Может ли специалист по охране труда быть ответственным за экологию

Обновлено: 05.05.2024

Возложение функций эколога на специалиста по охране труда

К сожалению, часто, в целях экономии, средств специалистов по охране труда вынуждают также заниматься вопросами соблюдения природоохранного законодательства. Назначение дополнительных функций может происходить 2 способами:

  • Вас назначают на должность инженера — эколога (по совместительству). При этом, в штатное расписание добавляется новая должность, издается приказ, в котором прописывается размер оплаты выполняемой вами дополнительной работы, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Вас назначают ответственным за охрану окружающей среды и/ или обращение с опасными отходами приказом по организации. При этом, в вашу должностную инструкцию (ДИ специалиста по охране труда) вносятся соответствующие изменения.

И в первом и во втором случае для полноценного исполнения новых обязанностей специалисту по охране труда необходимо будет пройти обучение по двум направлениям: охрана окружающей среды и обращение с опасными отходами.

3 блока природоохранного законодательства

В целом, природоохранное законодательство можно разделить на 3 блока: обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха, охрана водных ресурсов. Начнем с отходов.

Что такое отходы?

1

В зависимости от опасности для окружающей среды отходы подразделяются на 5 классов:

V класс практически неопасные IV класс малоопасные III класс умеренно опасные II класс высоко опасные I класс чрезвычайно опасные
например, отходы потребления бумаги и картона с однокрасочной и цветной печатью например, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) например, отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены например, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом например, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

Вы должны понимать, что даже организация, имеющая небольшой офис, образует отходы.

Основные нормативные акты в области обращения с отходами

Знакомство с документацией в области обращения с отходами необходимо начинать с основных нормативных актов:

Обязательные для организаций документы и мероприятия в области обращения с отходами (как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей)

Отчетность в области обращения с отходами

  • После получения документа об утверждении проекта нормативов образования отходов, необходимо ежегодное подтверждение о неизменности производственного процесса в виде технического отчета (приказ Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50). Данный отчет подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор в течение 10 дней с момента наступления очередного года от даты утверждения проекта.

Ответственность в области обращения с отходами

За отсутствие или несвоевременную подачу технического отчета, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, отсутствие обучения или паспортов опасных отходов предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Согласно данной статье, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 10000-30000 руб., на индивидуальных предпринимателей – 30000-50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц – 100000-250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За отсутствие или несвоевременную подачу отчетностей по форме 2-ТП (отходы) и 4-ОС по ст. 8.5 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 3000-6000 руб., на юридических лиц – 20000-80000 руб.

За невнесение, несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду по ст. 8.41 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 3000-6000 руб., на юридических лиц – 50000-100000 руб.

За отсутствие или несвоевременную подачу сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления по ч. 1 ст. 4.36 Кодекса города Москва об административных правонарушениях на должностных лиц может быть наложен штраф в размере 10000 руб., на юридических лиц – 100000 руб.


Охрана труда на предприятии - с чего начать? Таким вопросом задаются руководители, перед которыми встала задача организовать систему охраны труда в компании. Наша статья поможет определиться с порядком действий в этом направлении.

План мероприятий по организации охраны труда

Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. Подробности см. здесь.

План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.

Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:

  • организовать систему управления охраной труда в компании;
  • создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
  • принять положение об охране труда в организации;
  • издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
  • утвердить должностные инструкции ответственных лиц.

Система управления охраной труда на предприятии

Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.

При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:

  • обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
  • обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
  • проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
  • отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
  • соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
  • проведение инструктажей по охране труда.

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.

Служба охраны труда на предприятии

В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 217 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:

  • принятие руководителем этих функций на себя;
  • делегирование этих полномочий иному работнику;
  • привлечение организации или физлица со стороны.

Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.

Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.

Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:

Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.

  • Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.

На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.

Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?

Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.

I квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.

II квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.

Без квалификационной категории:

  • высшее образование и диплом специалиста;
  • без требований к опыту работы.

Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.

Документы по охране труда на предприятии

После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.

В ее состав могут входить:

  • распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
  1. Прочие документы:
  • журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
  • журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
  • программы проведения подобных инструктажей;
  • личные карты о прохождении обучения и т. д.
  1. Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
  • протоколы;
  • экспертное заключение;
  • карты аттестации конкретного рабочего места и др.

Конечно, это только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.

В Путеводителе по Кадровым вопросам от КонсультантПлюс собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Образец приказа по охране труда на предприятии

Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.

В приказе необходимо:

  • закрепить главное ответственное за охрану труда лицо в целом по предприятию;
  • если предприятие имеет подразделения, участки либо территории, указать лиц, ответственных за безопасность на них;
  • отметить, что на время отсутствия ответственных лиц по причине отпуска, болезни или другим уважительным причинам будут назначены лица, временно исполняющие их обязанности;
  • указать, какими документами ответственные лица должны руководствоваться в своей деятельности.

Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.

Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте.


Особенности охраны труда на производственных предприятиях

Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.

О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:

На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.

В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:

  • биохимических факторах;
  • наличии полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустике, к примеру уровне шума;
  • уровне освещенности;
  • уровне вибраций;
  • степени травмоопасности;
  • микроклиматических условиях;
  • тяжести и напряженности трудовой деятельности;
  • важности применения барьерных средств для защиты.

На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:

Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.

Итоги

Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?

Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.

После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.

На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обучение Экологической безопасности в Ростове-на-Дону

Одной из актуальнейших тематик на данный момент являются темы обучения, затрагивающие охрану окружающей среды и уменьшения воздействия на нее. К ним относится обучение по обращению с опасными отходами и экологической безопасности.

Единственное, в чем остается разобраться при выборе обучающей программы – какую категорию сотрудников необходимо обучить. Ведь требования по прохождению обучения направлены не только на повышение уровня знаний специалистов. Они являются законодательным требованием, при нарушении которого предприятию могут грозить значительные штрафы.

В программе обучения по экологии рассматриваются следующие вопросы:

  • экологическое законодательство – действующее, утратившее силу, нововведения и изменения в нем;
  • вопросы экономики и принципы платности природопользования;
  • экологическое нормирование на предприятии;
  • экологическая документация и отчетность производственных объектов;
  • управление природопользованием;
  • сведения об управлении отходами предприятия;
  • проведение производственного контроля;
  • возникновение ответственности за нарушения экологического законодательства.

Submission Preview

Обучение по экологической безопасности обязаны проходить индивидуальные предприниматели и юридические лица по двум направлениям.

Обучение по экологической безопасности может проводиться очно или дистанционно

  • Очное обучение - непосредственной в помещении учебного центра.
  • Дистанционное обучение - обучение в режиме самоподготовки по материалам учебного центра, размещенных в сети Интернет, сдача итогового экзамена онлайн.

Согласно действующему законодательству обучаться по программам экологической безопасности необходимо 1 раз в 5 лет.

  • Обеспечение экологической безопасности проводится по 72-х часовой программе обучения
  • Обращение с отходами I-V классов опасности проводится по 112 часовой программе обучения
  • Дистанционно — от 4500 руб/чел (для групп от 5 чел)
  • Очно — по договоренности в зависимости от размера группы

Бонус: Полный пакет документов по экологической безопасности (инструкции, журналы инструктажей и др.) в подарок!

Ответственность за отсутствие любого из перечисленных ранее видов обучения правомерно устанавливать на основании содержания статьи 8.1 КоАП, которая регламентирует экологические требования по отношению к хозяйственной деятельности природопользователей. По данной статье штраф для предприятия может составить до 100 тысяч рублей и до 5 тысяч для должностного лица.

Также нарушения может повлечь и безграмотная деятельность персонала, вовремя не обученного по соответствующему направлению, что также карается согласно вышеуказанным документам. Например, по статье 8.2 КоАП, при неверном обращении с отходами штраф для предприятия может составить до 250 тысяч рублей. Также он не обойдет и должностное лицо, которому нарушение обойдётся в сумму до 30 тысяч рублей.

Кроме того, неправомерная деятельность предприятия в отношении окружающей среды может определяться содержанием одной их статей 8 главы КоАП и обходиться как значительными денежными штрафами, так и приостановлением деятельности объекта.

В программу обучения по экологической безопасности входит текстово-графическая информация в виде лекций разбитых на темы и разделы, а также видео уроки по некоторым темам.

По завершении теоретической части курса, предусмотрены практические занятия.

Обучающемуся, для получения удостоверения, необходимо сдать итоговый экзамен по курсу. Экзамен проводится в форме тестирования.

Для успешной сдачи экзамена, необходимо правильно ответить на 80% вопросов теста.

После успешной сдачи экзамена, обучающийся получает удостоверение о прохождении обучения по экологической безопасности, комплект бухгалтерских документов, а также полный комплект образцов документов, необходимый при проверке организации надзорными органами.

Программа обучения по Экологии

Добрый день!
Сложилась такая ситуация - в организации являюсь СОТ. Недавно сообщили, что хотят меня обучить по программе экологическая безопасность для руководителей и специалистов и сделать ответственным в приказе, но при этом "мне ничего делать не нужно будет, просто числиться"! Что меня и смутило..
Подскажите пожалуйста, стоит ли подписывать, не опасно ли это?

Статьи 4, 57, 60.2 и 151 ТК изучите с желающими внимательно.
Потом соглашайтесь за нормальную доплату (в целях собственного проф.роста и приобретения новых компетенций) или шлите всех на хутор.

Вообще, освоить смежную экологию да засчет РБТД - можно и полезно. Но от работы кони дохнут. реально взвесьте свои силы.

Цитата
Инженер ОТ пишет:
Добрый день!
Сложилась такая ситуация - в организации являюсь СОТ. Недавно сообщили, что хотят меня обучить по программе экологическая безопасность для руководителей и специалистов и сделать ответственным в приказе, но при этом "мне ничего делать не нужно будет, просто числиться"! Что меня и смутило..
Подскажите пожалуйста, стоит ли подписывать, не опасно ли это?

Знакомая ситуация. Предлагали будучи ИОТом стать по приказу ответственным за экологию, "шоб было".
Тут выход только один, обучиться и оформиться на должность экологом. Оценив силы, конечно. По-моему, сложнее должность СОТа, чем эколога, можно и попробовать

Цитата
Инженер ОТ пишет:
Добрый день!
Сложилась такая ситуация - в организации являюсь СОТ. Недавно сообщили, что хотят меня обучить по программе экологическая безопасность для руководителей и специалистов и сделать ответственным в приказе, но при этом "мне ничего делать не нужно будет, просто числиться"! Что меня и смутило..
Подскажите пожалуйста, стоит ли подписывать, не опасно ли это?

Но тут другая ситуация - предлагают без оформления по совместительству экологом, а просто быть ответственным в приказе, даже без выполнения работы!
Без доплат..

Тогда НЕТ. Никаким боком сот не может быть ответственным за экологическую безопасность. Слать их лесом.

Если ответственный - то уже отвественность в полном объеме уголовного и кодекса об административных правонарушениях.
Даже без выполнения работы можно получить по самое "не горюй"!

И просто числиться не получиться. Ответственный на то и нужен, чтоб быть козлом отпущения в случае чего

Я тоже так думаю!
Не подскажите, в каком документе можно найти пункты про ответственность за невыполнение требование экологической безопасности и что при этом грозит?

Цитата
Инженер ОТ пишет:
Но тут другая ситуация - предлагают без оформления по совместительству экологом, а просто быть ответственным в приказе, даже без выполнения работы!
Без доплат..

просто будете сдавать ежеквартальные платежи, в начале года 2-тп отходы, 2-тп водхоз, 2-тп воздух, техотчет о неизменности производственного процесса и т.д. и т.п., также будете сдавать отходы, которые не копятся, а должны, будете убеждать директора о необходимости приобретения емкостей для ртутных ламп,
да вообще много интересного узнаете, когда надо станет проект ПДВ, ПНООЛР, лимиты.
а так то да, работы экологом не много)

Цитата
Инженер ОТ пишет:
Добрый день!
Сложилась такая ситуация - в организации являюсь СОТ. Недавно сообщили, что хотят меня обучить по программе экологическая безопасность для руководителей и специалистов и сделать ответственным в приказе, но при этом "мне ничего делать не нужно будет, просто числиться"! Что меня и смутило..
Подскажите пожалуйста, стоит ли подписывать, не опасно ли это?

Из личного опыта: "+" это обучиться за счет работодателя и набраться опыта "-" навалят работу (отчеты, проекты, приказы и т.д.), а платить не будут, сделают большие удивленные глаза! Вероятно, для вашего работодателя главное - назначить ответственного, чтоб при проверках было на кого пальцем указать и наложить штраф на должностное лицо, а не на организацию. Работодатель конечно вам потом возместит убытки - окажет матпомощь на сумму наложенного штрафа, но ответьте себе на вопрос "Вам это надо?!" Вопрос цены конечно. Лично я 3 года пытаюсь добиться доплат мирным путем, а сейчас просто махнула рукой и научилась отбиваться от "неоплачиваемой" работы грамотно. Любой труд должен цениться и оплачиваться.

Читайте также: