Можно ли выполнять работы без положенных средств индивидуальной защиты

Обновлено: 06.05.2024

Средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ, спецодежда) используют, чтобы предотвратить (уменьшить) воздействие вредных (опасных) производственных факторов, неблагоприятных температурных условий, загрязнений. Наниматель обязан обеспечить ими штатных работников . Но те же факторы могут негативно воздействовать и на физлицо, привлеченное организацией для выполнения работ по договору подряда (далее — подрядчик).

С целью обеспечить здоровые и безопасные условия труда законодательство требует от подрядчиков использовать спецодежду. Однако на работодателя, выступающего по договору подряда заказчиком, обязанность предоставить ее подрядчику
не возлагает .

Вместе с тем стороны свободны в заключении договора . А значит, наряду с иным могут согласовать в договоре подряда, кто обеспечит наличие спецодежды . Полагаем, делать это надо лишь тогда, когда СИЗ действительно необходимы.

Случаи использования спецодежды подрядчиком можно определить по аналогии со случаями обязательной выдачи СИЗ штатным работникам. В частности, спецодежда положена, если работы выполняются по профессии (в должности):

— включенной в типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ (отраслевые или нормы для общих профессий и должностей) (далее — типовые нормы);

— не указанной в типовых нормах. При этом:

условия труда на рабочем месте являются вредными (опасными);

выдача СИЗ предусматривается иными нормативными правовыми актами (НПА) как дополнительная мера охраны труда. К примеру, в зависимости от условий труда можно выдать трикотажные перчатки для защиты рук от истирания, даже если этого не требуют типовые нормы .

Таким образом, заказчик обеспечивает подрядчика спецодеждой, если данная обязанность установлена в договоре. В этом случае также целесообразно прописать:

1) наименования СИЗ, порядок их выдачи. Кроме того, можно обосновать необходимость выдачи спецодежды, в том числе сославшись на соответствующий НПА;

Пример формулировки условий по выдаче СИЗ подрядчику, выполняющему токарную обработку сложных деталей
3.1. Заказчик обязуется…
3.1.5. в соответствии с п. 153 Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в машиностроении и металлообрабатывающих производствах, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.11.2003
N 150, до начала выполнения работ выдать подрядчику следующие средства индивидуальной защиты: хлопчатобумажный костюм, головной убор, кожаные ботинки с защитным носком, трикотажные перчатки, защитные очки. Средства индивидуальной защиты должны соответствовать следующим параметрам:
рост — 189 см; размер одежды — 52, обуви — 44, головного убора — 58,
перчаток — 25.

2) условие о возврате подрядчиком выданной спецодежды. Изложить его можно в разделе, устанавливающем обязанности последнего.

Полагаем, если договором не определена сторона, предоставляющая СИЗ, подрядчик обеспечивает себя спецодеждой сам. Связано это с тем, что по общему правилу работа выполняется иждивением подрядчика, т.е. его средствами .

Вместе с тем на заказчика возложена обязанность включать в договор подряда обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда . Следовательно, с учетом специфики работ сторону, ответственную за выдачу СИЗ, в договоре лучше определить.

На заметку
Обычно факт выдачи спецодежды отражают в личной карточке учета СИЗ
(далее — личная карточка)
. При этом на подрядчика личную карточку заводить не рекомендуют. Это может быть расценено как свидетельство подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, что повлечет для организации ряд неблагоприятных последствий.
Чтобы отслеживать, обеспечен ли подрядчик спецодеждой, а также контролировать ее движение, в организации можно разработать специальный документ. А в качестве примера — использовать форму личной карточки.


Одна из причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве – необеспеченность работников потребными средствами индивидуальной защиты либо их неприменение работниками. Современные технологии производства СИЗ достигли такого уровня, что позволяют создавать действительно эффективную защиту от опасных и вредных производственных факторов, но люди продолжают погибать и получать травмы и профзаболевания. Тут либо работодатели не понимают ситуации и хотят сэкономить на затратах, либо работники безответственно относятся к собственной защите, а работодатели неэффективно их контролируют. Давно замечено, что опытные работники часто адаптируются к опасности и не используют СИЗ, считая, что они и так справятся.

Кнут и пряник для работодателя

В качестве поощрения работодателя предусмотрена возможность получения денежных выплат от ФСС России на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний в размере до 20% сумм страховых взносов, начисленных работодателем за предшествующий календарный год (п. 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н). Но если был допущен несчастный случай или профзаболевание у работника, то размер финансовых средств на предупредительные мероприятия будет уменьшен на сумму выплат пособий по временной нетрудоспособности, а значит на такую же сумму возрастают косвенные финансовые потери предприятия.

Не стоит забывать и о величине незапланированных штрафов, накладываемых на должностных лиц или саму организацию за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. За необеспечение работников СИЗ ст. 5.27.1 КоАП РФ установлены довольно значительные суммы штрафов: от 20 до 200 тысяч рублей в случае повторного нарушения. В случае смертельного исхода на производстве работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ, и заплатить штраф до 400 000 рублей.

Как заставить работника

Давайте разберемся с работниками. Ст.214 ТК РФ обязывает работника правильно применять СИЗ, но менталитет российского работника чаще всего не отвечает требованиям правовых норм. Здесь рецепт один – обучение и воспитание, а также принятие мер поощрения и наказания.

Очевидно, что рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой будет верить его непосредственный руководитель. Воспитание личным примером, неформальное обучение правильному использованию и уходу, постоянный контроль за правильным применением СИЗ – это кропотливая ежедневная работа непосредственного руководителя, специалиста по охране труда, да и всех звеньев управления производством, включая в том числе и первого руководителя организации.

Специалист по охране труда при проведении вводного инструктажа должен закладывать основы безопасного труда, акцентируя внимание работников не только на порядок и нормы выдачи СИЗ, но и обращая внимание на психологические аспекты. Необходимо для наглядности привести примеры несчастных случаев, где СИЗ могли бы спасти жизнь работнику, предотвратить его заболеваемость от воздействия вредных факторов. Например, человеку выдали противошумные наушники, но он игнорировал требования охраны труда и через час их снял. Работнику никто не объяснил, что длительный шум влияет не только на слух и может привести к тугоухости: он делает человека нервным, ухудшает самочувствие, снижает работоспособность и скорость движения, замедляет умственный процесс. Шум влияет на систему пищеварения и кровообращения, сердечно-сосудистую систему. В случае постоянного шумового фона до 70 дБ возникает нарушение эндокринной и нервной систем, до 90 дБ – нарушает слух, до 120 дБ – приводит к физической боли, которая может быть нестерпимой. Шум не только ухудшает самочувствие человека, но и снижает производительность труда на 10-15 %. Все это может повлечь не только ухудшение здоровья работника, но и аварийную ситуацию на производстве.

Культура безопасности на производстве

Цель обучения применения СИЗ не просто запугать людей примерами несчастных случаев, привлечением к ответственности, а изменить отношение к собственной безопасности. Работники воспринимают информацию лучше, когда могут видеть и слышать то, чему их учат, поэтому материалы обучения должны включать сопроводительные визуальные материалы, презентации, фотографии, фильмы. В ходе инструктажей у работника должна вырабатываться психологическая установка на выполнение требований охраны труда и формироваться положительная мотивация.

Работодателям хорошо бы иметь систему поощрения за образцовое выполнение требований безопасности труда, применение работниками СИЗ: выплачивать премии, обеспечить широкую гласность как при производственных травмах, так и в случае их предотвращения. Система поощрений и наказаний должна нейтрализовать все факторы, способствующие нарушениям действующих правил.

Вы используете старую версию веб-браузера, и корректная работа сайта на ней не гарантируется.Пожалуйста, обновите Ваш веб-браузер!

Инфоцентр

Роструд разъясняет: применение работниками средств индивидуальной защиты


На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно выдавать работникам специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты , а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

Какие обязательства возложены на работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты?


ОТВЕТ:



На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно выдавать работникам специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) , а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

Указанные средства используются для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ . При проведении вводного инструктажа по охране труда, который должны проходить все вновь принятые или переведенные на новую работу сотрудники, работник должен быть ознакомлен с правилами пользования средствами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи этих средств.




В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, положенными средствами защиты он вправе отказаться от выполнения работы, а работодатель не имеет права требовать от работника ее выполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

СИЗ , выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

Типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ утверждены приказами и постановления, в основном, Минздравсоцразвития РФ и Минтруда РФ.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:



Статья 221 ТК РФ определяет, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ , а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ , улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ , а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Эти Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ . Они распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Межотраслевые (для всех отраслей) типовые нормы обеспечения СИЗ утверждены:

Типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ по отраслям утверждены приказами и постановления Минздравсоцразвития РФ и Минтруда РФ. Также существует приказ Минэкологии России по нормам для государственных природных заповедников и приказы Министра обороны РФ по нормам для гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ, органов управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил РФ.


Также устанавливается, что в перечень работ, проводимых по наряду-допуску, включаются работы на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах.
Нововведение – работники, имеющие отношение к работам на высоте, теперь делятся на три группы:

  • 1 группа - работники, допускаемые к работам в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя;
  • 2 группа - мастера, бригадиры, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску на производство работ на высоте ответственными исполнителями работ на высоте;
  • 3 группа - работники, назначаемые работодателем ответственными за безопасную организацию и проведение работ на высоте, а также за проведение инструктажей; преподаватели и члены аттестационных комиссий, созданных приказом руководителя организации, проводящей обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты; работники, выдающие наряды-допуски; ответственные руководители работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску; специалисты по охране труда; должностные лица, в полномочия которых входит утверждение плана производства работ на высоте.
  • для первой и второй не реже одного раза в три года,
  • для третьей не реже одного раза в пять лет.

Проведение стажировки для работников после обучения безопасным методам и приемам работ на высоте является обязательным. Проверка полученных знаний проводится не реже одного раза в год в комиссии.
Допуск к работе на высоте после проверки знаний фиксируется удостоверением.
Требования к работникам при работе на высоте.
К работе на высоте допускают лиц, достигших 18 лет. Они должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании или о квалификации.
Все сотрудники, выполняющие работы на высоте, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Работников допускают к работе на высоте после проведения: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Требования безопасности при работе на высоте
Запрещено выполнять работы на высоте в следующих случаях:

  • в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более;
  • при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ;
  • при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в т. ч. опорах линий электропередачи), деревьях; при монтаже и демонтаже конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.
  • инвентарных лесов;
  • подмостей;
  • устройств и средств подмащивания; подъемников;
  • строительных фасадных подъемников;
  • подвесных лесов;
  • люлек;
  • машин или механизмов;
  • средств коллективной и индивидуальной защиты.

Перед выполнением работ на высоте работодатель организует проведение технико-технологических и организационных мероприятий.
Работодатель в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ и на основании результатов спецоценки предоставляет работнику систему обеспечения безопасности работ на высоте.
Для этого он объединяет в качестве элементов совместимые СИЗ, защищающие от падения с высоты. В зависимости от конкретных условий работ на высоте сотрудников обеспечивают следующими СИЗ, совместимыми с системами безопасности от падения с высоты:
специальной одеждой – в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов;
касками – для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В;
защитными очками, щитками, защитными экранами – для защиты от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;
защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами – для защиты рук;
специальной обувью соответствующего типа – при работах с опасностью получения травм ног;
средствами защиты органов дыхания – от пыли, дыма, паров и газов;
индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами – при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;
средствами защиты слуха;
средствами защиты, используемыми в электроустановках;
спасательными жилетами и поясами - при опасности падения в воду;
сигнальными жилетами - при выполнении работ в местах движения транспортных средств.
Работники без положенных СИЗ или с неисправными СИЗ к работе на высоте не допускаются.
Работникам при использовании систем канатного доступа (в зависимости от объекта, времени года и климатических условий) выдают специальную обувь, имеющую противоскользящие свойства.
Приставные лестницы и стремянки.
При работе с приставной лестницы на высоте более 1,8 метра применяют страховочную систему, прикрепляемую к конструкции сооружения или к лестнице.
Запрещается устанавливать лестницы на ступенях маршей лестничных клеток. Для выполнения работ в этих условиях применяют подмости.
При использовании приставной лестницы или стремянок не допускается: работать с двух верхних ступенек стремянок, не имеющих перил или упоров;
находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку;
поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент.
Не допускается работать на переносных лестницах и стремянках:
над вращающимися или движущимися механизмами, работающими машинами, транспортерами;
с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;
при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;
при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.
Требования безопасной эксплуатации оборудования, механизмов, средств малой механизации, ручного инструмента (далее – Оборудование) при работе на высоте прописывают в инструкциях по охране труда.
Оборудование, применяемое при выполнении работы на высоте, следует использовать с обеспечением мер безопасности, исключающих его падение.
Например, его размещают в сумках, прикрепляют к страховочной привязи работника, размещают на достаточном удалении от границы перепада высот.
Инструменты, инвентарь, приспособления и материалы весом более 10 кг должны быть подвешены на отдельном канате с независимым анкерным устройством.
После окончания работы на высоте Оборудование обязательно снимают с высоты.

Читайте также: