя, отчество и в скобочках вид занятости и плюс дополнение, если оно задано для элемента справочника сотрудники (Рис.15).



Рис.15
Теперь в начисленной зарплате, я сразу вижу, вот это основной сотрудник, а вот здесь в скобочках написано внутренний совместитель . Теперь нам будет достаточно удобно, особенно тогда, когда сотрудников на предприятии очень много (Рис.16).



Рис.16
Единственное, что это представление элемента справочника, если вы будете работать со справочником сотрудники в его типовой настройке, то вот этого отличия вы не увидите. Если вы хотите видеть именно в справочнике, то нужно изменить форму справочника. В правом верхнем углу, через функцию - Еще , выбираем - Изменить форму (Рис.17).



Рис.17
У нас открывается окно Настройка формы , в ней необходимо снять галочку Имя , а включаем видимость Ссылка , поставив галочку (Рис.18).



Рис.18
Это не сложная настройка, которая поможет настроить справочник сотрудников для удобства в работе, выделив совместителей из общего списка. И резюмируем все то, что было уже написано, что у нас совместительство – это второй сотрудник, второй прием на работу, свой график работы и соответственно новый трудовой договор (Рис.19).



Рис.19
На этом, эту статью я хочу закончить. Если у вас появятся вопросы, то напишите, пожалуйста, нам. Я благодарна каждому нашему клиенту, который работает вместе с нами, потому что только благодаря всем вам, наша компания процветает и развивается. Спасибо друзья, и до новых встреч!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли гражданин иметь две трудовые книжки и работать на двух работах официально (иметь два основных места работы)? Если при трудоустройстве написать заявление об утере трудовой книжки, при этом работать на другой работе, не приведет ли это к потере трудового стажа? Предусмотрена ли ответственность за наличие второй трудовой книжки?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормами действующего законодательства не установлена ответственность для работника за то, что он имеет две трудовые книжки и в связи с этим трудоустроен по основному месту работы в двух организациях.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Как следует из части третьей ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка ведется только по основному месту работы. При этом законодательство не предусматривает возможности одновременного ведения двух или более трудовых книжек. Кроме того, по смыслу ст. 282 и других норм ТК РФ основное место работы у работника может быть только одно.
В то же время в силу различных жизненных обстоятельств может получиться так, что у работника будут две трудовые книжки. Например, работник уволился, потерял трудовую книжку, при трудоустройстве к другому работодателю ему оформили новую трудовую книжку (ст. 65 ТК РФ, письмо Роструда от 30.04.2008 N 1026-6), а затем трудовая книжка нашлась. Возможна такая ситуация и при недобросовестных действиях самого работника, когда лицо, уже состоящее в трудовых отношениях, желает устроиться на другую работу и сообщает новому работодателю о том, что его трудовая книжка якобы утеряна, и ему оформляют новую.
В любом случае одновременно двух основных мест работы у работника быть не должно, и одновременно две трудовые книжки, хоть и у разных работодателей, вестись не должны - это не соответствует Трудовому кодексу РФ. Лицо, состоящее в трудовых отношениях по основному месту работы, с другими работодателями может вступать в трудовые отношения только на условиях совместительства (ст. 282 ТК РФ). Сведения о работе по совместительству по желанию работника вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (ст. 66 ТК РФ).
Однако для работника, имеющего несколько трудовых книжек и состоящего в трудовых отношениях одновременно с несколькими работодателями как по основному месту работы, не установлено какой-либо ответственности (смотрите ответ 1 с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Работодатели также не несут ответственность за подобные недобросовестные действия работника при отсутствии информации о наличии у него второго основного места работы (ответ 2, ответ 3 с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
При этом действующее законодательство не обязывает работодателя проверять работника на наличие у него других трудовых книжек, а также выяснять, состоит ли он в трудовых отношениях с другими работодателями (определение Московского городского суда от 04.03.2020 N 33-9169/2020). Кроме того, работодатель не имеет права отказать работнику в приеме на работу по этому мотиву: законом такая возможность не предусмотрена, поэтому такой отказ будет необоснованным (ст. 64 ТК РФ).
Что касается вопроса о потере трудового стажа при наличии двух основных мест работы и ведении двух трудовых книжек, отметим следующее. С введением персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования трудовая книжка, по сути, теряет свою функцию учета трудового стажа. Персональная запись содержит значительно более полную информацию о трудовой деятельности будущего пенсионера, чем отражено в трудовой книжке. Кроме того, в результате пенсионной реформы размер трудовой пенсии граждан РФ рассчитывается на основании поступлений на их индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде, а не только на основании трудового стажа.
Так, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования работника о включении периодов работы истца в общий трудовой стаж, суд первой инстанции исходил из того, что наличие в одной из трудовых книжек записи о работе в спорный период является достаточным основанием для включения этого периода в общий страховой стаж истца, несмотря на наличие второй трудовой книжки, содержащей иные сведения (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 N 8Г-4190/2019).
Судебная практика по данному вопросу немногочисленна. Суды при наличии в деле информации о двух трудовых книжках, по сути, не придают этому моменту значения (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2020 N 8Г-7370/2020).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

1 сентября 2021 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Повторный прием на работу

Кадровый учет

Основанием для приема на работу в организацию являются (ст. 68 ТК РФ):

  • трудовой договор;
  • приказ (распоряжение) руководителя организации о приеме на работу данного сотрудника по унифицированной форме № Т-1.

При приеме на работу бывшего сотрудника работодатель должен заключить новый трудовой договор, т. к. прежний прекратил свое действие.

Также при приеме на работу бывшего сотрудника необходимо завести новую личную карточку. При поступлении на работу сотруднику присваивается табельный номер, который отражается во всех документах по учету труда и заработной платы. Организация может присвоить сотруднику новый номер или сохранить старый, поскольку законодательно вопрос о сохранении старого номера за сотрудником не урегулирован.

1С:ИТС

Страховые взносы

Для расчета предельных величин базы для начисления страховых взносов необходимо учитывать также все облагаемые взносами выплаты, начисленные в пользу сотрудника у данного работодателя с начала календарного года как до увольнения, так и после повторного принятия его на работу, нарастающим итогом (письма Минфина России от 18.12.2017 № 03-15-06/84401, Минтруда России от 05.03.2014 № 17-3/В-96). При этом не имеет значения (в отличие от стандартных вычетов на детей), работал сотрудник в перерыве между увольнением и повторным приемом на работу или нет. Выплаты, которые он получил у другого работодателя, в расчете не учитываются (письмо Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569).

1С:ИТС

При регистрации приема на работу бывшего сотрудника следует обратить внимание на правильный ввод данных в справочники Физические лица и Сотрудники.

В справочнике Сотрудники для ранее уволенного сотрудника создается новый элемент, при этом в справочнике Физические лица создавать новый элемент не следует. Дублирование физических лиц приводит к неверному расчету налогов и взносов, а также к неправильному формированию отчетности.

Пример

Для правильного отражения приема на работу ранее уволенного сотрудника необходимо создать новый элемент в справочнике Сотрудники (раздел Кадры - Сотрудники - кнопка Создать).

26-ris.jpg

После нажатия на кнопку Да, это тот, кто мне нужен карточка сотрудника автоматически заполняется основными данными: дата рождения, пол, ИНН, СНИЛС.

Далее нужно нажать на ссылку Принять на работу или на кнопку Оформить документ - Прием на работу, при этом информационная система запросит подтверждение создания нового элемента в справочнике Сотрудники (Сотрудник еще не записан. Записать и продолжить?). После нажатия на кнопку Да в информационной базе автоматически будет:

  • присвоен табельный номер сотруднику;
  • запись о сотруднике в справочнике Сотрудники.

Далее заполняется документ Прием на работу.

1С:ИТС

27-ris-01.jpg

В справочнике Физические лица (раздел Кадры - Физические лица) по-прежнему останется одно физическое лицо (рис. 3).

27-ris-02.jpg

При приеме сотрудника на работу (08.10.2018) он повторно предоставил заявление на стандартный вычет на ребенка. При расчете заработной платы за октябрь и ноябрь стандартный вычет сотруднику был предоставлен, т. к. доход сотрудника с начала года не превысил ограничение в сумме 350 000 руб. Начиная с декабря, доход сотрудника превысил 350 000 руб., вычет на ребенка уже не предоставляется.

Чтобы рассчитать предельные величины баз для начисления страховых взносов, нужно учесть все облагаемые взносами выплаты, начисленные в пользу сотрудника: с начала календарного года и до увольнения и после повторного принятия его на работу, нарастающим итогом (см. выше). В отличие от стандартных вычетов по НДФЛ на детей, не будет иметь значение, работал ли сотрудник в перерыве между увольнением и повторным приемом на работу, т. к. выплаты, полученные у другого работодателя, в расчете не учитываются.

1С:ИТС

Увольнение совместителя в связи с приемом основного работника

Быстро найти работника на ту или иную должность на полную ставку работодателю удается не всегда. Иногда он вынужден оформлять одного из своих работников или кого‑то со стороны на эту должность хотя бы на полставки. И когда основной работник находится, совместителя надо увольнять. Соответствующее основание увольнения Трудовым кодексом предусмотрено, но не все так просто: расторгая трудовой договор с совместителем, следует учитывать некоторые нюансы. Какие – узнаете, прочитав статью.

Основания увольнения совместителя

Работника-совместителя, как внутреннего, так и внешнего, можно уволить по любому основанию, предусмотренному Трудовым кодексом или иным федеральным законом.

В частности, ст. 288 ТК РФ установлено дополнительное основание расторжения трудового договора с совместителем: трудовые отношения с ним можно прекратить в случае приема на работу сотрудника, для которого она будет основной. Об этом работника-совместителя необходимо предупредить в письменной форме за две недели до увольнения.

Расторгнуть по основанию, установленному ст. 288 ТК РФ, можно только трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Расторгнуть срочный трудовой договор с совместителем по данному основанию нельзя.

Отметим, что под приемом на работу сотрудника, для которого она будет основной, понимается, как правило, прием новичка. Не будет считаться приемом основного работника заключение трудового договора о внутреннем совместительстве по должности, ранее занимаемой совместителем, с другим работником того же работодателя или замещение этой должности работником данного работодателя в порядке совмещения.

А вот будет ли считаться приемом основного работника внутренний перевод уже имеющегося сотрудника – вопрос спорный, суды разрешают его по‑разному. Например, согласно Решению Нижнегорского районного суда Республики Крым от 20.12.2019 по делу № 2-553/2019 перевод работника, занимающего по основному месту работы аналогичную должность, не является основанием для расторжения трудового договора с работником, осуществляющим трудовую деятельность по внешнему совместительству, по ст. 228 ТК РФ. А вот Санкт-Петербургский городской суд в Решении от 14.03.2017 по делу № 33-5250/2017 указал, что внутренний перевод работника на должность, занимаемую совместителем, следует рассматривать как прием нового основного работника, поскольку (если) при переводе меняется трудовая функция.

Когда должен быть оформленприем основного работника?

Устанавливая такое основание увольнения совместителя, как прием основного работника, законодатель не уточнил, когда должен быть оформлен прием на работу нового сотрудника: до увольнения совместителя или после.

В судебной практике мнения по этому вопросу разные. Одни судьи считают, что ст. 288 ТК РФ не требует оформленных трудовых отношений с основным работником и при увольнении совместителя нового работника можно принять на работу непосредственно после расторжения договора с совместителем (см., например, Апелляционное определение Смоленского областного суда от 23.12.2014 по делу № 33-4601/2014). Другие считают, что работодатель должен иметь доказательства приема основного работника – трудовой договор и приказ о приеме на работу (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.01.2016 № 33-1391/2016).

Мы согласны с тем, что такие доказательства нужны. Но остается открытым вопрос о том, когда работодатель должен их оформить: на момент, когда совместителя уведомили об увольнении, или на день его увольнения.

Есть решения судов, в которых сказано, что оформление документов в день увольнения совместителя законно (например, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 27.09.2017 № 33-6809/2017).

Однако, считаем, чтобы быть абсолютно уверенным, что суд не признает увольнение совместителя незаконным, лучше заключить трудовой договор до направления работнику уведомления. При этом в договоре надо указать будущую дату начала работы, то есть через две недели после заключения договора.

Оформление увольнения по статье 288 ТК РФ

Итак, о своем решении расторгнуть трудовой договор по причине приема основного работника совместителя нужно уведомить в письменном виде за две недели. Уведомление об увольнении нужно составить в двух экземплярах: один для работника, второй, с подписью работника, подтверждающей получение им своего экземпляра, для работодателя. Если совместитель откажется ознакомиться с уведомлением под подпись, составьте акт об отказе от подписания в присутствии не менее чем двух свидетелей.

Уведомление составляется в произвольной форме. В нем следует указать:

  • его дату и номер;
  • Ф. И. О. работника и должность, которую он занимает на условиях совместительства;
  • предупреждение о том, что трудовой договор (укажите реквизиты) будет расторгнут в связи с приемом на это место основного работника;
  • дату прекращения трудовых отношений.

Укажите дату правильно, учитывая, что вы не можете уволить внешнего совместителя раньше окончания срока уведомления об увольнении, установленного ст. 288 ТК РФ, иначе увольнение может быть признано незаконным.

Приведем образец.

В соответствии со ст. 288 ТК РФ уведомляем Вас о том, что заключенный с Вами на условиях внешнего совместительства трудовой договор от 15.02.2020 № 15/20 будет прекращен 2 декабря 2021 года в связи с приемом на Вашу должность юрисконсульта Иванова М. В., для которого эта работа будет основной.

Сделать в трудовой книжке (в случае ее ведения) запись об увольнении внешнего совместителя с работы по совместительству по общему правилу может работодатель по его основному месту работы, поскольку трудовую книжку работника ведет он.

Информация об увольнении вносится в сведения о трудовой деятельности и передается в Пенсионный фонд по форме СЗВ-ТД не позднее следующего дня после издания приказа об увольнении.

Кого нельзя уволить по статье 288 ТК РФ?

Некоторые работодатели, считая, что помимо работы по совместительству у работника должна быть основная, игнорируют требования законодательства о запрете увольнять по инициативе работодателя работников некоторых категорий. И напрасно. Работники идут в суд, и он их восстанавливает.

Суды руководствовались следующим.

Статьей 287 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству. В соответствии с ней гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

Поскольку прием на работу лица, для которого выполняемая совместителем работа станет основной, осуществляется по инициативе работодателя и именно это обстоятельство является основанием для прекращения трудовых отношений с лицом, работающим по совместительству на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок, к этим отношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса о гарантиях работникам при увольнении по инициативе работодателя.

К таким гарантиям, в частности, отнесены гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора – см. ст. 261 ТК РФ. Согласно положениям ч. 4 ст. 261 расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 – 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ) не допускается в том числе с одинокой матерью, воспитывающей малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до 14 лет.

Таким образом, нельзя уволить по ст. 288 ТК РФ следующих работников-совместителей:

  • беременную;
  • женщину, имеющую ребенка в возрасте до 3 лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до 14 лет, другое лицо, воспитывающее указанных детей без матери;
  • родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель не состоит в трудовых отношениях.

Кроме этого, в силу ч. 6 ст. 81 ТК РФ нельзя уволить совместителя по ст. 288 ТК РФ в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске.

И, как уже было отмечено, нельзя уволить по ст. 288 ТК РФ совместителя, с которым заключен срочный трудовой договор. Его можно уволить только на общих основаниях.


Совмещение должностей в одной организации — достаточно распространенная практика, особенно сегодня, когда по причине экономического кризиса люди ищут всевозможные подработки и предпочтение вполне обоснованно отдают дополнительной оплачиваемой нагрузке по основному, проверенному, месту работы. Для организации же в такой ситуации важно понимать, как может быть оформлен факт возложения на сотрудника дополнительных обязанностей. Об этом пойдет речь в статье.

Внутреннее совместительство и внутреннее совмещение должностей: разница в оформлении отношений

Сотрудник компании, который уже состоит в штате и выполняет определенный объем работы, решает принять на себя дополнительную нагрузку, выходящую за рамки его текущего служебного функционала. Как он может это сделать?

По сути, в этом случае вступают в силу самостоятельные трудовые отношения между фирмой и специалистом, которые могут быть закреплены в 2 формах:

  • внутреннее совместительство;
  • совмещение должностей (профессий).

Между двумя указанными формами есть принципиальная разница, которую компания должна понимать. А именно: внутреннее совместительство означает выполнение работы, не связанной с основной, в то время, которое не занято основной деятельностью специалиста (ст. 60.1, 282 ТК РФ). Другими словами, вторая работа (по внутреннему совместительству) выполняется полностью за рамками основной занимаемой сотрудником должности.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте тонкости оформления совмещения должностей, которые позволят избежать споров с проверяющими. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Пример внетреннего совместительства:

На производственном предприятии Г. В. Иванов работает механиком. Рабочий день механика на производстве с 9:00 до 18:00. При этом он решает устроиться на то же предприятие по совместительству уборщиком. Трудовые функции уборщика он выполняет после того, как закончится его рабочий день как механика, т. е. с 18 00 до 21 00. В данном случае он не совмещает должности, а функции уборщика выполняет в качестве своей дополнительной работы на условиях внутреннего совместительства в той же самой фирме.

Внутреннее совмещение должностей предполагает, что специалист продолжает трудиться в рамках своих основных трудовых обязанностей и плюс к этому в течение общеустановленного рабочего дня успевает выполнять еще иные функции, соответствующие другой должности. То есть работой по совмещению другой должности специалист занимается параллельно с основной работой, в то же самое время (ст. 60.2, 151 ТК РФ).

Пример совмещения профессий:

Г. В. Иванов из предыдущего примера работает механиком, но дополнительно в течение рабочего дня (с 9:00 до 18:00) он успевает еще и убирать цех. Такие отношения могут быть оформлены как совмещение профессий механика и уборщика в рамках одного производственного предприятия.

Указанные выше особенности обуславливают и различие в оформлении трудовых отношений. А именно: для внутреннего совместителя необходимо составить отдельный трудовой договор. При совмещении же должностей достаточно прежнего трудового договора, но к нему необходимо издать дополнительное соглашение.

Работа по совмещению должностей: оформление

Если сотрудник хочет и может работать сразу на 2 должностях в компании одновременно, то для него предпочтительнее вариант оформления дополнительных отношений с работодателем в виде совмещения должностей. Но для этого важно, чтобы специфика работы позволяла выполнять ее без освобождения от основной деятельности и на основном рабочем месте. Поэтому если вторая должность требует, например, перемещения с основного места работы (в другой цех), то такую дополнительную нагрузку на сотрудника следует оформлять как внутреннее совместительство, а не как работу по совмещению должностей.

Совмещение должностей компания может оформить дополнительным соглашением к действующему трудовому договору сотрудника, в котором, в частности, будет прописано, какую должность он намерен совмещать, а также срок, в течение которого совмещение должностей будет иметь место (ст. 72 ТК РФ).

Кроме того, за работу по совмещению должностей работник должен, в силу ст. 60.2 ТК РФ, получать доплату, размер (или методику расчета) которой также следует зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Основаниями для составления такого соглашения при совмещении должностей являются следующие документы (в зависимости от того, кто инициатор совмещения):

  • подписанное сотрудником предложение фирмы о совмещении должностей;
  • заявление работника с просьбой разрешить совмещение должностей.

При этом фирме важно помнить, что в трудовой книжке специалиста, который совмещает несколько должностей, нет необходимости отражать факт совмещения, поскольку законодательством такая обязанность не предусмотрена.

Кроме того, часто у компаний возникает вопрос: следует ли фиксировать время, потраченное специалистом на совмещаемую должность, в табеле учета рабочего времени? В соответствии с нормами трудового законодательства работа по совмещению в табеле отдельно не выделяется. Ведь совмещаемую работу сотрудник выполняет параллельно, в то же самое время, в которое он занят и основной работой. Поэтому в табеле учета рабочего времени нужно зафиксировать только часы, потраченные на основную работу.

Приказ о внутреннем совмещении — образец

После подписания дополнительного соглашения фирме следует издать соответствующий приказ.

Конкретной унифицированной формы такого приказа российское трудовое законодательство не содержит.

Вместе с тем в нём следует указать, какие должности будет совмещать сотрудник, в течение какого срока и за какую доплату. При этом в качестве основания для совмещения в приказе нужно прописать реквизиты составленного дополнительного соглашения с сотрудником.

Бланк приказа о совмещении должностей можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже.

Образец приказа можно посмотреть на нашем сайте:

Оформление совмещения должностей в одной организации

Завершение совмещения должностей

Как было указано выше, если в фирме организуется совмещение должностей, то заранее определяется срок, в течение которого такое совмещение будет действовать. Поэтому встает вопрос: что будет по истечении этого срока?

Совмещение прекращает свое действие, т. е. сотрудник далее обязан выполнять только свои основные обязанности. При этом необходимости составлять какой-либо специальный документ, закрывающий совмещение, законодатель не предусматривает.

Поэтому здесь всё остается на усмотрение компании: можно издать специальный приказ, прекращающий совмещаемые полномочия сотрудника, а можно этого и не делать — совмещение всё равно будет считаться оконченным (если фирмой не был выпущен другой приказ, продляющий совмещаемые полномочия работника). Образец такого приказа вы можете бесплатно скачать по ссылке ниже:

Запись об увольнении внутреннего совместителя внесите в трудовую книжку только в случае, если он обратился к вам с такой просьбой. Запись должна соответствовать тексту приказа об увольнении.

Дополнительно укажите в трудовой книжке, что работник увольняется с работы по совместительству. Это позволит избежать путаницы, к какой работе - по основному месту или по совместительству - относится запись об увольнении.

ВНИМАНИЕ! Если инициатором прекращения совмещения выступает фирма, то ей имеет смысл под расписку ознакомить работника с соответствующим уведомлением, чтобы позднее не выяснилось, что он, поскольку ничего не знал об отмене, так дальше и работал какое-то время, совмещая 2 должности, за что требует соответствующего вознаграждения.

Внутреннее совместительство по ТК РФ

Внутренний совместитель в отличие от специалиста, совмещающего должности, в силу ТК РФ работает в основной компании на второй, добавочной, работе, но в то время, которое не занято основной деятельностью (ст. 282, 60.1 ТК РФ).

ТК РФ закрепляет ряд ограничений, касающихся того, сколько рабочего времени сотрудник может тратить на работу по совместительству. Так, если специалист в рамках одной и той же организации в разное время трудится на двух разных должностях, то максимально дополнительную трудовую нагрузку ТК РФ разрешает выполнять не более 4 часов в день.

ВАЖНО! Если же выпадает день, когда от основной работы сотрудник освобождается по каким-либо причинам, он может заниматься работой по совместительству в течение всего рабочего дня.

За месяц в совокупности по совместительству сотрудник вправе отработать не более половины от месячной нормы времени, установленного для категории работников, к которой он принадлежит (ст. 284 ТК РФ). Вместе с тем иногда сотрудник вправе не ориентироваться на указанный лимит.

Не менее важный вопрос как для внутренних совместителей, так и для их работодателей: как же оплачивать такой труд? Ст. 285 ТК РФ говорит, что оплата должна быть установлена одним из 3 способов:

  • пропорционально времени, занятому работой;
  • по сдельной схеме;
  • на иных условиях, предусмотренных в трудовом договоре.

Помимо указанного компаниям следует иметь в виду, что если у них в штате кто-либо дополнительно к своей основной работе трудится еще и на условиях совместительства, то им также причитается отпуск в размере не менее 28 дней (ст. 114, 115 ТК РФ). Он совмещается с отпуском на основной должности во времени, однако отпускные начисляются отдельно по основной должности и отдельно по совмещаемой работе, поскольку у сотрудника с фирмой действуют 2 самостоятельных трудовых договора (ст. 286, 287 ТК РФ).

Немаловажный вопрос, который волнует, в частности, женщин-совместителей, касается предоставления им пособия по беременности и родам.

Как оформить внутреннее совместительство

Как было указано выше, при работе на условиях внутреннего совместительства составляется отдельный трудовой договор. При этом к нему предъявляются все требования, которые предъявляются к аналогичным договорам с обычными штатными работниками (не совместителями).

ВНИМАНИЕ! Трудовых договоров у внутреннего совместителя должно быть именно два: по основной работе и по совместительству.

В частности, в трудовом договоре должна содержаться информация о:

  • компании;
  • должности, которую специалист берется выполнять вдобавок к своей основной работе;
  • системе оплаты труда;
  • режиме труда и отдыха и пр. (ст. 57 ТК РФ).

В силу общего правила такой договор должен быть составлен в письменной форме, в 2 экземплярах (один для компании и один для работника).

ВНИМАНИЕ! В трудовом договоре обязательно следует отразить информацию о том, что должность сотрудник занимает на условиях внутреннего совместительства.

Как оформить запись на внутреннее совместительство в трудовой книжке, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Типовую ситуацию.

Приказ и заявление на внутреннее совместительство

Согласно нормам ТК РФ для того, чтобы трудовой договор с внутренним совместителем считался заключенным, такой специалист в числе прочих документов должен предоставить в компанию заявление о приеме на работу на условиях внутреннего совместительства, в котором, в частности, следует указать, какую работу намерен дополнительно взять работник, а также в какие часы он будет ее выполнять.

Подготовленное заявление необходимо в письменной форме представить в отдел кадров компании.

По общему правилу после того, как трудовой договор заключен, фирма должна издать приказ, закрепляющий прием специалиста на работу (ст. 68 ТК РФ). Сказанное справедливо и в отношении внутренних совместителей. Это значит, что приказов о приеме такого работника будет два: на основное место и по совместительству.

При этом существует унифицированная форма такого приказа (№ Т-1), скачать которую вы можете бесплатно на нашем сайте.

В таком приказе важно отразить сам факт внутреннего совместительства, а кроме того, указать основные условия работы специалиста, ее характер и механизм оплаты труда.

Итоги

Оформление возложения на работника фирмы дополнительной нагрузки может быть выражено в 2 формах: внутреннее совместительство и совмещение должностей. Если работник намерен выполнять трудовые функции по должности, которая требует отвлечения от его основной работы, то такие трудовые отношения должны быть оформлены в виде отдельного трудового договора о работе на условиях внутреннего совместительства. При этом компании важно не забыть получить от работника соответствующее заявление, а также издать приказ о приеме на работу внутреннего совместителя. Если же дополнительная должность не предполагает отвлечения от основной работы, то специалист может совмещать их, т. е. работать в одно и то же время сразу на нескольких должностях в компании. Оформление внутреннего совмещения должностей производится путем подписания дополнительного соглашения к уже существующему трудовому договору. Также фирме следует получить от работника соответствующее подписанное заявление и сформировать приказ об организации совмещения должностей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: