Манекенщица что за профессия

Обновлено: 25.04.2024

Хотя бы раз в жизни каждая девушка мечтала побыть моделью, красиво ходить по подиуму в люксовой одежде, иметь много поклонников и большие заработки. Именно так многие представляют себе эту профессию. Работа моделью сейчас весьма интересна: все чаще можно увидеть девушек plus-size, людей с нестандартной внешностью или с ограниченными возможностями. Приятно, что общество снимает ограничения в модельном бизнесе, но всегда ли так было?

У истоков профессии

До начала XX века профессии "модель" как таковой не было. Не было шоу, дефиле, показов, фотосессий. Лишь в домах мод и ателье, где обслуживали богатых клиенток, существовали так называемые "манекены" - девушки, которые демонстрировали платья, часто они ассистировали модисткам. Это было развито в Европе и в Америке, для России такая работа была больше в диковинку. Первое упоминание о модельном бизнесе было в 1890 г., в Лондоне открылся "Дом манекенщиц мадам Люсиль". У первых манекенщиц были строгие правила отбора: рост 160 см, знание иностранных языков, обладание светскими манерами.

В 1911 г. Поль Пуаре, известный французский кутюрье, устроил тур по городам Европы с участием 150-ти манекенщиц. Ими были актрисы и танцовщицы - словом, те, кто не боялся сцены и у кого был опыт работы с публикой. Но для этих девушек работа была разовой, особого значения ей не придавали.

После Первой Мировой войны и революции в Европу хлынул поток русских эмигрантов. Образованные, титулованные, некогда очень богатые и известные, а теперь потерянные и обнищавшие аристократы заполонили все ниши рабочего класса. Девушек из знатных семей часто приглашали на работу манекенщицами, ведь они обладали всеми нужными качествами: хорошими внешними данными, отличной фигурой и осанкой, обучены светским манерам, умели подать себя, знали по несколько иностранных языков, были невероятно работоспособны и приветливы. Но не все девушки славянской наружности были в почете, а в основном титулованные. Дело в том, что покупательницы домов мод не хотели приобретать одежду, которую показывали представительницы "низших" сословий, а бывшие графини и баронессы очень подходили для этой работы. Они могли не только продемонстрировать вещь, а также побеседовать с клиентом, рассказать об истории создания наряда. Неудивительно, что после этого появилась "светская манекенщица": за работой закрепился статус уважаемой, и манекенщицы получали хорошие гонорары, а также подарки от обеспеченных клиенток. Модные дома Jean Patou, Christian Dior и Chanel также держали русских манекенщиц.

Помимо светских манекенщиц, которые стояли на вершине модельной иерархии, существовали другие типы моделей: домашняя модель - многочасовое стояние, пока на девушке портнихи подгоняли платье, и модель для показа - демонстрация нарядов в самом модельном доме. Показы проходили по 3 часа ежедневно, за внешним видом и телосложением девушек внимательно следили. Модели должны были держать определенные пропорции, не курить и не пить кофе во время работы, не заводить знакомства с мужьями клиенток. Также они должны были знать особенности кроя, ткани и фурнитуры.

Самыми известными представительницами модельного бизнеса 1920-х гг. были Лиза Граббе, Натали Палей, княжна Мэри Эристовна и Гали Баженова. Они обладали яркойй внешностью, безупречным чувством вкуса, приятными светскими манерами. Надо уточнить, что не все модели были исконно русскими, в моде были также манекенщицы, принадлежавшие к кавказской аристократии - их красота была жгучая, экзотичная, что особенно привлекало модные дома. Некоторые девушки, начав карьеру моделью, потом открывали свои модельные агентства или модные дома. Литература не обошла стороной столь популярную профессию: у писательницы Тэффи есть произведение под названием "Авантюрный роман", где в качестве главных героинь выступают манекены Наташа и Вера. В романе показывается работа манекенщиц, их жизнь в эмиграции, мечтания и стремления.

1 - Лиза Граббе; 2 - Натали Палей; 3 - Мери Эристовна; 4 - Гали Баженова. Источник фото: Яндекс. Картинки.

1 - Лиза Граббе; 2 - Натали Палей; 3 - Мери Эристовна; 4 - Гали Баженова. Источник фото: Яндекс. Картинки.

Предвоенные годы

В 1929 г. после краха Нью-Йоркской фондовой биржи в модельном бизнесе наступил провал. Великая депрессия (1929-1933 гг.) нанесла мощный удар по модной индустрии. Большинство модных домов понесли убытки и вскоре начали закрываться один за одним. Вектор моды сместился с показной роскоши на экономию: платья стали длиннее, с минимальным количеством фурнитуры, вместо любимого в 1920-е гг. шелка предпочтение стали отдавать другим тканям - шерсти, хлопку, твиду. Положение русских эмигрантов за границей изменилось: в них видели конкурентов в борьбе за рабочие места, спрос на "русский стиль" упал. Однако русские манекенщицы по-прежнему оставались в почете. Самыми востребованными моделями 1930-х - начала 1940-х гг. были Тея Бобрикова, Люд Федосеева и Ия Ге.

К началу Второй Мировой войны кризис в мире моды продолжался - все шло на нужды фронта, роскошные наряды голливудских звезд считались вульгарными и дорогими, в моде была простота и удобство. При этом профессия модели была все так же востребована, но русских девушек в ней оставалось все меньше. Во-первых, манекенщицы первой волны эмиграции отошли от дел - выходили замуж, переезжали, просто становились старше. Во-вторых, оккупация немецкими войсками не способствовала пополнению рядов манекенщиц. К тому же, титулы русских красавиц, которые поначалу очень ценились и манили к себе модельеров, теперь отодвигались на второй план в связи с демократизацией общества. Интерес к русским угасал, сменившись настороженностью. К началу 1950-х гг. нашествие русских моделей почти прекратилось, уступив дорогу другим.

Русские манекенщицы 1920-х - 1940-х гг. приняли самое активное участие в формировании модельного бизнеса, оказали влияние на формирование облика модели. Без них профессия модели не смогла бы так развиться и стать востребованной и популярной во всем мире.

Если вам понравилась статья, не поленитесь оценить ее :) А еще лучше, если вы подпишитесь на мой канал. Спасибо за внимание!

0g-A02AxCZ4 (453x604, 137Kb)

wdn01NVVfwQ (218x266, 51Kb)

lum2QaqC66c (451x604, 155Kb)

HmmtaHdkfuI (529x385, 144Kb)

"Первая фотомодель" графиня Кастильоне.


Графиня считалась одной из самых красивых женщин своей эпохи и стремилась запечатлеть себя на фото.
После смерти Кастильоне осталось более 400 фотографий, многие из которых находятся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

0g-A02AxCZ4 (534x700, 192Kb)

2QLEadYn9e0 (672x700, 390Kb)

8FJdy_P46cY (557x700, 207Kb)

cJPKKIvR3qM (490x700, 251Kb)

Mup8ssEF2dU (503x700, 290Kb)

GprfTJuBZAA (700x584, 266Kb)

QuxgXcbXjiw (476x700, 369Kb)

-TFj48BepwM (535x700, 316Kb)

o7UmTzB7MB8 (494x700, 244Kb)

QEDGeXNKl5I (506x700, 247Kb)

Умерла известная красавица в Париже от апоплексического удара 28 ноября 1899 года.
После смерти графини коллекцию ее снимков (а также ее личных вещей, писем и драгоценностей), купил известный денди-эстет граф Робер де Монтескью. Он же написал первую полную биографию графини, над которой трудился 13 лет.
В 1955 году о графине ди Кастильоне был снят фильм (реж. Жорж Комбре), в заглавной роли выступила американская актриса Ивонн де Карло.
Во Флоренции на площади Святого Августина в 2000 году была установлена памятная доска в честь графини ди Кастильоне. Итальянский парфюмер Стефано Фречери создал духи Графиня ди Кастильоне. Черты графини вошли в портрет Клоринды, героини романа Золя Его превосходительство Эжен Ругон (1876).

Geneviève Lantelme (1882-1911) - французская актриса.

0g-A02AxCZ4 (440x640, 160Kb)

Её настоящее имя - Матильда Фосси, родилась в Париже в 1882 году. По слухам (достоверных источников нет) её мать была хозяйкой борделя, и сама Женевьева была известной куртизанкой. Существует предположение, что Лантельм была прототипом Леа из эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени".
Лантельм впервые дебютировала в 1901 году в театре "Жимназ" (Gymnase) в пьесе Мориса Доннэ "Качели".
3 декабря 1901 года Женевьева играет во второй своей пьесе — Le Premier Modèle, "Первая модель". Это всего лишь 1-актная комедия, но уже тут Женевьеву замечают, и газета Courrier Français, "Французский курьер" (№ 49, 1901), публикует рецензию Эмиля Лютза (Emile Lutz), особо отмечающую естественность юной актрисы и ее комедийный дар.
В январе 1902 года Лантельм играет в "Уловке" (Le Detour). Роль крошечная, и в журнале "Театр" (Le Theatre N 74), в котором "Уловке" отведена большая статья, Лантельм не упоминается. В следующей пьесе, "Эрцгерцог Поль" (L'Archiduc Paul), Лантельм получает роль побольше, и впервые ее фото — пока маленькое и в групповой мизансцене — попадает на страницы "Театра" (№ 80). Очевидно, юная актриса привлекла внимание, потому что уже в октябре 1902 тот же "Театр" публикует ее большое и раскрашенное фото на целую полосу, что само по себе является честью.
Кроме того, начиная с этого времени Лантельм много снимается для модных журналов. Такой профессии, как фотомодель, тогда практически не существовало — в роли моделей, как правило, выступали актрисы, и на них старались равняться все модницы. К концу своей жизни Лантельм превращается в настоящую икону моды, а ее пристрастие к огромным шляпкам отразится даже в одном из романов известной французской писательницы Колетт: "Ах, эти огромные шляпы Лантельм, довольно, надоело! Хоть бы она их раздала!" ("Чистое и порочное"). Характерными чертами стиля Лантельм являются пышные локоны, большие шляпки и непременно — жемчуга.

3Ekz97OPKtI (650x700, 304Kb)

EAmms34XuaQ (409x700, 222Kb)

FPPI4Z-JJmg (470x700, 164Kb)

K_11ZjY_RAY (505x700, 242Kb)

kJwPiTn43Xg (497x700, 375Kb)

o_yUPLD1_KE (436x700, 273Kb)

Лантельм давно лежит в могиле
Кто помнит что похоронили
Ее в брильянтах и она
В гробу усыпана живыми
Была цветами полевыми
И кружевами убрана

А он дрожал ужель от страха
Тот жалкий осквернитель праха
Когда он гроб ее вскрывал
А может быть в восторге замер
Когда возник перед глазами
Лица пленительный овал.


Geneviève Lantelme by Giovanni Boldini (1907)

Светские львицы 20-х

Какие они были — светские красавицы прошлых лет? Как выглядели известные дамы, выходя в свет? Как они себя вели, как одевались, какими аксессуарами пользовались? Сегодня мы попробуем это выяснить с помощью нашей галереи светских львиц 20-х годов. Гламур, перья, веера и меланхоличное выражение на лице — ах эти лихие 20-е!


Актриса немого кино Мари Прево.

Актриса Эдна Пёрвиэнс. Постоянная партнерша Чарли Чаплина. Она снялась вместе с ним в 33 фильмах.

Легендарная Коко Шанель. Французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века.

Норма Ширер — канадо-американская актриса.

Актриса Барбара Стэнвик.

Актриса Джоан Кроуфорд.

Актриса немого кино Коллин Мур

UiuqnEnxyvI (544x700, 299Kb)

Американская писательница, сценарист и драматург Анита Лус.


. Хелен Морган — певица ночного клуба в Чикаго, выступала на сцене Бродвея и снималась в кино.

Зельда Фицджеральд — писательница и жена писателя Ф. Скотта Фицджеральда.

Kerstin Anita Marianne Ekberg

Демонстрация моделей одежды — основная сфера деятельности, с которой у нас ассоциируется профессия модели. Не умея работать на подиуме, не участвуя в fashion-показах, невозможно достичь известности и стать топ-моделью. На первый взгляд эта работа кажется легкой: девушка идет по подиуму, останавливается, поворачивается и уходит — все просто и красиво. Кажется, учиться здесь нечему. На самом деле дефиле требует не только определенных внешних данных, но и большого мастерства. Тем не менее, в колледжах моделей на изучение основных приемов походки отводится целый месяц, и только практика способна научить владеть собственным телом.

Поговорим о показах, в которых может участвовать манекенщица.

Haute couture (Высокая мода)

Haute couture (Высокая мода) — самый престижный вид показов. Как правило, показы Haute couture проходят два раза в год, зимой и летом, и самой шумной по-прежнему остается Неделя высокой моды в Париже. Настоящим couture считается одежда, созданная в Домах высокой моды — это вершина искусства и мастерства, которое может продемонстрировать модельер. Вещи Haute couture создаются ручным способом в единственном экземпляре, для их изготовления используются дорогие материалы, уникальная фурнитура и самые современные технологии.

Haute couture (Высокая мода)

Эту одежду, как правило, сложно представить в повседневной жизни, она создается для того, чтобы продемонстрировать будущие тенденции в моде. Дом моды Valentino традиционно показывает платья из шифона и шелка, похожие на птичье оперение. У Пако Рабанна платья выглядят, как космические конструкции — его любимыми материалами остаются кожа, пластик и металл. Дизайнер Оливье Лапидус, демонстрируя в Киеве коллекцию Haute couture, на пресс-конференции сообщил, что эта коллекция не сшита, а склеена по специальной технологии.

Показы prêt-a-porter, как и Haute couture, обязательно снимают телекомпании со всего мира, сюжеты круглосуточно крутят по Fashion-TV, а фоторепортажи публикуют в модных журналах. Соответственно, участие в них значительно улучшает портфолио и повышает рейтинг модели. Для fashion-показов дизайнеры выбирают девушек совершенно разной внешности. Все известные мировые тренды работают на определенную публику. Модель должна соответствовать той прослойке, для которой она показывает одежду.

Авангардная мода, или альтернативная мода

Авангардная мода, или альтернативная мода — эти показы относятся не столько к сфере моды, сколько к сфере шоу-бизнеса. Как правило, такие коллекции показывают в ночных клубах, а авторами являются начинающие модельеры, студенты художественных академий и институтов легкой промышленности. Показы авангардной моды могут проходить и в Лондоне, и в Москве, и в Киеве.

Авангардная мода, или альтернативная мода

Не имея денег на закупку дорогих материалов или желая создать имя с помощью эпатажа, автор создает коллекцию из оригинальных материалов, демонстрируя свою фантазию. Если вы увидите коллекцию одежды, сделанную из пустых пивных банок — это авангард, не имеющий ничего общего с металлической коллекцией Paco Rabanne. Не смотря на это, участие в показе авангардной моды может стать неплохой практикой для начинающей модели.

К выступлению на подиуме нужно готовиться. До того, как вы появитесь в свете прожекторов, вас ждут многочасовые репетиции. Придется совершенствовать свою фигуру, учиться ходить под музыку, вырабатывать хорошую осанку и уметь правильно держать голову.

Осанку проверить несложно: встаньте возле стены, касаясь ее пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Если в этой позе вы чувствуете себя уверенно и можете свободно ходить — у вас правильная осанка. Если хотите проверить плавность своей походки и умение держать голову, есть проверенный прием: походите с книгой на голове. Если она не падает — все в порядке.

Кроме того, нужно уметь красиво ходить и на шпильках, и в кроссовках, уметь ходить в паре с партнерами или партнершами, соблюдая дистанцию и скорость движения по подиуму. Нужно научиться быстро переодеваться, переобуваться. И главное — внутренне перестраиваться на новую одежду и новый образ, который хочет видеть модельер.

Когда в Киев привозили коллекции парижских Домов высокой моды, на кастинг было вызвано свыше 600 моделей со всей Украины. Отбор проходил в два этапа и занял два с половиной часа: в течение 90 минут были отсмотрены все модели, оставшееся время постановщики потратили на отобранных манекенщиц. Подсчитайте: сколько секунд было потрачено на каждую девушку?

Манекенщица, в отличие от фотомодели, не может рассчитывать, что к ней будут долго присматриваться. Часто на кастинге манекенщица должна завоевать клиента в течение нескольких секунд: она сделала десять шагов по подиуму, на очереди — следующая девушка. За это время нужно продемонстрировать все свои лучшие качества: осанку, походку, улыбку. К сожалению, начинающие модели стесняются улыбаться с первых шагов по подиуму, думая, что будут выглядеть нелепо. Но зачастую именно улыбка играет решающую роль.

Как правило, эти манекенщицы работают только с одним Домом моды и поддерживают соответствующий имидж — одеваются только здесь. Работать манекенщицей в престижном Доме моды так же тяжело, как и престижно, потому модели делают все возможное, чтобы там удержаться.

Не менее привлекательны показы в show-room, специальном демонстрационном помещении, где фирма представляет новые коллекции своим потенциальным клиентам (как правило, VIP-персонам и оптовым покупателям). Часто шоу-рум находится в Доме моды или фирменном магазине. Обычно показы в шоу-рум приурочены к межсезонью с расчетом на то, что покупатели приобретают осенне-зимнюю одежду летом, а весенне-летнюю — осенью и зимой. Как правило, показы проводятся в выходные или праздничные дни и носят неофициальный характер.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной

Дом моделей на Кузнецком мосту

Показ в Доме моделей.

В 1944 году, когда СССР уже шел к победе, жизнь в стране начала постепенно налаживаться. Тогда же и был открыт Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту. Его первой звездой стала Валентина Яшина, которая устроилась манекенщицей после того, как осталась одна с ребенком на руках. Девушке удалось покорить сердца многих высокопоставленных мужчин, в том числе и за рубежом, и выходить на подиум аж до 65 лет. Но эта модель, скорее, стала исключением из правил.

Ведь тех, кто трудился в Доме моделей не принято было называть по именам. Хотя именно здесь начинали свой творческий путь никому тогда неизвестные Вячеслав Зайцев, Вера Аралова и Александр Игманд. Хотя имена создателей коллекций тогда не принято было называть, а все, что демонстрировалось, считалось результатом коллективной работы.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной


Советские манекенщицы.

Однако несмотря на то, что в кузнице моды создавались выкройки одежды, проводились показы и шились новые модели, простым людям подобные коллекции были не по карману, ведь предназначены они были чаще всего для советской элиты. Говорят, что Леонид Брежнев одевался только у Александра Игманда. Он же и шил элегантные костюмы для главного человека в советской культуре – Екатерине Фурцевой.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной

Рабочие низшего разряда

Професссия манекенщиц не пользовалась почетом.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной


Долгое время советские журналы моды предпочитали рисованных моделей.

Однако несмотря на то, что на подиуме девушки представляли одежду для элиты, даже самые простые экспонаты приобрести они не могли – зарплата не позволяла. А традиции дарить моделям одежду тогда не было. И даже во время зарубежных показов манекенщицам строго запрещалось принимать какие-либо подарки. Если отказаться от презента не представлялось возможным, то нужно было его передать кураторам. Единственное, что могли оставить себе советские модели – это косметика.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной

Так почему же демонстраторы одежды были не в почете?

Никита Михалков с женой Татьяной.

И даже известный Никита Михалков, супруга которого Татьяна до брака ходила именно по подиуму, долгое время говорил, что его избранница была переводчиком.

Подвергался критике и повышенный интерес в Дому моделей со стороны иностранных гостей. Они с удовольствием ходили на показы и даже могли ухаживать за приглянувшимися девушками. Однако за советскими моделями практически круглосуточно следил КГБ, а во время зарубежных поездок им не разрешалось даже выходить на улицу.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной


Лека Миронова за строптивость поплатилась карьерой.

Однако и высокопоставленные советские чиновники были не прочь провести время с красивыми манекенщицами. Последним же приходилось или встречаться с ними (если повезет, можно было обзавестись постоянным покровителем), или же жертвовать карьерой. Так, одна из успешных моделей того времени Лека Миронова рассказывала, что однажды ее привезли к одному из партийных боссов для того, чтобы устроить фотосессию в стиле Playboy.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной

Драматичные судьбы советских манекенщиц

Валентина Яшина.

Несмотря на народную любовь и тотальный контроль со стороны властей некоторые манекенщицы сумели сделать успешные карьеры. Правда, большинство из них заплатили слишком большую цену за успех.

Несмотря на то, что Валентина Яшина, как мы уже писали, завершила свою модельную карьеру лишь в 65 лет, назвать счастливыми последние годы ее жизни сложно. Несмотря на то, что от мужа ей досталось большое наследство, умерла она в бедности и одиночестве. По самой распространенной версии, одну из первых манекенщиц Советского Союза оставили ни с чем сын и внук. Последние свои дни она провела на даче, где вынуждена была жить, оставшись без квартиры. По официальной версии, смерть наступила от сердечного приступа. Но близкие женщины уверены, что руку к ее кончине приложили родные люди.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной


«Русская Софи Лорен.

Почему профессия манекенщиц в СССР была непрестижной


Та самая скандальная фотосессия Галины Миловской.

Галина Миловская стала первой советской манекенщицей, которая снялась для знаменитого Vogue. Но фотографии, где девушка позировала на фоне Кремля, вызвали много вопросов у советского руководства: модель в брюках в непристойной позе сидела спиной к символу страны. Галя попала в немилость, лишившись работы. В начале 70-х она эмигрировала из страны, поселилась в Америке, в первое время работала по профессии, но затем сменила род деятельности, став документалисткой.

Читайте также: