Методические рекомендации по оформлению экзаменационных работ по математике 2021

Обновлено: 19.05.2024

Внимательно прочитай задание до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во время экзамена: учащийся, правильно излагая решение задачи, из-за невнимательности, не доводит решение до конца либо записывает в ответ значения, которые не являются ответом на поставленный вопрос).

Составь план решения задачи.

Определи основные факты и формулы, которые ты будешь использовать в ходе решения, распиши их применительно к своей задаче.

Проверь логику выстраивания решения задачи.

При решении текстовых и геометрических задач не забывай о наименованиях величин.

Помни, что при решении задач ответ не должен расходиться с реальной жизнью: площадь фигуры не может выражаться отрицательным числом, скорость течения не может быть больше скорости катера и т.д.

Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

При решении тестового задания первого уровня можешь использовать метод исключения, если затрудняешься ответить на вопрос.

Рисунки к геометрической задаче должны соответствовать условию задачи и описанию решения.

Избегай исправлений, так как они зачастую приводят к тому, что нарушается логика рассуждений.

Рисунки выполняй четко, в ходе выполнения рисунка проверяй, соответствует ли твой рисунок условию задачи, все ли данные учтены. Хороший рисунок всегда подскажет решение, натолкнет на правильную мысль. Да и проверяющему твою работу легче будет увидеть логику твоих рассуждений.

При оформлении работы помни, что экзаменационная работа – итог твоей учебы, ты демонстрируешь не только знания по математике, но и культуру письма.

Общие требования культуры ведения записей в экзаменационной работе по математике

-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

-Всякая новая мысль начинается с красной строки.

-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.

-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.

-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.

-Сильно не увлекаться использованием математической символики.

-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.

Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:

-записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;

-в записях сохраняется красная строка;

-между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;

-для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;

-чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.

П роведени е диктанта

Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

Затем текст диктанта записывается по предложениям:

-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

Рекомендации

по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку

Порядок проведения письменного экзамена

Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов

Оформление экзаменационной работы

На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.

Например: 4 июня 2021 г.

После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:

Экзаменацыйная работа (дыктант)

па беларускай мове

вучанiцы 9 класа

Кавалевiч Вольгi Пятроўны

Экзаменационная работа (диктант)

по русскому языку

учащейся ІХ класса

Ковалевич Ольги Петровны

В кавычки название темы диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой

Основные положения

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования)

Выпускники ІХ класс а учреждений образования за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования сдают обязательный экзамен по математике в письменной форме.

Экзаменационная работа по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования состоит из 10 заданий в двух вариантах по два задания на каждый уровень усвоения учебного материала.

Тексты и задания для проведения письменных экзаменов по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для выпускников учреждений образования объявляются по телевидению и радио.

Организация экзаменов

1.Выпускной экзамен по математике проводится в письменной форме, начинается в 9 часов.

2.За период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускного экзамена по математике отводится 4 астрономических часа.

3.При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения общего среднего образования для выполнения письменной работы и черновых записей.

4.Титульный лист экзаменационной работы по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования оформляются следующим образом:

На оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения экзамена(например: 8 июня 20 21 г.).

От штампа учреждения образования пропускается 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:

Іванова Івана Іванавіча

В конце записи точка не ставится.

На середине первой строки внутренней стороны титульного листа записывается номер варианта (например: Вариант 21 , Вариант 2 2)

Общие требования культуры ведения записей

в экзаменационной работе

-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

-Всякая новая мысль начинается с красной строки.

-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля.

-В конце решения должен быть обязательно ответ.

Памятка по оформлению экзаменационной работы по математике

Требования к решению математической задачи

1. Правильность решения

2. Обоснованность решения

3. Полнота решения

4. Рациональность решения

5. Соблюдение правил правописания

При оформлении решения задач в конце решения записывается ответ.

Записи должны быть оформлены четко, аккуратно, грамотно, чертежи выполняются с помощью карандаша и линейки.

Текст решения должен быть оформлен разборчиво и подробно.

Аккуратно оформляйте черновик. Во-первых, вам придется переписывать из него решение; во-вторых, черновик может посмотреть член экзаменационной комиссии. Если Вы допустили ошибку при переписывании, а в черновике решение задачи написано правильно, это может быть засчитано.

Зачеркнутые решения (верные или неверные) не рассматриваются.

Всякую новую мысль следует писать с красной строки.

Четко расчленяйте ход рассуждений, нумеруйте этапы работы.

Важные формулы, равенства, неравенства, следует записывать в отдельные строки, чтобы их выделить.

Правильно располагайте математические знаки в строке. Перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках "+", "-", "*" и "=". При переносе "+", "-" и "=" повторяются, знак умножения заменяется крестом "х", который тоже повторяется.

Правильно располагайте черту дроби и знак равенства().

Следите за математической строгостью изложения, точно используйте математическую символику.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Подготовила Фомина Ю.И.

учитель географии

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА – 2021г.

Изменения в ОГЭ 2021 по математике:

В рамках усиления акцента на проверку применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 г.) в одно задание на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 г.

Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ 2020 г.) заменено на задание с практическим содержанием, направленное на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ 2021 г.).

Скорректирован порядок заданий в соответствии с тематикой и сложностью. Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31.

Изменения в ОГЭ 2021 по биологии:

Произошло сокращение общего количества заданий с 30 до 29, в первой части работы количество заданий уменьшилось на два, во второй части добавлено одно задание, что позволило сохранить максимальный первичный балл за выполнение всей работы.

Изменения коснулись следующих позиций: в части 1 изменена модель задания линии 24 и расширен перечень объектов; в части 2 линия 26 представлена заданиями, проверяющими исследовательские умения.

Изменения по физике ОГЭ 2021:

К тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор. Увеличилось число заданий с развёрнутым ответом: добавлена ещё одна качественная задача. В 2021 г. задания 21 будут построены на контексте учебных ситуаций, преимущественно – на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов, а задания 22 – на практико-ориентированном контексте. Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трёх прямых измерений с записью абсолютной погрешности.

Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 43 до 45 баллов.

Изменения по химии ОГЭ 2021:

В экзаменационную работу 2021 г. по сравнению с работой 2020 г. внесены изменения в формат следующих заданий:

в заданиях 2 (определение строения атома химического элемента и характеристика его положения в Периодической системе) и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей изменения свойств элементов по группам и периодам) требуется вписать в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания;

в заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических реакций) требуется установить соответствия между позициями двух множеств.

Будущим выпускникам 9-ых классов предстоит столкнуться с рядом нововведений. Они затронут содержание КИМов. Школьники должны быть готовы к тому, что:

По русскому языку уменьшится количество заданий. Теперь их станет 9, а чтобы успешно сдать экзамен, достаточно набрать 15 первичных баллов. Появились новые разновидности заданий.

По математике появились задания на применение теоретических знаний на практике с единым сюжетом.

По обществознанию поменялась структура КИМа и уменьшилось число вопросов, теперь их 24, и дополнительно появились новые задания.

По истории появились новые виды заданий.

По географии скорректировали форму записи ответа, в перечень заданий внесли работу с текстом и снизили максимальное количество баллов, которое можно набрать.

По биологии уменьшилось количество вопросов, снизился максимально возможный балл и появились новые задания.

По литературе школьникам предложат дополнительную тему для сочинения. Кроме того, уточнили критерии оценки и повысили максимальное количество баллов.

По информатике уменьшилось общее число заданий, среди которых теперь есть практические.

По физике скорректировали структуру КИМа, снизили число заданий, повысили максимально возможный бал, ввели новые виды вопросов, корректировали требования к выполнению экспериментов.

По химии стало больше вопросов с множественным выбором, а практическая часть теперь обязательна к выполнению.

Календарь сдачи экзаменов пока не утвержден, но важные даты для выпускников уже озвучены. Подготовка и проведение ОГЭ-2021 пройдёт по следующей схеме:

До 1 марта 2021 года – школьник обязан выбрать предметы, которые собирается сдавать.

Со второй половины апреля до середины мая – досрочная сдача экзаменов.

Вторая половина мая – конец июня – основной период сдачи экзаменов.

Сентябрь – пересдача предметов, если выпускник 9-ого класса не смог сдать не больше 2 экзаменов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Внимательно прочитай задание до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во время экзамена: учащийся, правильно излагая решение задачи, из-за невнимательности, не доводит решение до конца либо записывает в ответ значения, которые не являются ответом на поставленный вопрос).

Составь план решения задачи.

Определи основные факты и формулы, которые ты будешь использовать в ходе решения, распиши их применительно к своей задаче.

Проверь логику выстраивания решения задачи.

При решении текстовых и геометрических задач не забывай о наименованиях величин.

Помни, что при решении задач ответ не должен расходиться с реальной жизнью: площадь фигуры не может выражаться отрицательным числом, скорость течения не может быть больше скорости катера и т.д.

Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

При решении тестового задания первого уровня можешь использовать метод исключения, если затрудняешься ответить на вопрос.

Рисунки к геометрической задаче должны соответствовать условию задачи и описанию решения.

Избегай исправлений, так как они зачастую приводят к тому, что нарушается логика рассуждений.

Рисунки выполняй четко, в ходе выполнения рисунка проверяй, соответствует ли твой рисунок условию задачи, все ли данные учтены. Хороший рисунок всегда подскажет решение, натолкнет на правильную мысль. Да и проверяющему твою работу легче будет увидеть логику твоих рассуждений.

При оформлении работы помни, что экзаменационная работа – итог твоей учебы, ты демонстрируешь не только знания по математике, но и культуру письма.

Общие требования культуры ведения записей в экзаменационной работе по математике

-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

-Всякая новая мысль начинается с красной строки.

-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.

-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.

-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.

-Сильно не увлекаться использованием математической символики.

-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.

Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:

-записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;

-в записях сохраняется красная строка;

-между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;

-для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;

-чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.

П роведени е диктанта

Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

Затем текст диктанта записывается по предложениям:

-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

Рекомендации

по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку

Порядок проведения письменного экзамена

Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов

Оформление экзаменационной работы

На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.

Например: 4 июня 2021 г.

После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:

Экзаменацыйная работа (дыктант)

па беларускай мове

вучанiцы 9 класа

Кавалевiч Вольгi Пятроўны

Экзаменационная работа (диктант)

по русскому языку

учащейся ІХ класса

Ковалевич Ольги Петровны

В кавычки название темы диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой

Основные положения

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования)

Выпускники ІХ класс а учреждений образования за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования сдают обязательный экзамен по математике в письменной форме.

Экзаменационная работа по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования состоит из 10 заданий в двух вариантах по два задания на каждый уровень усвоения учебного материала.

Тексты и задания для проведения письменных экзаменов по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для выпускников учреждений образования объявляются по телевидению и радио.

Организация экзаменов

1.Выпускной экзамен по математике проводится в письменной форме, начинается в 9 часов.

2.За период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускного экзамена по математике отводится 4 астрономических часа.

3.При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения общего среднего образования для выполнения письменной работы и черновых записей.

4.Титульный лист экзаменационной работы по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования оформляются следующим образом:

На оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения экзамена(например: 8 июня 20 21 г.).

От штампа учреждения образования пропускается 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:

Іванова Івана Іванавіча

В конце записи точка не ставится.

На середине первой строки внутренней стороны титульного листа записывается номер варианта (например: Вариант 21 , Вариант 2 2)

Общие требования культуры ведения записей

в экзаменационной работе

-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

-Всякая новая мысль начинается с красной строки.

-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля.

-В конце решения должен быть обязательно ответ.

Памятка по оформлению экзаменационной работы по математике

Требования к решению математической задачи

1. Правильность решения

2. Обоснованность решения

3. Полнота решения

4. Рациональность решения

5. Соблюдение правил правописания

При оформлении решения задач в конце решения записывается ответ.

Записи должны быть оформлены четко, аккуратно, грамотно, чертежи выполняются с помощью карандаша и линейки.

Текст решения должен быть оформлен разборчиво и подробно.

Аккуратно оформляйте черновик. Во-первых, вам придется переписывать из него решение; во-вторых, черновик может посмотреть член экзаменационной комиссии. Если Вы допустили ошибку при переписывании, а в черновике решение задачи написано правильно, это может быть засчитано.

Зачеркнутые решения (верные или неверные) не рассматриваются.

Всякую новую мысль следует писать с красной строки.

Четко расчленяйте ход рассуждений, нумеруйте этапы работы.

Важные формулы, равенства, неравенства, следует записывать в отдельные строки, чтобы их выделить.

Правильно располагайте математические знаки в строке. Перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках "+", "-", "*" и "=". При переносе "+", "-" и "=" повторяются, знак умножения заменяется крестом "х", который тоже повторяется.

Правильно располагайте черту дроби и знак равенства().

Следите за математической строгостью изложения, точно используйте математическую символику.

Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки была создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопроса оптимизации количества проводимых в общеобразовательных организациях проверочных и иных диагностических работ, в состав которой вошли представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Комитета Государственной Думы по образованию и науке, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и научного сообщества (далее - рабочая группа).

По итогам проведенной работы подготовлены рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году.

Направляем указанные рекомендации для использования в работе с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными организациями.

Федеральной службы по надзору

в сфере образования и науки

к письму Минпросвещения России

от 06.08.2021 N СК-228/03

ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПОДХОДАМ

К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

1.1. Понятие оценочных процедур

В настоящих рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.

Под контрольной или проверочной работой в данных рекомендациях понимается форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным результатам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС) при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.

1.2. Уровни оценочных процедур

В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней.

Федеральные оценочные процедуры

Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).

Результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях относятся к Перечню обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (далее - Постановление).

Согласно пункту 5 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением, Рособрнадзор осуществляет сбор и обработку результатов, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий.

Мониторинг вышеуказанных данных осуществляется в соответствии с Показателями мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях, утвержденными приказом Рособрнадзора, Минпросвещения России, Минобрнауки России от 18.12.2019 N 1684/694/1377 (далее - Приказ).

В соответствии с методикой расчета показателя, утвержденной Приказом, расчет показателя "Доли обучающихся образовательных организаций, достигших минимального уровня подготовки" осуществляется на основании результатов всероссийских проверочных работ (далее - ВПР).

Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).

Таким образом, на основании вышеуказанных норм Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования путем проведения на регулярной основе всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования (диагностические работы), а также обеспечивает участие образовательных организаций Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования (диагностические работы).

Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации.

Региональные оценочные процедуры

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации принята практика проведения оценочных процедур регионального уровня.

Оценочные процедуры, проводимые общеобразовательной организацией

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115, освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

2. Рекомендации по упорядочиванию оценочных процедур

При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.

2.1. В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в общеобразовательной организации (далее - ОО), рекомендуется:

а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;

б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;

в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;

г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения "предварительных" контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;

д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала;

е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.).

Эффективным способом планирования работы, позволяющим минимизировать нагрузку обучающихся, является составление единого для ОО графика проведения оценочных процедур (далее - график) с учетом учебных периодов, принятых в ОО (четверть, триместр и т.д.), а также перечня учебных предметов.

2.2. В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:

а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела "Документы" раздела "Сведения об образовательной организации" в виде электронного документа.

График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных:

участием ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;

другими значимыми причинами.

При участии ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом график корректируется с сохранением условий, указанных в подпунктах "б - е" пункта 2.1 настоящих рекомендаций.

В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО.

Читайте также: