Можно ли на инженера по охране труда возложить другие обязанности в рб

Обновлено: 26.04.2024

1.1. На должность специалиста по охране труда принимается лицо:

  1. Имеющее высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;
  2. Имеющее опыт работы в области охраны труда не менее 3 лет при наличии среднего профессионального образования либо без предъявления требований к опыту практической работы;
  3. Имеющее соответствующую подготовку и прошедшее аттестацию в области промышленной безопасности при наличии у работодателя опасных производственных объектов.

1.2. Специалист по охране труда должен знать:

  1. Нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, о промышленной, пожарной, транспортной, радиационной, конструкционной, химической, биологической безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  2. Национальные, межгосударственные и распространенные зарубежные стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
  3. Виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
  4. Порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации;
  5. Основы технологических процессов, работы машин, устройств и оборудования, применяемые сырье и материалы с учетом специфики деятельности работодателя;
  6. Основные требования к технологиям, оборудованию, машинам и приспособлениям в части обеспечения безопасности труда;
  7. Пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до работников, иных заинтересованных лиц;
  8. Полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда;
  9. Механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам условий и охраны труда;
  10. Состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда;
  11. Нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  12. Технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  13. Методы выявления потребностей в обучении работников по вопросам охраны труда;
  14. Основы психологии, педагогики, информационных технологий;
  15. Правила внутреннего трудового распорядка;
  16. Требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

1.3. Специалист по охране труда должен уметь:

  1. Применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов;
  2. Применять нормативные правовые акты и нормативно-техническую документацию в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию;
  3. Анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда;
  4. Анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
  5. Пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда;
  6. Разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические и контрольно-измерительные материалы;
  7. Проводить вводный инструктаж по охране труда;
  8. Консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, стажировок, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  9. Пользоваться современными техническими средствами обучения (тренажерами, средствами мультимедиа);
  10. Оценивать эффективность обучения работников по вопросам охраны труда;
  11. Формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда, стажировок и проверки знаний требований охраны труда;
  12. Подготавливать документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда;
  13. Формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда;
  14. Применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
  15. Координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах;
  16. Оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности;
  17. Формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям;
  18. Анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников;
  19. Оформлять необходимую документацию для заключения договора с медицинскими учреждениями на проведение медосмотров и медицинских освидетельствований;
  20. Оформлять документы, связанные с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров и освидетельствований;

1.4. Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуется:

  1. ;
  2. Положением о ;
  3. Настоящей должностной инструкцией;
  4. .

1.5. Специалист по охране труда подчиняется непосредственно

2. Трудовые функции

2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда:

  1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда;
  2. Обеспечение подготовки работников в области охраны труда;
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда;
  4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по охране труда исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности работодателя;
  2. Разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающие создание и функционирование системы управления охраной труда;
  3. Осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками по вопросам охраны труда;
  4. Взаимодействует с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласовывает локальную документацию по вопросам охраны труда;
  5. Осуществляет переработку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Выявляет потребности в обучении и планирует обучение работников по вопросам охраны труда;
  2. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
  3. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;
  4. Осуществляет контроль проведения обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями;
  5. Осуществляет проверки знаний работников требований охраны труда.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Информирует работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  2. Осуществляет сбор информации и предложений от работников, их представительных органов, структурных подразделений организации по вопросам условий и охраны труда;
  3. Осуществляет подготовку для представления работодателем органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  4. Осуществляет организацию сбора и обработки информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя;
  5. Подготавливает отчетную (статистическую) документацию работодателю по вопросам условий и охраны труда.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 4 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

  1. Выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски;
  2. Осуществляет разработку планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками;
  3. Разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда;
  4. Осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями;
  5. Проводит анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценку их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
  6. Обеспечивает организацию проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  7. Осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;
  8. Обеспечивает организацию установки средств коллективной защиты;
  9. Осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов.

3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

4. Права

Специалист по охране труда имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1. Специалист по охране труда привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 N 524н, с учетом .

6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции.

Обратите внимание, что другие документы составлен и проверен юристами и является примерным, он может быть доработан с учетом конкретных условий сделки. Администрация Сайта не несет ответственности за действительность данного договора, а также за его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Работодатели хотят, чтобы работники качественно выполняли свои обязанности. Но потребности предприятия меняются, и приходится корректировать функционал сотрудников. Иногда работники вынуждены брать на себя дополнительную работу, и не всегда в соответствии со специализацией. Нужно ли согласие подчиненного на дополнительные обязанности? Как это оформить документально? Разбираемся в этой статье.

Для чего вменять обязанности сотруднику?

Раз и навсегда определенный круг обязанностей – это, к сожалению, утопия. Жизнь и производство сложны и многогранны, они постоянно ставят новые задачи, которые необходимо решать, в том числе, и изменением обязанностей сотрудников.

Цель одна: повышение эффективности работы предприятия, минимизация затрат и увеличение дохода.

Причины, чаще всего вынуждающие работодателя пересмотреть обязанности своих подчиненных:

  • государством приняты новые нормативные акты, и необходимо привести штат в соответствие с ними;
  • в процессе производства произошли изменения (появились новые технологии, процессы, оборудование и т.п.);
  • меняется организация труда;
  • необходимо перераспределить обязанности между сотрудниками.

Документы, регламентирующие обязанности

Логика подсказывает, что именно в них нужно будет вносить изменения при вменении дополнительных обязанностей.

К СВЕДЕНИЮ! Никто не может обязать работника выполнять работу, не прописанную в трудовом договоре. Все действия по изменению главного документа производятся исключительно по предварительному согласию работника за 2 месяца до планируемых перемен в ответ на письменное уведомление начальства.

ВАЖНО! Руководители стараются заручиться доброй волей подчиненных при изменении их обязанностей, иначе вряд ли сотрудничество будет эффективным и продлится долго.

Есть 2 варианта оформления перечня обязанностей:

  • как приложение к трудовому договору – тогда при любых изменениях нужно будет заключать дополнительное соглашение к основному документу;
  • как локальный нормативный правовой акт – можно издать измененный вариант должностной инструкции и попросить работника ее завизировать: это будет доказательством принятия им новых обязанностей.

Дополнительные обязанности в рамках одной должности

Как составлять должностные инструкции, не говорят никакие нормативные документы, кроме рекомендаций Роструда, поэтому их оформление – добровольно для работодателя, а форма произвольна. Практически все предпочитают все же оформлять их, так как этот документ:

СПРАВКА! При определении обязанностей той или иной должности за основу берется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Многие его положения устарели, работодателю часто нужны новые, не отраженные в нем должности. В таких случаях местные органы исполнительной власти могут принять нормативные акты по требованиям к той или иной должности.

Руководители могут сами определять содержание должностной инструкции, поэтому в рамках одной и той же должности они могут вносить в нее дополнительные обязанности, если таковые:

  • вписываются в квалификационную характеристику;
  • обусловлены технической реорганизацией предприятия;
  • вызваны изменением условий труда.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если причиной изменений становятся перемены технических и/или организационных условий труда, сотрудник должен узнать об этом за 2 месяца (ч.2. ст.74 ТК). Согласие сотрудника не требуется, но вовремя быть проинформированным – его право.

Во всех остальных случаях необходимо оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее обязательное согласие работника.

Два способа возложения обязанностей дополнительных должностей

Существуют различные причины, когда работодателю или сотруднику может потребоваться изменение круга обязанностей. Например, сокращается должность, и другой компетентный сотрудник согласен взять на себя новую деятельность за дополнительную оплату. Или же работодатель хочет, чтобы работник выполнял дополнительные функции, на которые у него остается достаточно рабочего времени (например, курьер может, находясь в офисе, принимать звонки).

В ТК РФ изложены 2 варианта, по которым сотруднику могут быть вменены новые обязанности: внутреннее совместительство и совмещение. Выбирая первое или второе, работодатель ориентируется на то, можно ли выделить конкретные часы для дополнительных обязанностей, или они по-разному распределяются в продолжение рабочего времени.

Характеристики и различия этих двух способов приведены в таблице.

СОВМЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО
Дополнительные обязанности выполняются параллельно с основной работой. Дополнительные обязанности подразумевают выполнение сначала основной работы.
Рабочее время не увеличивается. Рабочее время увеличивается (максимум до половины рабочего дня, но не более 4 часов в день).
Оплата по согласованию с работодателем. Оплата пропорционально отработанному времени.
Нужно дополнительное соглашение к действующему трудовому договору и изменение должностной инструкции. Нужно заключить еще один трудовой договор с этим сотрудником ­– на дополнительную должность на часть ставки.
Дополнительные обязанности можно снять в любой момент приказом руководства. Для снятия дополнительных обязанностей нужно расторгать соответствующий трудовой договор.

Работодателю решать, какой способ окажется предпочтительнее в конкретной ситуации.

Пошаговый план для вменения дополнительных обязанностей

  1. Уведомить работника письменно за 2 месяца об изменениях условий труда.
  2. Издать распоряжение (приказ) о совмещении, внутреннем совместительстве или приказ о возложении дополнительных обязанностей.
  3. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору либо заключить дополнительный договор.
  4. Переиздать должностную инструкцию, ознакомить сотрудника с ее новой редакцией под роспись.

Если сотрудник против

Внесение новых обязанностей в должностную инструкцию, если они в рамках квалификации, не предусматривает согласие работника, поэтому часто в этом пункте возможны разногласия, тем более, что заработная плата таких случаях обычно не пересматривается. Что делать работодателю, если в ответ на его извещение о грядущей перемене условий работы сотрудник выражает несогласие работать по новым правилам?

Работодатель письменно должен предложить несогласному другую должность в соответствии с его квалификацией, пусть даже ниже рангом или менее оплачиваемую, если она вакантна. Если таких должностей нет или снова последует несогласие, сотрудника вправе уволить (п.7 ч.1 ст.77 ТК).

Другой вариант, когда самовольно в одностороннем порядке меняются условия трудового договора. Согласно ч.1 ст.72 ТК РФ, это можно приравнять к переходу на новую работу, для чего необходимо письменное согласие сотрудника. Если работодатель настаивает под угрозой увольнения, подчиненный может предпринять следующие меры:

  • письменно попросить об увеличении оплаты за вменяемые новые обязанности;
  • если договориться не удалось, обратиться в инспекцию по труду или в профсоюз (нужно приложить копию основных документов и приказа о вменении новых обязанностей);
  • при незаконном увольнении его права защитит суд.

Итак, для вменения дополнительных обязанностей лучше заручиться согласием работника, вовремя его уведомить и оформить необходимые документы, внеся изменения в трудовой договор или должностную инструкцию, при необходимости заключив дополнительное соглашение.

Инструктажи по охране труда

В каких случаях необходимо проводить вводный инструктаж по охране труда?

Вводный инструктаж по охране труда обязательно проводят :

— с лицами, участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору). В частности, к числу таких лиц относятся те, кто выполняет работы (оказывает услуги) по гражданско-правовым договорам, заключенным с организацией;

— с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.

Нужно ли проводить первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте при переводе работника из одного подразделения в другое?

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводят :

— с принятыми на работу работниками;

переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;

— работающими, участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору);

— работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.

Первичный инструктаж необходимо проводить до начала работы. Только после его проведения можно допустить работника к самостоятельному выполнению работ.

Обратите внимание!
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Групповое проведение первичного инструктажа возможно при условии, что он проводится с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места .

Когда необходимо проводить целевой инструктаж по охране труда?

Целевой инструктаж по охране труда проводят :

— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другие). Например, при проведении субботника;

— ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

— производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск. Ознакомление с нарядом-допуском, по сути, является целевым инструктажем по мерам безопасности при производстве работ повышенной опасности;

— проведении экскурсий в организации. Всем участвующим в экскурсии до того, как они попадут на территорию организации, обычно выдается памятка, как нужно вести себя на территории организации.

Обучение, стажировка и допуск к работе

Можно ли сократить продолжительность производственного обучения по профессиям рабочих?

Продолжительность производственного обучения по профессиям рабочих, занятых :

— на работах с повышенной опасностью, должна быть не менее 12 рабочих дней;

— других работах — не менее 4 рабочих дней.

Приведенная норма имеет императивный характер. Это значит, что количество дней производственного обучения уменьшить нельзя.

В организацию принят работник для выполнения строительных работ. Какие условия необходимо соблюсти для допуска его к самостоятельной работе?

Строительные работы относятся к работам с повышенной опасностью . Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, обязательно должны пройти стажировку. Минимальная ее продолжительность — 12 рабочих дней. По итогам стажировки проводится проверка знаний по вопросам охраны труда. И только потом происходит допуск работника к самостоятельной работе .

В организацию принят молодой специалист. Его работа связана с эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования. Можно ли такого специалиста сразу допустить к работе?

Нельзя. Специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах, сначала должны пройти стажировку по занимаемой должности. И только после ее прохождения они допускаются к самостоятельной работе .

На заметку
Стажировку проводит должностное лицо, которое назначается приказом руководителя организации . Им может быть руководитель соответствующего структурного подразделения или опытный специалист этого подразделения.

Нужно ли оформлять допуск работника к самостоятельной работе и, если да, как его оформить?

Допуск работника к выполнению работ необходимо оформить. Сделать это следует одним из следующих способов :

— приказом руководителя организации или распоряжением руководителя структурного подразделения, если он наделен такими полномочиями;

Должен ли работник проходить стажировку, если ему присвоен более высокий разряд по той же профессии?

Не должен. Повышение квалификации не является изменением вида деятельности и рода работ. Это так называемое повышение оценки знаний и мастерства работника. Если работник продолжает выполнять ту же работу, стажировку он проходить не должен. Вместе с тем в ситуации, когда присвоение разряда влечет за собой перевод на другую, более сложную, работу, стажировка обязательна.

Может ли работник, проходящий стажировку, работать в ночную смену?

Никаких ограничений законодательство не содержит. Если в организации сменный режим работы, то стажировка может предполагать непосредственное ее прохождение работником именно в той смене, в которой он будет продолжать работу в дальнейшем. При этом руководитель стажировки должен будет работать по такому же графику, что и стажирующийся работник.

Нужно ли назначать нового руководителя стажировки, если нынешний заболел?

Стажировка должна быть непрерывной. Допускать стажирующегося работника к самостоятельной работе нельзя, пока руководитель стажировки болеет. В связи с этим на время его отсутствия необходимо назначить нового руководителя стажировки.

Проверка знаний по вопросам охраны труда

Как часто работники, занятые на работах с повышенной опасностью, должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда?

Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), должны проходить периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях соответствующего уровня.

Сроки проведения такой проверки устанавливаются соответствующими НПА. При этом проводить ее нужно не реже 1 раза в год . Отметим, что очередную проверку по вопросам охраны труда следует проводить не позднее чем за месяц до истечения срока предыдущей проверки. Это связано с тем, что работник, не прошедший проверку знаний по вопросам охраны труда, должен пройти ее повторно. И если он не уложится в эти сроки, т.е. не успеет ее пройти, то наниматель по истечении срока предыдущей проверки знаний должен будет отстранить такого работника от работы .

Мастера производственного цеха переводят на должность начальника этого цеха. Нужно ли в данном случае проводить проверку знаний по охране труда?

При переводе руководителя или специалиста на другое место работы или назначении его на должность, где требуются дополнительные знания по охране труда, следует провести внеочередную проверку знаний руководителя или специалиста по вопросам охраны труда . В связи с тем что у начальника цеха обязанности по вопросам охраны труда отличаются от обязанностей мастера, провести проверку знаний в данном случае необходимо.

На заметку
Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов проводится в том числе :
— при принятии актов законодательства, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности. При этом осуществляется проверка знаний только данных актов законодательства;
— перерыве в работе в данной должности более 1 года. Наиболее часто встречающийся случай — выход работника из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Медосмотры

В процессе проведения повторного медосмотра работнику было назначено дополнительное обследование. Вправе ли наниматель отстранить такого работника от работы как не прошедшего медосмотр?

Отстранение от работы работника, которому в процессе проведения повторного медосмотра было назначено дополнительное обследование, является нарушением законодательства о труде. Это связано с тем, что в данном случае работник не является не прошедшим медосмотр. Работник подлежит отстранению только в случае, если наниматель получил из медицинского учреждения заключение о том, что работник не годен к выполняемой
им работе .

Наниматель выдал лицу, поступающему на работу, направление для прохождения предварительного медосмотра . Медосмотр оплатил сам работник. Должен ли наниматель возместить ему расходы?

Расходы по проведению медосмотров работников несет наниматель . Приведенная норма имеет императивный характер. Поэтому ситуация, когда работник проходит по направлению нанимателя предварительный медосмотр и оплачивает его, а наниматель не возмещает затраченные работником суммы, является нарушением законодательства.

Специалист по охране труда и его должностные обязанности

В этой статье собраны основные обязанности специалиста по охране труда, приведен перечень разделов, из которых состоит его должностная инструкция, разъяснены необходимость и порядок ее составления, а также порядок ознакомления с ней работников.

Зачем составлять должностную инструкцию специалиста по охране труда в 2021 году?

Составить должностную инструкцию нужно для того, чтобы детально прописать в ней все обязанности специалиста по охране труда в организации. Это делается, чтобы:

1. Сформировать список работ, которые нужно выполнять специалисту. В этом документе перечисляются функциональные обязанности инженера по охране труда, четкое выполнение которых собирается оплачивать работодатель.

2. Обозначить границы зоны ответственности. Подробная должностная инструкция специалиста по охране труда позволяет освободить его от выполнения чужой работы, дает возможность сосредоточиться исключительно на своих профессиональных обязанностях.

3. Определить требования к специалисту. Инструкция содержит указания, что должен знать инженер по охране труда, какое образование и опыт работы иметь, с какой техникой работать, какие производственные процессы хорошо знать, какие отчеты составлять и т.д.

4. Скоординировать работу отделов. В инструкции перечисляется, с какими отделами, в каких ситуациях и по каким вопросам сотрудничает инженер по охране труда. Это поможет ему без помех получать доступ к нужной для работы информации, включать представителей различных отделов в комиссии, самому принимать участие в работе комиссий, проведении мероприятий. Списки лиц, которые подчиняются инженеру по охране труда, и лиц, которым подчиняется он сам, также существенно упрощают совместную работу специалистов разных направлений.

5. Быстро передать информацию. Чтобы не тратить время на разъяснения своих должностных обязанностей, специалист по охране труда может просто предложить ознакомиться с его должностной инструкцией.

7. Обосновать правильность штрафа или другого наказания. Если специалист по охране труда должностные обязанности выполняет плохо или не выполняет совсем, проще всего будет доказать этот факт, сравнив выполненный по факту объем качественной работы с тем, что требует инструкция.

Специалист по охране труда и его должностные обязанности

Главные обязанности инженера (специалиста) по охране труда:

Полный перечень обязанностей специалиста по охране труда прописаны в Профессиональном стандарте специалиста по охране труда.

Учитывая особенности своей деятельности, организации дополняют должностные инструкции специалистов по охране труда новыми требованиями, а часть приведенных в справочнике требований при этом, наоборот, убирают. Поэтому должностные инструкции инженеров по охране труда, работающих, например, в школе, на цементном заводе или в сети супермаркетов, существенно отличаются.

Должностная инструкция специалиста по охране труда

В функциональные обязанности инженера по охране труда включены:

➤ Контроль исправности оборудования, наличия необходимых документов, соблюдения сроков поверок.

➤ Работа в качестве члена комиссий различного назначения. Чаще всего это комиссии по проверке знаний, расследованию несчастных случаев, мониторингу технического состояния принадлежащих организации производственных объектов (оборудование, здания).

➤ Внесение предложений относительно снижения производственных рисков, улучшения условий труда, выведение их на уровень международных стандартов, реализация одобренных руководством инициатив.

➤ Систематический контроль обеспеченности работников спецодеждой, спецобувью, СИЗ (проверка карточек выдачи, фактического наличия и использования).

➤ Проведение вводного инструктажа. Ведение других видов инструктажей в обязанности специалиста по охране труда в организации не входит. Однако ему следует контролировать своевременность и качество их проведения, не допускать формального заполнения журналов без проведения фактического обучения.

➤ Предоставление руководителям подразделений информации по инструкциям ОТ, необходимой для их составления, корректировки и пересмотра.

➤ Подготовка списков работников, которым нужно проходить периодические, а также предсменные или предрейсовые медосмотры.

➤ Формирование отчетов и сдача их в срок.

Как составляется должностная инструкция специалиста по охране труда?

➤ ЕКС, утвержденный Приказом Минсоцздравразвития 559н от 17.05.2012 г
➤ Профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, утвержденный Приказом Минтруда 274н от 22.04.2021 г.

Рекомендуем ознакомится с ними, т.к. в этих документах подробно описано какими трудовыми функциями должен обладать специалист по ОТ, даны описания и характеристики трудовых функций.

Должностная инструкция специалиста по охране труда в 2021 году, как и раньше, состоит из таких разделов:

1. Общие положения. Здесь указываются:

➤ категория работника – руководители, специалисты;
➤ как происходит назначение нового специалиста, а также его увольнение;
➤ лица, которым подчиняется инженер по ОТ, а также лица, которым подчиняется он сам;
➤ требования к уровню образования, специализации, стажу;
➤ что должен знать инженер по охране труда (нюансы технологических процессов, нормативная документация, работа с контролирующими органами и т. д.);
➤ кто и на каком основании (приказ, распоряжение) заменяет его на время отсутствия (больничный, отпуск);
➤ другие требования на усмотрение работодателя. Это могут быть нюансы составления отчетности, владение средствами связи, приборами, вычислительной техникой, наличие водительского удостоверения и др.

2. Функциональные обязанности. В этом разделе приводятся функциональные обязанности инженера по охране труда, выбранные из ЕКС и профессионального стандарта специалиста по охране труда под конкретную должность. Они дополняются собственными требованиями предприятия. Например, можно предусмотреть обязанность замещать специалиста со сходными функциями на период его отсутствия, участвовать в разработке бизнес-планов, проектов, заказах оборудования (проверять, чтобы выбранные модели соответствовали требованиям законодательства РФ, были снабжены соответствующими сертификатами, могли без проблем проходить поверку в условиях предприятия и др.).

3. Права. Здесь подробно перечисляются права специалиста по охране труда, нужные для реализации его должностных обязанностей:

➤ использовать круглосуточный доступ на любой из вверенных ему участков производства, чтобы иметь возможность полностью контролировать соблюдение работниками требований охраны труда;
➤ получать любую информацию, которая потребуется ему для выполнения производственных заданий;
➤ изучать распоряжения, приказы, постановления, инструкции, любую техническую документацию, которая нужна ему для выполнения работ;
➤ иметь право подписи или визирования документов (в пределах своих полномочий);
➤ повышать квалификацию, проходить необходимое для работы обучение и др.

4. Ответственность. Здесь приводятся инструменты воздействия, которые работодатель имеет право применять за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей специалистом по охране труда. Они регулируются такими видами законодательства:

➤ недобросовестное выполнение работы – Трудовым;
➤ правонарушения (воровство, драки, подделка документов и др.) – Гражданским, Уголовным и Административным;
➤ материальный ущерб (повреждено либо пропало имущество предприятия, по вине инженера ОТ предприятие оштрафовали) – Трудовым, Гражданским.

Работодатель может наказывать также за нарушения устава и внутренних правил организации, а также другие упущения.

Должностные инструкции специалистов по охране труда в 2021 году составляют их руководители, кадровики или другие уполномоченные работодателями лица. Если этого требует установленный в организации порядок, их визируют юристы, руководитель отдела персонала или другие специалисты. Подписанную составителем и завизированную инструкцию утверждает первое лицо организации или его заместитель. Должностные инструкции составляются не на каждого работника персонально, а по конкретным профессиям.

Должностные обязанности специалиста по охране труда: ознакомление с инструкцией

Перед тем как приступить к работе, специалист изучает свою должностную инструкцию и по выбору работодателя расписывается:

1) в листе ознакомления (крепится к экземпляру инструкции, который хранится у работодателя);

2) в Журнале ознакомления с должностными инструкциями или Журнале ознакомления с внутренними актами организации;

3) в экземпляре трудового договора, который хранится у работодателя.

Эта подпись – подтверждение того, что новичок действительно ознакомился с обязанностями специалиста по охране труда в организации. Если специалист отказывается от подписи либо не хочет ознакомиться с инструкцией, нужно составить по этому поводу акт. Это защищает работодателя от возможных обвинений в том, что обязанности специалиста по охране труда не были доведены до его сведения в момент трудоустройства.

Как правило, один экземпляр инструкции выдается работнику на руки. О его получении он расписывается в Журнале выдачи инструкций. На этом экземпляре можно написать фамилию, имя и отчество специалиста, которому он выдан.

В этой статье Вы ознакомились с должностными обязанностями специалиста по охране труда, собрана информация о том, что должен знать инженер по охране труда, какую может нести ответственность, что входит в его должностную инструкцию, кем она составляется, как утверждается и в каком порядке выдается работнику на руки. Описана разработка инструкций по охране труда и нормативный документ, который следует применять при разработке.

посмотрите занимательное видео о том, как пытались привлечь специалиста по охране труда за те нарушения, которые не прописаны у него в должностных обязанностях.


В каждой ли компании должен быть штатный специалист по охране труда? Можно ли соответствующие обязанности поручить другому сотруднику на условиях совместительства? В каком случае возможно поручение обязанностей специалиста по охране труда иным работникам на условиях совмещения? Каким требованиям должны соответствовать сотрудники, которым поручается дополнительная работа?


Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.



При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.


Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.




При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании. Численность работников более 50 человек. Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).


При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).


Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым.

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении. Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Если численность работников менее 50 человек, то в таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.

3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.

Экземпляр соглашения получила.

Петрова,
19.10.2017 А.П. Петрова

С 23 октября 2017 года специалист отдела кадров Анна Петровна Петрова выполняет обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей в объеме 40 % работы с ежемесячной доплатой в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Основание: дополнительное соглашение от 19.10.2017 № 1 к трудовому договору от 10.10.2012 № 21.

Директор Иванов И. И. Иванов

С приказом ознакомлена:

Специалист отдела кадров Петрова,
19.10.2017 А. П. Петрова

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ при отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

ОТВЕТ:


С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

Читайте также: