По каким направлениям дефектолог осуществляет работу
Обновлено: 03.05.2024
Специальная педагогика включает много интересных и востребованных профессий. К ним относится и дефектолог. Педагог-дефектолог должен быть в каждом детском саду, в котором занимаются дети с отклонениями в физическом и психическом развитии
Кто такой педагог-дефектолог
Дефектологи могут быть как теоретиками, занимаясь исследовательской работой, так и практиками, взаимодействуя непосредственно с детьми в детском саду. Первые работают в научной сфере - разрабатывают технологии обучения детей с ОВЗ и ЗПР. А практики проводят коррекционные занятия с детьми. Основной задачей практика является создание условий для максимально возможного развития детей и адаптации их к нормальной жизни. Он не лечит болезни, а проводит коррекцию и помогает воспитанникам в соответствии со своей компетенцией.
В чем заключается работа дефектолога
Дефектологи могут работать в специальных центрах для детей с особенностями развития, частных образовательных учреждениях и в инклюзивных детских садах. Инклюзивное образование позволяет больным детям учиться вместе со здоровыми.
Практический дефектолог выполняет следующие задачи:
Проводит консультации и обследования ребенка, изучает особенности его психофизического развития — уровень проблем и отклонений. На основе этого анализа составляет индивидуальную программу для каждого ребенка.
Проводит персональные и групповые коррекционные занятия согласно разработанной программе обучения и развития.
Отслеживает динамику и результаты коррекционных занятий. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при правильном подходе и регулярных занятиях с дефектологом могут полностью компенсировать свой диагноз и забыть о нем.
Особенности проведения занятий зависят от того, какие проблемы в развитии есть у ребенка.
Виды дефектологов
Существует несколько направлений дефектологии в зависимости от решаемых задач. Выделяют следующих специалистов:
Логопед — помогает детям скорректировать речь и постановить отдельные звуки
Сурдопедагог — занимается с детьми, которые плохо слышат
Олигофренопедагог — занимается с детьми с умственной отсталостью
Тифлопедагог — помогает адаптироваться детям с нарушениями зрения
Ортопедагог — занимается с детьми, у которых нарушены функции опорно-двигательного аппарата
Это разделение в некоторых случаях может быть условным. Часто у детей с отклонениями наблюдаются нарушения сразу в нескольких областях, поэтому профессиональный дефектолог с одной выбранной специализацией должен разбираться и в остальных направлениях.
Чем логопеды отличаются от дефектологов
Часто дефектологов путают с логопедами, поэтому важно понимать их различие.
Логопеды работают только со здоровыми детьми, которые неправильно произносят некоторые звуки или слова. А дефектолог работает с детьми, у которых речевые сложности связаны с различными болезнями или задержками в развитии. Например, ребенок страдает заболеванием центральной нервной системы, поэтому у него есть нарушения речи.
Если вы планируете работать со здоровыми детьми, нужно учиться на логопеда. А если с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ и ЗПР) — на дефектолога.
Что должен знать и уметь дефектолог
Для продуктивной работы дефектолог должен обладать рядом личных и профессиональных навыков.
Главные личные качества, необходимые дефектологу, — это любовь к детям и терпение. Заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья намного сложнее, чем с обычными. Дети с ОВЗ и ЗПР сложнее воспринимают информацию, требуют к себе много внимания и особенного подхода, найти который бывает непросто.
Эту специальность стоит рассматривать тем воспитателям и педагогическим работникам, которые считают работу с детьми своим призванием. Учитель должен быть эмоционально устойчивыми, чтобы не принимать слишком близко к сердцу проблемы и болезни детей. Главная задача дефектолога — оказывать профессиональную помощь, а не сопереживать.
Дефектолог должен обладать глубокими знаниями в психологии и педагогике, владеть основами медицины и понимать, как различные отклонения влияют на общее развитие ребенка. Он должен изучить и уметь применять методы взаимодействия с особенными детьми и их родителями, чтобы правильно диагностировать проблемы и находить способы их решения. Эти знания можно получить только в профессиональном образовательном учреждении.
Работа дефектолога относится к специальной педагогике. Это непростое направление, которое требует большой самоотдачи. Но когда ученики делают первые успехи, все силы и время, затраченные на занятия, окупаются в разы. Коррекционный педагог чувствует гордость за своих воспитанников.
Как получить образование дефектолога
Дефектология находится на стыке нескольких направлений, поэтому есть разные способы получить необходимое образование:
Получить высшее психологическое/педагогическое/медицинское образование по любому направлению и пройти курсы профессиональной переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.
Как дистанционно получить квалификацию педагога-дефектолога в Академии
Если у вас есть диплом вуза, вы можете пройти программу профессиональной переподготовки в Академии. Можно выбрать одно из направлений специальной педагогики: Дефектология, Логопедия, Тифлопедагогика, Олигофренопедагогика. После ее прохождения вы получите диплом с присвоением квалификации и научитесь эффективно управлять процессом развития ребенка с ограниченными возможностями.
Обучение проходит в дистанционном формате. Вы записываетесь на программу и проходите ее в удобном графике, в любое подходящее вам время в системе СДО на сайте Академии.
Никаких дополнительных программных средств устанавливать не требуется. Программа соответствует требованиям ФГОС и профстандартам, а у Академии есть государственная образовательная лицензия, поэтому наличие этого диплома и знаний из курса даст вам возможность работать в различных учреждениях в качестве педагога-дефектолога.
Разработчики программы – высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Каждый слушатель получает индивидуальное сопровождение, на все вопросы в процессе обучения отвечает прикрепленный методист.
По завершении обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации. Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.
Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.
Описание
В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.
На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.
Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:
- логопед;
- сурдопедагог;
- олигофренопедагог;
- тифлопедагог.
Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.
Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.
Алгоритм задач специалиста:
- диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
- выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
- составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
- проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
- динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
- работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.
В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.
Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.
Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.
Плюсы и минусы
Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.
Другими достоинствами являются:
- высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
- возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
- короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
- увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
- возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.
Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:
- высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
- низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
- невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
- высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.
Знания и навыки
Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.
Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:
- возрастной и специальной педагогики и психологии;
- анатомо-физиологической дефектологии;
- методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
- новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.
Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:
- проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
- разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
- применения различных методик и технологий в обучении детей;
- оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.
Личные качества
Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:
- оптимизм;
- высокая работоспособность;
- умение сопереживать;
- стрессоустойчивость;
- высокий уровень организаторских способностей;
- любовь к детям;
- способность к быстрому принятию решений.
Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.
Работа и обучение
Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.
Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.
На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.
Всё, чем занимается дефектолог, направлено на обучение, воспитание и социальную адаптацию детей, которые имеют физические или психические отклонения в развитии. Коррекционных специалистов нередко называют врачами, но это неправильно. Несмотря на то что дефектология находится на стыке медицины и педагогики, дефектолог не является медиком.
Дефектология и её виды
Эта наука подразделяется на несколько отраслей в зависимости от типа заболевания. Существуют следующие виды дефектологии:
- логопедия — занимается коррекцией различных речевых отклонений (в том числе при диспраксии);
- ортопедагогика — работа с дефектами опорно-двигательной системы;
- сурдопедагогика — исследует проблемы слуха;
- тифлопедагогика — изучает нарушения зрения;
- олигофренопедагогика — наука, специалисты которой сосредоточены на оказании помощи детям, страдающим снижением интеллекта.
В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!
Зачастую дефектолог сталкивается с детьми, у которых наблюдаются сочетанные дефекты. По статистике около 40% детей с отклонениями имеют множественные нарушения. Именно поэтому специалист должен разбираться во всех отраслях дефектологии.
Задачи педагога при работе с детьми такие:
- полное и тщательное исследование особенностей развития ребёнка;
- выявление отклонений и дефектов любого рода;
- обучение ориентации в пространстве, грамоте и математическим основам;
- улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия у детей;
- развитие речи, моторики, коммуникативных навыков;
- помощь в социализации и адаптации ребёнка к реальной жизни.
Помимо проведения групповых или индивидуальных занятий, дефектолог консультирует родителей, обучает их всем необходимым навыкам для правильного воспитания ребёнка с особенностями. Лечить заболевания, которые стали причиной развития дефектов, коррекционный специалист не должен, этим занимаются только врачи.
Отличия от логопеда
Многие не знают, в чём заключается различие, поэтому когда есть необходимость получить консультацию, возникает вопрос, к какому из специалистов нужно обращаться. На самом деле разница ощутимая.
Логопед работает со здоровыми детьми, у которых наблюдается неправильное произношение определённых звуков или слов. Такой узконаправленный специалист выполняет с ребёнком разные упражнения для корректировки речи, развивает правильное произношение.
Дефектолог же помогает детям, у которых речевые дефекты вызваны различными заболеваниями или задержкой в развитии. Это специалист широкого профиля.
Как понять, что нужно обращаться
Профессиональная консультация дефектолога позволит выяснить, есть ли какие-то нарушения у ребёнка и нужно ли проводить лечение. Посещение специалиста необходимо, если у малыша есть хотя бы один из этих признаков:
- в 7 месяцев не реагирует на речь родителей, обращённую к нему, не поворачивает голову, когда его зовут по имени;
- в год ещё не лепечет 8—10 самых элементарных слов;
- в 2 годика не говорит лёгкие слова, общается в основном с помощью жестов;
- в 2 года и 6 месяцев не способен сформулировать простую фразу;
- в 3 годика есть проблемы с артикуляцией, не высовывает язык по просьбе, не глотает слюну;
- В 5 лет дошкольник не может составить простое предложение, описать картинку своими словами;
- ребёнок заикается;
- отстаёт в умственном развитии;
- имеет нарушения ЦНС;
- присутствуют проблемы со слухом или зрением;
- страдает психическими отклонениями.
Если есть какие-то сомнения, то лучше их развеять, посетив консультацию дефектолога. К тому же чем раньше начинаются занятия, тем проще добиться положительного результата.
Методы работы
Основная обязанность педагога-дефектолога — создание условий для максимально возможного развития и адаптации детей с отклонениями к обычной жизни. Работа включает в себя обследование пациентов и определение степени выраженности отклонения, комплектацию групп для проведения совместных занятий, разработку индивидуального плана обучения с учётом всех особенностей, консультирование родителей и педагогических работников по методам воспитания.
Сначала ребёнок проходит консультацию во время которой дефектолог проводит комплексную диагностику с целью изучения психических функций. На этом этапе специалист выясняет, какие отклонения присутствуют и есть ли необходимость в посещении занятий.
Как стать дефектологом
Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.
В программу обязательно включают следующие дисциплины:
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
- речевые практики;
- нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
- генетика;
- психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо перечисленного выше, будущие дефектологи подробно получают навыки воспитания и обучения детей с различными особенностями, а также присутствуют многие другие предметы. Точный перечень изучаемых дисциплин зависит от выбранного учреждения.
Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.
Необходимые качества специалиста
Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.
Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:
- имеют организаторские способности;
- умеют быстро принимать решения;
- внимательны и терпеливы;
- психологически устойчивы;
- любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
- могут проявить строгость, когда это необходимо;
- коммуникабельны;
- неравнодушны к чужим проблемам.
Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.
Кому противопоказана специальность
У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:
- нарушениями зрения, слуха или речи;
- психическими расстройствами;
- заболеваниями ЦНС;
- судорогами или потерей сознания;
- проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.
Помимо этого, в соответствии с трудовым кодексом, к работе с детьми не допускаются лица, имеющие судимость или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Условия труда
Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.
Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.
Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.
Рабочее место
Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:
- школы;
- детские дома, сады и интернаты;
- медицинские и реабилитационные центры;
- санатории.
Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.
Плюсы и минусы профессии
Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- оказание помощи другим людям;
- работа с детьми;
- востребованность специальности;
- возможность карьерного роста;
- многогранность дефектологии как науки.
Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:
- постоянные психоэмоциональные нагрузки;
- успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
- небольшая заработная плата;
- много должностных обязанностей;
- ежедневное общение с людьми;
- возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.
Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.
Дефектолог — это специалист, который работает с детьми и взрослыми имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от нарушения в дефектологии есть специализации: сурдопедагог (работа с людьми с нарушениями слуха), тифлопедагог (работа с людьми с нарушениями зрения), олигофренопедагог (работа с людьми с нарушениями умственного развития), логопед (работа с людьми с нарушениями речи). Дефектолог помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобрести необходимые социально-бытовые навыки, которые они не могут освоить в силу своего заболевания, помогает определить и развить способности у особенных детей. Работает с родителями, оказывает психологическую поддержку семье, помогает взаимодействовать с различными социальными службами и организациями. Дефектолог оказывает помощь в реабилитации взрослым людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и лишились слуха, зрения или речи. Проводит специальную работу по восстановлению утраченных функций (например, восстановление речи после перенесенного инсульта) или помогает адаптироваться и принять свое новое состояние здоровья, учит новым социально-бытовым навыкам (например потерявших зрение читать книги написанные шрифтом Брайля).
Тип и класс профессии
тип - человек-человек; класс эвристический
Содержание деятельности
Дефектолог проводит обследование и диагностику особенных детей (с нарушениями речи, слуха, зрения и задержками психического развития, недоразвитием высших психических функций). Составляет характеристику и рекомендации по результатам диагностики. Определяет содержание коррекционно-развивающих занятий. Планирует и проводит индивидуальные и групповые занятия, осуществляет промежуточную оценку достигнутых результатов, при необходимости корректирует программу. Взаимодействует с семьей ребенка или взрослого с ограниченными возможностями здоровья, оказывает психологическую поддержку, консультирует о вопросах семейного воспитания, социальной адаптации, коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Взаимодействует со специалистами участвующими в образовании, социальной адаптации, реабилитации детей и взрослых с нарушениями.
Требования к знаниям и умениям специалиста
- проводить социально-педагогическую диагностику ребенка или взрослого и определять уровень развития, его личные возможности и возможности семьи по реабилитации и/или адаптации;
- разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции;
- формировать мотивацию к образованию, личностному развитию;
- использовать разнообразные методы и приемы коррекционной работы;
- проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам, взрослым и членам из семьи;
- составлять заключение по результатам обследования.
- законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, регламентирующее образовательную деятельность;
- федеральные государственные образовательные стандарты;
- клинико – психолого
- педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- технологии разработки и реализации образовательных программ, воспитания, коррекции нарушений развития;
- технологии разработки программно-методических материалов;
- особенности семейного воспитания детей с различными нарушениями;
- технологию выявления нарушений;
- структуры нарушений (речи, слуха, зрения, интеллекта).
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Условия труда
Дефектолог может работать в дошкольных, школьных учреждениях, детских домах, реабилитационных центрах, центрах по оказанию психолого-медико-педагогической помощи, заниматься частной практикой. Работа в помещении (в учебном классе, кабинете). График работы зависит от организации (чаще всего это 4-5 дней в неделю). При определенных условиях работы предполагаются социальные льготы (удлиненный отпуск, досрочная пенсия).
Медицинские противопоказания
Нарушения слуха, речи, зрения; судороги, потери сознания; сердечно-сосудистые заболевания; расстройства вестибулярного аппарата; нервно-психические заболевания; хронические инфекции.
Базовое образование
Перспективы карьерного роста
Научная деятельность в области специальной педагогики и психологии, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, заместитель директора организации, директор, заведующий образовательной организацией.
Читайте также: