Особенности воспитательной работы с осужденными в германии

Обновлено: 07.05.2024

Аннотация: В статье рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными за экономические преступления в условиях изоляции. Предложены пути воспитания осужденных данной категории.

Ключевые слова: места лишения свободы, осужденные за экономические преступления, воспитательная работа, пути воспитания осужденных данной категории.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В современном российском обществе отмечается увеличение числа осужденных за экономические виды преступлений. Экономическая преступность - это общественно опасное, системное, многогранное, социально обусловленное, уголовно-правовое явление, характеризующееся наличием устойчивых преступных связей, возникающих в процессе экономической деятельности между субъектами экономических отношений, имеющих корыстную или иную личную заинтересованность в получении противоправной экономической выгоды. В исследованиях показано (С.А. Быков, А. Гармаш, В.И. Гладких, И.В. Ильин, Е.В. Кирюшатова, А.Б. Марданов, А.В. Сосенков, А.Ю. Чупрова и др.), что личность экономического преступника, как и любая другая личность, индивидуальна и неповторима. Так, состояние, структура и динамика преступности среди мужчин и женщин неодинаковы: удельный вес женщин значительно ниже, чем мужчин, криминальная активность женщин возрастает (незаконное предпринимательство (ст. 173 УК РФ) – 17,3%, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) – 17%, контрабанда (ст. 188 УК РФ) – 24,5%) [4]. Возрастная характеристика экономических преступников позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп, об особенностях их поведения, о специфике возрастного состава. Исследования показали, что экономические преступления совершаются лицами социально зрелыми, имеющими социальный статус и опыт работы.

Таким образом, отличительное свойство экономического преступника – довольно высокий, по сравнению с общеуголовной статистикой, средний возраст экономического преступника составляет 42 года [3]. При этом исследования показывают, что на момент составления обвинительного заключения по факту совершенного преступления экономической направленности состояли в браке, большинство из них имеют детей [2]. В числе социально-профессиональных характеристик имеют особое значение отношение к трудовой деятельности и образовательный уровень. По данным Е.В. Кирюшатовой, отношение экономических преступников к трудовой деятельности выражается в следующих показателях: не имеющие постоянных источников доходов, в том числе безработные – 32,9%; рабочие – 52,6%; служащие – 6,8%; учащиеся – 1,8%; предприниматели – 0,6%. Это убеждает в том, что большая часть преступлений экономической направленности совершается лицами, которые в момент совершения преступления занимали определенное социальное положение в обществе. При этом большинство осужденных в сфере экономических преступлений имеют высшее или среднее профессиональное образование, относятся к руководящему составу предприятий и обладают властными полномочиями [3].

Исходя из вышеизложенных данных, можно сказать также, что характерным для криминальной ситуации в России в последние годы является увеличение числа лиц, совершивших преступления экономической направленности, не имеющих постоянных источников доходов, в том числе безработных. К тому же экономические преступления чаще совершают лица с достаточно сформированными ценностными ориентациями, установками и взглядами, сознательно ориентирующиеся на выбор преступного поведения для обеспечения желаемого результата, высокого уровня материальной обеспеченности и высокого положения в обществе. В связи с этим при организации воспитательной работы с осужденным данной категории необходимо включать мероприятия, направленные на повышение нравственного уровня личности, трудового и экономического воспитания. Экономическая культура личности означает гармоничное сочетание в ней физических, умственных, организаторских способностей, высокого уровня образования и квалификации, потребности в свободном, творческом труде, улучшение его условий, рост материальных и духовных потребностей. Проблема экономической культуры личности связана с осознанием ее ведущей производительной силой общественного производства.

При организации воспитательной работы с данными лицами сотрудникам целесообразно ориентироваться на формирование у осужденных качеств, необходимых для трудовой деятельности: общественная активность, предприимчивость, инициативность, ответственность, хозяйственное отношение к личному и общественному имуществу, способность определять потребности своей деятельности, адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды, эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества. Воспитательные мероприятия целесообразно строить так, чтобы они способствовали раскрытию личностных возможностей осужденных, а именно: трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости; подготовку трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, находить и использовать необходимую информацию. Важно так же развивать у них профессиональные способности, дисциплинированность, прививать умение соотносить свои потребности с материальными возможностями, сознательно относиться к выбранной профессии и находить свое место в условиях рыночной экономики, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

В процессе воспитания необходимо формировать у осужденных данной категории здоровые материальные потребности. В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос о формах воспитательной работы в данном направлении. Наиболее часто в условиях исправительного учреждения используются экономические уроки, которые направлены на последовательное формирование у осужденных экономического сознания; формирования разумных потребностей, способностей соизмерять их с материальными возможностями, воспитание трудовой направленности в поиске наиболее полного удовлетворения своих потребностей и т.д. Экономические уроки должны включать различные типы деятельности; предусматривать широкое использование художественного слова, деловых, и ролевых игр. В ходе осуществления данных уроков решаются экономические задачи, ставятся вопросы, обсуждаются проблемы, ситуации и явления с опорой на опыт осужденных. Представляется важным включение осужденных в трудовую деятельность. При этом закрепляются знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный / коллективный труд; формирование знаний о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; приучение к правилам честного и справедливого труда).

При организации встречи с руководителями предприятий и хозяйств, представителями бизнеса, обсуждаются различные социально-экономические вопросы. Результатом встречи должен стать продуктивный диалог между участниками, повышение уровня общей и экономической культуры осужденных. При проведении тематического вечера или диспута важно формировать субъектную позицию осужденного, осуществлять воспитание через социальную значимую деятельность. Поэтому активность должна быть одним из основных принципов этой работы: осужденные приобретают полезные навыки, у них воспитывается творческая инициатива. Они могут самостоятельно изучать специальную литературу, анализировать экономическую информацию, полученную в СМИ. Содержание этих форм воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления лиц, совершивших экономические преступления, с актуальными проблемами с целью их подготовки к жизни и труду на свободе после освобождения.

Список используемой литературы:

  1. Зауторова Э. В. Направления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы: учебное пособие / Э.В. Зауторова. – Вологда, 2018.
  2. Ильин И.В. Социально-демографические признаки личности экономического мошенника / М.В. Ильин // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2010. – №7. – С. 71.
  3. Кирюшатова Е.В. Характеристика личности экономического преступника / Е.В. Кирюшатова // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – №2. – С. 89-90.
  4. Марданов А.Б. Криминологическая характеристика лиц, совершающих экономические преступления / А.Б. Марданов // Российский следователь. – 2008. – №23. – С. 11-12.

1. Zautorova E. V. Directions of educational work with convicts in places of deprivation of liberty: a tutorial / E. V. Zautorova. - Vologda, 2018.

2. Socio-demographic characteristics of the identity of the economic fraudster / M. V. Ilyin / / Bulletin of the Academy of economic security of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2010. - №7. - P. 71.

3. Kirusheva E. V. characteristics of the individual economic criminal / Kirusheva E. V. // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. - 2012. - №2. – Pp. 89-90.

4. Mardanov A. B. Criminological characteristics of perpetrators of economic crimes / A. B. Mardanov // Russian investigator. - 2008. - №23. - P. 11-12.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения: обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.

Исправление осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных.

Член совета воспитателей выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности осужденного и ее элементы. Он организует его деятельность, влияет на процесс воспитания у него убежденности, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.

Обратная информация, поступающая к члену совета воспитателей от осужденного, на основании изменений его ответственности позволяет предвидеть конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений осужденных.

Педагогические исследования (И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что член совета воспитателей только тогда может успешно руководить процессом формирования личности, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения, результат деятельности осужденных. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности члена совета воспитателей и осужденного должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие члену совета воспитателей. Они бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и т. п. Это приводит, как правило, к нарушению контактов между членом совета воспитателей и осужденными, к рассогласованию этой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.

Налаживание правильных взаимоотношений с осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных. Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, так как деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

1. Стурова М. И. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспект). М, 2001.

2. Волошина Л. А. Нарушения нравственных норм как фактор насильственных преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40 - М., 2004. 28 с.

3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004, 399 с.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что с принятием Конституции в Российской Федерации в законодательстве произошло множество изменений, затрагивающих все сферы жизни. Уголовно-исполнительная система также подверглась реформам со времен СССР, которые повлияли на организацию пенитенциарной системы. Гуманизация пенитенциарной системы — это основная цель, к которой стремится законодатель, а исполнитель, в данном случае Федеральная служба исполнения наказаний России, ее реализует. Воспитательная работа является одним из основных средств пенитенциарной системы, которое во взаимодействии с другими средствами пенитенциарной системы достигает цели уголовно-исполнительного законодательства. Пенитенциарная система продолжает развиваться, что приносит свои положительные и отрицательные последствия.

Воспитательная работа с осужденными - Организация воспитательной работы с осуждёнными

Организация воспитательной работы с осуждёнными

Воспитательный процесс с заключенными имеет свое содержание и соответствующую форму. Изменение содержания любого компонента исполнения наказания (труд, мораль, право и т.д.) неизбежно влечет за собой определенные изменения в виде воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но при этом обладает относительной стабильностью и независимостью.

В теории пенитенциарной системы существует множество классификаций форм воспитательного воздействия на осужденных, сделанных по разным причинам. Наиболее распространенной является следующая классификация форм: индивидуальная, групповая, коллективная и массовая См: Богатырев И. Т. Исправительно-трудовая педагогика : учеб. пособие. М., 1978. С. 150.. Эта классификация основана на субъекте педагогического процесса.

Основой индивидуальной педагогической работы являются индивидуальные формы педагогических воздействий. Они применяются с учетом индивидуальных особенностей человека. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются, прежде всего, через индивидуальную воспитательную работу, которая, как показывает теория и практика пенитенциарной системы, является основным направлением деятельности исправительных учреждений и основана на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает проектирование педагогического воздействия на конкретного заключенного, основанное на всестороннем знании его личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с заключенным, поэтому ее можно определить следующим образом: Индивидуальная воспитательная работа с осужденным — это ряд целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (коррекция) личности осужденного. Следовательно, объектом индивидуальной работы является конкретный заключенный, а субъектом — не только отдельный работник — воспитатель заключенных, но и коллектив заключенных, группы и отдельные, положительно направленные заключенные, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники заключенных Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика : конспект лекций. Рязань: Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 2010. С. 159..

Индивидуальная работа включает изучение личности осужденного, прежде всего характера и направленности совершенного преступления, разработку программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т.д.

Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы — оценка осужденных; дисциплинарная практика; индивидуальное поощрение; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осужденных в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осужденных.

Как уже упоминалось выше, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы по оказанию социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его особенностей.

Формы воспитания социальный лифт

Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осужденных, особенно характера и направленности совершенного преступления, разработку программы индивидуального воспитательного воздействия на каждого человека, организацию самовоспитания и т.д.

Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы — оценка осужденных; дисциплинарная практика; индивидуальное поощрение; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осужденных в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осужденных.

Как уже упоминалось выше, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы по оказанию социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его особенностей.

Методы работы с осуждёнными

Метод убеждения. Метод убеждения занимает ведущее место в системе воспитательных методов, в том числе и в системе исправления заключенных. Убеждение — это процесс логического обоснования суждения или вывода.

Метод примера (подражания) — это целенаправленное и систематическое воздействие на осужденных личным примером всех сотрудников исправительного учреждения, а также широкое применение других видов положительных примеров, которые служат для них образцом. Метод примера логически связан с методом убеждения. Это наглядный пример для закрепления норм поведения, усвоенных через убеждение, понимание, доказательство и объяснение.

Метод практики. Формирование привычек нравственного поведения предполагает их отработку в процессе реальной жизни и деятельности. Метод воспитания — это такая организация жизни заключенных, всех видов деятельности, быта, отношений, общения, которая на основе убеждений, положительного примера, требований воспитателей и коллектива, развивает у них чувство правоты, упражняет нравственную волю, подавляет отрицательные и формирует положительные привычки, опыт, традиции хорошего поведения. Программа воспитательной деятельности педагогического коллектива ПС и заключенных должна включать определенный набор привычек, которые должны быть сформированы у каждого заключенного, а именно: Гигиенические и бытовые привычки, привычки к дисциплине, привычки к труду, привычки к моральному поведению и т.д.

Метод соревнований. Под методом соревнования как исправительной меры понимается система средств, приемов, воспитательных воздействий на сознание и поведение осужденных, организацию их труда, образ жизни, общественную и спортивную деятельность, художественную самодеятельность.

Методы поощрения. Поощрение — система средств и методов морального и материального стимулирования заключенных и их коллективов, продемонстрировавших определенную степень исправления, проявляющуюся в строгом соблюдении предписанных законом норм поведения, добросовестном отношении к труду, учебе и активном участии в общественной жизни колонии. Виды поощрений: признание, похвала, благодарность, ответственное задание, прощение за проступки, своевременное или досрочное погашение долга, забота о семье и родителях и т.д.

Метод принуждения — это система административно-воспитательных мер по побуждению недисциплинированных осужденных к строгому соблюдению установленных законом правил поведения в местах отбывания наказания, к ответственности за правонарушения, осознанию своей вины и исправлению своего поведения.

Таким образом, методы воспитания и исправления осужденного являются наиболее творческой стороной педагогического процесса. Педагогические противоречия, требующие умения сочетать противоположные методы, средства и приемы: Убеждение и принуждение, поощрение и наказание, одобрение и критика особенно ярко проявляются при использовании методов коррекции.

Формы и технологии в работе с осуждёнными

Эффективность нравственного воспитания во многом предопределяется целенаправленностью, продуманной организацией воспитательного процесса. При организации нравственного воспитания осужденных необходимо учитывать, что в их системе взглядов и норм поведения нарушена взаимосвязь функций: когнитивной (знание моральных норм), оценочной (осознанное восприятие моральных норм, их личностное соотнесение с социально значимыми), морально-волевой саморегуляции в повседневном поведении. Отсутствие должного соотношения структурных функций в моральном самосознании осужденных осложняется еще и тем, что содержание многих моральных норм (честность, добросовестное отношение к труду и т.д.) искажено. Поэтому педагогическое руководство нравственным воспитанием осужденных должно быть направлено на нейтрализацию субъективных и искаженных представлений о моральных нормах, формирование потребности в познании нравственности. В условиях исправительного учреждения очень важно, чтобы приобретенные знания о нравственности находили свое подтверждение в определенных проявлениях нравственного поведения в процессе трудовой деятельности в группах осужденных, в процессе отдыха и воспитания. Нравственные чувства большинства заключенных неразвиты или подавлены. Эгоизм и притворная жестокость по отношению к другим людям проявляются в поведении осужденных, которое формируется под влиянием условий содержания в исправительных учреждениях. Поэтому при организации нравственного воспитания необходимо внедрить систему мероприятий, которые бы развивали этические чувства у осужденных. Поощрение осужденных к оценке своего поведения и проступков, а также поведения и проступков других лиц, дает возможность сформировать как индивидуальные нравственные чувства, так и систему. Нравственное воспитание осужденных, являющееся неотъемлемой и многогранной деятельностью процесса исполнения наказания осужденных, определяется системой форм и методов. Необходимо подчеркнуть, что осужденные с объективной самооценкой своего преступления, наказания, целесообразности и необходимости исправления в исправительном учреждении являются опорой в процессе исправления других осужденных. Напротив, осужденные, не испытывающие раскаяния за совершенные преступления, представляют собой негативную среду в колонии, так как их самооценка не соответствует режиму и воспитательным требованиям исправительного учреждения.

Правовое воспитание заключенных предусматривает решение таких основных задач, как разъяснение заключенным законов; ознакомление их с правами и обязанностями, разъяснение необходимости строгого соблюдения законов и последствий их нарушения; воспитание уважения к законам и правилам внутреннего распорядка, воспитание привычки их добровольного соблюдения; опровержение позиции заключенных об их невиновности и ложном осуждении; разъяснение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. В исправительных учреждениях различных видов режимов используются следующие организационные формы преподавания правовых знаний: Лекции, дискуссии, доклады, юридические курсы, юридические консультации pro bono, оформление уголков правовых знаний и стендов на правовые темы и т.д.

Трудовая деятельность является основным источником материального и духовного богатства общества. Это неотъемлемая часть пенитенциарного процесса. Трудовое воспитание — это процесс укрепления или формирования трудовых привычек и навыков, психологической готовности к труду, моральных установок и осознанной потребности трудиться.

Физическое воспитание заключенных — это процесс совершенствования и развития их физических способностей, укрепления здоровья и формирования нравственных и психических качеств.

В санитарно-гигиеническом воспитании и обучении осужденных принимают участие сотрудники медицинского отдела, воспитатели, работники общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ. Цель санитарно-гигиенического воспитания — дать заключенным медицинские знания в этой области и показать важность этих знаний для сохранения здоровья и продления жизни. Для обучения используются лекции, беседы, доклады и встречи с медицинским персоналом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с принятием Конституции в Российской Федерации в законодательстве произошло множество изменений, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности. Уголовно-исполнительная система со времен СССР также потерпела переформирования, сказавшиеся на организации исполнения наказаний.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с принятием Конституции в Российской Федерации в законодательстве произошло множество изменений, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности. Уголовно-исполнительная система со времен СССР также потерпела переформирования, сказавшиеся на организации исполнения наказаний. Гуманизация исполнения наказаний- главная цель, которую добивается законодатель, а правоприменитель, в данном случае, которого можно считать ФСИН России, реализует ее. Воспитательная работа- является одним из важнейших средством исправления осужденных, которая во взаимодействиями с другими средствами исправления добивается цели уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-исполнительная система продолжает прогрегрессировать, что приносит свои как положительные, так отрицательные результаты.

Проблема курсовой работы: каковы организационно-педагогические условия успешной воспитательной с осужденными

Объектом данной темы являются общественные отношения, связанные с воспитательной работой с осужденными.

Предметом курсовой работы, является содержание, методы, приемы и формы воспитательной работы с осужденными.

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать отечественный, положительный опыт воспитательной работы с осужденными.

Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

) Изучить и проанализировать правовое регулирование воспитательной работы с осужденными;

) Проанализировать организацию воспитательной работы с осужденными и выявить положительный опыт;

) Изучить формы, содержания, направления воспитательной работы с осужденными и т. д;

Гипотеза: воспитательная работа с осужденными будет, вероятно, успешной, если:

учитываются нормативно-правовые основы воспитательной работы с осужденными;

выявлены и проанализированы формы, содержание, методы, приемы, средства воспитательной работы с осужденными;

изучен и проанализирован опыт воспитательной работы с осужденными в исправительных колониях разного типа;

выявлены и реализованы основные направления воспитательной работы с осужденными;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Теоретической основой курсовой работы, являются исследования: А.И. Зубкова, М.П. Стуровой, М.П. Прокопова, А.Ф, Сизых, В.И. Селиверстова, А.М. Потапова и т.д.

Методы, использованные при написании курсовой работы: изучение и анализ научной литературы по теме курсовой работы, изучение опыта воспитательной работы с осужденными.

1. Концептуальные подходы в воспитательной работе с осужденными в российской федерации

.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Кроме того, опыт организации воспитательной работы с осужденными, передовые методы и формы работы должны соответствующим образом накапливаться и распространяться. На подзаконном уровне решены вопросы по материально-техническому обеспечению воспитательной работы.

Необходимо отметить, что в период с 2000 по 2006 г. действовала Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, результаты реализации которой позволили динамично развиваться данному средству исправления осужденных и определить тенденции его развития на перспективу.

1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Воспитательный процесс с осужденными имеет своё содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осуждённых (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечёт за собой определённые изменения и формы воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.

В теории исправления осуждённых существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осуждённых, произведённых по разным основаниям. Наиболее общей является следующая классификация форм: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые. Эта классификация основана на объекте педагогического процесса.

Основу индивидуальной воспитательной работы составляют индивидуальные формы педагогических воздействий. Они применяются с учётом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются в основном через индивидуальную воспитательную работу, которая, как свидетельствуют теория и практика исправления осуждённых, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений и базируется на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осуждённого, основанного на всестороннем знании личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с осуждённым, поэтому её можно определить следующим образом: индивидуальная воспитательная работа с осуждённым — это комплекс целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (исправление) личности осуждённого. Следовательно, объектом индивидуальной работы выступает конкретный осуждённый, а субъектом — не только отдельный сотрудник — воспитатель осуждённых, но и коллектив осуждённых, группы и отдельные, положительно направленные осуждённые, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники осуждённых.

Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осуждённых, прежде всего характера и направленности совершённого преступления, составление программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т. п.

Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы — аттестование осуждённых; дисциплинарная практика; индивидуальное шефство; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осуждённых в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осуждённых.

Как уже отмечалось ранее, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы, обеспечивающие оказание социальной, психологической и педагогической помощи каждому осуждённому с учётом его характеристики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

осужденный уголовный исполнительный воспитательный

2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

.1 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В УИИ

Метод убеждения. В системе методов воспитания, в том числе и в системе исправления осуждённых, метод убеждения занимает ведущее место. Убеждение — это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.

Реализация метода убеждения — сложный и длительный процесс воздействия на осуждённого. В нём, с одной стороны, проявляется систематическая, целеустремлённая, активная деятельность всего педагогического коллектива ИУ, требующая от него длительного напряжения всех интеллектуальных и физических сил, заинтересованности, организаторских способностей, педагогического мастерства, творчества, настойчивости, чтобы охватить своим влиянием всех осуждённых, вселить в них доверие к себе, готовность твёрдо встать на путь исправления. С другой стороны, это сложная нравственно-психологическая деятельность каждого осуждённого, микрогрупп, коллектива осуждённых в целом, включающая восприятие, осмысление, переработку, принятие или отрицание педагогических воздействий. Основными путями убеждения и переубеждения осуждённых являются: нравственное, экономическое, естественно-научное, эстетическое, экономическое просвещение; регулярная информация и разъяснение текущих событий внутри страны, в международной жизни, в жизни ИУ; организация жизни, труда, быта, общественной деятельности осуждённых, обеспечивающей накопление нравственно-правового опыта, закрепляющего систему формируемых взглядов и убеждений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Метод примера (подражания) — это целеустремлённое и систематическое воздействие на осуждённых личным примером всех сотрудников ИУ, а также широкое использование других видов положительного примера, служащего им образцом для подражания. Метод примера логически связан с методом убеждения. Он даёт наглядный образец для закрепления тех норм поведения, которые усвоены путём убеждения, осмысления, доказательства, разъяснения. Метод примера требует от воспитателей активного и творческого отношения для умелого отбора многообразных видов положительного примера, чтобы использовать его силу для переориентации, исправления осуждённых.

Метод соревнования. Под соревнованием как методом исправления понимают такую систему средств, приёмов, воспитательных воздействий на сознание и поведение осуждённых, организации их труда, быта, общественной и спортивно-массовой работы, художественной самодеятельности, которая вызывает у них потребность в состязательности, взаимопомощи, подтягивании отстающих до уровня передовиков и на этой основе обеспечивает достижение высоких общих результатов деятельности, преодоление недостатков в личном поведении и жизни коллектива.

Метод поощрения. Поощрение — это система средств и приёмов морального и материального стимулирования осуждённых и их коллективов, доказавших определённую степень исправления, проявляющуюся в строгом соблюдении установленных законодательством норм поведения, добросовестным отношением к труду, учёбе, активным участием в общественной жизни ИУ. Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, прощение за проступок, своевременное или досрочное погашение иска, забота о семье, родителях и др. Меры поощрения к осуждённым применяются на основе соблюдения норм уголовно-исполнительного права и педагогических правил (требований).

Метод принуждения — это система административно-педагогических мер, побуждающая недисциплинированных осуждённых строго соблюдать нормы поведения, установленные законами для мест отбывания наказания, нести ответственность за правонарушения, осознавать свою вину и исправлять своё поведение.

Итак, методы воспитания и исправления осуждённых являются наиболее творческой стороной педагогического процесса. В применении методов исправления особенно наглядно проявляются педагогические противоречия, требующие умения сочетать противоположные методы, средства и приёмы: убеждение и принуждение, поощрение и взыскание, одобрение и критику.

.2 ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ

Только педагог, хорошо знающий правовые науки, психологию, законы педагогического процесса воспитания и исправления, принципы, опирающиеся на эти законы, — только такой педагог может успешно сочетать противоречивые методы воспитания и перевоспитания в процессе нравственного становления осуждённых.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нравственное воспитание осуждённых представляет собой процесс, направленный на преодоление у них чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных качеств, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, на формирование в конечном итоге личности гражданина. Эффективность нравственного воспитания во многом предопределяется целенаправленностью, хорошо продуманной организацией воспитательного процесса. При организации нравственного воспитания осуждённых необходимо учитывать, что в системе их взглядов и норм поведения нарушена взаимосвязь функций: познавательной (знание норм нравственности), оценочной (осознанное восприятие нравственных норм, их личное соотношение с общественно значимыми), нравственно-волевой саморегуляции в повседневном поведении. Отсутствие должной взаимосвязи структурных функций в нравственном самосознании осуждённых осложняется ещё и тем, что содержание многих нравственных норм (честность, добросовестное отношение к труду и др.) носит искажённый характер. Поэтому педагогическое управление нравственным воспитанием осуждённых должно быть направлено на нейтрализацию субъективно-извращённых понятий норм нравственности, на формирование потребности познания морали. В условиях ИУ очень важно, чтобы полученные знания о морали находили подтверждение в частных проявлениях нравственного поведения в процессе трудовой деятельности в коллективах осуждённых, отдыхе, учёбе. У большей части осуждённых нравственные чувства не развиты или приглушены. Эгоизм, напускная жестокость к другим людям проявляются в поведении осуждённых, характеризующихся в условиях ИУ отрицательно. Поэтому необходима система мероприятий, воспитывающая у осуждённых этические чувства при организации нравственного воспитания. Побуждение осуждённых к оценке своего поведения и проступков, а также других лиц даёт возможность формировать как отдельные нравственные чувства, так и их систему. Нравственное воспитание осуждённых, являясь составной и многообразной деятельностью процесса исправления осуждённых, определяется системой форм и методов. Необходимо подчеркнуть, что осуждённые с объективной самооценкой своего преступления, наказания, целесообразности и необходимости исправления в ИУ представляют опору в процессе исправления других осуждённых. И наоборот, осуждённые, не испытывающие угрызений совести за совершённые преступления, представляют негативную среду в колонии, так как их самооценка неадекватна режимно-педагогическим требованиям в ИУ.

Правовое воспитание. Под правовым правовым воспитанием осуждённых следует понимать процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения, что и составляет в целом правовую культуру.

Правовое воспитание осуждённых предусматривает решение таких основных задач, как разъяснение законов осуждённым; ознакомление осуждённых с их правами и обязанностями, разъяснение необходимости строгого соблюдения законов, а также последствий нарушения; привитие уважения к законам и правилам внутреннего распорядка, содействие воспитанию привычки их добровольного исполнения; опровержение позиции осуждённых об их невиновности и неправильности осуждения; разъяснение принципа неотвратимости наказания за совершённое преступление. В условиях ИУ различных видов режима используются следующие организационные формы передачи правовых знаний: лекции, беседы, доклады; проведение правовых занятий; организация работы юридических консультаций на общественных началах, оформление уголков правовых знаний, стендов на правовую тематику и т. д.

Трудовая деятельность является основным источником материального и духовного богатства общества. Она является одной из составных частей процесса исправления осуждённых. Трудовое воспитание осуждённых — это процесс закрепления или формирования трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознанной потребности трудиться.

Как и процесс исправления осуждённых в целом, трудовое воспитание предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая осуждённых в трудовую деятельность, необходимо учитывать состояние здоровья, пол, возраст, трудоспособность и, по возможности, специальность, а также наличие рабочих мест. Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ. В настоящее время в организации трудовой деятельности имеет место ряд негативных явлений, обусловленных безработицей осуждённых, их трудовой незанятостью. Такое положение дел сказывается на дисциплине, порождает отрицательные взаимоотношения и общение осуждённых, формирует их профессиональную деформацию. В то же время педагогические исследования и практика свидетельствуют о том, что при правильной организации трудовой деятельности у осуждённых вырабатываются нравственные формы общения, уважение друг к другу и к окружающим.

Физическое воспитание осуждённых — процесс совершенствования и развития их физических способностей, укрепление здоровья, формирование у них морально-волевых качеств. Оно способствует укреплению здоровья в условиях отбывания наказания и профилактики заболеваний при массовом скоплении людей, а также является благоприятным фактором успешной адаптации к новым обстоятельствам и последующей ресоциализации личности к жизни на свободе. Физическое воспитание выполняет также профилактико-гигиеническую функцию. Физическое воспитание в местах лишения свободы выступает и как средство борьбы с недостаточностью движения у осуждённых к лишению свободы. Физическое воспитание в ИУ решает задачи сохранения и укрепления здоровья осуждённых и должно быть неразрывно связано с их трудовым, правовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых — процесс повышения санитарно-гигиенической культуры осуждённых, формирования у них знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Цель санитарно-гигиенического воспитания — предупреждение инфекционных заболеваний среди осуждённых. Для проведения санитарно-гигиенического воспитания осуждённых привлекаются сотрудники медицинской части, воспитатели, преподаватели общеобразовательной школы и профессиональных училищ. Санитарно-гигиеническое просвещение призвано дать осуждённым медицинские знания из этой области, показать важность этих знаний для человека в плане сохранения здоровья и продления жизни. Для просвещения используются лекции, беседы, доклады, встречи с медицинскими работниками. Санитарно-гигиеническая культура осуждённого — это элемент общей культуры человека. Она позволяет добиться не только необходимых результатов в профилактике многих заболеваний, а также способствует повышению эффективности санитарно-гигиенического воспитания в ИУ.

Читайте также: