На сколько направлений делится индивидуальная методическая работа учителя
Обновлено: 17.05.2024
Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.
Содержание методического образования педагогов: научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам; программа развития ОУ.
Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.
При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы научно-методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Научно-методические советы.
3. Методическая работа на кафедрах.
4. Работа учителей над темами самообразования.
5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.
6. Взаимоотношение и анализ уроков.
7. Работа психолого-педагогического семинара.
8. Диагностическая лаборатория кафедр.
9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
12. Внеклассная работа на кафедрах.
Методические формы повышения квалификации
Таблица 3. Методические формы повышения квалификации
С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:
- единые методические темы;
- научно-практические конференции и педагогические чтения;
- читательские и зрительские конференции;
- творческие микрогруппы учителей;
- школы передового опыта;
- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.
- работа над личной творческой темой;
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.
МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:
а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;
б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:
-оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)
Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.
Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.
Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся:
• изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
• рефлексия и анализ собственной деятельности;
• накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
• создание собственной папки достижений (портфолио);
• создание методической копилки;
• разработка собственных средств наглядности;
• работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;
• разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
• подготовка выступления на педсовете по проблеме;
• посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
• собеседование у администрации;
• индивидуальная работа с наставником (наставничество);
• разработка авторского курса или учебного пособия;
• выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.
Формы коллективной методической работы:
• работа над единой методической темой;
• конкурсы педагогического мастерства;
• деловые игры, ролевые игры;
• обсуждение передового педагогического опыта
• выставки передового педагогического опыта;
• обсуждение авторских программ;
Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.
Вопросы и задания
№ п/п | Направления | Содержание |
Индивидуальная методическая работа включает: самостоятельную работу по повышению профессиональной и педагогической квалификации (самообразование); методическую помощь преподавателям и мастерам со стороны руководителей учебного заведения, учебно-методических кабинетов, а также помощь опытных преподавателей и мастеров менее опытным.
Важной составной частью методической работы в училище является самостоятельная работа мастеров и преподавателей.
Важное место в самостоятельной работе мастеров и преподавателей занимает изучение основ педагогики, психологии, организации и методики обучения и воспитания. Работа эта проводится дифференцированно в зависимости от уровня подготовки и опыта мастеров и преподавателей, и содержание ее определяется программами педагогического самообразования, в которых приведены проблемы, подлежащие изучению, тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, необходимая литература. В целях оказания методической помощи мастерам и преподавателям в изучении основ педагогических наук и подготовки рефератов систематически проводятся установочные лекции и консультации.
Из других направлений самостоятельной работы мастеров и преподавателей следует отметить: изучение технической литературы, периодической печати и материалов научно-технической информации, раскрывающих передовой опыт новаторов производства, современную технику и технологию.
Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям оказывается также в процессе внутриучилищного контроля за их учебно-воспитательной работой, который осуществляют директор, его заместители, заведующий учебной частью по общеобразовательным предметам и старший мастер.
Педагогический кабинет - важный фактор методической работы в училище. Основными его задачами являются: накопление и систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы, помощь мастерам и преподавателям в повышении их методической и специальной подготовки, пропаганда передового педагогического и производственного опыта.
Педагогические кабинеты лучших училищ оснащены и оформлены всем необходимым для качественной подготовки мастеров и преподавателей к урокам. В них концентрируется научно-техническая литература, учебные планы и программы, методические пособия и разработки, материалы органов научно-технической и педагогической информации, отражающие передовую технику и технологию, передовой опыт новаторов производства, лучших преподавателей и мастеров, различные технические и педагогические издания, справочные материалы, литература по обмену опытом, рекомендации по оснащению учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, положения, инструкции, инструктивно-методические указания органов профтехобразования и другие материалы.
В педагогических кабинетах подбираются необходимые произведения основоположников по вопросам обучения и воспитания молодежи, произведения выдающихся педагогов, материалы, отражающие итоги научных исследований в области профессиональной педагогики, педагогические и технические журналы и газеты, что позволяет мастерам и преподавателям быть в курсе всех новинок в технике и технологии производства, обучении и воспитании учащихся.
Педагогический кабинет работает под непосредственным руководством заместителя директора по учебно-производственной работе, в тесном контакте с методическими и предметными комиссиями. Кабинет организует информацию работников училища о новых работах и статьях по учебно-методическим и техническим вопросам, педагогические семинары и практикумы, лекции по техническим и педагогическим вопросам, встречи работников училища с новаторами производства, передовыми мастерами и преподавателями других училищ. В педагогическом кабинете проводятся консультации мастеров и преподавателей по педагогическим и техническим вопросам, читательские конференции по обсуждению новых учебников и учебных пособий, педагогической литературы, журнальных статей.
Читайте также: