На сколько очередей разбиваются работники привлекаемые для борьбы со снежными заносами

Обновлено: 20.05.2024

Опасные метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб.

Особо сложные погодные условия для железнодорожного транспорта – понижение температуры воздуха до 30 0 С и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т.п.;

Отложения снега на пути образуются при снегопадах и мете­лях, которые как природные явления в зависимости от осадков характеризуются следующими признаками:

- снегопад - выпадение снега при отсутствии ветра;

- поземка (низовая метель) - перенос ранее выпавшего снега при скорости ветра 5-10 м/с, но при отсутствии снегопада;

- верховая (общая) метель - выпадение снега при ветре и од­новременный его перенос.

Снегопады подразделяются на умеренные, сопровождающиеся высотой снегоотложения h = 5-9 см снега за сутки (для мокрого снега – 3-7 см в сутки), значительные с h = 10-19 см в сутки (мок­рого снега – 7-14 см в сут) и сильные с h более 20 см в сутки (для мокрого снега более 15 см в сутки).

По опасности как метеорологические явления снегопады подразделяют на:

- умеренные, относимые к опасным явлениям (ОЯ), особенно для крупных станций и узлов в ночное время;

- значительные, особо опасные явления (ООЯ);

- сильные, сверхопасные явления (СОЯ).

При этом различают метели:

- умеренные (ОЯ) продолжительностью до 3-х ч и при скоростях ветра не более 10 м/с,

- значительные (ООЯ) продолжительностью от 3-х до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с,

- сильные (СОЯ) продолжительностью 12 ч и более, при скорости ветра 15 м/с и более.

Таблица 1. Перечень опасных метеорологических явлений.

Наименование опасного явления Количественная характеристика метеорологического явления Меры, принимаемые в соответствии с оперативными планами снегоборьбы
Снегопад умеренный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 5 – 8 см за период времени 24 ч. Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1 очереди, при необходимости снегоуборочная техника.
Снегопад значительный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 10 - 19 см за период времени 24 ч. Необходимо задействовать снегоочистительную и снегоуборочную технику, стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов.
Снегопад сильный Выпавший снег, ливневый снег с количеством не менее 20 см за период времени не более 12ч. Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов.
Снегопад с мокрым снегом умеренный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 3 - 7 см за период времени 24 ч. Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1 очереди, при необходимости снегоуборочная техника.
Снегопад с мокрым снегом значительный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 7 - 14 см за период времени 24 ч. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов, внеочередные осмотры устройств контактной сети и воздушных линий. Организуется очистка проводов воздушных линий от снега.
Снегопад с мокрым снегом сильный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 15 см и более за период времени 24 ч. Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов, внеочередные осмотры устройств контактной сети и воздушных линий. Организуется очистка проводов воздушных линий от снега.
Метель умеренная Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра до 10 м/с. Продолжительность менее 3 ч. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов.
Метель значительная Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра до 10 - 14 м/с. Продолжительность от 3 до 12 ч. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов.
Метель сильная Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра не менее 15 м/с и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м, продолжительностью не менее 12ч. Требуется принятие экстренных мер по обеспечению снегоуборочных работ. Привлекается рабочая сила 1, 2 и 3 очереди на очистку стрелочных переводов.
Гололед и изморозь Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром не менее 5 мм; изморози – диаметр отложения до 20 мм. Назначаются осмотры воздушных линий и контактной сети, при необходимости, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети.
Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром 6 – 9 мм; изморози – диаметр отложения 20 – 49 мм. Назначаются осмотры воздушных линий и контактной сети, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС.
Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром не менее 20 мм; сложного отложения или мокрого (замерзающего) снега – диаметром не менее 35 мм; изморози – диаметр отложения не менее 50 мм. Назначаются осмотры воздушных линий, на линиях связи организуется обивка наледи с проводов, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС.
Низкая температура нар. воздуха В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает установленного для данной территории опасного значения или ниже его. Организуются дополнительные обходы и объезды, задействуются мобильные средства контроля состояния рельсов, линий связи, контактной сети. Возможно ограничение весовой нормы грузовых поездов.
Сильный ветер Ветер при достижении скорости при порывах не менее 25 м/с, или средней скорости не менее 20 м/с; на побережьях морей и в горных районах 35 м/с или средней скорости не менее 30 м/с. Прекращаются погрузо-разгрузочные работы. Ограничивается скорость движения электроподвижного состава при автоколебаниях проводов контактной сети.



Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации в зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах и метелях повторяемостью не реже 1 раза в 2 года раз­личаются следующие территории (табл.2):

Таблица 2. Характеристика территорий в зависимости от интенсивности снегопадов и метелей.

Интенсивность Характеристика интенсивности
Умеренная Снегоотложения до 10 см за случай; Метели со скоростью до 10 м\с
Значительная Снегоотложения до 10-19 см за случай; Метели со скоростью до 10-19 м\с
Сильная Снегоотложения до 20-25 см за случай; Метели со скоростью до 20-30 м\с
Очень сильная Снегоотложения более 25 см за случай; Метели со скоростью более 30 м\с

Выбор средств и осуществление тех или иных мероприятий по снегоборьбе, а также очередность их выполнения на конкретных участках пути и станциях производится на основании учета двух основных признаков: категории и степени снегозаносимости. Категория снегозаносимости зависит от поперечного профиля зем­ляного полотна и характеризует уровень опасности заноса того или иного участка пути и угрозы движению поездов и поэтому определяет очередность по времени защиты пути от заносов.

Степень снегозаносимости определяется расчетным годовым объемом в м 3 метелевого снега, приносимого к 1 м пути с вероят­ностью повторения один раз в 15—20 лет. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на:

слабозаносимые с объемом приносимого снега за наиболее снежную (не менее чем из 10 зим) до 100 м 3 /м;

среднезаносимые 101—300 м3/м, сильнозаносимые 301—600 м3/м и особо сильнозаносимые более 600 м 3 /м.

Таблица 3. Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты

Категория снего­заносимости Характеристика участков по категориям снегозаносимости Очередность защиты
Выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и более; Нулевые места на косогорах; Участки на перегонах с путями в разных уровнях; Территории станций и узлов Первая очередь
Выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места Вторая очередь
Насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах Третья очередь

Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течении зимы наблюдаются снего­пады и метели с очень сильной интенсивностью. К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот).

К заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные до­роги, а также южные части Северной и Октябрьской железных до­рог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с силь­ной интенсивностью.

К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот).

Слабозаносимой является Забай­кальская железная дорога, на территории которой наблюдаются сне­гопады и метели с умеренной интенсивностью.

По степени снегозаносимости осуществляется выбор и проекти­рование типа и снегосборной способности снегозащитных огражде­ний. Снегосборность защитных ограждений характеризуется объе­мом задерживаемого ими снега на каждом погонном метре. Для того, чтобы воспрепятствовать приносу снега к пути во время метелей, вдоль него устраивают стационарные или переносные ограждения.

Снегоборьба – исключительно железнодорожный термин. Он включает в себя комплекс мер по предотвращению снеговых заносов, а также непосредственно уборке снега с железнодорожных путей и стрелочных переводов.

Азбука СЖД от А до Я

Обильные снегопады и снежные заносы представляют серьезную опасность для движения поездов. Снег, попадая на железнодорожную колею, создает дополнительное сопротивление движению, увеличивает расход энергии, способствует снижению скорости. Чтобы не допустить сбоя в работе железной дороги, существует система организации защиты пути от снега, состоящая из двух основных направлений: задержания снега на подступах к железнодорожному полотну и уборки его с пути.

Обильные снегопады и снежные заносы представляют серьезную опасность для движения поездов.

Во время сильных снегопадов без ручного труда на железной дороге не обойтись.

В настоящее время арсенал способов борьбы со снегом значительно расширился: это и защита от снежных заносов с помощью долговременных лесонасаждений и специальных сборных решетчатых щитов и заборов, электрообогрев и пневмообдувка стрелочных переводов, уборка снега с пути снегоочистителями и снегоуборочными машинами.

Струг при помощи носовой части и одного раскрытого главного крыла очищает сразу один путь и междупутье, выбрасывая снег в сторону.

Струг при помощи носовой части и одного раскрытого главного крыла очищает сразу один путь и междупутье, выбрасывая снег в сторону.

Подготовка к снегоборьбе на железной дороге начинается задолго до первого снега: за решающими станциями закрепляют технику, готовят пути и места для выгрузки снега, разрабатывают графики работы снегоуборочных машин и механизмов с указанием очередности очистки от снега и льда станций и станционных путей. Готовят к работе устройства пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов.

На путях Вологодского региона СЖД на очистке путей от снега работает 12 снегоуборочных машин СМ.

Уборка снега с пути.

Длинные перегоны от снега очищают снегоочистители. Это специализированные вагоны, которые перемещаются локомотивом. Там, где высота снежного покрова не превышает 1,5 метра, работают плуговые снегоочистители, или струги. Струг при помощи носовой части и одного раскрытого главного крыла очищает сразу один путь и междупутье, выбрасывая снег в сторону.

Для того чтобы не допустить остановку движения поездов, в особо сложных ситуациях к борьбе со снегом может быть привлечен весь неоперативный персонал компании – от бухгалтера до начальника.

Для того чтобы не допустить остановку движения поездов, в особо сложных ситуациях к борьбе со снегом может быть привлечен весь неоперативный персонал компании – от бухгалтера до начальника.

Более мощные таранные снегоочистители применяют на перегонах при заносах 2—2,5 метра. Ширина пробиваемой ими траншеи составляет до 5 метров. Расчистку перегонов от снега слоем толщиной 2,5—4,5 метра обеспечивают снегоочистители с электроприводом рабочих органов: одного или двух роторов-питателей и одного выбросного ротора, отбрасывающего снег в полевую сторону на расстояние до 50 метров. Эти снегоочистители пробивают траншею шириной 5—6 метров. Такие машины, например, работают на полигоне Сосногорского региона СЖД.

Первыми на уборку снега выходят работники дистанций пути.

Снегоуборочная машина с помощью ротора загребает снег с пути и подает на транспортерную ленту - пока не заполнятся все четыре вагона.

Снегоуборочная машина с помощью ротора загребает снег с пути и подает на транспортерную ленту - пока не заполнятся все четыре вагона.

Возрастная категория сайта 18 +

В зимнее время в снегозаносимых районах работа железнодорожного транспорта в значительной мере зависит от надежной защиты путей от снежных заносов, которые образуются при снегопадах и метелях.
Снегопад — это выпадение снежинок из воздуха при незначительной скорости ветра. Снегопад дает равномерное нарастание снежного покрова.
Низовая метель характеризуется переносами ветром ранее выпавших частиц с одного места на другое, главным образом к местам с различного рода препятствиям. Слабые визовые метели со скоростью ветра до 10 м/с называют поземками. В местах наноса плотность снега увеличивается в 2—3 раза против плотности его при снегопаде.
Общая метель представляет собой совокупность выпадения снега из атмосферы и переноса его ветром с поверхности снежного покрова.
Снегозаносимые участки пути характеризуются категорией и степенью заносимости. По первому признаку определяют очередность ограждения участков пути от снега, по второму — тип, мощность и расположение в плане снегозащитных средств.
Категории заносимости участков пути в зависимости от его профиля установлены следующие:

  1. — выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м, выемки глубиной более 8,5 м в зависимости от местных условий, нулевые места на косогорах, участки перегонов с путями в разных уровнях, территории станций;
  2. — выемки глубиной до 0,4 м, нулевые места;
  3. — насыпи высотой до 0,65 м, насыпи до 1 м на косогорах и сильно заносимых участках пути.

Остальные участки пути считаются незаносимыми, за исключением насыпей высотой более 12 м на многопутных участках.
Степень заносимости определяют количеством приносимого к пути снега на длине 1 пог. м за зиму. Места, где это количество снега превышает 400 м 3 , относятся к особо сильнозаносимым, если оно составляет 251—400 м 3 , — к сильнозаносимым, если 101—250 м 3 , — к среднезаносимым и менее 100 м 3 — к слабозаносимым.

§ 68. Защита пути от снега

Виды защиты пути от снега.

В качестве постоянной защиты пути от снега используют естественные леса, вырубка которых в пределах ширины полосы до 500 м в каждую сторону от железной дороги запрещена, а при отсутствии естественных лесов — защитные лесонасаждения.
Защитные лесонасаждения размещают от оси пути не ближе различной ширины с разрывом между ними.
В лесной, лесостепной и степной зонах применяют однополосные лесонасаждения при снегозаносимости до 150 м 3 на 1 пог. м, двухполосные — до 200 м 3 , трехполосные — до 400 м 3 .
Защитные лесонасаждения размещают от оси пути не ближе 20 м и не далее 50 м, при этом между бровкой выемки и посадками должно быть не менее 5 м. Ширина полос принимается в пределах от 10 до 130 м (суммарная ширина всех полос в многорядной посадке).
Посадка должна перекрывать все протяжение заносимых выемок и нулевых мест, заканчиваясь у насыпей высотой 2 м.
При отсутствии или неприживаемости лесонасаждений на участках с заносимостью свыше 400 м 3 /пог.м для защиты пути применяют постоянные заборы деревянные или железобетонные (рис. 120), состоящие из столбовых опор и дощатой обрешетки.
Деревянные заборы строят высотой 4,2; 5,2; 6,2; 6,7 м, железобетонные — 4; 5,5 и 7 м. Площадь просветов обшивки принимается 34% на участках со скоростью ветра свыше 25 м/с, 40% — при ветрах от 20 до 25 м/с, 47% — при ветрах до 20 м/с.
В качестве маневренной переносной защиты применяют защиту из снеговых решетчатых щитов, которые применяют следующих трех типов: тип I размером 2X1,5 м с площадью просветов 47%; тип II размером 2x2 м с площадью просветов 43%; тип III размером 2X1,5 м с площадью просветов 37%.



Рис. 120. Решетчатые щиты и заборы:
а — переносной щит II типа; б — постоянный забор с железобетонными стойками

Щиты I типа применяют на дорогах южной полосы европейской части СССР с продолжительными метелями, плотным и мокрым снегом, при сильном ветре, затрудняющем перестановку высоких щитов во время метели; щиты II типа (рис. 120, а) — на всех дорогах СССР; щиты III типа — на дорогах Западной Сибири, где бывают сильные ветры и выпадает сухой мелкий снег, для задержания которого необходимы щиты с более частым расположением планок.
Кроме указанных трех типов, изготавливают щиты с увеличенными просветами в нижней части за счет того, что вертикальные планки в них через одну укорачивают наполовину. Они применяются в районах с продолжительными метелями, где затруднительны частые перестановки щитов.
Для внутристанционной защиты применяют малогабаритные щиты размером 0,5X2 м с просветностью 37%, размером 0,5x2 м с просветностью 34%, размером 1x2 м с просветностью 39%, размером 1X2 м с просветностью 44%.

Ограждение пути переносными снеговыми щитами.

Щитовую линию устанавливают на таком расстоянии от бровки земляного полотна, чтобы к концу зимы конец снегового вала не попал на путь: при трех перестановках щитов за зиму — на расстояние не менее 30 м, при большем числе перестановок — не менее 50 м.
При наличии кавальера, находящегося на расстоянии не менее 30 м от бровки откоса выемки, щитовую линию устанавливают на кавальере, при меньшем расстоянии до кавальера — в 20—30 м от него со стороны поля.
Если имеется нагорная канава, то щитовую линию располагают так, чтобы снеговой вал не отложился над канавой.
На заносимых местах I и II категорий щиты расставляют и привязывают к кольям после первых заморозков. Колья устанавливают заранее до наступления заморозков в отверстия диаметром 7—7,5 см, глубиной 40—60 см; просверливают отверстия ручным буром на расстоянии 1,9 м одно от другого.
Щиты к кольям привязывают накрест проволокой, мочалом, пеньковой веревкой или гибкими прутьями лозы в верхних углах с полевой стороны. На участках со скальным грунтом щиты выставляют в козлы, а после первой метели — в снег.
На заносимых местах III категории щитовую линию устанавливают в снег без кольев по мере надобности.
Для предотвращения примерзания к земле и увеличения снегосборности щитов их устанавливают с просветом 25—30 см от земли до низа обрешетки, для чего под концевые стойки щитов подкладывают кирпичи или делают подсыпку грунтом.
Концы линий переносных щитов должны заходить за пределы ограждаемой выемки или нулевого места на расстояние не менее 10 м при высоте насыпей 2 м и не менее 20 м при высоте насыпей менее 2 м.
При косом направлении господствующих ветров концы щитовых линий (рис. 121) поворачивают к пути под углом 45°, чтобы закрыть с боков доступ снегу в ограждаемое пространство.


Рис. 121. Схемы ограждения концов выемок снегозащитной линией:
а — при направлении господствующего метелевого ветра при углах 60—90° к оси пути; б — то же, при углах 30—60° к оси пути; в — ступенчатое расположение линии в кривых; 1 — отвод к пути; 2 — полевой отвод; пунктиром указаны отводы снегозащиты, выставляемые в случае изменения направления ветра

Рис. 122. Схема ограждения переезда: а — при поперечном ветре; б — при косом ветре

У переездов щитовую линию разрывают (рис. 122); на расстоянии 12—17 м от нее устанавливают второй ряд щитов, который перекрывает концы основной линии не менее чем на 10 м. Автомобильная дорога при этом отводится в сторону.
Пока снежные отложения перед щитом не достигли 2/3 его высоты, гребни снегового вала срезают по всей длине, снег планируют в виде скатов с уклоном к щитовой линии, а по достижении снежными валами высоты 2/3 щита щитовую линию переставляют в сторону поля на 20—30 м. В дальнейшем, по мере образования нового снегового вала на 2/3 высоты щитов, их переставляют на верх снегового вала в сторону пути (рис. 123).
Для переставляемых щитов в снегу отрывают канавку глубиной 25 см на ширину лопаты, в которую их устанавливают, и к ним приваливают уплотненный снег на высоту 20 см. Щиты при этом накладывают друг на друга крайними вертикальными планками и привязывают один к другому на высоте горизонтальных планок увязочными материалами. Для большей устойчивости переставленную щитовую линию обсыпают снегом снизу на высоту 30 см в местах соединения щитов.
При перестановке щитов во время метели нельзя снимать более 10 щитов подряд, иначе может образоваться занос пути.
В местах с частыми и продолжительными метелями устанавливают два ряда щитов: первый ряд — в 30 м от бровки откоса выемки, второй — в 50—60 м от первого и параллельно ему.


Рис. 123. Схема отложения снега и перестановок щитовой линии:
I — первая установка щитовой линии; II, III, IV — последующие перестановки щитовой линии

Рис. 124. Схемы размещения внутристанционной защиты:
а — параллельная; б — косые ряды; в — углообразная; г — комбинированная; Ц —расстояние между рядами; l2 — расстояние от края защиты до наружного рельса смежного пути
С окончанием зимы щиты снимают и сортируют на три группы: исправные, требующие ремонта и негодные. После сортировки щиты собирают в штабеля по 52 шт. Штабеля обшивают планками или обвязывают проволокой.

Механизированное снегозадержание.

Там, где постоянные средства зашиты имеют недостаточную снегосборность и требуется частая перестановка щитов, а также на участках с изменчивым ветровым потоком, применяют задержание метелевого снега снежными стенками и траншеями, устраиваемыми с помощью бульдозеров, кусторезов и других механизмов.
При толщине снега до 0,3 м устраивают стенки, при большей толщине снежного покрова — траншеи. Стенки имеют высоту до 0,8 м и ширину, примерно равную половине высоты; траншеи — ширину 3 м и глубину до 1 м. Целесообразно одновременно устраивать не менее трех траншей на расстоянии 10 м друг от друга, при этом достигается полное задержание переносимого снега.

Защита узлов и станций от снежных заносов.

Защита крупных станций от снега осуществляется с помощью контурной и внутристанционной защиты.
Контурная защита служит для задержания снега, переносимого на станционную территорию с прилегающей местности. Она может состоять из лесных насаждений, постоянных заборов, переносных щитов, а в отдельных случаях устраивается механизированным способом или сочетанием этих средств.
Внутр и станционная защита препятствует переносу снега в пределах станции. Она размещается на широких междупутьях и на свободных площадях между парками и может быть устроена из малогабаритных переносных щитов, устанавливаемых в стесненных местах, при расстоянии между путями до 20 м.
Щиты устанавливают параллельно пути, косыми рядами, углообразно или комбинированно (рис. 124).

§ 69. Очистка пути от снега

Подготовка путевого хозяйства к зимним условиям работы

В установленные сроки проводится комплекс мероприятий, связанных с подготовкой пути и сооружений к работе в зимних условиях и пропуску в рабочем состоянии снегоочистительной и снегоуборочной техники, с подготовкой кадров, служебных и бытовых помещений, средств снегозащиты и борьбы со снежными заносами.
До 15 сентября дистанция пути разрабатывает оперативный план действий на зимний период и единые технологические процессы работы крупных узлов и станций с учетом круглосуточного использования снегоуборочной техники и ликвидации последствий снегопадов и метелей в течение не более 3 сут.
Путь на перегонах и станциях подготавливают к пропуску снегоочистителей и снегоуборщиков. Для этого все материалы, детали, мусор, препятствующие пропуску этих машин, убирают, а на перегонах устанавливают временные сигнальные знаки для снегоочистителей перед мостами, тоннелями, переездами, светофорами, стрелочными переводами, платформами остановочных пунктов и другими препятствиями.

Очистка пути от снега на перегонах.

Для текущей очистки используют двухосные плуговые снегоочистители вагонного типа и четырехосные СДП. При заносах высотой до 1,5 м путь расчищают снегоочистителями СДП, до 2 м — снегоочистителями таранного типа и при большей высоте — роторными снегоочистителями.
На многопутных участках с нормальными междупутьями и на косогорных участках двухпутных линий очистку выполняют двумя двухпутными снегоочистителями, следующими по соседним путям друг за другом с интервалом 10—15 мин.
Валы снега после прохода плугового снегоочистителя планируют путевым стругом или бульдозером.

Очистка пути от снега на станциях.

Станционные пути очищают от снега снегоочистителями и путевыми стругами, а снег убирают снегоуборочными и снегопогрузочными машинами и в крайнем случае снеговыми поездами. Весьма эффективно комплексное использование снегоочистителей, путевых стругов и снегоуборочных машин. При этом снегоочистителями или стругами очищают пути с перевалкой снега на один из путей, с которого он грузится снегоуборочными или снегопогрузочными машинами.
Основными технологическими процессами комплексного использования снегоуборочной техники на станциях являются:
при толщине слоя снега менее 10 см над головкой рельса — перевалка снега снегоочистителем или стругом-снегоочистителем и уборка снегоуборочной или снегопогрузочной машиной;
при толщине слоя снега более 10 см — уборка его снегопогрузочной машиной без предварительной перевалки снега;
уборка снега машиной ЦУМЗ с поперечной погрузкой снега на обычный или саморазгружающийся подвижной состав с предварительной перевалкой снега снегоочистителем, стругом или самой Машиной;
перевалка снега снегоочистителем или стругом в сторону крайнего пути и затем под откос.
Струги и снегоочистители применяют также для сколки наледей и уплотненного снега с путей.
На дорогах работают снегоуборочные машины Гавриченко и более совершенные снегоуборочные машины ЦУМЗ с полувагонами улучшенной конструкции. Для одновременной очистки путей и стрелочных переводов применяют щеточные снегоуборочные машины СМ-2, СМ-3, СМ-4.

При снежных лавинах, заносах и обледенениях. С возникновением угрозы снежных заносов и обледенении штаб ГО приводит в готовность службы и формирования, оповещает население. Для борьбы со снежными наносами и обледенением привлекаются формирования общего назначения и служб, а также все трудоспособное население данного района, а при необходимости и соседних районов.

Снегоочистительные работы в городах в первую очередь проводятся на основных транспортных магистралях, восстанавливается работа жизнеобеспечивающих объектов энерго-, тепло- и водоснабжения. Снег с дорожного полотна удаляют в подветренную сторону. Широко используют инженерную технику, находящуюся на оснащении формирований, а также снегоочистительную технику объектов. Для проведения работ привлекается весь наличный транспорт, погрузочная техника в население.

При обледенении наиболее подвез жены разрушительному действию линии электропередач и связи, контактные сети электротранспорта. В борьбе с обледенением используют три сносе ба — механический, тепловой и с применением антиобледенителей. Механический способ заключается в том, что намерзающий лед и снег сбивают с проводов шестами, скребками, укрепленными на шестах, веревками, перекинутыми через провода. На контактных сетях электрифицированного транспорта применяют специально оборудованные автодрезины и электровозы. При тепловом способе используют переменный и постоянный ток.

На дорогах лед скалывают или посыпают песком, шлаком, мелким гравием и в первую очередь на участках с плохой видимостью и поворотах.

Борьба со снежными лавинами имеет долгосрочный характер и организуется противолавинными службами. В местах снегонакопления устанавливают щиты и заборы, благодаря чему снег накапливается в безопасных местах.

На склонах гор для удержания снега высаживают леса, устанавливают щиты и изгороди, проволочные сетки. На путях возможного схода лавин сооружают отбойные дамбы, лавинорезы, навесы, галереи.

Опасные участки, где снег накапливается и угрожает обвалом, обстреливают из артиллерийских орудий и минометов.

В районах постоянной угрозы организуют лавинные станции, они ведут наблюдение и предупреждают об опасности.

При использовании формирований для ликвидации последствий схода лавин учитывают низкую температуру окружающего воздуха, сильный ветер, снегопад и гололед. Эти факторы обусловливают необходимость обеспечивать людей теплой одеждой и проводить мероприятия, исключающие обморожение и несчастные случаи. Снегоочистительные и снегоуборочные машины оборудуют звуковой и световой сигнализацией, обеспечивают приборами оповещения.

При работах по ликвидации снежных заносов, обледенении и их последствий организуются места для обогрева и отдыха личного состава нормировании и привлекаемого населения.

Спасательные работы

система мероприятий, осуществляемых специально сформированными подразделениями и направленных на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализацию чрезвычайной ситуации, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью людей. С.р. включают следующие мероприятия: разведку зоны чрезвычайной ситуации, поиск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, эвакуацию из зоны поражения и их жизнеобеспечение. В проведении С.р. могут принимать участие войска и формирования гражданской обороны, подразделения службы поисково-спасательной и служба медицины катастроф, службы пожарной охраны, а также формирования ведомственных спасательных служб.

Ожоги. Первая помощь.

Ожо́г — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей,кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога:

1. покраснение кожи,

2. образование пузырей,

3. омертвение всей толщи кожи,

4. обугливание тканей.

Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей. Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожоговой травмы. Первая помощь при ожогах заключается в прекращении воздействия внешних факторов и обработке раны.

Особые формы — лучевые ожоги (солнечные, рентгеновские и др.) и поражение электричеством. [1]

Отморожение (поражение низкой температурой) и вибрационная болезнь (следствие от поражения ультразвуком или длительной вибрацией) ожогами не считаются.

Классификация

Существует множество классификаций ожогов, большая часть из них основана на клиническом течении и тактике врача при той или иной ожоговой травме. Две наиболее распространённые и наглядные классификации — по глубине поражения и по типу повреждения. [4]

Также условно можно выделить термические, химические, электрические и радиационные ожоги. [5]

По глубине поражения

Поражения кожи при ожогах первой, второй, третьей степени

На рисунке — трёхстепенная классификация, принятая в зарубежных странах.

Клинико-морфологическая классификация, принята на XXVII Всесоюзном съезде хирургов в 1961 (1960 [6] ) году (СССР, РФ):

· Первая степень. Поражается верхний слой ороговевающего эпителия. Проявляется покраснением кожи, небольшим отёком и болью. Через 2—4 дня происходит выздоровление. Погибший эпителий слущивается, следов поражения не остаётся.

· Вторая степень. Повреждается ороговевающий эпителий до росткового слоя. Формируются небольшие пузыри с серозным содержимым. Полностью заживают за счёт регенерации из сохранившегося росткового слоя за 1—2 недели.

· Третья степень. Поражаются все слои эпидермиса и дерма.

· Третья А степень. Частично поражается дерма, дном раны служит неповреждённая часть дермы с оставшимися эпителиальными элементами (сальными, потовыми железами,волосяными фолликулами). Сразу после ожога выглядит, как чёрный или коричневый струп. Могут формироваться пузыри большого размера, склонные к слиянию, с серозно-геморрагическим содержимым. Болевая чувствительность снижена. Возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией и не произойдёт вторичного углубления раны.

· Третья Б степень. Тотальная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки.

· Четвёртая степень. Гибель подлежащих тканей, обугливание мышц, костей, подкожно-жировой клетчатки.

Ожоги 3б и 4-й степени, видны очаги некроза и обугливания тканей

По типу повреждения

· Термические. Возникают в результате воздействия высокой температуры. Факторы поражения:

· Пламя. Площадь ожога относительно большая, по глубине преимущественно 2-я степень. При первичной обработке раны представляет сложность удаление остатков обгоревшей одежды, незамеченные нити ткани могут в последующем служить очагами развития инфекции. Могут поражаться органы зрения, верхние дыхательные пути.

· Жидкость. Площадь ожога относительно небольшая, но относительно глубокая, преимущественно 2—3-й степеней.

· Пар. Площадь ожога большая, но относительно неглубокая. Очень часто поражаются дыхательные пути.

· Раскалённые предметы. Площадь ожога всегда ограничена размерами предмета и имеет относительно чёткие границы и значительную глубину, 2—4-й степеней. Дополнительные травмы могут происходить при удалении предмета, нанёсшего травму. Происходит отслоение поражённых слоёв кожи.

· Химические. Возникают в результате воздействия химически активных веществ:

· Кислоты. Ожоги относительно неглубоки, что связано с коагулирующим эффектом кислоты: из обожжённых тканей формируется струп, который препятствует дальнейшему её проникновению. Ожоги концентрированными кислотами менее глубоки, поскольку из-за большей концентрации и струп формируется быстрее.

· Щёлочи. Щёлочь, воздействуя на ткани, проникает довольно глубоко, барьер из коагулированного белка, как в случае с кислотой, не формируется.

· Соли тяжёлых металлов. Ожоги как правило поверхностны, по внешнему виду и клинике такие поражения напоминают ожоги кислотой.

· Электрические и ожоги вольтовой дугой. Возникают в точках входа и выхода заряда из тела. Особенностью является наличие нескольких ожогов малой площади, но большой глубины. Особенно опасны подобные ожоги при прохождении через область сердца (электротравма). Ожоги вольтовой дугой напоминают ожоги пламенем и возникают при коротких замыканиях без прохождения тока через тело пострадавшего.

· Лучевые. Возникают в результате воздействия излучения разных типов:

· Световое излучение. Ожоги, возникающие под действием солнечных лучей, в летнее время — обычное явление. Глубина преимущественно 1-й, редко 2-й степени. Ожоги также могут вызываться световым излучением любой части спектра, в зависимости от длины волны отличаются глубина проникновения и, соответственно, тяжесть поражения. Наиболее сильные ожоги такого рода возникают при воздействии поражающих факторовядерного взрыва.

· Ионизирующее излучение. Ожоги, как правило, неглубокие, но лечение их затруднено из-за повреждающего действия излучения на подлежащие органы и ткани. Повышается ломкость сосудов, кровоточивость, снижается способность к регенерации.

· Сочетанные. [7] Поражение несколькими факторами различной этиологии — например, паром и кислотой.

· Комбинированные. [8] Сочетание ожога и травмы другого рода — например, перелома.

Первая помощь

Важную роль играет оказание само- и взаимопомощи. Основной её целью является прекращение действия поражающего фактора на пострадавшего. Так, например, при термическом ожоге необходимо устранить контакт пострадавшего с источником ожога и охладить поражённую поверхность (под прохладной проточной водой, не менее 15-20 минут (только в том случае, если не нарушена целостность кожного покрова); актуально не позднее 2 часов после получения ожога), при электрическом поражении — прервать контакт с источником тока, при химических ожогах — смыть или нейтрализовать активное вещество и т. п.

На этом этапе нельзя применять масляные мази и другие жиросодержащие продукты. Очень распространено заблуждение, что ожог надо смазать чем-то жирным — например, сметаной или растительным маслом. Подобное недопустимо, такое действие только усугубит тяжесть поражения, а персоналу в больнице придётся удалять масляную плёнку, причиняя дополнительные страдания больному. Не рекомендуется самостоятельно удалять с пострадавшего фрагменты сгоревшей одежды: данная манипуляция может привести к отслоению больших участков кожи, кровотечению, а впоследствии и к инфицированию раны.

Не располагая навыками и необходимым оснащением и при возможности получения первой врачебной помощи в течение часа, не следует проводить первичную обработку раны самостоятельно. Без обезболивания этот процесс причинит дополнительные страдания больному и может привести к шоку или усугубить его. Также, при обработке раны неизбежно возникнет кровотечение и возрастёт риск инфицирования, если обработка проводится в полевых условиях.

Читайте также: