Воспитательная работа с осужденными состоящими на учете в уии

Обновлено: 13.05.2024

Основы социальной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях

Fundamentals of social work with convicts who are registered in criminal enforcement inspectorates

Автор: Овчинников Сергей Николаевич – Российская Федерация, г. Москва ФКУ НИИ ФСИН России, ведущий научный сотрудник НИЦ-1, кандидат социологических наук

Author: Ovchinnikov Sergei Nikolaevich – Russian Federation, Moscow, Research Institute of the FPS of Russia, Leading Research, PhD in Sociology.

Аннотация: в статье рассматриваются методологические основы социальной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Обращается внимание на характеристику специального субъекта, которым является осужденный, отбывающий наказание, не связанное с изоляцией от общества. Также представленный материал иллюстрирует практическую и методологическую значимость сферы социальных услуг, оказываемых в рамках восстановительного правосудия.

Annotation: the article deals with the basics of social work with convicts who are registered in criminal executive inspections. Attention is paid to the characteristics of a special subject, which is a convicted person who is serving a sentence not related to isolation from society. The presented material also illustrates the practical and methodological significance of the sphere of social services provided within the framework of restorative justice.

Ключевые слова: социальная работа, восстановительное правосудие, служба пробации, альтернативные виды наказаний, уголовно-исполнительная система.

Keywords: social work, restorative justice, probation service, alternative forms of punishment, the penitentiary system.

Понятие социальной работы многозначно и ученые по-разному смотрят на сущность социальной работы. Основываясь на теоретико-методологическом фундаменте, некоторые авторы рассматривают социальную работу как область научного знания. Познание предметной области осуществляется путем структурирования объекта и предмета исследования. Под объектом понимается сторона социальной реальности, на изучение которой направлена наука. Предмет познания находится в границах изучаемой социальной реальности, ограниченной рамками объекта. Объектом теоретического анализа феномена социальной работы выступают социальные процессы и факторы, влияющие на становление и эволюцию социальной работы. Предметной областью выступает изучение теоретико-прикладных конструкций, объясняющих содержание социальной работы.

Теоретико-методологический подход к пониманию социальной работы как области научного знания приводит к выводу о межотраслевом характере изучаемого предмета. Социальную работу справедливо относят к дисциплине социологического модуля. Вместе с этим решение теоретических и прикладных вопросов социального обеспечения требует привлечения знаний из смежных отраслей, таких как: психология, юриспруденция, история, экономика, менеджмент, медицина, политология и другие области научного знания.

Теория социальной работы с лицами, имеющими психические отклонения или различные формы девиантного поведения, в современной отечественной и зарубежной науке интенсивно развивается. В криминологии уже аксиоматичным стало утверждение приоритета социальной детерминированности преступности. Классический подход к пониманию преступного поведения связывает риски совершения преступлений с низким уровнем социальной компетенции личности. Десоциализированность личности, низкий уровень образования, отсутствие постоянного заработка, жилья, устойчивых семейных связей повышает риски совершения преступления. Осознавая важность предупреждения социальной дезадаптации личности, необходимости актуализации внутриличностных ресурсов теоретики в области социальной работы идут по пути разработки эффективных методик, технологий и концепций оказания социальной помощи.

Таким образом, социальная работа является отраслью научного знания, изучающей социально-демографические явления и процессы в сфере оказания социальной помощи населению.

Целью социальной работы как науки признается объяснение социальной реальности, выявление закономерностей социального развития, прогнозирование социальных процессов и поиск эффективных стратегических и тактических решений.

Основными принципами науки являются следующие: объективность, детерминизм, историзм, критичность, системность, логичность и принцип верификации полученных данных.

Методология научного познания объективной реальности, прежде всего, основывается на базовых научных методах: дедукции, индукции, наблюдении, эксперимента, а также сравнительном, историческом и герменевтическом методах.

Как известно, теоретико-методологический компонент является фундаментальным для любой области научного знания. В то же время предмет науки этими рамками не ограничивается и не исчерпывается. Социальная работа в учебной и научной литературе рассматривается в различных ракурсах. Так, социальная работа рассматривается как элемент системы социального обеспечения населения.

Процесс институционализации социальной работы в России прошел длительный эволюционный период. К первичным формам социальной помощи относятся элементы внутриродовой и внутриобщинной поддержки соплеменников. С возрастанием роли религии и института церкви возникает и укрепляется в патриархальном обществе система подаяний нищенствующим, страждущим, блаженным. С XVIII века оказание социальной помощи приобретает более светские формы. Появляются благотворительные организации, оказывающие нуждающимся социальную и медицинскую помощь, возникают приюты, предоставляющие возможность временного проживания. С расширением спектра оказываемых социальных услуг увеличивается перечень субъектов, имеющих право на их получение.

Социальная работа в современном ее понимании институционализируется в начале прошлого столетия. В условиях командно-административной системы управления социальная работа была вписана в патерналистскую модель социальной политики. Ее отличительными особенностями выступают государственная монополия на распределение ресурсов, финансирование социальной помощи за счет бюджетных средств, участие общественности ограничивается организациями, признаваемыми и поддерживающими официальную власть. Основными недостатками патерналистской модели организации системы социального обеспечения признается бюрократизация деятельности по оказанию социальной помощи, монополизация социальной сферы, отсутствие конкурентной среды в сфере оказания социальных услуг.

Переход в конце 80-х начале 90-х XX века к рыночной системе хозяйствования привело к изменению концептуальных подходов и в сфере социального обеспечения населения. В условиях перехода к рыночной экономике изменяется распределение функций социального обеспечения населения между субъектами, полномочными осуществлять такую деятельность. Расширяется сеть негосударственных общественных организаций, объединений и фондов, которые своими уставными целями видят участие в программах оказания социальной помощи отдельным категориям населения. При этом роль государства в сфере социального обеспечения остается существенной и значимой. На органы государственной власти возлагается осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи и иной социальной помощи.

Немаловажной особенностью новой модели социального обеспечения населения становится совершенствование порядка финансирования сферы социальных услуг. Исходя из принципа адресного использования бюджетных средств, на федеральном и региональном уровнях реализуются целевые программы оказания социальной помощи различным категориям населения.

Рассматривая социальную работу в данном ракурсе, можно определить ее как систему организационно-правовых и практических мер, направленных на социальное обеспечение населения в соответствии с принятыми стандартами.

Цель социальной работы состоит в социальном обеспечении населения и заключается в оказании помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.

Оказание социальной помощи основывается на принципах законности, гуманизма, доступности и адресности оказываемых услуг, добровольности, своевременности, качественности и комплексности.

Еще одной стороной социальной работы является ее профессиональный характер. В связи с произошедшими концептуальными изменениями в системе социального обеспечения населения социальная работа приобрела статус самостоятельного вида профессиональной деятельности. К профессиональной деятельности относится оплачиваемая деятельность, требующая от работника определенной квалификации, подтвержденной документами об образовании.

1) деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки;

2) деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки.

Выполнение первой трудовой функции требует, согласно Профессионального стандарта, высшего или среднего профессионального образования либо профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности. В обязанности специалиста по социальной работе входит первичное консультирование лиц, обратившихся за помощью, сбор необходимой информации, документирование и обработка необходимых сведений, ведение документооборота, обеспечение защиты персональных данных, направление запросов в органы государственной власти и некоторые другие операции.

Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мера социальной поддержки представляет собой выполнение управленческих функций в сфере социального обеспечения. Разработчики Профессионального стандарта к обязательным квалификационным требованиям для руководящего звена установили наличие высшего или среднего профессионального образования либо профессиональной переподготовки по профилю деятельности, а также наличие опыта работы не менее трех лет. В соответствии с требованиями Профессионального стандарта на руководителей возлагаются функции по прогнозированию и проектированию социального обслуживания, организации деятельности подразделений, контролю качества и эффективности социального обслуживания, а также по подготовке предложений для формирования социальной политики, развития социальной помощи и социального обслуживания населения.

Исходя из этого социальная работа – это вид профессиональной деятельности по оказанию социальных услуг и социальной поддержки населения.

Цель социальной работы заключается в выявлении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им постоянной, периодической или разовой помощи в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профессиональная деятельность строится на основе принципов добровольности, конфиденциальности, адресности, взаимной ответственности поставщика и получателя социальных услуг, качественности оказываемых социальных услуг и мер социальной поддержки.

Как уже выше отмечалось, феномен социальной работы многозначен и многоаспектен. Можно выделить подотрасли социальной работы, исходя из особенностей оказываемых социальных услуг различным категориям получателей социальной помощи. Отмечаются особенности социального обеспечения инвалидов, пенсионеров, малоимущих слоев населения. В этом контексте справедливо утверждение о наличии специфики социальной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее – УИИ). Такой подход объясняется комплексом важных факторов:

1) наличие специального субъекта,

2) специфика возникающих правоотношений,

3) особенности целей, достижение которых требует оказание социальных услуг.

Специальным субъектом является осужденный к уголовному наказанию или лицо, которому назначены меры уголовно-правового характера.

В период с 2010 по 2018 год численность лиц, состоящих на учете в УИИ, незначительно увеличилась. При этом с 2010 по 2015 годы отмечается тенденция к сокращению, которая составила около 40%. Согласно статистических данных, с 2015 года наблюдается резкое увеличение численности лиц, состоящих на учете в УИИ, превысив в 2017 году показатели 2010 года на 2,4%.

Следует отметить, что за рассматриваемый период снизилось количество женщин и несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ. Численность женщин сократилось почти на четверть с 83 467 до 63 060 человек.

Снижение несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ, было более существенным. Их количество снизилось почти в три раза с 16 087 в 2010 году до 5 867 по состоянию на 31.12.2017 года. Необходимо отметить, что в последние более чем десять лет сокращается количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, и которым назначено уголовное наказание или меры уголовно-правового характера. Если обратиться к сведениям, иллюстрирующим численность несовершеннолетних осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы, то мы увидим, что их численность сократилась более чем в восемь раз с 13 511 в 2005 году до 1 655 в 2017 году.

В тесной диалектической взаимосвязи с особенностями потребителя социальных услуг находятся характер правоотношений, возникающих по поводу оказания социальной помощи лицам, состоящим на учете в УИИ. Предоставление социальных услуг осужденным осуществляется в связи с исполнением уголовных наказаний или мер уголовно-правового характера. Согласно ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Особенности правоотношений, возникающих в связи с оказанием лицам, состоящим на учете в УИИ, социальных услуг детерминируют цели социальной работы с данной категорией населения. Следует напомнить, что цели назначения наказания и его исполнения отличаются. Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ цель применения наказания состоит в восстановлении социальной справедливости, а также в исправлении осужденного и предупреждении совершения новых преступлений. Цель исполнения наказания вообще не регламентирована. В ст. 1 УИК РФ говориться лишь о целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Согласно ч. 1 УИК РФ цель уголовно-исполнительного законодательства состоит в исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Ч. 2 ст. 1 УИК РФ говорит о задачах уголовно-исполнительного законодательства, которыми являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Таким образом, под социальной работой с лицами, состоящими на учете в УИИ, следует понимать вид профессиональной деятельности, направленный по оказание социальной помощи в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

Цель социальной работы состоит в оказании социальной помощи в объеме, необходимом для достижения целей наказания и мер уголовно-правового характера.

Социальная работа с лицами, состоящими на учете в УИИ, основывается на общих и специальных принципах. К общим принципам относятся ранее упоминавшиеся нами принципы добровольности, конфиденциальности, адресности, взаимной ответственности поставщика и получателя социальных услуг. Вместе с этим можно выделить и специальные принципы, изложенные в уголовно-исполнительном законодательстве: гуманизма, демократизма, законности, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Основы социальной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях

Fundamentals of social work with convicts who are registered in criminal enforcement inspectorates

Автор: Овчинников Сергей Николаевич – Российская Федерация, г. Москва ФКУ НИИ ФСИН России, ведущий научный сотрудник НИЦ-1, кандидат социологических наук

Author: Ovchinnikov Sergei Nikolaevich – Russian Federation, Moscow, Research Institute of the FPS of Russia, Leading Research, PhD in Sociology.

Аннотация: в статье рассматриваются методологические основы социальной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Обращается внимание на характеристику специального субъекта, которым является осужденный, отбывающий наказание, не связанное с изоляцией от общества. Также представленный материал иллюстрирует практическую и методологическую значимость сферы социальных услуг, оказываемых в рамках восстановительного правосудия.

Annotation: the article deals with the basics of social work with convicts who are registered in criminal executive inspections. Attention is paid to the characteristics of a special subject, which is a convicted person who is serving a sentence not related to isolation from society. The presented material also illustrates the practical and methodological significance of the sphere of social services provided within the framework of restorative justice.

Ключевые слова: социальная работа, восстановительное правосудие, служба пробации, альтернативные виды наказаний, уголовно-исполнительная система.

Keywords: social work, restorative justice, probation service, alternative forms of punishment, the penitentiary system.

Понятие социальной работы многозначно и ученые по-разному смотрят на сущность социальной работы. Основываясь на теоретико-методологическом фундаменте, некоторые авторы рассматривают социальную работу как область научного знания. Познание предметной области осуществляется путем структурирования объекта и предмета исследования. Под объектом понимается сторона социальной реальности, на изучение которой направлена наука. Предмет познания находится в границах изучаемой социальной реальности, ограниченной рамками объекта. Объектом теоретического анализа феномена социальной работы выступают социальные процессы и факторы, влияющие на становление и эволюцию социальной работы. Предметной областью выступает изучение теоретико-прикладных конструкций, объясняющих содержание социальной работы.

Теоретико-методологический подход к пониманию социальной работы как области научного знания приводит к выводу о межотраслевом характере изучаемого предмета. Социальную работу справедливо относят к дисциплине социологического модуля. Вместе с этим решение теоретических и прикладных вопросов социального обеспечения требует привлечения знаний из смежных отраслей, таких как: психология, юриспруденция, история, экономика, менеджмент, медицина, политология и другие области научного знания.

Теория социальной работы с лицами, имеющими психические отклонения или различные формы девиантного поведения, в современной отечественной и зарубежной науке интенсивно развивается. В криминологии уже аксиоматичным стало утверждение приоритета социальной детерминированности преступности. Классический подход к пониманию преступного поведения связывает риски совершения преступлений с низким уровнем социальной компетенции личности. Десоциализированность личности, низкий уровень образования, отсутствие постоянного заработка, жилья, устойчивых семейных связей повышает риски совершения преступления. Осознавая важность предупреждения социальной дезадаптации личности, необходимости актуализации внутриличностных ресурсов теоретики в области социальной работы идут по пути разработки эффективных методик, технологий и концепций оказания социальной помощи.

Таким образом, социальная работа является отраслью научного знания, изучающей социально-демографические явления и процессы в сфере оказания социальной помощи населению.

Целью социальной работы как науки признается объяснение социальной реальности, выявление закономерностей социального развития, прогнозирование социальных процессов и поиск эффективных стратегических и тактических решений.

Основными принципами науки являются следующие: объективность, детерминизм, историзм, критичность, системность, логичность и принцип верификации полученных данных.

Методология научного познания объективной реальности, прежде всего, основывается на базовых научных методах: дедукции, индукции, наблюдении, эксперимента, а также сравнительном, историческом и герменевтическом методах.

Как известно, теоретико-методологический компонент является фундаментальным для любой области научного знания. В то же время предмет науки этими рамками не ограничивается и не исчерпывается. Социальная работа в учебной и научной литературе рассматривается в различных ракурсах. Так, социальная работа рассматривается как элемент системы социального обеспечения населения.

Процесс институционализации социальной работы в России прошел длительный эволюционный период. К первичным формам социальной помощи относятся элементы внутриродовой и внутриобщинной поддержки соплеменников. С возрастанием роли религии и института церкви возникает и укрепляется в патриархальном обществе система подаяний нищенствующим, страждущим, блаженным. С XVIII века оказание социальной помощи приобретает более светские формы. Появляются благотворительные организации, оказывающие нуждающимся социальную и медицинскую помощь, возникают приюты, предоставляющие возможность временного проживания. С расширением спектра оказываемых социальных услуг увеличивается перечень субъектов, имеющих право на их получение.

Социальная работа в современном ее понимании институционализируется в начале прошлого столетия. В условиях командно-административной системы управления социальная работа была вписана в патерналистскую модель социальной политики. Ее отличительными особенностями выступают государственная монополия на распределение ресурсов, финансирование социальной помощи за счет бюджетных средств, участие общественности ограничивается организациями, признаваемыми и поддерживающими официальную власть. Основными недостатками патерналистской модели организации системы социального обеспечения признается бюрократизация деятельности по оказанию социальной помощи, монополизация социальной сферы, отсутствие конкурентной среды в сфере оказания социальных услуг.

Переход в конце 80-х начале 90-х XX века к рыночной системе хозяйствования привело к изменению концептуальных подходов и в сфере социального обеспечения населения. В условиях перехода к рыночной экономике изменяется распределение функций социального обеспечения населения между субъектами, полномочными осуществлять такую деятельность. Расширяется сеть негосударственных общественных организаций, объединений и фондов, которые своими уставными целями видят участие в программах оказания социальной помощи отдельным категориям населения. При этом роль государства в сфере социального обеспечения остается существенной и значимой. На органы государственной власти возлагается осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи и иной социальной помощи.

Немаловажной особенностью новой модели социального обеспечения населения становится совершенствование порядка финансирования сферы социальных услуг. Исходя из принципа адресного использования бюджетных средств, на федеральном и региональном уровнях реализуются целевые программы оказания социальной помощи различным категориям населения.

Рассматривая социальную работу в данном ракурсе, можно определить ее как систему организационно-правовых и практических мер, направленных на социальное обеспечение населения в соответствии с принятыми стандартами.

Цель социальной работы состоит в социальном обеспечении населения и заключается в оказании помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.

Оказание социальной помощи основывается на принципах законности, гуманизма, доступности и адресности оказываемых услуг, добровольности, своевременности, качественности и комплексности.

Еще одной стороной социальной работы является ее профессиональный характер. В связи с произошедшими концептуальными изменениями в системе социального обеспечения населения социальная работа приобрела статус самостоятельного вида профессиональной деятельности. К профессиональной деятельности относится оплачиваемая деятельность, требующая от работника определенной квалификации, подтвержденной документами об образовании.

1) деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки;

2) деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки.

Выполнение первой трудовой функции требует, согласно Профессионального стандарта, высшего или среднего профессионального образования либо профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности. В обязанности специалиста по социальной работе входит первичное консультирование лиц, обратившихся за помощью, сбор необходимой информации, документирование и обработка необходимых сведений, ведение документооборота, обеспечение защиты персональных данных, направление запросов в органы государственной власти и некоторые другие операции.

Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мера социальной поддержки представляет собой выполнение управленческих функций в сфере социального обеспечения. Разработчики Профессионального стандарта к обязательным квалификационным требованиям для руководящего звена установили наличие высшего или среднего профессионального образования либо профессиональной переподготовки по профилю деятельности, а также наличие опыта работы не менее трех лет. В соответствии с требованиями Профессионального стандарта на руководителей возлагаются функции по прогнозированию и проектированию социального обслуживания, организации деятельности подразделений, контролю качества и эффективности социального обслуживания, а также по подготовке предложений для формирования социальной политики, развития социальной помощи и социального обслуживания населения.

Исходя из этого социальная работа – это вид профессиональной деятельности по оказанию социальных услуг и социальной поддержки населения.

Цель социальной работы заключается в выявлении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им постоянной, периодической или разовой помощи в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профессиональная деятельность строится на основе принципов добровольности, конфиденциальности, адресности, взаимной ответственности поставщика и получателя социальных услуг, качественности оказываемых социальных услуг и мер социальной поддержки.

Как уже выше отмечалось, феномен социальной работы многозначен и многоаспектен. Можно выделить подотрасли социальной работы, исходя из особенностей оказываемых социальных услуг различным категориям получателей социальной помощи. Отмечаются особенности социального обеспечения инвалидов, пенсионеров, малоимущих слоев населения. В этом контексте справедливо утверждение о наличии специфики социальной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее – УИИ). Такой подход объясняется комплексом важных факторов:

1) наличие специального субъекта,

2) специфика возникающих правоотношений,

3) особенности целей, достижение которых требует оказание социальных услуг.

Специальным субъектом является осужденный к уголовному наказанию или лицо, которому назначены меры уголовно-правового характера.

В период с 2010 по 2018 год численность лиц, состоящих на учете в УИИ, незначительно увеличилась. При этом с 2010 по 2015 годы отмечается тенденция к сокращению, которая составила около 40%. Согласно статистических данных, с 2015 года наблюдается резкое увеличение численности лиц, состоящих на учете в УИИ, превысив в 2017 году показатели 2010 года на 2,4%.

Следует отметить, что за рассматриваемый период снизилось количество женщин и несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ. Численность женщин сократилось почти на четверть с 83 467 до 63 060 человек.

Снижение несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ, было более существенным. Их количество снизилось почти в три раза с 16 087 в 2010 году до 5 867 по состоянию на 31.12.2017 года. Необходимо отметить, что в последние более чем десять лет сокращается количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, и которым назначено уголовное наказание или меры уголовно-правового характера. Если обратиться к сведениям, иллюстрирующим численность несовершеннолетних осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы, то мы увидим, что их численность сократилась более чем в восемь раз с 13 511 в 2005 году до 1 655 в 2017 году.

В тесной диалектической взаимосвязи с особенностями потребителя социальных услуг находятся характер правоотношений, возникающих по поводу оказания социальной помощи лицам, состоящим на учете в УИИ. Предоставление социальных услуг осужденным осуществляется в связи с исполнением уголовных наказаний или мер уголовно-правового характера. Согласно ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Особенности правоотношений, возникающих в связи с оказанием лицам, состоящим на учете в УИИ, социальных услуг детерминируют цели социальной работы с данной категорией населения. Следует напомнить, что цели назначения наказания и его исполнения отличаются. Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ цель применения наказания состоит в восстановлении социальной справедливости, а также в исправлении осужденного и предупреждении совершения новых преступлений. Цель исполнения наказания вообще не регламентирована. В ст. 1 УИК РФ говориться лишь о целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Согласно ч. 1 УИК РФ цель уголовно-исполнительного законодательства состоит в исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Ч. 2 ст. 1 УИК РФ говорит о задачах уголовно-исполнительного законодательства, которыми являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Таким образом, под социальной работой с лицами, состоящими на учете в УИИ, следует понимать вид профессиональной деятельности, направленный по оказание социальной помощи в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

Цель социальной работы состоит в оказании социальной помощи в объеме, необходимом для достижения целей наказания и мер уголовно-правового характера.

Социальная работа с лицами, состоящими на учете в УИИ, основывается на общих и специальных принципах. К общим принципам относятся ранее упоминавшиеся нами принципы добровольности, конфиденциальности, адресности, взаимной ответственности поставщика и получателя социальных услуг. Вместе с этим можно выделить и специальные принципы, изложенные в уголовно-исполнительном законодательстве: гуманизма, демократизма, законности, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Кто состоит на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях?

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют следующие виды уголовных наказаний: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Осуществляется контроль за исполнением судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога, запрета определённых действий.

Как много лиц проходит по учётам уголовно-исполнительной инспекции у нас в республике?

По состоянию на 1 декабря 2020 года на учёте состояло около 5,3 тыс. осужденных и лиц, находящихся под домашним арестом. За 11 месяцев 2020 года прошло более 8800 осужденных без изоляции от общества и свыше 140 обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

Для сравнения во всех исправительных учреждениях республики в настоящее время отбывает наказание всего 2200 осужденных к реальному лишению свободы.

Сколько ими совершено преступлений? Каковы основные причины их совершения?

За 11 месяцев текущего года осужденными, состоящими на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции, совершены 134 повторных преступления.

Проведённый анализ показал, что из числа лиц, совершивших в этом году повторные преступления после постановки на учёт в УИИ, почти половина (45%) ранее судимы 2 и более раз, более 80% - не имеют постоянного места работы, больше 40% лиц совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. Практически 2/3 преступлений относятся к преступлениям против собственности, подавляющее большинство из которых это кражи.

Какую ответственность несёт лицо, состоящее на учёте в уголовно-­исполнительной инспекции, за совершение преступлений?

Если говорить о последствиях за совершение преступления, то это безусловное привлечение к уголовной ответственности.

На примере лиц, осуждённых к лишению свободы условно (это наиболее распространённая категория подучётных лиц), в случае совершения ими в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

В случае совершения условно осуждённым в течение испытательного срока умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание уже в виде реального лишения свободы. При этом ко вновь назначенному наказанию частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

То есть лицо на определённый, как правило, длительный срок направляется в исправительные колонии различного режима.

А если лицо нарушает общественный порядок или допускает иные нарушения условий отбывания наказания?

На примере осуждённых условно: за нарушение общественного порядка, за которое осуждённый был привлечён к административной ответственности, суд по представлению УИИ может продлить испытательный срок.

За систематическое, то есть совершение в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором.

То же самое в отношении других категорий осуждённых без изоляции от общества.

Так, за нарушение осуждённым к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности, а в отношении осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ принудительными работами или лишением свободы.

При этом злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается не только осуждённый, скрывшийся от отбывания наказания, но и более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину.

Нарушением порядка и условий отбывания осуждённым исправительных работ являются:

- неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

- неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

- прогул или появление на работе в состоянии опьянения.

За указанные нарушения инспекция объявляет ему предупреждение, также может обязать его до двух раз в месяц являться в УИИ для регистрации.

В случае повторного нарушения, а также при отсутствии сведений о местонахождении осуждённого, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ и в отношении такого лица инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ направляет в суд представление принудительными работами или лишением свободы.

За 11 месяцев этого года судами республики по представлениям уголовно­-исполнительной инспекции вынесено 256 решений о замене либо отмене наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на реальное лишение свободы.

Какие права имеются у лиц, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, как до них доводится эта информация?

В соответствии с положениями Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой приказом Минюста России, в день явки осуждённого инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой разъясняет:

- порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления;

- осужденному к обязательным работам, исправительным работам право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора при наличии определенных оснований;

- осужденному к исправительным работам - право обращения в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения;

- условно осужденному - порядок исполнения возложенных судом обязанностей, последствия их невыполнения, ответственность за нарушение общественного порядка, возможность отмены условного осуждения и снятия с него судимости;

- осужденному, не имеющему документов, удостоверяющих личность, - о необходимости обращения в органы внутренних дел по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации;

- права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжёлом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).

Немаловажная составляющая работы по предупреждению повторных преступлений осужденных без изоляции от общества - социальная помощь. Какая работа проводится УИИ в этом направлении?

В прямом смысле УИИ не являются субъектами оказания такой помощи осужденным, для этого существуют уполномоченные на то органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Также социальную поддержку и помощь оказывают общественные объединения и иные организации.

Вместе с тем при участии УИИ подучетным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается разноплановая помощь:

- содействие в трудоустройстве, приобретении профессии, получении медицинской помощи, восстановлении утраченных документов;

- получении материальной помощи, решении жилищных проблем, организации летнего отдыха несовершеннолетних осужденных, получении психологической и иной помощи (организация досуга, получение образования и прохождение профессионального обучения и др.).

Таким образом, деятельность УИИ в рамках организации социальной работы с подучетными лицами проявляется в:

- разъяснении осужденным их прав, реализация которых влияет на исполнение наказания;

- правовом информировании, в частности, доведении информации об адресах и возможностях организаций социальной защиты, расположенных по месту жительства осужденного, содействие в получении психологической и иной помощи, в трудоустройстве;

- информировании других субъектов о необходимости оказания адресной помощи осужденному в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем и т.д.

Осужденным может быть оказана психологическая помощь. Заключено соглашение Центром социально-психологической поддержки семьи и молодежи, филиалы которого имеются во многих районах республики.

Что делать осужденному без изоляции от общества, у которого нет работы?

Во-первых, необходимо озвучить указанную проблему инспектору УИИ при первоначальной беседе либо в любой другой момент во время нахождения лица на учете.

В настоящее время уголовно-исполнительной инспекцией совместно с органами занятости населения проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня трудоустройства осужденных.

В текущем году организовано обучение 17 осужденных в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия): в Якутском технологическом техникуме сервиса, Якутском индустриально-педагогическом колледже, Алданском политехническом техникуме.

Процесс ресоциализации осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, зависит в первую очередь от самого осужденного, от его желания прекратить заниматься преступной деятельностью, вернуться в семью, общество, учиться, работать.

Цель курсовой работы – выявить то как осуществляется профилактический учет.
Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:
1. Исследованы основы профилактики, используемые в российской уголовно - исправительной системе;
2. Изучены мероприятия, проводимые в целях профилактики правонарушений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1.Порядок постановки на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений………………………………………………….5
2.Индивидуально-профилактическая работа с осужденными, поставленными на профилактический учет……..……………………………………………….11
3.Порядок осуществления надзора за осужденными, склонными к совершению правонарушений….……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы….…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

1.Порядок постановки на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений………………………………………… ……….5

2.Индивидуально- профилактическая работа с осужденными, поставленными на профилактический учет……..……………………………………………….11

3.Порядок осуществления надзора за осужденными, склонными к совершению правонарушений….…………………………………… ………….14

Список используемой литературы….………………………………………….. 19

Предупреждение преступности – это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. Известно, что осужденный временно изолированный от общества, отрывается от привычной жизненной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из ест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально- экономические условия. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально- психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание социальной, воспитательной и профилактической работы с осужденными во время отбывания наказания, так и после его отбывания. Их правовое регулирование должно облегчить им решение подобных проблем и способствовать более успешной адаптации в обществе после освобождения. Исходя из всего вышеизложенного можно сказать о том, что тема данной курсовой работы в настоящее время очень велика. В данной курсовой работе раскрыты основные вопросы, касающиеся профилактики преступлений среди осужденных. Наиболее подробно раскрыт вопрос, касающийся профилактического учета осужденных. Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка используемой литературы. Предметом выступают правовые нормы, регламентирующие порядок постановки на профилактический учет лиц как совершивших преступления, так и склонных к их совершению. Цель курсовой работы – выявить то как осуществляется профилактический учет. Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:

  1. Исследованы основы профилактики, используемые в российской уголовно - исправительной системе;
  2. Изучены мероприятия, проводимые в целях профилактики правонарушений.

Методологической основой выступает диалектический метод научного познания, а также частнонаучные методы: историко – правовой, формально – логический.

1.Порядок постановки на профилактический учет осужденных, склонных к совершению правонарушений.

Перечень категорий лиц, в отношении которых участковый уполномоченный осуществляет контроль и профилактическую работу, на сегодня определяются ведомственными нормативными актами МВД Российской Федерации. 1 Рассмотрим перечень категорий лиц, подлежащих постановке на профилактический учет и сроки осуществления контроля. Таковыми являются:

  • освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлено ограничение в соответствии с законом (до полного отбывания назначенного судом срока наказания условно-досрочно), - в течение срока, установленного приговором (постановлением) суда;
  • осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы - до погашения судимости;
  • освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям – в течение года со дня вынесения постановления;
  • допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений – один год с момента постановки на учет;
  • хронические алкоголики и наркоманы из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающие правонарушения – один год с момента постановки на учет;
  • рапорт участкового уполномоченного о совершении лицом трех и более правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений (сигнальные карточки о выездах на бытовые конфликты);
  • рапорт участкового уполномоченного о совершении лицом в течение года двух или более мелких хулиганств в быту;
  • рапорт участкового уполномоченного о вынесении по материалу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту угрозы убийством, причинения телесных повреждений на бытовой почве.

6. Сведения о состоящих на учетах в наркологических диспансерах ( кабинетах) лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и злоупотребляющих спиртными напитками (хронические алкоголики).
7. Рапорт сотрудника отдела (отделения) исполнения административного законодательства (далее - ОИАЗ) о лицах, привлекавшихся к административной ответственности за незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других местах.
8. Рапорт участкового уполномоченного о выявлении среди лиц, проживающих на обслуживаемом административном участке:

  • содержателей притонов для потребления наркотических средств и занятия токсикоманией, предоставляющих помещения для этих целей; занимающихся незаконным посевом или выращиванием опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли, либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества, на приусадебных и дачно-садовых участках;
  • содержателей притонов для занятия проституцией, предоставляющих помещения для этих целей;
  • неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих, или не надлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию или обучению несовершеннолетних детей.

2.Индивидуально- профилактическая работа с осужденными, поставленными на профилактический учет.

Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:
- всестороннего изучения личности осужденного (подозреваемого и обвиняемого), его криминальных связей, характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;
- проведения индивидуальных бесед, разъяснения осужденным (подозреваемым и обвиняемым) пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;
- изоляции осужденного (подозреваемого и обвиняемого) от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;
- привлечения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) к общественно полезному труду, учебе, работе в самодеятельных организациях;
- использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей;
- применения других форм и методов положительного влияния на подучетных лиц, исходя из конкретных условий и целесообразности.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку. Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС. На заседании комиссии в присутствии осужденного (подозреваемого и обвиняемого) заслушиваются начальник отряда (воспитатель), работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного (подозреваемого и обвиняемого). По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии. 3 В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым). Сотрудниками режимных служб на подучетное лицо заводится учетная карточка, которая регистрируется в журнале. Рапорт о постановке на профилактический учет лица, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы, свидетельствующие о его противоправной деятельности, передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу осужденного (подозреваемого и обвиняемого), а результаты профилактической работы с ним фиксируются в тетрадях (карточках) индивидуальной воспитательной работы в специальном разделе в виде справок и рапортов. Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воспитательного воздействия на подучетное лицо,то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой работник или сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек. При поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по снованиям, указанным в учетных карточках. В отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются работники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации исправительного учреждения, где вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. Профилактическая работа с подучетными лицами может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

Читайте также: