Что такое корпоративный спор чем он отличается от трудового спора

Обновлено: 17.05.2024

Корпоративные отношения широко рассматриваются в научной литературе. Вместе с тем все они являются фрагментарными и затрагивают, как правило, один или два аспекта. В то же время полного исследования данного института до настоящего времени не проводилось.

Корпорация – это…

Принято считать, что юрлицо как имущественно самостоятельный, обособленный от физлиц субъект сформировалось в форме муниципий – городских общин Римской республики. Им впервые было дано право частной собственности. Кроме того, городские общины обладали хозяйственной самостоятельностью и самоуправлением. Римское государство предоставляло муниципиям право защищать свои права в суде, действуя через особых представителей (actores). Они рассматривались в качестве уполномоченных сообщества в целом, а не его отдельных членов.

Таким образом, в силу социально-экономической необходимости в римском праве была определена сущность юрлица как коллективного (корпоративного) субъекта права, действующего как единое целое, наделенного имуществом и имущественными правами, обособленными от каких-либо физлиц – учредителей, членов, дольщиков, участников, правительства и любого другого лица. Соответственно, в римский период сложился совершенно определенный прообраз юрлица – корпоративные организации. Однако понятие корпорации в римском праве не получило легального обоснования. Не имеется его и в современном законодательстве.

В узком понимании корпорации – это только коммерческие организации, основанные на членстве (участии).

Участники корпоративных отношений

Согласно ГК корпорации (в узком понимании данного термина) – хозобщества. Они могут создаваться в форме ООО, ОДО и АО .

Учредителями хозобщества являются граждане и (или) юрлица, принявшие решение о его учреждении (ч. 1 ст. 13 Закона о хозобществах). Их число не нормировано (может быть и одно лицо). Однако участников ООО, ЗАО не должно быть более 50 .

Во-первых, аффилированными лицами хозобщества могут быть как физ-, так и юрлица. Наиболее общим основанием установления их аффилированности является приобретение права на распоряжение долей в уставном фонде (акциями) хозобщества в размере 20% и более.

Во-вторых, определяющим признаком аффилированных лиц хозобщества является их способность воздействовать определенным образом на хозобщество. Иными словами, характеристикой аффилированности является наличие управленческой зависимости (указанный термин используется М.Ю.Тихомировым) хозобщества от его аффилированного лица. Влияние аффилированных лиц на деятельность хозобщества осуществляется через влияние на принятие решений в нем.

Следует обратить внимание на такое основание установления аффилированности, как участие в органах управления хозобщества . При имеющейся формулировке Закона о хозобществах в круг аффилированных лиц не включаются, например, заместители генерального директора, главный бухгалтер и т.д. Хотя эти лица, так же как и лица, участвующие в органах управления хозобщества, имеют доступ к так называемой инсайдерской информации. А значит, могут влиять на решения, принимаемые хозобществом, в свою пользу. Поэтому полагаем, что подход, примененный в законодательстве США, согласно которому в круг аффилированных лиц компании включается любое ее должностное лицо, является более удачным, чем подход белорусского законодателя.

В-третьих, в белорусском законодательстве, как и в законодательстве ряда зарубежных государств, аффилированными лицами хозобщества являются не только лица, воздействующие тем или иным образом на это общество, но и лица, находящиеся под указанным воздействием со стороны самого хозобщества.

Корпоративный спор – это…

Существует много определений конфликта. Под конфликтом обычно понимают качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Данное определение отражает большинство свойств всякого конфликта.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противостояния до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

В любом конфликте противоборствующие стороны выступают в роли ключевых звеньев. Если одна из сторон покидает конфликт, то он прекращается. Если в межличностном конфликте заменить одного из участников новым, то изменяется и конфликт, начинается новое противостояние. Это происходит оттого, что интересы и цели сторон в конфликте индивидуальны.

Выделяется несколько черт, которые характерны только для спора: социальность спора, различие в позициях сторон по одному и тому же вопросу, наличие обязательного обоснования своей позиции, а также обсуждение проблемы. Следовательно, основными характеристиками спора являются следующие:

— разногласие, лежащее в основе спора, должно быть конкретным, т.е. должно иметь вполне определенное содержание;

— разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора. Односторонняя претензия не может образовывать спора.

Корпоративный спор можно рассматривать как спор участников корпоративных правоотношений по поводу субъективных прав и юридических обязанностей, направленный на их возникновение, изменение или прекращение, а также на решение вопроса о подтверждении существования права или его принудительном осуществлении.

Виды корпоративных споров

Таким образом, можем выделить 3 основных вида корпоративных споров:


Как отмечает А.П.Егоров, наиболее распространенными корпоративными спорами являются:

— споры о признании недействительными решений общих собраний участников хозобществ. Например, по поводу заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, по поводу отчуждения долей в уставном фонде общества и др. Основными причинами оспаривания указанных решений являются: нарушение порядка уведомления участников и проведения общего собрания, несоблюдение кворума, нарушение при голосовании принципа единогласия и т.д. А также несоответствие принятых по результатам собраний решений требованиям законодательства;

— споры о признании сделок недействительными. Как правило, такие споры имеют промежуточную цель. Здесь важен вопрос, является сделка оспоримой или ничтожной, т.к. от этого зависит, кто вправе ее обжаловать;

— споры об исключении участника из состава участников хозобщества;

— споры, вытекающие из нарушения права участника хозобщества на получение информации о деятельности этого общества и ознакомление с его документацией (о понуждении к предоставлению документов);

— споры о выплате дивидендов, выплате стоимости доли, возникающие при расчетах с выходящим из хозобщества участником, а также споры, связанные с переходом доли участника (ее части) в уставном фонде хозобщества к другим лицам;

— споры о понуждении хозобщества к действиям по госрегистрации изменений, вносимых в устав;

— споры о понуждении к выкупу акций, обжаловании отказа хозобщества в выкупе акций;

— споры о признании недействительными решений наблюдательного совета (совета директоров) хозобщества.

Таким образом, можем определить корпоративный спор как взаимные претензии или противоречащие друг другу заявления участников корпоративных правоотношений по поводу субъективных прав и юридических обязанностей, направленные на их возникновение, изменение или прекращение, а также на решение вопроса о подтверждении существования права или его принудительном осуществлении.

Между работниками и работодателями могут возникать разногласия. Например, касательно заработной платы, графика и условий труда. Если такие конфликты затрагивают не личные, а рабочие отношения, закон считает их трудовыми спорами.

Урегулировать конфликт можно разными способами: процедура решения трудовых споров не всегда предполагает обращение в суд. Большинство разногласий улаживают мирным путем. Однако в любом случае, когда возникает конфликт, следует привлечь для его разрешения юриста. Тем более что споры между начальниками и подчиненными могут начаться в любой момент.

Когда недавно нанятый сотрудник недоволен тем, как отдел кадров оформил или не оформил его в штат, – это вопрос из сферы трудового законодательства. Если начальник подозревает подчиненных в порче имущества, передаче информации конкурентам или просто халатном отношении к своим обязанностям – это тоже трудовой конфликт.

Виды трудовых споров и порядок их разрешения

Юристы по-разному классифицируют трудовые споры и порядок их разрешения. Однако чаще всего приходится говорить об ИТС и КТС: индивидуальных или коллективных трудовых спорах. В первом случае конфликт возникает между одним сотрудником и работодателем (работодателями). Если же разногласия затронули сразу несколько работников, конфликт считают коллективным.

Не каждый спор или ссора с начальником являются трудовым спором с точки зрения законодательства. Чтобы проблема получила статус ИТС, начальник или подчиненный должны заявить о ней в специальную комиссию или суд. Предмет такого конфликта может быть разным:

  • нарушение трудового законодательства и техники безопасности, разных нормативных актов;
  • финансовые вопросы, связанные с заработной платой, выплатой отпускных, больничных, компенсаций;
  • отказ в приеме на работу или заключении договора, нарушение законодательства при проведении собеседования или приеме в штат;
  • любые разногласия, которые могут возникнуть между работодателем и бывшим подчиненным.

Подробнее о предметах индивидуальных конфликтов можно прочесть в Трудовом кодексе РФ. Это основной документ, затрагивающий все аспекты взаимоотношений между сотрудниками и работодателями. Однако это не единственный правовой акт, регулирующий трудовые вопросы, к тому же для правильного толкования статей и положений зачастую нужна грамотная юридическая консультация.

Коллективные споры – это разногласия между несколькими сотрудниками и руководством. Напомним, что конфликт должен затрагивать исключительно вопросы труда и его оплаты, но не личные разногласия, которые также могут возникать внутри коллектива.

Юристам часто приходится сталкиваться с таким нарушением, как невыполнение коллективного договора или отказ руководства принимать во внимание выборный представительский орган сотрудников (подчиненные имеют полное право создать такой орган, чтобы влиять на составление локальных нормативных актов). Словом, главное отличие индивидуальных и коллективных конфликтов – количество сторон, которое они затрагивают. Однако классифицировать конфликты можно и по другим признакам.

Виды споров по критерию правоотношения

Рассматривать природу конфликтов можно исходя из правоотношений, из которых они возникают. Так, выделяют конфликты, возникающие в результате нарушения рабочих отношений. В таком случае предметом спора может быть невыплаченная заработная плата, незаконное (по мнению одной из сторон) увольнение, неоформление трудовой книжки и тому подобное.

Однако существуют также трудовые споры, возникающие из нарушения отношений, связанных с трудовыми. Это могут быть конфликты, вызванные организацией и управлением рабочими процессами, тем, как определенный работодатель нанимает сотрудников и оформляет их. К этой же категории принадлежат споры, вызванные нарушением партнерских отношений, попытками препятствовать работе профсоюзов, споры вокруг профессиональной подготовки и повышения квалификации, материальной ответственности, надзором и контролем. Когда речь идет о нарушениях норм обязательного социального страхования, это еще одна проблема из этой категории.

Порядок разрешение трудовых споров в суде или досудебном порядке напрямую зависит от причин возникновения конфликта, его предмета, характера, количества участников и других особенностей.

Характер и предмет спора

Когда юристы говорят о характере конфликта, они имеют в виду, идет ли речь о применении норм трудового законодательства или изменении, установлении условий работы.

Когда работодатели блокируют работу профсоюзов, мешают добровольной организации сотрудников, мы имеем дело о характере спора с применением норм законодательства. Если руководство не может обеспечить соблюдение санитарных норм на рабочем месте, это тоже вопрос применения норм. Но если условия не позволяют эффективно выполнять работу, характер конфликта затрагивает уже установление условий работы.

Наконец, предмет конфликта тоже может быть разным. Как правило, юристы имеют дело со спорами о признании права, нарушаемого другой стороной, или же конфликтами вокруг присуждения выплат, возмещения вреда и ущерба.

Методы разрешения трудовых споров

Существуют два метода решения рабочих конфликтов: через КТС (комиссию по трудовым спорам) или через суд. Как правило, сначала сотрудники обращаются в комиссию, и если на их стороне грамотный юрист, разногласия получается уладить на данном этапе. Но если решение комиссии не устраивает одну из сторон, она имеет право обжаловать его в суде.

Впрочем, порядок разрешения трудовых споров в суде позволяет обойтись без КТС. Сотрудник или руководитель имеют полное право сразу обратиться в судебные органы, подав иск. Предварительное рассмотрение дела комиссией вовсе не обязательно.

Отдельно стоит сказать об особом порядке рассмотрения конфликтов, когда в них участвуют другие органы. Необходимость в особом порядке решения спора возникает, когда его сторонами выступают судьи, прокуроры, следователи и другие специалисты, непосредственно связанные с правосудием.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров: краткое описание

Как должно проходить рассмотрение ИТС, подробно описывает Трудовой кодекс в главе 60. Как мы уже упоминали, любые конфликты можно решить двумя способами: досудебным и судебным.

Досудебный порядок действий предполагает, что сторона, которая считает, что ее права нарушают, направит письменную жалобу в трудовую комиссию. Закон ограничивает срок, когда можно заявить свои претензии: это 3 месяца с того момента, когда человек узнает о нарушении собственных прав. Соответственно, пожаловаться спустя год после того, как конфликт случился, невозможно.

Однако ИТС возникают даже с уже уволенным или еще не принятым сотрудником. Такие конфликты тоже можно разрешить в досудебном порядке. Причем на это у комиссии есть всего 10 дней с момента подачи жалобы. Юристы предостерегают тех, кто хочет обратиться с жалобой: следите, чтобы ваше заявление зарегистрировали, без этого жалоба не имеет юридической силы.

Комиссия формируется из представителей работодателя и сотрудников. Заседания проводят в нерабочее время и при обязательном присутствии заявителя. Выбранный секретарь собрания ведет протокол, а по итогам заседания выносят решение. Его копию получают обе стороны конфликта в течение 3 дней. Решение обязательно к исполнению, и если оно устраивает обе стороны, конфликт можно считать исчерпанным.

Любая из сторон может обжаловать принятое решение в течение 10 дней с момента его получения. Когда этот срок истекает, необходимо в течение 3 суток привести в действие решение комиссии. К тому же, если комиссия вовремя не рассмотрела обжалование, стороны могут обратиться в суд. Однако с самого начала сотрудник или работодатель может составить иск и подать его в суд. Но учитывайте, что важно собрать доказательства в защиту своей позиции.

Порядок рассмотрения коллективных споров

До 2006 года вопросы коллективных рабочих споров регулировали отдельный федеральный закон. Однако он утратил силу, и теперь следует ориентироваться на Трудовой кодекс.

Если конфликт возникает между работодателями и несколькими сотрудниками, порядок действий отличается от решения ИТС. Рассмотрением конфликта в такой ситуации занимаются:

  • посредники;
  • примирительная комиссия;
  • трудовой арбитраж.

Сотрудникам следует письменно сформулировать свои претензии и составить жалобу. Она может затрагивать условия труда и оплату, изменение коллективного договора, локальных актов. Сначала жалобу направляют работодателю. После этого в течение двух суток формируют примирительную комиссию, которая должна рассмотреть конфликт.

Как и в случае с комиссией по трудовым спорам, в состав этого органа должны в равной доле войти представители обеих сторон. Комиссия тщательно рассматривает спор в течение 3 рабочих дней.

Одна из сторон может уклоняться от примирения. Как правило, это работодатель, который может даже мешать работе комиссии. Тогда дело передают в трудовой арбитраж. Этот орган формируют из представителей государственных органов, которые занимаются урегулированием трудовых споров, а также представителей организации. От арбитражного суда этот орган отличается тем, что он временный. Как только конфликт будет решен, арбитраж распустят.По итогам заседания арбитража нужно письменно оформить решение. Его исполнение обязательно для всех сторон конфликта. Но если и на этом этапе спор не улажен, и стороны недовольны заключением комиссии, можно прибегнуть к крайним мерам, предусмотренным Трудовым кодексом. Это забастовка. Порядок ее проведения, ответственность сторон и другие вопросы тоже регулируются законом.

Корпоративные споры в арбитражном процессе

Несмотря на то, что корпоративные споры чаще всего возникают между юридическими и физическими лицами, рассматриваются они исключительно в арбитражных судах, а не в судах общей юрисдикции, как принято многими думать.

Поэтому, чтобы не возникало лишний раз вопросов и сомнений по поводу судебной инстанции, куда необходимо обращаться для подачи искового заявления, следует заблаговременно проконсультироваться с квалифицированным юристом по корпоративным спорам в Москве, имеющим опыт работы с арбитражем.

Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!

Как рассматриваются корпоративные споры в арбитражном суде?

Данная тема (корпоративные споры) всегда вызывала немало вопросов и прений. Лица, участвующие в споре, полагают, что арбитражем может рассматриваться иск, поданный юридическим лицом в отношении другого юридического лица. К тому же зачастую именно со стороны истца чаще всего выступает обычный человек, бывший работник предприятия или организации (любого субъекта хозяйственной деятельности), который через суд пытается добиться выплат положенной заработной платы, возмещения вреда (ущерба), акционер, требующий возврата ему акций и т.д. Для данных ситуация той или иной стороне требуется помощь специализированного адвоката, знающего тонкости данной область.

Этот аспект побуждает многих думать, что трудовые споры между работником и предприятием должны рассматриваться исключительно в судах общей юрисдикции. Именно поэтому, чтобы разногласий и недопонимания больше не возникало, на законодательном уровне были внесены дополнения в Арбитражный процессуальный кодекс.

Дополняющими Арбитражный процессуальный кодекс статьями закреплено право рассматривать корпоративные споры в арбитражном суде.

Стоимость услуг адвоката по корпоративным спорам

Стоимость комплексного ведения дела по корпоративному спору в Арбитражном суде

Подготовка правовой позиции по делу

Первичная подготовка (анализ документов, подготовка искового заявления)

от 15 000 рублей

Разрешение споров в арбитражном суде: что именно подведомственно арбитражу?

Согласно внесенным изменениям, арбитражный суд вправе рассматривать споры, связанные с учреждением субъекта хозяйственной деятельности, руководстве им, участии в руководстве и т.д.

Во-первых, это споры, связанные с принимаемым сторонами решением о создании предприятия (компании, организации), ее реорганизации, полном прекращении хозяйственной деятельности.

Во-вторых, споры, связанные с определением доли каждого участника компании (ООО), акций (ЗАО), паев и т.д.

В-третьих, споры о возвещении вреда или ущерба, которые были причинены компании (подаются исковые заявления от лица учредителей).

В-четвертых, споры, направленные на признание сделок и договоров недействительными.

В-пятых, гражданские споры, а также споры, возникающие в связи с избранием (назначением) на должность руководства компании, увольнения, решение вопросов об их полномочиях, ответственности, обязанностях и т.д.

Также в арбитражном суде рассматриваются споры, связанные:

  1. С выпуском ценных бумаг.
  2. С проведением собраний акционеров.
  3. С обжалованием действий руководящих органов компании.
  4. С нотариальным удостоверением сделок с недвижимостью.
  • разработать стратегию разрешения возникшего спора;
  • оценить шансы и перспективы судебного процесса;
  • досконально оценить имеющиеся данные, факты;
  • построить доказательственную базу.

В случае, если возникают хотя бы малейшие сомнения по поводу подведомственности спора, а также хочется получить квалифицированный совет и компетентное рассмотрение спора и выхода из него, рекомендуется обратиться к помощи корпоративного юриста, имеющему практику работы с данным типом обращений и опыт ведения, урегулирования корпоративных споров.

Арбитражные корпоративные споры отличаются специфичностью и практически всегда требуют участия квалифицированного юриста, уже имеющего неплохой опыт работы в арбитраже именно по данной специализации.


Говорящие цифры

С удебная статистика гласит: в 2016 г. арбитражными судами было рассмотрено 15 668 корпоративных споров; в 2017 г. – 18 390; а в 2018 г. – 20 255 1 . Как видно, количество таких дел из года в год неуклонно увеличивается. Вероятно, участники корпоративных отношений склонны искать защиту именно в суде. Хотя каждому известно, что худой мир всегда лучше доброй войны. Простой экономический расчет наверняка покажет, что без суда при разумном подходе решить любой корпоративный конфликт просто выгоднее. Но, увы, действиями участников конфликта часто руководят не расчеты, а эмоции, традиции, эгоизм, гордыня, жажда мести и т.п.

Перспективы в суде

Бывают, конечно, достаточно динамичные, короткие по времени споры. Но в стандартном корпоративном конфликте чаще всего не так. Вы будете платить немалые деньги юристам, тратиться на госпошлины и нести массу других издержек. Например, терять выручку и прибыль, отказываться от участия в закупочных процедурах, привлекать новых контрагентов, нести репутационные потери. Обязательно найдутся и другие статьи неожиданных расходов. Каждый спор индивидуален.

Известен случай, когда суд удовлетворил иск участника об истребовании документов ООО и назначил астрент (специальный штраф за неисполнение судебного решения) – 5000 руб. в день до полного исполнения решения. Вроде не так и много, но передача документов по решению идет уже четвертый месяц…

И, конечно, вас будут терзать сомнения о том, что в суде все заранее решено против вас. Будет казаться, что в связи с этим нужно срочно предпринимать какие-то действия. И касаться это будет не только суда, но и всех остальных государственных органов.

В общем, конфликтный способ разрешения корпоративного спора – это нервно, долго, дорого и рискованно по отношению к вашему бизнесу. Хотя иногда другого выхода или нет, или его вам просто не оставляют.

Третейское разбирательство

В защиту третейского разбирательства есть несколько веских аргументов.

Во-вторых, если сопоставить расходы, которые стороны корпоративного конфликта при его полномасштабном развитии могут понести в суде, и стоимость третейского разбирательства, то последнее наверняка выиграет с большим отрывом.

В-четвертых, третейское разбирательство не только тайное, но и, нередко, более профессиональное. Кроме того, в этой процедуре вы можете постараться обезопасить себя от влияния на спор коррупционных факторов. Если для рассмотрения спора по договоренности сторон назначается три арбитра (можно и больше), то одного из них выберете и назначите вы. Он даже не обязательно должен быть юристом.

Поводы для споров

1. Дедлок

Ситуация, когда переговоры зашли в тупик, а формального перевеса ни у кого нет, характерна для непубличных АО и ООО. В прошлой статье мы рассказывали про риски распределения бизнеса 50 на 50. Если в компании два собственника с равными долями и между ними случится конфликт, то разрешить их разногласия порою не поможет даже суд. Возникает логичный вопрос: что можно реально сделать в этой ситуации? Есть несколько вариантов.

2) Признать неголосующими акции или долю второго участника на конкретном собрании из-за того, что тот злоупотребляет правами. Идея, конечно, интересная, но шансы реализовать ее практически нулевые.

Два собственника владели равными долями в уставном капитале ООО. Они договорились, что каждый из них по очереди будет генеральным директором и меняться они будут раз в пять лет.

Спустя время отношения между участниками разладились, и один из них обратился в суд с требованием об исключении другого из общества. Он указал, что за пять лет директор ни разу не провел очередных собраний, действовал в ущерб интересам компании, причинил ей убытки.

Ответчик подал встречный иск: обвинил истца в неоднократном уклонении от участия в общих собраниях, а также в действиях, затрудняющих работу фирмы.

Суды разных инстанций удовлетворяли то основной иск, то встречный. Точку поставил ВС РФ: отказал обоим. Он указал, что задача суда – защитить ООО. Когда недоверие между участниками достигает критической отметки, они перестают защищать интересы фирмы и начинают сводить счеты друг с другом. В такой ситуации правильно либо ликвидировать фирму, либо одному из участников выйти из нее. А вот оснований для исключения участника из общества в такой ситуации нет (определение ВС РФ от 08.10.2014 по делу № 306-ЭС14-14, А06-2044/2013).

4) Принудительно ликвидировать компанию в связи с невозможностью дальнейшей деятельности (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Случаи применения этого способа крайне редки. Но, мы полагаем, они бывают чаще, чем исключение участника из ООО. К тому же такая ликвидация может быть применена к любой компании: и к АО, и к ООО.

В 2008 г. в АО вспыхнул корпоративный конфликт между двумя акционерами с равным количеством акций (50% на 50%). К моменту рассмотрения данного спора в арбитражный суд было подано 177 исков от обеих сторон. Оппоненты взыскивали друг с друга убытки, признавали недействительными сделки, обжаловали решения собраний.

Директор (ставленник одного из акционеров) был дважды дисквалифицирован в административном порядке. А новый так и не был выбран (в ситуации 50/50 это было невозможно). В деле есть описание еще множества обстоятельств, свидетельствующих о дальнейшей невозможности деятельности общества.

К слову сказать, АО так и не было ликвидировано. Но лишь потому, что уже в 2016 г. акционеры, наконец, смогли договориться и заключили мировое соглашение. Вероятно, грозящие при ликвидации потери активов наконец-то смогли произвести отрезвляющий эффект.

Для предотвращения подобных ситуаций напоминаем совет из нашей первой статьи: не допускайте равное распределение долей (акций) в обществе. А если по-другому не получается, заключите корпоративный договор и предусмотрите в нем механизм выхода из дедлока.

2. Участник (акционер) истребует документы

Участник (акционер) имеет право получать информацию о деятельности компании, а также знакомиться с бухгалтерской и другой документацией. Порядок запроса, получения и ознакомления с бумагами установлен в корпоративных законах.

Казалось бы, все процедуры четко регламентированы законом. Но и здесь не обходится без споров. Иногда для менеджмента компании (реже – для участников или акционеров) чье-то стремление получить бухгалтерские и иные документы не несет ничего хорошего. Особенно часто так бывает, когда в компанию пришли новые собственники.

При получении информации и документов участник (акционер) может развернуть кампанию по оспариванию сделок и взысканию убытков с контролирующих лиц, которые прежде спокойно жили и потихоньку выводили активы. Бывает, что долю в компании купили конкуренты и стоит задача до последнего защищать тайны бизнеса.

3. Бизнес оформлен на номинальное лицо

Как правило, бенефициары, напротив, стараются спрятаться за корпоративную вуаль. В частности, чтобы не нести субсидиарную ответственность по долгам компании в случае ее банкротства. Тут же был обратный случай. Невзирая на последствия, истинный владелец сам перестал скрываться и сбросил корпоративную вуаль. Иначе он просто не мог защитить свои активы.

Читайте также: