На сколько направлений делится индивидуальная методическая работа учителя

Обновлено: 17.05.2024

Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.

Содержание методического образования педагогов: научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам; программа развития ОУ.

Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.

При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы научно-методической работы:

1. Тематические педагогические советы.

2. Научно-методические советы.

3. Методическая работа на кафедрах.

4. Работа учителей над темами самообразования.

5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.

6. Взаимоотношение и анализ уроков.

7. Работа психолого-педагогического семинара.

8. Диагностическая лаборатория кафедр.

9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

12. Внеклассная работа на кафедрах.

Методические формы повышения квалификации

Таблица 3. Методические формы повышения квалификации

С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:

- единые методические темы;

- научно-практические конференции и педагогические чтения;

- читательские и зрительские конференции;

- творческие микрогруппы учителей;

- школы передового опыта;

- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.

- работа над личной творческой темой;

РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.

МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:

а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;

б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:

-оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)

Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.

Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.

Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся:

• изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

• рефлексия и анализ собственной деятельности;

• накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

• создание собственной папки достижений (портфолио);

• создание методической копилки;

• разработка собственных средств наглядности;

• работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

• разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

• подготовка выступления на педсовете по проблеме;

• посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

• собеседование у администрации;

• индивидуальная работа с наставником (наставничество);

• разработка авторского курса или учебного пособия;

• выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

Формы коллективной методической работы:

• работа над единой методической темой;

• конкурсы педагогического мастерства;

• деловые игры, ролевые игры;

• обсуждение передового педагогического опыта

• выставки передового педагогического опыта;

• обсуждение авторских программ;

Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.

Вопросы и задания

№ п/п Направления Содержание

Индивидуальная методическая работа включает: самостоятельную работу по повышению профессиональной и педагогической квалификации (самообразование); методическую помощь преподавателям и мастерам со стороны руководителей учебного заведения, учебно-методических кабинетов, а также помощь опытных преподавателей и мастеров менее опытным.

Важной составной частью методической работы в училище является самостоятельная работа мастеров и преподавателей.

Важное место в самостоятельной работе мастеров и преподавателей занимает изучение основ педагогики, психологии, организации и методики обучения и воспитания. Работа эта проводится дифференцированно в зависимости от уровня подготовки и опыта мастеров и преподавателей, и содержание ее определяется программами педагогического самообразования, в которых приведены проблемы, подлежащие изучению, тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, необходимая литература. В целях оказания методической помощи мастерам и преподавателям в изучении основ педагогических наук и подготовки рефератов систематически проводятся установочные лекции и консультации.

Из других направлений самостоятельной работы мастеров и преподавателей следует отметить: изучение технической литературы, периодической печати и материалов научно-технической информации, раскрывающих передовой опыт новаторов производства, современную технику и технологию.

Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям оказывается также в процессе внутриучилищного контроля за их учебно-воспитательной работой, который осуществляют директор, его заместители, заведующий учебной частью по общеобразовательным предметам и старший мастер.

Педагогический кабинет - важный фактор методической работы в училище. Основными его задачами являются: накопление и систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы, помощь мастерам и преподавателям в повышении их методической и специальной подготовки, пропаганда передового педагогического и производственного опыта.

Педагогические кабинеты лучших училищ оснащены и оформлены всем необходимым для качественной подготовки мастеров и преподавателей к урокам. В них концентрируется научно-техническая литература, учебные планы и программы, методические пособия и разработки, материалы органов научно-технической и педагогической информации, отражающие передовую технику и технологию, передовой опыт новаторов производства, лучших преподавателей и мастеров, различные технические и педагогические издания, справочные материалы, литература по обмену опытом, рекомендации по оснащению учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, положения, инструкции, инструктивно-методические указания органов профтехобразования и другие материалы.

В педагогических кабинетах подбираются необходимые произведения основоположников по вопросам обучения и воспитания молодежи, произведения выдающихся педагогов, материалы, отражающие итоги научных исследований в области профессиональной педагогики, педагогические и технические журналы и газеты, что позволяет мастерам и преподавателям быть в курсе всех новинок в технике и технологии производства, обучении и воспитании учащихся.




Педагогический кабинет работает под непосредственным руководством заместителя директора по учебно-производственной работе, в тесном контакте с методическими и предметными комиссиями. Кабинет организует информацию работников училища о новых работах и статьях по учебно-методическим и техническим вопросам, педагогические семинары и практикумы, лекции по техническим и педагогическим вопросам, встречи работников училища с новаторами производства, передовыми мастерами и преподавателями других училищ. В педагогическом кабинете проводятся консультации мастеров и преподавателей по педагогическим и техническим вопросам, читательские конференции по обсуждению новых учебников и учебных пособий, педагогической литературы, журнальных статей.

Читайте также: