Если сотрудник написал заявление о переходе на электронную трудовую книжку в день увольнения

Обновлено: 03.05.2024

Приближается срок перехода работников на электронные трудовые книжки. В связи с этим и у работодателей, и у работников возникает множество вопросов, связанных с таким переходом. В этой статье мы постарались ответить на наиболее частые вопросы, касающиеся электронных трудовых книжек.

При этом работодатель должен письменно уведомить всех работников о переходе на электронные трудовые книжки, хотя законодательство прямо не устанавливает такого требования. Минтруд в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933 пояснил, что заявление о выбранном способе ведения трудовой книжки подается работником после выдачи работодателем соответствующего уведомления. Это позволит избежать возможных претензий к работодателю, как со стороны самих работников, так и со стороны проверяющих ГИТ.

Что грозит работодателю, если его сотрудники не подадут заявления о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Подача сотрудниками письменного заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о переходе на ее электронный вариант носит добровольный характер. Работодатель не вправе заставить своих работников написать и представить такое заявление.

Законодательством не предусмотрено никакой ответственности для тех работодателей, чьи работники в течение 2020 года не подадут заявления о выборе варианта трудовой книжки.

Если работники не представят такого заявления, работодатель обязан дальше вести и хранить их бумажные трудовые книжки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Когда нужно уведомить работников о переходе на электронную трудовую книжку?

shutterstock_1412609024 (2).jpg

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ работодатели должны были проинформировать всех своих работников об изменениях в трудовом законодательстве и переходе на электронные трудовые книжки до 30 июня 2020 года.

Но из-за коронавируса и перехода отечественных компаний на удаленный режим работы, уведомление сотрудников о переходе на электронные трудовые книжки было перенесено на более поздний срок (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887).

По новым правилам работодатели должны уведомить сотрудников о праве выбрать форму ведения трудовой книжки до 31 октября 2020 года включительно.

Что будет работодателю, который не уведомит работников о переходе на электронные трудовые книжки?

Отдельного штрафа для работодателей, не уведомивших работников о переходе на электронные трудовые книжки, законодательство не предусматривает. Однако отсутствие письменного уведомления может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и трудовых прав сотрудников.

Штрафы за данное нарушение назначаются в размере от 1 000 до 5 000 рублей для должностных лиц организаций и ИП и от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций. Повторное нарушение грозит должностным лицам организаций и ИП штрафами в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям - от 50 000 до 70 000 рублей. Кроме того, должностные лица организации, ответственные за уведомление работников, могут быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет.

Должен ли работодатель в 2020 году оформлять своим сотрудникам бумажные трудовые книжки?

Да, должен. Работодатель ведет бумажные трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Работодатели заводят бумажные трудовые книжки на всех сотрудников, которые трудоустраиваются впервые.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель также обязан по письменному заявлению этого лица оформить новую бумажную трудовую книжку (ст. 65 ТК РФ).

Исключение из этого правила составляют работодатели-физлица, не являющиеся ИП. Такие работодатели не имеют права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 309 ТК РФ).

Какие неблагоприятные последствия ожидают сотрудников, которые не заявят о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Работникам, которые до конца 2020 года не заявят о выборе формы трудовой книжки, работодатели продолжат вести бумажные трудовые книжки наряду с подачей в ПФР сведений по форме СЗВ-ТД. Но это касается только тех работодателей, с которыми сотрудники состояли в трудовых отношениях в период 2020 года.

При трудоустройстве к новому работодателю после 31 декабря 2020 года сотрудники, не подавшие соответствующего заявления, не смогут рассчитывать на сохранение бумажной трудовой книжки. Сведения об их трудовой деятельности будут вестись новыми работодателями уже в электронной форме (письмо Минтруда от 10.02.2020 № 14-2/В-136).

Когда прекращается обязанность работодателей по оформлению и ведению бумажных трудовых книжек?

Соответствующая обязанность прекращается после подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку. В этих случаях работодатель выдает бумажную трудовую книжку на руки сотруднику и в дальнейшем освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

Кроме того, в отношении сотрудников, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будут вестись исключительно электронные трудовые книжки. Бумажные трудовые книжки на них оформлять уже не будут, причем независимо от желания самих работников (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Может ли работодатель самостоятельно перевести на электронную книжку сотрудника, который не определился с вариантом ее ведения?

Нет, не может. Заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки должно быть подано сотрудником до 31 декабря 2020 года. Если сотрудник до указанного срока так и не подаст работодателю соответствующего заявления, работодатель обязан будет продолжить ведение его бумажной трудовой книжки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Самостоятельно решить за работника, как именно вести его трудовую книжку, работодатель не может.

В каком порядке осуществляется перевод работников на электронные трудовые книжки?

Порядок перевода работников на электронные трудовые книжки Минтруд разъяснил в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933. Для начала работодатель обязан письменно уведомить всех своих сотрудников об изменениях в ТК РФ и о возможном переходе на электронную трудовую книжку. Сделать это нужно до 31 октября 2020 года.

Если работник заявит о переходе на электронную книжку, работодатель обязан в тот же день выдать ему на руки бумажную трудовую книжку. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. То есть о переходе сотрудника на электронный формат трудовой книжки.

Далее информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, которые работодатель направляет в ПФР по форме СЗВ-ТД. Срок подачи в ПФР данной отчетности – не позднее 15 числа месяца, который идет за месяцем подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку.

Как работники в случае перехода на электронные трудовые книжки смогут получить информацию о своей трудовой деятельности?

Сведения о трудовой деятельности в этом случае предоставляет работодатель. Для этого работодателями используется специальная форма СТД-Р, утвержденная приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н. В ней отражаются, в том числе, сведения о месте работы, переводах и об увольнении с указанием основания и причины прекращения трудового договора.

Данные сведения предоставляются работодателем по письменному заявлению работника, в котором указывается необходимая форма предоставления сведений (на бумаге или в электронном виде).

Срок предоставления сведений - не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления, а при увольнении сотрудника - в день прекращения трудового договора. Но если работник не подавал заявления о переходе на электронную трудовую книжку, то эти сведения работодатель предоставлять ему не обязан.

Может ли работник, не заявивший о переходе на электронную трудовую книжку, получить сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р?

shutterstock_650106565.jpg

Работодатель формирует информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронном виде на каждого работника. В том числе и на тех, кто не подавал никакого заявления о выборе варианта ведения трудовой книжки или же и вовсе отказался от перехода на электронную книжку (ст. 66.1 ТК РФ).

При этом ТК РФ не обязывает работодателя предоставлять сотруднику СТД-Р в случаях, если он не подавал заявления о переходе на электронную трудовую книжку. То есть работодатель может отказать сотруднику, на которого ведется бумажная трудовая книжка, в выдаче этой справки. Нарушением трудовых прав сотрудника это считаться не будет.

В то же самое время работник может получить сведения о трудовой деятельности в МФЦ, ПФР или через сайт Госуслуг (письмо Минтруда от 16.06.2020 № 14-2/ООГ-8465).

Вправе ли работник, выбравший электронный вариант ведения трудовой книжки, вернуться к бумажной книжке?

Нет, не вправе. Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную книжку, работодатель выдает бумажную трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Бумажную трудовую книжку работодатель перестает вести. Причем это касается как действующих, так и будущих работодателей сотрудника. Законодательство не предусматривает возможности возврата к бумажному варианту ведения трудовой книжки (письмо Минтруда от 03.07.2020 № 14-2/ООГ-10180).

Вправе ли работник в 2021 году изменить форму ведения трудовой книжки и перейти на ее электронный вариант?

Да, законодательство предусматривает такую возможность. Если работник в 2020 году заявил о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, то он имеет право затем передумать и подать работодателю письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Сделать это можно в любое время.

Отказаться от бумажной книжки работник будет вправе как в 2021 году, так и в последующие периоды.

Может ли новый работодатель отказать в ведении бумажной трудовой книжки?

Если работник изъявил желание продолжить ведение трудовой книжки на бумажном носителе, то данное право работника должно соблюдаться всеми без исключения работодателями. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Соответственно, новый работодатель не вправе отказать сотруднику в реализации этого права.

Когда работникам, перешедшим на электронные трудовые книжки, необходимо выдать на руки бумажные книжки?

Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку, работодатель обязан выдать бумажную трудовую книжку на руки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

В то же самое время законодательство не оговаривает точный момент, когда работодатель обязан передать сотруднику бумажную трудовую книжку.

Минтруд в письме от 13.03.2020 № 14-2/В-260 сообщил, что трудовую книжку работнику, перешедшему на электронную книжку, необходимо выдать на руки в срок не позднее 3 рабочих дней после получения от работника соответствующего заявления. Однако позднее Минтруд пересмотрел свою позицию, заявив, что бумажную трудовую книжку нужно выдать сотруднику в день подачи им заявления о переходе на электронную книжку (письмо от 12.08.2020№ 14-2/ООГ-12933).

Мария Луценко

Электронные трудовые книжки не могут существовать без нового отчёта. В статье разберём, как сотрудникам и работодателям к этому подготовиться.

Этапы перехода на электронные трудовые книжки

1 этап — 2020 год

  • Старые трудовые книжки ведут, как обычно, на бумаге.
  • Форму новой трудовой новоиспечённый сотрудник вправе выбрать сам.
  • Текущие работники должны письменно рассказать, с какой трудовой книжкой им важно остаться в следующем году. Вы, в свою очередь, должны уведомить их об этом в письменном виде до 31 октября. То есть написать уведоление и дать сотруднику под подпись.
  • Работникам, которые выбрали электронный формат, отдают бумажную трудовую на руки. С 2021 года сведения о их трудовой деятельности формируются только электронно.

Образец заявления работника на электронную трудовую:


Образец заявления с просьбой оставить бумажную трудовую:


2 этап — 2021 год

  • Новые трудовые книжки оформляют только в электронном виде — выбора больше нет.
  • Работникам, которые выбрали бумажный формат, продолжают вносить сведения в бумажную трудовую. При этом работодатель всё равно отчитывается о его стаже электронно, то есть по сути ведёт бумажную книжку одновременно с электронной.
  • Работникам, которые не написали заявление совсем, тоже оставляют бумажную трудовую книжку и дублируют сведения в электронном виде.

Как это будет работать и при чём тут СЗВ-ТД

У электронной книжки не будет физического носителя, если не считать выписку оттуда, обычную бумажку. Формироваться сама электронная книжка будет в ПФР. Чтобы у ПФР для этого были данные, придумали новый отчёт — СЗВ-ТД. Любая запись, которая была бы в трудовой книжке, сейчас будет в этом отчёте. Он ежемесячный и не сильно сложный, его графы говорят сами за себя:

Форма СЗВ-ТД

Срок подачи — не позже, чем на следующий рабочий день после приёма или увольнения сотрудника; по другим кадровым событиям — до 15 числа следующего месяца. Другие кадровые события — это перевод или подача заявления о выборе формы трудовой книжки. Реже: переименование работодателя; присвоение сотруднику новой профессии, специальности или квалификации; судебный запрет занимать ту или иную должность . Что ещё важно: при самой первой подаче отчёта за какого-либо сотрудника нужно заодно показать сведения по состоянию на 1 января 2020 года. А состояние на 1 января 2020 — это последнее кадровое событие, которые произошло с сотрудником на эту дату.

— информацию о переводе Алисы,

— её последнее кадровое событие на начало 2020 года, которое было её приёмом на работу в 2018 году.

Если за весь 2020 год у вас не случилось ни одного кадрового события, то СЗВ-ТД всё равно нужно подать в 2021 году — до 15 февраля. В нём покажите последнее кадровое событие каждого сотрудника по состоянию на 1 января 2020 года.

Почему электронная трудовая — это хорошо

Если переход будет технологичным, то вот наше идеальное будущее: электронные трудовые книжки интегрируются с порталом госуслуг, кадровая служба, ПФР, ФСС, банки и визовые службы быстро получают информацию о стаже и трудовой деятельности сотрудника на сайте ПФР, при приёме на работу сотрудники ничего не приносят. Это будет особенно удобно при трудоустройстве удалённых работников, при потере книжек и расчёте больничных. Напомню, размер больничных и пособий зависят от стажа, сейчас его неудобно высчитывают по трудовой.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

А Эльба поможет?

Да, она подготовит отчёт СЗВ-ТД. Вам достаточно указать данные о сотрудниках, а остальное Эльба сделает сама.

Статья актуальна на 08.02.2021

Об электронных трудовых книжках

Что представляет собой электронная трудовая книжка?

Электронная трудовая книжка будет представлять собой совокупность сведений о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в числе которых сведения о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении с указанием основания прекращения трудового договора.

Как будет наполняться база Пенсионного фонда сведениями о трудовой деятельности работников?

Во-вторых, актуальные сведения о трудовой деятельности работников в ПФР обязан будет представлять работодатель.

Что именно будет входить в обязанности работодателя в 2020 г.?

В срок до 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, работодатель должен подать в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности тех работников, которые в течение отчетного месяца были:

а) переведены на другую постоянную работу;

б) приняты на работу;

г) написали заявление о переходе на электронную трудовую книжку или заявление на продолжение ведения бумажной трудовой книжки.

Приведенные обстоятельства называются кадровыми мероприятиями.

В этом же постановлении содержится порядок заполнения формы.

Таким образом, в сведениях нужно будет отразить не только то кадровое мероприятие, которое стало поводом для подачи формы, но и последнее кадровое мероприятие, произведенное в вашей организации в отношении работника до 1 января 2020 г. Отражать мероприятия, которые произошли на предшествующем месте работы сотрудника, не нужно.

(Пенсионный фонд привел примеры заполнения формы СЗВ-ТД для разных ситуаций.)

В каком виде форма СЗВ-ТД должна быть подана в Пенсионный фонд?

Если в штате работодателя числятся менее 25 человек, форму СЗВ-ТД в ПФР можно подать в бумажном виде. Больше 25 человек – только электронно.

В 2021 г. обязанности работодателя по подаче формы СЗВ-ТД изменятся?

Да, в следующем году обязанности работодателя изменятся. Уведомлять ПФР о приеме на работу и увольнении придется не позднее следующего рабочего дня после дня издания приказа.

Уведомлять о переводах и подаче заявления о выборе формата ведения трудовой книжки так же нужно будет до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Как будет осуществлен переход работников на электронные трудовые книжки?

Работодатель в срок до 30 июня 2020 г. обязан письменно уведомить каждого работника о праве сделать выбор, подав одно из двух заявлений – о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или переходе на электронный формат.

Образец уведомления о переходе на электронные трудовые книжки

Настоящим уведомляем Вас о том, что внесены изменения в трудовое законодательство, связанные с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Для этого Вам необходимо в срок до 31 декабря 2020 г. подать работодателю одно из двух письменных заявлений:

  • о продолжении ведения трудовой книжки в порядке ст. 66 ТК РФ;
  • о согласии на предоставление сведений о трудовой деятельности в порядке ст. 66.1. ТК РФ.

Одно из указанных заявлений должно быть представлено по адресу_____________.

Отметка о получении уведомления работником с датой, подписью, расшифровкой

Одно из указанных заявлений работник должен подать работодателю до 31 декабря 2020 г. В противном случае продолжаем вести бумажную трудовую книжку.

Работник, выбравший ведение бумажной книжки, в любой момент может передумать и написать заявление о переходе на электронный формат. А вот обратный переход невозможен.

Как быть тем, кто в 2020 г. не работал, но сохранял место работы, и тем, кто не был трудоустроен, а потому не подавал заявление?

За пределами 31 декабря 2020 г. подать заявление могут:

  • работники, которые не исполняли трудовые обязанности, но за ними сохранялось место работы (декретницы, сотрудники на больничном и т.д.);
  • лица, имеющие стаж работы, но на 31 декабря 2020 г. не состоявшие с кем-либо в трудовых отношениях.

Таким образом, у каждого работника, имеющего трудовой стаж до 31 декабря 2019 г., будет возможность выразить свое волеизъявление путем подачи заявления.

Что следует сделать при принятии в 2020 г. работника, впервые устраивающегося на работу?

Ему нужно предложить написать одно из двух заявлений. Если он выберет для себя бумажную трудовую книжку, ее нужно будет оформить. Разумеется, при приеме на работу такого работника нужно не забыть сдать в Пенсионный фонд форму СЗВ-ТД.

Иной порядок начнет действовать с 2021 г.: начинающие трудовую деятельность работники смогут рассчитывать только на электронную трудовую книжку.

Если работник выбрал электронный формат, что делать с трудовой книжкой?

Работнику, подавшему заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ (т.е. выбравшему электронный формат), трудовую книжку следует выдать на руки. Работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение (п. 3 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ). При выдаче трудовой книжки в нее вносится порядковая запись о подаче работником указанного заявления.

Запись о выдаче на руки книжки следует произвести в журнале ведения и хранения трудовых книжек. Также работник должен будет поставить подпись в личной карточке.

Если трудовая книжка передана работнику, что следует выдать ему при увольнении?

Ждать согласия на отправку Сведений по почте не нужно.

Работник, не получивший Сведения, вправе обратиться за ними к работодателю путем подачи заявления. В этом случае они должны быть ему выданы в течение трех рабочих дней указанным в заявлении способом – в бумажном или электронном виде.

Следует отметить, что Трудовой кодекс разрешает работодателям обмениваться Сведениями с работниками в электронном виде, равно как и работнику – подавать электронные заявления. Но это должно быть отражено в локальных нормативных актах работодателя.

Что именно выдаем работнику на руки? Форма выдачи Сведений разработана Минтрудом (форма СТД-Р), но пока не утверждена приказом (несмотря на то что работодатели уже месяц как должны выдавать такие Сведения работникам на руки).

Можно ли заключить трудовой договор, если вместо трудовой книжки работник принес Сведения о трудовой деятельности, выданные работодателем по последнему месту работы? Как проверить, нужно ли будет вести бумажную трудовую книжку?

С 1 января 2020 г. при заключении трудового договора работник предоставляет трудовую книжку и (или) Сведения о трудовой деятельности за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые.

При приеме работника на работу проверяем, есть ли в Сведениях о трудовой деятельности отметка о том, что работник отказался от бумажной книжки:

Если книжку работник не предоставил, по его письменному заявлению оформляем новую трудовую книжку в привычном порядке.

Как работодателю получить сведения о стаже работы сотрудника, если в момент трудоустройства он предоставил только Сведения о трудовой деятельности, которыми охватывается небольшой временной период?

Работодатель обязан при увольнении работника выдавать Сведения о трудовой деятельности только за тот период, в который работник трудился у него (ст. 84.1 ТК РФ). Поэтому человек может прийти к новому работодателю для трудоустройства, не имея на руках бумажной трудовой книжки (в случае отказа от нее) и со Сведениями, которые охватывают небольшой период работы.

В этом случае у работодателя, заключившего трудовой договор, возникнут проблемы:

  • при расчете больничного;
  • при решении вопросов о том, является ли работник бывшим государственным или муниципальным служащим и нужно ли уведомлять о конфликте интересов;
  • при намерении получить подтверждение опыта работника (как в момент приема, так и в ходе выполнения трудовых обязанностей, например, при проведении процедуры сокращения численности работников).

Региональный Пенсионный фонд в этом случае советует просить предоставить трудовую книжку. Но ведь она выдана работнику на руки и может не сохраниться к моменту трудоустройства. Более удачным видится другой вариант: можно предложить работнику обратиться в Пенсионный фонд через МФЦ или Портал госуслуг с запросом о предоставлении сведений обо всей трудовой деятельности, а затем передать их работодателю.


Ю. И. Удалова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Можно ли в 2021 году принять заявление от сотрудника на выбор бумажной трудовой книжки, если в 2020 году он не написал такое заявление?

Ответ

Да, можно. Такой позиции придерживаются специалисты Федеральной службы по труду и занятости.

Обоснование

В системе КонсультантПлюс по рассматриваемому вопросу содержится следующая информация:

Вопрос: Если работник не подал заявление до 31.12.2020: 1) ведение трудовой книжки продолжается только по настоящему месту работы или будет продолжено и по новому месту работы; 2) право на подачу такого заявления утратится полностью, если работник не подпадает под исключительные случаи сохранения права на подачу такого заявления, перечисленные в законе, например с учетом того, что работник не находился в отпуске, на больничном и т.д.?

Ответ: 1. До 31 декабря 2020 года работодателю можно подать письменное заявление о продолжении ведения трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ. Работодатель вправе прекратить ведение трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ только после получения заявления работника, согласившегося с формированием сведений о его трудовой деятельности в электронном виде. Поэтому непоступление от работника в срок до 31 декабря 2020 года письменного заявления о продолжении ведения его трудовой книжки в порядке ст. 66 ТК РФ не освободит работодателя от выполнения обязанности по ее ведению.

2. Нет, не утратится.

Правовое обоснование: В соответствии со ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Если работник не подал до 31 декабря 2020 года никакого заявления, имея работодателя, имея такую возможность, при этом не находился в отпуске, не был отстранен от работы (примеры из п. 6 ст. 2 Закона N 439-ФЗ), то работодатель продолжает вести в отношении такого работника бумажную трудовую книжку. Каковы права такого работника-молчуна при трудоустройстве к последующим работодателям, остается ли за ним право на ведение бумажной трудовой книжки и у других работодателей? Если да, то сможет ли такой работник в будущем изменить выбор и написать заявление с выбором цифрового формата трудовой книжки? Либо новые работодатели будут предоставлять ему только сведения о трудовой деятельности?

Ответ: 1. Да, остается.

3. Если работник не откажется от ведения своей трудовой книжки в бумажном виде, то последующие работодатели обязаны будут продолжать вести его трудовую книжку в бумажном виде, а также формировать сведения о его трудовой деятельности в электронном виде.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 66.1 ТК РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная ТК РФ, иным федеральным законом информация (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ).

В случаях, установленных ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен ее. Сведения о трудовой деятельности могут использоваться также для исчисления трудового стажа работника, внесения записей в его трудовую книжку (в случаях, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом на работника ведется трудовая книжка) и осуществления других целей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 66.1 ТК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона N 439-ФЗ).

После 31.12.2020 подать заявление о продолжении ведения трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ могут подать любые лица, либо только перечисленные в ч. 6 ст. 2 Закона 439-ФЗ?

В ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ сказано, что после 31.12.2020 подать работодателю одно из письменных заявлений о предоставлении сведений о трудовой деятельности или о продолжении ведения трудовой книжки могут лица: 1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период: а) временной нетрудоспособности; б) отпуска; в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Уточните, пожалуйста, может ли лицо, не указанное в ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ (т.е. любое лицо, у которого есть "бумажная" трудовая книжка, но которое не подало заявление о выборе между электронными сведениями либо продолжением ведения трудовой книжки по другим причинам, нежели указано в данной норме) подать заявление о продолжении ведения трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ после 31.12.2020 г.?

Ответ: Да, работник, не отказавшийся от ведения бумажной трудовой книжки, вправе сделать это в любой момент после 31.12.2020.

Правовое обоснование: Согласно ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" в случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).


Ю. И. Удалова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Читайте также: