С какого возраста начинается работа по ознакомление детей со структурой множества

Обновлено: 17.05.2024

Консультация для воспитателей на тему: "Методика работы по ознакомлению детей со своим организмом. Береги здоровье смолоду!"
Последовательное ознакомление детей с функционированием человеческого организма, формирует правильное представление о значении жизни и деятельности человека в целом, а также о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни. Объясняем, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм

Оценить 123 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Консультация для воспитателей

Воспитатель группы №6

На сегодняшний день отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников детских садов, снижение иммунитета. Также в последние годы наблюдается огромный интерес государства к проблеме индивидуального здоровья человека, в связи с чем разрабатывается долгосрочная программа формирования здорового образа жизни, которая станет одним из основных направлений оздоровления нации. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка человека. Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия, которое предполагает медико-санитарное просвещение и воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей главную позицию, направленною на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.

Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Должны понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Рядом с педагогом и ребенком идут родители, которые помогают детям использовать полученные ими знания и умения в обыденной жизни. Для этого необходимо постоянно держать их в курсе того, что изучают дети. Проблема обучения и развития всегда находится в центре исследований психологии и педагогики. Организм человека – это сложнейшая, организованная система органов и структур, обеспечивающих его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой.

В своей работе воспитатель должен следовать определенной логике, основанной на учете возможностей возраста, которая обеспечит усвоение познавательного материала и воспитание нравственных чувств и отношений. Эта логика такова:

Значение этого первого этапа заключается в том, что взрослый фиксирует внимание детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет соответствующие знания.

Результатом таких единичных знаний явится обобщение, которое ребенок сделает самостоятельно при тактичной помощи воспитателя: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего-то, все органы чувств помогают нам больше узнать об окружающем.

Одна дана нам голова.

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка, —

И два виска, и две руки,

Зато один и нос и рот.

А будь у нас наоборот,

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали.

Когда речь пойдет о частях тела —- руках, ногах, можно рассказать детям об их строении и функционировании. Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть на картинке, на себе, друг на друге, из каких частей состоят рука и нога; ответить на вопросы, почему они устроены именно так. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?

После того как воспитатель убедится в умении ребенка называть и свои органы чувств, и части тела, объяснять, для чего они человеку, можно переходить к следующему, третьему этапу.

С помощью воспитателя дети находят ответы на вопросы, как функционируют органы чувств, как они устроены, каковы их особенности.

При этом нужно разделить вопросы об органах чувств и частях тела. Об устройстве и функционировании органов чувств можно рассказать только тем детям, которые проявят к этому интерес, для всех будут полезны и интересны сведения об особенностях органов чувств у человека и животных (у кого самые зоркие глаза, кто лучше всех слышит, кто видит в темноте и т. п.).

Четвертый этап —овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела.

Данная работа должна проводиться систематически в повседневной жизни, на занятиях, в режимных процессах. Она требует внимания со стороны воспитателя.

Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать и о внутренних органах человека, их значении и функционировании. Конечно, выбор должен быть предельно ограничен: сердце, желудок, легкие, мозг. И лишь для детей, проявляющих особый интерес к подобной информации, эту программу можно расширить.

Методика аналогична той, которую воспитатель использует при ознакомлении с внешними органами: познакомить с названием, примерным расположением, через упражнения и наблюдения дать возможность почувствовать орган (сердце сильно бьется после бега, плавания, прыжков; дыхание учащается, можно вдохнуть и выдохнуть воздух и т. д.). Затем следуют рассказ о функции каждого органа, о его значении для жизни и здоровья человека и ознакомление ребенка со способами бережного отношения к собственному организму.

Ознакомление детей с функционированием человеческого организма может включаться в занятия всех образовательных областей. Содержание занятий по ознакомлению дошкольников со своим организмом направленно на привлечение внимания к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и окружающих, пониманию роли двигательной активности, влияния физических упражнений на организм человека, его самочувствие.

На занятиях по изучению здорового образа жизни педагоги ставят задачи:

1. Сформировать у детей представление об организме человека, о строении собственного тела;

3. Сформировать представление о том, что вредно и что полезно для организма;

4. Воспитать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

5. Рассказать детям о пользе физических упражнений, полезных и вредных привычках, о возможности предупреждения некоторых заболеваний и травм;

6. Воспитать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих здоровью или даже жизни, объяснять необходимость сознательно избегать, а иногда и предотвращать их.

Для формирования представлений об организме человекау детей, используют методы, которые применяются на занятиях.

Выполнение упражнений детьми. В игровой форме дети узнали, чем отличаются люди друг от друга (высо­кие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети и взрослые) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела). Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, можно попросить их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около зеркала ребятам предлагали изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно могут сделать вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан

Дав первичные ориентиры – голова, туловище, ноги – переходят к дифференцировке уровней.

Голова – макушка, лоб, брови, глаза, нос, щеки, рот, подбородок, шея.

Руки – кисти, ладони, пальцы, предплечья, локти, плечи.

Туловище – грудь, живот, спина.

Метод проблемного обучения.

Предполагает постановку проблемных ситуаций, которые рассматриваются в играх соревновательного и сюжетного характера.

Чтобы на конкретном примере показать, к чему может привести несоблюдение человеком элементарных правил сохранения своего здоровья, можно использовать моделирование ситуации, цель которой — в реальных условиях показать, что здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела

Метод творческих заданий.

Этот метод дает возможность детям самостоятельно придумывать различные подвижные игры, упражнения, комплексы упражнений. Для обобщения полученных знаний, на занятиях целесообразно устраивать логические эстафеты, например команды соревнуются, кто быстрее составит таблицу из органов чувств, соберет и соединит опорно-двигательную систему и т. п. Органы чувств (зрение, осязание и т. п.) получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что именно и в какой последовательности можно и нужно делать с этим предметом.

Вопросы при проведении творческих заданий (старший, подготовительный возраст):

Обязательно в ходе занятий надо помочь детям прийти к выводу о том, что организм не сможет существовать без отдыха и сна, поэтому их тоже можно включить занятия по знакомству с функционированием человеческого организма.

Викторины, конкурсы, аттракционы дают детям представления о пользе витаминов, которые, конечно же, необходимы для правильного функционирования организма. Без витаминов, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Поэтому для правильного и стабильного функционирования организма так важно следить за своевременным питанием, организацией движений, за качественным отдыхом и сном. Мы все должны быть заинтересованы в здоровом, физически и умственно развитом подрастающем поколении.

Таким образом, последовательное ознакомление детей с функционированием человеческого организма, формирует правильное представление о значении жизни и деятельности человека в целом, а также о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни. Объясняем, что здоровый че­ловек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому, например, способствует организация двигательной активности на прогулке. Например, во врем прогулки можно организовать шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.

Беседуя с детьми, надо обращать внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком. И в то же время такие беседы помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя.

Знания о человеческом организме воспитывают у детей ценностное отношение к здоровью, жизни своей и другого человека, убеждают в возможности достижения человеком счастливой полноценной жизни посредством здорового образа жизни, помогают осознать и установить свою физическую идентичность другому человеку.

Выше уже указывалось, что подвести детей к усвоению структуры задач удобнее всего на задачах-драматизациях, так как в них отражается собственная деятельность детей. Например, дети только что учились составлять число из двух меньших чисел. Вызванный ребенок, Ваня, зажал в одной руке четыре кружка, а в другой — один кружок. Дети должны

Так примерно может начаться обучение решению и составлению задач на вычисление.

На этом начальном этапе очень важно показать детям, чем отличается задача от рассказа, от загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. С этой целью воспитательница дает различные задания.

Например, она вызывает двух девочек и одного мальчика, ставит их по обе стороны стола и предлагает остальным что-либо рассказать о вызванных детях. Зная, что надо составить задачу, дети рассказывают: «С одной стороны стола вы поста-

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитательница подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.

Знакомя детей с условием задачи, важно особо подчеркнуть, что в задаче на вычисление имеются числовые данные, причем их должно быть не менее двух.

Чтобы убедить в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитательница намеренно опускает одно из числовых данных:

На конкретных примерах из жизни дети яснее осознают необходимость двух чисел в условии задачи на вычисление, лучше усваивают отношения между числами и смысл арифметических действий, которые они, еще не формулируя, фактически совершают.

После таких упражнений можно подвести детей к обобщенному пониманию составных частей задачи.

Всякая задача на вычисление состоит из условия и вопроса. В уело нии имеются два числа.

Но о чем говорится в условии? В условии содержатся отношения между числовыми данными. Анализ условия подводит детей к пониманию арифметических действий, которые надо совершить.

Выяснив структуру задачи, дети легко выделяют в ней отдельные части.

Затем следует поупражнять детей в повторении задачи в целом и отдельных частей. Можно предложить одним повторить условие, а другим вопрос или самим сформулировать его.

Если дети сами придумывают задачи, то пусть одни составляют условие, а другие ставят вопрос. Иногда следует предлагать особо выделить числовые данные из условия задачи и сказать, нужно ли эти числа сложить или вычесть одно из другого, а затем объяснить, на основании чего ребенок думает, что надо сделать именно так, а не иначе.

На начальном этапе дети находят ответ задачи, не вдумываясь еще, какое действие они совершают. Они опираются на прежний опыт оперирования множествами, на свои знания взаимно-обратных отношений между смежными числами.

Но как только дети усвоили структуру задачи, их можно познакомить и с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл и научить формулировать. Какие возникают здесь новые задачи? Арифметические действия совершаются с числами, а не с множествами. Значит, подводя детей к формулировке арифметических действий, надо обеспечить постепенный переход от действий с предметами к действиям с отвлеченными числами. Как это сделать? Приведем некоторые примеры.

На основе предварительного практического действия составляется еще несколько задач. Дети учатся формулировать действие сложения и давать ответ на вопрос.

Поэтому по мере усвоения смысла и способа действия можно формулировать его, не именуя предметов, и, лишь отвечая па вопрос задачи, снова возвращаться к конкретному наименованию полученного числа — суммы.

Как видим, воспитательница работает с детьми над точностью формулировки ответа.

Итак, обучение формулировке арифметических действий является новым этапом в развитии детей. Но этот новый этап опирается на всю пред^ шествующую работу. Дети многократно практически убеждались, что, объединяя пять красных флажков с двумя синими, они создавали множество из семи флажков. В подготовительной же группе эту операцию объединения множеств дети учатся вы-

ражать в виде арифметического действия сложения. Поэтому мереходной ступенью к формулировке арифметического действия и является именование слагаемых предметов соответственно содержанию задачи: к пяти флажкам прибавили два флажка, всего получилось семь флажков. И лишь на следующем этапе становится возможной формулировка с отвлеченными числами (5 + 2 = 7). Этот постепенный путь развития характеризуется движением мысли от конкретного к абстрактному.

Спешить с переходом к оперированию абстрактным числовым материалом не следует. Такие абстрактные понятия, как число, арифметическое действие, становятся доступными лишь на основе длительных упражнений детей с конкретным материалом (что и предусмотрено излагаемой методикой).

В начале знакомства с арифметическими действиями, при решении задач дети слова прибавить, отнять (а не вычесть) воспринимают в их житейском значении. Поскольку в условиях задачи отражается жизненный практический опыт на увеличение или уменьшение численности предметов, то в условии задачи встречаются те же бытовые слова: подарили, прибавили, дали, подошли, догнали и др. (на действие сложения) или улетели, упали, убежали,ушли, отняли и др. (па действие вычитания).

Слова же сложить, вычесть, получится, равняется являются понятиями, специальными математическими терминами, отражающими обобщение многообразных практических действий людей. В сложении одно число надо сложить с другим, в вычитании из одного числа надо вычесть другое, а результат именовать получится, равняется. Абстрагированию слов сложить, вычесть, получится, равняется следует уделить особое внимание. Однако абстрактные понятия должны в с е г -гда опираться на конкретные представления. Поэтому преждевременное оперирование абстрактными понятиями может привести к формализму в знаниях детей.

Обучая детей, необходимо показать им отличие в задачах, требующих разных арифметических действий.

Следует обратить внимание детей и на различие вопросов в задачах на сложение и на вычитание.

Воспитательница предлагает вспомнить вопросы и сравнить их. Повторяя оба вопроса, дети фиксируют внимание на них и точнее воспринимают их различие.

Воспитательница указывает на связь вопроса с действием, которое надо сделать.

На основе анализа данных задач дети приходят к выводу, что сходство их состоит в том, что, во-первых, в обеих задачах речь шла о дежурном и расстановке им стульев, т. е. в общности их содержания, во-вторых, в обеих задачах были одни и те же числа. Различие же их заключается в разных действиях дежурного— в одной задаче он принес еще один стул, а в другой— унес один стул из поставленных ранее; различны вопросы в задачах, различны арифметические действия (сложить, вычесть), различны и ответы в задачах.

Такое сопоставление задач, их сравнение и анализ полезны детям: они лучше усваивают как содержание задач, так и смысл вопросов, обусловленных содержанием. .

Целесообразно предлагать детям подумать, как можно точнее выразить свою мысль и более правильно сформулировать вопрос к задаче.

Мы привели пример обучения детей анализу задачи, выделению в ней числовых данных и отношений между ними, умению правильно формулировать вопрос к задаче, арифметическое действие и давать полный, развернутый ответ на вопрос.

Очень важно при анализе задачи вовлекать всех детей в обдумывание лучшего, более точного ответа, терпеливо выслушивая детей.

Приведенная беседа приучает детей логически мыслить, учит правильно строить ответы на поставленные вопросы — о теме и сюжете задачи, о числовых данных и их отношениях, о выборе арифметического действия (обосновывая этот выбор), о формулировке арифметического действия.

Когда отличия арифметических действий уже хорошо усвоены и дети свободно решают задачи, для разнообразия вполне допустимо показать детям некоторые обозначения.

Так как дети в подготовительной группе еще не учатся писать, запись производится при помощи карточек с цифрами и знаками. Цифры и знаки =, >,

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Л-6 Методика формирования представлений о множестве и количестве в разных. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

План Задачи по ознакомлению детей с множеством Характеристика приемов установления взаимно однозначного соответствия или несоответствия Методика формирования представлений о множестве, числе и счету в разных возрастных группах

1. Задачи по формированию представлений о единичности и множественности ( 3-5 лет) 1. Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет); Учить выделять множество однородных предметов (много бабочек, много листочков) ; учить выделять множество с неоднородными предметами ( много бабочек и жуков; много красных, желтых и зеленых листочков, больших и маленьких кукол- признак цвет, величина и т.п. )- от 3-5 лет ; 2. Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия или несоотвествия (c 3 до 6 лет)

Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия или несоответствия (c 3 до 6 лет) Существуют 6 приемов установления взаимнооднозначного соответствия: - наложение ( мл.возр.) - приложение (мл.возр.) - составление пар (мл. – ср.возр.) - использование множества-посредника (ст.возр.) - счет (ср.- ст.возр.)

3. Методика формирования у детей представлений о числе, обучение счёту. Этапы счетной деятельности ( А.М. Леушина) Первый этап ( дочисловой ) 2-3 г. Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множества. Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один. Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество. Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число.

Этапы счетной деятельности Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель — ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.). Результат — итог счета, обозначенный

Этапы счетной деятельности Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат — понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего. Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.

Этапы счетной деятельности Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д.

Обучение счету происходит: на основе сравнения двух групп предметов по количеству. 1 этап. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов. 2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем - 10.

4. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет) Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве. Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества. Правила счета и отсчитывания совпадают, однако при обучении отсчитыванию особое внимание следует уделить следующему правилу: числительное надо называть лишь на 1 момент движения.

Методика формирования количественных представлений в старшей группе ( 6 г. жизни) Задачи: 1) продолжать формировать представления о численности (количественная характеристика) множеств, способах образования чисел; 2) учить считать до 10( количественный, порядковый счет)а также отсчитывать предметы ; 3) учить образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в 1, 2 и 3 элемента; 4)С целью подготовки детей к счету групп их обучают умению разбивать совокупности в 4, 6, 8, 9, 10 предметов на группы по 2, 3, 4, 5 предметов, определять количество групп и число отдельных предметов; 5) Знакомить с количественным составом чисел из единиц в пределах 5; 6) знакомство с цифрами

2 этап: (ср.возр.) Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Л-6 Методика формирования представлений о множестве и количестве в разных. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

План Задачи по ознакомлению детей с множеством Характеристика приемов установления взаимно однозначного соответствия или несоответствия Методика формирования представлений о множестве, числе и счету в разных возрастных группах

1. Задачи по формированию представлений о единичности и множественности ( 3-5 лет) 1. Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет); Учить выделять множество однородных предметов (много бабочек, много листочков) ; учить выделять множество с неоднородными предметами ( много бабочек и жуков; много красных, желтых и зеленых листочков, больших и маленьких кукол- признак цвет, величина и т.п. )- от 3-5 лет ; 2. Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия или несоотвествия (c 3 до 6 лет)

Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия или несоответствия (c 3 до 6 лет) Существуют 6 приемов установления взаимнооднозначного соответствия: - наложение ( мл.возр.) - приложение (мл.возр.) - составление пар (мл. – ср.возр.) - использование множества-посредника (ст.возр.) - счет (ср.- ст.возр.)

3. Методика формирования у детей представлений о числе, обучение счёту. Этапы счетной деятельности ( А.М. Леушина) Первый этап ( дочисловой ) 2-3 г. Основная цель этого этапа — ознакомление со структурой множества. Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один. Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество. Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число.

Этапы счетной деятельности Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель — ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.). Результат — итог счета, обозначенный

Этапы счетной деятельности Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат — понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего. Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.

Этапы счетной деятельности Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д.

Обучение счету происходит: на основе сравнения двух групп предметов по количеству. 1 этап. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов. 2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем - 10.

4. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет) Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве. Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества. Правила счета и отсчитывания совпадают, однако при обучении отсчитыванию особое внимание следует уделить следующему правилу: числительное надо называть лишь на 1 момент движения.

Методика формирования количественных представлений в старшей группе ( 6 г. жизни) Задачи: 1) продолжать формировать представления о численности (количественная характеристика) множеств, способах образования чисел; 2) учить считать до 10( количественный, порядковый счет)а также отсчитывать предметы ; 3) учить образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в 1, 2 и 3 элемента; 4)С целью подготовки детей к счету групп их обучают умению разбивать совокупности в 4, 6, 8, 9, 10 предметов на группы по 2, 3, 4, 5 предметов, определять количество групп и число отдельных предметов; 5) Знакомить с количественным составом чисел из единиц в пределах 5; 6) знакомство с цифрами

2 этап: (ср.возр.) Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

Читайте также: