Менеджмент это что за профессия

Обновлено: 13.05.2024

Менеджеры ‒ это члены организации, которые несут ответственность за выполнение работы других сотрудников организации. Управление является динамическим элементом любого предприятия. Важность профессии менеджера заключается в том, что именно руководитель помогает определять и достигать цели организации, способствует производительности человеческого труда и эффективности использования ресурсов, обеспечивает всех сотрудников необходимыми задачами, координирует их работу. Управленцы являются неотъемлемой частью любой фирмы, так как от них зависит правильно выстроенная организация труда, которая влияет на прибыльность и существование предприятия в целом.

Управление требуется везде, где два или более человека работают вместе для достижения общих целей. Успех компании зависит от результативного взаимного сотрудничества между членами группы. Менеджмент создает командную работу и координацию усилий всех сотрудников предприятия.

Особое внимание исследователей в настоящее время направлено на использование системного подхода и системных идей в выявлении российской специфики менеджмента и его резервов для преодоления кризисных явлений в экономике.

С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

Особенностей деятельности менеджера:

– является неопределенность условий принятия решений, то есть они часто испытывают дефицит времени и информации;

– высокий уровень рисков не только для самого руководителя, но и для организации и коллектива сотрудников;

– к менеджеру предъявляются повышенные требования профессионализма – уровень образования, знания, навыки, нравственные качества, чувство стиля;

– столкновение с неповторимостью ситуаций, каждая управленческая ситуация отличается от аналогичной;

– является не только руководителем, но и подчиненным;

– множество коммуникативных связей с сотрудниками различных уровней;

– повышенная ответственность за результаты принимаемых решений – моральная, административная, уголовная.

Менеджеры находятся в постоянном движении. Практически каждое исследование менеджеров в действии показало, что они часто переключаются с задачи на задачу, меняя фокус своего внимания, чтобы реагировать на возникающие проблемы, и участвуют в большом объеме задач короткой продолжительности. Минцберг наблюдал за руководителями компаний на работе, чтобы получить некоторое представление о том, что они делают и как проводят свое время. Он обнаружил, что большинство их задач, длились менее девяти минут [3].

Коттер изучил ряд успешных генеральных менеджеров и обнаружил, что они проводят большую часть своего времени в общении, включая подчиненных, своих боссов и многочисленных людей за пределами организации. Исследование Коттера показало, что средний менеджер тратит всего 25% своего времени на работу в одиночку, и это время в основном дома или в своём офисе. Всё остальное время они проводят в окружении других сотрудников организации.

Исследования, проведенные Спроуллом, показали, что в течение дня менеджеры занимались 58 различными видами деятельности, средняя продолжительность которых составляла всего девять минут.

Таким образом, менеджеры должны постоянно выступать в качестве наставников для своих подчиненных.

Менеджеры участвуют в планировании, организации, руководстве и контроле. Менеджеры описали свои обязанности, которые можно объединить в девять основных видов деятельности.

Долгосрочное планирование. Руководители, занимающие руководящие должности, часто участвуют в стратегическом планировании и развитии.

Контроль. Менеджеры оценивают и принимают корректирующие меры в отношении распределения и использования людских, финансовых и материальных ресурсов.

Анализ окружающей среды. Менеджеры должны постоянно следить за изменениями в бизнес-среде и отслеживать бизнес-показатели, такие как доходность собственного капитала или инвестиций, экономические показатели, бизнес-циклы и т. д.

Надзор. Руководители постоянно контролируют работу своих подчиненных.

Координация. Менеджеры часто должны координировать работу других как внутри рабочей группы, так и за ее пределами.

Отношения с клиентами и маркетинг. Некоторые менеджеры участвуют в непосредственном контакте с клиентами и потенциальными клиентами.

Общественные отношения. Необходимо поддерживать и поддерживать контакт с представителями различных групп населения за пределами компании, включая государственные и федеральные агентства, местные гражданские группы и поставщиков.

Внутренний консалтинг. Некоторые руководители используют свой технический опыт для решения внутренних проблем, выступая в качестве внутренних консультантов по организационным изменениям и развитию.

Мониторинг продуктов и услуг. Менеджеры участвуют в планировании, мониторинге проектирования, разработки, производства и поставки продуктов и услуг организации.

В зависимости от типа управленческой роли зависят действия и миссии менеджеров. Они могут играть как одну или несколько ролей, так и практически все в деятельности фирмы. Далее рассмотрим поподробнее характеристики различных ролей менеджеров.

Символическая фигура – выполняет обычные обязанности правового или социального характера. Обычно это церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства.

Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников. Фактически это все управленческие действия с участием подчиненных.

Связующее звено обеспечивает саморазвитие сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Зачастую это переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.

Приемник информации – разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации. Обычно это обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки).

Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации. Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным.

Представитель передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Это участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации.

Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных.

Переговорщик – это ответственный за представительство организации на важных переговорах. Обычно проводит переговоры.

Современный в наши дни инновационный менеджмент очень популярен, так как предполагает системный подход к работе руководителя, объединяющий контролирующие функции с непосредственной организацией технологического процесса. Самые распространенные направления, в которых требуются менеджеры:

Профессия менеджер

Если следовать классическому определению, менеджер – это специалист по управлению производственным процессом, участвующий в разработке стратегии развития компании. Если посмотреть шире, менеджер может решать самые разные управленческие задачи. От руководства 1-2 сотрудниками или небольшой командой до управления огромным предприятием. Отдельно можно выделить менеджеров по продажам.

Спрос на хороших управленцев постоянно растет.

Кто такой менеджер и чем он занимается?

В зависимости от занимаемой должности, менеджер управляет компанией либо каким-то из ее подразделений – направлением, отделом и так далее. В ряде случаев менеджер может работать удаленно, т.е. не в офисе компании, управляя фрилансерами или дистанционными сотрудниками. Например, студия Ratio - в этой компании все сотрудники работают удаленно.

В обязанности специалиста входит распределение задач между сотрудниками, контроль качества их деятельности, создание алгоритмов работы и многое другое.

Менеджер должен знать делопроизводство – уметь оформлять договоры, вести необходимую сопутствующую документацию и деловую переписку. Также для менеджера критически важно умение общаться с людьми – договариваться, убеждать, мотивировать.

Отдельной категорией можно выделить менеджеров по продажам.

Плюсы и минусы профессии менеджера

  • Хорошие перспективы карьерного роста.
  • Высокая востребованность в различных сферах.
  • Возможность хорошо зарабатывать.
  • Постоянное общение с разными людьми, наработка полезных связей.
  • Мобильность – возможны частые командировки, встречи.
  • Высокий уровень конкуренции в любой из отраслей.
  • Невысокая зарплата на начальном этапе.
  • Напряженный темп работы, частые стрессовые ситуации.
  • Ответственность за прием решений.

Периоды рутинной монотонной работы.

Необходимые навыки и знания

Опыт и личные качества в профессии менеджера зачастую важнее профильного образования. Карьера управленца фактически открыта для профессионала любой специализации. Базовых навыков управления и качеств несколько:

  • Техника ведения переговоров.
  • Делопроизводство.
  • Знания в области экономики и социологии.
  • Коммуникабельность, умение располагать к себе людей.
  • Организаторские способности.
  • Отличная память и логическое мышление.
  • Способность анализировать информацию и быстро принимать решения.

Сколько зарабатывают менеджеры?

Доход менеджера обусловлен регионом деятельности компании и спецификой отрасли. Однако и в одной области и в конкурирующих компаниях заработная плата менеджеров может значительно отличаться. Объясняется это в первую очередь работоспособностью и имеющимся опытом работы в данной сфере. Разбег очень большой: выпускник ВУЗа получает от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, зарплата специалиста может составлять от 80 до 100 и более тысяч рублей, а доход профи может исчисляться миллионами рублей.

Как стать менеджером?

Диплом ВУЗа обязателен для менеджера, вне зависимости от сферы деятельности организации. В идеале, специализация должна соответствовать профилю компании или подразделения, в котором менеджер планирует трудиться. Тем не менее, рассчитывать на выгодное предложение работодателя могут и специалисты смежных с менеджментом профессий – социология, психология, маркетинг, PR и др.

Получить профессию менеджера можно в гуманитарных или технических университетах – сейчас факультеты менеджмента есть не только в крупных, но и в небольших городах. При трудоустройстве на должность менеджера приветствуются дипломы дополнительного образования по управлению кадрами, основам маркетинга и рекламы, психологии.

Где искать работу?

Знания и опыт профессиональных менеджеров необходимы множеству компаний, которые стремятся упрочить положение на рынке. Наиболее актуальна эта специальность для следующих отраслей:

В последние годы статистика рапортует, что на рынке труда в РФ наблюдается устойчивый профицит юристов, экономистов и… менеджеров. При этом факультет менеджмента остается одним из самых популярных среди молодых людей. Почему?

Секрет в том, что говоря об избытке управленцев, статистики имеют ввиду специалистов по продажам. Управление же это несколько иное, и определяться, стоит ли идти в менеджмент, нужно только с четким пониманием, что это за профессия.

Плюсы и минусы профессии

Суть специальности менеджера проста: он управляет. Или если точнее, разрабатывает планы, организует процессы, мотивирует персонал, контролирует исполнение и координирует все это на каждом этапе.

Особенность профессии заключается в том, что она охватывает все отрасли — от IT до добычи камня и нефтепереработки. То есть менеджер — это универсальный руководитель, который может отлаживать процессы на любом уровне с любыми ресурсами. В чем преимущества его работы:


Минусы

Минусы тоже есть. Это высокая ответственность, максимальная нагрузка. Здесь нужно постоянно учиться, быстро перестраиваться. Все это порождает высокий уровень стресса, с которым не все умеют справляться.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Хорошие управленцы нужны всегда. Причем на всех уровнях — от регионального отделения до московского филиала или государства.


Специалисты низшего звена

В сегменте младшего руководящего состава более всего востребованы менеджеры:

Последних не стоит путать со специалистами, которые занимаются только коммуникациями с потенциальными заказчиками — тем, что часто называют навязыванием покупки. Управленец организует процессы, руководит специалистами по продажам и налаживает связи с заказчиками.

Специалисты среднего звена

На среднем уровне чаще всего нужны руководители филиалов, управляющие отделениями и начальники разных цехов, логисты. То есть во всех сферах, которые показывают рост. Сегодня это IT, нефтепереработка, строительство, торговля, финансовые услуги (банки, страховщики).

Топ-менеджеры

Самая востребованная категория — топ-менеджеры. Или руководители высшего звена. Речь о главах целых предприятий, торговых сетей, финансово-кредитных учреждений, спортивных центров. Такие специалисты нужны и в госаппарате.


Вузы, в которых можно учиться на менеджменте

  • колледжистам стоит поступать на финансы, предпринимательство, коммерцию, гостиничное или банковское дело, спортивный менеджмент;
  • бакалаврам — на менеджера в разных сферах (гостиничное и ресторанное дело, event-индустрия, наукоемкие производства нефтегазового комплекса, машиностроение, энергетика, образование, строительство, IT);
  • магистрантам — на инновационный HR-management, управление персоналом, стратегическое управление.

Московская академия предпринимательства

В Московской академии предпринимательства молодым людям предлагают изучать на бакалавриате:

  • менеджмент гостиничного и ресторанного дела;
  • экономику предприятий;
  • торговое дело;
  • государственное и муниципальное управление;
  • управление кадрами;
  • финансы и кредит.

Начать здесь тоже можно с колледжа (поступление без ЕГЭ) — коммерции, гостиничного сервиса или экономики.

Московский институт предпринимательства и права

При Московском институте предпринимательства и права действует факультет СПО, где за 2−3 года можно получить профессию в сфере коммерции или банковского дела. На бакалавриате будущие управленцы могут изучать управление малым бизнесом или международный менеджмент.

Московский Открытый Институт

Наконец, в Московском Открытом Институте готовят будущих менеджеров в сфере:

  • кадрового управления;
  • антикризисного руководства;
  • организации работы государственного и муниципального сектора;
  • финансов;
  • логистики;
  • спорта;
  • управления IT-проектами;
  • нефтегазодобычи и переработки;
  • здравоохранения;
  • технологических инноваций;
  • машиностроения;
  • образования;
  • энергетики;
  • малого и среднего бизнеса.

Одна из программ будущего — информационный менеджмент — тоже изучается на бакалавриате в МОИ.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Читайте также: