Запрос в фсс о предоставлении информации по больничному листу

Обновлено: 04.07.2024

С января 2022 года бумажные листки нетрудоспособности полностью заменят электронные аналоги. Работодатели обязаны будут обеспечить прием и оплату электронного листка нетрудоспособности, а также информировать своих работников по всем вопросам, связанным с новым форматом больничных.

Шаг 1. Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)

Только этот вид подписи можно использовать при работе с ЭЛН[1]. УКЭП оформляется на должностное лицо, которое будет работать с ЭЛН. Выдают УКЭП удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России.

Шаг 2. Установить программу взаимодействия с ФСС России

Выберите программное обеспечение, при помощи которого будет происходить обмен информацией с ФСС России. Есть несколько способов стать участником информационного взаимодействия:

1. Создать личный кабинет страхователя на сайте фонда[2].

Шаг 3. Назначить ответственного по работе с ЭЛН

Ответственного за работу с ЭЛН назначают приказом. Только в этом случае уполномоченное лицо может подписывать ЭЛН своей электронной подписью[6]. Ответственным может быть бухгалтер, главный бухгалтер или непосредственно руководитель компании.

Шаг 4. Разработать порядок работы с ЭЛН


Четкий порядок действий важен и для работников, и для ответственного за работу с ЭЛН. Чтобы избежать конфликтов, порядок можно:

• закрепить в каком-либо локальном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка);

• оформить в виде отдельной инструкции или


При разработке регламента обратите внимание на следующие моменты:

• работник сообщает работодателю номер ЭЛН любым доступным способом: по телефону или электронной почте. Какие-либо распечатки или талоны предъявлять не надо;

– не оформляется заявление на получение пособия;

– работник не дает письменное согласие на оформление ЭЛН[7];

– уменьшится срок передачи в ФСС России сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, — составит три рабочих дня[8].

Сейчас на это отводится пять рабочих дней (считаем с даты, когда работодатель узнал о закрытом больничном);

• если работодатель передаст в ФСС России неверные сведения и это приведет к излишнему начислению пособия, ему придется возместить переплату[9].


Для работников можно разработать памятку, которая будет подсказывать, что им следует делать при открытии больничного листа в электронном виде:

Памятка для работника

1. Сообщить работодателю номер ЭЛН любым способом (указать, кому работник может сообщить этот номер, по какому телефону или на какой адрес электронной почты).

Ответственность за нарушения, допущенные в работе с ЭЛН

Можно сказать, что переход на электронные больничные листки полностью завершился. Окончание переходных этапов венчают новые штрафы[10], которые вводятся с января 2022 года:

Ответственность за нарушения

ВОПРОС В ТЕМУ
Что делать, если работник принесет бумажный больничный после 1 января 2022 года?

[1] Пункт 16 Правил взаимодействия медучреждений, ФСС России и работодателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567; в ред. от 20.11.2018); п. 74 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н (далее — Порядок № 925н).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.

Для чего нужны проверки ФСС?

Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:

  • начисление и своевременность перечисления взносов;
  • целевое расходование средств на страховые случаи;
  • правильность учета путевок;
  • произошедшие на предприятия случаи травматизма и проведенные расчеты по ним;
  • контроль выполнения банками обязательств о предоставлении информации по процедурам открытия и закрытия счетов страхователями.

К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.

Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:

  • сверяют даты на больничном листе и в табеле;
  • производят пересчет страхового стажа, учитываемого для определения процента выплаты по временной нетрудоспособности;
  • сличают подписи на разных документах для выявления подделок.

Необходимые документы

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

Документы общего характера

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Документы узкоспециализированные

Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:

  • оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
  • пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
  • расчеты сумм страховых выплат;
  • документация, подтверждающая факт выплаты пособий.

Порядок проведения выездной проверки

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

Порядок проведения камеральной проверки

Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.

Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:

  1. Несоответствие информации, имеющейся в распоряжении фонда, сведениям, показываемым предприятием.
  2. Выявлены явные ошибки в расчетах работодателя.
  3. Один или несколько оплаченных страховых случаев вызывают подозрения относительно подлинности документации.

При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.

На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.

Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.

Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.

Оформление результатов

Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:

  1. При камеральной проверке – до 10 рабочих дней.
  2. При выездной проверке – до 2 месяцев.

Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:

  • при личной встрече путем вручения документа из рук в руки, подтверждением факта передачи бланка будет подпись уполномоченного представителя работодателя о получении акта;
  • почтовым отправлением (это единственный способ при уклонении руководства предприятия от получения акта о правонарушениях).

В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.

Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.

На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.

Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:

  • необходимости привлечения работодателя к соответствующей форме ответственности;
  • отсутствии оснований для привлечения к ответственности администрации предприятия.

Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.

Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:

  • об уплате недоимки;
  • о погашении штрафа или пени.

Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.


С 1 июля 2011 года действует актуальный образец больничного листа. Документы, выданные на старых бланках с этого времени, считаются недействительными. В медицинских учреждениях на сегодняшний день используются новые бланки для заполнения. Их намного сложнее подделать, но все же это возможно. Вследствие чего возникают вопросы о подлинности больничного.

Для чего производится проверка?

Проверяются документы при подозрении сотрудника в обмане сотрудником работодателя с целью оправдать свои прогулы и/или получить за них выплаты.

Сегодня в интернете можно найти много компаний, предлагающих приобрести поддельный больничный.

Распространены 2 схемы подделки документа:

  1. заполнение листа на поддельном бланке;
  2. оформление листа нетрудоспособности на настоящем бланке сотрудником медучреждения без официальных оснований для этого.

В обоих случаях нарушается законодательство и правонарушителю грозит привлечение к ответственности по ч.3 ст. 327 Уголовного Кодекса РФ.

За совершение преступления грозит следующее наказание:

  • денежный штраф – до 80 000 руб.;
  • обязательные работы – 480 часов;
  • исправительные работы – до 2 лет;
  • арест – до 6 месяцев

Причины, при которых необходимо подтверждения факта заболевания

Проверка больничного листа необходима в тех случаях, когда у работодателя есть веские причины сомневаться в болезни своего сотрудника. Также натолкнуть на необходимость проверки больничного листа может несоответствие внешнего вида документа.

Проверять документ необходимо, если:

Подобные ошибки допускаются при изготовлении дешевых подделок. В последнее время все чаще подделывают больничные листы более качественно и оценивать действительность больничного листа лучше не просто визуально, а с запросами в соответствующие службы.

Проверять больничный лист стоит до назначения сотруднику выплат. В противном случае работодателю самому придется отвечать за принятие поддельного документа.

На ком лежит ответственность за составление?

Проверяются больничные листы работодателем либо уполномоченным ним лицом. Запросы о действительности лучше подавать в письменном виде на фирменном бланке предприятия.

Куда отправлять документ?

Проверить подлинность больничного листа можно несколькими способами, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки:

Как запросить подтверждение о состоянии больного?

Подавать запрос на экспертизу листа нетрудоспособности лучшего всего в письменном виде на фирменном бланке предприятия с указанием даты составления запроса, подписью руководителя с расшифровкой и мокрой печатью организацией, делающей запрос.

На законодательном уровне не предусмотрен единый образец составления заявления на экспертизу листа нетрудоспособности.

О том, как правильно написать запрос, можно узнать в этой статье.

В поликлинике

Запрос на проверку подлинности больничного листа в поликлинику о факте заболевания составляется в свободной форме.

Однако для получения достоверного ответа следует указать следующие данные: наименование медицинской организации, которая выдала документ, его номер, данные о сотруднике, которого проверяют, реквизиты компании, которая делает запрос, дату составления обращения, подпись и печать заявителя.

Составляется запрос обычно в такой форме:

В ФСС

К тексту можно добавить вопрос о правомерности начисления компенсации за время пребывания сотрудником на больничном, а также приложить документ, который необходимо проверить. При предоставлении в Фонд социального страхования оригинала листа нетрудоспособности этот факт указывается в запросе.

В больнице

Запрос в больницу о состоянии здоровья больного работника составляется таким же образом, как и в поликлинику. К заявлению можно приложить копию больничного листа.

Какой ждать ответ?

По итогам рассмотрения заявления работодателя дается официальный ответ, в котором содержатся выводы-заключения по данному вопросу.

Если документ признается поддельным от ответчика необходимо требовать официальный письменный ответ. В такой способ работодатель обезопасит себя от последствий недостоверного ответа.

В этой статье мы поговорили о запросе на подтверждение подлинности больничного листа. Читайте другие наши материалы о том, как написать запрос на английском языке, а также о составлении запросов о: предоставлении информации в банк и налоговую, об отсутствии задолженности, системе налогообложения, открытых счетах, предоставлении документов и о том, как пишется ответ на такие запросы.

Заключение

При сомнении в подлинности больничного листа работодателю необходимо в кратчайший срок сделать запрос в соответствующие организации для подтверждения правомерности начисления пособия по временной нетрудоспособности работника. Очень важно получить официальный ответ в письменной форме. Принимая больничный лист без запроса о его подлинности, работодатель берет на себя ответственность за выплату пособия по нему на себя.

Группа ЦентрИнформ VK.com

Данные для создания пособия разделены на разделы. Сервис сам определит количество разделов в зависимости от типа пособия:

Общая информация

Заявитель

Выберите, кто подал заявление:

Сведения о получателе пособия


Заполните данные один раз, сервис запомнит их и в следующий раз подставит.

При заполнении обратите внимание на следующие поля:

Сведения о работодателе (организации)

Сервис заполнит из реквизитов организации. Если нет, заполните вручную, и они сохранятся в реквизитах. При заполнении обратите внимание на следующие поля:


  • Дополнительный код ФСС — заполняется только для обособленных подразделений, когда код подчиненности заканчивается на цифру 2. Введите последние 10 цифр расширенного регистрационного номера, который можно посмотреть в уведомлении о регистрации в территориальном органе ФСС РФ в качестве страхователя.
  • Главный бухгалтер — для ИП ФИО главного бухгалтера заполняется из последнего по дате отправки или изменения пособия. Если в предыдущем документе поле не было заполнено, сервис заполнит его из реквизитов организации.
  • Отправитель — лицо, составляющее и отправляющее пособие ФСС.
    Данные отправителя заполняются из последнего по дате отправки или изменения пособия. Если в предыдущем документе данные не были заполнены, поля будут пустыми. Заполните их.

Способ выплаты пособия

Лист нетрудоспособности

Все поля в разделе расположены также, как в бумажном бланке, выданном в медицинском учреждении. Перенесите в раздел данные из бумажного бланка.

Раздел отображается при заполнении пособий с типами:

При заполнении обратите внимание на заполнение полей:

Лист нетрудоспособности N

Номер должен совпадать с номером по штрихкоду.

Первичный

Дубликат

Выберите, если этот лист нетрудоспособности выдан взамен утерянного.

Продолжение листа нетрудоспособности N

Введите номер предыдущего листа нетрудоспособности, продолжением которого является этот лист.

Место работы (наименование организации)


Сервис заполнит из реквизитов организации.

Причина нетрудоспособности

Выберите из справочника код.

Дата 1

Дата 2

Поставлена на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)

Расчет пособия

Данные, необходимые для назначения пособия сотруднику региональным отделением ФСС. В разделе отображаются только обязательные для заполнения поля для выбранного при создании листка типа пособия. Чтобы заполнить дополнительную информацию (например, об условиях проживания или работы), установите флажок в нужном разделе и заполните поля.

При заполнении обратите внимание на заполнение полей:

Признак информации

Извещение ФСС

Дата предоставления документов страхователю

Укажите дату, когда заявитель или его представитель подписал заявление на выплату пособия. Реестр должен быть отправлен не позднее 5 календарных дней от этой даты. Иначе согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №294 возможен штраф от ФСС.

Районный коэффициент

Размер ставки

Заполняется при неполном рабочем дне (неделе). Введите значение в виде десятичной дроби, например: 0,75.

Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде

Акт формы Н-1

Заполняется, если травма, из-за которой оформлен больничный, получена на производстве. Введите дату составления акта, который фиксирует происшествие.

Страховой стаж

Общая продолжительность страхового стажа, включая страховые и нестраховые периоды.

Если этот лист является продолжением первичного листа, общий страховой стаж нужно указывать такой же, как в первичном листе. Например, в первичном листе, который открыли месяц назад, страховой стаж 20 лет 5 месяцев. В листе, являющимся продолжением того листа, нужно также указать страховой стаж 20 лет 5 месяцев.

Годы для расчета

Если заработок ниже МРОТ или его вообще нет

Для реестра и ЭЛН в регионе с прямыми выплатами:

Для ЭЛН в регионах с зачетной системой:

Период оплаты пособия

  • Есть период, за который пособие выплачивается за счет ФСС — сотрудник болел 4 и более дней. Из этого периода нужно исключить первые три дня больничного, которые оплачивает работодатель.
  • Пособие полностью выплачивается за счет работодателя — сотрудник болел 3 и менее дней. В этом случае отправлять реестр сведений в ФСС в электронном виде не нужно, так как больничный оплачивает работодатель.

Дата начала работы

Заполняется, если заболевание или травма наступили в период между днем заключения трудового договора и датой его аннулирования. Укажите дату, когда сотрудник должен был приступить к работе.

Дата фактического окончания периода выплаты пособия

Дополнительные данные об условиях проживания или работы


Заполняются для лиц, проживающих или работающих в зонах отселения с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом. Данные нужно заполнить в соответствии с документами, подтверждающими постоянное место жительства получателя пособия на территории указанных зон.

Периоды простоя


Укажите даты начала и окончания периода простоя и размер среднего дневного заработка, который сохраняется за сотрудником в период простоя.

Дополнительные условия исчисления

Пособия расчитываются иначе для следующих больных:

  • Пораженных радиацией.
  • Работников Севера.
  • Инвалидов.
  • Граждан, работающих меньше 6 месяцев.
  • Граждан, заболевших в течение 30 дней после увольнения.
  • Лиц, нарушивших режим по уважительной причине.
  • Инвалидов, болеющих более 4 месяцев подряд.
  • Инвалидов, болеющих больше 5 месяцев в году.
  • Граждан с неполным рабочим временем.


При сочетании условий выберите несколько кодов.

Дополнительные документы

Заполняются сведения о дополнительных документах, необходимых для расчета пособия.

Раздел отображается при заполнении пособий с типами:

Дата выдачи документа

Не должна совпадать с датой рождения ребенка.

Очередность рождения ребенка


Если значение больше 1, укажите, что есть документ о рождении или смерти других детей.

Справка от родителей о неполучении пособия


Выберите, кто из родителей не получал пособие, и заполните данные.

Если пособие оформляется для одинокой матери или отца, раздел заполняется следующим образом:

Читайте также: