Может ли самозанятый нанять работника по договору гпх

Обновлено: 04.05.2024

Есть несколько способов оформить сотрудников и снизить затраты на оплату труда. Вместо трудового договора заключать договоры ГПХ или привлекать самозанятых. Арендовать работников у другой фирмы. Платить серую зарплату или вообще не оформлять работников официально. Разбираемся, сколько стоит такая экономия и как уменьшить риски.

Рассказываем в статье

Выплаты при разных схемах

По договору гражданско-правового характера не придется платить отпускные, 3 первых дня больничного, сверхурочные, взносы на соцстрахование — 2,9%, травматизм — 0,2%. Не нужно оценивать рабочее место по СОУТ. Субъекты МСП платят еще меньше — читайте в статье. У самозанятого не надо удерживать НДФЛ и платить за него взносы. А черная зарплата без оформления работника еще выгоднее. Но надо учитывать и риски.

Прикинем затраты на сотрудника при разных схемах работы. Во всех случаях он получит на руки 30 тысяч рублей.

Ваши расходыВ том числе
Черная зарплата31 915Затраты на обналичку 6‑15%
Трудовой договор44 897НДФЛ 13%
Взносы 30,2%
ГПХ43 828НДФЛ 13%
Взносы 27,1%
Самозанятый31 915НПД 6%
Аутстаффингдоговорные

Способ 1. Работа всерую

Но это риски. По жалобе работника в инспекцию труда или прокуратуру оштрафуют за неоформление трудового договора. 5-10 тысяч рублей — штраф для ИП, 50-100 тысяч — для организаций.

По иску работника суд обяжет заключить трудовой договор, внести запись в трудовую книжку, выплатить отпускные, уплатить НДФЛ и страховые взносы. А если сумма неуплаченных налогов будет выше 2,7 млн рублей, могут привлечь к уголовной ответственности.

Снизить риски сложно.

Способ 2. Трудовой договор

При оформлении сотрудника на работу по трудовому договору можно схитрить. Им устанавливают оклад в размере МРОТ, а остальное доплачивают премиями. Премию платят за результат работ. Когда нет результата, как в коронавирусные нерабочие дни, нет премии.

Чтобы не тратить время на ознакомление работников с приказами о премиях, отпусках или инструкциями, автоматизируйте кадровый документооборот в СБИС.

Риски

Налоговая может не принять расходы на премирование. И доначислить налог на прибыль.

Как уменьшить

Точнее формулируйте условия о премировании.

Способ 3. Гражданско-правовой договор

Есть трудовые договоры с приказами о приеме и записью в трудовую книжку. А есть договоры на оказание услуг или выполнение работ. Их еще называют договорами

На такие договоры не распространяется Трудовой кодекс. Поэтому вам не придется оплачивать отпуск, больничный, сдавать СЗВ-ТД в Пенсионный фонд. Платить можно меньше МРОТ и не 2 раза в месяц, а реже. С сотрудником можно расстаться в любой момент, главное — пропишите порядок расторжения в ГПХ договоре.

ГПХ-договор могут переквалифицировать в трудовой по жалобе сотрудника. Инспекция труда оштрафует организацию на 50-100 тысяч рублей за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Суд может признать отношения трудовыми, взыскать отпускные или восстановить на работе уволенного.

Как снизить риски

  • Не переводите массово. Не правильно за 1 месяц уволить всех сотрудников и заключить с ними договоры ГПХ. Лучше увольнять в течение года или заключать только с новичками.
  • Не используйте в договоре формулировки из Трудового кодекса: работник, должность, прием на работу, увольнение, зарплата. Правильнее — исполнитель, объем и результат работ, заключение договора, расторжение, вознаграждение.
  • Не устанавливайте сотруднику режим работы.
  • Конкретизируйте объем услуг. Не просто бухгалтерские услуги, а количество отчетов. Не просто грузчик, а разгрузка 10 фур.
  • Платите 1 раз в месяц. Выплаты 2 раза в месяц слишком похожи на аванс и зарплату.
  • На каждую выплату подписывайте с сотрудником Акт оказанных услуг. Акты можно подписывать с мобильного телефона, если выпустить электронные подписи для внутреннего электронного документооборота.

Заключение договора в СБИС

Способ 4. Договор с самозанятым

С плательщиком налога на профессиональный доход мы заключаем договор ГПХ, подписываем акты и производим оплату на сумму, указанную в акте. За него не надо платить взносы и удерживать НДФЛ. Он уплачивает налог 6% и присылает нам чек.

Налоговая доначислит НДФЛ и взносы, если сотрудник менее 2 лет назад работал в этой фирме по трудовому договору. Или по договору ГПХ, который ФНС переквалифицировала в трудовой. Подобные нарушения выявляют редко, при выездных налоговых проверках.

НДФЛ и взносы доначислят, если сотрудник перестал быть самозанятым или его доход превысил 2,4 млн рублей. Доначисляют на оплаты, полученные после утраты права на применение НПД.

Как уменьшить риск

Проверяйте статус самозанятого на момент выплаты. Это можно сделать на сайте налоговой. А скоро будет автоматизировано в СБИС Проверка сотрудников.

Способ 5. Аутстаффинг

Работников не включают в свой штат, а берут в аренду у другой фирмы по договору на оказание услуг или подряда. Это называется аутстаффинг или аутсорсинг. Это распространено для клининговых услуг, бухгалтерских, перевозок.

Можно нанимать Индивидуальных предпринимателей. Например, заключать не трудовой договор с директором, а договор на услуги с Управляющим индивидуальным предпринимателем.

При этом способе не надо платить НДФЛ, взносы. А затраты по договору принимать в расходы для уменьшения других налогов.

Риски

Налоговая переквалифицирует отношения в трудовые и доначислит НДФЛ, взносы, НДС или УСН. Если у фирмы-подрядчика нет расходов, характерных для ведения бизнеса. Нет компьютеров для работников, автомобилей для водителей. Нет других заказчиков услуг. Читайте подробнее в статье.

Проверяющим не понравится, когда ИП получают оплату без актов оказанных услуг, ездят в командировки по служебным заданиям, подписывают авансовые отчеты. В деле А70-11827/2017 фирма проиграла 26 млн рублей НДФЛ и НДС.

Как уменьшить

Разделяйте работников в штате и на подряде. Выдавайте пропуска не просто Ивановой, а сотруднику подрядчика Ивановой. Составляйте подробные акты оказанных услуг.

Собирайте документы, подтверждающие наличие ресурсов у фирмы-подрядчика. Это могут быть копии штатного расписания, документы на автомобили для водителей для перевозчиков. Договоры поставки на уборочный инвентарь для клининга.

Проверку подрядчиков можно автоматизировать. В 1 окне СБИС Все о компаниях смотрите численность работников, стоимость активов и судебные споры.

Виды трудовых отношений

  • Отчетность 4-ФСС за IV квартал 2021 года до 20.01.2022
  • Отчет в СЗВ-ТД за август 2021 года до 15.09.2021
  • Отчет РСВ за III квартал 2021 года до 30.10.2021

Сотрудник в штате, ИП, самозанятый и просто физлицо: в чём разница

Сотрудник в штате. Это человек, оформленный по трудовому договору. За него нужно перечислять НДФЛ и страховые взносы на 4 вида обязательного страхования: пенсионное, социальное, медицинское и от несчастных случаев на производстве.

Кроме того, работодатель за свой счет оборудует рабочее место и предоставляет все необходимое для выполнения обязанностей. Наёмный сотрудник имеет право на отпуск, больничные, декретные. Его нельзя просто так уволить — все возможности для увольнения по инициативе работодателя прописаны в Трудовом кодексе.

Зарплату наемному сотруднику нужно перечислять 2 раза в месяц. Её нельзя просто взять и урезать — для этого тоже нужны веские причины, либо согласие работника.

НДФЛ удерживают за счёт сотрудника: 50 000 руб. * 13% = 6 500 руб.

Сотрудник получит деньги за минусом НДФЛ: 50 000 руб. - 6 500 руб. = 43 500 руб.

Взносы работодатель платит за свой счёт. Предположим, что наш работодатель представитель малого бизнеса и взносы на страхование от несчастных случаев платит минимальные — 0,2%. Тогда взносы с зарплаты бухгалтера составят 9 419,5 руб. В итоге бухгалтер получит на руки 43 500 руб., а работодателю это обойдется в 59 419,5 руб. Это только зарплатные расходы. Здесь не учтены расходы на оборудование рабочего места, ПО и обучение.

Индивидуальный предприниматель. Это подрядчик, который вместо штатного бухгалтера оказывает вам бухгалтерские услуги по договору. Ваша обязанность — просто заплатить ему оговоренную сумму. Налоги и взносы ИП платит за себя сам. Обеспечивать ему технику и ПО для работы, оплачивать отпуска и больничные вы тоже не обязаны. В любой момент можно отказаться от услуг ИП и найти другого подрядчика.

Затраты на услуги бухгалтера-ИП с гонораром в 50 000 руб. — 50 000 руб. Никаких дополнительных расходов нет.

Самозанятый. Здесь все то же самое, что с ИП. Самозанятый — это такой же подрядчик, который сам за себя платит налоги и взносы. Он может быть со статусом ИП и без него. Разница для нанимателя лишь в том, что ИП переводят деньги на расчётный счёт, а самозанятому без статуса ИП — на счёт физлица.

Затраты на услуги самозанятого бухгалтера с гонораром в 50 000 рублей — 50 000 рублей. Дополнительные расходы в виде банковской комиссии могут возникнуть при переводе денег на карту физлица — это зависит от тарифов банка.

Физлицо без статуса ИП и самозанятого. Вы не берёте человека в штат, а просто заказываете ему услуги по договору. Но НДФЛ и взносы за такого подрядчика платить нужно почти так же, как по трудовому договору. Разница лишь в том, что не нужно платить за социальное страхование и от несчастных случаев. А вот за пенсионное и медицинское – нужно.

НДФЛ: 50 000 руб. * 13% = 6 500 руб.

Исполнитель получит деньги за минусом НДФЛ: 50 000 руб. - 6 500 руб. = 43 500 руб.

Предположим, что заказчик из малого бизнеса. Тогда взносы с гонорара на пенсионное и медицинское страхование составят в общей сложности 8 968 руб. Разница с затратами на работника по трудовому договору всего 450 рублей. Но при этом не нужно обеспечивать условия труда, платить больничные и отпускные, и соблюдать другие трудовые гарантии.

Физлицо без статуса ИП и самозанятого – это самый дорогой вариант после трудового. Гораздо выгоднее нанять такого же специалиста, но в статусе ИП или самозанятого. Сейчас самозанятость действует в большинстве регионов России, и найти такого исполнителя не проблема. Даже если исполнитель живет там, где самозанятости пока нет, но дистанционно оказывает услуги заказчику из региона, где она есть — он тоже может зарегистрироваться как самозанятый (письмо ФНС № СД-4-3/23424 от 18 ноября 2019г.).

Привлекать внешних специалистов вместо штатных выгодно не только из-за НДФЛ и взносов. Часто за те же самые или даже меньшие деньги можно найти более квалифицированного исполнителя. Опытный бухгалтер или юрист не будет сидеть весь день в офисе за 20 тысяч рублей. И лучше заказывать услуги ему, чем иметь в штате слабенького специалиста, согласного отсиживать полный день за эти деньги.

Когда можно привлекать ИП и самозанятых вместо штатных сотрудников

При всех выгодах работы с ИП и самозанятыми заменить ими всех штатных сотрудников не получится. Это будет грубейшее нарушение, за которое и трудовая инспекция оштрафует, и налоговики доначислят НДФЛ и взносы.

Заменить штатных сотрудников подрядчиками можно только в том случае, если речь не идёт о выполнении постоянной трудовой функции. В расчётах мы привели в пример бухгалтера. Этот вариант подойдет, если вам не нужно, чтобы бухгалтер постоянно присутствовал в офисе и для него нет загрузки на целый день. Вы заказываете ему определенный объём работ (например, подготовка отчетов), который он выполняет на своей территории и когда ему удобно, но в оговоренные сроки.

Таким же образом можно отдать на аутсорсинг работу юриста, маркетолога, транспортные услуги, уборку и логистику. То есть то, что напрямую не связано с производственным процессом, и где можно измерить конкретный результат. Например, юристу вы платите за составленную претензию и за представление интересов в суде, маркетологу — за проведенное исследование и составление стратегии, бухгалтеру — за обработку первички и заполнение декларации. Чтобы делать всё это, исполнителю не нужно находиться рядом с вами в офисе с 8 до 17 часов и работать только на вас.

Не получится привлечь подрядчика вместо слесаря у станка, продавца или кассира, секретаря и других специалистов, которые выполняют постоянную трудовую функцию, обязаны находиться для этого на рабочем месте и подчиняться правилам внутреннего распорядка. Таких сотрудников можно нанять только по трудовому договору.

Меры предосторожности

Специалисты-подрядчики — это не ваши подчиненные. Договоры с ними должны быть составлены так, чтобы их не приняли за трудовые. Не должно быть регулярных фиксированных выплат без привязки к результату, графика работы и обязанности подчиняться внутренним правилам. И уж тем более такие специалисты не должны постоянно трудиться в вашем офисе и работать только на вас. У них должны быть другие клиенты, иначе вас могут обвинить в скрытых трудовых отношениях.

Все виды договоров вы можете найти в нашей базе договоров.

Вас не накажут только за то, что договор похож на трудовой, в акте нет подробностей, или человек выполнял работу в вашем офисе. Все это привлечет внимание проверяющих и даст им повод копнуть глубже. Но рассматривать будут все факты в совокупности и из них сделают вывод, были скрытые трудовые отношения или нет.

Свои особенности есть в работе с самозанятыми. Нельзя заказывать услуги самозанятому, который работает или раньше работал у вас в штате и с тех пор не прошло двух лет. Если бывший сотрудник — не самозанятый, а ИП, это тоже может вызвать вопросы, хотя прямого запрета на работу с такими ИП нет.

Перед каждым платежом самозанятому подрядчику проверяйте, действительно ли у него сейчас есть этот статус. Проверить можно в бесплатном сервисе ФНС. На каждую оплату требуйте чек – без него не сможете включить эту оплату в расходы.

Выводы

Если речь не идет о выполнении постоянной трудовой функции по основной деятельности, вместо сотрудников в штат можно нанимать подрядчиков в статусе физлица, ИП или самозанятого. Они получают не зарплату за время работы, а гонорар за конкретный объем выполненных работ.

Выгоднее всего работать с ИП и самозанятыми, т.к. за них не нужно платить НДФЛ и взносы. Но нужно быть осторожными и не скрывать таким образом трудовые отношения — иначе работодателя оштрафуют и обяжут выплатить НДФЛ и взносы.

Самозанятость, трудовой договор, ГПХ: что выгоднее, безопаснее и надежнее для сотрудника

Ищете работу? Будьте готовы: сегодня организации принимают сотрудников не только по классическому трудовому договору. Иногда соискателям предлагают зарегистрировать самозанятость и даже открыть ИП. А соглашение ГПХ вообще стало обычным явлением. Как лучше оформить трудовые отношения? Какие плюсы и минусы у каждого варианта. Рассмотрим их и сравним в статье.

Трудовой договор — классика жанра

Если не оформить в штат сотрудника официально, можно попасть на штрафы и взыскания со стороны налоговой и пенсионного фонда. Трудовой договор считают самым надежным соглашением. В тексте прописывают права и обязанности обеих сторон: работодателя и сотрудника. Указывают размер оклада и величину премии (ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной).

Гражданин, оформленный по трудовому договору, социально защищен. Он имеет право уйти на больничный, в отпуск, в декрет. Все будет оплачено в соответствии с законодательством. Доходы прозрачны. Когда человеку нужен кредит, он берет справку из бухгалтерии и предъявляет в банк (финансовые организации охотнее всего сотрудничают с клиентами, работающими официально по трудовому договору).

Персонал штата, в свою очередь, обязан работать по правилам компании. Приходить и уходить в назначенное время, обедать и отдыхать по графику. Специалист не вышел на работу без уважительной причины? Его могут уволить за прогулы.

Договор гражданско-правового характера: особенности

В договоре ГПХ понятия другие: сотрудника называют исполнителем, работодателя — заказчиком, а зарплату — вознаграждением. Соглашение заключают на определенный срок (возможно автоматическое продление).

  • подряд;
  • оказание услуг;
  • авторский договор.

В случае с ГПХ заказчику не важно, как работник будет выполнять задачу: главное — результат, который принимают в конкретную дату. Организационные моменты стороны обсуждают в индивидуальном порядке. Пока действует договор, у специалиста идет стаж: за него отчисляют взносы в пенсионный фонд. Но больничные не платят и в трудовую книжку должность не записывают. Закон это допускает.

Самозанятость и ИП

Иногда работодатель в качестве альтернативы трудовому договору и ГПХ предлагает соискателю открыть ИП или оформить самозанятость. Компании выгодно: у нее не будет никаких обязательств по отношению к работнику, кроме своевременного начисления зарплаты . Отчислять процент в пенсионный фонд и налоговую не нужно: ИП и самозанятые делают это сами.

Граждане, выбирающие подобные варианты, должны помнить: не исключены проблемы с кредитом или ипотекой. Банки неохотно выдают ссуды таким категориям заемщиков, потому что у них нет стабильного дохода. Из плюсов — гибкий график работы.

Оформление трудовых отношений: сравнение всех вариантов

Все перечисленные способы оформления трудовых отношений законны. Подведем итоги:

Оформление работника

Запись в трудовую книжку

Отчисления в налоговую

Стаж

Отчисления в пенсионный фонд

Право на налоговые вычеты

нет — при работе с ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН

да — при работе по общей системе налогообложения

Какой бы вариант вы ни выбрали, важно все зафиксировать документально. Если вы самозанятый или ИП, и работодатель предлагает договориться устно о зарплате и графике, не соглашайтесь. В случае форс-мажора вы не докажете, что оказывали услуги и вам должны деньги.

Специалисты дивизиона Эквайринг в структуре Сбербанка заметили, что за 2021 год жители страны оплатили 1,5 млрд поездок в транспорте безналичным способом. Цифра вдвое выше показателей за аналогичный период 2020 года. Сейчас в большинстве крупных городов России можно внести деньги за поездку в общественном транспорте картой. В 147 городах, в которых проживает от 100 тысяч человек, пассажиры покупают билеты при помощи пластика;. Представители Сбера заявляют, что активно развивают переход на бесконтактную оплату проезда на всей территории страны. Оригинальность предложения, созданного банком вместе с партнерами, заключена в том, что гражданин может платить удобным способом: социальной или банковской картой, телефоном или смарт-часами. По словам генерального директора компании Расчетные решения; Михаила Казакова, организация совместно со Сбером ведет работу по развитию систем для безналичной покупки билетов. Основными целями этой деятельности руководство видит улучшение качества жизни граждан и расширение доступности общественного транспорта. Другая задача, решаемая проектом, ; экономия бюджета. Проект поможет региональным властям в выстраивании систем управления и мониторинга. Разработчики используют экспертные знания для цифровизации отрасли пассажирских перевозок. Источник: пресс-служба Сбербанка.

С января 2022 года ЦБ ужесточил порядок регулирования деятельности ломбардов на территории России. Среди нововведений: переход на Единый план счетов (ЕПС) и обязательное членство в СРО. Банк России требует от участников рынка вступления в саморегулируемые организации с целью усиления контроля за соблюдением нормативов. При этом даже крупные сети сегодня не готовы вкладывать большие суммы для формирования подобных структур. Проблему усугубляет отсутствие точных правовых определений в части работы СРО. До сих пор непонятно, какие изделия нужно регистрировать в системе и нужно ли вести учет всех залоговых продуктов. Известно лишь, что с весны введут маркировку ювелирных украшений в центрах Пробирной палаты. По мнению участников рынка, обязательное членство в СРО с оплатой взносов станет серьезным ударом для ломбардов, нанеся непоправимый финансовый ущерб большинству компаний. Первый негативный сигнал получен, когда в 2021 году правительство ввело Государственный реестр ломбардов. Из-за новых правил за последние 12 месяцев число компаний сократилось втрое. Согласно оценкам юристов, прекратить свою деятельность в 2022 году могут более 300 организаций, часть ломбардов уже вынуждены продавать свой бизнес крупным игрокам. Неизбежно упадет уровень доступности финансовых услуг в отдаленных населенных пунктах, где не представлены МФО, банки и другие кредиторы. Источник: Банк России.

Два последних десятилетия показали: если выбрать удачный момент для покупки валюты, можно хорошо заработать на росте курса. Но как понять, что сейчас самое подходящее время для инвестирования в доллары и евро? А вдруг котировки перестанут расти или вовсе обрушатся? Стоит ли вкладывать деньги в валюту и когда это выгодно делать? Разберемся в статье. Зачем инвестировать в валюту Российский рубль сильно зависит от экспорта нефти и газа, поэтому наша национальная валюта более слабая, по сравнению с долларом и евро. Чтобы защитить финансы от обесценивания, многие хранят сбережения именно в иностранных деньгах. Опытные инвесторы рекомендуют создавать смешанный портфель;: покупать не только доллары и евро, но и денежные единицы других стран. Среди лидеров в 2021 году швейцарские франки, японские йены, сингапурские доллары. Нужно постоянно следить за курсами, своевременно продавать слабеющие активы и покупать те, что показывают рост и укрепление. Когда выгоднее всего приобретать валюту По мнению опытных инвесторов, валюту нужно покупать регулярно, чтобы держать ее в качестве финансовой подушки безопасности. Но не стоит вкладывать в данные активы абсолютно все сбережения. Если деньги понадобятся срочно, придется делать обратный обмен. На разнице курсов можно потерять существенную часть накоплений. Валюту следует рассматривать как долгосрочные инвестиции. Она обычно приносит прибыль не раньше, чем через 2-3 года. Ажиотаж не лучшее время для валютных сделок. Когда курс лихорадит;, откажитесь от приобретения валюты: в такие моменты банки и обменные пункты увеличивают спред (разницу между ценами покупки и продажи). Для частного лица это прямой путь к убыткам. Вынуждены обменять валюту именно в период колебаний? Разбейте сумму на части и покупайте доллары или евро в течение нескольких дней и даже недель. Так вы застрахуете себя от вероятности провести сделку в самый неблагоприятный момент. Эксперты Банкирофф.ру рекомендуют покупать валюту по будням в утренние или дневные часы: с 10:10 до 18:50. Перед закрытием биржи и накануне выходных финансовые компании делают запас;, чтобы защитить себя от возможного колебания курсов в нерабочее время. Где лучше всего покупать валюту Есть несколько вариантов для совершения сделки: Отделение банка. Подходит тем, кому нужны наличные. Операция возможна только при предъявлении паспорта. Вам необходима крупная сумма? Подайте заявку заранее. Онлайн-банк. Откройте валютный счет через мобильное приложение и переведите туда необходимую сумму с основного рублевого счета по курсу, установленному кредитным учреждением. Брокерский счет. На бирже самый выгодный курс; однако данный способ подходит лишь тем, кто планирует приобрести минимум несколько тысяч долларов или евро. Посредники берут комиссию за свои услуги, поэтому для мелких операций лучше выбрать другой вариант. Некоторые брокеры еще и устанавливают ограничение на минимальную сумму покупки. Чтобы валюта работала;, недостаточно просто купить доллары и евро и оставить их под матрасом. Разместите деньги на ИИС на 3 года: тогда вы не только получите прибыль в случае роста котировок, но и избавите себя от необходимости платить НДФЛ с дохода. Накопительный счет в банке еще один вариант сохранить средства от инфляции. Но по валютным депозитам сейчас действуют очень низкие ставки: до 1% годовых.

По данным ЦБ РФ, в 2021 году россияне стали чаще допускать просрочки по кредитам. За первые 6 месяцев просрочка по ипотеке, к примеру, составила 17,2% (в 2020 году показатель был на отметке 2,5%). Одни граждане перестают платить по ссуде намеренно, в надежде, что банк спишет долг. Другие в силу обстоятельств: когда теряют работу или меняют ее на менее доходную. Если вы оказались в затруднительной ситуации и не можете соблюдать график платежей, не прячьтесь от финансового учреждения. Обратитесь с просьбой реструктуризировать кредит: это позволит снизить долговую нагрузку и сохранить репутацию надежного клиента. Что такое реструктуризация кредита Реструктуризацией долга называют пересмотр банком условий по кредиту. Задача снизить финансовую нагрузку заемщика. Процедуру проводят только в отношении просроченных долгов. Идти навстречу клиенту или нет, учреждение решает самостоятельно: закон не регулирует этот момент. Как правило, гражданин может рассчитывать на понимание. Банку проще изменить договор и получить свои деньги позже, чем вообще потерять средства и время из-за судебных разбирательств. Каждый случай рассматривают в индивидуальном порядке. Банк вправе принять следующие решения: снизить ставку; отменить часть начисленных процентов; пересмотреть график платежей; дать кредитные каникулы; увеличить срок и тем самым уменьшить размер ежемесячных платежей; сократить сумму долга. Прежде чем предложить клиенту реструктуризацию, банк попытается вернуть деньги обычными способами: будет звонить, и писать с напоминаниями о взносах, и даже может продать долг коллекторам. Заемщику лучше играть на опережение: самому обратиться в кредитное учреждение и обрисовать ситуацию. Как подать заявку на реструктуризацию долга Напишите заявление в свободной форме и отправьте его в банк. Включите в текст следующую информацию: когда был заключен кредитный договор, на какую сумму, под какой процент; сколько платежей вы уже внесли; когда возникла первая просрочка (укажите причину и подробно опишите характер финансовых затруднений); какие условия помогли бы вам удержаться на плаву (уменьшение ежемесячных взносов, увеличение срока, пересмотр ставки). Банк рассмотрит обращение и пришлет ответ. В случае положительного решения заемщику предложат подписать новый договор. Обратите внимание на сумму: не входят ли в нее пени и штрафы за просрочку. Вместо ожидаемого послабления вы можете получить дополнительную финансовую нагрузку, просто более растянутую во времени. Реструктуризация задолженности при банкротстве Когда человек проходит процедуру банкротства, в отношении его долгов может быть принято два решения: полностью списать все кредиты и просрочки либо назначить реструктуризацию займов. Для самого гражданина второй вариант означает, что долги все равно придется погашать (пусть и по новым правилам). Реструктуризацию при банкротстве применяют в следующих случаях: у заемщика есть постоянный источник дохода (величина прожиточного минимума неприкосновенная сумма); гражданин был ранее судим за преступления экономического характера и полностью списать его долг нельзя; человека уже признавали банкротом в течение последних 5 лет. Если должник не исполняет план реструктуризации, то кредиторы вправе потребовать продажи его имущества в счет погашения займов. В чем отличие реструктуризации от рефинансирования В процедуре реструктуризации участвуют две стороны: банк и заемщик. Финансовое учреждение меняет условия действующего договора. Клиент начинает погашать долг по новым правилам. При рефинансировании в дело вступает третье лицо сторонняя организация. Она кредитует гражданина с той целью, чтобы он полностью закрыл ссуду в первом банке. Теперь клиент будет исполнять обязательства перед другим кредитором. В чем смысл этой манипуляции? Разберем на примере: Олег решил поменять автомобиль и взял в банке А; 500 тыс. рублей. Срок займа 5 лет, ставка 18% годовых. Мужчина исправно платил по графику, а через полгода увидел рекламу по телевизору: компания Б; предлагала услуги рефинансирования займов. Олег обратился в организацию и через неделю подписал договор новой ссуды на тот же срок, но под 14,9% годовых. По условию соглашения, новый банк перевел старому всю сумму займа. Теперь Олег выплачивает кредит в банк Б;. Все остались в плюсе: компания привлекла нового клиента, а мужчина сэкономил за счет разницы в процентах. Рефинансирование можно назвать массовым продуктом, его предлагают многим заемщикам. Реструктуризацию только тем, кто испытывает финансовые трудности, допускает просрочки и способен вообще перестать погашать долг. Рефинансирование не стоит делать, когда: прошло больше половины срока; разница между ставками меньше 3%; сниженный процент предлагают только в случае оформления имущества в залог (при ипотеке или автокредите это делают по умолчанию, а вот при потребительских займах у клиента есть возможность выбирать). Прежде чем подписывать договор с новым банком, узнайте в старом, не возьмут ли с вас плату за досрочное погашение кредита (такое условие нередко указывают в контракте). Кроме того, при рефинансировании заемщику придется оплатить комиссию банка, купить новый страховой полис. Такие расходы могут обойтись недешево и съесть; всю ожидаемую экономию.

Читайте также: