Кто звонит в колокола в церкви профессия

Обновлено: 02.07.2024


В понедельник, 15 марта, православные христиане вступают в Великий пост. Он продлится до 1 мая и завершится праздником Пасхи. Разбираемся, чем необычен колокольный звон в этот период, зачем готовят звонарный чай, когда у будущих звонарей начнётся студенческая жизнь и фестивали.

Почему в Великий пост грустят звонари

На колокольне храма Большой Златоуст весенним солнечным днём морозно, дует шквалистый ветер, зато отсюда весь Екатеринбург как на ладони. Но подняться на самый верх по узенькой винтовой лесенке — развлечение не для слабонервных: может закружиться голова! В варежках и капюшоне старший звонарь Екатеринбургской епархии и руководитель колокольного центра иерей Димитрий Бажанов садится за музыкальный инструмент. Верёвки и петли ходят волнами, звон льётся и затихает, но гул от ударов словно застывает в воздухе.

Высота колокольни храма Большой Златоуст - 60 метров. В начале марта здесь постоянно дует ледяной ветер.

По словам отца Димитрия, Великий пост — важнейшее событие в жизни любого православного человека, но вместе с тем это — не самое весёлое для звонарей время. Дело в том, что в пост богослужение совершается не торжественно, не празднично, и колокольный звон отражает это общее настроение печали Церкви по страданиям Христа. Горожане слышат редкие удары, а время самого благовеста продлевается.

Во время Великого поста звонарю приходится труднее, чем в обычные дни, ещё и потому, что от него требуется чёткое знание богослужебного устава и умение быстро ориентироваться во время каждого священного действа. Особенно внимательным нужно быть на Страстную седмицу — неделю перед Пасхой. Звонари бьют самые редкие звоны, которые можно услышать только раз в год.


Ещё сложно сочетать звон с богослужением, находясь на колокольне: вверх-вниз по лестнице на высоту 60 метров не побегаешь. Приходит на помощь друг-сигнальщик. Он сообщает по смартфону, в какое время и как звонить. А если друг уснёт, то звонарь может свериться с трансляцией службы.

В храме Большой Златоуст находится самый большой колокол в Екатеринбурге весом 16 тонн.

В храме говорят, на Страстную седмицу даже погода печалится: воет метель, а поздней весной — идёт дождь со снегом. Звонари признаются, что на колокольне выручает звонарный чай. Его рецепт прост — дольки лимона, измельчённый имбирь и травяная заварка. Для сладости ещё можно мёда добавить. Согреет обязательно.

Спецназовцы и артисты приходят учиться звону

В дни Великого поста 7 апреля прихожане встречают Благовещение. Оказывается, на Урале этот праздник принято посвящать звонарям — ведь они своим звоном тоже несут благую весть. А ещё примерно в это время в нашем регионе вступает в свои права весна. Уже нет заморозков, на колокольне сверху не свирепствует ветер — можно начинать практиковаться в звонарном деле.

Ученики отрабатывают звон на этих небольших колокольчиках, прежде чем поднимутся на самый верх колокольни.


Какие уроки преподают в школе для звонарей

Эти колокола - уже настоящие. Они находятся на самой верхней платформе храма и прозвучат во время богослужения в дни Великого поста.

После обучения курсанты сдают экзамены или зачёты по каждому предмету, на практике в реальной обстановке демонстрируют наставникам тот или иной звон.

Как проходят фестивали по колокольному искусству


Учеников экзаменуют для повышения квалификации, а затем лучшие из них принимают участие в фестивале наряду с другими звонарями Церкви. Но чтобы стать настоящим мастером своего дела, должен пройти ещё не один год.


Особенный момент дня, когда в городе слышен колокольный звон местного храма. Говорят, что в это время Ангелы спускаются на Землю, настолько благодатной становится атмосфера в пространстве.

Но колокольный звон также подчиняется своим правилам (уставу) и может быть разным в зависимости от времени суток, дня недели, праздника. Более подробнее об этом изложено в нашей статье.

Значение для русского народа

Еще до Рождества Христова верующим людям был знаком колокольный звон. Особенно на территории земель русских. Но тогда религии были языческими, из-за чего колокола некоторое время не принимались первыми христианами.

Даже апостол Павел не очень позитивно упоминает в Священном писании о "меди звенящей", то есть о колокольном звоне, как пустом звуке.

Но в эпоху рассвета христианской религии, православия, главным символом духовной жизни русского народа становится этот величественный звенящий инструмент.

Колокола выливали только настоящие мастера, которые владели данным искусством в совершенстве.

И до сих пор, когда русский верующий человек неожиданно слышит звон церковных колоколов, то рука непроизвольно сама тянется совершить крестное знамение. Наверное, это уже "в крови" у народа.

Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом жителей России. Такой же величественный, чистый, светлый.

Описание

Великолепие колокольных звонниц

А еще колокольный звон является важной частью богослужения в православной церкви. И регулируется он Типиконом – церковно-богослужебным уставом.

Это документ, который одобрен синодальной богослужебной комиссией, а также утвержден Патриархом Московским Алексием II в августе 2002 года.

Согласно уставу, церковный звон подразделяется на 3 основные вида:

  1. Благовест (когда совершают единичные удары в большой колокол).
  2. Трезвон (когда единовременно звонит несколько колоколов).
  3. Перезвон (последовательные удары в колокола – от самого большого до самого маленького).

Например, по уставу о колокольном звоне на Пасху звучат и благовест, и трезвон. Так же и в другие праздничные и будничные дни.

Большие колокола

Благовест

Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие - в ритме музыкальной размерности ¾.

В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).

Благовест также подразделяется на:

  • воскресный (вес колокола - 3,25 тонн);
  • полиелейный;
  • повседневный (1,64 т);
  • праздничный (6 т);
  • великопостный.

Трезвон

Это одновременный звон во все колокола – за три подхода. Способ трезвона, в основном, зависит от мастерства самого звонаря, поскольку конкретных положений о нем в уставе нет.

Как правило, трезвон начинает всенощные бдения (после окончания благовеста) и снова звучит перед перерывом. Также, на утреннем богослужении: перед чтением Евангелия, перед началом Литургии, в момент выноса Плащаницы и Святого Креста, при совершении Крестного хода.

При трезвоне в колокола ударяют дважды (двузвон), трижды, шесть и девять раз.

Таким образом, если благовест сообщает о начале богослужения, то трезвон – о важных событиях (несет звук духовной радости!).

Также может осуществляться в разные колокола: воскресный, будничный и так далее.

Перезвон

Здесь характерно ударение в каждый колокол по 3 раза – от самого большого до самого маленького.

Звучит перезвон во время произнесения Великой славы Господу, после которой выносится Крест (в праздничный день Воздвижения), также в Крестопоклонную неделю, перед Крестным ходом, освящением воды и первого августа. В Страстную Пятницу перед выносом Плащаницы звучит перезвон.

Этот вид колокольного звона подготавливает верующих к восприятию особенно важных событий.

Все звоны обязательно совершаются в зависимости от знака богослужения и только по благословению настоятеля.

Праздники

Согласно устава колокольного звона, различают:

  1. Звоны будничные.
  2. Воскресные.
  3. Полиелейные.
  4. Великого Поста.
  5. На храмовые, великие и двунадесятые праздники.
  6. Нерядовые подготовительных недель и Великого поста.
  7. Нерядовые годичного круга.
  8. На Пасху и Великую седмицу.
  9. При встрече и отъезде архиерея.
  10. Венчальные.
  11. Крестильные.
  12. На отпевание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Служба в храме

Звоны на Пасху и Страстную Седмицу

В канун светлого христианского праздника, начиная с Чистого четверга и до субботы, полностью отсутствует какой-либо колокольный звон. И это не просто так.

По церковному поверью считается, что это время противостояния сил света и тьмы. После чего первые одерживают победу и начинается праздник Пасхи.

Устав колокольного звона в этот день особенный: звучит и благовест, и перезвон, и трезвон. В самой колокольне зажигают свет и начинается священное музыкальное действо, которое совершает звонарь, сообщая миру, таким образом, о победе добра и света.

Порядок совершения колокольного звона на Пасху изложено далее.

  • Полунощница, при которой слышен едва совершаемый благовест в праздничный колокол;
  • Крестный ход под звуки перезвона;
  • Пасхальное начало – вхождение в храм при трезвоне (с праздничным колоколом);
  • Евхаристический канон, при котором звучит благовест (12 медленных ударов) в праздничный колокол;
  • Целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.
  • благовест, сообщающий о начале Вечерни (40 ударов в праздничный колокол);
  • трезвон с праздничным колоколом;
  • через 1 час снова звучит трезвон, сообщающий об окончании.
  • до начала слышны звуки благовеста (40 ударов), а потом и трезвона;
  • Евхаристический канон при благовесте (12 медленных ударов);
  • Крестный ход при трезвоне (при остановке звуки прекращаются);
  • целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Есть такая традиция: в Пасхальную неделю всем желающим прихожанам можно подняться на колокольню и попробовать позвонить в колокола. Особенно это любят дети.

Что касается устава о колокольном звоне в Страстную Седмицу, то особенно важными являются такие дни, как Страстный Четверг и сам светлый праздник Пасхи (о котором информация выше).

Крестный ход под колокольный звон

На Успение Пресвятой Богородицы

В этот торжественный день также есть своя последовательность исполнения колокольного звона. На Успение уставом предусмотрено следующее:

  • перед началом Вечерней службы звучит благовест в праздничный колокол (40 раз, причем, первые три – долгие);
  • в момент выноса Плащаницы звучит перезвон;
  • при положении Плащаницы в храме – трезвон;
  • при погребении Плащаницы совершается Крестный ход при перезвоне;
  • при поставлении Плащаницы – трезвон;
  • Литургия совершается при звоне колоколов двунадесятого праздника.

На Радоницу

Пасхальная неделя оканчивается поминальным днем. Еще его называют Радоница. Устав колокольного звона в родительский день имеет также свою последовательность. Звучит скорбный перезвон и трезвон.

На Руси, согласно древним поверьям, радоницы и тризны – это божества, которые оберегали души усопших. В христианстве все едино, то есть нет разделения на живых и мертвых – для Бога все живы.

Радоница происходит от давнего предписания, согласно которого поминовение тех, кто ушел с земного плана в Великий пост (по случаю традиционных 3, 9 и 40 дней), не совершенное в свой час (из-за великопостного периода), переносится на ближайший будничный день, в который совершается Литургия. Это день Фоминой седмицы – вторник.

Вообще, поминание в Радоницу может быть совершено аж до 9 дня после Пасхи. А религиозные празднования в храмах еще длятся до Вознесения Господня (то есть, еще 32 дня).

Звоны на Литургии

На вечерние и утренние службы, согласно уставу колокольного звона на Литургии, есть следующая последовательность его осуществления:

  • за 10 минут до вечерни звучит благовест (причем, 40 ударов, первые три из которых медленные) и трезвон (колокол будничный в обоих случаях);
  • по завершении – трезвон;
  • за 10 минут до начала Литургии также звучит благовест (40 ударов) и трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов в медленном темпе);
  • по завершении Литургии (при целовании Креста) – трезвон.

На Рождество

Обычно звучат колокольные звоны, предназначенные для великих, двунадесятых и храмовых праздников. Слышны благовест и трезвон.

Согласно уставу колокольного звона на Рождество, удары совершаются в праздничный колокол.

  • за 10 минут перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном;
  • перед началом утреней звучит трезвон;
  • по Евангелию – трезвон;
  • по завершении – трезвон.
  • до начала за 10 минут звучит благовест (40 ударов), а после него – трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов);
  • по завершении (в священный момент целования Креста) – трезвон.

В Великий Четверг

Школа звонарей

В Чистый или Великий Четверг колокольный звон осуществляется в следующем порядке:

  • перед началом утреней – благовест (40 ударов);
  • перед началом чтения Евангелия – удары в колокол по числу читаемого (первое чтение – 1 удар, второе чтение – 2 удара), всего 12 Евангелий. Затем звучит короткий трезвон.

После чего до Пасхи наступает тишина. Но, согласно уставу о колокольном звоне в Великий Четверг, применяется воскресный колокол.

В Великий пост

Когда начинаются недели перед Пасхой, в храмах совершаются специальные службы, которые также сопровождает колокольный звон.

При утреннем богослужении (с понедельника по пятницу):

В вечернем богослужении за 5 минут звучит благовест в постовой колокол (40 раз).

Литургия Иоанна Златоуста:

  • перед началом – благовест в будничный колокол (40 раз), после чего осуществляется трезвон;
  • при Евхаристическом каноне звучит благовест в будничный колокол (12 неспешных ударов);
  • при целовании Священного Креста бьют трезвон с воскресным колоколом.
  • перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном в воскресный колокол;
  • перед началом утренней службы трезвон (в воскресный колокол);
  • к Евангелию звучит трезвон (в момент Антифонов до чтения Евангелия);
  • по завершении – трезвон в воскресный колокол.

Литургия Василия Великого:

  • перед началом – благовест в воскресный колокол (40 раз), трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 спокойных ударов продолжительностью 25 секунд);
  • при целовании Священного Креста – трезвон в воскресный колокол.

Звонарь на колокольне

Интересная информация

Существуют современные колокола, а есть те, которым уже не одна сотня лет. Это такие, которые имеют историческое значение:

  • особо ценные (изготовленные до XVII столетия);
  • очень ценные (XVII- XVIII века);
  • ценные (XIX-XX века);
  • малоценные (после 1930 года).

На историческую ценность также влияют такие факторы, как: целостность формы, материал, вес, сама форма изделия, качество звучания, надписи, имя мастера.

Освящение колоколов

Резюме

Вообще, устав колокольного звона (при Успении Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождестве и других праздниках, будничных служб) необходим для применения в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.


А разработан он для того, чтобы:

  • сохранять традиции православного звона, которые являются важной частью жизни Русского Православия (как духовного и культурного наследия страны);
  • для правильного применения церковного звона;
  • для поддержания желания молодых звонарей в освоении данной специализации (есть в стране специальные школы, где обучаются данному мастерству).

В уставе все изложено кратко. Он содержит только самую необходимую информацию относительно колокольного звона. И ни в коем случает не накладывает ограничения на традиции отдельных храмов и монастырей, права их священнослужителей, проявление творчества и местную практику звонарей, если это не противоречит его положениям и Православной религии в целом.

Школа звонарей

Колокола – молитва в звуке


Московский колокольный центр при храме Свт. Николая в Заяицком действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия и готовит высококвалифицированных звонарей православных храмов. Шариков Виктор Григорьевич – руководитель центра.

– Виктор Григорьевич, когда появились первые колокола?

– Какой состав использовали для литья колокола?

– Колокола лили из бронзы. Состав был найден быстро, что подтверждают раскопки, и в основном сохранялся: примерно 80% меди и 20% олова. А вот форма, материал и способ изготовления были различными. Колокола могут по-разному использоваться в звонах и устанавливаться в различных местах: у входа или внутри храма, у трапезной, в куполе храма и т.д. Главное – не материал или форма, главное – символ, духовная суть и намоленность.

– Существуют ли правила, какие узоры должны быть на колоколе, какие фразы?

– Вначале писали слова из Евангелия, позже стали ставить дату изготовления, описывать, в честь какого события, с чьего благословения, при каком царе отлили колокол. С точки зрения звона, надписи, узоры, иконы только ухудшают его качество.


– Когда появились первые колокола на Руси?

– В VI–VII веках колокола звучали во всех уголках Европы. Римский папа Сабониан издал специальный указ о благословении использования колоколов. Прошло несколько веков, прежде чем колокола появились на Руси. С принятием христианства на Руси стучали, звонили только в било. В то время христианская церковь разделилась на восточную во главе с Царьградом и западную во главе с Римом. Приняв греческую веру, мы приняли и звон. А в восточной христианской церкви звонили только в било, существовавшее еще с конца III века. Сначала появились деревянные била, затем – металлические. Колокола восточная церковь считала принадлежностью латинян. Отец Антоний, один из основателей Киево-Печерской Лавры, оставил по возвращении из святой земли Афона воспоминания, в которых упомянул, что в било звонят по Ангелову внушению, а в колокола звонят латиняне.

Таким образом, колокола не использовали прежде всего по духовной причине. Но была и другая причина: их дороговизна. Бронза считалась полудрагоценным металлом, слишком дорогим для повсеместного использования. Однако вскоре колокола можно было увидеть на великокняжеских соборах, на митрополичьих и владычьих соборах – колокола становились признаком власти. В Троицко-Сергиевской Лавре (тогда Свято-Троицкий монастырь) колокола появились в 1420 году, через тридцать лет после кончины Сергия Радонежского, когда вскрыли мощи преподобного и встал вопрос о его канонизации. Преемник Сергия Радонежского Никон купил в честь этого события два колокола, один из которых сохранился до наших дней и сейчас, почти 600 лет спустя, является действующим. Хотя сам преподобный считал, что монашеская жизнь должна быть тихой и скромной, а колокола слишком громкие и помпезные.

С XV века, времени объединения земель вокруг Московского княжества, повсеместно возникают каменные храмы, монастыри обносятся каменными стенами, особое внимание уделяется торжественности богослужения, чину богослужения, создается знаменное пение. И начинает развиваться колокольное дело. Сначала приглашали иностранцев, позже, с XVII века, появились отечественные умельцы.

– Используется ли било сегодня?

– Столетиями традиции звона развивались на фоне использования бил и ритмического клепания (ударения) в них. Поэтому основа православного звона заключается не в мелодии, а в ритме и взаимодействии тембров колоколов и бил. Било может использоваться не только в церковном звоне, но и для созыва людей в чрезвычайных ситуациях.

– Как извлекается звук из колокола?

– О чем звонят колокола?

Благовест несет благую весть о начале богослужения и осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, благовест начинается тремя редкими ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

Перебор является погребальным звоном, он осуществляется медленными ударами в каждый колокол и било от самого малого до самого большого.

Перезвон – печально-торжественный звон, совершаемый два раза в год (на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения) ударами поочередно в каждый колокол или било от самого большого до самого маленького.

Трезвон – звон во все колокола или била – выражает радость и торжество. Трезвон, осуществляется, например, после венчания при выходе новобрачных из храма, а также после крещения при выходе новокрещенных.

– Колоколов на колокольне может быть несколько. Как распределяются роли в колокольном семействе?

– Согласно строгой иерархии колокола объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники. Самый большой и самый низкоголосый задает ритм остальным. Самые маленькие (2–4 колокола) – зазвонные. Веревки от их языков связаны для удобства звонаря одним узлом. Их голоса переливаются трелями. Подзвонные (средние) колокола посолиднее. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике обычно под левой рукой звонаря.

– Где можно выучиться на звонаря?

Когда в 1995 году мы задумали организовать Колокольный центр, основной задачей, вставшей перед нами, была подготовка звонарей, причем интенсивная подготовка. В течение трех месяцев учащиеся должны освоить и теорию и практику. В 2005 году у нас юбилей – колокольному центру исполняется 10 лет. За это время мы подготовили 600 звонарей. Ежегодно выпускаем два курса: осенний – к Рождеству и весенний – к Пасхе. Иногда собирается и летний курс. Занятия строятся таким образом: еженедельно 2 часа теории, 3 часа практики с преподавателем и 2 часа самостоятельной работы. Организовать интенсивное обучение удается благодаря тому, что у нас две свои звонницы, не связанные с храмом.

– Сколько девушек обучаются в вашей школе?

– Обычно пятая, четвертая часть всех учащихся.

– Существуют ли какие-либо особые требования к поступающим?

– Может ли звонарь стать известным человеком, сохранились ли имена звонарей?

– Звонарь – это не профессия, тем более – престижная. Звонарь – это и послушание, и призвание. Поэтому сведений сохранилось очень мало. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения.

– Любой человек может подняться на колокольню?

– Нет, только по благословению настоятеля. На Пасху, Рождество пускают детей. Но это очень опасно. Хотя, конечно, воспоминания остаются на всю жизнь. Мы пошли по другому пути: организовали музей-лекторий, в котором посетители знакомятся с историей и традицией православного колокольного звона, искусством литья колоколов. Колокола как люди, у каждого своя история, их также можно услышать на лекциях. На музейной звоннице всем желающим предоставляется возможность позвонить в колокола, а также услышать все виды канонических звонов.

Гостем ПАИ-live 23 апреля стал основатель псковской школы звонарей Игнатий Шешуков. 28 апреля православные будут отмечать Святую Пасху. В этот праздник каждый желающий может подняться на колокольни псковских храмов и позвонить в колокола. Гость студии в редакции Псковского агентства информации рассказал, легко ли стать профессиональным звонарём, можно ли на этом заработать, много ли псковичей хотят освоить эту профессию, а также о том, возможно ли светскую музыку исполнить на колоколах.


- Как ты относишься к тому, что человек невоцерковленный, светский поднимается на колокольню и участвует в таких акциях?

- Очень хорошо отношусь. Любой профессиональный звонарь когда-то был просто человеком, который из любопытства или по еще какой-либо причине поднялся на колокольню и начал пробовать.

- Человек, который впервые в жизни попробует что-то изобразить церковными колоколами, – есть ли ему смысл делать это правильно и грамотно? Или подергал и пошел?

- Не совсем. Колокола – волшебный инструмент. Несмотря на то, что совершенствоваться можно бесконечно и никогда нельзя упереться в некий край, первые навыки приходят весьма быстро. Даже в нашей школе после первого занятия все могут исполнить базовый звон. Дальше идут сложности. Отсюда и эта традиция – поднимаются все желающие, пробуют, и у многих людей получается сразу.

- Звонарь. Это можно назвать профессией?

- Да. Я как раз думаю, что это только профессия, не может быть никак иначе. Исключение – монастыри, когда это послушание у монашествующих. В светских храмах это должно быть профессией.


- Есть ли в Пскове профессиональные звонари?

- В Пскове много хороших звонарей. Они были и до того, как школа появилась, сейчас их стало еще больше. Это люди, которые умеют хорошо звонить, знают, когда звонить, как звонить, знают устав, службу. Но в Пскове это не оплачиваемая работа.

- То есть это такой критерий любительства и профессионализма?

- Да. В тех местах, где это не оплачивается, звонят те люди, которым буквально не лень, кто имеет возможность, имеет желание. Эти люди обычно сторожи, прихожане. Они не стремятся к какому-то качеству звона. Как правило, в колокольнях в ужасном состоянии находится система настройки колоколов. Подвода веревок колоколов к звонарю – довольно мудреная вещь. Если ее неграмотно настроить, звонить физически неудобно, значит, звон не будет хорошего качества. В таких регионах как Москва и других, где платят, есть некоторая конкуренция. Платят столько, насколько хорошо ты звонишь. Есть у звонарей желание совершенствоваться. Если звонарь наемный, то с него требуют это качество. Он должен не опоздать, за службу несколько раз позвонить, звон должен быть разнообразный, красивый. Поэтому, я думаю, если звонарь – оплачиваемая должность, то звонари развиваются, их становится больше, качество звона повышается.

- На данный момент в Пскове профессионалов, для которых это работа, нет?

- Нет, это не оплачивается здесь.

- А твоя школа готовит профессионалов, которые смогут потом работать?

- В моей школе люди, пройдя этот курс, наизусть знают устав, службу, все виды звона, которые встречаются в церкви, и умеют очень хорошо звонить не заученные, ученические звоны, а профессиональные творческие звоны. Любой человек, который получает диплом в нашей в школе, – действительно профессиональный звонарь.

- Насколько этот навык востребован, сколько учеников сейчас?

- У нас люди сейчас проходят только 3-й курс. Были некоторые паузы в работе, потому что были сложности с набором учеников, нехватка рекламы, информации. Также финансовый вопрос, так как школа платная, и не все имели возможность.

- Желающих учиться за деньги было мало?

- Желающих было много: у меня набирался целый список. Но когда доходило до дела, говорили, что денег нет, в другой раз и так далее. Перед первым занятием все растворялись, оставались 1-2 человека. А с момента, как школа стала бесплатной, потому что митрополит Тихон взял на себя расходы, учеников прибавилось. Сейчас каждый месяц мы набираем по 12 человек.

- Расскажи об этих людях: какого рода занятия, воцерковленные ли?

- Это разные люди. Некоторые – прихожане какого-либо храма и хотят стать звонарями. Для кого-то это просто новое, необычное в жизни, кто-то даже не воцерковленный, кто-то даже не верующий. Я вообще такую статистику не веду, ни у кого ничего не спрашиваю. Цель школы не только сделать звонарей, а также дать людям возможность прикоснуться к культуре звона.

- Твоя школа в Псковской области единственная. Когда она открывалась, в новостях подчеркивалось, что таких школ в России – единицы. Так ли это, и чем ты это объясняешь?

- Мне кажется, что в большинстве регионов звонарь как профессия, как дело отсутствует. Есть колокольня, есть колокола, а заботиться о том, чтобы кто-то воспроизводил канонические звоны, не приходится. В Москве, например, это очень востребовано. Есть даже такая практика, когда настоятели разных храмов приглашают более высококвалифицированных звонарей из других храмов, чтобы они позвонили на особые праздники, или когда встречают архиерея. Там это востребовано, школ достаточно, они заполнены людьми.


- Твой приезд в Псков совпал с приходом нового митрополита в регион. Я изначально думал, что вы в одной команде сюда прибыли, но ты перед эфиром пояснил, что это никак не связано. Расскажи в двух словах свои общие биографические сведения – ты светский музыкант из Москвы, попал в Псков и теперь учишь людей звонить в колокола?

- У меня достаточно долгая история передвижения. Я родился и жил в Москве, но последние 10 лет провёл в деревне под Казанью, где работал в иконописной мастерской и как раз занимался звонами. Это не было официальной школой звонарей, просто все желающие могли научиться. Потом получилось так, что нашей мастерской нужно было куда-то переехать, и так совпало, что у нас появилась возможность найти дом под Псковом. То, что в это же время приехал митрополит Тихон – действительно совпадение.

- Ты целенаправленно искал местожительства под Псковом или это было не принципиально?

- Никто не знает, как так вышло. Открываешь глаза – ты в Пскове.

- Ты говорил, что очень важна технология установки колокола, и ты, скорее всего, видел главные псковские колокольни. Что ты можешь сказать о них?

- Кажется, я видел всего одну колокольню. И это была даже не колокольня, а звонница. Их отличие заключается в том, что колокольни имеют башенный вид, а звонница – арочный. Звонницы в принципе не предназначены под эту систему, тем не менее, к этой звоннице пристроен помост и система настроена таким образом, что можно звонить, как на колокольне. Я туда не поднимался, но издалека видно, что все сделано хорошо и качественно. Если я не ошибаюсь, это храм Успения Пресвятой Богородицы. Больше я не видел ни одной колокольни или звонницы, которая была бы хотя бы примерно хорошо оборудована.

- А колокольня Троицкого собора?

- Там надо работать. В планы как раз входит скорейшим образом привести ее в порядок, потому что сейчас звонить невозможно.

- Почему?

- В русской традиции, которая зародилась после падения татаро-монгольского ига, колокола делятся на три группы: маленькие (зазвонные), средние (подзвонные), большие (благовест). Звонарь стоит в одной конкретной точке, перед ним на уровне лица, ни дальше, чем на вытянутую руку, находятся маленькие колокольчики, их может быть 2, 3 или 4. Под левой рукой находится пульт – это столбик, к которому приходят колокола второй группы. Неважно, где висят колокола, они должны приходить к звонарю слева, потому что он управляет левой рукой. Благовест управляется правой ногой. Если выполнено хотя бы это, то уже можно звонить. Второй момент - на сколько хорошо настроено, на сколько легко нажимать на подзвоны, какая тяга на педали благовестов и так далее. Троицкая колокольня далека от этого.

- Традиционно звонари – это мужчины. Может ли этим заниматься женщина?

- В данный момент женщин-звонарей больше, чем мужчин. Даже у нас в школе в первой группе было больше мужчин, а во второй и третьей – женщин.

- Пол не имеет никакого значения?

- Нет, никакого. Что касается церковной деятельности, то в алтаре служат мужчины, а на колокольне могут быть как мужчины, так и женщины.

- Школа отработала почти год. Какие главные выводы, относительно такой деятельности для себя ты сделаешь? По правильному ли пути идет школа? Какие перспективы? Как ты видишь ее через год-два?

- Через школу я знакомлюсь с псковскими людьми. Самое первое и яркое впечатление, которое появилось еще в сентябре и не отпускает до сих пор, - в Пскове очень приятные люди. Такой хороший, удивительный менталитет. У всех такие открытые и добрые души. В принципе, наша школа очень быстро вышла на семейный лад. Это не учебное заведение с какими-то строгими правилами. Там настолько все вольно, свободно… Всегда можно попить чай, после окончания школы можно снова приходить и заниматься сколько угодно. Мы всегда приглашаем на колокольню, на все экзамены, устраиваем маленькие концерты, как-то поддерживаем связь друг с другом. В этом отношении, я думаю, путь абсолютно правильный.

- Нет ощущения, что через год число желающих снизится из-за большого количество звонарей?

- Звонари всегда нужны. Если мы возьмем уставные звоны, то каждый день две службы сопровождаются звонами. Всю неделю. Кто-то может в понедельник утром, кто-то - во вторник вечером. По московской практике – там много звонарей, много школ, при этом выпуски происходят буквально каждый месяц и все равно они находят себе места. Нет никаких проблем. А здесь, в Пскове, столько еще ненастроенных колоколен… Там есть колокола, причем очень много старинных колоколов, их нужно только настроить.

- Ты учишь настраивать?

- Обязательно, это входит в программу. Когда я говорю, что в первую очередь надо настроить колокольню, я совершенно не подразумеваю, что именно я должен это сделать. Но у нас прямо в школьную программу входит одно занятие, проведенное в колокольне у школы, чтобы во всех подробностях рассказать все нюансы и тонкости. Там нет никаких секретов, нужно только понять принцип и основные законы.

- Мне, как человеку светскому, главная ценность твоей школы видится в популяризации для широкого круга населения важнейшей части православной церковной культуры. Возможно ли на колоколах исполнять светские, популярные мелодии?

- Нет, это невозможно, потому что в русской традиции отливка колокола происходит следующим образом: заранее продумывается тон, который будет у колокола, рассчитывается диаметр, внешний профиль, внутренний профиль, фальшь колокола, а потом, после заливки, прослушивается. Если колокол попал в ноту, то хорошо. Если нет – на переливку. Но погрешность велика. Дело в том, что в западной традиции часто бывает так, что после отливки колокола срезают внутреннюю стенку для подгонки под ноту. С точки зрения точности звука там все хорошо, но от этого колокол начинает звучать очень плоско, потому что окисления очень действуют на звук, а если его отлить и больше не трогать, то он звучит максимально глубоко и мелодично. Никогда наигрывание мелодий не стояло задачей. Колокола – это более ритмический инструмент, он не лишен мелодичности, у каждого колокола есть свой тон, свой характер звука, но при этом сыграть какое-либо произведение невозможно. Совпадения бывают, но в этом нет никакого смысла. Колокола сами по себе очень хороши, без этого. И я являюсь ярым противником, когда колокола используют в музыкальных целях, вместе с инструментами, потому что это не очень красиво. На мой взгляд, у каждой вещи своя задача, а колокола – это ни с чем несравнимо. Ощущение звонаря – это ни на что не похожая материя.

Читайте также: