Методы работы с информацией учебное пособие

Обновлено: 15.05.2024

1. ИНФОРМАЦИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рябова Екатерина
Владимирская Екатерина
Маслов Никита
Белкин А.А.
Информация — это не материя и не
энергия, информация — это
информация.
Норберт Винер
ЛЕКЦИЯ 4

2. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность правильной работы с информацией на сегодняшний
день неоспорима. В 21 веке ценным ресурсом считается именно
она, любая перспективная и престижная профессия связана с
потоками данных. Для нас с вами эта тема не менее важна, так как
по большей части написание диссертации подразумевает собой
работу с информацией, мы должны научиться находить, собирать,
анализировать, исследовать и хранить сведения, а также делать на
ее основе правильные выводы.
Информация - (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение)
вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие
рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под
информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо
интересуют.
2
Введение

4. ПРОЦЕССЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ

создание;
комбинирование;
хранение;
передача;
копирование;
обработка;
поиск;
распространение;
упрощение
и т. д.
4

5. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Объективность. Объективная информация – существующая
независимо от человеческого сознания, методов ее
фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
Достоверность. Информация, отражающая истинное
положение дел, является достоверной. Недостоверная
информация чаще всего приводит к неправильному
пониманию или принятию неправильных решений.
Устаревание информации может из достоверной
информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет
отражением истинного положения дел.
Полнота. Информация является полной, если она
достаточна для понимания и принятия решений.
Неполная или избыточная информация может привести
к задержке принятия решения или к ошибке.
5

6. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Точность информации – степень ее близости к реальному
состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Ценность информации зависит от ее важности для
принятия решения, решения задачи и дальнейшей
применимости в каких-либо видах деятельности человека.
Актуальность.
Только
своевременность
получения
информации может привести к ожидаемому результату.
Понятность. Если ценную и своевременную информацию
выразить непонятно, то она, скорее всего, станет
бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как
минимум, выражена понятным для получателя языком.
6

7. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Доступность.
Информация
должна
соответствовать
уровню восприятия получателя. Например, одни и те же
вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и
вуза.
Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше,
если она представлена не подробно и многословно, а с
допустимой степенью сжатости, без лишних деталей.
Краткость информации незаменима в справочниках,
энциклопедиях, инструкциях.
Компактность. удобная форма представления облегчает
понимание и усвоение информации.
7

8. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Цели применения информации могут быть стратегическими,
тактическими и оперативными. Это обуславливает ее целевое назначение.
Стратегическая информация позволяет найти ориентиры на пути
постановки целей и общих чертах указать направления движения.
Тактическая информация отвечает на вопрос, каким именно
образом будут достигаться цели и решаться задачи. Она
способствует повышению эффективности планирования, помогает
определять препятствия на пути, расширять масштабы
деятельности, внедрять инновации, применять новые технологии и
т.д. Тактическая информация носит более практический характер и
позволяет разработать комплекс конкретных мероприятий или
подробный план действий по решению наиболее приоритетных
задач.
Оперативная информация состоит из сведений, которые
могут помочь разрешить текущие и срочные вопросы.
8

9. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ?

1. Составить приблизительный список источников, где
могла бы находиться искомая информация (книги,
учебники, статьи, интернет-библиотеки и т.д.)
2. Нужно грамотно сформулировать запрос
3. Нужно использовать уже имеющуюся информацию,
которая может помочь в поиске недостающей.
9

10. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ


Мозговой штурм
Фильтрация
Анализ
Повторный анализ
Выводы и формулировка
Мозговой штурм - метод стимулирования творческой активности. Во
время поиска решения какой-либо проблемы предлагается
максимальное количество любых вариантов. В дальнейшем массив
оценивается, и выбираются наиболее удачные идеи.
10

11. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Мозговой штурм - простое нахождение информации по теме,
никак ее не анализируя, не сортируя и не отбирая. Задачасобрать материал для работы, т.е. любые сведения на
исследовательскую тему.
Фильтрация. Следует понимать, что случаи, когда полезным
оказывается весь объем найденных данных,-большая редкость.
Практически всегда люди ищут ответы на конкретные вопросы
или раскрывают узкую тему. Получается, что на втором этапе
вы должны отобрать полезные вам сведения. Лучше всего сразу
бегло ознакомиться с источником и отбросить все, что не
касается актуальной для вас темы.
Анализ. Как только вы отсеете все ненужное, вам останется
проанализировать нужное и определить его объективность и
достоверность. Критически оценивать информацию можно
только через факты и логику.
11

12. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Повторный анализ. Делая окончательный анализ, нужно вернуться к
основной теме и целям поиска, чтобы посмотреть на полученные сведения
именно под этим углом. Очень важно получить ответы на основные вопросы:
• Будет ли эта информация полезной?
• Для чего я смогу применить эту информацию?
• Что теперь я могу уверенно сказать?
• Что можно предположить?
• Есть ли логические нестыковки или пробелы?
Если на какой-то вопрос ответить не получается, сбор данных следует
осуществить повторно. Возможно, получиться так, что вы сделаете выводы
совершенно противоположные тем, к которым склонялись в начале или
найдете новый смысловой слой по выбранной проблеме, способный
изменить или углубить ваше понимание.
12

13. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Когда нужная информация будет найдена, настанет время
переходить к обработке, заключающейся в составлении выводов
и грамотной формулировке.
Выводы и формулировка. Выводы проистекают из анализа.
Анализ отвечает на поставленные в начале поиска вопросы, но
выводы являются сферой деятельности личного ума и творческой
составляющей. Основываясь на проанализированной
информации, следует сделать умозаключения. Нередко это
позволяет даже выдвинуть собственные гипотезы и версии.
Теперь нужно придать своим мыслям форму, выстроив их в текст.
На этом поиск и обработка информации заканчивается, и вы
можете использовать ее для решения актуального для вас
вопроса.
13

14. Источник информации

– это такой объект реальной действительности,
который дает возможность получить
информацию о чем-либо (содержит
информацию и обеспечивает возможность
доступа к ней).
ГОСТ, СНиП, СП, и т.д.
Учебники
Сборники задач
Интернет-сайты
Кинофильмы, аудиолекции, видеолекции
Вебинары
Учебные фильмы

14

15. Достоверность информации

Научные исследования, имеющие под собой
реальные доказательства, полученные
эмпирическим путём
Научно-популярные размышления, включающие в
себя как фактические эмпирические данные, так и
субъективные точки зрения людей, являющихся
специалистами в той или иной области
Публицистические произведения – категория
произведений, которые посвящены актуальным
явлениям и проблемам текущей социальной жизни.
Нередко в таких произведениях можно отыскать
немало достоверных данных и фактов
Средства массовой информации – комплекс
органов публичной передачи информации, таких
как телевидение, радио, журналы и газеты, а также
Интернет
15

16. Где найти информацию? ЭНЦИКЛОПЕДИИ

18. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И КАТАЛОГИ

Национальная электронная
библиотека (НЭБ) — проект Министерства
культуры Российской Федерации,
призванный предоставить пользователям
Интернет доступ к оцифрованным
документам, размещённым в российских
библиотеках, музеях и архивах, в
соответствии с требованиями Гражданского
кодекса Российской федерации в
отношении соблюдения авторских прав.
18

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ методы и приемы работы с информ.pptx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразо

1 слайд

«В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпус

2 слайд

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информа

4 слайд

Урок Внеурочная деятельность Проектная деятельность Исследовательская деятель

5 слайд

Приемы работы с информацией Приёмы работы с текстовыми источниками информации

6 слайд

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Ком

7 слайд

Чтение с остановками Можно применять на любом предмете по любой теме. Задача

8 слайд

Маркировка текста Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала

9 слайд

Синквейн Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В

13 слайд

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед

15 слайд

Спасибо за внимание! http://linda6035.ucoz.ru/

16 слайд

Выбранный для просмотра документ методы работы с информацией.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Эффективные

методы и приемы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий — вопросы, направленные на формирование процессуальных действий — вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

Пересказ, рассказ по опоре.

Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление вопросника к тексту.

Составление плана текста.

Анализ материалов СМИ.

Составление карт (схем) по тексту.

Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

Разработка виртуальных экскурсий.

Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

• Организация практических работ.

• Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

Картографическое (топографическое) лото.

Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

Путешествия по карте.

Составление характеристик объектов, территорий по картам.

Разработка тематических карт с новым содержанием.

Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Этот прием можно использовать:

Для работы в парах или группах;

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

1. ИНФОРМАЦИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рябова Екатерина
Владимирская Екатерина
Маслов Никита
Белкин А.А.
Информация — это не материя и не
энергия, информация — это
информация.
Норберт Винер
ЛЕКЦИЯ 4

2. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность правильной работы с информацией на сегодняшний
день неоспорима. В 21 веке ценным ресурсом считается именно
она, любая перспективная и престижная профессия связана с
потоками данных. Для нас с вами эта тема не менее важна, так как
по большей части написание диссертации подразумевает собой
работу с информацией, мы должны научиться находить, собирать,
анализировать, исследовать и хранить сведения, а также делать на
ее основе правильные выводы.
Информация - (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение)
вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие
рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под
информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо
интересуют.
2
Введение

4. ПРОЦЕССЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ

создание;
комбинирование;
хранение;
передача;
копирование;
обработка;
поиск;
распространение;
упрощение
и т. д.
4

5. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Объективность. Объективная информация – существующая
независимо от человеческого сознания, методов ее
фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
Достоверность. Информация, отражающая истинное
положение дел, является достоверной. Недостоверная
информация чаще всего приводит к неправильному
пониманию или принятию неправильных решений.
Устаревание информации может из достоверной
информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет
отражением истинного положения дел.
Полнота. Информация является полной, если она
достаточна для понимания и принятия решений.
Неполная или избыточная информация может привести
к задержке принятия решения или к ошибке.
5

6. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Точность информации – степень ее близости к реальному
состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Ценность информации зависит от ее важности для
принятия решения, решения задачи и дальнейшей
применимости в каких-либо видах деятельности человека.
Актуальность.
Только
своевременность
получения
информации может привести к ожидаемому результату.
Понятность. Если ценную и своевременную информацию
выразить непонятно, то она, скорее всего, станет
бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как
минимум, выражена понятным для получателя языком.
6

7. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Доступность.
Информация
должна
соответствовать
уровню восприятия получателя. Например, одни и те же
вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и
вуза.
Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше,
если она представлена не подробно и многословно, а с
допустимой степенью сжатости, без лишних деталей.
Краткость информации незаменима в справочниках,
энциклопедиях, инструкциях.
Компактность. удобная форма представления облегчает
понимание и усвоение информации.
7

8. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Цели применения информации могут быть стратегическими,
тактическими и оперативными. Это обуславливает ее целевое назначение.
Стратегическая информация позволяет найти ориентиры на пути
постановки целей и общих чертах указать направления движения.
Тактическая информация отвечает на вопрос, каким именно
образом будут достигаться цели и решаться задачи. Она
способствует повышению эффективности планирования, помогает
определять препятствия на пути, расширять масштабы
деятельности, внедрять инновации, применять новые технологии и
т.д. Тактическая информация носит более практический характер и
позволяет разработать комплекс конкретных мероприятий или
подробный план действий по решению наиболее приоритетных
задач.
Оперативная информация состоит из сведений, которые
могут помочь разрешить текущие и срочные вопросы.
8

9. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ?

1. Составить приблизительный список источников, где
могла бы находиться искомая информация (книги,
учебники, статьи, интернет-библиотеки и т.д.)
2. Нужно грамотно сформулировать запрос
3. Нужно использовать уже имеющуюся информацию,
которая может помочь в поиске недостающей.
9

10. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ


Мозговой штурм
Фильтрация
Анализ
Повторный анализ
Выводы и формулировка
Мозговой штурм - метод стимулирования творческой активности. Во
время поиска решения какой-либо проблемы предлагается
максимальное количество любых вариантов. В дальнейшем массив
оценивается, и выбираются наиболее удачные идеи.
10

11. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Мозговой штурм - простое нахождение информации по теме,
никак ее не анализируя, не сортируя и не отбирая. Задачасобрать материал для работы, т.е. любые сведения на
исследовательскую тему.
Фильтрация. Следует понимать, что случаи, когда полезным
оказывается весь объем найденных данных,-большая редкость.
Практически всегда люди ищут ответы на конкретные вопросы
или раскрывают узкую тему. Получается, что на втором этапе
вы должны отобрать полезные вам сведения. Лучше всего сразу
бегло ознакомиться с источником и отбросить все, что не
касается актуальной для вас темы.
Анализ. Как только вы отсеете все ненужное, вам останется
проанализировать нужное и определить его объективность и
достоверность. Критически оценивать информацию можно
только через факты и логику.
11

12. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Повторный анализ. Делая окончательный анализ, нужно вернуться к
основной теме и целям поиска, чтобы посмотреть на полученные сведения
именно под этим углом. Очень важно получить ответы на основные вопросы:
• Будет ли эта информация полезной?
• Для чего я смогу применить эту информацию?
• Что теперь я могу уверенно сказать?
• Что можно предположить?
• Есть ли логические нестыковки или пробелы?
Если на какой-то вопрос ответить не получается, сбор данных следует
осуществить повторно. Возможно, получиться так, что вы сделаете выводы
совершенно противоположные тем, к которым склонялись в начале или
найдете новый смысловой слой по выбранной проблеме, способный
изменить или углубить ваше понимание.
12

13. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Когда нужная информация будет найдена, настанет время
переходить к обработке, заключающейся в составлении выводов
и грамотной формулировке.
Выводы и формулировка. Выводы проистекают из анализа.
Анализ отвечает на поставленные в начале поиска вопросы, но
выводы являются сферой деятельности личного ума и творческой
составляющей. Основываясь на проанализированной
информации, следует сделать умозаключения. Нередко это
позволяет даже выдвинуть собственные гипотезы и версии.
Теперь нужно придать своим мыслям форму, выстроив их в текст.
На этом поиск и обработка информации заканчивается, и вы
можете использовать ее для решения актуального для вас
вопроса.
13

14. Источник информации

– это такой объект реальной действительности,
который дает возможность получить
информацию о чем-либо (содержит
информацию и обеспечивает возможность
доступа к ней).
ГОСТ, СНиП, СП, и т.д.
Учебники
Сборники задач
Интернет-сайты
Кинофильмы, аудиолекции, видеолекции
Вебинары
Учебные фильмы

14

15. Достоверность информации

Научные исследования, имеющие под собой
реальные доказательства, полученные
эмпирическим путём
Научно-популярные размышления, включающие в
себя как фактические эмпирические данные, так и
субъективные точки зрения людей, являющихся
специалистами в той или иной области
Публицистические произведения – категория
произведений, которые посвящены актуальным
явлениям и проблемам текущей социальной жизни.
Нередко в таких произведениях можно отыскать
немало достоверных данных и фактов
Средства массовой информации – комплекс
органов публичной передачи информации, таких
как телевидение, радио, журналы и газеты, а также
Интернет
15

16. Где найти информацию? ЭНЦИКЛОПЕДИИ

18. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И КАТАЛОГИ

Национальная электронная
библиотека (НЭБ) — проект Министерства
культуры Российской Федерации,
призванный предоставить пользователям
Интернет доступ к оцифрованным
документам, размещённым в российских
библиотеках, музеях и архивах, в
соответствии с требованиями Гражданского
кодекса Российской федерации в
отношении соблюдения авторских прав.
18

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

Поиск научной информации.

Научная информация представлена в научной литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной литературы: “совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)”.

Монография - научный труд одного или несколь­ких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра - непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); неболь­шого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья - научное произведение небольшо­го размера, в котором проблема рассматривается с обо­снованием ее актуальности, теоретического и прикладно­го значения, с описанием методики и результатов прове­денного исследования.

Учебное пособие - учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

2) Чтение научной литературы

Различают следующие цели чтения:

- информационно-поисковая - найти нужную инфор­мацию;

- усваивающая - понять информацию и логику рассуж­дения;

- аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

- творческая - на основе осмысления информации до­полнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача – понять и запомнить прочитанное.

2) Методы фиксации полученной информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - это краткая пpогpамма какого-нибудь изложения; совокупность кратко сфоpмулиpованных мыслей-заголовков в сжатом виде представляет смысловую структуру текста.

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Конспектом называется кpаткое последовательное изложение содеpжания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспpоизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Систематизация и хранение информации

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и хранении информации. Так, в компьютере можно организовать информационное пространство своей исследовательской работы, использую правила.

3) Методы теоретического и эмпирического исследования

Метод исследования - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Фейзер (phase - фаза)

Вокодер (voicecoder - кодировщик голоса) [3]

4.3 Обработка текстовой информации

Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).

Процесс редактирования это — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.

Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки. Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать.

Рис.3. Офисный пакет программ для обработки различного вида информации.

Принцип работы редакторов среднего класса и мощных редакторов похож на принцип работы систем программирования.

Текстовой редактор предоставляет пользователю текстовое окно для ввода текста и набор команд для его форматирования. Первым этапом создания текстового документа является набор текста. После того, как текст введен, можно приступать к его форматированию. Оформляя документ, пользователь применяет к отдельным частям текста команды форматирования. Отрабатывая эти команды, текстовой редактор меняет внешнее представление форматируемого текста и вставляет в текст документа элементы форматирования, которые, при повторном чтении документа дадут ему возможность однозначно интерпретировать их. По окончании форматирования текста в документ вставляются и форматируются необходимые внешние объекты.

Здесь важно отметить, что существуют два различных метода вставки внешних объектов. В первом случае текстовой редактор вставляет ссылку на внешний объект и элементы его форматирования. Соответственно, это требует постоянного наличия объекта по указанному адресу. К примеру, мы вставляем в документ картинку, находящуюся в файле image.jpg. При перемещении, удалении или переименовании данного файла вместо необходимой картинки текстовой редактор выдаст диагностику ошибки или его не качественный образ (preview). Поэтому подобные действия при данном подходе недопустимы. Однако удобство данного подхода заключается в независимости внешнего объекта от текстового редактора. Мы можем обрабатывать внешний объект, не запуская текстового редактора, при этом все изменения, произведенные над объектом, отразятся в текстовом документе. К тому же объем текстового документа становится меньше, что актуально для компьютеров с небольшим объемом оперативной памяти.

Во втором случае внешний объект полностью помещается в документ, что увеличивает его объем, но делает независимым от файла, из которого взят этот объект. При данном подходе в текстовой документ записывается не ссылка на файл, а команда вставки внешнего объекта и коды данного объекта.

Таким образом, текстовой документ содержит в себе собственно текст, элементы его форматирования; ссылки на внешние объекты или команды вставки объектов и коды этих объектов; элементы форматирования вставленных объектов.

При чтении файла, содержащего текстовой документ, текстовый редактор считывает текст и элементы его форматирования, команды вставки внешних объектов и их форматирования, интерпретирует эти элементы и команды (то есть применяет к тексту и внешним объектам команды форматирования и выводит на экран (или другое внешнее устройство) отформатированные текст и внешние объекты.

Помимо средств оформления текста, текстовые редакторы часто снабжают дополнительными утилитами, облегчающими работу с документом: средствами поиска и замены; проверки орфографии, пунктуации; средствами работы с буфером обмена; справочной системой по программе; средствами автоматизации (написание сценариев или макросов) и т.д.

Таким образом, мощный текстовой редактор состоит из текстового окна для ввода текста, библиотеки элементов форматирования, интерпретатора этих элементов, ряда вспомогательных программ для создания и форматирования внешних объектов и набором утилит, облегчающих работу с документом.

Набор элементов форматирования сугубо индивидуален для каждого текстового редактора. То есть интерпретатор одного текстового редактора не может понять и правильно отработать элементы другого текстового редактора. Тем не менее, необходимость чтения документов, созданных в другом текстовом редакторе все же существует. Для решения этой проблемы мощные редакторы и редакторы среднего класса снабжают набором конверторов, которые переводят элементы другого текстового редактора в команды данного.[4]

4.4 Обработка числовой информации

Технология обработки числовой информации в электронных таблицах — процесс, использующий методы обработки числовой информации в таблицах для расчетов, решения логических задач, исследования информационных моделей и др.

Таблицы применяют для представления данных в удобном виде. Компьютер позволяет представлять их в электронной форме, что дает возможность не только отображать, но и обрабатывать данные. Класс программ, используемых для этой цели, называется электронными таблицами. Электронная таблица — компьютерный эквивалент обычной таблицы. Табличный процессор — комплекс программ, предназначенный для создания и обработки таблиц.

Электронные таблицы Excel — это самая распространенная и мощная технология для работы с данными. В ячейках таблицы могут содержаться текст, даты, формулы, функции. Главное достоинство электронных таблиц — возможность мгновенного автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями при изменении значения любого компонента таблицы. В Excel возможности вычисления объединены с богатым набором функций, присущих текстовому и графическому редакторам, а также другим приложениям пакета MS Office. [5]

4.5 Методы обработки видеоинформации

Цифровая обработка видеоинформации является одним из важнейших направлений в информационных технологиях, служащая для реализации функций искусственного интеллекта, связанных с обработкой статических изображений и видеопотоков.

Основные задачи видеомонтажа — это удаление ненужных участков сюжета, состыковка отдельных фрагментов видеоматериала, создание переходов между ними, добавление спецэффектов и поясняющих титров. Существует три вида видеомонтажа: линейный, нелинейный и гибридный.

Линейный монтаж

Нелинейный монтаж.

Нелинейный монтаж видео можно охарактеризовать как сборку фильма на жестком диске персонального компьютера. После появления цифровой записи и различных программных пакетов для работы с видео появился нелинейный монтаж. Благодаря ему потери качества при редактировании, дорогие аппаратные средства и машины для редактирования, скачущие переходы стали пережитками прошлого.

Сегодня любой желающий, обладающий познаниями в персональном компьютере или ноутбуке может с легкостью выполнить качественный монтаж видео.

Так как нет нужды в физической перемотке ленты при позиционировании на начало нужного отрезка (линейный монтаж) можно легко добиться четкой покадровой стыковки фрагментов за считанные минуты. Этот принцип и является основным преимуществом рассматриваемой технологии монтажа по сравнению с линейной.

Но мгновенный доступ к видеоматериалу – это не единственное достоинство, которым может похвастаться нелинейный монтаж. Современные видеоредакторы открывают просто безграничные возможности для реализации творческих идей видеолюбителя. Так, почти все программные пакеты для работы с видео в своих арсеналах имеют сотни различных настраиваемых эффектов переходов между фрагментами видео (перевороты страниц, растворение, шторки, смывка, свертка, прогорание и т.д.) и десятки видеофильтров (волны, вспучивание, мозаика, кристаллизация, ветер и т.д.) с возможностью добавления новых. Здесь пользователь может одновременно накладывать десятки слоев графии и видео с использованием прорезания по цвету (Chromekey), альфа-каналу или яркости (Lumakey). Все слои могут менять размеры, прозрачность, форму, пропорции, перемещаться по сложным траекториям и при этом вращаться вокруг трех осей (Х, Y, Z). Более того, одновременно здесь обеспечивается многоканальное микширование звуковых файлов.

Благодаря постоянному совершенствованию видео редакторов, пользователь получает все новые и новые возможности, без необходимости замены аппаратного обеспечения, нужно лишь приобрести или скачать обновление к программе.

Правильно сочетая инструменты разного программного обеспечения, можно творить чудеса на экране телевизора или монитора. Сегодня все музыкальные клипы, рекламные ролики и заставки, которые ежедневно транслируются на экранах наших телевизоров, созданы при помощи программ нелинейного монтажа видео.

Даже, несмотря на свои неограниченные возможности, современные нелинейные монтажные системы, оказываются дешевле линейных. Это связано с тем, что для них требуется только персональный компьютер.

Подводя итог, следует отметить, что нелинейный монтаж позволяет видеомонтажеру отстраниться от технических нюансов и полностью погрузиться в мир творчества. [6]

5. Заключение

Современный этап развития человечества характеризуется переходом от индустриального общества к информационному, в котором основным предметом собственности становится информация.

В информатике понятие информации рассматривается как знания человека, которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники. В мире накоплен громадный объем информации, но эффективно использовать ее можно только применяя новые информационные технологии обработки информации.

Компьютер является универсальным электронным прибором, предназначенным для автоматизации создания, хранения, обработки, транспортирования и воспроизведения данных. Все перечисленные процессы являются информационными. Таким образом, информационный процесс – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата.[7]

Читайте также: