Методы работы с детьми с зпр учебные пособия

Обновлено: 07.05.2024

Наиболее многочисленную группу риска школьной деза¬даптации составляют школьники с задержкой психического развития (ЗПР).
Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация. С целью адаптации объема и характера учебного ма¬териала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значитель¬но детализировать. На каждом уроке обязательна словарная работа.
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:
Оздоровительное направление.
Развитие сенсорной и моторной сферы.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие эмоциональной сферы.

Оценить 3448 0

"Методы и приёмы коррекционной работы при обучении детей ЗПР "

Наиболее многочисленную группу риска школьной деза­даптации составляют школьники с задержкой психического развития (ЗПР). Данная категория была выделена в связи с резким повыше­нием числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения.

Несмотря на существенные недостатки в ин­теллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР: 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. 3. Индивидуальный подход. 4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; 6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 7. Использование многократных указаний, упражнений. 8. Проявление большого такта со стороны учителя 9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; 11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.

Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к ново­му. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на инди­видуальных занятиях.

Сцелью адаптации объема и характера учебного ма­териала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значитель­но детализировать: учебный материал преподносить небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

дополнительные наводящие вопросы;

приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

помощь в выполнении определенных операций;

образцы решения задач;

поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необ­ходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий добро­желательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его ма­лейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможно­стям ученика.

Значительное время необходимо отводить на обучение учащих­ся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, по­этому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пы­таться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около уче­ника выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.

Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков само­стоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи дефектологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени труд­ности и с различным объемом помощи:

задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

задания контрольного характера и т.д.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Несколько нетрадиционных методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации.

Список литературы:

1. Шевченко, С.Г Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. — С 96.

2.. Петерсон, Л.Г Методические рекомендации: Пособие для учителя/Л.Г. Петерсон . – М.: 2007.

3. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке.: Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. Т.Р. Кислова.- М.: 2008. – С

4. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.

5. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 1999.

6. Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.

7. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2000.

8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. – М., 2010.

9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.

10. Романова Л.И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.

11. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.

12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб, 2003.


Наиболее многочисленную группу риска школьной деза­даптации составляют школьники с задержкой психического развития (ЗПР). Данная категория была выделена в связи с резким повыше­нием числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения.

Несмотря на существенные недостатки в ин­теллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7. Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.

Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к ново­му. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на инди­видуальных занятиях.

С целью адаптации объема и характера учебного ма­териала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значитель­но детализировать: учебный материал преподносить небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

- дополнительные наводящие вопросы;

- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

- помощь в выполнении определенных операций;

- образцы решения задач;

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необ­ходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий добро­желательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его ма­лейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможно­стям ученика.

Значительное время необходимо отводить на обучение учащих­ся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, по­этому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пы­таться представить ее себе и запомнить, что следует делать.

Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около уче­ника выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.

Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков само­стоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени труд­ности и с различным объемом помощи:

- задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

- задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

- задания контрольного характера и т.д.

В современных исследованиях указано, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса могут быть такими:

Рекомендуется предлагать детям самим придумывать задачи и в процессе игры задавать их друг другу.

На первых этапах педагог предлагает ребенку наиболее доступные для него задачи, правильное выполнение кото­рых обязательно должно поощряться.

Чем похожи числа:

А) 8 и 81; Б) 76 и 16; В) 31 и 38; Г) 27 и 527; Д) 3 и 23; Е) 74 и 654.

Прочитай числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

А) 4 и 40; Б) 18 и 180; В) 203 и 2030; Г) 7 и 700; Д) 45 и 450; Е) 37 и 73.

Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям долгое время нужно разрешать при решении примеров пользоваться счетным материалом (палочками), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учить с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения).

Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:

86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43

И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

Надо приучать детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.

Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин:

поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.

При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.

Коррекционные приемы, используемые на уроках русского языка

При обучении дети с ЗПР испытывают значительные трудности и на уроках русского языка. Допускают большое количество ошибок, не запоминают правила, невнимательны на уроках. Для этого можно использовать следующие приёмы. Яркие дидактические задания. Которые привлекают внимание ребенка, стимулируют к его выполнению. Например:

Какие слова спрятала ЕЛЬ?

Выбери и впиши слова в схемы.

Лось, тьма, осень, лошадь, ельник, кровать, письмо

Угадай, что здесь написано. Допиши буквы.

лента, мяч, бежать, дом.

сентябрь, май, август, зима;

утенок, цыпленок, гусенок, курица;

крыльцо, письмо, вьюга, дверь.

лесник, лесовоз, лесочек, лестница;

продавец, певец, кузнец, каменщик;

сугроб, мороз, снег, зима.

2. Части и целое.

а) Перья, клюв, хвост, крылья, когти. — Кто это?

Листья, ветки, корень, сучья, крона. — Что это?

Инструменты, пюпитр, ноты, музыканты, дирижер.

На каждом занятии имитируются проблемные ситуации, ко­торые дети должны решать — сопоставляя, сравнивая звуки, слова, предметы, находя их общие и отличительные свойства. Можно использовать такие задания на таких этапах урока, как актуализация знаний, самоопределение к деятельности, также на обобщении изученного на уроке материала.

а) Выберите слова-антонимы (парами):

ссориться, забыть, потерять, найти, конный;

сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;

малый, великий, голодный, сытый, пеший.

б) Исправьте предложения:

Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.

Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

5. Узнайте предмет по описанию.

Лохматый, косолапый, бурый — .

Хищный, сильный, полосатый — .

Яркое, теплое, лучистое — .

Новая, интересная, библиотечная — .

Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь, сутки, день.

Для развития логического мышления можно использовать раз­нообразные упражнения:

При задержке психического развития имеется недостаточный уровень внима­ния - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.

Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утом­лении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в ре­зультате чего в знаниях образуются значительные пробелы

Например, детям предлагаются следующие тексты:

2. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.

- меняются отыскиваемые буквы;

- по-разному зачеркиваются и др.;

- одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

- на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отме­чаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.

Опыт работы показывает, что уже через небольшое количество занятий у ребен­ка с ЗПР наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях.

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существи­тельные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.

Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу.

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.

Обучение детей с ЗПР чтению.

При заучивании букв используем рисование, штриховку, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными

Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.

Таким образом можно выделить задачи, которые стоят перед учителем при проведении коррекционных уроков:

- научить учащихся принимать задание;

- удерживать задание в памяти до начала работы;

- обдумывать предстоящие действия;

- оценивать результат деятельности;

- самостоятельно выполнять задание, которое завершил с по­мощью взрослого;

в данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. Авторами изучается такое явление как задержка психического развития. В работе анализируются программы по планированию, организации и управлению образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.

Содержимое публикации

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Проблема изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных.

К.С. Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. Церебрально-органического генеза.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР.

Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко, программы коррекции нарушений речи Т.Б. Филичевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психо-физического развития детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования. Программа предполагает два года обучения в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития.

Главная цель программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики, дидактики и психологии, которые мы с успехом применяем с своей работе.

Коррекционно-развивающая работа в нашей группе строится с учетом четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного распределения нагрузки в течении дня, координации и преемственности в работе дефектолога, логопеда и воспитателей.

Ведущим специалистом в группе для детей с ЗПР является учитель- дефектолог, который выстраивает основное направление коррекционной работы и осуществляет взаимодействие с учителем-логопедом, воспитателями группы и узкими специалистами ДОУ.

В своей коррекционно-развивающей работе в ДОУ мы используем различные формы и методы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).

Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР:

1.Фронтальная. Одной из форм работы являются фронтальные занятия (музыкальные, физкультурные и некоторые занятия воспитателей группы).

2.Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем подгруппы меняются.

3.Занятия малой подгруппой (по2–3 ребенка). На этих занятиях проводится коррекция сходных нарушений детей.

Фронтальные занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с нормально развивающимися детьми. Так, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной – 25 минут. Это продиктовано повышенной истощаемостью и низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями обязателен десятиминутный перерыв.

4.Индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся по специально разработанному графику учителем-дефектологом. Длительность 10–15 минут. Индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами проводят воспитатели во второй половине дня, где закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога.

5.Консультативная. Одной из наиболее весомых форм работы является работа с родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории.

В качестве основного положительного воздействия на ребенка ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

В своей работе мы стараемся сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях.

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

1.Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).

2.Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).

3.Практические (практические упражнения, графические работы…).

1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.

2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

4. Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, в коррекционной работе педагогов с детьми с ОВЗ нашего ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в разви- тии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.

Список литературы

1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 2000.

2. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.

3. Романова Л. И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.

4. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.

5. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.

6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.

7. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 2001.


Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). [1] Из выше сказанного определения отметим, что ЗПР не клиническая форма, а замедленный темп развития,основные трудности которой связаны с адаптацией и обучением.В начале 70-х годов среди учащихся начальных классов дети с ЗПР составляли около 5 %, а к середине 90-х годов этот показатель возрос до 15-16 %. [2]

Рассмотрим характерные особенности детей с ЗПР. У таких детей присутствует 4 признака задержки физического развития: задержка роста, недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса. Особенности проявляются и в умственном плане: задержка формирования речи, чтения, бедный словарный запас, трудность в решение задач по математике и счете, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Также у детей с ЗПР есть отклонения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в своеобразном поведении (снижена адаптация, повышенная агрессия, высокая гиперактивность, низкий уровень самоконтроля). В целом, незрелость эмоционально-волевой сферы представлена органическим инфантилизмом. У детей такого рода отклонений отсутствует яркость эмоций по сравнению с их сверстниками для них характерна незаинтересованность в деятельности и из-за этого низкая работоспособность и высокая истощаемость. Также наблюдается стойкое нарушение в познавательной деятельности, которое проявляется в неустойчивом внимание, недостаточности произвольной памяти, отставании в мышлении. Поэтому для ребенка необходим длительный период для переработки сенсорных впечатлений.

Таким образом, большинство детей с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них в этом возрасте, как правило, не сформированы мыслительные операции, навыки умственной деятельности, они не умеют ориентироваться в помещениях, не сосредоточены в своей деятельности. Такой ребенок плохо владеет навыками чтения и письма. Детям с ЗПР, в первую очередь требуется своевременная коррекционно-педагогическая помощь в дошкольном возрасте, благодаря которой, они способны освоить программу общеобразовательной школы и даже продолжить своё образование. Помимо такой помощи создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения, которая определяется в соответствии с образовательными потребностями, обусловленными их возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стеблева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР [3]. По ее мнению, в первую очередь, необходимо учитывать, что такие дети нуждаются, в большой степени, в поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Также необходимо развивать познавательную сферу деятельности и учитывать специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР, которые требуют параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы.

Для формирования положительного отношения к обучению можно выделить следующие направления:

1) эмоционально стимулировать детей, посредством включения любых видов деятельности, личной эмоциональности и занимательности;

2) возбуждать интеллектуальные эмоции —удивления, достижения;

3) формировать оптимистический настрой, вселять уверенность, давать установку на преодоление трудностей.

Следует опираться на игру как ведущую деятельность и для этого можно использовать игротехнику, играть с детьми на уроке и во внеурочное время.

Также должна быть создана положительная атмосфера в школе и дома, для этого рекомендуется исключать методы наказания, такие как упреки, иронию, выговоры, угрозы и т.д., чтобы ребенок не боялся своих ошибок.

К особенностям обучения таких детей можно отнести правильную дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют множество методов. Мы постараемся обобщить их и выделить основные.

Первая группа методов направлена на развитие сенсорной и моторной сферы. Она включает в себя: пальчиковые игры, шнуровки, лепка, игры с кукольными театрами, рисование, мозаики, аппликация, шитье, конструкторы, работа с шаблонами, штриховка и т.д. Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии [4].

Для развития звукопроизношения используются специальные упражнения, где нужно произнести звуки перед зеркалом и одновременно ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука.

Шестая группа методов направлена на развитие дыхания. Она включает в себя: нижнее диафрагмальное дыхание, выработку ротовой и целенаправленной воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания.

Не менее важно физическое воспитание для детей с ЗПР.

У них отмечается нарушение произвольной регуляции движений, а также несформированность техники их выполнения и недостаточность двигательных качеств.

Например, проблемы в ходьбе, беге, плохое развитие моторики рук. Поэтому, необходимо проводить специальные упражнения, направленные на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, координацию движений.

К таким упражнениям относят: пальчиковую и артикуляционную гимнастику, которая способствует расслаблению мышц рук, головы, ног. Дозированный бег предназначен для тренировки функциональных систем, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств. Тренирующая игровая дорожка обеспечивает обучение детей основным видам движений. Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание. Спортивные танцы и аэробика организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.

Каждое занятие строится по схеме:

1. Гимнастика, которая проводится для создания хорошего настроения у детей, способствует активности ребенка.

2. Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные на развитие одного психического процесса.

3. Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. [5]

Исходя из всего выше сказанного, отметим, что выбор коррекционных методов зависит, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка, поэтому оно происходит индивидуально. Также не менее важно является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Список использованных источников и литературы:

1). Цвиренко О.Б. учитель-дефектолог

3). Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

В последние годы проблема задержки психического развития (ЗПР) продолжает оставаться достаточно актуальной. Это связано с увеличением количества детей с данной формой дизонтогенеза, так и малоразработанностью многих теоретических вопросов по этой проблеме.

В настоящее время накоплен значительный опыт изучения вопросов этиологии ЗПР, динамики ее течения, психолого – педагогической характеристики детей данной категории, проблем воспитания, развития и обучения, который был внесен Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским, М.С. Певзнер

Задержка психического развития относится к дизонтогенезу задержанного типа. ЗПР носит временный характер и корригируется условиями специального обучения, большинству из них необходимы специальные формы и методы работы.

В то же время, у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

В современных условиях, этим детям необходим качественно новый подход к их обучению.

В качестве главного метода работы выступает постепенное усложнение учебного материала, дозирование, при этом материал подается ребенку с ЗПР систематически. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания). Учащимся с ЗПР важно предлагать достаточное число заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника.

Немаловажную роль в организации учебного процесса играет использование информационно-коммуникационных технологий. Их можно использовать на различных этапах урока и для актуализации знаний, и для объяснения нового материала, и для закрепления, и для оценки сформированности учебных действий. Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы при подготовке дополнительной информации к уроку или для выполнения домашнего задания.

Ещё одним моментом является использование при письменной формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего числа знакомых условных обозначений. В этом случае, как показывает опыт, учащимся не приходится долго читать задания. В последующем они настолько привыкают к условным обозначениям, что не читают задания целиком, а начинают его выполнять, ориентируясь на символы.

Другим методом работы может выступать игровая ситуация. Например, это могут быть задания по конструированию объектов живой природы. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.

На современном этапе активно стали внедрять в школьные уроки интерактивное обучение.

Интерактивноеобучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учеником. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используются ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Примерами интерактивного обучения на уроке биологии является ролевая игра, в которой могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Преимущества для детей с ЗПРролевой игры таковы:

· Ученики активно вовлекаются в обсуждение;

· Царит доброжелательная атмосфера;

· Наличествует свобода и спонтанность в действиях окружающих, нет боязни показаться смешным, дать неверный ответ,

· Позволяет войти в образ литературного героя, лучше понять его.

Таким образом, на уроках биологии детям с ЗПР необходимо уделять особое внимание, ориентируясь на индивидуальный, дифференцированный подход с привлечением специальных методов работы с ними. Многообразие методов, рассмотренных нами, позволяет понять, что дети с задержанным типом развития могут справляться с учебной программой, но для этого учителю необходимо создать специальные психолого-педагогические условия образовательного процесса.

Литература

1. Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.

2. Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010

3. Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 17–21.

4. Мустаева Е. Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. № 1. С. 79–81.

5. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: СНПИ, 2010

Читайте также: