Может ли сбербанк звонить на работу должнику

Обновлено: 08.05.2024

Если вы совершили просрочку по кредиту, то не нужно думать, что банк махнет на долг рукой. Даже если речь о совершенно небольшой сумме кредита, банк все равно начнет процедуру взыскания, он сделает все возможное, чтобы должник погасил долг и встал обратно в график платежей.

Вполне логично, что в такой ситуации вам звонят из банка и просят погасить образовавшуюся задолженность. Но как вести себя по телефону? Что говорить банку, что обещать? С этими вопросами и разберемся.

Когда банк начнет вам звонить?

Это произойдет уже на 2-3-й день просрочки платежа. Как только в назначенную дату на счету не оказалось денег, банк сразу начнет попытки связи с должником. Ваш номер телефона указан в заявке на кредит, по нему и будут совершать звонки.

Цель звонка

Если это только начальная стадия просрочки, вы только недавно пропустили срок внесения платежа, то звонят сотрудники банка с целью выяснить, что случилось. Постарайтесь объективно рассказать о причине задержки. Может вы заболели, может вам задерживают заработную плату, или случились какие-то трудности.

Менеджер спросит вас о том, когда вы внесете средства на счет. Обычно сотрудник банка ведет диалог так, чтобы должник пообещал в короткий срок покрыть задолженность вместо со всеми штрафами. Стандартно на это дается короткий срок, например, не дольше недели.

Также цель звонка — проинформировать должника о сумме, которую ему необходимо внести. Не забывайте, что после просрочки вы должны не только основную сумму текущего ежемесячного платежа, но и набежавшие пени.

Звонят сотрудники банка

Почему банк звонит постоянно?

Это психологическая мера воздействия на должника. Ему постоянно звонят из банка, задают одинаковые вопросы. Должника раздражают эти звонки, и он готов сделать все возможное, чтобы они наконец прекратились. Так что, такая мера способствует более быстрому процессу взыскания.

Вполне возможно, что вы буквально вчера говорили с представителем банка и сказали ему, что закроете долг в полной мере через неделю, но сегодня с утра вам снова звонят. И снова звучат вопросы о том, когда вы вернете деньги.

Такая практика диалога с должником встречается во многих банках. Вам будут звонить, пока долг не окажется закрытым. Кроме того, ежедневные звонки носят информационный характер. Должнику сообщают размер долга на текущий день, так как пени ежедневно увеличивают размер долга.

Скандалить и кричать бесполезно. Вам звонят из места, похожего на колл-центр. Программа выдает звонки операторам в автоматическом режиме. Поэтому вы ежедневно можете общаться с разными людьми.

Имеет ли право банк звонить должнику

Да, это его полное право. Конечно, закон накладывает ограничения по времени звонков. Должнику не могут звонить по ночам или ранним утром. Обычно этого и не происходит, потому что банки в своем большинстве ведут деятельность полностью законно.

Если же вам звонят по ночам или по сто раз на дню, то, скорее всего, вы имеет дело с коллекторами. Эти факты являются нарушением законных норм, поэтому вы можете обратиться в прокуратуру. Только изначально попросите звонящего представиться и указать, какое юридическое лицо он предоставляет. Коллекторы или сотрудники банка обязаны предоставить эту информацию.

Имеет ли право банк звонить должнику

Что будет, если просто не брать трубку?

Такое решение принимают многие должники. Действительно, кажется, что если просто не беседовать с банком, то можно избежать неприятного осадка, который всегда появляется во время и после беседы. Порой действительно нечего сказать звонящему. Например, если должник не знает, когда он сможет встать в нужное русло и заплатить.

Но такое решение чревато не менее негативным для должника моментом — банк начнет беспокоить родственников и друзей заемщика. Когда гражданин заполняет заявку на кредит, он указывает в анкете номера телефонов контактных лиц. Банки просят указать телефоны каких-то близких заемщику людей. И именно этим гражданам будет звонить банк, если вы перестанете отвечать на звонки.

Зачем банк звонит вашим близким

Цель звонков — повлиять на должника. Допустим, банк начинает звонить указанному контактному лицу, которое является братом заемщика. Понятно, что этот брат после звонка свяжется с родственником, будет спрашивать о проблемах, станет интересоваться о том, когда тот погасит кредит. Но банк продолжает настойчиво звонить контактному лицу, тогда он уже начинает предъявлять претензии к родственнику. Это сильное психологическое давление, которое способствует более быстрому погашению просроченного долга.

Право банка звонить родственникам не запрещено законом. Кроме давления на должника этот метод помогает найти его, если тот скрывается от кредитора.

Если банк звонит на работу

Такая практика также применяется, как инструмент давления на должника. Это очень неприятно, если тебя вызывает начальство и начинает говорить о непогашенных кредитах.

Чаще всего звонки на работу — это не дело банков. Этим занимаются коллекторы. Такие действия неправомерны, потому как являются распространением конфиденциальной информации. Разбирательствами таких ситуаций занимается Роскомнадзор, в который и следует обратиться для прекращения звонков.

Автор: Ирина Русанова

Бесплатная помощь юриста

Комнада юристов

Бесплатная юридическая консультация от квалифицированных и компетентных специалистов в течение 10 минут!

Если вы не видите форму отправки вопроса юристам, перейдите по этой ССЫЛКЕ >>>

Имеют ли право банки звонить родственникам и друзьям по поводу моего просроченного кредита?

Сегодня взять кредит не так уж и сложно, а вот погасить его вовремя оказывается под силу не всем. Если начались просрочки, то банк начинает активно искать должника и пытается с ним связаться, чтобы напомнить об оплате. В этой ситуации очень важно знать, имеют ли право банки звонить родственникам и друзьям по поводу моего просроченного кредита, и что делать в этом случае. Подробности далее.

Почему банки звонят родственникам и друзьям?

Потребительское кредитование очень востребовано среди россиян, так можно легко получить деньги практически на любые цели – покупка мебели, бытовой техники, ремонт, оплата путевки – на все это можно получить наличные. Причем выдача денег сегодня максимально упрощена, многие банки выдают кредиты и карты с минимальным набором требований и документов.

Кредитор заинтересован в возврате своих денег, поэтому он начинает всеми способами связываться с должником, используя все имеющиеся у него контакты. Данные берутся из кредитного договора, в котором сам заемщик указывает свой телефон и данные ближайших родственников или друзей, которые выступают контактными лицами.

Соответственно, единственная цель, которую преследует банк – это возврат своих денег. И если заемщик от него скрывается, то он начинает обзвон всех, кто указан в договоре.

Имеют ли право банки звонить родственникам и друзьям?

blank

Описанные в нем условия распространяются не только на коллекторов, но и на банки. Нас особенно интересует статья 4, часть 5-я данного закона – там сказано о том, как именно взыскатель имеет право взаимодействовать с третьими лицами, к которым относятся родственники, знакомые, соседи должника и т.д.

Общение с ними возможно при одновременном соблюдении двух требований:

  • Должник подписал кредитный договор, в котором он письменно выразил согласие на взаимодействие с банком,
  • Третьи лица , к которым обращается взыскатель (банк) не выражает по этому поводу своего несогласия.

Если же родственники, друзья или просто близкие люди, которым поступают звонки от банка, в разговоре четко выражают свое несогласие с таким общением, то звонки должны прекратиться. Это требование законодательства.

Если вы указаны в кредитном договоре просто как контактное лицо, то вы не обязаны общаться с банковским представителем, вы не давали банку права на использование своих личных данных. И если вы не хотите, чтобы звонки продолжались, то можно сообщить звонящему о своем решении, и попросить удалить свой номер из базы данных.

Когда звонки банка друзьям и родственникам законны?

Все, что описано выше применимо только к людям, которые никоим образом в получении кредита не участвовали. То есть контактные лица не несут никакой ответственности по кредиту, и выплачивать его не обязаны, равно как и общаться с представителями банка.

Но все меняется в том случае, если основной заемщик при оформлении кредита привлекал третье лицо в качестве участника договора – созаемщика или поручителя. Как правило, поручителями становятся близкие друзья, например, при получении крупной суммы денег наличными, а созаемщиками становятся супруги при приобретении недвижимости или автомобиля в совместную собственность.

Если вы являетесь одной из сторон договора, либо вы наследуете имущество и долги умершего заемщика, то банк имеет полное право не только вам звонить, но и требовать оплаты кредита. Изучим возможные варианты в этой ситуации:

В соответствии со ст. 323 ГК РФ поручитель несет субсидиарную (то есть, равную) ответственность с основным заемщиком, и если тот перестаёт платить по кредиту, то банк вправе адресовать свои требования к человеку, который за него поручился. И только после того, как вы исполните все обязательства, вы сможете требовать долг от основного заемщика.

Если вы также откажитесь платить, то ваша кредитная история будет испорчена, данные о просрочке попадут в БКИ, а за каждый день пропущенного платежа будет идти пеня и штрафы. Сумма будет ежедневно возрастать, и если в течение нескольких месяцев оплата так и не поступит, то банк будет иметь право взыскивать долг через суд.

В том случае, если основной заемщик умирает, не успев погасить кредит полностью, то его долг переходит к близким родственникам, которые наследуют его имущество (статья 1175 ГК РФ). Если наследник один – весь долг переходит к нему, если несколько – долг пропорционально делится.

Требовать от наследника оплаты долга банк может только в размере наследуемого имущества. Если же вы вовсе отказались от вступления в наследства, то вам в принципе ни звонить, ни требовать оплаты долга не имеют права.

Что делать, если звонят родственникам и друзьям по поводу вашего кредита?

Если же банк звонит родственникам или друзьям, которые не относятся ни к поручителям, ни к наследникам, то такое взаимодействие возможно только в рамках ограничений, и только в том случае, если третьи лица не против такого общения. Звонки им осуществляются крайне редко, только если найти должника иным способом не представляется возможным.

Банк обязан соблюдать требования российского законодательства о количестве, и качестве взаимодействий. Все они определены законом ФЗ №230:

Что делать людям, которым звонят по чужому кредиту? Не стоит паниковать, помните о следующих моментах:

  • Вы никому ничего не должны, с вас не имеют права ничего требовать;
  • Вы поддерживаете разговор только при собственном желании на это;
  • Обязательно спросите, кто и по какому вопросу вам звонит;
  • На всякий случай – включите во время звонка запись разговора и предупредите об этом собеседника;
  • Если представитель банка разглашает вам конфиденциальные сведения, напомните ему о банковской тайне (ст. 7 Закона № 230-ФЗ),
  • Если с вас требуют оплатить чужой кредит – напомните, что такие требования подпадают под определение вымогательства, и это является уголовно наказуемым деянием (163 УК РФ),
  • Если вам неприятен этот разговор, и вы не хотите, чтобы он продолжался или вам звонили еще раз, то нужно четко выразить свое несогласие продолжать общение с банком, и попросить удалить ваш номер из базы. Данное правило закреплено ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ.

blank

Как прекратить звонки от банка третьим лицам?

Редко, но все же бывает так, что даже после того, как вы предельно четко сообщили банковскому сотруднику о своем нежелании как-либо взаимодействовать в дальнейшем, звонки все равно продолжаются. Или их количество превышает допустимые законом нормы, либо поступают они в неурочное время.

Если вы относитесь к группе лиц, которых кредиторы не имеют права беспокоить, обязательно сообщите об этом собеседнику. Если это не помогает – отразите данный факт в своей жалобе.

Кого не имеют права беспокоить:

  • Беременных женщин,
  • Инвалидов 1 группы,
  • Больных людей, находящихся на лечении в стационаре,
  • Пенсионеров старше 70 лет,
  • Несовершеннолетних.

blank

В любом случае – отстаивайте свои права. Если отказ от взаимодействия не подействовал, обязательно пишите жалобы в профильные ведомства – нарушение установленных законом правил грозит организациям не только серьезными проверками, но также и правовыми последствиями.


Что такое отдел по работе с проблемной задолженностью

Сбербанк, как и многие другие банки, выдает потребительские кредиты населению, предоставляет ипотеку на покупку жилья. В связи с этим в организации сформировали отдел по работе с проблемной задолженностью.

Внимание! Вносить платежи по кредиту нужно в установленное договором время и в минимальном размере.

Существуют недобросовестные заемщики, которые не считают нужным вовремя оплачивать долги. Из-за этого общая сумма по кредиту увеличивается за счет штрафов, пени и процентов. Если заемщик не может внести платеж по кредиту в срок, но уверен, что сможет это сделать позднее, лучше позвонить в банк и договориться с кредитным менеджером об отсрочке.

Для предотвращения убытков банка в организации создается специальный отдел, деятельность которого направлена на взыскание долгов. Таким образом, Сбербанк пытается обезопасить себя и снизить финансовые риски. Как известно, Сбербанк получил государственную лицензию, именно поэтому работники службы никогда не прибегают к незаконным методам взыскания долгов.

Они, наоборот, часто помогают людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, поэтому не нужно бояться специалистов отдела по работе с проблемной задолженностью.

Для решения проблемы зачастую предлагается несколько путей. Иногда клиентам дают отсрочку на некоторый период. В других случаях работники банка проводят реструктуризацию кредита или полностью меняют график платежей.

Можно ли летать по России, если есть долги по кредитам?

Причины для начала работы с должниками

Отдел по работе с должниками начинает свое действие на третий день невнесения очередного платежа. Сотрудники банка свяжутся с заемщиком и поинтересуются, когда он планирует уплатить средства. Если у клиента сложилась непредвиденная ситуация, работник службы может предоставить небольшую отсрочку. Но для этого стоит явиться в отделение банка и написать заявление.

Поводом для открытия дела по просроченной задолженности является отказ плательщика вносить платежи на протяжении 90 дней подряд.

То есть в течение первых трех месяцев работники банка не отправляют запросы, не направляют информацию о неплательщике в базу кредитных историй. На протяжении этого времени банк ждет активных действий со стороны клиента.

Если случилась непредвиденная ситуация, которая мешает исполнить обязательства по займу в срок, лучше явиться в отделение кредитной организации и совместно со службой по взысканию просроченной задолженности подыскать справедливое, рациональное решение.

Нужно обратить внимание на то, что отдел по работе с должниками отличается от коллекторской службы. Их методы более мягкие и направлены на совместное решение проблемы с заемщиком. Часто работники банка помогают своим клиентам не испортить кредитную историю.

Через какое время приставы списывают долги?

Отделы по работе с просроченной задолженностью Сбербанка существуют в каждом регионе России. Они находятся в крупных банковских подразделениях. Кроме того, работа каждого сотрудника рационализирована. Одни разговаривают с клиентами по телефону, другие встречаются с ними лично, а третьи занимаются реструктуризацией долга и предоставлением отсрочки.

Алгоритм работы службы

После того как дело неплательщика передается в отдел по работе с просроченной задолженностью, клиента ожидают большие проблемы. Ведь в первую очередь кредитная история гражданина сразу оказывается испорченной. Ежедневно работники службы будут совершать звонки и спрашивать, когда он планирует внести долг. Надо заметить, что действия сотрудников отдела не могут быть противозаконными. Все методы взыскания долга строго регламентированы, так как эти люди работают не на коллекторскую службу а на Сбербанк.

Важно! Первое, что делают работники отдела по работе с просроченной задолженностью – это звонки должнику, а также его поручителям или родственникам, номера которых были указаны в качестве контактных. Но нечасто работники службы оказывают психологическое давление на должников. Однако их разговоры не выходят за рамки дозволенного. Они могут аргументировать свои действия тем, что в дальнейшем клиент не сможет получить кредит ни в одном Российском банке.

На первом этапе сотрудники банка вполне могут пойти на уступки. Они помогут с предоставлением отсрочки, реструктуризацией долга или изменением графиков платежей, увеличением срока кредитования.

Когда начинает работать служба безопасности банка, то клиенту стоит ожидать приезда работников службы домой. При этом они заранее сообщают о своем визите и разговаривают с должником исключительно о возможностях погашения кредита.

По плану работа отдела длится не более года. Но на самом деле сотрудники банка продают задолженность клиента коллекторам уже через восемь, девять месяцев. Именно с заключения договора с коллекторским агентством работа отдела по взысканию просроченной задолженности прекращается.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Процедура возврата средств


На возврат кредита службе по работе с просроченной задолженностью необходимо совершить четыре спланированных шага:

  • Общение оператора отдела с клиентом по телефону. В таком случае можно с легкостью договориться об отсрочке платежа или увеличении срока кредитования.
  • Общение с работниками службы безопасности лично. На этом этапе договориться с сотрудниками банка становится сложнее, однако все же возможно. Иногда неплательщикам предоставляют реструктуризацию долга.
  • Работа коллекторского агентства. В таком случае договориться уже невозможно. Деятельность работников такой службы полностью направлена на получение денег, а не на помощь клиенту. Иногда приходиться выплатить больше, чем была задолженность по кредиту.
  • Суд. После выхода нового закона о работе коллекторов работники подобной службы пытаются мирно договориться с неплательщиками. Для этого собирается пакет документов и предоставляется в суд. Далее именно этот орган выносит постановление о необходимости погашения задолженности.

Если в договоре указана возможность передачи долга третьим лицам, то заняться взысканием долга может любая другая организация. И уже не известно, какие методы воздействия они используют.

Посмотрите видео. Как общаться с департаментом взыскания банка по неуплате кредита:

Подключение коллекторов

Но надо отметить, что крупные кредитные организации всегда придерживаются закона. Именно поэтому Сбербанк сотрудничает с такими коллекторскими службами, которые не нарушают норм действующего законодательства и зарекомендовали себя на рынке.

При взыскании долга приветствуется совершение звонков самому должнику, его родственникам, а также поручителям. Если связаться с неплательщиком нет никакой возможности, то ему отсылается письмо по месту регистрации. Иногда работники службы приезжают прямо домой к клиенту или на его рабочее место.

Опытные коллекторы ознакомлены с действующим российским законодательством. Именно поэтому они умеют так надавить на клиента, чтобы заставить его отдать долг и не превысить своих полномочий. Иногда работники службы высказывают прямые угрозы.

Но, как показывает практика, правоохранительные органы в таких случаях бессильны. Ведь доказать правоту слов должника практически невозможно.

СКАЧАТЬ образцы жалоб на коллекторов можно по ссылкам ниже:

  1. Жалоба в Роскомнадзор на коллекторов
  2. Жалоба в Прокуратуру на коллекторов
  3. Жалоба в Полицию на коллекторов
  4. Жалоба в ФССП на коллекторов

Решение вопроса в суде


Сейчас коллекторские службы не прибегают к незаконным методам взыскания долгов.

Если после работы агентов должник так и не решил расплатиться, ему направляется уведомление о намерении подать иск в суд.

Если в течение десяти дней клиент никак не реагирует на письмо, начинается подготовка к судебному процессу.

Собираются документы, составляется заявление, и далее пакет предается в территориальное подразделение суда по месту регистрации заемщика.

О факте подачи иска в суд агентство уведомит неплательщика в письменном виде. Часто суд встает на сторону именно коллекторов.

Однако в том, что дело разбирается с привлечением судебных органов, есть свои достоинства:

  • суд зафиксирует конечную сумму, она больше не изменится в сторону увеличения,
  • на основании действующего законодательства неплательщик освобождается от уплаты штрафов и пени по кредиту.

После вынесения решения суд отсылает копии как истцу, так и ответчику. После вступления в силу приговора неплательщику дается пять дней на добровольное исполнение обязательств по договору. Если ответчик не желает вносить средства, дело передается судебным приставам.

Нужно ли платить коллекторам за просроченный кредит?

Действия ФССП


Работники Федеральной службы судебных приставов действуют исключительно в рамках Российского законодательства. Ведь орган – это одна из государственных структур. В первую очередь сотрудники ФССП выясняют, если у должника какое-либо имущество, а также денежные средства на счетах в банке.

Если выясняется, что должник официально трудоустроен, то принимается решение о частичном взыскании с его дохода суммы задолженности.

Работодателю клиента отсылается письмо – требование, на основании которого бухгалтерия обязана ежемесячно отчислять в счет погашения долга 50% совокупного дохода.

Если официального рабочего места нет, то работники службы арестуют счета в банках или списывают с них средства.

Запомните! Если же ни доходов, ни счетов в банке у неплательщика нет, то приставы прибегают к крайним методам. Они изымают имущество должника.

Как должнику не попасть в подобную ситуацию

Если клиент узнает о том, что у него образовалась задолженность, но не понимает, откуда она взялась, ему нужно незамедлительно обратиться к сотруднику территориального подразделения банка. Работник кредитной организации подготовит подробную информацию о формировании долга и движении средств.

Выписка содержит данные о начислении штрафов, пени, а также о датах и суммах внесения ежемесячных платежей. Если выясняется, что клиент действительно задолжал банку, нужно срочно погасить задолженность. В ином случае ее размер будет только расти.

Зачастую причиной формирования долга является просрочка платежа. Иногда клиенты даже не подозревают об этом. Фактически они перечисляют средства в назначенный день. Но в связи с задержкой оборота средств появляется просрочка.

Чтобы избежать подобной ситуации, заемщикам советуют завести кредитный календарь и вносить ежемесячные платежи не позднее, чем за три дня до назначенной даты.

Реструктуризация долга


В некоторых случаях банк предлагает реструктуризацию долга. Ее используют для получения клиентом привлекательных условий в подобной ситуации. Кроме того, Сбербанк может предложить пролонгацию займа или отсрочку платежей.

Пролонгация чем-то похожа на увеличение периода кредитования. Она выгодна тем, что размер ежемесячного платежа уменьшается. Например, ранее клиент взял 200 000 рублей на 12 месяцев. Ежемесячно он вносил сумму в районе 17 тысяч рублей. За полгода он выплатил 100 000 рублей.


Но у заемщика случилась непредвиденная ситуация. Банк предложил пролонгацию на 6 месяцев. Это означает, что срок кредитования увеличивается еще на полгода, а размер ежемесячного платежа составит примерно 9 000 рублей.

Отсрочка по уплате кредита представляет собой снижение размера ежемесячных платежей. Фактически человек уплачивает только проценты, а сам долг он будет погашать только через несколько лет.

Реструктуризация – это отличный вариант решить вопрос с просроченной задолженностью. Ведь в таком случае кредитная история не меняется, а долг постепенно погашается.

С просьбой реструктуризировать кредит может обратиться любой человек, который попал в трудную ситуацию, например потерял работу. Если до этого времени заемщик исправно исполнял обязательства по договору, то поводов отказать ему у сотрудников банка не будет.

Читайте также: