Методы работы социального педагога с семьями безработных граждан

Обновлено: 04.05.2024

Семья - уникальное социальное создание человечества и важнейший институт социализации подрастающего поколения. И какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Ведь именно её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях ребёнка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Если рассматривать семью в контексте социальных проблем ребёнка, можно выделить 2 большие группы:

1 . Проблемы, связанные с дезорганизацией семьи:

  • материально-бытовые трудности семьи;
  • нездоровые отношения между членами семьи;
  • слабость нравственных устоев;
  • негативные явления, связанные с деградацией взрослых (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию) и др.
  1. Проблемы, связанные с воспитательной дисфункцией семьи:
  • педагогическая несостоятельность родителей;
  • проявления превосходства и бесцеремонного вмешательства во внутренний мир ребёнка со стороны родителей;
  • неадекватные тактики и несообразное воспитание, игнорирующее необходимые условия развития ребёнка;
  • жёсткие ограничения и гиперопека, которые ведут к подавленности ребёнка и даже невротическим состояниям, затруднениям в общении;
  • сдерживание тёплых родительских чувств, а порой и полное неприятие ребёнка.

Но как бы то ни было, именно семья является для ребёнка ближайшим, незаменимым социумом, каким будет влияние на него всех остальных социальных факторов.

Существует множество всяких классификаций, типологий семьи, различающихся по уровню социальной адаптации семьи, так как существует определённая взаимосвязь между проблемной социализацией ребёнка и степенью дезадаптации его семьи:

  1. I.Благополучныесемьи, которые успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Практически в помощи социального педагога не нуждаются, в случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи.
  2. II.Семьи группы риска, которые характеризуются наличием того или иного дезадаптирующего фактора - фактора риска. Так, к группе семей риска школьный социальный педагог обычно относит:

По социальному статусу:

  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  • семьи с опекаемыми детьми (опекунские семьи);
  • семьи с одним неродным родителем (мачехой, отчимом)- семьи повторного брак);
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • семьи с родителями-инвалидами.

По уровню доходов и материально-бытовым условиям:

  • малообеспеченные семьи;
  • семьи, не имеющие собственного жилья либо имеющие неблагоприятные жилищные условия;
  • семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
  • семьи с безработными родителями;

По образу жизни:

  • семьи, где один или несколько членов семьи страдают алкоголизмом или наркоманией;
  • семьи, где один из родителей отбывает наказание в местах лишения свободы;
  • семьи, где один из родителей имеет психическое расстройство или заболевание.

III. Неблагополучные семьи, которые, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями.

Неблагополучные семьи условно подразделяют на 2 большие группы:

  1. Функционально несостоятельные семьи (дисфункииональные) К ним можно отнести

Кризисные семьи: все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада в результате непримиримых и даже враждебных позиций супругов по отношению друг к другу. Дети из таких семей включаются в круг психологических трудностей из-за объективных конфликтов между родителями, сопровождающихся распадом семьи, и ощущают на себе их патологизирующее воздействие, неуверенность, тревогу матери, хронического раздражения взрослых.

Проблемные семьи, для которых характерно наличие особо трудных ситуаций, способных нанести ощутимый удар по стабильности брака (отсутствие жилья, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовные преступления на длительный срок, тяжёлая болезнь одного из супругов и др. чрезвычайно важные жизненные обстоятельства).

Невротические семьи, в которых один или оба супруга страдают острыми психическими расстройствами либо повышенной внушаемость: и тревожностью, доводящей до истощения, повышенной агрессивностью,

В зависимости от характера проблемы социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь .

  1. Асоциальные семьи или аморально-криминальные семьи- в основном это дезорганизованные, дезадаптированные семьи, с систематической алкоголизацией, наркотизмом, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, с проявлениями «семейной жестокости. Искажённые таким образом условия ранней социализации у многих детей сопровождаются стрессовыми ситуациями с риском физического или психического насилия, риском развития у них нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. Дети фактически теряют чувство социальной защищённости, начинают вести самостоятельный образ жизни, в процессах их социализации особое место занимает микросреда улицы.

С асоциальными семьями взаимодействие протекает наиболее трудоёмко. Работа социального педагога с асоциальными семьями обычно ведется в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Таким образом, от структуры и состава семьи, уровня её социальной адаптации во многом зависят особенности воспитания детей, однако практика социально-педагогической работы убеждает в том, что семья - семье рознь, даже если они относятся к одному и тому же типу. Сложность работы с семьёй в том и состоит, что каждая семья оказывается в только свойственной специфической ситуации и нуждается в индивидуальном подходе со стороны специалиста.

Контакт социального педагога с семьёй строится только на основе доверительного диалога, при соблюдении профессиональной этики. Педагогически грамотный и доброжелательный подход социального педагога к процессу контактною взаимодействия с семьёй создает ситуацию постоянного общения с ней, приобретающего характер сотрудничества, содействия.

Особое место в работе с семьей занимает диагностическое изучение семьи.

Формы работы социального педагога с семьёй разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, её нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и её окружения.

Самой распространённой формой работы с семьёй является консультационная беседа. Сущность консультирования заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных неблагоприятных психологических и социально-педагогических факторов, затрудняющих функционирование семьи или нормальную адаптацию её членов, и содействии им при необходимости в выполнении определённых действий.

Кроме того, консультационная помощь компенсирует недостаток информирования семей по вопросам социальной защиты. Такая помощь может быть оказана любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся.

Нередко социальный педагог с целью воздействия на родителей ребенка использует в своей практике выход на ближайших родственников (бабушек, дедушек и др.).

Как крайнюю меру социальный педагог может использовать в дальнейшем разрешении проблемы применение и такого метода, как выведение ребёнка из семьи, представляющей угрозу для его жизни и здоровья. Этот метод применим только в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребёнка важна атмосфера семьи. Поэтому, чтобы помочь детям остаться в семье, социальный педагог вначале наблюдает за тем, что происходит, консультирует детей и родителей, информирует родителей о правовых требованиях и содействует применению к ним административных и судебных санкций как средств мотивации к позитивному изменению жизни ребёнка, используя при этом метод посредничества между семьёй и соответствующими государственными структурами и привлечения различных специалистов, служб, учреждений, компетентных в оказании помощи семье и детям.

Школьный социальный педагог - посредник во взаимодействии обучающегося, его семьи, социума и призванного способствовать повышению педагогической культуры родителей и обеспечивать социально-педагогическую защиту ребёнка и семьи. Сегодня это одно из приоритетных направлений деятельности социального педагога в работе с семьёй.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ

Достаточно часто объектом социально-педагогической работы становятся малоимущие семьи с детьми. Малоимущими семьями принято считать семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, когда объем до- хода не позволяет поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятель- ности потребление. Недостаточность материального ресурса как средства удо- влетворения социальных потребностей ставит в особо уязвимое положение детей.

Сложность социально-педагогической работы c малоимущими семьями, заключается в том, что малообеспеченность одновременно служит и причиной, и следствием иных трудных жизненных ситуаций. Например, безработица ро- дителей, вредные зависимости у взрослых членов семьи, тяжелые заболевания, семейные конфликты, утраты могут вызвать состояние малообеспеченности, а могут быть и ее результатом как провоцирующим фактором.

Внешним проявлением бедности той или иной семьи может служить сово- купность таких признаков, как ветхое неблагоустроенное жилье, ограниченный набор необходимых бытовых принадлежностей (мебель, посуда, техника, обо- рудование для гигиенических нужд и др.), неопрятная одежда или одежда не по сезону, наличие долгов по платежам, скудный набор продуктов питания, посто- янный дефицит наличных денег. Дети из подобных семей, посещающие дет- ский сад или школу, изначально попадают в зону внимания социальных педаго- гов именно по внешним характеристикам: у ребенка редко меняется одежда; состояние кожи и волос выдает нерегулярность мытья в бане или душе; учеб-

ные принадлежности неаккуратны или отсутствуют; ребенок жадно ест в сто- ловой; выглядит утомленным или болезненным.

Далее необходимо определиться с формами социально-педагогической поддержки, не забывая о том, что малоимущие семьи, при всей схожести жиз- ненных обстоятельств, очень непохожи друг на друга и требуют индивидуаль- ного подхода. Многообразие таких семей объясняется тем, что каждая семья имеет особенные причины снижения достатка, располагает неравными ресур- сами и испытывает различное отношение к тому состоянию, в котором нахо- дится. В умении соотнести эти позиции и отобрать специфические приемы ра- боты заключается профессионализм социального педагога. Приведем несколько типов малообеспеченных семей, различающихся по поведению ро-

дителей, положению в них детей и особенностям социально-педагогической работы с ними.

При знакомстве с семьями такого типа социальному педагогу важно опре- делить те ресурсы, которые могут быть задействованы в процессе сопровожде- ния. Возможно, это трудовой коллектив одного из работающих родителей или родственники, имеющие положительное влияние на семью. Главная забота со- циального педагога – мотивация взрослых к социально-полезной занятости. В план по сопровождению семьи социальный педагог включает взаимодействие со службой по трудоустройству, с руководителями предприятий, на которых имеются вакансии, индивидуальное консультирование по видам государствен- ной поддержки или по планированию семейного бюджета. Ни в коем случае

нельзя в работе с семьей допустить изменения отношения детей к родителям в

отношений родителей и школы, исключающих конфликты на почве борьбы за ма-

териальные блага; на корректировке поведения детей, чтобы не допустить пере- растания их подозрительности в склонность к сутяжничеству. Кстати, такие роди- тели при правильном педагогическом подходе могут быть очень деятельными членами родительского комитета и работать в союзничестве с администрацией школы. Социальный педагог может использовать их постоянно пульсирующую активность для работы в команде по социальной поддержке тех категорий детей, которые находятся в более трудной жизненной ситуации.

Социальный педагог должен понимать, что родители этого типа семей во

всем полагаются на себя или на свое родственное и дружеское окружение, не

Описанные выше три типа малоимущих семей не отражают полноты всей картины, а только лишь подчеркивают множественность специфических задач, которые приходится решать специалистам при сопровождении подобных семей. Это обстоятельство диктует социальному педагогу необходимость работать в команде с такими субъектами профилактики, как классные руководители, пси- хологи, социальные работники служб социальной защиты, специалисты в сфере занятости, врачи общей практики, инспекторы по делам несовершеннолетних.

Читайте также: