Можно ли сократить ип в трудовой книжке

Обновлено: 04.05.2024

Российское трудовое законодательство обязывает всех предпринимателей, выступающих работодателями физических лиц, проводить документальное оформление трудовых отношений с ними надлежащим образом. В трудовых книжках нанятых работников должны быть своевременно отражены достоверные данные их официальной занятости, и любое нарушение нормативного регламента чревато для ИП административными санкциями в соответствии со Статьей 5.27 КоАП РФ.

Рассмотрим важный для начинающих бизнесменов вопрос: нужно ли вносить запись в трудовую при работе на самого себя? Кто и каким образом должен зафиксировать данные сведения в документе учета и стажа самого предпринимателя?

Нужно ли заполнять трудовую книжку при индивидуальном предпринимательстве?

Работа самого на себя не предполагает внесения каких-либо данных об этом в личную трудовую книжку владельца начинающего бизнеса, а значит — предприниматель не вправе вписывать сведения об этой работе в свой персональный документ учета стажа, и тем более оформлять его с нуля. Российское законодательство (статьи 15, 66 Трудового кодекса РФ, статья 2 Гражданского кодекса РФ) объясняет данное правило просто: деятельность частного предпринимателя не относится к трудовой, в связи с чем эти сведения не могут быть записаны в основной документ трудовой деятельности гражданина, чем является трудовая книжка. Иными словами, частный бизнес не является работой в трактовке трудового законодательства.

Подтверждением страхового стажа для получения предпринимателем социальных и страховых гарантий в будущем являются справки о регулярных отчислениях в Пенсионный фонд, которые ИП также производит в течение всего периода бизнес-деятельности.

В то же время Трудовой кодекс РФ остается для предпринимателей основным нормативным регулятором в вопросе трудовых отношений с нанятыми работниками, то есть тогда, когда ИП становится официальным работодателем других физических лиц.

В каких случаях трудовая книжка самого ИП может быть заполнена?

Вместе с тем российский закон не запрещает частным бизнесменам совмещать предпринимательскую и трудовую деятельность, а значит, сам ИП может быть наемным работником в другой организации, за исключением отрасли государственной службы.

В данном случае он будет являться стороной, чьи правоотношения регламентируются именно трудовым законодательством без учета его бизнес-деятельности: такому работнику полагаются зарплата, отпуск, “больничный”, а также трудовая книжка, куда должна быть внесена запись о пребывании в наемной должности в той или иной компании.

Порядок заполнения трудовой книжки при индивидуальном предпринимательстве

Как уже было отмечено, Трудовой кодекс РФ возлагает на частного предпринимателя обязанность оформления надлежащим образом правовых отношений с наемными работниками — внести соответствующие записи об их трудоустройстве в личные документы учета и стажа при выполнении ими должностных обязанностей в течение 5 дней и более.

книжка

Трудовые книжки наемных работников заполняются у индивидуального предпринимателя по той же схеме, что и в других организациях, ее также регламентируют Трудовой кодекс (статья 66), Правила заполнения трудовых книжек (Постановление Правительства РФ №225 от 16 апреля 2003 года), а также Инструкция по ведению документов учета деятельности и стажа граждан (Постановление Минтруда №69 от 10 октября 2003 года).

Документ содержит персональные данные работника (ФИО, дата рождения, образование, специальность), а также сведения о трудоустройстве — здесь ИП, будучи работодателем, и согласно приказу или распоряжения, должен отметить информацию о приеме в должность, переводе или увольнении с фиксацией соответствующей причины.

Обязательное требование к заполнения трудовых книжек — указание реквизитов внутренних документов на предприятии, а также подписей работодателя и работника.

За неимением кадрового специалиста вести трудовую книжку наемного работника у индивидуального предпринимателя может бухгалтер или же сам владелец бизнеса.

Подытожив, отметим: индивидуальный предприниматель не вправе производить ведение либо оформление собственной трудовой книжки, поскольку занятие бизнесом, согласно закону, не относится к трудовой деятельности, соответственно, никаких записей об этом в трудовой книжке гражданина быть не может. В свою очередь, будучи в статусе работодателя, предприниматель обязан производить оформление трудовых отношений с наемными работниками и отражать этот факт в их официальных документах учета стажа.


Правильно заполнить трудовую книжку - образец для этого должен быть в отделе кадров каждой организации. Несмотря на переход к электронным сведениям о работе, бумажные трудовые всё еще широко используются. Поэтому работодателю важно следить за актуальностью содержащейся в книжках информации, а также вносить соответствующие записи. Как корректно это делать с учетом новых правил ведения трудовых, действующих с 01.09.2021, расскажем в нашей статье.

Заполнение трудовой книжки: общие правила

С 01.09.2021 основные требования и порядок заполнения трудовых книжек закреплены в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных приказом Минфина от 19.05.2021 № 320н (далее Правила).

Трудовые книжки нового образца нужно применять с 01.01.2023. Надо ли обменивать старые трудовые работников на новые и что делать с неизрасходованными к 2023 году бланками старого образца, читайте здесь.

Что именно важно знать компании?

1. В трудовой книжке нужно фиксировать любые изменения в карьерном положении работника (повысилось служебное положение, переведен в другой отдел/департамент, присвоены награды и т. д.).

2. Записи в трудовой книжке должны быть обязательно на русском языке. Однако если там, где функционирует организация (к примеру, в национальной республике), кроме русского дополнительно принят еще один язык, то в трудовой книжке можно также делать дублирующую запись фактов биографии специалиста на этом языке (п. 6 Правил).

3. Следует следить за выполнением некоторых технических и оформительских требований. Так, все факты трудовой биографии должны отражаться в книжке без каких-либо сокращений, в строгой хронологической последовательности со сквозной нумерацией, записи дат во всех разделах — производиться арабскими цифрами (число и месяц — двузначными, год — четырехзначными). Записи рекомендуется производить аккуратно, световодостойкими чернилами (пастой, краской, гелем) черного, синего или фиолетового цвета и без каких-либо сокращений. Не допускается писать "пр." вместо "приказ", "расп." вместо "распоряжение", "пер." вместо "переведен". Также записи могут быть полностью или частично произведены с использованием технических средств путем переноса красителей (напечатаны) или в виде оттиска штампа (печати) (п. 3 Правил).

Пример заполнения трудовой книжки: сведения о работнике

После того как вся указанная информация о сотруднике была внесена в трудовую книжку, на титульном листе компания проставляла дату заполнения и демонстрировала лично сотруднику ту информацию, которая была внесена в книжку. Далее сотрудник, если вся внесенная информация верна, должен был поставить свою подпись на титульном листе, после чего на этом же самом листе расписывался представитель кадрового отдела. На этом информация о сотруднике считалась внесенной.

С 2021 года эту информацию работодателям нужно вносить только при выдаче работнику дубликата трудовой книжки или вкладыша в нее. Новые трудовые больше не оформляются.

После заполнения трудовая книжка остается в отделе кадров компании-работодателя. И в случае необходимости он должен ее актуализировать (например, поменять фамилию). Для этого следует зачеркнуть старые данные и вписать новые (если изменения касаются имени, фамилии или отчества специалиста). В случае если изменения касаются образования/профессии, то следует просто добавить актуальные сведения в трудовую книжку в качестве дополнительной записи сразу после предыдущих данных (п. 7-8 Правил).

Образец внесения с 1 сентября 2021 г. записи в трудовую книжку об изменении фамилии работника и Образец изменения (дополнения) в трудовой книжке записи о новых образовании, профессии, специальности смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Как заполнить трудовую книжку в части сведений о работе

Однако основное содержание рассматриваемого документа — это не информация об образовании работника и его личности; это сведения о местах, где он трудился в различные периоды своей жизни.

Сведения о работе начал заполнять первый работодатель специалиста и в дальнейшем они должны заполняться при каждом переходе в новую организацию, а также при каждом изменении в служебном (карьерном) положении работника (если работник не перейдет на электронную трудовую).

В указанном разделе отражается как общая информация о месте, где трудится работник, так и конкретные сведения о его должности, выполняемых функциях. Кроме того, если имеет место переход работника из одного структурного подразделения фирмы в другое либо увольнение из компании, то такой факт также отражается в этом разделе.

Сам раздел состоит из 4 граф.

В первой из них следует указывать порядковый номер события. Вторая графа предназначена для указания даты, когда такое событие имело место. Содержание факта трудовой биографии сотрудника отражается в третьей графе. Там фирма-работодатель указывает (в случае с приемом на работу нового специалиста) полное и сокращенное наименования, а также на какую должность и в какой отдел он был зачислен.

Четвертая графа служит для документального подтверждения достоверности отражаемого события. Здесь фирма указывает, на основании какого документа, например, приказа руководителя, специалист был зачислен в штат организации. При этом в этой графе следует прописать основные реквизиты такого документа (п.10 Правил).

В указанном выше алгоритме должны фиксироваться все факты смены работником основного места трудовой деятельности, а также его продвижения по карьерной лестнице.

Кроме того, здесь же могут отражаться и сведения о работе специалиста по совместительству у другого работодателя. Как заполнить трудовую книжку при работе по совместительству, указано в п. 11 Правил. Согласно им вносить в трудовую книжку сведения о работе по совместительству у другого работодателя должен именно основной работодатель. Для этого сотрудник должен представить документальное подтверждение факта совместительства.

Записи о приеме совместителя на работу, переводе и увольнении можно вносить в трудовую и не в хронологическом порядке. Например, если сотрудник попросил внести данные о совместительстве у работодателя, от которого уже уволился, действующий работодатель может сделать подряд две записи: о приеме и увольнении, независимо от того, когда это было. Также в трудовую можно вписать начало работы совместителем, если работник начал работать по совместительству раньше, чем с ним был заключен трудовой договор по основному месту работы у данного работодателя.

ВАЖНО! Запись об увольнении специалиста должна быть датирована его последним рабочим днем (п. 16 Правил).

При этом работодателю следует помнить, что если причиной для увольнения послужили основания, в связи с которыми у работника возникают какие-либо льготы, то такие основания также следует перечислить в графе 3 при внесении записи об уходе специалиста из фирмы (например, увольняется по причине ухода за ребенком до 14 лет).

Как правильно заполнить трудовую книжку: образец-2021

Выше были отражены основные правила и подходы к заполнению трудовой книжки независимо от рода деятельности специалиста и характера выполняемой работы.

Чтобы понять, как правильно заполнить трудовую книжку в различных ситуациях, воспользуйтесь подборкой документов по трудовым книжкам от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

Итоги

Порядок заполнения трудовой книжки детально отрегулирован приказом Минтруда № 320н. Для того чтобы знать, как заполнить трудовую книжку правильно, кадровому подразделению нужно ознакомиться с этим документом, изучить приведенные в нем положения и нормы — как технические, так и содержательные. В частности, при заполнении трудовых книжек законодатель требует проставлять сквозную нумерацию вносимых событий, фиксировать записи на русском языке и др. Основное же содержательное требование — отражать абсолютно все факты из трудовой биографии сотрудника, приводящие как к карьерному продвижению, так и к смене места труда. При этом важно следить за достоверностью таких фактов. А именно: вносить записи в трудовую книжку только на основании оригиналов документов либо заверенных нотариально копий.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сокращение штата у ИП: как правильно оформить в 2021

Это может быть приказ о сокращении численности или сокращении штата.

Сокращение штата – это уменьшение количества должностей. Например, вы совсем убираете из штатного расписания должность уборщицы.

Шаг 2. Составьте перечень увольняемых работников

Имейте в виду, что по Трудовому кодексу некоторых сотрудников увольнять по сокращению нельзя. Это:

  • те, кто находится в отпуске или на больничном;
  • беременные женщины. В том числе женщины, которые узнали о своей беременности уже после того, как подписали уведомление о сокращении;
  • женщины с детьми до трех лет;
  • матери-одиночки с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами до 18 лет;
  • те, кто воспитывает детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет без матери;
  • единственные кормильцы ребенка-инвалида до 18 лет или единственным кормильцем ребенка до трех лет, если в семье три и более малолетних детей;
  • несовершеннолетние, если нет согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних.

Если вы сокращаете часть работников с одинаковыми должностями, а часть единиц с такой же должностью остается, то нужно оставить тех, кто имеет преимущественное право остаться.

По Трудовому кодексу преимущественное право есть у тех, кто имеет более высокую производительность и квалификацию (ч. 1 ст. 179).

Если производительность и квалификация одинаковые, то в первую очередь оставить нужно:

  • семейных работников, у которых есть два или более иждивенцев;
  • работников, у которых в семье больше никто не зарабатывает;
  • сотрудников, которые за время работы у вас получили трудовые увечья или профзаболевания;
  • инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, героев СССР и РФ, кавалеров ордена Славы;
  • чернобыльцев и получивших облучение в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне;
  • изобретателей;
  • работников, повышающих квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства;
  • бывших военнослужащих, если они поступили на работу впервые после военной службы.

Шаг 3. Предупредите работников

Организации должны предупреждать сотрудников о предстоящем увольнении не менее, чем за 2 месяца. Но на индивидуальных предпринимателей такое требование не распространяется. Поэтому ИП предупреждают сотрудников об увольнении в срок, прописанный в трудовом договоре, если такая обязанность в договоре предусмотрена.

Шаг 4. Предложите вакантные должности

Сотрудника нельзя сразу уволить. Если у вас есть вакантные должности, соответствующие квалификации сотрудника или нижестоящую должность с более низкой оплатой, вы обязаны их ему предложить. Для этого составьте предложение в письменной форме в двух экземплярах, один вручите под роспись сотруднику.

Чтобы не пришлось предлагать сотрудникам вакантные должности, заранее, еще до сокращения, выведите их из штатного расписания.

Если у вас нет подходящих вакантных должностей, тоже составьте письменное уведомление и вручите сотруднику под роспись.

Если вакантных должностей нет либо сотрудник от них отказался – можно его увольнять.

Предупредите службу занятости о предстоящих увольнениях в связи с сокращением

Уведомление о предстоящем сокращении предприниматели должны отправлять не менее, чем за 2 недели.

В нем нужно указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. К уведомлению прикладывают подтверждающие документы: приказ о сокращении, новое штатное расписание, проекты приказов об увольнении.

Если есть профсоюз, его тоже нужно уведомить.

Рассчитайтесь с сотрудниками

Им нужно выплатить остаток зарплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск.

В отличие от организаций, предприниматели-работодатели не обязаны платить выходное пособие и сохранять средний заработок на период трудоустройства. Эти выплаты обязательны для ИП только в том случае, если они прямо прописаны в трудовом договоре с сотрудником.

Выдайте трудовые книжки

В день увольнения нужно сделать в трудовой книжке запись об увольнении и выдать ее на руки сотруднику.

Если сотрудник уже отказался от бумажной трудовой, и вы уже выдали ему ее на руки, нужно предоставить ему сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р в бумажном или электронном виде.

Не забудьте не позднее следующего дня после увольнения подать в ПФР отчет СЗВ-ТД. В 2020 году его нужно было сдавать ежемесячно, но из-за ситуации с коронавирусом правила поменяли, и теперь при приемах и увольнениях отчет нужно сдавать сразу.

god-nauki-700x300-620x265_60044bbfaac74.jpg


Версия для слабовидящих

p4e111vishh.jpg

  1. Вы здесь:
  2. Новое в увольнении при сокращении у ИП в 2021 году

Поздравления
Главы Успенского района

335245-svetik_2880x1800.jpg

Новое в увольнении при сокращении у ИП в 2021 году

Развитие малого бизнеса укрепляет экономику страны, создает новые рабочие места. Индивидуальные предприниматели выступают нанимателями наряду с организациями покрупнее. В своем бизнесе они задействуют немалое количество трудящихся. Но предпринимательство – рискованное занятие. Поэтому нередко ИП вынужден сокращать количество персонала.

Законные мотивации сокращения в ИП

В ТК содержится перечень возможных оснований для того, чтобы разорвать трудовые отношения с трудящимся. Одно из них – сокращение работников ИП (п. 2 Ст. 81 ТК).

Подобная мера бывает:

  1. Запланированной и связанной с модернизацией процесса производства и его автоматизацией.
  2. Вынужденной. Причин немало: изменение ситуации на рынке, снижение спроса на продукцию, необходимость уменьшить расходы.

Но независимо от факторов, которые повлияли на решение ИП уволить своих работников, процесс сокращения должен проходить по установленному порядку. Нельзя проигнорировать ни одного предусмотренного законом документа.

ИП необходимо обратить внимание на то, что Ст. 81 содержит такие разновидности оснований для увольнения. Его можно провести путем сокращения:

Когда использовать первый путь, то следует уменьшать число сотрудников, занимающих определенные рабочие места (должности).

Если же приступить к сокращению штата, то нужно устранить именно должности. Тогда придется сократить работников, которые их занимают.

Важно! В обоих ситуациях штатное расписание подлежит корректировке.

У этого же ИП из ШР убирается должность маркетолога. Это означает, что происходит сокращение штата.

Этапы сокращения работников ИП

Подобный процесс проходит в определенной последовательности:

Этап

Описание

Пояснение

ИП решается на сокращение персонала

Фиксируется решение приказом. В нем перечисляются сокращаемые должности, ФИО работников, их занимающих, сроки предстоящего разрыва трудового соглашения. Подписывает документ непосредственно предприниматель

ИП вручает увольняемым уведомление о сокращении

Составляется в форме произвольной. Сотруднику следует обязательно расписаться на документе, поставить дату. Тем самым он показывает, что вовремя получил информацию о своем сокращении

ИП предлагает сотруднику занять иную вакансию

Это возможно, если у ИП действительно есть свободные рабочие места

ИП информирует письменно органы службы занятости о запланированном сокращении

ИП делает это не позже чем за 2 недели до фактической даты увольнения

Разрабатывается новое штатное расписание

Оно вступит в действие не ранее, чем через 2 месяца после приказа о сокращении

Важно! ИП разумнее следовать описанным этапам и не нарушать ТК.

Сроки вручения сотруднику уведомления об увольнении

Документ, информирующий о сокращении, направляется трудящемуся в такие сроки:

  • в стандартном случае – за 2 месяца до увольнения (Ст. 180 ч. 2 ТК);
  • тем, кто нанялся на сезонные работы – минимум за 7 календарных дней (Ст. 296 ч. 2 ТК);
  • заключившим трудовое соглашение на период до 2 месяцев – за 3 дня (учитываются все без исключения календарные).

Когда сотрудник получит сведения о предстоящем сокращении, он может не дожидаться позволенного срока, а уволиться досрочно. Но при этом ему обязательно следует составить письменное заявление.

Важно! Указанные сроки действуют тогда, когда иные не прописаны в заключенном с работодателем – физлицом, трудовом соглашении (Ст. 307 ТК).

Особенности процедуры сокращения в ИП

Разрыв трудовых отношений с работниками ИП ничем не отличается от процедуры, описанной в Ст. 84.1 ТК:

№ п/п

Что происходит

Комментарий

ИП пишет приказ об увольнении по сокращению

Документ издается через 2 месяца после вручения сотруднику уведомления. Если трудовым договором предусмотрен срок иной, ИП берет во внимание именно его

Это выполняет бухгалтер ИП или он сам, если имеет на то полномочия

Важно все формулировки и обоснования написать так, как в ТК

Выдача трудовой сотруднику.

Полный денежный расчет

Выполняется в день увольнения

Сотрудники с преимущественным правом остаться на работе

На трудящихся ИП требования ТК действуют полностью. Предпринимателю важно определиться, есть ли на его предприятии трудящиеся, наделенные преимущественным правом не быть уволенными. Подобный иммунитет (при условии идентичной квалификации и эффективности) принадлежит трудящимся (Ст. 178 ТК):

  • содержащим двоих и больше иждивенцев;
  • в семье которых отсутствуют те, у кого имеется официальный доход;
  • получившим травму на производстве этого ИП или профзаболевание;
  • ставших инвалидами, защищая страну во время боевых действий.

В колдоговоре могут содержаться и дополнительные категории сотрудников.

Бизнесмену очень важно учитывать, что запрещено сокращать (Ст. 261 ч. 4 ТК):

  • женщин, вынашивающих ребенка;
  • сотрудниц, малышу которых меньше 3 лет;
  • одиноких матерей, на руках у которых ребенок до 14 лет или до 18, если тот получил инвалидность.

Важно! Для соблюдения законодательных норм ИП не помешает создать специальную комиссию, которая внимательно изучит все кандидатуры, представленные для сокращения, и предложит список сотрудников.

Денежные выплаты при сокращении

Сокращенному сотруднику ИП обязан выплатить:

  • заработанные средства;
  • компенсацию за отпуск, вовремя не использованный.

Средства выдаются сотруднику не позже дня увольнения. Когда же тот отсутствует по уважительной причине, подтвержденной документально, причитающиеся ему денежные суммы выплачиваются в день озвучивания работником требований о расчете.

Если ИП поступит иначе и откажется выдать денежные средства вовремя, ему грозит штраф.

Вопрос 1. Работника ИП оповестили о предстоящем увольнении по сокращению штатов за 3 недели до события. Такое действие предпринимателя правомерно?

Ответ. Действие ИП правомерно тогда, когда этот срок зафиксирован в заключенном с трудящимся трудовом соглашении. Если же указанный пункт в документе отсутствует, уведомление должно быть направлено не позже, чем за 2 месяца до увольнения.

Вопрос 2. Существуют ли ситуации, когда ИП имеет полное право безнаказанно не уведомлять сотрудников о предстоящем сокращении либо об увольнении?

Ответ. Такое вполне допустимо, если:

  • хоздеятельность ИП прекращена в судебном порядке. Тогда трудовые соглашения с персоналом расторгаются после вступления в силу решения суда. Уведомление становится излишним.
  • ИП не желает работать дальше, поэтому не продлевает лицензию на свою деятельность.

Вопрос к эксперту

Сотрудника ИП уволили по сокращению. Ему не выплатили ничего, кроме заработка и компенсации за отпуск. Почему ему не выдали выходное пособие, и что будет с последующими выплатами за 2-3 мес.?

Ответ. В ИП выплата выходного пособия и прочих компенсационных сумм уволенному по сокращению штатов сотруднику является обязательной тогда, когда это записано в трудовом договоре. Если же в документе отсутствует подобный пункт, выплаты не производятся. Это подтверждается судебной практикой.

Когда ИП нарушает процедуру увольнения по сокращению, сотрудник вправе обжаловать его решения. В первую очередь следует обратиться в трудовую инспекцию. Скорее всего, будет назначена проверка ИП. Когда работника уволили незаконно, ему стоит попытаться восстановиться, обратившись в суд. При вынесении решения в его пользу, ИП должен компенсировать сотруднику время вынужденного прогула. Не исключено, что суд обяжет его также выплатить сумму морального ущерба.

Трудовая деятельность в нашей стране имеет различные формы. Кто-то привык работать на огромном предприятии, а кто-то хочет стать руководителем огромной организации. Сегодня государством оказывается посильная поддержка малому, начинающему бизнесу. Уменьшают количество налогов, делаю лояльные ставки по кредитам, а все для того, чтобы обеспечить населению какое-то развитие.

Современные индивидуальные предприниматели чувствуют себя достаточно комфортно в условиях, которое создало государство. Но, сожалению, не все предприниматели разбираются в вопросах оформления трудовых документов также хорошо, как и в деле, которым занимаются.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно!

Сегодня, для того, чтобы получать гарантированную пенсию в старости необходимо грамотно составлять документы, но многие начинающие предприниматели настолько запутались в сложной системе законодательства, что не могут понять, нужна ли им самим трудовая книжка, как сделать запись в трудовой книжке индивидуальному предпринимателю, имеют ли они в старости право на пенсию, а также, как грамотно оформить работников, пришедших на работу к индивидуальному предпринимателю.

На все эти вопросы может ответить только трудовое законодательство, а также люди, которые разбираются в нем.

Сегодня мы попытаемся вникнуть в азы трудового права и по полочкам разложить все права и обязанности индивидуального предпринимателя, касающиеся трудового оформления. Знание – это сила, поэтому начинаем заполнять пробелы в своих познаниях уже сейчас.

Общие моменты связанные с трудовой книжкой для ИП

Что касается основных нюансов ведения трудовой книжки индивидуальным предпринимателем, то здесь стоит обратить внимание на ряд пунктов. Так, например, индивидуальный предприниматель должен приобретать трудовые своим работникам сам, но может попросить работника об одолжении поделить расходы на покупку между ними.

Также индивидуальный предприниматель имеет полное право не издавать приказы по своему предприятию о принятии гражданина на работу.

Индивидуальный предприниматель должен сам в соответствии с установленными для кадровиков правилами вести трудовую книжку работника.

Индивидуальный предприниматель сам по своему собственному усмотрению принимает работника на определенную должность, а также назначает ему заработанную плату и ведет его трудовую книжку, поэтому он по факту и по закону является работодателем. Он же и вносит сведения о награждениях в трудовой книжке.

Нужно ли делать ИП запись в трудовой книжке самому себе?

Каждый гражданин России, который официально осуществляет свою трудовую деятельность, должен быть оформлен надлежащим образом. Но что делать в случае с индивидуальным предпринимателем? Мы привыкли, что работнику заводит трудовую книжку только работодатель, а кто является работодателем частного предпринимателя? Никто конечно. Индивидуальные предприниматели работают сами на себя и никому не подчиняются.

Возможно ли завести трудовую книжку самому на себя? Трудовой кодекс не отрицает этого положения, но и не утверждает его. Индивидуальному предпринимателю нет надобности заводить себе трудовую книжку. Во — первых, никто не будет ее проверять, во — вторых, это не предусмотрено законом, а значит, по общему правилу – незаконно.

Также стоит иметь ввиду, что пенсионный фонд, а также налоговая инспекция самостоятельно осуществляют подсчет выплат, вносимых предпринимателем, а также подсчитывают его стаж. Если индивидуальный предприниматель является честным плательщиком налогов, это значит, что он может рассчитывать на достойную пенсию по наступлению соответствующего возраста.

Запись в трудовой книжке о приеме на работу в ИП

Принятие сотрудника на работу к индивидуальному предпринимателю – целое событие. Работодателю необходимо четко осознавать схему своего поведения, а также знать последовательность своих действий.

Многие работники и сами не знают, как правильно должен быть оформлен трудовой договор и иные трудовые документы, именно поэтому ваша задача как работодателя – знать эту информацию для того, чтобы грамотно оформить принятого работника.

Прежде чем перейти к заполнению трудовой книжки, работник должен пройти собеседования. По результату успешно пройденного собеседования составляется трудовой договор.

Только потом начинается внесение записей в трудовую книжку. О правилах заполнения трудовой книжки при приёме на работу с испытательным сроком читайте тут.

Как оформить трудовую сотруднику, если это его первый трудовой стаж?

Итак, представьте, что вы взяли себе в помощь работника. Но, как мы знаем, а соответствии с законодательством нашей страны он не может работать на вас не официально. Именно поэтому факт возникновения между вами трудовых отношений надо утвердить документально.

Но что делать, если работник впервые решил устроиться официально. В этом случае, вам необходимо правильно оформить первый трудовой документ работника. С чего же начать, если вы сами являетесь молодым индивидуальным предпринимателем, который ни разу не сталкивался с подобным?

Во-первых, вам нужно побеспокоиться о покупке трудовой книжки. Приобрести ее можно в любом магазине печатной продукции. Но тут перед предпринимателем встает вопрос, кто именно должен заниматься покупкой документа. Так как в трудовом кодексе в статье 16 сказано, что это именно работодатель берет на работу работника и является оформителем его трудового документа.

Это значит, что трудовую книжку приобретает именно работодатель для своего работника. Также работодатель не может переложить эту обязанность на подчиненного. Единственное, что может сделать индивидуальный предприниматель – это с согласия работника удержать половину стоимости трудовой из зарплат работника.

Если трудовая заводится впервые, то именно работодатель несет ответственность за заполнение трудовой. Поэтому предпринимателю нужно отнестись к этому процессу очень серьезно. Подробнее о записях при приёме на работу смотрите в статье по ссылке.

Заполнение трудовой книжки индивидуальным предпринимателем — образец:

Как сделать запись в трудовой книжке индивидуальному предпринимателю работнику?

Титульный лист

Титульный лист несет в себе основную информацию о работнике. Заполнять его стоит правильно и без ошибок, — важная задача, ведь только при абсолютно грамотном и правильном заполнении трудовую книжку можно считать действительной. Правильно введите данные о фамилии имени и отчестве работника.

Следующим пунктом правильно укажите дату рождения. В трудовой не должно быть зачеркиваний и исправлений.

Стоит помнить о том, что уровень вашего образования прописан в специальном документе, именуемый дипломом.

Далее в трудовой книжке ставится подпись работника и самого работодателя. На этом заполнение титульного листа в книжке заканчивается.

Титульный лист

Запись о приеме на работу

Запись о приеме на работу делается в трудовой книжке обязательно. Для этого заполняются все колонки бланка, находящиеся в трудовой книжке.

Рассмотрим поэтапно:

  1. в первой колонке указывается номер записи, но так как мы рассматриваем ситуацию, в которой вы являетесь первым работодателем для работника, то этот номер будет первый.
  2. во второй колонке мы указываем дату составления договора труда.
  3. в третей колонке, говорящей о сведеньях о работе, мы указываем место работы и должность работника.
  4. в четвертой колонке пишется приказ в крупных организациях, но при работе на индивидуального предпринимателя указывается номер и дата заполнения трудового договора.

Также ставится подпись руководителя и печать ип.

О приеме на работу

Запись об увольнении

В случае увольнения запись делается аналогичная, правда, нет надобности писать название организации. При увольнении пишется основание, которое послужило увольнением.

Увольнение

Если в процессе своей трудовой деятельности работник удостаивался наград, об этом также стоит написать в его трудовой, чтобы следующий работодатель оценил, какой ему попался ценный кадр.

Данная запись заверяется подписью работодателя и печатью.

Как правильно вносить изменения (исправлять)?

Если есть надобность в вписании изменений или исправлении, то стоит это делать максимально аккуратно. Если дело касается смены ФИО, то измененные данные следует зачеркнуть, а на левой стороне главного разворота написать на основании какого документа было выполнено действие, например, смена фамилии по свидетельству о заключении брака.

Все записи заверяются печатью и подписью руководителя.

Особенности при работе на ИП

Если работник работает на индивидуального предпринимателя он должен быть готов к тому, что его записи в трудовой будут выглядеть немного иначе, чем у работников организаций. Так, например, нет ссылки на документ который говорит об увольнении. В записи о факте принятия на работу, награждении или факте увольнения работодатель может ссылаться только на трудовой договор и трудовой кодекс, а конкретно его статьи.

Также особенностью работы на ип является тот факт, что работодатель сам заполняет документы при этом, не привлекая сотрудников отдела кадров ведь их попросту нет.

Если работник уволился, но так и не забрал трудовую книжку, индивидуальный предприниматель не имеет права избавляться от нее. Он должен по всем правилам сначала попробовать связаться с работником или его родственниками.

Если это не удалось, то заказным письмом работодатель отправляет документ по месту проживания. Если место неизвестно или же работник не получает книжку, необходимо хранить ее у себя до того момента, пока работник не объявится у работодателя с целью забрать документ.

Работодатель должен сам предоставить трудовую книжку начинающему работнику. Эти и много других нюансов будут сопровождать работника и работодателя в их трудовом взаимодействии.

Ответственность за нарушения

Если одной из сторон будет допущено нарушение в заполнении трудовой книжки, то грозит административный штраф.

На предприятии он налагается на сотрудника отдела кадров, а в случае с оформлением ип, он чаще всего налагается на индивидуального предпринимателя.

За неправильное или несвоевременное оформление трудовой книжки, за ее порчу или утрату, а также невыдачу при увольнении работодатель в лице ип несет административную ответственность в виде штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Заключение

Казалось бы, такая сложная тема как оформление трудовой для ип уже раскрыта и все оказалось очень легко для восприятия. Не бойтесь работать на себя и привлекать к этому труду других лиц. Следуйте букве закона и не отклоняйтесь от предписанных канонов и тогда вы станете не только опытным бизнесменом, но еще и отличным руководителем.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: