Плюсы и минусы самостоятельной работы учащихся

Обновлено: 11.05.2024

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

  • самостоятельная работа по образцу;
  • творческая самостоятельная работа;
  • вариативная самостоятельная работа;
  • конструктивная самостоятельная работа.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

  • по уровню творчества;
  • трудности, объему;
  • степени самостоятельности учащихся;
  • характеру помощи учащимся;
  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор

1. Дифференциация учебных задании но уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
  • нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведу пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100

72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100

8 : 6 - 7:8 27 : 3 - 2 : 6 - 9

84 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72 : 8

Задание для 1-й группы.

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы.

Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.

Задание для 3-й группы.

Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы - двузначные);
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 3 действия, а 3-й группе - в 4 действия);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе - более трудное задание на замену мелких мер крупными);
  • использование условных символов ("сказочных цифр", букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

Пример. Найдите значения выражений.

28 : 2 + (50 + 6) : 8 · (35 - 30) - 9 - 7 - 3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Пример 1. Основное задание: "Найдите значения выражений".

Пример 2. Основное задание: "Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 8 см."

Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."

1) найдите площадь отрезанной части.

2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Готовясь к урокам я стараюсь тщательно продумываю организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся. Самостоятельные работы провожу в разной форме:

1) Математические и словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

2) Самостоятельные работы с предварительным разбором. Сначала я даю подробный разбор задачи со всеми теоретическими обоснованиями. Затем предлагаю детям решить подобную задачу, а далее задание с усложненным элементом.

3) Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.

Хорошо уживаются с серьёзным учением дидактические игры. Включение их в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра - вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Очень важно учесть:

Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.

Целесообразность использования их на разных этапах урока.

Разработку новых методик поведения дидактических игр с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся.

Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

На своих уроках я применяю ИКТ. Такие уроки повышают познавательный интерес учащихся.

Стараюсь, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Дети очень любят творческие задания. Поэтому я им предлагаю выполнить творческие задания: составление кроссвордов, сочинение математических сказок, изображение рисунков.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке не только вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятие. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Прочитать, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа то, о чём не было сказано учителем, объяснить понятие тех ил иных слов, подобрать им родственные. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям. С текстами по темам окружающего мира иногда полезно поработать и так:

- Можно ли поменять местами некоторые предложения? Абзацы?

- Что при этом нарушается? Остаётся неизменённым?

Для тренировки внимания можно предложить подсчитать сколько раз встречается в тексте то или иное слово. Можно объявить конкурс на самый короткий и точный конспект параграфа, самый краткий план.

Для активизации учащихся провожу организационный момент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Они даются ответами. На одних верные, на других неверные ответы. Если ответ верный - руки вверх, неверный - руки назад. Сначала дети не могут собраться и не попадают в ритм, но постепенно темп зарядки убыстряется и в результате через 2-3 минуты класс полностью подготавливается к уроку. Примеры: 6:2=3, 7х5=38 , 5-1=4 и т.д.

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

  1. обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
  2. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
  3. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

Нормы домашнего задания

  • Однако на практике эти нормы соблюдаются редко:
  • школьных дисциплин много, и каждый учитель стремится дать максимум по своему предмету;
  • учебная программа очень насыщена. Чтобы пройти её в оговорённые сроки, преподавателю приходится нагружать школьников ДЗ;
  • количество часов по предметам ограничено, поэтому не весь объём информации удаётся преподнести в течение 45 минут, оставшаяся часть передаётся на самостоятельное изучение.

В итоге на ДЗ дети тратят больше времени, чем оговорено нормами.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Плюсы и минусы домашнего задания

Целесообразно ли сохранять практику выполнения ДЗ или их можно полностью отменить?

Плюсы домашнего задания

Целью ДЗ является повторение, закрепление пройденной на уроке темы, а также формирование практических навыков применения знаний. Ведь теория, не подкреплённая практикой, малоэффективна. В ряде случаев на самостоятельное изучение учителя передают тему, которую не удалось полностью пройти в учебное время.

1. Закрепление пройденного материала. Методисты отмечают, что до 50-70 % сведений, полученных на уроках, забывается, если их не повторить. Особенно остро проблема стоит в случае с младшими школьниками. Если не работать дома, то продолжительность изучения каждой из тем придётся значительно увеличить, что в условиях традиционного учебного процесса и ограниченного количества часов невозможно.

2. Положительное влияние ДЗ на успеваемость. В академическом журнале High School Journal университета Северной Каролины были приведены результаты исследований на эту тему. Те, кто ежедневно уделял 30-90 минут выполнению ДЗ, значительно превосходили тех, кто этого не делал, по количеству баллов на экзамене по математике. Разрыв составил около 40 баллов.

Подобные исследования были проведены и Институтом изучения труда (IZA). Удалось выяснить, что с увеличением загруженности растёт и средний балл успеваемости.

3. Приобщение родителей к учебному процессу. ДЗ позволяют родителям контролировать образовательный процесс своих детей – отслеживать, какие темы входят в программу, насколько хорошо они освоены, нужна ли помощь.

4. Контроль знаний. Выполненная учеником работа позволяет преподавателям оценить уровень освоения материала.

5. Самоорганизация. Психологи считают, что навык выполнения ДЗ полезен. Он учит самоорганизации, что обязательно пригодится во взрослой жизни. Учащиеся обретают навыки расстановки приоритетов, распределения собственного времени, поиска информации, критического мышления, вычленения главного из массива данных. В будущем такие школьники имеют больше шансов стать успешными, нежели те, которые этих свойств не обрели.

Дополнительные доводы в пользу ДЗ:

  • Не все школьники хорошо воспринимают информацию на слух.
  • Некоторые дети стесняются переспрашивать непонятные моменты у учителя.
  • Не все преподаватели находят подход к классу – если на уроке шумно, дисциплина отсутствует, то о нормальном преподавании не может быть и речи, урок проходит впустую.

Во всех этих случаях только самостоятельное изучение учебника и выполнение ДЗ даёт возможность освоить знания.

Минусы домашнего задания


В России серьёзных исследований, касающихся преимуществ и недостатков выполнения ДЗ, не проводилось. Некоторые данные можно найти в зарубежных источниках.

1. Отсутствие прямых доказательств влияния ДЗ на качество освоения знаний. Об отсутствии влияния ДЗ на академическую успеваемость заявили Х. Купер, Дж.С. Робинсон, Э.А. Паталл (Синтез исследований, 1987-2003 г.). Работа Does Homework Improve Academic Achievement была опубликована в 2006 г.

2. Стресс-фактор. В Канаде в 2009 г. было проведено исследование The Researchers Ate the Homework! Perspectives of Parents and Teachers. Было установлено, что основная масса школьников испытывает высокий уровень стресса из-за ДЗ (этот факт подтвердили 45 % учителей средней школы).

3. Внутрисемейные отношения. Исследователи отмечают негативное влияние домашней работы на семейные отношения. У школьников не остаётся времени на нормальное общение с близкими. Выполнение ДЗ превращается в очередной камень преткновения – 50 % родителей в процессе проведения опроса в 1998 г. отметили, что у них с детьми возникают ссоры на этой почве (вопросом интересовались Э. Краловец и Дж. Буэлл). Не остаётся у учащихся времени и на полноценный отдых, занятия спортом, общение с друзьями.

4. Чрезмерная загруженность. В соответствии с данными Научного центра здоровья детей, ежедневная суммарная образовательная нагрузка в старшей школе составляет 10-13 часов. Еженедельно учащиеся тратят на обучение 50-65 часов, что на 10-25 часов превышает продолжительность рабочей недели их родителей. Из-за чрезмерной загруженности школьники либо игнорируют некоторые ДЗ, выполняя лишь те, которые задали по профильным для них предметам, либо просто списывают.

5. Негативное влияние на здоровье. Те, кто ответственно подходит к изучению заданных материалов и выполнению ДЗ, отмечают, что переизбыток информации приводит к недосыпанию и общему ухудшению самочувствия (головным болям, проблемам с желудком, истощению).

Плюсы домашнего задания в школе перевешивают возможные минусы – без углубленного изучения и практического применения знаний невозможно добиться их закрепления.

Вопрос-ответ

Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?

Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.

На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?

Проблемы со здоровьем - самая распространённая причина перехода, но не единственная. Желание родителей ребёнка или самого ученика также может быть причиной для перехода на индивидуальное обучение.

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?

Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.

Каждый год появляются новые тенденции в сфере образования. Регулярно разрабатываются обучающие курсы, программы и приложения для самоконтроля. Домашнее обучение, которое применяется сегодня для школьников, по мнению педагогов, имеет плюсы и минусы.

Подобная практика актуальна не для всех детей и вводится осторожно. Примечательно, что в европейских странах применяется образование на дому, как для отдельных лиц, так и для целых классов.

Причины перехода детей на домашнее обучение

Существует несколько причин, по которым детям рекомендуют переходить на домашнее обучение.

Среди основных стоит отметить следующие:

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

  • Частое отсутствие индивидуального подхода к каждому учащемуся. В итоге более сильные дети не мотивированы, и их уровень знаний начинает постепенно снижаться, а слабые в редких случаях поднимаются выше.
  • Некачественное образование в традиционных массовых средних школах. Низкая оплата труда не мотивирует учителей вести преподавание по высшему разряду. Эта же причина толкает преподавателей искать другую работу, а на их место приходят неквалифицированные кадры, которые, имея неполную базу знаний, не в состоянии обучить ребенка согласно требованиям.
  • Профессиональный спорт. Если ученик ходит на тренировки несколько раз в день, он физически не успевает посещать все занятия, поэтому ему родители подбирают альтернативу – обучение дома. Такой вариант позволяет успешно сочетать получение образования и спортивную карьеру.
  • Занятия творчеством. Если у ученика появилось хобби в виде занятий танцами, музыкой, живописью, то иногда приходится что-то пропускать, чтобы успеть на уроки в школу, и при этом страдает успеваемость. В таком случае семейное обучение позволит сэкономить время и решать, например, задачи по математике, дома в удобное время после музыкальной или художественной школы.
  • Частая заболеваемость. При посещении традиционной школы некоторые дети быстро заражаются различными вирусными инфекциями, особенно в начальных классах, когда иммунитет еще не сформирован. Повторяющиеся больничные и отсутствие на уроках вынуждает родителей принять меры для временного перехода на обучение в домашних условиях.
  • Частичная или полная инвалидность. Если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем, то домашнее обучение – это единственный выход получить необходимые знания и не отставать от сверстников.
  • Систематичные переезды и путешествия. Если семье по рабочим вопросам необходимо часто переезжать из одного города в другой, либо же совершать длительные поездки заграницу, то оставаться в курсе событий и поддерживать знания поможет хоумскулинг. Иногда, проживая в другой стране, родители желают, чтобы ребенок параллельно с зарубежными получал знания, предоставляемые в онлайн режиме школой.

Преимущества учебы на дому

Домашнее обучение, плюсы и минусы которого уже давно изучаются организаторами образования, позволяет выявить одаренных детей. Это считается одним из важнейших достоинств такого рода обучения. Также имеет место персональный подход, мотивация хорошо учиться, отсутствие психологического давления со стороны преподавателей и одноклассников, наличие времени на дополнительные занятия по душе.

Индивидуальный подход

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

Под индивидуальным понимается преподавание ребенку предмета с учетом его особенностей и персональных способностей.

Берется во внимание психотип школьника, что позволяет составить задания, которые под силу ему выполнить. Это помогает формировать в ребенке тягу к новым знаниям, повысить его успеваемость, что в свою очередь, мотивирует его на дальнейшие занятия.

Отсутствие оценок

В общеобразовательных учреждениях традиционным контролем полученных знаний является выставление оценок по определенной балловой системе. Для некоторых детей плохая оценка может явиться тем фактором, который негативно влияет на самооценку и лишает желания учиться дальше.

В домашнем обучении отсутствуют такие баллы, и ребенок просто показывает результат своей работы. Ему лишь указывают на пробелы, если таковые имеются, и объясняют дальнейшие уроки.

Психологическая стабильность

Немаловажна психологическая составляющая при получении образования. Во многих школах наблюдаются конфликтные ситуации как между учениками внутри класса, так и между учащимися и учителем. В обоих случаях ребенок получает негативное впечатление от школы, что может привести к агрессивному поведению, депрессии, замкнутости.

В особенности это происходит с детьми, неуверенными в себе, которые не способны или не хотят дать отпор сопернику. Обучение на дому позволяет не сталкиваться с подобной проблемой, и потому ребенку гарантирована стабильность в психологическом плане.

Грамотное распределение времени

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

При семейном обучении родители вместе со своим ребенком составляют план занятий и грамотно распределяют время на весь день. Если правильно его соблюдать, то можно достичь успехов и получить даже больше знаний, нежели в традиционном учреждении среднего образования.

Дополнительным плюсом является отсутствие рядом одноклассников с девиантным поведением, которые стараются сорвать урок. Дома такого точно происходить не будет, и весь образовательный процесс зависит только от его участника. Здесь немаловажна самодисциплина, целеустремленность, умение выделять главные моменты в общей цепи.

Развитие личности

Стандартизированные школьные программы зачастую рассчитаны на среднего ученика. Если ребенок одарен, ему нужно развивать свои умения и таланты.

В данном случае необходимы более глубокие знания и более сложные задачи. Такие дети с легкостью участвуют в олимпиадах по любимым предметам и посещают репетиторов с целью поднять свой уровень, чтобы в будущем эти знания использовать для поступления в вуз.

Кроме того, обучаясь дома, у ребенка есть все шансы стать всесторонне развитой личностью благодаря наличию времени для посещения дополнительных курсов, спортивных и танцевальных секций, музыкальной школы.

Сейчас в домах культуры и центрах развития детей проводятся кулинарные курсы, уроки росписи по стеклу и воде, рисование песком и прочие интересные практики. Такой опыт оставляет у ребенка наиболее запоминающиеся впечатления на всю жизнь.

Недостатки

Домашнее обучение, плюсы и минусы которого разобраны в статье, имеет несколько существенных недостатков:

  • отсутствие социализации;
  • необъективное оценивание знаний;
  • материал может подаваться в неполном объеме;
  • трудности у учащихся с пониманием новых тем.

Плохая социализация

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

Обучаясь дома, ребенок асоциален – он практически не общается со сверстниками во время учебного процесса, не участвует в классных и школьных мероприятиях, отвыкает от здорового соперничества за хорошие оценки, грамоты, похвальные листы и различные вознаграждения. Это двояко может повлиять на психику ученика.

Если он достаточно активен и общителен, то найдет себе компанию на спортивной секции или курсах, в своем дворе или на улице. В случае если психотип ребенка – интроверт, то может возникнуть еще большая замкнутость и отчужденность, что в дальнейшем пагубно скажется на его общении с людьми во взрослом возрасте.

Необъективная оценка

Поскольку родители полностью берут на себя ответственность за получение ребенком новых знаний, то они же и оценивают его.

В отличие от традиционного общеобразовательного учреждения, где проводятся прозрачные контрольные и самостоятельные работы, письменные и компьютерные тесты, дома эти же контрольные работы учащийся выполняет без какого-либо контроля со стороны преподавателей и может пользоваться книгами, Интернет-ресурсами.

Такой контроль знаний не будет считаться объективным, поскольку не выявляет реальный уровень знаний конкретного ученика. В свою очередь, родственники правильно оценить не могут, что приводит к заблуждениям относительно пройденной темы.

Некачественная подача материала

Все вопросы по соблюдению учебного плана и соответствующей государственной программы обучения возлагаются на плечи мамы или папы. На классических уроках учитель излагает новый материал детям устно, показывая и объясняя примеры или правила на доске, подручных материалах, на мультимедийных экранах, и отвечая на вопросы.

В домашних условиях только родитель объясняет новую тему так, как он сам ее понимает. Если образование отца или матери оставляет желать лучшего, то ученик не получит необходимые знания.

Сложности с восприятием информации

При личном присутствии учителя, который может понять пробелы и объяснить учащемуся материал, ученики, как правило, понимают новую информацию лучше, чем через различные мессенджеры и онлайн-программы, рассчитанные на дистанционную беседу.

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

Дома может возникнуть трудность освоить новый предмет или тему, в особенности, если ее не знают близкие и не могут правильно пояснить. Бывают случаи, когда поиски в Интернете нужной информации завершаются безуспешно, так как не все школьные предметы изложены в веб-ресурсах в полной мере.

Формы домашнего обучения

Вопросы персонализации семейного образования тесно связаны с выбором формы домашнего обучения для конкретного ученика.

На сегодняшний день действует несколько вариантов обучения на дому, приведенных в таблице:

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

По мнению педагогов, успешнее других показала себя смешанная форма обучения на дому, поскольку она представляет собой комплекс из нескольких методов изложения материала:

  • индивидуальные консультации с кураторами;
  • посещение групповых занятий по определенным предметам;
  • сервисы по онлайн-общению;
  • видео-лекции;
  • компьютерные тесты.

Формы обучения детей-инвалидов

Домашнее обучение, плюсы и минусы которого изложены в статье, изначально было введено для облегчения получения знаний детям с инвалидностью. Для таких ребят на государственном уровне предлагается семейная и надомная формы образования.

Семейное обучение предусматривает учебный процесс с родителями или родственниками, которые несут ответственность за ребенка, без подключения преподавательского состава.

Надомное обучение отличается от первого тем, что учителя могут приходить домой к ребенку по заранее согласованному графику и проводить уроки. Если родители выбирают семейное образование, то они могут рассчитывать на денежную компенсацию со стороны властей для оплаты работы приглашенных педагогов.

Как перейти на домашнее обучение?

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

Переход из классической системы образования на домашнюю форму на сегодняшний день требует достаточно времени и усилий.

В частности, если родители хотят перевести на обучении в домашних условиях ребенка-инвалида, то необходимо совершить ряд шагов:

  1. Написать от руки заявление в школу.
  2. Предъявить заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка.
  3. Подписать договор между школой, местной администрацией, родителями и обучающимся.

После этого составляется индивидуальный график, который должен соответствовать установленной министерством учебной программе.

Государственная поддержка

Домашнее обучение в европейских странах уже давно вошло в одну из официальных форм получения общего среднего образования, несмотря на все его плюсы и минусы. В странах СНГ подобная система лишь набирает обороты, но уже официально введены ее стандарты качества.

В разных регионах образование на дому поддерживается государством, но имеются отличия относительно материальных выплат. По закону родители имеют право претендовать на компенсацию расходов на оплату услуг дополнительных учителей, но на практике все зависит от политики местных властей и самого образовательного учреждения.

Оформление документов

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

Если родители или законные представители ребенка желают перевести его на семейное обучение, то в первую очередь требуется информировать об этом органы местного самоуправления по месту проживания.

По закону необходимо выполнить следующее:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором указывается выбранная форма обучения.
  2. Оформить уведомление об организации обучения в форме домашнего, которое затем отправляют в департамент образования городской администрации.
  3. Подписать обязательство проходить промежуточные и итоговые аттестации.

По правилам, все это необходимо отдавать в секретариат школы, а они направляют документацию дальше по инстанциям.

В дальнейшем оформляется и подписывается соглашение, содержащее приложения касательно индивидуального учебного плана учащегося и графика аттестаций, включая ежемесячные и годовые. Если ребенка переводят по причине слабого здоровья либо инвалидности, то к числу документов прилагается заключение, выданное на руки медицинской комиссией.

Договоренность с учителями, репетиторами

В условиях дистанционного домашнего обучения необходимо четко следовать школьной программе, установленной министерством образования. Не все родители имеют достаточные знания, чтобы объяснять ребенку абсолютно все предметы.

По этой причине они обращаются за помощью к учителям и репетиторам. На данном этапе возникают вопросы и трудности, связанные с тем, как правильно выбрать наставника.

Домашнее обучение. Плюсы и минусы, что это такое, как оформить в школе

Обращают внимание на квалификацию, опыт работы, достижения учеников, уважение среди коллег и подход к ведению занятий. Увидеть результат можно уже на ближайшем промежуточном испытании. Репетиторами могут выступать те же преподаватели, которые ведут предметы в классе у ребенка, а также приглашенные из специализированных гимназий, лицеев.

Стоимость услуг педагога разнится в зависимости от предмета и его статуса. Имеются случаи, когда для учащегося оплачивают занятия лектора из университета. В таком случае цена будет значительно выше, чем за стандартные уроки школьного учителя.

Среди плюсов занятий с репетитором стоит отметить отсутствие соперничества и осуждений среди одноклассников при неправильном ответе. Опытный педагог поможет одаренному ученику в подготовке к олимпиаде, экзаменам.

Индивидуальный подход позволит быстро выявить пробелы в знаниях и сосредоточиться на усвоении необходимого материала с максимальной эффективностью.

Аттестация и экзамены

Домашнее обучение, плюсы и минусы которого должны учитывать родители ребенка при его переводе, предполагает обязательные аттестации промежуточного и итогового характера.

Распространены 2 формы сдачи аттестаций: очная и дистанционная. При первой требуется личное присутствие педагога, который будет непосредственно контролировать ход сдачи контрольной или самостоятельной работы.

Дистанционная форма может проходить в удаленной форме – учащийся, находясь дома, выполняет работу перед веб-камерой.

Либо на учебном портале за определенный промежуток времени ученик должен пройти компьютерный тест по тому или иному предмету, который обычно предусматривает вопросы с возможностью выбора варианта из нескольких, а также вопросы с текстовым полем для введения собственного развернутого ответа.

Иногда школа вводит очно-заочную сдачу итоговых работ, что предусматривает как личное посещение школы учащимся в аттестационный день, так и дополнительные задания для выполнения удаленно.

Стоит ли ограждать ребенка от школы?

В современном мире домашнее обучение стало популярной темой среди родителей, которые активно обсуждают плюсы и минусы этой идеи. Однако, по словам психологов, семейное образование подходит далеко не каждому. Если ребенок очень активен и ему требуется постоянное общение со сверстниками, то без классической школы не обойтись.

Незачем ограждать ученика от общества на начальном этапе становления его личности, ведь со временем придется поступать в высшие учебные заведения и вовлекаться в дальнейшую социальную жизнь. Другое дело, когда речь идет о ребенке с особыми потребностями.

Если медики настоятельно рекомендуют не посещать традиционные уроки в школе или ребенок физически не может этого делать, то домашнее обучение является реальным выходом из сложной ситуации.

Оно выступает альтернативой традиционной школе, часто оправдывает себя. Обучающиеся на дому дети более усидчивы, готовы к самостоятельной работе и быстро адаптируются к Болонской системе в ВУЗах.


Действительно ли командная работа – это работа мечты? Действительно ли гении работают в одиночку? В карьере многих людей бывают случаи, когда приходится работать как в команде, так и в одиночку. Все зависит от поставленной задачи. Возможно, ваша роль в компании будет подразумевать совместную работу с другими членами команды, или, возможно, вы однажды выберете жизнь фрилансера. У работы в одиночку есть свои плюсы и минусы. Вот, что думают об этом опытные фрилансеры.

Каковы же плюсы такой работы?

Меньше конфликтов


Работа в команде может быть сложной задачей, особенно когда вокруг слишком много сотрудников, которым нужно угодить. Каждый хочет вставить свое слово и продвинуть свои идеи. Один может захотеть произвести впечатление на босса и попытаться взять на себя всю работу, а другой может сидеть сложа руки и ничего не делать. Поскольку люди постоянно обмениваются идеями, рано или поздно возникнет конфликт мнений при работе с несколькими коллегами. Работа в одиночку, однако, позволяет избежать всех обострений, которые могут возникнуть в команде. Вы сами принимаете решения, и никто вам ничего не скажет. Вам не нужно беспокоиться о конкурентах или ленивых коллегах, и у вас будет больше возможностей сконцентрироваться и наслаждаться рабочим процессом.

Ваша работа эффективнее

Когда вы работаете независимо, у вас больше шансов повысить свою эффективность. Вас никто не будет тормозить, и нет других мнений, которые могли бы вам помешать. С меньшим количеством перерывов вам будет легче сосредоточиться, работать намного быстрее, вы будете точно знать, что происходит, и у вас будет намного больше ясности в проекте, над которым вы работаете. Работа с другими людьми может отрицательно сказаться на вашей продуктивности, особенно когда вы общаетесь в чате или лично. Бесцельные разговоры, споры и различия во мнениях только мешают. Но блокируя все отвлекающие факторы и работая в одиночку, вы можете вложить в свою работу больше энергии и души, что приведет к повышению производительности и улучшению результатов.

Вы можете наслаждаться вызовом

Иногда работа над собой может быть приятной задачей. То, что вам не на кого положиться, может стать большим испытанием, поскольку вы разрабатываете свои собственные идеи и ставите себя во главе. Индивидуальная работа может повысить вашу независимость, а также сделать вас более креативным. Многие работники-одиночки учатся принимать собственные решения, выполнять свои обязанности в одиночку и находить свою искру вдохновения.

Когда можно положиться только на себя, вы поймете, что ваша мотивация, самосознание и дисциплина возрастают. Вы неукоснительно соблюдаете сроки, вы используете собственные идеи и творческий подход и соглашаетесь взять на себя полную ответственность за работу. В конце концов, независимость - это отличный навык в вашем резюме.

Ответственность

Одно из больших преимуществ работы в одиночку - это шанс стать своим собственным начальником. В то время как многие люди предпочитают выполнять приказы, другие наслаждаются более свободным стилем работы. Самоуправление позволяет вам создавать свои собственные рабочие процессы, ставить свои собственные цели и выполнять их так, как вы считаете нужным. Беспокойство по поводу необходимости отвечать перед кем-то другим, следовать чужим указаниям или выполнять неприятные обязанности может отрицательно сказаться на вашей продуктивности. Но будучи ответственным, вы можете выполнять задачи и проекты в своем собственном темпе и таким образом, который, по вашему мнению, даст наилучшие результаты. Там нет внешнего давления, меньше отвлекающих факторов и нет задержек.

Все заслуги – только ваши

Мало того, что дела идут своим путем, но и вы полностью берете на себя ответственность за любые задачи или проекты, над которыми вы работаете. Никто не разделяет успех с вами. Когда вы работаете в команде, бывают неприятные случаи, когда другие забирают или разделяют заслуги за ваши достижения, хотя они вкладывают гораздо меньше усилий. Индивидуальная работа исключает такую возможность. Более того, ваша самооценка и удовлетворенность работой повышаются, когда ваши усилия приветствуются и ценятся. Это повышает мотивацию и производительность.

Но в чем заключаются минусы работы фрилансера?

Меньше командной работы


Люди – социальные существа. Мы созданы для взаимодействия, общения и вербализации наших чувств. Некоторые психологи считают, что работа в одиночку является фактором, способствующим ухудшению психического здоровья. Работа в команде предполагает общение, укрепляет доверие и уважение к другим и повышает навыки решения проблем. Сотрудничество с другими людьми позволяет вам мотивировать друг друга и овладеть базовыми навыками общения. На самом деле еще одним преимуществом командной работы является то, что она поощряет здоровую культуру компании.

Меньше творчества

Хотя работа в одиночку подталкивает вас к поиску собственного творчества, это, вероятно, не так выгодно, как работа в команде. У вас могут попросту закончиться идеи. С другой стороны, командная работа позволяет вам делиться идеями и выслушивать другие мнения. Мозговой штурм и выслушивание разных точек зрения может быть источником вдохновения. Работа в одиночку в проекте также означает меньшее количество навыков. Независимо от того, насколько квалифицирован или опытен человек, скорее всего, у него нет всех навыков, необходимых для работы. Групповая работа, с другой стороны, позволяет людям с различными способностями и качествами вносить свой вклад, добиваясь более эффективных результатов.

Слишком большое напряжение

Конечно, работая независимо, вы имеете больше свободы и более эффективны, но такая работа является источником стресса. Работать в одиночку означает выполнять всю работу самостоятельно. Вы не можете делегировать некоторые задачи другим членам команды, и вы должны убедиться, что все обязательства будут выполнены к моменту наступления крайнего срока. Если вы опаздываете, вам некому помочь, и спешка, безусловно, может повысить уровень стресса. Когда вы работаете в одиночку, вы можете положиться только на себя. Вы должны решать проблемы и выполнять сложные задачи самостоятельно. Но то, что вы являетесь частью команды, даст вам поддержку и советы других людей, что в конечном итоге ускоряет процесс и уменьшает беспокойство на рабочем месте.

Такая работа может вам надоесть

Основным преимуществом работы в команде является возможность общаться и получать удовольствие от работы. Это создает мотивацию и приятную рабочую среду. Работа в одиночку, однако, лишает вас этих преимуществ. Скорее всего, вам будет скучно и одиноко со временем, независимо от того, насколько вы загружены работой. Не с кем поговорить, не с кем поделиться идеями и не с кем обсудить ваши проблемы. Если вы тот, кто получает удовольствие от общения с другими людьми, то работа во фрилансе не для вас.

Вы берете на себя полную ответственность

Действительно, в полной мере оценить ваши достижения - это большое преимущество индивидуальной работы. Но что произойдет, если ваши усилия потерпят неудачу? Работа в одиночку сразу становится недостатком. Работать самостоятельно означает нести полную ответственность за любые сбои и ошибки. Однако, когда в команде есть другие люди, вина распределяется на всех. Принимая на себя всю вину и признавая, что ваши ошибки могут быть полезными для роста и самосознания, вы все равно будете испытывать стресс. Обмен своими ошибками с другими людьми оказывает меньшее давление на вас.

Ясно, что в индивидуальной работе, по сравнению с командной, есть свои плюсы и минусы. Однако в конечном итоге все зависит от вашего характера и предпочтительного стиля работы. Некоторым людям нравится быть одному, в то время как другие, как правило, процветают в социальной среде. Что бы вы ни делали для повышения эффективности и производительности на рабочем месте, продолжайте! Это все зависит от вас.

Читайте также: