Как отразить в бухучете выплаты бывшим сотрудникам

Обновлено: 30.06.2024

Как может проводиться обучение

Обучение сотрудников может проводиться по-разному:

На учете обучения сотрудников с помощью двух последних вариантов мы и остановимся.

Кто имеет право обучаться

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено, что у сотрудников есть право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между сотрудником и работодателем.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию сотрудников прописаны в ст. 196 ТК РФ. Необходимость обучения сотрудников для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • потенциальные сотрудники, которые по договору должны не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор с организацией и отработать в ней не менее одного года.

Если трудовой договор между указанным лицом и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия или не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, то сумму затрат, потраченных организацией на обучение, надо восстановить путем отражения ее в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключением из этого может быть расторжение договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам, приведенным в ст. 83 ТК РФ, в частности:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством РФ.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, должен решаться в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 № 14-2/В-935).

Во избежание возможных споров лучше прописывать уважительные причины для увольнения непосредственно в соглашении об обучении (Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1).

Какими документами подтвердить расходы на обучение

Для подтверждения расходов на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, для бухгалтерского и налогового учета нужны следующие документы (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

Если договор заключил работник, то компенсация стоимости такого обучения не включается в расходы на обучение (письма Минфина России от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562 и от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Если сотрудники обучаются в иностранном образовательном учреждении, то для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на обучение сотрудника необходимо наличие договора об оказании услуг по обучению, заключенного с иностранным образовательным учреждением (Письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121);

  • документ о прохождении обучения или его этапа. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

Документы, подтверждающие расходы на обучение, организация обязана хранить в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с яалогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет (абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение сотрудников в бухгалтерском учете

  • Дебет 26 Кредит 60 — отражены расходы на обучение;
  • Дебет 60 Кредит 51 (50) — погашена кредиторская задолженность, возникшая в связи с проведением обучения.

Как учесть обучение сотрудников в целях налогообложения

Если же оплачено участие сотрудников в семинаре или вебинаре, организованном организацией, не имеющей образовательной лицензии, или проведенном лектором в частном порядке, то компания такие затраты может учесть в целях налогообложения прибыли, но в составе прочих расходов (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для этого нужно наличие договора, плана семинара или вебинара, акта оказанных услуг по проведению мероприятия или акта об оказании информационных или консультационных услуг (Письмо УФНС России по Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987).

При этом не признаются расходами на обучение сотрудников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Если обучение оплачено авансом, то сразу уменьшить налогооблагаемую базу нельзя (п. 14 ст. 270 НК РФ). Учитывать такие расходы надо по окончании всего обучения или его этапа на основании документа, подтверждающего прохождение сотрудником обучения (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03-03-06/1/21364).

Затраты на выплату стипендии по ученическому договору можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату их возникновения, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188).

При этом принять расходы по выплате стипендии учащимся, не принятым в организацию по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли нельзя (письма Минфина России от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188). Кроме того, оплата обучения сотрудника не облагается НДФЛ и страховыми взносами (Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расходы на проезд к месту обучения и обратно — это не расходы на обучение

Расходы организации по оплате сотруднику проезда к месту обучения и обратно для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ).

Для признания этих расходов не имеет значения, соответствует ли специальность, которую получает сотрудник в процессе обучения, его трудовым обязанностям или нет (Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

При этом работодатель только один раз в год оплачивает проезд до места обучения и обратно сотруднику, который успешно обучается по аккредитованной образовательной программе заочно, в следующем размере:

  • при обучении в образовательной организации высшего образования (программы бакалавриата, специалитета или магистратуры) — полную стоимость проезда (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 ТК РФ);
  • при обучении в профессиональной образовательной организации (программы среднего профессионального образования) — 50% стоимости проезда (ч. 3 ст. 174 ТК РФ).

Компенсации подлежит оплата проезда, даже если сотрудник присоединил к учебному отпуску ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 177 ТК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24). Также для целей налогообложения учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций сотрудникам на время учебных отпусков, которые предоставляются им в рамках трудового законодательства (письма Минфина России от 19.03.2018 № 03-03-07/16735, от 21.08.2017 № 03-03-06/1/53351, от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23694).

Как видим, для бухгалтерского и налогового учета расходов на обучение сотрудников не имеет значения, является учебное заведение государственным или нет.

Наличие государственной аккредитации у учебного заведения также не является обязательным условием для признания затрат на обучение в расходах.

Главное для отражения затрат на обучение сотрудников, как и для всех других расходов — это заинтересованность в них организации (экономическая оправданность) и первичные подтверждающие документы.

Самкова Н. А.

С 2021 года работодатели обязаны обеспечить дистанционщика всем необходимым для работы или компенсировать использование личного имущества. Читайте, как отразить компенсацию в кадровом, бухгалтерском и налоговом учете

Кадровое оформление компенсации за использование личного имущества

Ситуации, когда сотрудники используют личное имущество в служебных целях, возникали задолго до узаконивания дистанционного формата работы:

  • автомобиль, личный сотовый телефон, компьютер — все можно задействовать при решении рабочих задач. И работодатель обязан компенсировать содержание и износ личного имущества.

С введением понятия дистанционная работа в ТК РФ появилась ст. 312.6, которая регулирует этот вопрос:

  • работодатель или предоставляет необходимое оборудование и расходные материалы, или выплачивает компенсацию;
  • размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора в письменной форме.

Предусмотреть выплату и размер компенсации за использование личного имущества можно в отдельном пункте трудового договора с новым сотрудником или в дополнительном соглашении, если на удаленку переходит кто-то из давно работающих.

В договоре или допсоглашении необходимо определить и условия выплаты компенсации. Обязательно пропишите четкое наименование имущества, за которое назначаете компенсацию, размер и сроки выплаты (Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Укажите способ расчета суммы. Это может быть фиксированная сумма или расчет пропорционально времени фактической работы, тогда за периоды отпуска, больничного, командировки компенсация не выплачивается.

Налогообложение компенсации

При правильном оформлении компенсация за использование личного имущества принимается в расходах по налогу на прибыль и не облагается зарплатными налогами: НДФЛ, страховыми взносами. Работодатель обязан указать факт назначения компенсации, порядок расчетов и сроки выплат в трудовом договоре или допсоглашении к нему.

Налог на прибыль

Компенсация за использование работником личного имущества учитывается в расходах по налогу на прибыль организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 08.12.2006 № 03-03-04/4/186).

Работник может использовать в служебных целях разные виды личного имущества, но налоговое законодательство содержит предельные нормы только для компенсаций за использование личных автомобилей и мотоциклов. Для других видов имущества размер выплат неограничен.

Предельные нормы компенсаций за транспорт, принимаемые в расходах по налогу на прибыль, приведены в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и составляют:

  • 1 200 руб. в месяц, если двигатель 2 000 куб. см и меньше;
  • 1 500 руб. в месяц, если двигатель больше 2 000 куб. см.

В них уже заложены износ, горюче-смазочные материалы и ремонт, поэтому сумму, возмещаемую сверх нормативов, в налоговые расходы включать нельзя (Письмо Минфина от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366).

Размер компенсации за использование иного имущества для налога на прибыль не установлен, в расходы включается сумма, определенная соглашением между работником и работодателем (Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672)

Помните про ст. 252 НК РФ:

  • организация должна экономически обосновать и документально подтвердить произведенные расходы: составить соглашения с работниками, определяющие размер и порядок выплаты компенсации. Если сумма явно завышена, то будут претензии со стороны налоговых органов (Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672).

Для обоснования можно воспользоваться рекомендациями Минфина России из Письма от 31.12.2004 № 03-03-01-04/1/194. Ведомство предлагает рассчитывать компенсацию за износ по аналогии с амортизацией:

  • взять стоимость имущества и поделить на срок полезного использования, опираясь на классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1);
  • для инструментов и механизмов, не указанных в амортизационных группах, исходить из срока их полезного использования согласно техническим условиям или рекомендациям организаций-изготовителей.

Пример. Менеджер работает на своем ноутбуке, и организация выплачивает ему компенсацию за использование личного компьютера в служебных целях. Сумма определена соглашением сторон в размере 10 000 руб. в месяц.

Компьютеры и ноутбуки входят во вторую амортизационную группу. Рыночная стоимость ноутбука приблизительно равна 60 000 руб. Сумма износа составит от 1 667 до 2 400 руб. в месяц. Получается, что размер выплачиваемой менеджеру компенсации превышает сумму износа в четыре раза. В такой ситуации велика вероятность, что налоговые органы посчитают эти расходы экономически необоснованными. Оптимальной будет компенсация 2 000–2 500 руб. в месяц.

Для обоснованного включения затрат в расходы у организации должны быть документы, подтверждающие, что работнику для выполнения его служебных обязанностей действительно требуется соответствующие оборудование или материалы. Это могут быть должностные инструкции, трудовой договор, допсоглашение к трудовому договору.

ФНС также считает, что для получения компенсации работник должен представить организации документы, которые подтверждают его право собственности на используемое имущество (Письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Пример. При использовании автомобиля нужно представить ПТС. Если в документе указан не сотрудник, а супруг или супруга, для учета компенсации в расходах необходимо представить свидетельство о браке, а сама машина должна быть куплена в браке (Письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-04-05/6-1004).

Возникает вопрос: какие документы могут подтвердить право собственности на компьютер, принтер или мобильный телефон? Минфин и ФНС молчат, скорее всего, потому что такого требования нет ни в Налоговом, ни в Трудовом кодексах.

Минфин в Письме от 06.11.2020 № 03-04-06/96913 пошел дальше и заявил, что работодатель должен располагать копиями документов, которые доказывают приобретение или аренду оборудования работником, а также расходы, понесенные при использовании оборудования в служебных целях. То есть если платим за телефон, то должны быть документы, свидетельствующие о служебных разговорах, если платим за авто — маршрутные (путевые) листы, чеки АЗС.

  • Резюмируем. Для учета компенсации в расходах кроме соглашения работодатель должен подтвердить:
  • Необходимость использовать личное имущество сотрудника. Например, в должностной инструкции указать, что у работника разъездной характер работы или что он трудится удаленно.
  • Право собственности работника на имущество. Например, копию паспорта транспортного средства или договор аренды ТС.
  • Факт использования техники или транспорта в служебных целях: путевые листы, авансовые отчеты, кассовые чеки, приказы руководителя, акты выполненных работ с расшифровкой вида работы.
  • Размер компенсации — порядок расчета и величину выплат можно указать в соглашении или трудовом договоре.

Как учитывать компенсацию за использование личного имущества тем, кто на УСН, читайте в шпаргалке. Она размещена в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Выплаты за использование личного имущества работника в служебных целях, а также возмещение связанных с этим расходов не облагаются НДФЛ.

Правила такие же, как при учете налога на прибыль:

  • не облагается налогом вся сумма компенсации, указанная в соглашении (ст. 188 ТК РФ, п. 1 ст. 217 НК РФ).

Важно: для расчета НДФЛ нет нормирования даже для личного транспорта (Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Работодатель должен обосновать размер компенсации, потому что чрезмерно большую сумму могут посчитать схемой экономии на зарплатных налогах. Поэтому не платите заведомо большие суммы, которые вы не сможете экономически обосновать.

Компенсация за использование личного имущества в служебных целях в 6-НДФЛ не отражается (ст. 217 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.04.2019 № БС-4-11/6839@).

Страховые взносы

Компенсация за использование личного имущества в служебных целях не облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование по временной нетрудоспособности и материнству. Как и при НДФЛ, размер компенсации не нормируется (ст. 188 ТК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, Письма Минфина России от 06.12.2019 № 03-04-06/94977, ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Размер возмещения должен соответствовать экономически обоснованным затратам работника.

Этот вид компенсации работодатель должен отразить в форме РСВ в составе выплат, не подлежащих обложению по ст. 422 НК РФ:

  • в строке 040 подраздела 1.1;
  • в строке 040 подраздела 1.2;
  • в строке 030 подраздела 1.3.1;
  • в строке 030 подраздела 1.3.2 Приложения 1;
  • в строке 030 Приложения 1.1;
  • в строке 030 Приложения 2 к разд. 1 расчета (пп. 6.6, 7.5, 8.7, 8.16, 9.6, 10.7 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).

Также ее нужно указать в персонифицированных сведениях о сотруднике, получающем компенсацию (разд. 3 РСВ). В частности, общую сумму выплат, как облагаемых, так и необлагаемых, следует включить в показатель графы 140 подраздела 3.2.1 (пп. 20.22, 20.23 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).

Если в трудовом договоре (соглашении к нему) выплата компенсации и ее размер не определены, на нее придется начислить страховые взносы.

Для выдачи подарков работникам или их детям издается соответствующий приказ. Сами презенты нужно выдавать под подпись, а затем мероприятие зафиксировать корреспонденцией в бухучете. Кроме того, нужно учесть, что с суммы подарка свыше 4 000 руб. следует удержать НДФЛ.

Что представляет собой подарок?

Согласно законодательству РФ подарок имеет такие характеристики:

  • деньги или ценное имущество;
  • передается в собственность на безвозмездной основе;
  • ценность как связана, так и не связана с выполнением профессиональных обязанностей.

В такой ситуации согласно ст. 191 ТК РФ даритель - это работодатель, а одаряемый - это сотрудник.

Как оформляются подарки?

Чтобы выдать подарки сотрудникам, нужно оформить соответствующий распорядительный документ - приказ директора. Если стоимость презента больше 3 000 руб., дарение оформляется письменным договором согласно ст. 574 ГК РФ. Соглашение можно оформить как многостороннее, если сотрудников много (ст. 154 ГК РФ). Кроме того, нужно сформировать ведомость на передачу подарков - в ней персонал будет подтверждать подписью получение презента.

В общем виде оформление подарков проводится следующими действиями:

  • издание приказа, с которым персонал знакомится под подпись;
  • формирование ведомости и проставление подписи каждым работником в момент получения подарка;
  • оформление договора дарения при стоимости презента более 3 000 руб.

В договоре указывается название подарка, дата и место составления, информация о компании и работниках, описание презента с характеристиками и стоимостью, подписи сторон.

Как подарки отображаются в бухучете?

Для отображения подарка в бухучете не надо использовать сч. 70, поскольку он не связан с исполнением должностных функций. Целесообразно использовать сч. 73.

В бухучете нужно отразить такую корреспонденцию:

Дт 10 Кт 60 - отражение цены приобретения;

Дт 19 Кт 60 - учет входного НДС;

Дт 68 Кт 19 - заявление к вычету входного НДС.

Покупку подарка разрешается отразить и другим способом - стоимость относится на прямую на Дт сч. 91 без учета сч. 10. Учет подарков для детей работников нужно отразить за балансом, к примеру, на сч. 012. Этот момент связан с тем, что приобретенные ценности не считаются активом, т.к. работодатель не планирует получить экономическую выгоду от их использования.

Если презент в качестве ценного имущества:

Дт 73 Кт 41 (10, 43) - выдача подарка;

Дт 91 Кт 73 - отнесение стоимости в затраты;

Дт 91 Кт 68 - начисление НДС с безвозмездной передачи подарка;

Дт 70 Кт 68 - удержание НДФЛ с презента стоимостью более 4 000 руб.;

Дт 99 Кт 68 - отражение постоянного налогового обязательства в размере 20% от стоимости подарка;

Если презент в виде денег:

Дт 73 Кт 50 - выдача денежных средств из кассы;

Дт 91 Кт 73 - признание в расходах стоимости подарка;

Дт 70 Кт 68 - удержание НДФЛ с презента стоимостью более 4 000 руб.;

Дт 99 Кт 68 - отражение постоянного налогового обязательства в размере 20% от стоимости подарка.

Особенности по подаркам для клиентов

Подарки контрагентам или клиентам - это безвозмездная передача, предполагающая начисление НДС. Кроме того, стоимость таких презентов не уменьшает налог на прибыль. Для учета затрат на покупку подарков нужно иметь их документальное обоснование.

К примеру, можно закрепить во внутренней документации компании общие критерии контрагентов или клиентов, сотрудничество с которыми экономически значимо для ведения бизнеса. И в качестве способа удержания клиентов как раз можно указать вариант - вручение ценных подарков к конкретным датам или праздникам, перечень которых также нужно утвердить в локальных документах.

Вручение открыток, а также затрат по ним можно учесть в составе прочих расходов.

Порядок налогообложения презентов персоналу или контрагентам

Подоходный налог рассчитывается с суммы более 4 000 руб. Причем НДФЛ рассчитывается как с материальных, так и с нематериальных доходов.

При расчете НДФЛ надо:

  • суммировать стоимость всех подарков, выданных сотруднику в отчетном году;
  • из результата вычесть 4 000 руб. - размер дохода, не облагаемого налогом;
  • рассчитать НДФЛ по ставке 13% (для резидентов) и 30% (для нерезидентов).

Если подарок в виде денег, то НДФЛ удерживается сразу в день их выплаты, а перечисляется не позже дня, идущего за днем вручения подарка.

Если подарок неденежный, то НДФЛ удерживается за счет ближайшей по сроку денежной выплаты, а перечисляется не позже дня, идущего за днем удержания.

Страхвзносы

Вне зависимости от того, сколько стоит подарок, страхвзносы на него начислять не нужно. Об этом указано в ст. 420 НК РФ или в ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ.

Согласно ст. 146 НК РФ на подарки нужно начислять НДС, причем на их покупную стоимость без НДС. Если компания дарит собственную продукцию, то НДС начисляется на ее себестоимость.

На все подарки согласно заполненной ведомости нужно сформировать один счет-фактуру. Принимать к вычету входной НДС можно только в том случае, если имеется счет-фактура поставщика.

Налог на прибыль

Согласно ст. 270 НК РФ налог на прибыль на презент начислять не нужно. Дело в том, что он передается сотруднику безвозмездно, а потому его стоимость не нужно учитывать при исчислении налога.

Обобщение по налогам и сборам

В целом можно выделить такие основные моменты по налогам и сборам:

  • НДФЛ платится с суммы больше 4 000 руб., исчисляемой нарастающим итогом. Для резидентов тариф 13%, для нерезидентов - 30%;
  • страхвзносы не рассчитываются и не уплачиваются;
  • НДС начисляется на стоимость подарка без НДС или же на себестоимость;
  • налог на прибыль не рассчитывается.

Порядок налогообложения подарков детям сотрудников

Если подарки предусмотрены детям, то учитывать расходы нужно по особенным правилам:

  • база по НДФЛ определяется как общая сумма всех подарков вне зависимости от того, кому они предназначены - самому работнику или ребенку. Из нее удерживается необлагаемая часть - 4 000 руб.;
  • страхвзносы не нужно начислять, поскольку такой доход никак не относится к трудовой деятельности сотрудника;
  • затраты на покупку детских подарков не нужно учитывать при исчислении налога на прибыль;
  • НДС нужно начислять на стоимость при покупке детского подарка без НДС. Если дарится своя продукция, налог начисляется на ее себестоимость.

Оформлять детский подарок нужно аналогично взрослому - издать приказ, сформировать ведомость, получить подписи сотрудников, составить договор дарения (при необходимости).


Оплата труда персоналу компании должна производиться не реже двух раз в месяц (ст. 136 ТК РФ). Такой алгоритм установлен ТК РФ, а каждое предприятие уточняет сроки выплаты, закрепляя их в своих локальных актах. Обычно выплачивается аванс в период с 15-го числа до завершения расчетного месяца, а окончательный расчет производится с 1-го по 15-е число следующего за расчетным месяца.

Если в установленное время оплата труда не осуществляется, то работодатель согласно ст. 236 ТК РФ обязан выплатить сотруднику компенсацию за несвоевременную выдачу зарплаты. При этом не имеет значения, по какой причине произошла просрочка.

В сущности, эти выплаты определяют меру ответственности работодателя перед сотрудниками и представляют собой проценты, исчисленные в размере минимум 1/150 от действующей на момент расчета ключевой ставки ЦБ за каждый просроченный день, начиная со следующего за датой установленной выплаты, и завершая днем реальной выдачи задолженности (ст. 236 ТК РФ). Компания может установить и больший размер компенсации, прописав соответствующие положения в своей нормативно-правовой документации.

Формула расчета суммы полагающихся процентов

Компенсация рассчитывается индивидуально – по выплатам каждому сотруднику за дни просрочки в оплате зарплаты, отпускных, пособий, расчета при увольнении и т.п., по формуле:

К = (З – НДФЛ) х КСЦБ / 150 х Д, где

З - причитающаяся к выплате, но не выплаченная зарплата;

НДФЛ – налог с величины этой зарплаты;

КСЦБ – действующая ключевая ставка ЦБ;

Д – число дней задержки

Пример

Ввиду отсутствия средств на счете компании, зарплата за вторую половину февраля в сумме 86200 рублей (после вычета НДФЛ) была выплачена не в установленный срок 05.03.2020, а лишь 17.03.2020, в результате чего образовалась просрочка в 12 календарных дней (с 6-го по 17-е марта). Расчет величины компенсаций производится в соответствии с нормами ст. 236 ТК РФ, т. е. исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 10.02.2020 г. она равна 6%).

В штате фирмы 3 сотрудника, величина просроченных выплат и суммы компенсации по каждому представлены в таблице:

ФИО

Зарплата

(руб.)

Ключевая ставка ЦБ

Число дней просрочки

Сумма компенсации (руб.)

(гр.2 х гр.3 / 150 х гр. 4)

Заметим, что отсчет дней задержки выплаты начинается со следующего дня от каждой даты утвержденной для выдачи зарплаты. Т. е., если бы аванс в нашем примере следовало выплачивать 20-го февраля, и он был бы тоже выдан 17-го марта, то к сумме начисленной компенсации по выплате зарплаты за вторую половину февраля нужно было бы прибавить и сумму процентов за 26 дней (с 21 февраля по 17 марта) задержки аванса за первую половину месяца.

Проводки по задержке заработной платы

Освоив правила начисления компенсаций за невыплаченную вовремя зарплату, перейдем к оформлению этих операций в бухучете компании. Необходимо следовать требованиям законодательства по их учету:

Проводки по задержке заработной платы (компенсация):

Операция

Д/т

К/т

НДФЛ и страховые взносы за задержку зарплаты

Рассчитанные компенсационные суммы в минимальных объемах (по 1/150 от ключевой ставки ЦБ) не облагаются НДФЛ (письмо Минфина РФ от 28.02.2017 № 03-04-05/11096). Также не подлежат налогообложению проценты, исчисленные в размере в соответствии с установленными и обозначенными в локальных актах предприятия ставкам, например, 0,05% от невыплаченных сумм.

Однако, если размеры выплаченных компенсаций превышают установленный законодательством минимум, но при этом алгоритм расчета не оговорен в локальных актах, компании предстоит начислить НДФЛ с суммы превышения фактической выплаты над минимальным размером, исчисленным исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ.

А вот страховые взносы на проценты за задержку выплаты зарплаты начислять необходимо на общих основаниях, поскольку подобная компенсация не обозначена в закрытом перечне необлагаемых страховыми взносами выплат ст. 422 НК РФ.

Пример

Напомним, как отразить задолженность по заработной плате проводками на примере.

Читайте также: