Может ли ип выплачивать себе зарплату как руководителю

Обновлено: 02.07.2024

Приходила ли Вам мысль, что ваш лучший сотрудник мечтает открыть свое дело? Работать не только на вашу компанию, но и привлечь дополнительно клиентов со стороны, повысить свои доходы, получить новый опыт, управлять своей жизнью? Ему нужны мотивация и развитие, и, если человек этого не получает, в какой-то момент даже самый лучший сотрудник покидает компанию. Возможно, пришло время выводить отношения на новый уровень.

Рассмотрите схему: сотрудник открывает ИП и начинает работать самостоятельно, вместо зарплаты выставляет компании счета за свои услуги. Компания тратит на сотрудника столько же, а доход сотрудника увеличивается примерно на 40%, а можно перераспределить экономию с выгодой и для компании.

Это самая выгодная схема в налоговой оптимизации, но применять ее нужно очень осторожно и только в тех случаях, когда сотрудник действительно готов и хочет вести самостоятельную деятельность, нести все риски, платить налоги и сдавать отчетность.

В рамках схемы мы рассматриваем вариант, когда бывший сотрудник регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и выбирает упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения – доходы, ставка 6%.

Индивидуальный предприниматель платит:

Фиксированные платежи в пенсионный и медицинский фонд за себя. Этот платеж не зависит от величины дохода.

Сумма устанавливается Правительством ежегодно,

в 2017 - 27 990 руб
(в том числе взнос в пенсионный - 23 400, взнос в медицинский - 4 590);

в 2018 - 32 385 руб
(в том числе взнос в пенсионный - 26 545, взнос в медицинский - 5 840);

Дополнительный взнос в пенсионный фонд за себя 1% с доходов свыше 300 тысяч рублей за год.

Срок уплаты – 2 апреля

Единый налог УСН – 6% от суммы всех доходов. Доходами признаются все поступления денежных средств. Платится поквартально: по итогам 1 квартала до 25.04, по итогам 2 квартала 25.07, по итогам 3 квартала 25.10 и по итогам года – 30.04.

Единый налог 6% можно уменьшить на сумму уплаченных взносов из п.1 и п.2 (фиксированного платежа и дополнительного взноса):

  • не более, чем на 50% от суммы единого налога
  • а для ИП без наемных работников без ограничения. Это значит, если сумма уплаченных взносов будет больше или равна сумме единого налога, то платить его вообще не нужно (Ссылки на налоговый кодекс по данной льготе:право для ИП без работников принять фиксированные платежи в полной сумме: НК РФ, статья 346.21, пункт 3.1, о том, что дополнительный взнос в ПФ 1% также относится к фиксированным платежам: НК, статья 430, пункт 1, подпункт 1 ).

Именно поэтому выгодно платить фиксированные платежи в пенсионный и медицинский фонд, а также дополнительный взнос в пенсионный фонд ежеквартально.

Страховые взносы (пенсионные, социальные, медицинские):

на общем тарифе работодатель платит 30% с доходов каждого работника, пока налоговая база нарастающим итогом не достигнет 755000 руб, далее до 876000 – 27,1%, свыше – 15,1%.
Если работодатель имеет право на пониженный тариф – ставки ниже.

+ Страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида деятельности.


Тарифы страховых взносов в 2017 году представлены в таблице:

Работодатель удерживает из доходов каждого работника Налог на доходы физических лиц и перечисляет в бюджет. Ставка зависит от статуса сотрудника: для резидентов – 13%, для нерезидентов – 30%.

Налоговым резидентом признается лицо, которое фактически находится на территории РФ не менее 183 дней в течение года.

Сравним, на сколько больше заработает ИП, чем наемный работник с зарплатой в 90 тысяч в месяц, если расходы работодателя останутся неизменными.

Будем считать, что компания платит страховые взносы по общему тарифу 30%, страхование от несчастных случаев – 0,2%, сотрудник является резидентом, т.е. НДФЛ – 13%. Расчет сделан по ставкам налога на 2017 год

СОТРУДНИК
Зарплата за год с учетом НДФЛ - 1 080 000 (90 000 х 12)
НДФЛ - 140 400 (1 080 000 х 13%)
ЗАРПЛАТА НА РУКИ: 939 600 (1 080 000 - 140 400)
Страховые взносы - 292 255 (755 000х30,2% + 121 000х27,3% + 204 000х15,3%, с учетом регрессии)
Замена сотрудника на время отпуска, или компенсация отпуска плюс страховые взносы 30,2%: 117 180 (90 000 + 90 000 х 30,2%)
Итого расходов на сотрудника: 1 489 435

ИП
Годовой доход ИП (сумма дохода приравнена к расходам на содержание сотрудника) - 1 489 435
Фиксированные взносы ИП - 27 990
Доп.взнос в ПФ 1% - 11 895 ((1 489 435-300 000)х1%)
Единый налог 6% с учетом уменьшения на фиксированные взносы - 49 481 (1 489 435х6% - 27 990 - 11 895)
На руки предпринимателю: 1 400 069

Выгода: 460 469 (1 400 069 - 939 600)

При расчете налоговой выгоды стоит учесть дополнительные расходы ИП: открытие расчетного счета и банковские комиссии, платы за ведение бухгалтерского учета и отправку отчетности.

Схема подходит для главного бухгалтера, юриста, кадровика, системного администратора, таможенного брокера, веб-дизайнера, копирайтера, маркетолога, водителя.

При условии, что:

  • работа сотрудника является самостоятельной и не взаимосвязана с работой других сотрудников. Например, мне не представляется реальным, если один бухгалтер из штата бухгалтерии (не главбух) открыл ИП и начал оказывать компании свои услуги
  • сотрудник работает удаленно и в свободном графике
    оплата зависит от объема выполненных задач
  • сотрудник хочет стать ИП, и готов взять на себя ответственность за результаты своей работы, контроль за уплатой налогов и организацию своего личного налогового учета

Налоговые риски заключаются в том, что договор может быть квалифицирован как трудовой с доначислением всех налогов, штрафов и пеней.

Чтобы этого избежать, желательно, чтобы индивидуальный предприниматель имел дополнительные сторонние заказы, своего бухгалтера (а не бухгалтера компании) или вел бухгалтерию сам.

И внимательно сравните, в чем разница между трудовым договором и договором оказания услуг от ИП: по этим признакам налоговая формулирует свои аргументы в случае возникновения спора.

Стороны: в трудовом - организация и работник, в договоре оказания услуг – заказчик и исполнитель

Статус: трудовой договор обязывает подчиняться правилам внутреннего распорядка, по договору оказания услуг – нет, стороны в равном положении

Обязанности сотрудника или исполнителя: по трудовому договору предусматривается выполнение работы по какой-либо специальности (процесс), по договору оказания услуг важен результат работы, который исполнитель должен сдать заказчику

Обязанности работодателя или заказчика: по трудовому договору перечень обязанностей работодателя очень большой: предоставить отпуск, больничный и другие гарантии, по договору оказания услуг обязанность заказчика – оплатить стоимость работ в порядке и сроки, предусмотренные договором

Периодичность выплат: по трудовому договору не реже, чем 2 раза в месяц, по договору оказания услуг – выплаты привязаны к результатам работы

Срок договора: трудовой договор по общему правилу заключается на неопределенный срок, договор оказания услуг на какой-то конкретный срок, который можно пролонгировать или прекращается после выполнения конкретного задания.

Директор — единственный учредитель: нужно ли заключать трудовой договор и платить зарплату

Нужен ли трудовой договор с директором — единственным учредителем

Вопрос неоднозначный, мнения чиновников расходятся.

Особенностям регулирования трудовых отношений с руководителем прописаны в главе 43 ТК РФ, но там же уточняется, что её нормы не применяются к директору компании, если он одновременно является единственным учредителем.

Минтруд ссылается на это и говорит о том, что нельзя заключить трудовой договор с самим собой. Аналогичную позицию занимает Минфин.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора возникают, в частности, в результате избрания или назначения на должность. Никаких исключений для директора — единственного учредителя, там нет.

Норма ст. 16 ТК РФ — более общая, чем рассмотренные выше. Она относится ко всему трудовому законодательству, а не к отдельной главе кодекса.

Аргумент о том, что нельзя подписывать трудовой договор с самим собой, спорный, ведь учредитель может выступать в двух разных ролях: с одной стороны как физическое лицо, а с другой — как представитель компании.

По мнению Минздравсоцразвития, руководитель организации в любом случае относится к лицам, работающим по трудовому договору, даже если он — единственный учредитель.

А вот за отсутствие трудового договора, если контролёры решат, что он был нужен, предусмотрены штрафы: в сумме от 10 до 20 тыс. руб. для директора и в сумме от 50 до 100 тыс. руб. для компании.

Нужно ли платить зарплату директору — единственному учредителю

Даже если собственник компании решит не оформлять трудовой договор с самим собой, это не освободит его от необходимости выплачивать себе зарплату.

Минфин указывает на то, что отсутствие трудового договора нельзя приравнивать к отсутствию трудовых отношений.

Если директор назначен на должность решением учредителя и фактически выполняет свои обязанности, то трудовые отношения имеют место, а значит руководитель компании должен получать зарплату.

Как сэкономить на выплатах директору — единственному учредителю

Собственнику компании выгоднее получать не зарплату, а дивиденды, потому что с них удерживают только НДФЛ, в то время как на зарплату нужно еще начислять страховые взносы.

А если деятельность не ведётся или приостановлена, то у компании может вообще не быть ресурсов для выплаты зарплаты.

Чтобы не нарушать закон, но и не переплачивать в бюджет и фонды, можно установить минимальную зарплату, а остальные доходы получать в виде дивидендов.

Федеральный МРОТ в 2021 году составляет 12 320 рублей, но в отдельных регионах он выше. Например, в Москве — 20 589 рублей.

Также для директора можно установить режим неполного рабочего времени — это позволит ещё больше сэкономить на зарплате и налогах. Например, если руководитель работает на 0,5 ставки, ему можно установить зарплату в половину МРОТ, для Москвы это будет немногим более 10 тыс. руб.

Если оформить директору отпуск без сохранения заработной платы, за это время вообще не придётся платить. Теоретически уйти в такой отпуск можно на любой срок, т.к. закон его продолжительность не ограничивает.

Но будьте осторожны. Такие способы экономии подойдут, если компания не ведёт деятельность, или работает с минимальными оборотами. Если же годовая выручка компании исчисляется десятками или сотнями миллионов рублей, а директор в неоплачиваемом отпуске или работает за половину МРОТ в месяц, у проверяющих, скорее всего, появятся вопросы.

Нужно ли сдавать отчётность по директору — единственному учредителю

Если директор получает зарплату, пусть и минимальную, то здесь вопросов не возникает. Всю необходимую зарплатную отчётность следует сдавать в полном объёме.

Если деятельность не ведётся, руководитель в отпуске без содержания и других сотрудников нет, начислений зарплаты по компании вообще не будет. Так бывает на начальном этапе развития бизнеса или, напротив, накануне ликвидации. Тогда всё зависит от вида отчёта:

Как оформить директора и платить ему, чтобы свести к минимуму риски

  1. Подпишите с директором — единственным учредителем трудовой договор
  2. Установите директору вознаграждение с учётом интенсивности ведения деятельности и оборотов компании.
  3. Сдавайте все отчёты, связанные с выплатами в пользу физических лиц и персонифицированным учётом, вне зависимости от начисления зарплаты директору.

Индивидуальный предприниматель открывает бизнес и обнаруживает, что для работы ему нужен пока только один сотрудник. Кадровика и бухгалтера нет, а работать надо. Тогда ИП придется самому на время стать кадровиком и бухгалтером: принять человека на работу и оформить документы, рассчитать и выплатить зарплату, перечислить НДФЛ и страховые взносы. Рассказываем, как это сделать.


Законодательство о приеме

Основные положения Трудового кодекса РФ, которые регулируют порядок трудоустройства:

  • главы 10 и 11 ТК: правила оформления сотрудника на работу; : список документов, которые представляет сотрудник для трудоустройства — паспорт, трудовая книжка, СНИЛС, документы воинского учета, документы об образовании; : регламентирует порядок внесения записей в трудовую книжку;
  • перечень первичной документации, а также особенности ведения трудовой книжки изложены в Постановлении Правительства от 16.04.2003 г. № 225 и в Постановлении Министерства Труда от 10.10.2003 г. № 69;
  • в Постановлении Госкомстата от 05.01.2004 г. №1 представлены правила заполнения различных документов по штатному персоналу.


Документы для приема

Для оформления на работу будущий сотрудник обязан предоставить:

Паспорт. Если его нет — временное удостоверение личности. Иностранным гражданам нужно разрешение на трудовую деятельность на территории России.

Трудовая книжка. Исключение составляют лица, которые работают по совместительству или впервые устраиваются на работу. В последнем случае трудовую книжку заводит сам работодатель, с 2020 года ее можно вести и в электронном формате.

Карточка СНИЛС необходима для отчетов в Пенсионный фонд. Вместо нее теперь выдается форма АДИ-РЕГ.

Военный билет следует попросить у военнообязанных, а у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Это прописано в п. 18 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 г. №719.

Диплом. Если по закону работник должен иметь специальную подготовку, работодатель вправе запросить документ об образовании или нужной квалификации. Кроме того, ИП может запросить с работника справку о наличии судимости или уголовного преследования.

В ряде случаев работодатель должен получить от потенциального сотрудника медицинскую книжку, если речь идет о работниках общепита или продавцах (ст. 213 ТК), медсправку о состоянии здоровья или согласие от родителей для несовершеннолетних работников (ст. 69, ст. 266 ТК), водительские права определенной категории для водителя.

Сотрудник не обязан представлять ИНН — этого документа нет в обязательном перечне согласно ст. 65 ТК. Однако сам идентификационный номер налогоплательщика понадобится работодателю, когда он будет отчитываться за сотрудника в налоговую инспекцию. Поэтому можно попросить представить документ или непосредственно номер, либо найти ИНН человека на сайте ФНС.


Правила заполнения бумажных трудовых книжек

При заполнении бумажных трудовых книжек нужно помнить о следующих правилах:

  • записи нужно вносить только фиолетовыми, синими или черными чернилами;
  • при внесении сведений впервые можно использовать штамп работодателя;
  • слова нельзя сокращать (если они не аббревиатура);
  • при указании даты день и месяц проставляются двумя цифрами, а год — четырьмя;
  • каждая запись имеет сквозную нумерацию в хронологической последовательности.


Электронные трудовые книжки

С 2020 года законодательством установлен переход на электронные трудовые книжки. В соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 г. № 439 каждый работодатель, имеющий наемных сотрудников, обязан оформлять трудовую в электронном формате, то есть передавать сведения в ПФР через Интернет. 2020 — переходный год, когда сотрудник выбирает, в каком формате он хочет вести трудовую книжку.

При приеме первого работника нужно взять с него заявление на ведение трудовой книжки в бумажном или электронном виде. Если в заявлении будет указана электронная форма, то простую трудовую заполнять не нужно будет. Если в заявлении будет указана бумажная форма, то работодатель должен будет вести трудовую книжку в обоих форматах.

Сведения, которые будут содержаться в электронной трудовой:

  • ФИО работника;
  • место и периоды работы;
  • должность и квалификация;
  • статьи из Трудового кодекса, на основании которых производятся кадровые перемещения.

Для ведения книжек в электронном формате нужно сдавать отчет по форме СЗВ-ТД в Пенсионный фонд. Сотрудник может обратиться к работодателю, чтобы получить сведения из электронной трудовой. Тогда работодатель будет обязан сформировать специальную выписку и предоставить ее сотруднику.


Ответственность, если ИП не оформил трудовую книжку

Если работодатель не заключил трудовой договор с сотрудником, тот остается социально незащищенным. Например, ему грозит:

  • незаконное увольнение;
  • несвоевременная или частичная выплата заработной платы;
  • отсутствие страхования и социальных льгот;
  • неоплачиваемый больничный;
  • отсутствие права на оплачиваемый отпуск;
  • уменьшение пенсии за счет потери стажа и начислений в ПФР.

Контролирующие органы проверяют, насколько работодатели соблюдают нормы ТК. Если ИП нарушит его впервые, то ему грозит административная ответственность согласно ст. 5. 27 КоАП РФ и штраф от 1 000 до 5 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей.

Если неоформление сотрудника влечет за собой неуплату налогов и страховых взносов, работодателю грозит уголовная ответственность. Согласно ст. 198 УК РФ сумма штрафа составляет от 100 000 до 300 000 рублей или даже лишение свободы сроком до двух лет и запрет на ведение деятельности в данной сфере.


Отчетность во внебюджетные фонды

Работодатель обязан сдавать во внебюджетные фонды следующие отчеты:

СЗВ-М
Данный отчет регламентирован Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 г. № 83П. Он подается в ПФР ежемесячно в срок до 15-го числа, следующего за отчетным календарным месяцем. В отчет нужно включать всех сотрудников вне зависимости от вида заключенного договора — трудового или гражданско-правового. СЗВ-М содержит минимум информации по сотрудникам: ФИО, СНИЛС и ИНН. Данный отчет необходим Пенсионному фонду в первую очередь для того, чтобы отслеживать, кто из пенсионеров продолжает работать.

СЗВ-СТАЖ
Форма отчета регламентирована Постановлением ПФР от 06.12.2018 г. № 507п. Этот отчет необходим Пенсионному фонду для того, чтобы формировать базу о периодах трудовой деятельности каждого человека и начисленных страховых взносах по их доходам. СЗВ-СТАЖ подается один раз по итогам каждого календарного года в срок не позже 1 марта.

В некоторых случаях ИП должен формировать СЗВ-СТАЖ и в другие сроки:

  • сотрудник выходит на пенсию — не позже трех дней;
  • сотрудник попросил у работодателя документ — не позже пяти дней;
  • работник увольняется — в день увольнения;
  • закончился срок действия договора ГПХ — в день его окончания договора.

СЗВ-ТД
СЗВ-ТД — это новый вид отчетности, введенный в связи с переходом на электронные трудовые книжки. Документ подается ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, для формирования электронной базы ПФР и распределения информации по соответствующим лицевым счетам. Отчет нужно подавать только в том случае, если заключен трудовой, а не ГПХ договор, а также если в отчетном месяце произошли кадровые изменения по сотруднику: прием, перевод, увольнение и другие.

Важно! Как только ИП примет на работу первого сотрудника, он обязательно должен встать на учет в качестве работодателя в ФСС. В Пенсионный фонд вставать на учет не нужно, поскольку всю информацию в ПФР отправляет налоговая инспекция.


Ответственность, если ИП не сдал отчеты во внебюджетные фонды

Если ИП не отчитается перед Пенсионным фондом и ФСС в установленном законом порядке, он понесет такую ответственность:

  • ст. 17 Закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ, если работодатель не передал сведения или передал недостоверные сведения — штраф 500 рублей за каждого наемного работника;
  • ст. 17 Закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ, если нарушил электронный формат передачи документа — штраф 1 000 рублей; , если нарушил порядок и сроки передачи документов — штраф 300-500 рублей; , если не выдал выписку из СЗВ-СТАЖ сотруднику при увольнении — штраф 1 000-5 000 рублей.


Как принять первого сотрудника, если нет кадровика

Если ИП принял первого сотрудника, а у него еще нет кадровика, придется самостоятельно оформлять нового работника. Надо сделать следующее:

  • взять у сотрудника копии документов и заявление о приеме на работу;
  • под подпись ознакомить работника с правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией, правилами охраны труда и техники безопасности и другой внутренней документацией;
  • составить трудовой договор в письменной форме в двух экземплярах и скрепить его подписями работодателя и работника. В трудовом договоре надо подробно отразить информацию о трудовой деятельности сотрудника: оклад и надбавки, график и режим работы, права, обязанности и ответственность обеих сторон;
  • подготовить приказ о зачислении сотрудника в штат персонала и ознакомить с ним работника под подпись;
  • оформить иные кадровые документы на сотрудника: трудовую книжку, личную карточку по форме Т-2, договор о материальной ответственности (если нужен), заявление на выпуск зарплатной карты.

Важно! При трудоустройстве обязательно нужно оформлять все документы, а также обращать внимание на то, что указывается в трудовом договоре. От этого в последующем будет зависеть правильность расчета зарплаты, НДФЛ и страховых взносов.


Правила начисления зарплаты

При начислении заработной платы нужно руководствоваться нормами действующего законодательства, за нарушение — административная или уголовная ответственность. Контролирующими органами в этом случае выступают трудовая инспекция, ФСС, ПФР, ИФНС и прокуратура.


Законодательство о зарплате

В соответствии с трудовым законодательством РФ предпринимателю необходимо учитывать следующие моменты по начислению зарплаты и удержанию из нее:

    : заработная плата включает не только должностной оклад в соответствии с квалификацией и объемом работы, но также компенсационные и стимулирующие выплаты; : работодатель не может платить зарплату меньше МРОТ, если сотрудник отработал месячную норму рабочего времени. Федеральный МРОТ на 2020 год установлен в размере 12 130 рублей. Законами субъектов РФ региональный МРОТ может иметь значение больше федерального МРОТ и работодатель должен ориентироваться на него; : с согласия сотрудника работодатель может выплачивать зарплату в неденежной форме (например, продукцией), но только в размере не более 20% от начисленной месячной оплаты труда; : работодатель является налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с доходов сотрудников; : работодатель обязан начислять и уплачивать страховые взносы с доходов сотрудников на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование; регулирует вопросы социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; регулирует вопросы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При расчете зарплаты ИП должен учитывать нормы не только Трудового кодекса и иных нормативно-правовых актов, но также и локальной документации компании. К примеру, он должен самостоятельно разработать положение об оплате труда или о материальном стимулировании работников, на основании которых будет производиться расчет.

Расчет и выплата зарплаты

Согласно ст. 136 ТК предприниматель обязан:

  • ежемесячно письменно извещать сотрудника о составных частях зарплаты, размерах иных сумм (компенсаций, отпускных, больничных), размерах произведенных удержаний (НДФЛ, алименты, удержания по исполнительному листу), общей денежной сумме к выплате. Для этого используется расчетный листок, форму которого нужно утвердить в локальной документации ИП;
  • выплачивать зарплату не реже, чем каждые полмесяца. Конкретную дату нужно указать в локальной документации и в трудовом договоре;
  • предоставить работнику право выбрать, как именно он хочет получать зарплату: в кассе или через конкретный банк.

Рассчитывать зарплату нужно так:

  • в течение месяца надо составить табель учета рабочего времени;
  • дни, в которые сотрудник не работал по любой причине должны иметь документальное подтверждение — например, приказ или больничный лист;
  • на основании табеля учета рабочего времени надо рассчитать оплату фактически отработанного времени, компенсационных и стимулирующих надбавок;
  • из начисленной зарплаты надо произвести необходимые удержания;
  • через кассу зарплату выдают на основании расчетно-платежной ведомости или расходного кассового ордера, через зарплатную карту — отправкой в банк платежного поручения и реестра на сотрудников;
  • некоторые удержания, например, НДФЛ или алименты, надо перечислить по соответствующим реквизитам. после выплаты зарплаты необходимо перечислить страховые взносы на соответствующие КБК.


Ответственность, если ИП не начислил или не выплатил зарплату

Вот что будет, если не выплатить зарплату:

  • согласно ст. 236 ТК при задержке зарплаты и иных сумм, причитающихся сотруднику, работодатель должен заплатить не только эти деньги, но и компенсацию за задержку. Она рассчитывается за каждый день просрочки в размере не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм;
  • согласно ст. 5.27 КоАП при невыплате или неполной выплате зарплаты ИП наказывают штрафом от 1 000 до 5 000 рублей. При повторном нарушении — штраф составляет от 10 000 до 30 000 рублей;
  • согласно ст. 145.1 УК при частичной невыплате свыше трех месяцев зарплаты или пособий ИП наказывают штрафом в размере до 120 000 рублей либо лишением права заниматься деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. При полной невыплате денег свыше двух месяцев или выплате зарплаты свыше двух месяцев в размере ниже МРОТ предпринимателя наказывают штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься текущим видом деятельности.


НДФЛ и страховые взносы

Стандартная ставка НДФЛ для резидентов РФ составляет 13%, для налоговых нерезидентов РФ — 30%.

Перед расчетом НДФЛ нужно определить, имеет ли сотрудник право на стандартный, имущественный или социальный налоговый вычет. Стандартный зависит от того, относится ли человек к льготным категориям граждан и имеет ли он несовершеннолетних либо обучающихся детей. Имущественный или социальный вычеты предоставляются только в том случае, если у сотрудника есть специальное уведомление из ИФНС о праве на использование вычета. Размеры вычетов имеют разные значения в зависимости от вида.

ИП обязан перечислять страховые взносы за сотрудников из своих средств, то есть они не удерживаются из зарплаты, а начисляются сверх сумм дохода. Стандартные ставки страховых взносов следующие:


Отчетность по зарплате

Отчетность по заработной плате, НДФЛ и страховым взносам необходимо сдавать в ИФНС. К ней относятся:

Справка по форме 2-НДФЛ
Документ утвержден Приказом ФНС от 02.10.2018 г. № ММВ-7-11/566@. В документе отражена информация по видам доходов с указанием их кодировки, о предоставленных налоговых вычетах, а также суммах исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ. Справки формируются на каждого сотрудника отдельно и подаются в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Расчет по форме 6-НДФЛ
Порядок формирования расчета установлен Приказом ФНС от 14.10.2015 г. № ММВ-7-11/450@. Отчетность представляется по итогам каждого квартала в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Особенно тщательно налоговики проверяют Раздел 2 расчета, в котором указываются даты и суммы получения дохода и удержания НДФЛ. От этого зависит, правильно ли ИП работает с налогом или же у него есть какие-либо нарушения.

Расчет по страховым взносам
Порядок заполнения и форма расчета утверждены Приказом ФНС от 18.09.2019 г. № ММВ-7-11/470@. В расчет по страховым взносам включается информация по всем сотрудникам, застрахованным в системе обязательного страхования. Расчет сдается по итогам каждого квартала не позднее 20-го числа следующего месяца.


Ответственность, если ИП не сдаст отчетность в ИФНС

Если ИП не отчитается перед ИФНС в установленном законом порядке, он понесет такую ответственность:

    : за задержку при сдаче справок 2-НДФЛ предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ; : за несдачу расчета 6-НДФЛ предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей за каждый месяц со дня, установленного для его представления. : при наличии ошибок в справках 2-НДФЛ, расчете 6-НДФЛ предусмотрен штраф в размере 500 рублей за каждый документ; : за несвоевременное представление или непредставление справок 2-НДФЛ, а также недостоверность сведений в них предусмотрен штраф в размере 100-300 рублей; : за непредставление расчета по страховым взносам предусмотрен штраф в размере 5% от неуплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей; : при передаче расчет по страховым взносам с ошибками предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее 40 000 рублей; : при нарушении сроков сдачи расчета по страховым взносам предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 рублей.


Как начислить зарплату первому сотруднику, если нет бухгалтера

  1. На основании табеля учета рабочего времени нужно посчитать оплату труда работника за фактически отработанные часы;
  2. Рассчитать компенсационные и стимулирующие выплаты и удержания из заработной платы;
  3. Выплатить зарплату сотруднику удобным ему способом;
  4. Перечислить удержания, НДФЛ и страховые взносы по соответствующим реквизитам.


Пример расчета зарплаты, НДФЛ и страховых взносов

Оплата фактически отработанного времени = 40 000 рублей.
Компенсация за сложность = 40 000 * 10% = 4 000 рублей.
Зарплата с учетом районного коэффициента = (40 000 + 4 000) * 1,15 = 50 600 рублей.
Сумма НДФЛ = (50 600 – 1 400 – 1 400) * 13% = 6 214 рублей.
Сумма по исполнительному листу = (50 600 – 6 214) * 20% = 8 877,20 рублей.

ИТОГО сумма на руки = 50 600 – 6 214 – 8 877,20 = 35 508,80 рублей.

Если ИП задержит зарплату Петрову на 17 дней, он должен будет заплатить компенсацию за задержку. На 1 января 2020 года ключевая ставка ЦБ РФ составила 6,25%. Компенсация рассчитывается по следующей формуле:

Сумма заработка * 1/150 * ключевая ставка * число дней просрочки
Компенсация = 35 508,80 * 1/150 * 6,25% * 17 = 251,52 рублей.

Когда индивидуальный предприниматель нанимает одного или нескольких работников, он получает те же обязанности, что и организации-работодатели. Рассмотрим, какие виды платежей нужно будет вносить за сотрудника и в какие сроки.

Обязанности работодателя

Для оформления наемного работника предпринимателю нужно:

  • Заключить трудовой договор, согласно которому выплачивать зарплату не меньше чем дважды в месяц. Размер оплаты труда должен соответствовать установленному МРОТ.
  • Встать на учет в ФСС как работодатель – прийти с документами не позже чем через 30 дней после подписания первого трудового договора. В пенсионный фонд сведения о работодателе поступят автоматически.
  • Перечислять налог с зарплаты сотрудника и делать взносы на такие виды страхования: пенсионное, медицинское, при временной нетрудоспособности, несчастных случаях на производстве.

После выплат в установленные сроки предприниматель должен сдавать соответствующие отчеты.

Подоходный налог за работников

Налог с доходов физических лиц государство взимает с зарплаты каждого сотрудника. В итоге человек получает деньги за минусом этого платежа. Ставка налога составляет 13%. НДФЛ удерживают из последней части ежемесячной зарплаты.

Пример расчета НДФЛ

У ИП есть менеджер с зарплатой в 30000 руб. Согласно договору, аванс выплачивается 5 числа, а вторая часть заработной платы – 25 числа. По итогам месяца работнику была начислена премия в размере 6 000 рублей.

Работодатель должен перечислить менеджеру 5 числа первую часть зарплаты – 15000 рублей, а 25 числа остальную часть минус подоходный налог:
(15000 + 6000) – 13% × (30000 + 6000) =16320 рублей.

НДФЛ 4680 рублей работодателю нужно будет перевести на счет налоговой в день выплаты заработной платы работнику или в следующий за ним.

Страховые взносы за работников

Эти платежи оплачивает предприниматель за свой счет, удерживать их из зарплаты работника запрещено.

В 2021 году ИП и компании должны были перечислять в ФНС за сотрудника:

  • на пенсионное страхование – ставка 22%;
  • на медицинское страхование – ставка 5,1%;
  • на социальное страхование – ставка 2,9%.

В Фонд социального страхования необходимо переводить оплату на страхование от несчастных случаев – ставка 0,2-8,5%. Размер зависит от класса опасности труда, определяется по главному коду ОКВЭД предпринимателя. Срок отправки страховых взносов – до 15 числа каждого месяца, следующего за месяцем начисления.

В сумме минимальный размер всех страховых взносов составлял 30,2% от величины зарплаты работника.

Согласно Статье 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, представители малого и среднего бизнеса перечисляют взносы на сотрудников, чья заработная плата выше МРОТ (на 2021 год 12 792 рубля), по следующим ставкам:

  • на пенсионное страхование – ставка 10%;
  • на медицинское страхование – ставка 5%;
  • на социальное страхование – ставка 0%.

В 2021 году субъекты малого бизнеса должны будут ежемесячно делить зарплату сотрудников на две части – МРОТ и сумму его превышения. После этого к каждой сумме применять свой расчет тарифа: к первой — общий, а ко второй — пониженный.

Льготы для ИП в сфере ИТ

Предприниматели, которые ведут свою деятельность в отрасли современных технологий, получили с 2021 года сниженные ставки по тарифам (закон № 265-ФЗ):

  • пенсионное страхование – 6%;
  • медицинское страхование – 0,1%;
  • социальное страхование – 1,5%;

Для того чтобы получить право применения льготных ставок, работодатель должен:

  • вести основную деятельность в отрасли информационных технологий – разрабатывать и сопровождать свои компьютерные продукты;
  • изготавливать электронику и нужные для нее компоненты.

Подробные условия для применения сниженных тарифов мы описывали в статье.


Внимание! Для того, чтобы воспользоваться пониженной ставкой, необходимо подходить под критерии малого и среднего предприятия

Амелина Татьяна Владимировна, генеральный директор компании

Критерии МСП

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий

Доходы за год по правилам налогового учета не должны превышать (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий

Пример расчета страховых взносов по пониженной ставке

Если взять все данные из предыдущего примера (оклад + премия работника = 36000 рублей) и учитывать, что согласно ОКВЭД класс профессионального риска менеджера соответствует значению тарифа 0,2%, то:

  • пенсионное страхование = 36000 × 10% = 3600 рублей.
  • медицинское страхование = 36000 × 5% = 1800 рублей
  • социальное страхование = 0 рублей.
  • страхование от несчастных случаев = 36000 × 0,2% = 72 рубля.

Суммарно индивидуальный предприниматель должен будет оплатить в ИФНС 5400 рублей, а в ФСС – 72 рубля.

Отчеты за своих работников

Кроме своевременной оплаты всех взносов, предприниматель обязан сдавать отчеты об этом:

Отчет Даты сдачи
6-НДФЛ в ИФНС ежеквартально до 30 апреля, 2 августа, 1 ноября и общий годовой отчет до 1 марта
2-НДФЛ в ИФНС (в качестве приложения к 6-НДФЛ) ежегодно до 2 марта
4-ФСС в ФСС в бумажном виде до 20 числа апреля, июля, октября и января
4-ФСС в ФСС в электронном варианте до 25 числа апреля, июля, октября и января
по страховым взносам и среднесписочной численности сотрудников в ИФНС до 30 числа в апреле, июле, октябре и январе
данные о среднесписочной численности сотрудников (в составе расчета по страховым взносам) ежегодно до 20 января

Предприниматель обязан сдавать все перечисленные отчеты, даже если у него будет 1 наемный работник.

Сотрудники на других условиях

В некоторых случаях для ИП удобнее и дешевле пользоваться работой специалистов без найма в штат. Подробнее о таких ситуациях:

Физическое лицо по гражданско-правовому договору. Работодателю придется рассчитывать и выплачивать в бюджет почти столько же, как и за обычного сотрудника. Необходимо перечислить НДФЛ, медицинское и пенсионное страхование.

Индивидуальный предприниматель или самозанятый. Этот специалист обязан сам выплачивать налоги за себя, нужно будет только оплатить вознаграждение за работу согласно договору.

Второй вариант явно выгоднее для ИП-работодателя. Но он грозит большими штрафами и доначислением от контролирующих органов неоплаченных сумм налогов.

Максимальные размеры начислений за сотрудников ИП

Ставки по социальным и пенсионным взносам могут меняться для работодателей, которые хорошо оплачивают труд своих подчиненных. Существуют максимальные суммы доходов работников, при которых изменяются тарифы:

пенсионные взносы до конца года составят всего 10%, если работник получает от 1 465 000 рублей за год;

взносы на социальное страхование не начисляются, если годовая сумма дохода работника больше 966 000 рублей..

Каждый год размеры этих ставок пересматриваются.

Как ИП экономить на взносах?

За счет суммы страховых взносов уменьшить налоги при определенных системах налогообложения:

Альтернативой является вынос некоторых задач компании на аутсорсинг.

Аутсорсинг бухгалтерии - это колоссальная экономия ср-в на штате бухгалтеров. Если вы хотите оптимизировать свои расходы, наша компания возьмет все заботы о вашем учете и отчетности в ФНС на себя. Подробнее о наших услугах по ссылке

Читайте также: