Может ли предприятие обучить профессии

Обновлено: 04.07.2024

Эксперты SRG-ECO рассказали, как организовать обучение по охране труда силами работодателя с помощью внутренней комиссии.

Основные тезисы:

  • Как провести обучение?
  • Кого и когда обучать?
  • С чего начать обучение?
  • Порядок внутреннего обучения
  • Как провести проверку знаний?

Получите видеозапись вебинара

Если вы не смогли зарегистрироваться на вебинар по каким-либо причинам, но хотели бы его посмотреть, оставьте свои данные в форме, и мы отправим вам запись.

Обучение по охране труда призвано выполнять профилактическую функцию по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Это требование обязательно для исполнения всеми работодателями и регламентировано законодательством, а именно:

  • ст. 225 ТК РФ говорит, что все работники, в том числе и руководитель организации, должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований ОТ;
  • Работодатель обязан обеспечить проведение проверки знаний – статья 212 ТК РФ;
  • Работник обязан проходить проверку знаний – статья 214 ТК РФ.

Как обучать?

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства образования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее – Порядок).

Однако на данный момент необходимо работать по действующему Порядку.

Кроме того, существует межгосударственный стандарт по обучению безопасности труда. ГОСТ носит рекомендательный характер. Нужно отметить, что данный стандарт идет вразрез с правилами, установленными постановлением 1/29. Мы рекомендуем руководствоваться именно Порядком, потому что он дают более четкое понимание, как организовать обучение.

Кого и когда обучать?

В соответствии с п.2.2.1 Порядка обучения 1/29, все работники организаций в течение первого месяца после приема на работу должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Дальнейшая периодичность будет зависеть от категории работника, которые можно поделить на три группы:

  • Руководители;
  • Специалисты;
  • Рабочие.

Для чего еще необходимо определить категорию работников? – От этого будет зависеть, как необходимо обучить тех или иных работников. В первую очередь нас интересуют те сотрудники, которые ответственны за охрану труда. Так, всех ответственных, в том числе и руководителя (если он отвечает за охрану труда), а также членов внутренней комиссии, необходимо обучить в специализированном Учебном центре.

В то время как рабочий персонал, который не отвечает за обеспечение охраны труда, можно обучить и на предприятии, однако направлять на обучение в образовательную организацию не воспрещается.

Обучение охране труда работников рабочих профессий необходимо проводить не только при приеме на работу, но и при переводе, переподготовке и обучении другим профессиям. Согласно п. 2.2.3 Порядка, форму и продолжительность обучения рабочих определяется компанией самостоятельно с учетом отраслевых нормативно-правовых актов, в том числе правил по охране труда: например, в Положении об обучении.

При условии, если работа связана с вредными и/или опасными условиями труда, то вместе с обучением необходимо организовать и стажировку с последующим экзаменом по итогам обучения и стажировки. Это позволит убедиться, что работник сможет выполнять свои должностные обязанности безопасно.

Рекомендуется проводить проверку знаний требований охраны труда рабочих ежегодно. Такая периодичность позволит поддерживать необходимый уровень знаний работников и обеспечить меры по снижению производственного травматизма и уровня профессионального риска на рабочих местах.

Если говорить о руководителях и специалистах, чья деятельность не связана с опасными условиями, могут обучаться один раз в три года (п. 3.2 Порядка).

С чего начать обучение?

Конечно, можно обучить всех работников в Учебном центре.

Однако не каждый работодатель может себе позволить обучать всех работников в учебном центре. В этом случае есть возможность воспользоваться иным способом – провести обучение сотрудников силами внутренней комиссии.

Для этого важно понимать, что обучение по охране труда состоит из трех блоков, а именно:

  • инструктаж по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение правилам оказания первой помощи.

Кроме того, нужно не забывать о том, что обучение и проверку знаний необходимо организовать вне зависимости от того, действуют ли на работника вредные и/или факторы или нет (ст. 225 ТК РФ). Таким образом, если на рабочем месте работника по результатам СОУТ определены оптимальные или допустимые условия труда, то его все равно требуется обучить охране труда и проверить полученные знания.

Так, руководители и специалисты организаций, не отвечающие за организацию работы по охране труда, работники рабочих профессий могут проходить обучение и проверку знаний внутри организации.

Порядок внутреннего обучения

Для проведения проверки знаний требований охраны труда в компаниях могут создаваться собственные комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Чтобы организовать обучение по охране труда внутри предприятия, необходимо:

  • Разработать и утвердить программы обучения по ОТ с учетом отраслевых НПА (отдельные для каждой должности и профессии);
  • Создать комиссию и утвердить ее состав приказом руководителя;

Важно помнить: члены комиссии в обязательном порядке должны быть обучены в лицензированном Учебном центре, и только после получения протокола обученного работника можно включить в состав комиссии. В настоящее время для членов комиссий по проверке знаний проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда по программе 40 часов.

Кроме того, комиссия должна состоять минимум из трех человек. Рекомендуется на случай отсутствия одного из членов комиссии обучить и создать комиссию из не менее пяти человек: это позволит создать бесперебойную работу комиссий.

  • Издать приказ об организации обучения работников охране труда с приложением, в котором будет лист ознакомления сотрудников под подпись;
  • Провести обучение и проверить полученные знания работников по требованиям ОТ.

Стоит отметить, что Порядок не устанавливает конкретную форму проведения обучения по ОТ. Таким образом, проверить знаний требований охраны труда можно различными способами: с помощью лекции, семинара, вебинара, образовательной игры и т.д. Более того, можно даже привлечь преподавателя из Учебного центра.

Как провести проверку знаний?

Чтобы проверить знания, необходимо привлечь непосредственных руководителей работников (п.3.1 Порядка), то есть тех, кто имеет непосредственный опыт работ.

Как провести проверку знаний на каждом предприятии определяют самостоятельно: то может и устная форма, и тестирование или любой другой удобный способ.

Исходя их опыта, эффективным является проведение проверки знаний с применением видеофиксации. Это позволит при проверке ГИТ, в том числе после несчастного случая, предъявить доказательную базу, которая подтвердит прохождение работником проверки знаний.

По результатам проверки знаний необходимо оформить протокол по утвержденной форме (п.3. Порядка).

Важно! Видоизменять ее не нужно! Обратите внимание, что в форме есть поле “Подпись инспектора”: ранее требовалось приглашать инспектора, однако данное требование ликвидировали, а протокол не изменили.

Если сотрудник прошел проверку знаний, вы можете выдать ему удостоверение о проверке знаний по охране труда с подписью председателя комиссии и печатью организации: его форма также утверждена Порядком. Выдача удостоверения не является обязательным требованием, так как основной документ, подтверждающий прохождение обучения, – протокол. Если работник направляется в командировки или посещает другие филиалы, отделения компания, то вы можете выдать ему удостоверение.

В случае, если у комиссии есть сомнения в уровне подготовке и знаний работника, а значит, не прошел проверку, он должен пройти повторную проверку знаний в течение одного месяца (п. 3.8 Порядка).

При этом, данный сотрудник должен быть отстранен от работы без сохранения заработной платы до успешной сдачи экзамена по проверке знаний.

Получите бесплатную консультацию об обучении по охране труда и другим программам от специалистов Учебного центра SRG:


Во все времена проблема обучения работников в нашей стране отличалась особой актуальностью. В царское время при фабриках открывались специальные училища, в советский период эта традиция была продолжена: на многих промышленных предприятиях работала система наставничества, обучения и квалификационной оценки. В перестроечные времена она сильно пострадала, но необходимость в квалифицированных кадрах и трансформации знаний в навыки привела к возрождению ее в современной России на новом уровне.

Более того, законодатель, понимая потребности бизнеса, предоставил ряд налоговых льгот для организаций, активно обучающих своих работников. Вместе с тем капиталистическая система хозяйствования ставит во главу угла прибыль. В такой ситуации работодателям было бы странно заниматься благотворительностью, обучая сотрудников бесплатно. Поэтому на законодательном уровне предусмотрена возможность установления определенного срока отработки для сотрудников, чье обучение оплачивает работодатель. Однако, прежде всего, нужно должным образом организовать обучение, грамотно подготовить документальное сопровождение процесса.

ЕСЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕШИЛИ ОБУЧАТЬ РАБОТНИКОВ


Уточним, что согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам не подлежат обложению налогом на прибыль, если обучение проходят:

•либо работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовые договоры,

•либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Исходя из формулировок ст. 264 НК РФ, расходы на обучение работников учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при условии, что обучение осуществляется:

•в имеющем лицензию образовательном учреждении;

•в интересах работодателя, то есть связано с его производственной деятельностью.

Заключение с сотрудниками договоров или соглашений об отработке за обучение при решении вопроса о налогообложении прибыли роли не играет. Этот нюанс имеет значение только в случае с теми, кто ищет работу.

Верхний предел срока действия трудового договора или дополнительного соглашения, которые заключаются с работниками, прошедшими обучение за счет работодателя, нужно определять с учетом соразмерности затрат и периода отработки. Согласитесь, будет странно, если оплату пары тысяч рублей за однодневные курсы работодатель потребует компенсировать десятилетней отработкой. Если сотрудник в этом случае обратится в суд, велика вероятность, что действия работодателя признают незаконными и направленными на ограничение свободы труда.


ДОГОВОР ТРУДОВОЙ ИЛИ УЧЕНИЧЕСКИЙ?

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены альтернативные варианты оформления обязанности работника по отработке за обучение.

Во-первых, из содержания гл. 32 ТК РФ следует, что стороны заключают ученический договор, исчерпывающим образом определяющие их обязанности по отношению друг к другу.

Во-вторых, часть 4 ст. 57 ТК РФ допускает включение в текст трудового договора положения об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.

На практике возникают вопросы: как лучше оформить обучение — ученическим договором или дополнительным соглашением к трудовому договору? И можно ли уже на этапе приема на работу включить в трудовой договор с работником положение об обучении?

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 августа 2020 года N 438

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

в Министерстве юстиции

11 сентября 2020 года,

регистрационный N 59784

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 26 августа 2020 года N 438

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее - Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в части, не урегулированной законодательством об образовании и настоящим Порядком, устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Основные программы профессионального обучения самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не установлено иное.

5. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

8. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

9. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

10. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

11. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

12. Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

13. Профессиональное обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

14. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

16. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий).

17. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

18. Формы проведения квалификационного экзамена устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

19. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

20. Квалификация, указываемая в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

21. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают образцы выдаваемого свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, и определяют порядок их заполнения и выдачи. При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

22. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

III. Особенности профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

23. Содержание профессионального обучения и условия организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, самостоятельно разрабатываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

24. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования по основным программам профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

25. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Шаг 1. Определите, каким профессиям можно обучать рабочего

Обучение на производстве можно проводить не по всем профессиям, а только по тем, что указаны в перечне профессий для подготовки рабочих .

На заметку
Если организация нуждается в работнике, чья профессия в данном документе не поименована, его направляют на подготовку в специализированное учреждение образования.

В названном перечне также указаны присваиваемые по профессиям разряды. Важность информации о разрядах иллюстрирует пример.

Следовательно, чтобы оценить перспективу обучения на производстве, нанимателю надо изучить и перечень профессий рабочих, по которым требуется среднее специальное образование .

Обратите внимание!
В исключительных случаях наниматель может повысить разряд по профессии, требующей для этого среднее специальное образование, работнику, у которого такого образования нет. Для этого рабочий должен обладать высоким профмастерством и требуемым уровнем знаний .

Шаг 2. Разработайте учебно-программную документацию

В рассматриваемой ситуации принятый на работу сотрудник не имеет профессии вовсе. Следовательно, его обучение будет проходить по образовательной программе профподготовки .

Для этого требуется наличие учебно-программной документации, которая включает :

1) типовой учебный план по профессии, которой будут обучать работника.

Справочно
Типовые учебные планы размещены на сайте Минобразования. Там же можно ознакомиться с рекомендациями по разработке и утверждению учебных планов и программ.

На основе данного документа организация разрабатывает свой учебный план по конкретной профессии ;

2) учебный план по профессии;

3) учебные программы по учебным дисциплинам.

Чтобы разрабатывать учебно-программную документацию, организовывать занятия, контролировать качество обучения, рекомендуется ввести должность инженера по подготовке кадров или создать в организации соответствующее структурное подразделение.

Учебные планы и учебные программы утверждает руководитель организации, занимающейся обучением на производстве .

Кроме того, порядок обучения рабочих может быть определен в коллективном договоре, соглашении или ином ЛНПА .

Зная учебную программу, наниматель должен обеспечить и материально-техническую базу образовательного процесса. То есть подготовить помещения, в которых будет проходить обучение, предоставить нужные инструменты, оборудование и т.п.

Шаг 3. Определите срок обучения рабочего

Профподготовка рабочего проходит только в очной форме . Продолжительность освоения образовательной программы может составлять от месяца до года .

Для каждой профессии установлен свой срок обучения. Он указан в месяцах в перечне профессий для подготовки рабочих. Например, за месяц можно обучить пекаря, а помощник мастера в сетевязальном производстве должен проходить обучение максимальный срок (12 месяцев).

В некоторых случаях наниматель может сократить срок обучения рабочего с учетом имеющихся у него знаний, умений и навыков. К примеру, это допускается, если одновременно с профподготовкой рабочий получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование .

Шаг 4. Решите, кто будет обучать рабочего

Требования к лицам, занятым в образовательном процессе, варьируются:

— теории могут обучать педработники, имеющие среднее специальное или высшее образование по тому профилю, который соответствует обучаемой профессии ;

— руководство обучением на практике можно поручить мастерам производственного обучения, или высококвалифицированным рабочим, не освобожденным от основной работы, или инструкторам производственного обучения рабочих массовых профессий .

Если в организации нет указанных работников, их можно привлечь из других организаций .

На заметку
Работникам, в рабочей (должностной) инструкции которых не прописана обязанность обучать рабочих, за выполнение дополнительных обязанностей полагается доплата .

Шаг 5. Оформите направление рабочего на обучение

Если организация принимает на работу человека, не имеющего профессии, с намерением обучить его на производстве, то одновременно с приказом о приеме на работу издается приказ о направлении работника на обучение.

В последнем, как правило, фиксируют:

— профессию, по которой работник будет проходить обучение, и квалификационный разряд, присваиваемый по его результатам;

— Ф.И.О. и должность работника, на которого возлагается руководство обучением;

— Ф.И.О. и профессию работника, непосредственно осуществляющего производственное обучение;

— гарантии работнику в соответствии с законодательством. В частности, за период обучения выплачивается зарплата из расчета не менее 0,15 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения .

На заметку
В приказе можно указать, будет ли рабочий обучаться в учебной группе или индивидуально (если группу укомплектовать невозможно) .

Формулировки о трудоустройстве лица, у которого нет профессии, имеют некоторые особенности. Так, в трудовом договоре и приказе о приеме на работу дополнительно указывают, что рабочий принимается на работу с предварительным обучением по определенной профессии. В трудовую же книжку заносят запись о приеме на работу без указания разряда .

Шаг 6. Проведите обучение рабочего

Рабочий может обучаться в учебной группе или индивидуально . От вида обучения зависит порядок получения рабочим знаний, умений и навыков:

1) при обучении в учебной группе теоретическую подготовку слушателей осуществляют педработники . А производственное обучение состоит из двух этапов :

— сначала мастер производственного обучения на специально созданной в организации материально-технической базе или непосредственно на рабочем месте показывает, как осуществлять определенные работы, а слушатели выполняют учебно-производственные задания;

— потом слушатели закрепляют умения и навыки, выполняя работу самостоятельно на рабочих местах в организации, но под руководством:

мастера производственного обучения — в учебных группах;

высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий — индивидуально;

2) при индивидуальном обучении слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно. При этом не меньше 8% от объема часов, выделенных на его освоение, составляют консультации. А производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий .

Шаг 7. Оцените и зафиксируйте результаты обучения

Выполнив в полном объеме требования учебного плана и учебных программ, рабочий допускается к итоговой аттестации.

Квалификационный экзамен сдают квалификационной комиссии .

В рамках экзамена комиссия, как правило, проверяет :

— теоретические знания рабочего. Экзамен по теоретическим дисциплинам проводят по билетам, составленным преподавателями этих дисциплин и утвержденным руководителем организации;

— практические знания, оценивая квалификационную пробную работу.

На заметку
Если профессия связана с обслуживанием производственных участков, агрегатов, то комиссия оценивает квалификацию слушателя, проверяя умения и навыки на рабочем месте .

По результатам экзамена квалификационная комиссия выносит заключение, присваивать ли рабочему квалификационный разряд по профессии . Считается, что рабочий успешно сдал квалификационный экзамен, если ему выставлены отметки не ниже трех баллов .

Заключение комиссии оформляется протоколом. На его основании наниматель издает распорядительный документ о присвоении рабочему квалификационного разряда по профессии, а также выдает соответствующее свидетельство . Запись о присвоении разряда также заносят в трудовую книжку .

После того как рабочий пройдет обучение, наниматель может поручить ему работу по полученному разряду.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: