Может ли ип использовать личный автомобиль в работе

Обновлено: 07.05.2024

Мы живем в век скоростей, поэтому наличие автомобиля у работника – это зачастую не роскошь, а производственная необходимость. Многие сотрудники имеют разъездной характер работы - менеджеры по продажам, торговые представители, выездные специалисты по обслуживанию клиентов, директор может использовать свой личный автомобиль для поездок в командировки. Результат их труда во многом будет зависеть от степени мобильности. Все больше компаний практикуют использование личных автомобилей сотрудников в служебных целях. Как это правильно оформить?

01. Что является личным авто и служебной необходимостью

Использование личного авто в служебных целях необходимо компенсировать, это Закон.

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

Служебные цели - это деятельность оформленного в штат сотрудника организации, нацеленная на выполнение целей организации или исполнение своих должностных обязанностей.

В результате использования личного автомобиля в служебных целях возникает вопрос как это оформить. Есть два варианта возместить сотруднику использование личного автомобиля в служебных целях:

  1. выплачивать компенсацию за использование личного авто в служебных целях;
  2. заключить договор аренды транспортного средства.
  3. На самом деле, есть еще вариант безвозмездного использования авто, но он не укладывается в экономическую целесообразность и личные интересы сотрудника. Не принимаем его в расчет.

02. Компенсация за использование личного транспорта

2.1 Чем регулируется

    ;
  • ст. 264 НК РФ, (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92) .

2.2 Как оформить

Компенсация-это не заработная плата, а отдельный вид выплат, который устанавливается приказом по предприятию. Порядок оформления и работы может быть таким:

  1. Разрабатываем Положение об использовании личного автомобиля в служебных целях - порядок, нормы,
  2. Вносим Изменения в трудовой договор,
  3. Устанавливаем Приказом размер компенсации конкретному сотруднику или списку лиц.
  4. Каждую служебную поездку оформляем Путевым листом, либо записью в специальном журнале,
  5. Все расходы на содержание автомобиля (покупка топлива, масла, посещение СТО) подтверждаем документально и вместе с Заявлением сдаем в бухгалтерию,
  6. Бухгалтер проверяет документы и осуществляет выплату. Работодатель вправе отказать сотруднику в компенсационных выплатах, если они осуществлялись не для служебных целей.

2.3. НДФЛ и страховые взносы с компенсации на авто

Компенсация на использование личного авто в служебных целях не облагаются:

  • НДФЛ в пределах сумм, установленных Соглашением сторон трудового договора (ст. 217 НК РФ),
  • Страховыми взносами в пределах сумм, определяемых Соглашением (ст. 422 НК РФ)

2.4 Налог на прибыль

При расчёте налога на прибыль сумму компенсации включаем в прочие расходы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу в пределах норм (ст. 264 НК РФ).

Нормы компенсации зависят от объема двигателя:

  1. 1200 руб. – для легковушек с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно;
  2. 1500 руб., если объем двигателя больше 2000 куб. см;

С оставшейся суммы компенсации придется заплатить налог на прибыль.

Все расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Использование транспортного средства должно быть связано с исполнение трудовых обязанностей работника организации (разъездной характер работы, служебные цели). Если вы выплатили компенсацию за использование личного автомобиля, но при этом:

  • Автомобиль не использовался или использовался не в служебных целях (нет подтверждающих документов);
  • Сотрудник находился в отпуске или болел;
  • У вас нет подтверждающих документов.

- то будьте готовы заплатить с этой суммы НДФЛ, страховые взносы и включить эту сумму в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Пример: Как правильно списать на расходы компенсацию (в пределах нормы)

2.5 Транспортный налог

03. Аренда личного автомобиля

3.1 Чем регулируется

3.2 Как оформить

Заключаем Договор аренды транспортного средства. При заключении договора можно и нужно ориентироваться на средний уровень стоимости аренды в регионе. Установите в договоре аренды личного авто в служебных целях не фиксированную плату, а в привязке ее ко времени работы, пробегу или количеству выездов.

Что нужно прописать в договоре:

  • на какой срок будет арендовано авто,
  • кто сможет еще пользоваться машиной,
  • за какую плату будет происходить сделка,
  • как будут возмещаться расходы – с их расчетом или определенной суммой ежемесячно,
  • какие права останутся у владельца на транспорт, какие будут у арендодателя,
  • в каких целях будет использоваться транспорт – для перевозки пассажиров, для транспортировки документации, для перевозки руководителя организации,
  • на какое расстояние будет ездить водитель

При заключении договора аренды стоит обратить внимание сотрудник является собственником автомобиля или управляет им по доверенности. Договор оформляйте на собственника (права и обязательства возникают у него), а подпишет соглашение сотрудник. Арендная плата будет доходом собственника, а не сотрудника.

Основные виды аренды:

  1. С экипажем. Автомобиль содержит его владелец. Он же оплачивает ремонт, запчасти и другие принадлежности. Можно ли заключить договор аренды транспортного средства с экипажем с сотрудником организации? Да, но только если сотрудник – индивидуальный предприниматель и у него есть шофер и механик. (ст. 635 ГК РФ) .Если данные условия не соблюдаются - договор будет недействительный (ст. 168 ГК РФ). Если все же решили заключить данный вид договора то советуем разбить его на два - договор аренды транспортного средства и договор оказания услуг, связанных с управлением и технической эксплуатации транспортного средства;
  2. Без экипажа. Работник только предоставляет машину без каких-либо услуг. Управлять автомобилем может как сам владелец машины, так и любой сотрудник организации. При аренде автомобиля без экипажа все расходы на содержание автомобиля несет организация-арендатор. Арендатор автомобиля без экипажа обязан: страховать переданный ему автомобиль, проводить его текущий и капитальный ремонт, вернуть автомобиль арендодателю в том состоянии, в котором арендатор его получил. А вот страховую выплату в случае повреждения автомобиля в аварии вправе получить только собственник автомобиля.

3.3 Налогообложение

С арендной платы удерживаем НДФЛ:

  • 13%-с резидента РФ ,
  • 30%-с нерезидента РФ.

Страховые взносы НЕ начисляются, если заключен договор аренды без экипажа (ст. 420 НК РФ, ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

При аренде ТС с экипажем начисляйте страховые взносы только со стоимости услуг по управлению автомобилем, оплату за аренду взносами не облагайте. В данном случае необходимо начислить страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. Взносы на обязательное социальное страхование начислять не нужно. Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний платить нужно только в том случае, если в договоре аренды автомобиля с экипажем прописана такая обязанность.

3.4 Учет расходов

Арендную плату могут полностью учесть в налоговых расходах как компании на ОСН, так и компании на УСН. При расчете налога на прибыль при заключении договора аренды без экипажа учитываем всю сумму фактических затрат - бензин, ТО, ремонт, страховка, мойка, парковка, ГСМ, ремонт и другие расходы.

Компании на УСН «доходы минус расходы - включают в состав затрат (ст. 346.16 НК);:

  • суммы арендной платы;
  • затраты на ГСМ и другие расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля.

Все затраты должны быть обоснованными и подтверждены документами. Если вы все же решили упростить себе задачу - не заключать договор аренды и не оформить должным образом выплату компенсации, а просто выплачиваете сотруднику суммы его затрат по чекам ГСМ, то будьте готовы к тому что налоговики признают данные выплаты экономически необоснованными и вам придется заплатить все полагающие налоги с этих сумм.

Пример. Аренда авто в служебных целях - как отнести на расходы

Нет. Налоговики могут признать данный договор фиктивным, так как нет экономического обоснования использования личного автомобиля в служебных целях (заполненных путевых листов нет, журнала регистрации поездок - нет,чеков на ГСМ - тоже нет). Налоговые инспектора признают данные выплаты компенсацией, а именно заплатить НДФЛ и страховые взносы со всей суммы, включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

04. Что лучше - выплата компенсации за авто или сдать в аренду?

Сравнительная таблица двух вариантов.

Что сравниваем Компенсация за использование авто в личных целях Аренда авто у физлица
Кто получает Только работник организации Любое лицо
Что получает Компенсацию по ТК Арендную плату по ГК
Как оформляется Доп. соглашением к трудовому договору Договором аренды
НДФЛ Освобождается Облагается. Арендатор является налоговым агентом
Страховые взносы Не подлежит обложению Страховыми взносами облагается только договор аренды с экипажем со стоимости услуг по управлению ТС
Включение в расходы Включить в расходы можно в пределах норм. Сверх норм - есть отличия ОСН и УСН. Включить в расходы можно всю сумму

Чаще всего эти варианты сравнивают с точки зрения налогов, всё остальное практически одинаково. Выплачивать же работникам компенсацию за использование ими своего автотранспорта в служебных целях выгодно, только когда сумма не превышает нормы. А это бывает очень редко, практически никогда. По нашему мнению выгоднее заключать договор аренды автомобиля сотрудника вместо выплаты им компенсаций.

Фирммейкер, март 2021
Ирина Воробьева, Ольга Круглова (Усс)
При использовании материала ссылка обязательна


Машину продать несложно. Особенно если ты – физическое лицо и предпринимательской деятельностью не занимаешься. А вот если вы – индивидуальный предприниматель (например, купили франшизу и во всю привлекаете клиентов), то есть определённые сложности, о которых стоит узнать заранее. Налог, который платит ИП, будет зависеть от нескольких факторов.

Примечание: для государства нет принципиальной разницы в том, кто продаёт авто – ИП или частное лицо. И там, и там, придётся оплачивать налог. Разница лишь в его видах.

Если вы физлицо в статусе индивидуального предпринимателя, то налог будет при УСН (упрощённая система налогообложения).

Какие налоги платятся при продаже авто

Этот налог взимается с ИП только тогда, когда задействована общая схема налогообложения (ОСНО). И это не отменяет уплату НДФЛ (13%).

Налоговый вычет

Им могут воспользоваться только физические лица в отношении подоходного налога.

Когда разрешено не платить налог на доходы физического лица (НДФЛ):

  1. Если вы можете документально доказать, что стоимость продаваемого автомобиля меньше стоимости его приобретения. Либо же, что стоимость его меньше двухсот пятидесяти тысяч рублей.
  2. В том случае, если продавец является владельцем авто более трёх лет (ст. 217 НК).

Эти два пункта возможно реализовать только в том случае, если продаваемый автомобиль был только в личном пользовании владельца. Если осуществляется сделка с авто коммерческого назначения, то это не сработает, и налоговый вычет реализовать не удастся.

Указывать цель использования транспортного средства?

Конкретная цель использования ТС может повлиять на дальнейший вид взимаемого налога. Поэтому о ней стоит заранее подумать.

Если вы продаёте легковой автомобиль и при этом ваша фирма не занималась извозом пассажиров, то трудностей никаких не возникнет. Это и понятно, что такой автомобиль не был предназначен для коммерческой деятельности.

А вот в случае грузовика или автобуса доказывать, что ТС использовалось только лишь в личных целях, а не для получения выгоды в ходе коммерческой деятельности — проблематично. И потому начнёт действовать схема уплаты налога, исходя из того какая система налогообложения применяется к индивидуальному предпринимателю.

Примечание: если вам интересен бизнес с машинами, советуем обратить внимание на франшизы авто

Декларация при продаже машины

В первую очередь нужно знать, что сроки подачи декларации — фиксированные, а вот сроки подачи заявления на налоговый вычет — нет. Вы можете подавать это заявление в любое удобное время.

Подробнее о сроках по подаче декларации — сделать это нужно не позднее 30 апреля следующего года. Сама же декларация заполняется на бланке по форме 3-НДФЛ. Заполнять вы можете её как в ручную, так и с помощью электронного сервиса.

На что стоит обращать внимание при заполнении бланка декларации?

В первую очередь на то, как рассчитывается коэффициент владения. В 2016 году в схему его расчёта были внесены поправки, поэтому важно заново со всем ознакомиться.

Когда вы снимаете автомобиль с регистрации после пятнадцатого числа месяца, то нужно учитывать, что этот месяц засчитывает полным.

А вот если ТС снимается с регистрации в течение первых пятнадцати дней месяца, то это месяц не учитывается при расчётах налога.

Штраф за несвоевременную подачу декларации

Если вы пропустили крайний срок подачи этой отчётности, или вообще махнули на него рукой (по забывчивости), то вам будет начислен определённый штраф. Сумма этого штрафа составляет пять процентов от суммы, которую вы не заплатили в виде налога.

Но! Размер этого штрафа имеет ограничения. Он не может составлять сумму менее 1 тысяч рублей, и не может превысить тридцати процентов от указанной суммы (Письмо Минфина РФ от 29.01.2014 № 03-02-07/1/3242).

Вывод

Сделка по продаже транспортного средства — такой же доход индивидуального предпринимателя, как и всё остальное. И за этот доход также нужно отчитываться. Поэтому, прежде чем оформлять эту сделку, подумайте, в каком лице вам будет проще и выгоднее это совершать — в лице индивидуального предпринимателя, или же в качестве простого физического лица.

Как поступать в случае необходимости продать свою машину? Реализовать сделку от лица индивидуального предпринимателя, или же простого физического лица? Ведь эта сделка — такой же доход для ИП, как и всё остальное. А значит и за неё нужно будет отчитаться рублём и документом в налоговую базу нашей страны.

Автомобиль как основное средство

Только не каждый ИП вправе включить в состав основных средств свой личный автомобиль. Чиновники считают, что основным средством можно признать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении предпринимателем дохода, например, при осуществлении грузовых или пассажирских перевозок. Если же бизнесмен использует автомобиль как вспомогательное средство (например, для поездок в банк), то он не может быть признан ОС (письмо Минфина России от 26.03.2008г. №03-04-05-01/79).

Но даже если деятельность коммерсанта напрямую связана с использованием данного транспортного средства, возникает новый вопрос – можно ли учесть в расходах стоимость автомобиля, приобретенного ранее регистрации владельца в качестве ИП? Минфин развеял сомнения в своем письме от 06.06.2013г. №03-11-11/164. В нем сказано, что ИП, находящийся на упрощенной системе налогообложения, вправе учесть расходы на приобретение автомобиля в течение первых трех лет применения УСН.

Обратите внимание, в письме была рассмотрена ситуация, когда имели место быть сразу три обстоятельства: приобретение транспортного средства (бензовоза) физическим лицом, впоследствии зарегистрировавшегося в качестве ИП и использовавшего данное средство в своей деятельности. Чиновники квалифицировали покупку бензовоза как операцию, осуществленную в целях предпринимательской деятельности, и признали право ИП учесть данное средство как ОС с последующим включением расходов на его приобретение в расчет единого налога при УСН.

Включение автомобиля в состав основных средств для предпринимателя не составит особого труда – достаточно иметь документы, подтверждающие затраты на его покупку, и приказ или распоряжение о признании его основным средством. Но если при проверке налоговики не согласятся с таким решением, бизнесмену придется отстаивать свою позицию в суде.

Учитываем ГСМ

Исторически сложилось мнение, что расходы на ГСМ надо непременно нормировать. Существуют Методические рекомендации Минтранса России от 14.03.2008г. №АМ-23-р, содержащие нормы расхода топлива, а также коэффициенты для различных территорий, времен года и т.д. Данные нормативы изначально разрабатывались для автотранспортных предприятий, но налоговые органы считают их применение необходимым для всех налогоплательщиков.

Если в Рекомендациях вы не нашли норм для своего автомобиля, то можно воспользоваться данными завода-изготовителя или разработать нормы расхода топлива самостоятельно. Но, обратите внимание, в НК РФ нет никаких условий о нормировании расходов на ГСМ, поэтому вы можете от него отказаться. Только в этом случае будьте готовы к судебным разбирательствам с налоговиками.

Минфин подтверждает мнение, что нормировать расходы на бензин не обязательно, как и использовать нормы, установленные Минтрансом (письмо Минфина России от 27.01.2014г. №03-03-06/1/2875).

Суды тоже встают на сторону налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами и позволяют списывать в расходы полную стоимость топлива (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008г. по делу №А09-3658/0729, постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007г., 28.09.2007г. по делу №КАА41/986607).

Не зависимо от того, будете вы нормировать затраты на бензин или нет, следует составить решение с перечнем личного имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Включив в него автомобиль, вы будете вправе принимать к налоговому учету все экономически обоснованные расходы, связанные с его эксплуатацией.

Документальное подтверждение

В случае с обоснованием расходов на топливо одними чеками АЗС не обойтись, придется оформлять и такой документ, как путевой лист. В нем содержится вся информация о маршруте поездки, времени выезда и возвращения, а также показания одометра. Форму путевого листа вы можете разработать самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса от 18.09.2008г. №152. Порядок заполнения путевых листов также указан в данном нормативном акте.

Важная деталь: если вы используете личный автомобиль в предпринимательской деятельности, то в договорах, счетах, письмах и прочих документах указывайте тот факт, что доставку, например, осуществляет сам ИП или что переговоры ведутся на территории партнера и т.д. Конечно, это не заменит путевых листов, но будет являться дополнительным подтверждением экономической обоснованности расходов.

Эксплуатационные расходы

В отличие от расходов на ГСМ, расходы на эксплуатацию автомобиля учесть не так просто. Если деятельность предпринимателя напрямую связана с использованием личного транспортного средства, то эксплуатационные расходы будут обоснованы. А вот если автомобиль используется для поездки в офис или в банк, то налоговые инспекторы однозначно не примут расходы на его содержание в качестве уменьшающих налоговую базу.

В судебной практике тоже не все решения выносятся в пользу ИП. Например, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с решением предпринимателя включать в расходы затраты на оплату автостоянки, техосмотра, ОСАГО, приобретение ГСМ (бензина, масла, охлаждающей жидкости) и т.п. (постановление от 26.02.2008г. №Ф04-1130/2008 (973-А45-34)).

Судьи обосновали свое решение тем, что деятельность бизнесмена была связана с оказанием юридических услуг, а личный автомобиль использовался для поездки в офис. Следовательно, затраты на его содержание никак не были связаны с получением предпринимателем дохода от оказания юридических услуг, а значит, не могли включаться в состав расходов.

Определяем вид затрат

Приобретение топлива для личного автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, можно отнести к материальным расходам (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). Если же деятельность ИП далека от транспортных перевозок, но бизнесмен активно использует свой автомобиль для доставки заказов, деловых поездок и т.д., то затраты на бензин относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.11,12 п.1 ст.264 НК РФ).

О расходах на командировки для ИП, читайте здесь . Можно ли учесть расходы ИП, осуществленные до государственной регистрации, смотрите тут.

На практике довольно распространена ситуация, когда коммерсант в предпринимательской деятельности использует личное имущество, например, транспортное средство, принадлежащее ему на праве собственности как физическому лицу, а не как предпринимателю. В подобной ситуации у ИП, разумеется, возникает вполне закономерное желание учесть расходы на ГСМ и содержание авто при налогообложении (при расчете единого налога, уплачиваемого в рамках УСНО, или НДФЛ). Реализовать это желание возможно, что подтверждают и контролирующие органы. Но, увы, не в той мере, как, вероятно, ему бы хотелось.

Правовая сторона вопроса

Если речь идет о юридическом лице, которое использует в своей деятельности личное имущество своих работников, то эти правоотношения оформляются:

– либо договором аренды (в отношении транспортного средства есть два варианта: с экипажем или без него);

– либо соглашением о выплате компенсации работнику.

В любом случае документ оформляется с учетом требований гл. 27 Понятие и условие договора ГК РФ, в котором прописываются все значимые условия такой двусторонней сделки. В ситуации, когда личное имущество (включая авто) в своей предпринимательской деятельности использует ИП, об оформлении договора аренды речи быть не может. По меньшей мере это противоречит понятию договора, под которым согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ понимается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Применительно к рассматриваемой ситуации лицо одно, значит, заключенный в данном случае договор аренды будет недействительным. По вышеназванным причинам заключение двустороннего соглашения о компенсации также не будет иметь юридической силы. Получается, что учесть для целей налогообложения расходы на эксплуатацию и содержание личного авто, используемого в предпринимательской деятельности, предприниматель сможет на основании, например, путевых листов, а также иных документов, подтверждающих как сам факт расходов, так и их цель. Этот вариант и будет своеобразной компенсацией ему в случае использования в предпринимательской деятельности личного имущества. Итак, мы выяснили, что ИП вправе учесть при налогообложении расходы на ГСМ и текущие расходы на содержание авто. Но это лишь половина дела. Теперь нужно определить, в каком размере ИП может учесть подобные расходы.

О размере компенсации

Вначале проанализируем, что думают по этому поводу контролирующие органы. Недавно в письмах Минфина России от 26.02.2013 № 03‑1111/82, от 31.01.2013 № 03‑11‑11/38 была рассмотрена довольно распространенная на практике ситуация. Предприниматель, при меняющий УСНО с объектом налогообложения доходы минус расходы , использует в своей деятельности личный легковой автомобиль. Ответ финансистов на вопрос о том, учитываются ли при исчислении единого налога затраты на ГСМ и другие затраты по содержанию автомобиля, коммерсанты, конечно, получили. Вот только выводы, сделанные авторами письма, едва ли можно на звать обнадеживающими. Прежде всего финансисты напомнили норму пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которой расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного автотранспорта принимаются для целей налогообложения в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы в настоящее время утверждены Постановлением № 921. Как подчеркивается в Письме Минфина России № 03‑11‑11/38, нормы компенсации, установленные данным подзаконным актом, универсальны и подлежат применению для определения размера расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей при применении УСНО как организациями, так и ИП. Далее Минфин указал, что в компенсации учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (включая сумму износа, а также за траты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Минфин возражает против учета для целей налогообложения расходов, связанных с приобретением имущества (включая транспортное средство) до государственной регистрации в качестве ИП (письма от 10.04.2013 № 03‑11‑11/142, № 03‑11‑11/38, от 03.04.2012 № 03‑11‑11/114). В то же время чиновники разрешают учитывать текущие расходы, связанные с содержанием такого объекта (например, на ремонт и коммунальные платежи) (Письмо № 03‑11‑11/114). Таким образом, в расходах при исчислении единого налога ИП упрощенец , по мнению Минфина, вправе учесть 1,2 тыс. руб. или 1,5 тыс. руб. в зависимости от объема двигателя (первая сумма до 2 000 куб. см включительно, вторая – свыше этого объема). Возможно, во время утверждения Постановления Правительства РФ № 92 указанные суммы каким то образом соответствовали жизненным реалиям того времени, однако по истечении десяти лет они просто нелепы. Остается надеяться, что правительство найдет время, чтобы пересмотреть изжившие себя нормы или хотя бы установит механизм их индексации.

Давайте поспорим

Между тем справедливость утверждения Минфина о применении ИП норм, установленных Постановлением Правительства РФ № 92, вызывает резонные сомнения. Ведь из названия данного документа следует, что адресован он лишь организациям. Из этого можно сделать вывод, что ИП не обязан руководствоваться норма ми, установленными в указанном документе, а вправе применять самостоятельно разработанные нормы (поскольку нормирование расходов на компенсацию за использование личного транспорта – обязательное требование Налогового кодекса). Хотя не исключено, что подобную позицию придется отстаивать в судебном порядке. Что же касается суждения финансистов о том, что компенсация за использование в служебных целях личного автотранспорта должна включать в себя затраты на ГСМ, то оно обусловлено, прежде всего, арбитражной практикой, в которой дано толкование пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. В связи с этим, очевидно, не случайна оговорка Минфина в вышеназванных письмах о том, что норма пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ согласно п. 2 этой статьи действует применительно к порядку, установленному ст. 264 НК РФ. В Решении ВАС РФ от 14.09.2009 № ВАС‑10278/09 сказано следующее. Законодательство о налогах и сборах, регулирующее вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, не до пускает возможности принятия при исчислении данного налога расходов по оплате ГСМ, произведенных работником при использовании личного автотранспорта в порядке, отличном от порядка, установленного пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку такой вид рас ходов не соответствует критериям, установленным ст. 252 НК РФ, так как не является расходами организации. В связи с этим в понятие компенсации за использование личного автотранспорта для служебных целей обоснованно включены все затраты, возникающие у работника при такой эксплуатации, в том числе затраты на приобретение ГСМ. Для учета в целях налогообложения прибыли организацией расходов на приобретение ГСМ установлена иная норма – пп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ. Добавим, ранее подобное высказывание прозвучало от коллегии судей ВАС в Определении от 29.01.2009 № ВАС‑495/09: при оплате ГСМ… для эксплуатации используемых для служебных поездок личных легковых автомобилей предприятие несет не расходы на приобретение топлива, а компенсирует расходы работника за использование личного автомобиля (включая затраты и на ГСМ). Заметим, ранее ФАСы указывали на то, что компенсация за использование личного автомобиля и затраты на приобретение ГСМ – это разные вещи (см., например, Постановление ФАС СЗО от 20.02.2006 № А44‑3149/2005‑9). После подобных высказываний арбитров высших инстанций шансы налогоплательщиков организаций склонить в свою сторону судей, надо признать, невелики. А вот у ИП возможность отстоять свои интересы в судебном порядке, считаем, есть. Во первых, аргумент чиновников (и судей) о том, что расходы на приобретение ГСМ не являются затратами организации в отношении ИП, использующего в предпринимательской деятельности свой личный автомобиль, полагаем, несостоятелен, поскольку речь в данном случае идет об одном лице. Во вторых, пп. 19 п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей2 определено, что в составе расходов ИП учитываются другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (например, расходы на ГСМ). В третьих, в налоговых нормах (пп. 11 п. 1 ст. 264 и пп. 12 п. 1 ст. 346.16) не уточняется, что подразумевается под компенсацией и включены ли в ее состав расходы на приобретение ГСМ. Не содержится такого уточнения и в Постановлении Правительства РФ № 92. Возможно, именно эти доводы позволили в свое время Минфину проигнорировать наличие отрицательной (для налогоплательщиков организаций) арбитражной практики. В частности, в Письме от 02.02.2012 № 03‑04‑05/3‑105 финансисты пришли к выводу, что адвокат (значит, и предприниматель) в рамках общего режима налогообложения (в сумме профессионального налогового вычета при расчете НДФЛ) может учесть в своих расходах:

– и расходы на приобретение ГСМ (при документальном подтверждении использования автомобиля именно в профессиональных, а не в личных целях);

– и прочие связанные с эксплуатацией расходы3.

* * *ИП вправе учесть при налогообложении (при расчете НДФЛ или единого налога в рамках УСНО) расходы, связанные с использованием личного автотранспорта. При этом заключение договора аренды и соглашения о выплате компенсации в данном случае противоречит требованиям гражданского законодательства. В части размера названных расходов ИП, руководствуясь нынешней позицией финансового ведомства (Письмо от 31.01.2013 № 03‑11‑11/38), может учесть лишь 1,2 тыс. руб., если объем двигателя автомобиля до 2 000 куб. см включительно, или 1,5 тыс. руб., если он больше. Если же ИП, принимая во внимание смехотворный размер правительственных нормативов, готов отстаивать свои интересы (в том числе в судебном порядке), он может не только самостоятельно установить норматив для компенсации, но и сверх того учесть в пол ном объеме расходы на ГСМ (которые, разумеется, должны быть документально подтверждены и обоснованны). Наличие противоречивых разъяснений официального органа (см., например, письма Минфина России от 26.02.2013 № 03‑11‑11/82 и от 02.02.2012 № 03‑04‑05/3‑105) здесь как нельзя кстати, так как п. 7 ст. 3 НК РФ4 еще никто не отменял. Покупаем имущество банкрота.

Реализация имущества банкрота – мера, призванная обеспечить удовлетворение требований его кредиторов. В соответствии с Гражданским кодексом очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом о банкротстве1 (п. 3 ст. 65 ГК РФ). Это с одной стороны, с другой – при реализации имущества банкрота возникают и нало говые отношения, и обязательства, которые регулируются нормами НК РФ. Эксперт журнала В. В. Шадрин ИП: бухгалтерский учет . и налогообложение: "Мы живем в интересное время. Налоговые последствия для индивидуального предпринимателя, решившего приобрести имущество банкрота, еще вчера казались, если не абсолютно понятными, то хотя бы предсказуемыми, а сегодня уже превращаются в предмет гаданий".

Что было

1 Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией . 2 Утвержден Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ 3 04/430 от 13.08.2002. 3 В запросе говорится о приобретении запчастей, ремонте, мойке как о компенсации (правда, по правительственным нормам) самому себе за использование личного имущества в служебных целях. 4 Согласно ему все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. 1 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ О несостоятельности (банкротстве) .

Читайте также: