Как оформить практическую работу по экологии

Обновлено: 19.05.2024

Внеурочная работа по экологии. Практические исследования

Введение

Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием человека на природу. В результате значительно улучшается жизнь людей, лучше обеспечиваются их конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причина здесь неоднозначна. Одна из них - экологическая неграмотность населения. Поэтому с детских лет нужно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу.

Одним из методов учебно-воспитательного воздействия на школьников является внеклассная работа по экологии. Достаточно убедительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природе, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной и гражданской зрелости выпускника школы.

Экологическое воспитание учащихся (как и взрослых людей) всегда является актуальным, недостаточность уровня знаний приводит к негативным результатам: это и взрыв на Чернобыльской АЭС в 1986 г., и взрыв атомных бомб в Северной Корее под землей в 2006 г., и многое другое.

Экологическое воспитание школьников должно быть целенаправленным. Для этого учащиеся могут принимать активное участие в экологических акциях: сотрудничать с Международным фондом защиты животных, собирать подписи в защиту животных, проводить разъяснительную работу среди учащихся, принимать участие в подготовке классных часов, конкурсах рисунков и плакатов. Также учащиеся школы могут составлять проекты озеленения школьного участка, разводить цветники, озеленять школьный двор.

Итак, целями данной работы являются:

1) Активизация внимания школьников к экологическому состоянию окружающей среды.

Для ее решения определены следующие задачи:

- обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

- сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;

- продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.

2) Мотивировка учащихся к деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- провести практическую (исследовательскую) работу по изучению экологического состояния школы, пришкольного участка, микрорайона;

- изучить методики проведения основных исследований, критерии и нормы оценок исследуемых объектов;

- по результатам работ составить план отчета.

Изучение экологического состояния школы и пришкольного участка

(практическая работа для учащихся 9-11 классов)

Экологическое воспитание школьников должно быть направлено на овладение высокой культурой труда и потребления, учить бережному и экономному потреблению как природных ресурсов, так и продовольствия и энергии. Экологическая культура предполагает нравственное здоровье и социальную зрелость, уверенность каждого молодого человека в завтрашнем дне, его активный труд по улучшению и оздоровлению природной среды. Одним из методов экологического воспитания является внеклассная работа, которая часто дополняет урок, так как ее содержание может быть развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами.

Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории, например в микрорайоне, поможет учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.). Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями. Школьник, как и каждый человек, имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня культуры, целей и мотивов его деятельности.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д.

Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которую они могут проводить индивидуально или группами. При этом учащиеся могут обратиться к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении может быть участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобную практическую работу целесообразно проводить с учащимися 9-11 классов как одну из форм внеклассной работы.

В содержание этой работы вошли задания по двум темам:

Исследования проводятся во внеурочное время, а отчитываются по результатам исследования на уроке экологии.

Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. В содержание карточки входят тексты заданий, описание методики проведения исследования, критерии и нормы оценок исследуемых объектов, план составления отчета.

При выполнения заданий по первой теме каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений - кабинета, мастерской, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; определяют площадь и кубатуру объекта, влажность воздуха, вентиляционный режим, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Вот примеры некоторых заданий, предлагаемых учащимся для изучения экологического состояния школьных помещений.

Задание 1. Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьный помещений и определите уровень их экологической комфортности. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет о работе.

Задание 2. При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами.

Задание 3. Опишите расстановку оборудования и мебели в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет необходимо убрать, переставить. Выясните у учителя, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.

Задание 4. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на согласование цветовой гаммы с ориентацией помещения относительно сторон горизонта.

Задание 5. Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение.

Для изучения учащимися экологического состояния пришкольного участка начальным этапом является знакомство с его планированием. Выделяются зоны: спортивная, учебно-опытная, цветники, уголки отдыха. Определяется общая площадь, ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Проводится описание географического положения участка. Изучается озеленение школьного двора, эстетическая комфортность и влияние зеленых насаждений на эмоциональное состояние человека.

Рекомендуются задания следующего содержания:

Задание 1. Опишите расположение школы в микрорайоне: окружение, на каком расстоянии от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострад находится школа.

Задание 2. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны жилых — домов, со стороны предприятий, автомагистралей, в глубине зеленой зоны школы.

Задание 3. Изучите растительность пришкольной территории.

Задание 4. Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Составьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы.

Задание 5. Определите уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию со стороны жилого массива, промышленных предприятий, автострады.

Задание 6. Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории.

Задание 7. Определите зону на пришкольном участке, где больше всего сухих деревьев, отсутствуют лишайники на деревьях; зарегистрируйте повышенный уровень простудных заболеваний у школьников; сделайте предположение, отчего это происходит (за счет дымовых выбросов заводов, выхлопных газов автомобилей или других факторов).

Задание 8. Ответьте, какие деревья помогут вернуть человеку силы, если вы переутомились после уроков, наблюдается нервное истощение после инфекционных заболеваний? А какие - снять стресс, успокоиться, уменьшить воспаление и боль?

Задание 9. Нарисуйте эскиз розария или альпинария, экотропы и реализуйте его со своими экологистами на пришкольном участке.

Ко всем работам дается справочный материал, где указываются нормативы по определению температуры, влажности, освещенности, расстановки мебели, озеленения кабинетов и т. д.

После окончания всех исследований на основании полученных результатов учащиеся в своих группах составляют отчет и дают общую оценку экологического состояния школьных помещений и пришкольного участка. Основные методы исследования здесь - наблюдение, измерение, сопоставление, подсчеты ит. д.

Опыт проведения исследовательских работ по экологии как внеклассный вид деятельности имеет свои положительные результаты:

- вызывает у учащихся больший интерес к проблемам экологического характера;

- способствует формированию у них навыков исследовательской работы;

- способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды;

- позволяет применять теоретические знания на практике;

- способствует выработке активной жизненной позиции.

По итогам работы проводится конференция, где заслушиваются не только работы и доклады учащихся, но также демонстрируются фотографии, схемы, таблицы по результатам исследований, высказываются предложения по озеленению и оформлению кабинетов и рекреационных помещений.

Предложения учащихся по благоустройству школы и пришкольного участка всегда являются предметом дискуссии. Итоги этих обсуждений могут учитываться при оформлении кабинетов и пришкольного участка. Это облегчает и работу учителей- предметников по оформлению кабинетов.

Благодаря таким исследованиям многие школы могут стать более благоустроенными и красивыми. В этом будет и заслуга ребят, а это говорит о том, что экологическое воспитание является актуальным.

Заключение

Таким образом, во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для экологического воспитания школьников. Это и создание проблемной ситуации, и поиск выхода из нее, это исследовательские работы практического характера, это дискуссии и обсуждение экологических проблем и многое другое.

Внеурочная работа по экологии. Практические исследования

Введение

Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием человека на природу. В результате значительно улучшается жизнь людей, лучше обеспечиваются их конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причина здесь неоднозначна. Одна из них - экологическая неграмотность населения. Поэтому с детских лет нужно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу.

Одним из методов учебно-воспитательного воздействия на школьников является внеклассная работа по экологии. Достаточно убедительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природе, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной и гражданской зрелости выпускника школы.

Экологическое воспитание учащихся (как и взрослых людей) всегда является актуальным, недостаточность уровня знаний приводит к негативным результатам: это и взрыв на Чернобыльской АЭС в 1986 г., и взрыв атомных бомб в Северной Корее под землей в 2006 г., и многое другое.

Экологическое воспитание школьников должно быть целенаправленным. Для этого учащиеся могут принимать активное участие в экологических акциях: сотрудничать с Международным фондом защиты животных, собирать подписи в защиту животных, проводить разъяснительную работу среди учащихся, принимать участие в подготовке классных часов, конкурсах рисунков и плакатов. Также учащиеся школы могут составлять проекты озеленения школьного участка, разводить цветники, озеленять школьный двор.

Итак, целями данной работы являются:

1) Активизация внимания школьников к экологическому состоянию окружающей среды.

Для ее решения определены следующие задачи:

- обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

- сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;

- продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.

2) Мотивировка учащихся к деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- провести практическую (исследовательскую) работу по изучению экологического состояния школы, пришкольного участка, микрорайона;

- изучить методики проведения основных исследований, критерии и нормы оценок исследуемых объектов;

- по результатам работ составить план отчета.

Изучение экологического состояния школы и пришкольного участка

(практическая работа для учащихся 9-11 классов)

Экологическое воспитание школьников должно быть направлено на овладение высокой культурой труда и потребления, учить бережному и экономному потреблению как природных ресурсов, так и продовольствия и энергии. Экологическая культура предполагает нравственное здоровье и социальную зрелость, уверенность каждого молодого человека в завтрашнем дне, его активный труд по улучшению и оздоровлению природной среды. Одним из методов экологического воспитания является внеклассная работа, которая часто дополняет урок, так как ее содержание может быть развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами.

Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории, например в микрорайоне, поможет учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.). Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями. Школьник, как и каждый человек, имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня культуры, целей и мотивов его деятельности.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д.

Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которую они могут проводить индивидуально или группами. При этом учащиеся могут обратиться к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении может быть участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобную практическую работу целесообразно проводить с учащимися 9-11 классов как одну из форм внеклассной работы.

В содержание этой работы вошли задания по двум темам:

Исследования проводятся во внеурочное время, а отчитываются по результатам исследования на уроке экологии.

Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. В содержание карточки входят тексты заданий, описание методики проведения исследования, критерии и нормы оценок исследуемых объектов, план составления отчета.

При выполнения заданий по первой теме каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений - кабинета, мастерской, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; определяют площадь и кубатуру объекта, влажность воздуха, вентиляционный режим, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Вот примеры некоторых заданий, предлагаемых учащимся для изучения экологического состояния школьных помещений.

Задание 1. Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьный помещений и определите уровень их экологической комфортности. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет о работе.

Задание 2. При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами.

Задание 3. Опишите расстановку оборудования и мебели в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет необходимо убрать, переставить. Выясните у учителя, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.

Задание 4. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на согласование цветовой гаммы с ориентацией помещения относительно сторон горизонта.

Задание 5. Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение.

Для изучения учащимися экологического состояния пришкольного участка начальным этапом является знакомство с его планированием. Выделяются зоны: спортивная, учебно-опытная, цветники, уголки отдыха. Определяется общая площадь, ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Проводится описание географического положения участка. Изучается озеленение школьного двора, эстетическая комфортность и влияние зеленых насаждений на эмоциональное состояние человека.

Рекомендуются задания следующего содержания:

Задание 1. Опишите расположение школы в микрорайоне: окружение, на каком расстоянии от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострад находится школа.

Задание 2. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны жилых — домов, со стороны предприятий, автомагистралей, в глубине зеленой зоны школы.

Задание 3. Изучите растительность пришкольной территории.

Задание 4. Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Составьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы.

Задание 5. Определите уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию со стороны жилого массива, промышленных предприятий, автострады.

Задание 6. Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории.

Задание 7. Определите зону на пришкольном участке, где больше всего сухих деревьев, отсутствуют лишайники на деревьях; зарегистрируйте повышенный уровень простудных заболеваний у школьников; сделайте предположение, отчего это происходит (за счет дымовых выбросов заводов, выхлопных газов автомобилей или других факторов).

Задание 8. Ответьте, какие деревья помогут вернуть человеку силы, если вы переутомились после уроков, наблюдается нервное истощение после инфекционных заболеваний? А какие - снять стресс, успокоиться, уменьшить воспаление и боль?

Задание 9. Нарисуйте эскиз розария или альпинария, экотропы и реализуйте его со своими экологистами на пришкольном участке.

Ко всем работам дается справочный материал, где указываются нормативы по определению температуры, влажности, освещенности, расстановки мебели, озеленения кабинетов и т. д.

После окончания всех исследований на основании полученных результатов учащиеся в своих группах составляют отчет и дают общую оценку экологического состояния школьных помещений и пришкольного участка. Основные методы исследования здесь - наблюдение, измерение, сопоставление, подсчеты ит. д.

Опыт проведения исследовательских работ по экологии как внеклассный вид деятельности имеет свои положительные результаты:

- вызывает у учащихся больший интерес к проблемам экологического характера;

- способствует формированию у них навыков исследовательской работы;

- способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды;

- позволяет применять теоретические знания на практике;

- способствует выработке активной жизненной позиции.

По итогам работы проводится конференция, где заслушиваются не только работы и доклады учащихся, но также демонстрируются фотографии, схемы, таблицы по результатам исследований, высказываются предложения по озеленению и оформлению кабинетов и рекреационных помещений.

Предложения учащихся по благоустройству школы и пришкольного участка всегда являются предметом дискуссии. Итоги этих обсуждений могут учитываться при оформлении кабинетов и пришкольного участка. Это облегчает и работу учителей- предметников по оформлению кабинетов.

Благодаря таким исследованиям многие школы могут стать более благоустроенными и красивыми. В этом будет и заслуга ребят, а это говорит о том, что экологическое воспитание является актуальным.

Заключение

Таким образом, во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для экологического воспитания школьников. Это и создание проблемной ситуации, и поиск выхода из нее, это исследовательские работы практического характера, это дискуссии и обсуждение экологических проблем и многое другое.

Актуальность проекта.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Задачи проекта:

  • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
  • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
  • Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
  • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
  • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
  • Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
  • Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
  • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.

Участники проекта:

Механизм реализации проекта.

  • Сбор информации по теме проекта.
  • Поиск партнеров по совместной реализации проекта.
  • Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.
  • Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.
  • Разработка модели управления проектной деятельностью.
  • Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
  • Разработка программы.
  • Проведение исследований в соответствии с программой.
  • Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
  • Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.
  • Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.
  • Выращивание рассады, озеленение территории школы.
  • Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.
  • Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.
  • Презентация итоговых результатов

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

Принципы организации экологического воспитания и образования:

  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
  • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
  • Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.
  • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:

Социальные партнеры:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

Информационное обеспечение включает в себя:

  • библиотечные ресурсы,
  • интернет-ресурсы,
  • информационные ресурсы экологического центра, Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • экскурсии на предприятия
  • встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.

Техническое оснащение:

  • Кабинет
  • Черно белый принтер - ксерокс
  • Компьютер
  • ТВ плазма
    Подключение к сети Интернет.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

Результаты реализации проекта:

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического курса.

Программа данного курса рассчитана на группу учащихся 6 - 8 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы программы по экологии: научить школьников любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачами программы являются:

- познакомить с методиками работы лабораторных приборов, отбора пробы, анализа пробы;

- расширить знания обучающихся о профессии эколога;

-научить теоретическим и практическим основам экологических знаний;

- освоить методы работы в лаборатории;

- развить навыки аналитического мышления;

- способствовать наблюдательности у подростков;

- способствовать развитию творческого потенциала личности;

- воспитать ответственный подход к работе;

- предоставить теоретический подход к деятельности;

- поспособствовать умению работать в коллективе;

- воспитание понимания эстетической ценности природы.

По учебному плану на программу отводится 72 ч (2 ч в неделю).

В ходе реализации краткосрочной программы внеурочной деятельности обучающиеся должны:

• Объяснять значение различных экологических факторов в жизни живых организмов.

• Объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия.

• Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

• Применять знания об экологических факторах.

• Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

• Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

• Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тематическое планирование 1 год

№ п/п Тема Результат

Заинтересовать, приобщить к изучению экологии

2 Исследование экологических систем.

Техника безопасности при работе с практикумом. Цели и задачи элективного предмета. Методика работы. Понятие экосистем. методы исследования.

6 Атмосферный воздух и его компоненты. Сравнить понятия запыленность и смог. Изучить состав воздуха. Рассмотреть понятие смог.

Изучить такое вещество, как аммиак.

Проведение практической работы. Составление выводов.

10 Основные загрязнители атмосферного воздуха. Классификация антропогенного загрязнения. Источники загрязнения атмосферы. Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой.

Изучить влияния антропогенной деятельности на атмосферу.

Проведение практической работы. Составление выводов.

14 Вода в жизни живых организмов. Способы добычи воды, ее расходования и экономии. Рассмотреть живые организмы и какое влияние в их жизни оказывает вода. Изучение и составление схем использования воды и ее добычи.

15 Изучение методики отбора материала.

Отбор проб воды для изучения. Изучить методику отбора проб воды, воздуха, почвы и микроорганизмов.

Отбор проб воды.

16 Органолептические показатели воды. Цветность, мутность

(прозрачность, запах, вкус и привкус, пенистость. Изучить органолептические показатели воды.

18 Изучение показателя pH. pH различных веществ. Факторы изменения pH среды.

Техника безопасности работы с pH-метром Изучение показателя pH. Составление таблицы Факторы изменения pH среды.

20 Вода – как среда обитания животных и растений. Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни с водой. Просмотр видеофильма. Изучить приспособленность растений и животных к жизни.

22 Что такое электропроводность?

Техника безопасности. Изучить термин электропроводность.

Техника безопасности работы с датчиком влажности. Изучение понятия влажность в природе.

25 П/Р “Измерение влажности в помещениях станции” Сделать выводы на основе полученных данных.

26 Какие бывают осадки?

27 Понятие жесткости воды.

Проведение практической работы. Анализ результатов. Составление выводов.

28 Загрязнение воды и водных объектов. Источники загрязнения. Последствия. Изучить источники загрязнения воды и водных объектов.

29 П/Р: «Влияние синтетических моющих средств (СМС)

31 Горные породы - это?

Состав горных пород. История формирования. Изучить, что такое горные породы.

32 Минералы и их свойства. Состав минералов. Разница и сходство горных пород и минералов. Изучить что такое минерал.

Самоанализ деятельности. Подвести итоги проделанной работы.

Тематическое планирование 2 год

№ п/п Тема Результат

1 Вводное занятие по охране труда учащихся. Техника безопасности.

Земля – наш общий дом. Цели, задачи данного курса. Беседа о нашей планете.

2 Ландшафт. Что он собой подразумевает. Типы ландшафтов. Изучить понятие ландшафт.

3 Почва и ее виды. Разобраться, что такое почва. Ее состав. Какая почва бывает.

4 Функции почвы. Изучить какие функции почвы бывают.

5 Почва в жизни растений и животных. Особенности почвенной среды обитания. Животные почвы. Просмотр видеофрагмента. Изучить животных почвы и приспособленность животных и растений к почвам.

7 Почва в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Изучить приспособленность растений к разным свойствам почв.

8 Изучение методики отбора материала.

Отбор проб для изучения. Изучить методику отбора проб почвы.

11 Антропогенные нарушения почвы.

Кислотность и засоленность почв. Изучить как человек влияет на почвы, ее состав.

16 П/Р: «Влияние искусственных экологических сред на растения

18 Экологической опасности загрязнений тяжелыми металлами Изучить загрязнение тяжелыми металлами различных сред.

19 Воздействия вредных химических факторов на здоровье человека Изучить воздействие вредных химических факторов на организм человека.

21 П/Р: «Влияние кислотности среды

Составление таблиц. Формирование выводов.

24 Шум и вибрация в нашей жизни. Изучить источники шума и влияние шума на человека.

25 Микроскоп. История его развития. Техника безопасности при работе с микроскопом. Изучить что такое микроскоп, его виды и историю развития.

30 П/Р: «Внешнее строение паукообразных

31 Биоиндикация. Изучить что такое биоиндикация. Как она проводится и для чего применяется.

Самоанализ деятельности. Подведение итогов проделанной работы.

Алексеев А. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. Алексеева С. В. – М. : АО МДС, 1996.

Афанасьев Ю. А., Фомин С. А.Мониторинг и методы контроля окружающей среды:Учебное пособие: В 2 ч. – М. : Изд-во МНЭПУ, 1998.

Гельгор В. Еще раз о злополучных солях – нитратах и нитритах // Химия и жизнь. – 1998. – № 8.

Кузменок Н. М., Стрельцов Е. В., Кумачев А. И. Экология на уроках химии. –Минск: Краслюпринт, 1996

Санитарно-гигиенические методы исследования продуктов и воды: Справочное пособие / Под ред. Г. С. Яцулы. –Киев: Здоровье, 1991

Экология:учебные программы для начальной фессиональной школы: Учебное пособие / Н. М. Александрова, И. Э. Вилкова, Г. И. Логунова; Под ред. Н. М. Александровой. – СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1999.

Лабораторный практикум по микробиологии. Часть 1. Техника микробиологических исследований / сост. Н. А. Трещанина. Самара, 1997. 58 с.

Лабораторный практикум по микробиологии. Часть 2. Выделение чистой культуры бактерий / сост. Н. А. Трещанина. Самара, 1997. 32 с.

Читайте также: