Менеджмент это что за профессия
Обновлено: 13.05.2024
Менеджеры ‒ это члены организации, которые несут ответственность за выполнение работы других сотрудников организации. Управление является динамическим элементом любого предприятия. Важность профессии менеджера заключается в том, что именно руководитель помогает определять и достигать цели организации, способствует производительности человеческого труда и эффективности использования ресурсов, обеспечивает всех сотрудников необходимыми задачами, координирует их работу. Управленцы являются неотъемлемой частью любой фирмы, так как от них зависит правильно выстроенная организация труда, которая влияет на прибыльность и существование предприятия в целом.
Управление требуется везде, где два или более человека работают вместе для достижения общих целей. Успех компании зависит от результативного взаимного сотрудничества между членами группы. Менеджмент создает командную работу и координацию усилий всех сотрудников предприятия.
Особое внимание исследователей в настоящее время направлено на использование системного подхода и системных идей в выявлении российской специфики менеджмента и его резервов для преодоления кризисных явлений в экономике.
С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.
Особенностей деятельности менеджера:
– является неопределенность условий принятия решений, то есть они часто испытывают дефицит времени и информации;
– высокий уровень рисков не только для самого руководителя, но и для организации и коллектива сотрудников;
– к менеджеру предъявляются повышенные требования профессионализма – уровень образования, знания, навыки, нравственные качества, чувство стиля;
– столкновение с неповторимостью ситуаций, каждая управленческая ситуация отличается от аналогичной;
– является не только руководителем, но и подчиненным;
– множество коммуникативных связей с сотрудниками различных уровней;
– повышенная ответственность за результаты принимаемых решений – моральная, административная, уголовная.
Менеджеры находятся в постоянном движении. Практически каждое исследование менеджеров в действии показало, что они часто переключаются с задачи на задачу, меняя фокус своего внимания, чтобы реагировать на возникающие проблемы, и участвуют в большом объеме задач короткой продолжительности. Минцберг наблюдал за руководителями компаний на работе, чтобы получить некоторое представление о том, что они делают и как проводят свое время. Он обнаружил, что большинство их задач, длились менее девяти минут [3].
Коттер изучил ряд успешных генеральных менеджеров и обнаружил, что они проводят большую часть своего времени в общении, включая подчиненных, своих боссов и многочисленных людей за пределами организации. Исследование Коттера показало, что средний менеджер тратит всего 25% своего времени на работу в одиночку, и это время в основном дома или в своём офисе. Всё остальное время они проводят в окружении других сотрудников организации.
Исследования, проведенные Спроуллом, показали, что в течение дня менеджеры занимались 58 различными видами деятельности, средняя продолжительность которых составляла всего девять минут.
Таким образом, менеджеры должны постоянно выступать в качестве наставников для своих подчиненных.
Менеджеры участвуют в планировании, организации, руководстве и контроле. Менеджеры описали свои обязанности, которые можно объединить в девять основных видов деятельности.
Долгосрочное планирование. Руководители, занимающие руководящие должности, часто участвуют в стратегическом планировании и развитии.
Контроль. Менеджеры оценивают и принимают корректирующие меры в отношении распределения и использования людских, финансовых и материальных ресурсов.
Анализ окружающей среды. Менеджеры должны постоянно следить за изменениями в бизнес-среде и отслеживать бизнес-показатели, такие как доходность собственного капитала или инвестиций, экономические показатели, бизнес-циклы и т. д.
Надзор. Руководители постоянно контролируют работу своих подчиненных.
Координация. Менеджеры часто должны координировать работу других как внутри рабочей группы, так и за ее пределами.
Отношения с клиентами и маркетинг. Некоторые менеджеры участвуют в непосредственном контакте с клиентами и потенциальными клиентами.
Общественные отношения. Необходимо поддерживать и поддерживать контакт с представителями различных групп населения за пределами компании, включая государственные и федеральные агентства, местные гражданские группы и поставщиков.
Внутренний консалтинг. Некоторые руководители используют свой технический опыт для решения внутренних проблем, выступая в качестве внутренних консультантов по организационным изменениям и развитию.
Мониторинг продуктов и услуг. Менеджеры участвуют в планировании, мониторинге проектирования, разработки, производства и поставки продуктов и услуг организации.
В зависимости от типа управленческой роли зависят действия и миссии менеджеров. Они могут играть как одну или несколько ролей, так и практически все в деятельности фирмы. Далее рассмотрим поподробнее характеристики различных ролей менеджеров.
Символическая фигура – выполняет обычные обязанности правового или социального характера. Обычно это церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства.
Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников. Фактически это все управленческие действия с участием подчиненных.
Связующее звено обеспечивает саморазвитие сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Зачастую это переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.
Приемник информации – разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации. Обычно это обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки).
Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации. Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным.
Представитель передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Это участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации.
Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных.
Переговорщик – это ответственный за представительство организации на важных переговорах. Обычно проводит переговоры.
Современный в наши дни инновационный менеджмент очень популярен, так как предполагает системный подход к работе руководителя, объединяющий контролирующие функции с непосредственной организацией технологического процесса. Самые распространенные направления, в которых требуются менеджеры:
Если следовать классическому определению, менеджер – это специалист по управлению производственным процессом, участвующий в разработке стратегии развития компании. Если посмотреть шире, менеджер может решать самые разные управленческие задачи. От руководства 1-2 сотрудниками или небольшой командой до управления огромным предприятием. Отдельно можно выделить менеджеров по продажам.
Спрос на хороших управленцев постоянно растет.
Кто такой менеджер и чем он занимается?
В зависимости от занимаемой должности, менеджер управляет компанией либо каким-то из ее подразделений – направлением, отделом и так далее. В ряде случаев менеджер может работать удаленно, т.е. не в офисе компании, управляя фрилансерами или дистанционными сотрудниками. Например, студия Ratio - в этой компании все сотрудники работают удаленно.
В обязанности специалиста входит распределение задач между сотрудниками, контроль качества их деятельности, создание алгоритмов работы и многое другое.
Менеджер должен знать делопроизводство – уметь оформлять договоры, вести необходимую сопутствующую документацию и деловую переписку. Также для менеджера критически важно умение общаться с людьми – договариваться, убеждать, мотивировать.
Отдельной категорией можно выделить менеджеров по продажам.
Плюсы и минусы профессии менеджера
- Хорошие перспективы карьерного роста.
- Высокая востребованность в различных сферах.
- Возможность хорошо зарабатывать.
- Постоянное общение с разными людьми, наработка полезных связей.
- Мобильность – возможны частые командировки, встречи.
- Высокий уровень конкуренции в любой из отраслей.
- Невысокая зарплата на начальном этапе.
- Напряженный темп работы, частые стрессовые ситуации.
- Ответственность за прием решений.
Периоды рутинной монотонной работы.
Необходимые навыки и знания
Опыт и личные качества в профессии менеджера зачастую важнее профильного образования. Карьера управленца фактически открыта для профессионала любой специализации. Базовых навыков управления и качеств несколько:
- Техника ведения переговоров.
- Делопроизводство.
- Знания в области экономики и социологии.
- Коммуникабельность, умение располагать к себе людей.
- Организаторские способности.
- Отличная память и логическое мышление.
- Способность анализировать информацию и быстро принимать решения.
Сколько зарабатывают менеджеры?
Доход менеджера обусловлен регионом деятельности компании и спецификой отрасли. Однако и в одной области и в конкурирующих компаниях заработная плата менеджеров может значительно отличаться. Объясняется это в первую очередь работоспособностью и имеющимся опытом работы в данной сфере. Разбег очень большой: выпускник ВУЗа получает от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, зарплата специалиста может составлять от 80 до 100 и более тысяч рублей, а доход профи может исчисляться миллионами рублей.
Как стать менеджером?
Диплом ВУЗа обязателен для менеджера, вне зависимости от сферы деятельности организации. В идеале, специализация должна соответствовать профилю компании или подразделения, в котором менеджер планирует трудиться. Тем не менее, рассчитывать на выгодное предложение работодателя могут и специалисты смежных с менеджментом профессий – социология, психология, маркетинг, PR и др.
Получить профессию менеджера можно в гуманитарных или технических университетах – сейчас факультеты менеджмента есть не только в крупных, но и в небольших городах. При трудоустройстве на должность менеджера приветствуются дипломы дополнительного образования по управлению кадрами, основам маркетинга и рекламы, психологии.
Где искать работу?
Знания и опыт профессиональных менеджеров необходимы множеству компаний, которые стремятся упрочить положение на рынке. Наиболее актуальна эта специальность для следующих отраслей:
В последние годы статистика рапортует, что на рынке труда в РФ наблюдается устойчивый профицит юристов, экономистов и… менеджеров. При этом факультет менеджмента остается одним из самых популярных среди молодых людей. Почему?
Секрет в том, что говоря об избытке управленцев, статистики имеют ввиду специалистов по продажам. Управление же это несколько иное, и определяться, стоит ли идти в менеджмент, нужно только с четким пониманием, что это за профессия.
Плюсы и минусы профессии
Суть специальности менеджера проста: он управляет. Или если точнее, разрабатывает планы, организует процессы, мотивирует персонал, контролирует исполнение и координирует все это на каждом этапе.
Особенность профессии заключается в том, что она охватывает все отрасли — от IT до добычи камня и нефтепереработки. То есть менеджер — это универсальный руководитель, который может отлаживать процессы на любом уровне с любыми ресурсами. В чем преимущества его работы:
Минусы
Минусы тоже есть. Это высокая ответственность, максимальная нагрузка. Здесь нужно постоянно учиться, быстро перестраиваться. Все это порождает высокий уровень стресса, с которым не все умеют справляться.
Востребованность профессий в сфере менеджмента
Хорошие управленцы нужны всегда. Причем на всех уровнях — от регионального отделения до московского филиала или государства.
Специалисты низшего звена
В сегменте младшего руководящего состава более всего востребованы менеджеры:
Последних не стоит путать со специалистами, которые занимаются только коммуникациями с потенциальными заказчиками — тем, что часто называют навязыванием покупки. Управленец организует процессы, руководит специалистами по продажам и налаживает связи с заказчиками.
Специалисты среднего звена
На среднем уровне чаще всего нужны руководители филиалов, управляющие отделениями и начальники разных цехов, логисты. То есть во всех сферах, которые показывают рост. Сегодня это IT, нефтепереработка, строительство, торговля, финансовые услуги (банки, страховщики).
Топ-менеджеры
Самая востребованная категория — топ-менеджеры. Или руководители высшего звена. Речь о главах целых предприятий, торговых сетей, финансово-кредитных учреждений, спортивных центров. Такие специалисты нужны и в госаппарате.
Вузы, в которых можно учиться на менеджменте
- колледжистам стоит поступать на финансы, предпринимательство, коммерцию, гостиничное или банковское дело, спортивный менеджмент;
- бакалаврам — на менеджера в разных сферах (гостиничное и ресторанное дело, event-индустрия, наукоемкие производства нефтегазового комплекса, машиностроение, энергетика, образование, строительство, IT);
- магистрантам — на инновационный HR-management, управление персоналом, стратегическое управление.
Московская академия предпринимательства
В Московской академии предпринимательства молодым людям предлагают изучать на бакалавриате:
- менеджмент гостиничного и ресторанного дела;
- экономику предприятий;
- торговое дело;
- государственное и муниципальное управление;
- управление кадрами;
- финансы и кредит.
Начать здесь тоже можно с колледжа (поступление без ЕГЭ) — коммерции, гостиничного сервиса или экономики.
Московский институт предпринимательства и права
При Московском институте предпринимательства и права действует факультет СПО, где за 2−3 года можно получить профессию в сфере коммерции или банковского дела. На бакалавриате будущие управленцы могут изучать управление малым бизнесом или международный менеджмент.
Московский Открытый Институт
Наконец, в Московском Открытом Институте готовят будущих менеджеров в сфере:
- кадрового управления;
- антикризисного руководства;
- организации работы государственного и муниципального сектора;
- финансов;
- логистики;
- спорта;
- управления IT-проектами;
- нефтегазодобычи и переработки;
- здравоохранения;
- технологических инноваций;
- машиностроения;
- образования;
- энергетики;
- малого и среднего бизнеса.
Одна из программ будущего — информационный менеджмент — тоже изучается на бакалавриате в МОИ.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Читайте также: