Кто такой лектор профессия

Обновлено: 09.06.2024

Личность лектора. Если лектор является интересным, разносторонне образованным, эрудированным человеком, имеет опрятную внешность и заинтересованно излагает материал, это всегда способствует установлению хороших контактов со слушателями и помогает поддерживать интерес к лекции.

Простота и легкость изложения являются главным достоинством лекции в высшей школе. Путаное и неясное изложение имеет две причины: 1) недостаточно глубокое понимание лектором вопроса, о котором он говорит; 2) неумение лектора просто изложить слушателям понимаемую им мысль. В конечном итоге обе эти причины устраняются в результате упорной подготовительной работы лектора над содержанием и формой лекции

Лектор должен заботиться не только о том, что сказать, но и как сказать. К его речевой культуре предъявляются высокие требования. Лектора слушают десятки, иногда сотни студентов, которые воспринимают не только содержание лекции, но и язык. Правильный литературный язык лектора способствует обогащению и развитию речи студентов. Небрежность и неряшливость в речи лектора снижают качество лекции.

Важнейшими качествами хорошей лекции являются выразительность и образность, облегчающие студентам восприятие материала.

Соответственно типологии И. П. Павлова можно определить три основных стиля лекционного преподавания. Лекторы мыслительного стиля при чтении сосредоточивают внимание на содержание, заботятся о максимальной научности изложения. Они не придают большого значения внешней форме лекции. Лекторы художественного стиля в своих лекциях делают упор на изображение целостной картины излагаемого. Лекторы такого стиля обладают ярким образным словом. Лекционный стиль среднего типа объединяет основные черты мыслительного и художественного стиля. Он соединяет в себе богатство содержания, прекрасную композицию лекции и выразительную речь.

Павловская типология людей умственного труда имеет ориентировочный характер. Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.

А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья речевая манера далека от совершенства:

• актерствующий краснобай, говорящий больше для демонстрации собственной персоны, чем для общения;

• прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании;

• отшельник, игнорирующий аудиторию;

• виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит;

• болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком. Естественность и непринужденность выступления, размышление и выбор, рождение слова "на глазах аудитории" очень важны. Не помеха ли этому столь тщательная подготовка, о которой говорилось выше? Ответ всегда однозначен: чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт творения речи. Не следует, предупреждают все речеведы в один голос, выучивать заранее текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения выступления такой же негибкий, как и метод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией. Поскольку глаза говорящего должны быть прикованы к записям, он не может смотреть на своих слушателей, а лишь бросает на них быстрые взгляды. Если он не обладает особыми навыками чтения с листа, то не может использовать и достаточную голосовую гибкость, интонационное богатство, отличающее живую речь.

так назыв. у римлян рабы, которые за столом, при приеме ванны или перед сном должны были читать своему господину вслух. Они известны также под греч. названием — анагностов. Рабыни-чтицы назывались lectrices.

ЛЕКТОР, -а, мн, -ы, -ов, м. Человек, читающий лекции, а также вообщетот, кто читает лекцию. II ж. лекторша, -и (прост.). II прил. лекторский,-ая, -ое.

лектор м. 1) Тот, кто читает лекции перед аудиторией. 2) устар. Преподаватель иностранного языка в высшем учебном заведении.

лектор
м.
lecturer, reader

лектор См. читатель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. лектор профессор; читатель; чтец, преподаватель, докладчик, мозгодуй. Ant. слушатель Словарь русских синонимов. лектор сущ., кол-во синонимов: 6 • брехолог (1) • докладчик (7) • мозгодуй (7) • преподаватель (24) • пустозвон (40) • чтец (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: докладчик, мозгодуй, преподаватель, чтец

Лектор (церк.) — см. Чтец. — Так назывались у римлян рабы, которые за столом, при приеме ванны или перед сном должны были читать своему господину вслух. Они известны также под греческим названием анагностов. Рабыни-чтицы назывались lectrices.

(лат. lector - читатель, от legere - читать). 1) преподаватель одного из новых языков в университете; также учители при католических и епископальных семинариях. 2) при начале христианства, у католиков лицо, которому поручалось чтение Библии в церквах. 3) чтец вообще.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) буквально чтец; 2) лицо, читающее лекцию; 3) преподаватель новых языков в университетах; 4) церковнослужитель в древней церкви, который читал на богослужении некоторые места из Библии.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

1) собственно чтец; 2) лицо низш. духовенства древн. католич. церкви, которому поручалось при богослужении читать изв. главы из библии; 3) ныне название преподавателей иностранн. языков в университетах и учителей в католич. епископальн. семинариях; 4) человек, читающий лекцию.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

лектора, м. [ латин. lector – чтец ]. 1. Лицо, читающее лекции. 2. Название должности преподавателя иностранных языков в высшей школе (устар.). Лектор французского языка.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

ЛЕКТОР а, м. lecteur m . <лат. lector . 1. Преподаватель живого иностранного языка. Сл. 18. Французской лектор .. будет .. разбирать со мною эстетически французских лучших авторов. АБТ 2 25. Хотя у французского лектора беру теперь только два урока в неделю, потому что не имею времени. 1803. АБТ 2 55. Лектор новейших языков. Университетская должность. 1835. КС 1890 28 350. Я к вам снова с просьбою за лектора италиянского языка Рубини. Он служил в университете 31 год, честно и добросовестно. 1857. С. П. Шевырев - П. А. Вяземскому. // Стар. и новизна 1901 4 1 165. Федор Иванович Кистер имел ученую степень доктора и был лектором немецкого, и, кажется даже и французского языка при Московском университете. А. Дост. Восп. 75. Лекторами трех новейших языков были: французскаго - аббат Арнольд восторженный чтец не многих своих лириков. Свербеев Зап. 1 104.

2. Титло звания того, кто ясно и внятно читает пред государем: чтец Государев. Ян. 2 537. Иосефус Николаус Делил, короля французского советник и лектор, профессор от математики в королевской парижской коллегии. МАН 2 197. - Лекс. Ян. 1804: лектер; Сл. 18: лектор 1732 (-тер).

ЛЕ́КТОР, а, ч.

Той, хто читає лекцію.

– Треба ж учительці мови прилучатися завжди до багатющого народного джерела, – пам'ятала вона вимогу свого інститутського лектора-мовника (Є. Кротевич);

Клуб було радіофіковано, голос лектора чітко звучав з гучномовця (Л. Дмитерко);

Молодий лектор по-своєму витлумачив її мовчанку, він, видно, був певен, що зажив сьогодні успіху (О. Гончар).

⊲ ЛЕКТОР 1732 (-тер 1804), а, м.Фр. lecteur Преподаватель живого иностранного языка. Французской лектор .. будет .. разбирать со мною эстетически французских лучших авторов. АБТ II 25.


1) Орфографическая запись слова: лектор
2) Ударение в слове: л`ектор
3) Деление слова на слоги (перенос слова): лектор
4) Фонетическая транскрипция слова лектор : [л'`эктар]
5) Характеристика всех звуков:
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [`э] - гласный, ударный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
о [а] - гласный, безударный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный 6 букв, 6 звук

Ученые боятся рассказывать о своей области знаний так, как будто она самая главная. Вы когда-нибудь писали заявки на получение грантов? Все, кто их пишет, врут. Этот навык очень полезен в публичных выступлениях — ведь люди порой рассказывают поразительно интересные вещи таким тоном, как будто они объясняют маршрут в булочную. Часто это происходит из ложной скромности. Но если вы не будете себя хвалить, вы не будете никому интересны.

© Зарина Кодзаева

Не бойтесь недосказать

Адаптируйте материал под аудиторию

Ученые и учителя часто боятся, что если они начнут разговаривать простым языком, люди перестанут воспринимать их серьезно. Но люди любят, когда вы спускаетесь на их уровень, чтобы они могли понять, о чем речь. У каждой истории может быть несколько уровней адаптации. Но и тут нужно знать меру в упрощении материала — не стоит разговаривать с первокурсником на уровне семиклассника.

© Зарина Кодзаева

Отвлекайтесь от темы

Я это делаю не просто так — вся моя практика показывает, что люди не могут слушать одно и то же в течение долгого времени. Небольшие отступления не отвлекают, а наоборот, помогают концентрироваться. Когда я объясняю какое-то уравнение, я рассказываю про ученого, который его придумал, какие-то байки из его жизни — это возвращает внимание аудитории. Без баек и шуток не получится удержать дальнейшее внимание аудитории.

Не бойтесь что-то забыть

Такого не случается почти никогда. По крайней мере, на конференциях и лекциях преподавателей я такого не видел. Если вам важно что-то запомнить, вы непременно это запомните — мозг сформирует соответствующие нейронные связи. Конечно, вы можете растеряться во время выступления — но, во-первых, с кем не бывает, а , это самореализующийся страх: чем больше вы об этом думаете, тем больше вероятность осечки. Если вы осознаете это, вам сразу станет легче.

Анимация и видео — не замена хорошему рассказу

Многие считают, что красивые шрифты и блестящие технологические решения сделают презентацию лучше. Но, конечно, это не так. Поскольку область публичных выступлений высокотехнологична сама по себе, у спикеров возникает внутренняя потребность гнаться за технологиями. Но я видел немало хороших лекций, проведенных лишь при помощи мела и доски. Не стоит думать, что это прошлый век.

© Зарина Кодзаева

Разговаривайте со слушателями

Тренируйтесь на друзьях

© Зарина Кодзаева

Называйте источники

В России почему-то считается, что ссылаться на источники не круто. Но если вы во время выступления цитируете много источников, лучше их называть — в том числе и для того, чтобы те, кто реально заинтересовался темой, могли найти дополнительную информацию. Это заставит их слушать вас еще внимательнее.

Честно признавайтесь, если чего-то не знаете

Многие лекторы начинают злиться, услышав неудобный вопрос — но стоит бояться признаваться, что вы чего-то не знаете. Главное — не притворяться: если вас на этом поймают, будет еще более неловко. Лучше всего посоветовать слушателям какие-то источники — где можно прочитать подробности на интересующую их тему. Если поймали на недостоверной информации, в этом тоже стоит признаться. В конце концов, передача информации не обходится без ошибок.

Поощряйте хорошие вопросы

Важный для многих момент — должен ли лектор отвечать на все вопросы? Неудобные вопросы, на самом деле, — подарок для докладчика, потому что ответ перерастает в дискуссию в зале и вызывает дополнительные вопросы. К тому же вообще не ответить на вопрос — невежливо. Но если вопрос откровенно плохой — например, грубый, откровенно провокационный или не относится к теме выступления, нужно вежливо дать человеку понять, что это не очень удачный вопрос: ответить лаконично и сухо.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 78 лектор

Тот, кто читает лекции перед аудиторией.

II м. устар.

Преподаватель иностранного языка в высшем учебном заведении.

ЛЕ́КТОР, лектора, муж. (лат. lector - чтец).

1. Лицо, читающее лекции.

2. Название должности преподавателя иностранных языков в высшей школе (устар.). Лектор французского языка.

ЛЕ́КТОР, -а, мн. -ы, -ов, муж. Человек, читающий лекции, а также вообще тот, кто читает лекцию.

| жен. лекторша, -и (прост.).

| прил. лекторский, -ая, -ое.

ЛЕКТОР - муж. учитель новых языков при заведении, где учители именуются профессорами. Лекторша, жена его. -ров, -ршин, ему, ей принадлежащий; лекторский, к нему относящийся. Лекция жен. чтение, преподавание, урок, учебный час профессора.

ЛЕ́КТОР, -а, мн -ы, -ов, м

Человек, преподающий студентам в высшем или среднем специальном учебном заведении какой-л. предмет, курс в форме цикла лекций - в устном изложении.

// ж Разг. ле́кторша, -и.

Профессор зоологии М.Н. Римский-Корсаков, сын композитора… доказывал, что Колюша замечательный лектор, талантливый педагог-организатор (Гран.).

ЛЕ́КТОР -а; м. [от лат. lector - чтец]. Тот, кто читает лекции. Пригласить лектора. Л. по международному положению. Блестящий л.

◁ Ле́кторский, -ая, -ое. Л. опыт. Л-ая группа. Ле́кторша, -и; ж. Разг.

Тот, кто читает лекции.

[От лат. lector - чтец]

ле́ктор, -а; мн. ле́кторы, -ов [не лектора́, -о́в]

ле́ктор, мн. ле́кторы, род. ле́кторов (не рекомендуется лектора́, лекторо́в).

ле́ктор, ле́кторы, ле́ктора, ле́кторов, ле́ктору, ле́кторам, ле́ктором, ле́кторами, ле́кторе, ле́кторах

сущ., кол-во синонимов: 6

Syn: профессор

Ant: слушатель

Это слово, называющее человека, читающего лекции, одного корня со словом легенда и восходит к латинскому глаголу legere - "читать". Буквально - "тот, кто читает". Со временем приняло значение "преподаватель".

Из нем. яз. в XVIII в. Нем. Lektor < лат. lector, производное от legere- "читать". Буквально - "чтец", затем "преподаватель" и "лектор".

ЛЕКТОР а, м. lecteur m. <лат. lector.

1. Преподаватель живого иностранного языка. Сл. 18. Французской лектор .. будет .. разбирать со мною эстетически французских лучших авторов. АБТ 2 25. Хотя у французского лектора беру теперь только два урока в неделю, потому что не имею времени. 1803. АБТ 2 55. Лектор новейших языков. Университетская должность. 1835. КС 1890 28 350. Я к вам снова с просьбою за лектора италиянского языка Рубини. Он служил в университете 31 год, честно и добросовестно. 1857. С. П. Шевырев - П. А. Вяземскому. // Стар. и новизна 1901 4 1 165. Федор Иванович Кистер имел ученую степень доктора и был лектором немецкого, и, кажется даже и французского языка при Московском университете. А. Дост. Восп. 75. Лекторами трех новейших языков были: французскаго - аббат Арнольд восторженный чтец не многих своих лириков. Свербеев Зап. 1 104.

2. Титло звания того, кто ясно и внятно читает пред государем: чтец Государев. Ян. 2 537. Иосефус Николаус Делил, короля французского советник и лектор, профессор от математики в королевской парижской коллегии. МАН 2 197. - Лекс. Ян. 1804: лектер; Сл. 18: лектор 1732 (-тер).

ЛЕКТОР (лат. lector - читатель, от legere - читать). 1) преподаватель одного из новых языков в университете; также учители при католических и епископальных семинариях. 2) при начале христианства, у католиков лицо, которому поручалось чтение Библии в церквах. 3) чтец вообще.

- Трибун, несущий знания.

- Человек, излагающий учебный предмет.

- Именно так древние греки называли раба-чтеца.

лекторий

1. Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций.

2. Помещение, где такие лекции проводятся.

ЛЕКТО́РИЙ, лектория, муж. (лат. lectorium). Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций.

|| Помещение, здание такого учреждения.

ЛЕКТО́РИЙ, -я, муж.

1. Учреждение, ведающее организацией публичных лекций; сами такие лекции.

2. Помещение для публичных лекций.

ЛЕКТО́РИЙ -я; м. [лат. lectorium] Организация, занимающаяся устройством публичных лекций; помещение, предназначенное для чтения публичных лекций.

Организация, занимающаяся устройством публичных лекций, а также помещение для чтения публичных лекций.

* Студенческий лекторий.

Курсы подготовки пропагандистов в высшем учебном заведении.

• В высших учебных заведениях создаются студенческие лектории или школы молодого лектора. В состав студенческого лектория входят старшекурсники, отличники учебы, Ленинские и именные стипендиаты. Денисова, 196.

лекто́рий, -я (зал для публичных лекций)

лекто́рий, лекто́рии, лекто́рия, лекто́риев, лекто́рию, лекто́риям, лекто́рием, лекто́риями, лекто́риях

Читайте также: