Можно выделить следующие типы организации труда детей в доу

Обновлено: 04.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация разработана для педагогов детского сада. В ней раскрыта значимость коллективного труда для дошкольников, его виды и формы организации в разных возрастных группах.

Консультация для педагогов.

Организация коллективного труда.

Одна из основных задач воспитания детей –это формирование интереса и любви к труду.

Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ.

В ФГОС ДО выделяется один из видов детской деятельности - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). А один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования звучит так: ребенок должен обладать положительной установкой к разным видам труда.

Выделяют следующие виды труда в детском саду:

*самообслуживание

*хозяйственно бытовой

*ручной труд

*труд в природе

Самообслуживание – направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места), В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми, самостоятельно начинают осознаваться как обязанность.

В младшем возрасте - каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность удовлетворить его потребность в деятельности и выступает как задача, которую нужно решить самому (надеть ботинки, застегнуть пуговицу).

В старших группах - дети чувствуют себя уверенно, действия быстры, осознанны, навыки прочны.

Что должны делать дети - записано в программе по возрастам.

Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Дети замечают нарушения порядка и по собственной инициативе устраняют его.

Труд в природе. В младших группах - приучают к выполнению простейших поручений взрослых (сажать лук, полив растений).

В старших группах - выполнение самостоятельно. Трудности в организации этого вида труда связаны с требованиями САНПИН, запрещающих наличие растений и животных в группе

Ручной труд- это труд по изготовлению детьми игрушек и предметов из разных материалов.

Формы организации труда:

Что же представляют собой формы организации труда детей.

Поручения-наиболее простая форма организации труда детей.

Поручения - это возложение на детей конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем- то из сверстников.

Поручения широко используются во всех возрастных группах, но в младших группах они являются ведущей формой организации труда.

1- по характеру выполнения-индивидуальные и коллективные

2-по трудности- простые и сложные

3-по времени исполнения-кратковременные ,эпизодические ,длительные.

Дежурства-более сложная форма организации труда.

Дежурства: по столовой и по занятиям.

В младшей группе со 2 половины года – одно условие помочь няне накрыть на стол (раздать ложки, салфетницы ).

В средней группе - за каждым столом свой дежурный. Они убирают со стола хлебницы, сметают крошки. Вводится дежурство по занятиям - действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем.

В старшей, подготовительной группе-дежурства усложняются , как по содержанию ,так и по форме(полная сервировка стола ,уборка после еды).

Сложной формой организации труда детей – является коллективный труд, он широко используется в старших группах.

Коллективный труд – это выполнение заданий одновременно всеми детьми.

Коллективный труд-это труд , объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат.

2 вида коллективного труда:

-общий (когда каждый выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда общий).

-совместный труд (труд каждого ребенка зависит от труда другого, приучает ребенка работать коллективом, вместе отвечать за результат работы).

Коллективный труд разнообразен по содержанию (предлагаю картотеку коллективного труда по возрастам).

Коллективный труд проводиться не реже 1 раза месяц.

Способы объединения детей:

1) труд рядом (младшая группа – каждый независим, действует в индивидуальном темпе).

2) общий труд (со средней группы – дети обьединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников).

3) совместный труд (каждый ребенок выполняет часть задания и передает результат своего труда следующему участнику, при этом дети оказываются в зависимости друг от друга).

Методика руководства коллективным трудом.

Выделяют 4 последовательных этапа:

1.оборудование рабочего места

2. распределение работы между участниками;

3. процесс выполнения задания;

4. обсуждение результатов труда

1Оборудование рабочего места.

Чтобы начать работу. надо приготовить свое рабочее место. Для труда детей в распоряжении должно быть следующее (фартуки, щетки, совки и т.д) Дети принимают посильное участие в подборе разного инвентаря, учатся самостоятельно готовить рабочее место, убирать предметы работы после труда. Рекомендуется активно использовать алгоритмы, которые помогают детям самостоятельно сделать выбор.

2 Распределение работы между участниками:

-необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звенья).

-распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

-каждый ребёнок должен упражняться во всех видах труда, выполняемых группой.

-продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного ).

-учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу .

3 Процесс выполнения задания:

-выполняя коллективные задания, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно.

-наша задача-представить дело, которое выполняет ребенок, как часть общего задания, что они вместе отвечают за конечный результат.

-по окончанию работы воспитатель обсуждает итоги , обращаясь к детям, задает вопросы (Что мы успели сделать? Как изменилась группа после уборки? ).

1.показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

2.подробное словесное объяснение, как выполнять трудовые задания.

3.оценка (в виде поощрения в младшей группе, В старшей группе- подчеркивание достижений ребенка и того, что еще плохо получается).

4. специальные наблюдения за трудом взрослых.

Предметно-развивающая среда для труда в группе.

Это создание центров ( н-р: Остров труда).

1-доска дежурства по столовой (в подготовительной группе это эксперты, агенты по чистоте).

Фартуки, щетка- сметка, совок, таз d 30 см, тряпки.

2-На участке - деревянные лопаты, ведра, лейки, метелки, носилки, грабли.

3-Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность.

Модели обучения, алгоритмы труда, технологические и операционные карты, памятки по технике безопасности.

Итак, правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты.

* повышается общий уровень развития детей.

*они приобретают трудовые умения и навыки

*осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих

*повышается интерес к труду.

*дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Список используемых источников:

2. Буре Р. С. – «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания М:Мозаика-Синтез.2011г

Читайте также: