Может ли ип работать на другой работе по трудовой книжке беларусь

Обновлено: 26.05.2024

Нужно ли ИП делать запись в трудовой книжке на себя — нет, нормами ТК РФ предусмотрено только занесение информации о деятельности наемных работников, состоящей из отметки о приеме и увольнении, переводах и поощрениях.

Трудовая книжка для ИП

Действующее законодательство не предусматривает запись в трудовой книжке ИП самому себе, поскольку он не является работником (ст. 20 ТК РФ). Она нужна:

  • для оплаты больничного листа. В зависимости от срока деятельности высчитывается оплата больничного. Если стаж составляет 8 и более лет, оплата производится в размере 100% от среднего дневного заработка. От 5 до 8 лет оплата составляет 80%. Меньше 5 лет — 60%. Что касается ИП, его выслуга засчитывается, если он вносил за себя взносы в ФСС;
  • при оформлении пенсионных начислений. Ситуация такая же, как и при оплате больничного. Закон позволяет засчитывать время работы индивидуального предпринимателя в выработку, но при условии, что он вносил за себя взносы в ПФР.

Выплаты по беременности и родам ИП получит в случае заблаговременной регистрации в ФСС — минимум за год оформления листка нетрудоспособности.

Может ли ИП вносить сведения в трудовую книжку самому себе

Для оформления сведений о работе в ТК заключается договор между работодателем и сотрудником. ИП — не юридическое лицо и не заключает договор сам с собой.

Индивидуальный предприниматель ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность и не нанимает сам себя, запись в ТК о приеме на работу директором ИП не осуществляется. Это значит, что оформлять бланк ТК самому себе ИП не может.

Записи в ТК индивидуальному предпринимателю

Заносятся в двух случаях:

  • если ИП параллельно с ведением своей деятельности устроился на работу;
  • бывший ИП зарегистрировал юридическое лицо и принял себя на работу.

Требования к заполнению в случае найма работников

О том, как происходит заполнение трудовой книжки ИП при приеме на работу других граждан, говорится в приказе Минтруда № 320н от 19.05.2021, который действует с 01.09.2021. Перечислим основные принципы:

  • в документе не используются сокращения;
  • разрешено печатать с применением техники или штампов;
  • всем записям присвоен поочередный номер;
  • если в ТК закончились страницы, заводится вкладыш, и нумерация продолжается;
  • совместителям не обязательно вносить сведения о деятельности не по основному месту. Это делается только в том случае, если сотрудник сам об этом попросит;
  • отметки о нарушении правил внутреннего распорядка или дисциплинарных взысканиях не заносятся в бланк.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, каков порядок ведения трудовых книжек индивидуальным предпринимателем. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как делать записи работнику индивидуального предпринимателя

По закону, в течение 5 дней после приема на работу ИП обязан внести отметку в бланк ТК нового служащего (ст. 66 ТК РФ). Если сотрудник еще нигде не работал, предприниматель заводит работнику электронную трудовую книжку в 2021 году. Требования, как заполнить трудовую книжку ИП на работника, у которого уже есть бумажная трудовая, определены приказом Минтруда № 320н от 19.05.2021.

С 01.01.2021 для всех новых работников при первом устройстве на работу заводят электронную ТК, а бумажный бланк не оформляют. Если у человека она уже есть и он не перешел на ЭТК, предприниматель-работодатель заполняет данные по инструкции.

Правила по заполнению ТК едины для всех работодателей:

  1. На странице сведений о работе указывается полное название ИП.
  2. Вписывается должность служащего.
  3. Ставятся дата приема и реквизиты приказа, на основании которого произведен прием, перевод или увольнение.
  4. Запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию или другой причине должна содержать ссылку на статью ТК РФ.

Титульный лист

Состоит из основной информации о сотруднике:

  • Ф.И.О. сотрудника. Вносится в соответствии с данными паспорта;
  • дата рождения. Ставятся только арабские цифры;
  • уровень образования (среднее, средне-специальное, высшее) и специализация. Информация вносится так, как указано в дипломе;
  • дата заполнения, подпись и печать работодателя, подпись сотрудника.


Прием на работу

При оформлении нового работника обязательно заполнение трудовой книжки ИП с указанием информации:

  • полное название предприятия. Ниже в скобках сокращенное;
  • порядковый номер записи;
  • дата приема на работу;
  • информация о месте и должности;
  • номер и дата приказа о приеме на работу.

Вот так выглядит запись о трудоустройстве для работника индивидуального предпринимателя:

Образец формулировки о приеме

Увольнение по разным причинам

Для внесения правильной отметки надо учитывать правила того, как записывает ИП в трудовую книжку увольнение сотрудника по разным причинам, и какая информация указывается:

  • порядковый номер;
  • дата увольнения;
  • сведения о статье ТК РФ, на основании которой расторгнут договор;
  • реквизиты документа об увольнении (номер и дата);
  • подпись лица, ответственного за ведение бланков, печать организации.

Обратите внимание, что запись в трудовой книжке о прекращении ИП делается как об увольнении, а не как о ликвидации организации, по п. 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, но в качестве причины указывается решение о прекращении деятельности.

Так выглядит запись в случае перевода или увольнения работника индивидуальным предпринимателем:

Образец формулировки об увольнении

Награждения

Информация о наградах записывается на специально отведенных страницах трудовой книжки. Туда заносится информация о награде, которой удостоен работник. Это грамота, диплом, благодарность и другой вид награды. Записи имеют свою порядковую нумерацию.

Так записывает информацию ИП в случае награждения им работника:


Хранение ТК у ИП

Все книжки своих работников ИП хранит у себя в сейфе. В день увольнения служащего работодатель обязан выдать ее на руки. Если сотрудник не явился, предприниматель связывается с ним по телефону или отправляет по почте заказное письмо с описью вложения с просьбой явиться за ТК. Когда работник не дает о себе знать, ИП хранит документ у себя в течение 75 лет.

Что предусмотрено за неправильное заполнение ТК

Если заполнение ТК было сделано с нарушениями, предпринимателю грозит штраф от 1000 руб. до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Статусы иностранных граждан

Способы оформления иностранных граждан на работу

Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.

Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.

Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.

Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет Сдать бесплатно

Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно

Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).

СПРАВКА

Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.

Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).

Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

СПРАВКА

Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).

Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.

Прием на работу высококвалифицированных специалистов

Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.

При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

СПРАВКА

Прием на работу иностранца с РВП

Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).

Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

Подготовка и сбор документов

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

Определение статуса

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

Определение гражданства

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

Оформление в штат

После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).

Уведомление о приеме иностранца на работу

О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

СПРАВКА

Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

СПРАВКА

Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.

Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.

Нужно ли ИП делать запись в трудовой книжке на себя — нет, нормами ТК РФ предусмотрено только занесение информации о деятельности наемных работников, состоящей из отметки о приеме и увольнении, переводах и поощрениях.

Трудовая книжка для ИП

Действующее законодательство не предусматривает запись в трудовой книжке ИП самому себе, поскольку он не является работником (ст. 20 ТК РФ). Она нужна:

  • для оплаты больничного листа. В зависимости от срока деятельности высчитывается оплата больничного. Если стаж составляет 8 и более лет, оплата производится в размере 100% от среднего дневного заработка. От 5 до 8 лет оплата составляет 80%. Меньше 5 лет — 60%. Что касается ИП, его выслуга засчитывается, если он вносил за себя взносы в ФСС;
  • при оформлении пенсионных начислений. Ситуация такая же, как и при оплате больничного. Закон позволяет засчитывать время работы индивидуального предпринимателя в выработку, но при условии, что он вносил за себя взносы в ПФР.

Выплаты по беременности и родам ИП получит в случае заблаговременной регистрации в ФСС — минимум за год оформления листка нетрудоспособности.

Может ли ИП вносить сведения в трудовую книжку самому себе

Для оформления сведений о работе в ТК заключается договор между работодателем и сотрудником. ИП — не юридическое лицо и не заключает договор сам с собой.

Индивидуальный предприниматель ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность и не нанимает сам себя, запись в ТК о приеме на работу директором ИП не осуществляется. Это значит, что оформлять бланк ТК самому себе ИП не может.

Записи в ТК индивидуальному предпринимателю

Заносятся в двух случаях:

  • если ИП параллельно с ведением своей деятельности устроился на работу;
  • бывший ИП зарегистрировал юридическое лицо и принял себя на работу.

Требования к заполнению в случае найма работников

О том, как происходит заполнение трудовой книжки ИП при приеме на работу других граждан, говорится в приказе Минтруда № 320н от 19.05.2021, который действует с 01.09.2021. Перечислим основные принципы:

  • в документе не используются сокращения;
  • разрешено печатать с применением техники или штампов;
  • всем записям присвоен поочередный номер;
  • если в ТК закончились страницы, заводится вкладыш, и нумерация продолжается;
  • совместителям не обязательно вносить сведения о деятельности не по основному месту. Это делается только в том случае, если сотрудник сам об этом попросит;
  • отметки о нарушении правил внутреннего распорядка или дисциплинарных взысканиях не заносятся в бланк.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, каков порядок ведения трудовых книжек индивидуальным предпринимателем. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как делать записи работнику индивидуального предпринимателя

По закону, в течение 5 дней после приема на работу ИП обязан внести отметку в бланк ТК нового служащего (ст. 66 ТК РФ). Если сотрудник еще нигде не работал, предприниматель заводит работнику электронную трудовую книжку в 2021 году. Требования, как заполнить трудовую книжку ИП на работника, у которого уже есть бумажная трудовая, определены приказом Минтруда № 320н от 19.05.2021.

С 01.01.2021 для всех новых работников при первом устройстве на работу заводят электронную ТК, а бумажный бланк не оформляют. Если у человека она уже есть и он не перешел на ЭТК, предприниматель-работодатель заполняет данные по инструкции.

Правила по заполнению ТК едины для всех работодателей:

  1. На странице сведений о работе указывается полное название ИП.
  2. Вписывается должность служащего.
  3. Ставятся дата приема и реквизиты приказа, на основании которого произведен прием, перевод или увольнение.
  4. Запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию или другой причине должна содержать ссылку на статью ТК РФ.

Титульный лист

Состоит из основной информации о сотруднике:

  • Ф.И.О. сотрудника. Вносится в соответствии с данными паспорта;
  • дата рождения. Ставятся только арабские цифры;
  • уровень образования (среднее, средне-специальное, высшее) и специализация. Информация вносится так, как указано в дипломе;
  • дата заполнения, подпись и печать работодателя, подпись сотрудника.


Прием на работу

При оформлении нового работника обязательно заполнение трудовой книжки ИП с указанием информации:

  • полное название предприятия. Ниже в скобках сокращенное;
  • порядковый номер записи;
  • дата приема на работу;
  • информация о месте и должности;
  • номер и дата приказа о приеме на работу.

Вот так выглядит запись о трудоустройстве для работника индивидуального предпринимателя:

Образец формулировки о приеме

Увольнение по разным причинам

Для внесения правильной отметки надо учитывать правила того, как записывает ИП в трудовую книжку увольнение сотрудника по разным причинам, и какая информация указывается:

  • порядковый номер;
  • дата увольнения;
  • сведения о статье ТК РФ, на основании которой расторгнут договор;
  • реквизиты документа об увольнении (номер и дата);
  • подпись лица, ответственного за ведение бланков, печать организации.

Обратите внимание, что запись в трудовой книжке о прекращении ИП делается как об увольнении, а не как о ликвидации организации, по п. 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, но в качестве причины указывается решение о прекращении деятельности.

Так выглядит запись в случае перевода или увольнения работника индивидуальным предпринимателем:

Образец формулировки об увольнении

Награждения

Информация о наградах записывается на специально отведенных страницах трудовой книжки. Туда заносится информация о награде, которой удостоен работник. Это грамота, диплом, благодарность и другой вид награды. Записи имеют свою порядковую нумерацию.

Так записывает информацию ИП в случае награждения им работника:


Хранение ТК у ИП

Все книжки своих работников ИП хранит у себя в сейфе. В день увольнения служащего работодатель обязан выдать ее на руки. Если сотрудник не явился, предприниматель связывается с ним по телефону или отправляет по почте заказное письмо с описью вложения с просьбой явиться за ТК. Когда работник не дает о себе знать, ИП хранит документ у себя в течение 75 лет.

Что предусмотрено за неправильное заполнение ТК

Если заполнение ТК было сделано с нарушениями, предпринимателю грозит штраф от 1000 руб. до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Елена Космакова

При найме первого работника предприниматель совершает такие действия:

  • Подписывает с сотрудником трудовой договор или один из вариантов гражданско-правового соглашения.
  • Оформляет работника и выпускает необходимые инструкции и приказ — если выбрали трудовой договор.
  • Регистрируется во внебюджетных фондах как работодатель.

Отличие гражданско-правового договора от трудового договора

Какой договор выгоднее заключить предпринимателю с работником? Это зависит от целей и продолжительности сотрудничества.

Трудовой договор подразумевает, что новый сотрудник входит в штат предприятия и с этих пор выполняет конкретной работу, попадая под действие правил внутреннего распорядка. Работодатель фиксирует штатные перемещения работника в трудовой книжке, издает приказы и должностные инструкции для него. Переводит НДФЛ в бюджет, уплачиваются взносы в ФНС и ФСС. Работодатель гарантирует работнику зарплату два раза в календарный месяц, больничные, отпускные и другие блага по ТК РФ.

По гражданско-правовому договору физлицо самостоятельно выполняет работу или услугу и не вступает в штат предприятия. Порядок выплаты гонорара определяется соглашением сторон. Договор нацелен на результат работы и заканчивает действие, когда работа выполнена и стороны подписали акт приемки. Регулирование отношений происходит в рамках Гражданского кодекса. ИП может заключить с работником договор:

  • подряда;
  • агентирования;
  • поручения;
  • комиссии;
  • возмездного оказания услуг.

Прием сотрудника и оформление документов

При зачислении сотрудника в штат выполните такие действия.

1. Запросите у работника список документов:

  • Паспорт.
  • Трудовую книжку. Если сотрудник прежде нигде не работал, трудовую книжку покупает и заполняет сам ИП.
  • Страховое свидетельство — СНИЛС.
  • Документы воинского учета.
  • Диплом, сертификат, лицензию или другое свидетельство об образовании и профподготовке.

2. Помогите сотруднику написать заявление о приеме на работу.

Заявление пишут от руки либо заполняют стандартную форму.

3. Подпишите с работником трудовой договор

Правила заполнения трудового договора содержатся в ст. 57 ТК РФ. Составьте договор в двух экземплярах и зафиксируйте в нем условия оплаты труда. Сообщите обязанности сотрудника или предоставьте должностную инструкцию. Ознакомьте работника с нормативными актами предприятия: инструкцией по охране труда, штатным расписанием, положениями о коммерческой тайне — при её наличии. Затем работник письменно подтверждает, что ознакомился с этими материалами.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

4. Оформите приказ о приеме сотрудника на работу

Приказ составляется по специальной форме, утвержденной ст. 57 ТК РФ. Согласуйте даты: сначала заключите договор и только затем издайте приказ. Работник должен поставить подпись в приказе.

5. Заполните личную карточку работника по форме Т-2

6. Сделайте запись в трудовой книжке

Внесите сведения о приеме на работу в трудовую книжку нового сотрудника в течение недели. Если сотрудник прежде нигде не оформлялся по трудовому договору, то предприниматель сам заводит и заполняет ему трудовую книжку.

Оформление завершено. Теперь учитывайте отработанные дни, начисляйте зарплату, рассчитывайте налоговые отчисления и взносы в фонды, и сдавайте отчеты по сотрудникам.

Когда ИП принимает сотрудника по трудовому договору, он автоматически становится работодателем и должен в течение 30 дней зарегистрироваться в ФСС. С работниками на ГПХ регистрация нужна только в случае, если вы платите за сотрудника взносы на травматизм. Важно уложиться в установленные законодательством сроки, чтобы избежать штрафов.

Для регистрации в ФСС понядобятся:

  • Заявление о постановке на учет .
  • Копия вашего паспорта.
  • Трудовые книжки сотрудников или договоры с ними.

Если ИП опоздает с регистрацией на 90 дней, ему грозит штраф 5 000 ₽ , если больше трех месяцев — 10 000 ₽ .

Теперь вы сделаете все правильно, и сотрудники помогут вывести бизнес на новый уровень!

Не каждый предприниматель успевает вести дела в одиночку. Однажды ИП заключает договор с работником, и это выводит его на новый уровень обязанностей и затрат. Многое зависит от типа договора, который определяет отношения между предпринимателем и сотрудником. Расскажем об этом.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Поговорим о видах удержаний из заработной платы, очередности и ограничениях их размера. Также из материала вы узнаете про типы доходов, из которых удержания не производятся.

Марина Крицкая

Рано или поздно любой преуспевающий предприниматель становится работодателем. И это замечательно. Но в процессе найма первого сотрудника возникает немало дополнительных вопросов: где искать нужного специалиста, как это делать с минимальными затратами и на что обращать внимание?

В больших компаниях процесс найма персонала — хорошо отлаженный процесс, потому что им занимаются специально обученные люди — HR-менеджеры. А вот ИП, чтобы нанять первого сотрудника, придется потратить немало времени и сил.

Найти сотрудника в 10 этапов

1. Составьте текст вакансии

Уже на этом этапе большинство ИП, как правило, теряются, а потому пишут скучные и не интересные для соискателей объявления. Такие предложения о работе сильно проигрывают на фоне остальных.

В хорошо составленном тексте вакансии описываются навыки и компетенции, которые необходимы для выполнения должностных функций, определяется место специалиста в иерархии компании, а также описываются преимущества компании-работодателя. Составляя текст объявления, помните о том, что именно он станет фильтром для кандидатов, отправляющих резюме на вакансию.

Любая вакансия обязательно должна включать:

Должность в свою очередь должна точно отражать характер задач и обязанностей. Важно, чтобы это было ключевое слово, по которому вакансию без труда могли бы найти соискатели.

Навыки — это то, что кандидат может выполнить на основе полученного опыта или квалификации (например, готовить презентации, писать посты для корпоративных соцсетей). Компетенции — то, что кандидат проявит на должности, которую вы ему предлагаете (например, сильные коммуникативные навыки, умение эффективно работать в команде и т.д.).

Не забудьте описать, где располагается компания, график работы, выплаты премий, бонусов. Упомяните о продолжительности испытательного срока. Если вы готовы оплачивать мобильную связь, питание, медицинскую страховку, то обязательно укажите эти преимущества.

Лучше указывать не конкретную зарплату, а диапазон. В этом случае мы сможете отталкиваться от уровня профессионализма кандидата. При этом зарплата должна быть конкурентоспособна по отношению к похожим предложениям в других организациях. Это важно, если вы хотите привлечь в компанию действительно достойного профессионала.

2. Опубликуйте вакансию

Если ваш личный аккаунт в соцсетях раскручен, опубликуйте пост о вакансии в нем. Попросите людей, которые находятся у вас в контактах, порекомендовать кандидатов и сделать репост. Не забудьте также разместить вакансию в группе вашей организации.

3. Определитесь с вопросами, которые будете задавать на собеседовании

Эти вопросы должны проверять квалификацию человека, определять его мотивацию. Что вы должны прежде всего видеть в резюме и на собеседовании? Ту ценность, которую потенциальный кандидат может принести в вашу компанию. Выяснить это можно, задав, например, следующие вопросы:

  • Каковы ваши сильные профессиональные качества?
  • Что вы можете делать такого, чего не могут другие кандидаты?
  • Каковы были ваши обязанности на предыдущей работе?
  • Каким проектом вы больше всего гордитесь?
  • Чему вы научились в профессиональном плане на последнем рабочем месте?

Если вы хотите оценить мотивацию и цели кандидата, то можете его спросить:

  • Что вы ожидаете в плане развития карьеры?
  • Какие профессиональные цели вы бы поставили перед собой, получив эту работу?
  • Чем вам интересна эта работа?

4. Работа с поступающими резюме

Опубликовав объявление с вакансией, приготовьтесь к работе с входящими резюме. Оценивая соискателей, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Насколько образование соответствует вакансии? Где соискатель работал до этого?
  • Какие проекты подтверждают опыт кандидата? В резюме должны быть видны необходимые навыки, которые человек освоил на предыдущей работе, и ценность, которую он, как специалист, принесет в компанию. В качестве примера должны быть приведены реализованные проекты, в которых кандидат достиг определенных результатов.
  • В чем проявляется индивидуальность кандидата? Вполне возможно, что помимо образования и компетенций в резюме будут указаны личные интересы, которые для вас важны. Например, ваша компания занимается продажами экологически чистых продуктов, а кандидат серьезно интересуется этой темой, хотя профессионально никогда не был с ней связан (подписан на тематические сообщества в соцсетях, ведет личный блог на эту тему и т.д.).

5. Определитесь, как будете оформлять сотрудника — по трудовому договору или договору ГПХ?

Вообще с этим вопросом нужно разобраться еще в самом начале, чтобы указать необходимую информацию в объявлении о работе. Для некоторых соискателей специфика оформления играет ключевую роль.

Давайте вспомним, чем отливаются трудовой договор и договор ГПХ:

Трудовой договор Договор ГПХ
Чем регулируется Трудовой кодекс Гражданский кодекс
В каких случаях заключается Работник устраивается на определенную должность, предусматривающую постоянное выполнение трудовых обязанностей. В договоре приводится конкретный перечень работ или услуг, которые необходимо выполнить. Результат их выполнения фиксируется двусторонним актом. Оформление на должность не предусматривается.
Как организуется работа Распоряжения руководства выполняются по мере их поступления. Важен результат, а не процесс. Могут привлекаться третьи лица для выполнения работы. Заказчик не вмешивается в процесс, но имеет право проверять промежуточные результаты.
Кто обеспечивает условия для работы Работодатель По соглашению сторон
Условия вознаграждения Зарплата должна быть установлена в трудовом договоре, действует строгая норма по порядку ее выплаты — своевременно, не реже двух раз в месяц. Месячная заплата не может быть ниже установленного МРОТ. Гибкий подход: стороны определяют, каким образом будет выплачиваться вознаграждение.
Гарантии Предусмотрен ряд гарантий, которые действуют в отношении работника: оплачиваемый отпуск, выплата пособий по временной нетрудоспособности и др. По соглашению
Порядок выполнения работы Обязательно соблюдение правил внутреннего распорядка. ТК предусматривает работу по определенному графику, который закрепляется внутренними документами. В договоре ГПХ предусматриваются даты начала и окончания работ, но исполнитель может работать в удобное для него время. Важен результат, за который ему платят деньги.
Документы для трудоустройства Необходимо оформление трудовой книжки, приказов, личных карточек Т-2. Для устройства сотрудников нужен только договор. Договор закрывается актами выполненных работ/оказанных услуг.
Сроки заключения договора Договоры могут заключаться на неопределенный срок или на определенный срок (не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами). Всегда устанавливаются конкретные сроки исполнения договора.
Взносы В налоговую — на медицинское страхование, на пенсионное страхование, на нетрудоспособность; в ФСС на травматизм. В налоговую — на медицинское страхование, на пенсионное страхование. В ФСС на травматизм — если прямо предусмотрено в договоре.

Важно помнить, что желание замаскировать трудовой договор договором ГПХ с целью экономии на взносах может привести к неприятностям. Подробности читайте в статье Договор ГПХ без ошибок: правила оформления, налоги и взносы.

6. Подготовьте необходимые документы для оформления

Алгоритм действий на этом этапе включает несколько шагов.

Запросите у лица, поступающего на работу, следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (исключения: трудовой договор заключается впервые, работник поступает на работу на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки).

- Ознакомьте нового сотрудника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором.

- Заключите трудовой договор

Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр отдается работнику.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе необходимо оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Работодатель может воспользоваться типовой формой трудового договора, которую утвердило правительство РФ.

- Издайте приказ о приеме на работу на основании заключенного трудового договора

Содержание приказа должно соответствовать условиям, прописанным в трудовом договоре.

- Ознакомьте работника с приказом о приеме на работу

Ознакомить нужно под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Заверенная копия приказа выдается работнику по требованию.

Подробнее о процедуре приема на работу читайте в статье Прием на работу: 15 ошибок, которые допускают работодатели.

7. Получите согласие работника на обработку персональных данных

Федеральный закон № 152-ФЗ требует получить согласие на использование данных работников. Чтобы избежать штрафов при проверке Роскомнадзора и правильно подготовить документы, воспользуйтесь сервисом Контур.Безопасность.

8. Оформите трудовую книжку работнику, впервые поступающему на работу

На титульном листе трудовой книжки указываются:

  • ФИО полностью;
  • дата рождения (записывается полностью);
  • образование;
  • профессия и/или специальность (в соответствии с документом об образовании).

Работник заверяет правильность внесенных сведений подписью на титульном листе, после указания даты заполнения трудовой книжки.

Свою подпись на титульном листе также ставит лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек. Ранее необходимо было на титульном листе ставить печать организации, в которой впервые заполнялась трудовая книжка. Однако с 27 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минтруда от 31.10.2016 № 588н, который внес изменения в Инструкцию по заполнению трудовых книжек и дал работодателям разрешение не заверять круглой печатью записи в трудовых книжках работников. Печать нужно проставлять в трудовой книжке, только если она есть у АО или ООО.

9. Подайте сведения в Фонд социального страхования

ИП сообщает о найме первого сотрудника в ФСС, если оформляет работника по трудовому договору или нанимает его по договору ГПХ. Уложиться следует в 30 календарных дней после оформления договора. Просрочка в 90 дней грозит штрафом в размере 5000 руб., а если затянете на более долгий срок, то в 10 000 руб. (регламент утвержден Приказом Минтруда РФ от 25.10.2013 N 574Н).

Для регистрации в качестве страхователя необходимы: заявление о регистрации, копия документа, удостоверяющего личность, и копии трудовых книжек нанятых работников или трудовых договоров, заключенных с работниками. Чтобы зарегистрировать ИП в ФСС в качестве страхователя-работодателя удаленно, воспользуйтесь инструкцией.

10. Не забывайте о налогах, взносах и отчетах

Сдавать всю необходимую отчетность можно через интернет и без помощи бухгалтера. На основании ежемесячных выплат сотрудникам вы сможете сформировать всю необходимую отчетность по формам. При этом вам не придется следить за их актуальностью — эксперты сами отследят все изменения законодательства и своевременно внесут обновления.

Помогаем вести бизнес и сдавать всю необходимую отчетность через интернет

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: