Срок давности нарушений по охране труда

Обновлено: 17.05.2024

Штраф за нарушение требований охраны труда — это сумма от 2000 до 200 000 рублей. Он грозит за ненадлежащее исполнение требований трудового законодательства и нормативных актов в сфере ОТ.

Что является нарушением

  • невыполнение требований и инструкций (отклонение от правил, игнорирование средств индивидуальной защиты, алкогольное опьянение на рабочем месте и пр.);
  • ненадлежащее (или с нарушениями) выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, начало производственного процесса без медосмотра).

В таблице каждый пункт — повод для ответственности со стороны нанимателя за нарушение требований охраны труда.

  • не проводится стажировка на рабочем месте;
  • не проводится контроль знаний по ОТ;
  • привлечение к работе сотрудников, не прошедших обучение и проверку знаний по ОТ;
  • не проводится обучение и проверка знаний руководителей.
  • привлечение работника к труду в выходные дни без его согласия;
  • привлечение к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени: к сверхурочной работе более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов — в год;
  • отсутствие точного учета продолжительности сверхурочной работы каждого работника;
  • нарушение продолжительности еженедельного непрерывного отдыха работника, которая не может быть менее 42 часов.

Использование средств индивидуальной защиты предотвращает воздействие вредных факторов. Работодатель обязан обеспечивать:

  • специальной одеждой;
  • смывающими и обезжиривающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию.

Обязательный медицинский осмотр позволяет выявить у сотрудника состояния и заболевания, противопоказанные для отдельных видов работ.

  • не идентифицируются потенциально вредные и опасные факторы производства и трудового процесса;
  • не оценивается уровень их воздействия на организм работника;
  • не разрабатываются рекомендации для применения СИЗ.
  • нарушение срока извещения по факту несчастного случая государственных структур, указанных в статье 228.1 Трудового кодекса;
  • несохранение до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была в момент происшествия;
  • неполное оформление документации;
  • сокрытие несчастного случая на производстве.

Виды ответственности

Все наказания приведены в 5.27.1 КоАП. Вот кто попадет под санкции:

  • сотрудники предприятия и организации;
  • должностные лица, обязанные осуществлять контрольные функции;
  • юридическое лицо или ИП.

Покажем в таблице виды ответственности за нарушение требований охраны труда в законодательстве о труде, применяемое наказание, субъект ответственности и регулирующую норму права.

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.
  • работники;
  • ответственные за соблюдение требований ОТ.
  • возмещение ущерба:полное;
  • частичное, в пределах среднего заработка.
  • предупреждение;
  • штраф;
  • приостановление деятельности.
  • руководители;
  • должностные лица;
  • ответственные работники;
  • юридические лица и ИП.

Ст. 5.27.1 КоАП РФ.

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

По дисциплинарной ответственности рядовые работники организации наказываются за:

  • отклонение от внутренних правил и актов по охране труда;
  • ненадлежащее применение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
  • уклонение от медицинского освидетельствования;
  • отказ от специального обучения по охране труда.

Ответственные за соблюдение ОТ подвергаются этому виду взыскания, если:

  • работник допущен к работе на неисправном или незащищенном оборудовании, если такая защита предусмотрена;
  • работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если их использование необходимо;
  • работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда;
  • работник не прошел медицинский осмотр;
  • работник направлен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
  • сверхурочная работа не согласована с работником и если его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.

Материальная ответственность предполагает возмещение работником ущерба, причиненного работодателю в результате игнорирования требований охраны труда. Привлекают к материальной ответственности, если:

  • гражданин совершеннолетний;
  • бездействовал либо проявлял незаконные действия;
  • наниматель получил явный фактический ущерб;
  • вина в нанесении ущерба доказана и его можно оценить (ст. 247 ТК).

При взыскании не учитывается упущенная выгода работодателя (ст. 238 ТК). Работодатель вправе полностью или частично отказаться от получения компенсации за ущерб с виновной стороны (ст. 240 ТК).

Вот какой вид административного наказания может грозить работодателю за нарушение требований охраны труда:

  • административное;
  • гражданское;
  • уголовное.

Административная ответственность за требования ОТ назначается в виде штрафов. Решения о взыскании принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Они определяют размер штрафа, выносят решения относительно руководителей, должностных лиц, ответственных работников.

Гражданско-правовая ответственность должностного лица наступает за нарушение ГК, принятых в соответствии с ним федеральных законов. Может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Особенность — возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Штраф назначается только государственным инспектором уполномоченного органа надзора и контроля либо судом по его представлению. Уровень принятия решения и наказания зависит от субъекта ответственности. К примеру:

  • штраф за отсутствие спецодежды у работника для должностных лиц — 20 000-30 000 рублей, для юридических — 130 000-150 000;
  • штраф за допуск к работе без медосмотра — 15 000-25 000 и 110 000-130 000 рублей соответственно.

Назначение административного наказания не освобождает должностное лицо, ИП и организацию от исполнения своих обязанностей и не прекращает деятельность, при которой было совершено нарушение. Если ответственный работник или организация оплатили штрафы, деятельность их прекращена не будет.

Требование уголовной ответственности наступает:

  • при неумышленном причинении вреда здоровью человека;
  • в случае смерти человека;
  • при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).

Она зависит от тяжести происшествия:

  • причинение по неосторожности;
  • смерть 1 человека по неосторожности;
  • смерть 2 и более человек по неосторожности.

Ответственный понесет один из видов наказания:

  • штраф до 400 000 рублей или в размере дохода (заработной платы) осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы сроком до 1 года;
  • лишение свободы на срок до 1 года с возможной дисквалификацией до 1 года.

Если происходит смерть 1 человека и более по неосторожности, виды наказания гораздо серьезнее.

Таблица штрафов по ОТ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 2000 до 5000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 5000 до 10 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 15 000 до 25 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

От 70 000 до 100 000

Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность)

От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Сокрытие страхового случая

Статья 15.34 КоАП РФ

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

На юридических лиц

От 5000 до 10 000

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 50 000

На юридических лиц

От 100 000 до 200 000

Оформление взыскания за нарушение требований ОТ

Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.

Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:

  • с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
  • с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.

В срок не входит:

  • время болезни работника;
  • время его отпуска;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).

Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:

  • внесите данные организации или оформите на бланке;
  • внесите дату, время и место составления;
  • укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
  • детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
  • включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
  • приложение — документы, объяснительные, докладные;
  • рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).

Шаг 3. Предложите работнику подготовить письменное объяснение. Сделайте это в письменной форме и получите его подпись на запросе. Попросите предоставить объяснение в течение двух рабочих дней (ч. 1 ст. 193 ТК).

Шаг 4. Если спустя два дня объяснительная не предоставлена, составьте акт об отказе. Подпишите его сами и у двух свидетелей.

Шаг 5. Изучите факты, оцените тяжесть проступка. Примите решение о дисциплинарном взыскании или откажитесь от него.

Шаг 6. Принято решение о наказании — издайте приказ. Приложите все документы по делу: докладные, предписания, объяснения работника, ссылки на нормативные акты, которые нарушил сотрудник.

Шаг 7. В течение трех дней ознакомьте сотрудника с приказом под подпись. В случае отказа составьте акт.

Шаг 8. Исполнение требований дисциплинарного взыскания.

За что, как и когда могут привлечь работодателя к административной ответственности

За нарушения в сфере трудового законодательства для работодателей и должностных лиц организации установлена административная ответственность. Одной из основных статей, по которым чаще всего к такой ответственности привлекают, является ст. 5.27 КоАП РФ – ею предусмотрено наказание именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. А поскольку те или иные нарушения наверняка есть в каждой организации, расскажем, за какие из них могут привлечь к ответственности и кого, каков размер штрафов и можно ли их снизить и в какие сроки применение санкций будет законным.

Состав правонарушений по ст. 5.27 КоАП РФ.

Этой статьей установлено несколько специальных и один общий состав правонарушений в области трудового законодательства. К специальным относятся:

  • фактическое допущение к работе лица, не уполномоченного на это работодателем (ч. 3);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4);
  • невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, других сумм в рамках трудовых отношений (ч. 5).

За все остальные нарушения трудового законодательства к ответственности привлекают по ч. 1.

К сведению:

Ответственность для работодателей установлена и другими статьями КоАП РФ. Например, за нарушения государственных нормативных требований охраны труда работодателей привлекут по ст. 5.27.1, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению – по ст. 5.31, за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки – по ст. 5.34.

В качестве мер ответственности ст. 5.27 КоАП РФ установлены:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф, налагаемый на должностное лицо.
  3. Штраф на ИП.
  4. Штраф на юридическое лицо.
  5. Дисквалификация должностного лица – лишение физического лица права замещать определенные должности. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Отметим, что данной статьей установлена ответственность за повторное правонарушение: повтор является отягчающим обстоятельствам, и санкции за такое нарушение более весомые.

Повторное правонарушение – это аналогичное ранее совершенному нарушение, которое было совершено в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания за первое нарушение (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).

Привлекают к административной ответственности за нарушение трудового законодательства инспекторы ГИТ по результатам плановых или внеплановых проверок.

Общие нарушения трудового законодательства.

Итак, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей привлекают за любое нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3 – 5 ст. 5.27.

К наиболее частым нарушениям трудового законодательства можно отнести:

  • отсутствие приказа о приеме на работу или о расторжении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
  • нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
  • отсутствие письменных согласий работников на расширение зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ);
  • неизвещение в письменной форме каждого сотрудника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
  • выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока (ч. 6 ст. 136);
  • отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ) и графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
  • неознакомление работников с приказом о предоставлении отпуска (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
  • отсутствие письменных согласий на привлечение к работе в выходные дни (ст. 113, 153 ТК РФ);
  • нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

Санкции за такие нарушения представим в таблице.

Любое нарушение, не предусмотренное ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Повторное нарушение, аналогичное нарушению, предусмотренному ч. 1 (ч. 2)

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Штраф от 50 000 до 70 000 руб.

Ответственность за фактическое допущение к работе.

В силу ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей могут привлечь к ответственности за фактическое допущение к работе человека лицом, которое не уполномочено на это работодателем, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключил с допущенным к работе трудовой договор.

По общему правилу основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). Но если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, а работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя, уполномоченного допускать лиц к работе), то трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к работе (ч. 3 ст. 16). В этом случае трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным и вступает в силу со дня фактического допущения человека к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Тогда работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.

Если лицо допущено к работе сотрудником, не имеющим на это полномочий, а работодатель (его представитель, уполномоченный на допуск к работе) отказывается заключить трудовой договор с данным лицом, отработанное им время (выполненную работу) необходимо оплатить. Сотрудник, который допустил лицо к работе, не имея на это полномочий, привлекается к административной и материальной ответственности (ч. 1, 2 ст. 67.1 ТК РФ).

То есть привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ могут только сотрудника (должностное лицо), допустившего лицо к работе. Его могут оштрафовать на сумму в размере от 10 000 до 20 000 руб. За повторное нарушение по данной статье должностное лицо может быть уже дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодатель НЕ ПОДАЛ декларацию в Государственную инспекцию труда УР. Прошло 6 месяцев либо год, как это выяснилось.

Вопрос.

Какой порядок действий работодателя?

Ответ.

Организация, у которой по результатам специальной оценки не выявлено вредных факторов, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки обязана подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В противном случае с 01.01.2015 возможно привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представление декларации после установленного срока ответственности не снимает, кроме случая, когда декларация подана по истечении срока давности привлечения к ответственности.

В целях обеспечения безопасности условий и охраны труда работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Сведения о результатах специальной оценки условий труда передаются в инспекцию труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении (ст. 6, ч. 1, 3 ст. 18, ч. 2, 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Отметим, что представить данную декларацию - в интересах самого работодателя, поскольку декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). А по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (п. 3 Информации Минтруда России "Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)").

Данная декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых она представляется (ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н).

Нарушение данной обязанности влечет за собой привлечение к ответственности:

- до 01.01.2015 - по ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- с 01.01.2015 - по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа для должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

При этом привлечение к ответственности за непредставление декларации не отменяет обязанности организации ее представить.

В то же время следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности составляет год со дня совершения административного правонарушения по нарушениям трудового законодательства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. п. 14 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Неисполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, оно является оконченным с момента истечения этого срока.

В рассматриваемой ситуации организация-работодатель не сообщила в территориальный орган инспекции труда о результатах специальной оценки в определенный срок (не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки). Таким образом, поскольку нарушение в виде непредставления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не может быть отнесено к длящимся, организация может быть привлечена к ответственности в течение года со дня, следующего за последним днем для представления декларации. Следовательно, представление декларации по истечении этого срока для организации не влечет никакой ответственности.

Статья: Спецоценка условий труда: дополнительные возможности и ограничения (Смолева М.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2016, N 7)

Пленум ВС разъяснил, как работодателя накажут за нарушения трудового права

Пленум ВС обсудил и отправил на доработку проект постановления о том, как в административном порядке наказывать работодателей за невыплату зарплаты, незаключение трудовых договоров и другие нарушения. В частности, разъяснено, какие из них считаются длящимися, а какие нет. Это позволяет определить, не прошли ли сроки привлечения к ответственности. Невыплата в полном объеме зарплаты и уклонение от заключения трудового договора не являются длящимися. Эти и другие разъяснения — в наших карточках.

  • предупреждение;
  • штрафы для должностных лиц в размере от 1000 до 30 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет;
  • штрафы для предпринимателей без образования юридического лица в размере от 1000 до 40 000 руб.;
  • штрафы для юридических лиц от 30 000 до 200 000 руб.

В проекте постановления разъясняются аспекты ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП за невыплату зарплаты. Датой ее перечисления следует считать день передачи в банк платежного поручения о переводе денег, если они есть в нужном количестве на счете работодателя. Дата фактического поступления средств значения не имеет.

Несвоевременная выплата зарплаты — это не длящееся нарушение. Срок давности по несвоевременной выплате зарплаты начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты. Каждая задержка или невыплата — это отдельное правонарушение независимо от числа работников (п. 15).

Квалификация нарушения как длящегося или нет позволяет правильно определить сроки привлечения к ответственности и понять, прошли ли они.

Уклонение от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление или заключение вместо него гражданско-правового соглашения — это недлящиеся нарушения. Они считаются оконченными через три дня после того, как работодатель допустил неоформленного сотрудника к работе. А если на предприятии все-таки подписали договор (хотя и не тот), нарушение считается совершенным в день оформления такого документа (п. 11).

В то же время должностное лицо может передать материалы в суд, если в ходе проверки обнаружит правоотношения с признаками трудовых, которые возникли на основании гражданско-правового договора и впоследствии были прекращены (п. 10).

Нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП, тоже недлящиеся, потому что непроведение специальной оценки условий труда и другие действия должны выполняться к определенному сроку (п. 18).

Если сотрудника допустили к работе без обязательного обучения, проверки, осмотра, освидетельствования либо вопреки медицинским противопоказаниям, это длящееся нарушение (п. 20).

Если работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты, это тоже длящееся. В таком случае составляется один протокол, даже если работников несколько.

Субъектом ответственности может быть и арбитражный управляющий, которому перешли права и обязанности обанкротившегося работодателя (п. 4).

Индивидуальный трудовой спор сотрудника с работодателем и административная ответственность — это разные вещи, напоминает проект постановления. Поэтому трудовой спор в процессе рассмотрения никак не защищает работодателя от штрафов или других санкций по КоАП. При этом, если судья уже принял решение по делу с работником, его надо учитывать в деле об административном правонарушении (п. 22).

Части ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП, которые предусматривают ответственность за аналогичное правонарушение, применяются, если лицо на момент совершения нового нарушения все еще считается подвергнутым административному наказанию за прошлое. Пленум напоминает судьям проверять эти сроки (п. 6).

При этом неважно, совершены ли нарушения на одном месте работы или на разных.

Ст. 5.27 КоАП устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства (Трудового кодекса, других федеральных законов, законов субъектов) и иных НПА, содержащих нормы трудового права (указов президента, постановлений правительства и др.).

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, которые содержатся в ФЗ и иных НПА, карается по ст. 5.27.1 КоАП. Эта норма является специальной по отношению к ст. 5.27 КоАП (п. 2).

Закон, который улучшает положение нарушителя, имеет обратную силу. Это относится не только к самому КоАП, но и к нормативно-правовым актам, содержащим нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Судьям в каждом случае нужно проверять, был ли соблюден порядок регистрации, опубликования и вступления в силу такого нормативно-правового акта (п. 3).

Читайте также: