Кто такой информационный работник

Обновлено: 25.06.2024

Одной из ключевых составляющих успеха любой компании является эффективное информационное обеспечение ее персонала. Люди должны четко понимать, в чем именно состоит цель их работы, а для этого необходимо вовремя доносить до них сведения о целях и задачах бизнеса. Грамотно выстроенные внутренние коммуникации помогают не только создать позитивный имидж самой компании, но и добиться максимального эффекта от деятельности сотрудников.

Роль коммуникации персонала в организации

Внутренние коммуникации (ВК) в компании — это особая область, которая находится где-то между работой с персоналом и связями с общественностью. Их основной целью является достижение запланированных бизнес-показателей через выстраивание системы эффективных взаимоотношений с сотрудниками. Еще в 1980-х годах американские ученые Дэвид Нортон и Роберт Каплан предложили новую систему оценки эффективности работы любой компании, так называемую сбалансированную систему показателей, и персонал с точки зрения этой системы рассматривается как один из основных ресурсов организации.

Внутренними коммуникациями называют любые коммуникации персонала внутри компании. Они могут быть горизонтальными или вертикальными, устными или письменными, личными или виртуальными, одиночными или групповыми. По сути дела — это всегда двустороннее общение, участие в котором может одновременно принимать большое количество людей. В таких коммуникациях большое значение имеет суть, каналы и форма подачи информации. Качественные ВК помогают устанавливать ролевые взаимодействия сотрудников и распределять ответственность между ними. Признаками хороших ВК являются информативность, своевременность, ясность, лаконичность и беспристрастность. Эффективные внутренние коммуникации — одна из главных задач любой компании. Именно их наличие говорит о способности менеджмента прислушиваться к сотрудникам, определять слабые и сильные стороны производственного процесса и корректировать управленческие решения.

В список задач внутренних коммуникаций обычно входят следующие:

  • формирование общего для компании информационного пространства;
  • повышение лояльности сотрудников, их приверженности интересам и главной цели компании, создание и поддержание такого социального состояния персонала, которое будет мотивировать их на максимально эффективную работу;
  • укрепление позитивного бренда компании в глазах собственных работников, поскольку они являются одним из основных каналов распространения информации о компании во внешнюю среду;
  • формирование положительного HR-бренда фирмы — именно это поможет привлечь на работу в компанию лучших специалистов;
  • формирование и поддержка корпоративной культуры организации.

Внутренние коммуникации невозможно наладить, установить и забыть о них в надежде, что они будут работать самостоятельно. Процесс необходимо постоянно поддерживать и трансформировать в соответствии с изменениями и развитием самой компании.

Единое информационное пространство для всех и каждого

До сих пор во многих компаниях построение внутренних коммуникаций сводится едва ли не к одним корпоративным вечеринкам. Этого, без сомнения, недостаточно, поскольку сотрудники должны иметь место для постоянного общения и в рабочее время. Рассчитывать на формирование корпоративной культуры и рост внутренней мотивации работников можно только при создании единого информационного пространства компании.

На заметку
Как утверждает консультант Дэвид Керк (США), 91% факторов, формирующих лояльность сотрудников и 95 %, влияющих на уровень их удовлетворенности работой, связаны именно с эффективными внутренними коммуникациями [1] .

Во-вторых, коллективу необходима площадка для обмена информацией. Работники должны иметь возможность открыто общаться на интересующие их темы, выражать свое мнение и знакомиться с точкой зрения коллег. Наличие такой площадки также даст возможность руководителям своевременно заметить наличие любых негативных настроений в коллективе и принять меры по их устранению до того, как они станут достоянием народных масс и приведут к кризису.

В-четвертых, именно на такой площадке можно эффективно разъяснять корпоративную политику компании в сфере производственного обучения и развития персонала. Сотрудник, не знающий своих перспектив в компании, никогда не будет иметь сильную внутреннюю мотивацию. Как показывает практика, попытки мотивировать коллектив исключительно перспективами роста самого предприятия, результатов практически не имеют. Для формирования высокой лояльности к организации, человек обязательно должен знать, что именно здесь он сможет добиться личных успехов.

Исследования Hewitt Associates показали, что в тех компаниях, где у сотрудников имеется высокий уровень вовлеченности, снижаются расходы на наем персонала, повышается лояльность клиентов, увеличивается рентабельность, рыночная стоимость и дополнительный доход компании [2] .

Когда есть потребность в информационном обеспечении?

  • Вопрос 1. Знаком ли персонал с общей стратегией и ближайшими планами развития компании?
  • Вопрос 2. Знают ли сотрудники о рабочих процессах соседних отделов?
  • Вопрос 3. Проводится ли в течение года диагностика отношения персонала к политике компании и получены ли положительные результаты?
  • Вопрос 4. Проводилось ли в течение последних трех месяцев какое-либо корпоративное мероприятие и было ли оно удачным?
  • Вопрос 5. Было ли успешным последнее корпоративное обучение?
  • Вопрос 6. Отсутствует ли в компании текучка персонала/показатели текучки низкие?
  • Вопрос 7. Обсуждают ли сотрудники в своих личных соцсетях проблемы компании, публикуют ли посты на производственные темы, собирают ли комментарии?

Если хотя бы на три вопроса из шести (кроме седьмого) получен отрицательный ответ, то компании срочно нужно внедрять технологии по формированию единого информационного пространства. Положительный ответ на седьмой вопрос однозначно подтверждает эту необходимость.

Способы информирования персонала

Существует множество способов информирования персонала: от выпуска собственной газеты до организации корпоративного телевидения. Мы поговорим о трех самых популярных на сегодня решениях.

Корпоративные СМИ. К ним относятся периодические печатные издания: газеты или журналы, выпускаемые в компании. Отличие корпоративного СМИ от обычного — это то, что его целевой аудиторией являются работники конкретной организации, а все публикующиеся в нем материалы касаются именно ее проблем и подаются с положительной или нейтральной точки зрения. Цель таких журналов и газет — информирование сотрудников о новостях компании, важнейших событиях, публикация документов, знакомство, хотя бы заочное, с руководством и по возможности получение обратной связи. Обычно такие издания раздают на ресепшене или в холле организации. Несмотря на то, что такие СМИ отличаются удобством восприятия информации, возможностью ее длительного хранения и повторного обращения в случае необходимости, проблему создания эффективных внутренних коммуникаций они все же не решают. Газета или журнал недостаточно оперативно реагирует на события, информация о них появляется только через какое-то время. Кроме того, отсутствует возможность мгновенного обсуждения темы, общения на полях СМИ. Тем не менее свою роль в формировании у сотрудников лояльности к компании печатные СМИ играют. Практически у всех крупных и успешных организаций имеется свой корпоративный журнал или газета. По мнению HR-менеджеров, его наличие объединяет людей, помогает сотрудникам почувствовать себя частью команды.

Корпоративный портал или интранет — это некий внутренний веб-интерфейс, предоставляющий сотрудникам компании доступ ко всем корпоративным данным. То есть это нечто вроде виртуального офиса, дающего возможность совместной работы. Обычно порталы снабжают различным функционалом в зависимости от потребностей организации. Как правило, здесь публикуются официальные документы, создаются базы важных файлов с общим доступом, группы, календарь с важными для компании датами, форум для общения сотрудников между собой. Однако некоторые особенности порталов делают их не слишком популярными для свободного общения пользователей.

Так, например, в большинстве случаев порталы остаются средой для хранения конфиденциальной информации фирмы или постановки задач, поскольку представляют собой официальный рабочий инструмент, а человек психологически не расположен общаться таким образом.

Еще один минус портала — отсутствие возможности для рядовых пользователей наполнять его контентом. Сотрудники не могут свободно поделиться своими наработками, пообщаться с коллегами, задать вопрос руководству. Для создания групп, открытия доступа к файлам необходим администратор. Это лишает портал возможности оперативного реагирования на потребности и интересы пользователей. Очень часто, несмотря на пользу этого инструмента, портал остается в организации невостребованным, а значит, своей функции по формированию внутренних коммуникаций полноценно не выполняет.

Корпоративные социальные сети (КСС), возникшие и довольно успешно развивающиеся на волне интереса к обычным соцсетям, являются действенным инструментом для повышения лояльности работников и формирования сильного HR-бренда организации. Наличие собственной социальной сети в компании воспринимается как свидетельство заботы руководства о подчиненных, как часть корпоративной культуры. Объединенные сетью сотрудники могут активно и эффективно взаимодействовать друг с другом и с руководством, даже если они находятся в разных городах. Особенно полезны соцсети для крупных организаций с множеством региональных департаментов, в которых сотрудники не всегда знакомы между собой. Сеть стирает границы между отделами и филиалами. КСС дает возможность обмениваться мнениями, публиковать собственные наработки каждого из сотрудников, а значит, постепенно в ней формируется информационная база, доступная для всех желающих.

Очень полезны соцсети и для кадровиков. С их помощью можно моментально донести до сотрудников информацию о важных новшествах или провести онлайн-обучение. Семинары и конференции в сети — прекрасная альтернатива очному обучению, для которого персонал необходимо отрывать от работы на довольно длительный срок. Как показывает практика, даже адаптация новичков происходит быстрее в тех компаниях, в которых есть собственная соцсеть. Она помогает знакомиться, новый сотрудник получает возможность задать любой вопрос каждому из коллег, найти опытных специалистов по своему профилю и получить их ценный совет. Сотрудник быстрее входит в курс своей работы и не испытывает сложностей с адаптацией, ведь в ней теперь опосредованно участвует весь коллектив, а значит, сокращается текучка кадров из-за проблем в этой сфере.

Итак, возможно именно корпоративные социальные сети в ближайшем будущем станут одним из основных инструментов, с помощью которого будет формироваться идеальное единое информационное пространство организаций. Уже сейчас самые продвинутые руководители понимают, что заставить сотрудников пользоваться устаревшими средствами общения практически невозможно — это негативно скажется на их лояльности, на рабочем процессе и в итоге — на положении компании на рынке.

Какую соцсеть для бизнеса выбрать?

Если компания уже поставила цель организовать собственную социальную сеть, то очень важно понять, какое именно решение выбрать. Мы обратились за консультацией по этому вопросу к Дмитрию Бенцу, разработчику отечественной КСС LOQUI BUSINESS:

«На рынке КСС на сегодня преобладают решения иностранного производства. Я ни в коем случае не хочу сказать, что они не достойны внимания, нет — они очень интересны, но они не адаптированы для особенностей российского бизнеса. К тому же собственно КСС не так уж и много, большинство решений — это, скорее, порталы или интранеты с социальной функцией. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу создать социальную сеть для отечественных компаний с максимально полезными функциями и удобным интерфейсом. Итогом нашей работы явился LOQUI BUSINESS.

Что касается возможностей для самих пользователей, LOQUI дает им все самые полезные преимущества соцсети: от создания профиля, публикации постов до формирования общей базы знаний. Нашей гордостью, кстати, является наличие функции геолокации. Она будет просто необходима тем, кто по работе часто ездит в командировки, поскольку дает возможность быстро находить нужные объекты и даже размещать информацию о них с геопривязкой в сети.

P.S. По утверждению разработчиков, LOQUI сочетает в себе лучшие свойства социальных сетей и корпоративного портала.

LOQUI BUSINESS

С помощью корпоративных социальных сетей можно повысить вовлеченность сотрудников в рабочий процесс, обеспечить персонал необходимой базой данных, сэкономить рабочее время на официальную переписку.

LOQUI BUSINESS

Возможность донести свои мысли делает корпоративные соцсети удобным инструментом психологической адаптации новых сотрудников.

LOQUI BUSINESS

Корпоративная соцсеть позволяет сэкономить рабочее время и улучшить коммуникацию между отделами за счет удобного доступа к контактной информации, возможности быстро получить помощь онлайн.

LOQUI BUSINESS

Формирование единого информационного поля с помощью корпоративных сетей — возможность укрепить корпоративную культуру.

LOQUI BUSINESS

Чтобы минимизировать риск утечки в процессе обмена информацией, можно воспользоваться корпоративной соцсетью с комплексной защитой.


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Если задуматься, то все мы придем к выводу, что интранеты неинтересны сотрудникам как средства коммуникации. При этом невозможность высказаться на страницах корпоративной сети, в первую очередь по причине ее полного отсутствия, приводит к тому, что персонал начинает обсуждение внутренних проблем на сторонних, доступных для всех ресурсах, что может нанести урон репутации компании и ее информационной безопасности.

Корпоративный портал

Корпоративный портал: разработка, создание и внедрение интранета

Адаптация персонала в организации

Адаптация персонала в организации: методики правильной организации процесса

Корпоративные социальные сети: для чего они бизнесу?

Специалист по информационной безопасности — не самая простая, зато востребованная ИТ-профессия. Она пугает множеством терминов и своеобразных инструментов, хотя на деле доступна людям без технического бэкграунда. Изучив ИБ, вы будете работать с государственными корпорациями, банками, средним и крупным бизнесом, облачными сервисами и стартапами. Проще говоря, везде, где есть вероятность взлома.

В этой статье подробно рассказываем, кто такой специалист по информационной безопасности, чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать. Бонусом — подборка книг для знакомства с профессией.

Дмитрий Кузьмин

дмитрий кузьмин

Разобрался, чем занимается специалист по ИБ, что должен знать и где может работать

Кто такой специалист по ИБ сейчас

Обычно под специалистом по информационной безопасности подразумевают человека, который может внедрить и поддерживать защиту от несанкционированного доступа. Настроить сеть, предусмотреть ошибки и потенциальные баги, развернуть и запустить технологии мониторинга подключений.

Но есть и более узкие специальности уже внутри сферы:

Есть ещё один вариант деления специалистов:

  • Те, кто взламывает, и неважно, что именно, сети или программы. Их специализация — поиск ошибок и уязвимостей, этичный хакинг.
  • Те, кто строит и поддерживает систему защиты. Именно этот вариант сейчас подразумевают работодатели, когда ищут специалистов по ИБ.

Такое деление — условное. Например, в небольшом бизнесе по разработке мобильных приложений специалист по ИБ будет заниматься всем циклом, начиная от разработки и заканчивая внедрением. А в крупной облачной корпорации вы можете работать только с Kubernetes, не трогая больше ничего.

Важно. Специалист по информационной безопасности сейчас — это тот, кто внедряет систему защиты в компанию и поддерживает её от попыток проникнуть извне.

Из-за неустоявшихся терминов есть небольшая путаница и в названиях вакансий — компании ищут специалистов по информационной безопасности, администраторов защиты, инженеров безопасности компьютерных сетей и другие названия, подразумевая одного и того же специалиста.

Чем занимаются специалисты по информационной безопасности

Главные задачи специалиста по ИБ — настраивать инструменты для защиты и мониторинга, писать скрипты для автоматизации процессов, время от времени проводить пентесты, чувствуя себя хакером. Следить за общими показателями системы и администрировать средства защиты информации.

Вот типичные задачи специалиста по ИБ:

  • Изучить систему информационной безопасности в компании, разобраться, где есть явные уязвимости.
  • Посмотреть общую ситуацию, узнать, кто в принципе может заинтересоваться взломом компании.
  • Составить программу внедрения защиты. Решить, что исправлять сначала — например, настроить протоколы доступа, прописать скрипты защиты, настроить систему генерации паролей.
  • Разобраться с продуктом — найти уязвимости в коде, составить техническое задание на устранение.
  • Провести оценку системы защиты — провести согласованные атаки на сетевые ресурсы.
  • Проанализировать мониторинг — узнать, кто интересовался системой, какими способами, как часто.
  • Внедрить защиту для особо слабых узлов.

Плюс сферы ИБ — вы можете проработать несколько лет, но так и не столкнуться с чем-то неизвестным и непонятным. Конечно, точной статистики нет, но обычно все уязвимости и способы взлома известны.

Условно, порядка 80–90% времени работы занимает защита от уже известных способов взлома. Ещё 10% — это что-то новое, что ещё не прописали в методичках и документации.

Специалист по ИБ — это не всегда творческая профессия. Обычно наоборот, не нужно ничего выдумывать и изобретать велосипед. Специалист берет готовый чеклист или инструкцию, а затем внедряет систему защиты. Тестирует её, находит баги, исправляет их. И затем новая итерация.

Как стать специалистом по ИБ

Путь в профессию специалиста по информационной безопасности похож на стандартный для ИТ — сначала курсы или самообучение, затем стажировка и перевод на полноценную работу.

Судя по отзывам инженеров на профессиональных площадках, для старта в профессии достаточно 9–12 месяцев, из которых полгода занимает обучение на курсах.

Нужен ли технический бэкграунд

Опыт работы в ИТ и программировании не нужен — это особая профессия на стыке системного администрирования, разработки и консалтинга. Конечно, если вы начинающий разработчик или инженер, будет проще — разбираться в общих принципах процессов в ИТ не придётся. Но ненамного, потому что в любом случае в ИБ есть масса своих тонкостей и технологий.

Идеальный план обучения в сфере ИБ — минимум теории и максимум практики. Просто изучить список популярных уязвимостей бесполезно, нужно попробовать внедрить защиту от них в рабочий продукт и столкнуться с ограничениями системы.

Нужен ли английский язык

На старте хорошее знание языка необязательно — достаточно понимать необходимый минимум, чтобы не потеряться в интерфейсе программы и читать документацию с Google-переводчиком.

Выбирая курсы обучения по ИБ, обратите внимание, включены ли в них занятия по техническому английскому языку. На таких занятиях вы не будете тратить время на отработку посторонних тем вроде отпуска, кулинарии или чего-то ещё, не имеющего отношения к ИТ. Вместо этого познакомитесь со специальной лексикой, которую используют в тестировании, разработке и чтении документации.

Что нужно знать для старта работы

Проблема многих курсов, которые готовят специалистов по информационной безопасности — акцент на одном из направлений сферы:

  • Много теории. Например, на курсах рассказывают много про особенности проектирования, про возможные уязвимости, но нет практических заданий. Это плохо — важно, чтобы вы могли сразу попробовать атаковать или защищаться.
  • Только сети — если посмотреть на структуру таких курсов, то окажется, что это учеба для системных администраторов. Ничего плохого в этой профессии нет, но она всё-таки отличается от специалиста по ИБ. Сисадмин настраивает сеть, заботится о работоспособности парка техники, даже настраивает процесс непрерывной интеграции продукта вместе с DevOps. Специалист по ИБ же во всех этих процессах участвует с точки зрения внедрения системы защиты. Это разные профессии.
  • Только взлом — на таких курсах много практической информации, и это хорошо. Но не забывайте, что сейчас работодатель платит в основном за внедрение защиты, а не только за пентесты.

Если вы планируете строить карьеру в сфере информационной безопасности, стоит поискать курсы, на которых учат полноценному внедрению системы защиты. Плюс учат использовать уязвимости для пентестов. И обязательно рассказывают о том, как всё это делать законно — нужно разобраться в нормативной базе и особенностях законодательства.

То есть и законам, и настройкам сети, и хакингу, и защите от взломов.

Стек навыков

Вот примерный список того, что нужно знать и уметь для старта:

  • Настроить сетевой стек.
  • Провести аудит системы, проанализировать, какое место уязвимое.
  • Атаковать сетевые ресурсы популярными способами и настроить систему защиты от таких атак.
  • Настроить систему мониторинга и систему предупреждения о проблемах.
  • Учитывать человеческий фактор в построении защиты.

Кроме этого, пригодится понимание криптографических и других методов защиты. Плюс разберитесь в нормативно-правовых актах в сфере ИБ, сфере ответственности государственных структур (ФСТЭК, ФСБ, Министерство Обороны, ЦБ).

Информация — это всегда знания о материальных носителях и об энергии, которой требует её передача.

В статье рассмотрены виды профессиональной информационной деятельности человека, приведены примеры информационной деятельности человека. Вы узнаете, кто является специалистами, которых можно считать информационными работниками.

Мы живём в век информатизации, и стоит отдать должное краткому историческому экскурсу и разным аспектам.

Основные виды информационной деятельности человека

Давайте вспомним качества информации, которые столь важны для человека: понятная, полная, полезная, актуальная и достоверная. А также уместным будет вспомнить, как именно человек воспринимает данные. Они передаются сознанию с помощью органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние.

Информационная деятельность человека включает:

  • сбор информации;
  • обработку;
  • передачу;
  • хранение;
  • поиск;
  • защиту.

О сборе

Любая деятельность людей так или иначе связана с разными манипуляциями с информацией, и наши помощники — технические приспособления.

Для получения недоступных органам чувств сведений применяют специальную технику, ведь научное знание возникает, когда приобретённую информацию можно оценить, сравнить и, следовательно, измерить.

Знаменитый Стоунхендж — одно из самых древних сооружений, применяемых для приобретения информации астрономического характера. Весы и термометр — ещё два наших старых знакомых. Благодаря им люди получают данные о массе среды и её температуре.

Об обработке

Если провести анализ такой реакции организма, мы быстро придём к обработке данных. Прикосновение к поверхности — информация (помогают органы осязания). Дальше нервная система отправляет сведения в мозг, где делается основанный на опыте вывод о том, что организму угрожает опасность. Мозг посылает сигнал в мышцы рук, и они моментально сокращаются. Подобными процессами можно описать и резкую смену настроения, и появление слёз, стоит услышать знакомую мелодию. Всё это иллюстрации неосознанного ведения обработки данных.

Это интересно: геодезия это что такое, как используется в строительстве?

Выходная информация — это всегда результат интеллектуальной деятельности по обработке информации входной.

О передаче

Передача информации

Вряд ли прогресс человечества состоялся бы без обмена данными. Люди ещё в давние времена передавали следующим поколениям приобретённые знания, сообщали о вероятных угрозах или обменивались экстренной и существенной информацией.

Любой процесс обмена сведениями включает в себя их источник и адресата. Сами данные передаются посредством сигналов (механических, электрических и тепловых) по каналу связи. В повседневной жизни для людей каждый звук или свет — это сигналы, которые несут смысловую нагрузку. На светофоре красный — запрет переходить дорогу, звук сирены — беспокойство, звонок телефона — надо ответить.

Из-за разнообразных помех информация может пропадать и искажаться во время передачи. Вы часто с этим сталкиваетесь: неправильно выраженная мысль, помехи в телефоне, ошибка в расчётах, неполнота передаваемых данных. Способы кодирования и дешифрирования изучает криптография.

Важна форма изображения информации. Её может понимать источник, но не получатель, поэтому люди договариваются об определённом языке, чтобы надёжно сохранять сведения.

О хранении

Сохранность информации

Безупречное орудие познания мира — человеческий разум, а память людей — отличный механизм для хранения получаемой информации.

Чтобы превращать данные в собственность большого количества людей, нужна возможность их хранения за пределами памяти человека. С развитием человечества сведения хранились и хранятся разными способами, со временем они совершенствуются. От узелков на верёвках, зарубок на палках, посланиях на папирусе мы дошли до изобретения книг. Поиск доступных и надёжных способов хранить данные продолжается.

Сегодня для таких целей мы используем различные материалы: бумагу, плёнки (фото- и кино-), ленты (аудио- и видео-), диски. Это всё — носители информации, то есть материальные объекты для хранения информации и передачи.

О поиске

Мало сохранить данные, ими ещё необходимо уметь пользоваться. А чтобы воспользоваться информацией, нужно уметь быстро её находить.

Поиск — это извлечение информации, которая хранится. Различают автоматизированный и ручной методы поиска сведений.

Методы поиска данных:

  • наблюдение;
  • обращение к специалистам;
  • чтение литературы;
  • просмотр программ (теле- и видео-);
  • прослушивание радио и дисков;
  • работа в архивах и библиотеках;
  • запрос к системам и базам данных;
  • иные методы.

Чтобы собрать полную информацию и повысить вероятность принятия верного решения, рекомендуется использовать разные методы поиска данных.

Вы будете встречать как бесполезную, так и наиболее полезную, как ложную, так и достоверную, субъективную и объективную информацию. Нужно учиться акцентировать внимание только на получении полезных сведений, необходимых для решения определённой актуальной задачи. Помните, что ваша голова — это не мусорный ящик.

Ускоряют процесс приобретения сведений по вопросу каталоги (предметный, алфавитный и другие).

О защите

Для того чтобы не потерять важную информацию, разрабатываются разные механизмы защиты. Они используются на каждом из этапов работы.

Способы защиты:

  • контроль доступа;
  • дублирование каналов связи;
  • разграничение доступа;
  • криптографическая реорганизация информации посредством шифров.

Защита информации

Шифр — это система знаков для передачи секретной информации, создаётся для защиты данных от незаконных пользователей. Шифрами занимается криптография.

С древних времён этой наукой увлекались учёные, дипломаты и священнослужители. Хороший пример использования шифров (а их немало) — шифр Цезаря для переписки. Довольно простой, в нем буквы (каждая) заменяются третьей после неё литерой в алфавите.

Изменяя величину сдвига, можно приобрести новый шифр. Важно наличие у отправителя и адресата одной таблицы перестановки или замены букв.

Примеры информационных работников

Мы уже знаем, что информационной деятельностью занимаются все люди, но не для всех она профессиональная. Ниже приведен перечень работников профессиональной информационной деятельности в зависимости от ее вида.


Информационная деятельность традиционно связывается именно со СМИ. Журналисты работают с оперативными данными, они нередко утрачивают свою актуальность в продолжение нескольких дней.

Работниками СМИ используются наиболее модерновые средства передачи данных. Тексты, аудио и видео публикуются на сайте, отправляются по email или транслируются в реальном времени.

В почтовой службе наряду с традиционными способами доставки корреспонденции популярностью пользуется email, активно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Призвание науки — создание новых знаний. Один из актуальных инструментов для изучения социальных, природных и экономических явлений в развитии — компьютерное моделирование.

Эти работники занимаются патентами. Системы со специализированными патентными службами и изданиями (они готовят рефераты, обзоры и так далее) — характерная черта развитых стран.

Менеджеры могут улучшить такие качества, как объективность принимаемых решений и их своевременность, используя актуальные технологии и основываясь на оперативных данных.

Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования

Преподаватели и студенты — участники древнейшего информационного процесса, информационно-коммуникационные технологии вносят в довольно консервативную сферу определённые нововведения. Благодаря виртуальным мирам процесс обучения становится более наглядным. Вместе с тем технологии — помощники в индивидуализации контроля учёбы и знаний. Развивается и становится популярным дистанционное образование, которое позволяет обучать, пренебрегая удалённостью от организации.

  • Искусство. Писатели, музыканты, художники, дизайнеры.

Информационная технология в искусстве

ИТ применяют многие виды искусства. Например, компьютерная графика как основа дизайнерских работ, музыкальные произведения, литература и так далее.

А также к сферам занятости информационных работников причисляют промышленность, связь, строительство, транспорт и экономику. Примеры профессий: руководители фабрик и заводов, лица с высшим образованием, занимающие ключевые должности в разных отраслях промышленности, связи, строительства и транспорта.

Продолжаю публикацию статей из серии " Опыт информационно-аналитической работы" . В этой статье речь пойдёт об основах информационной работы и её структурном представлении.

Ранее, на канале "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе" была опубликована статья "Работа с информационными источниками" , посвященная вопросам систематизации информационных источников. В статье приведена полезная схема определения и обработки информационных источников, которая может пригодиться в работе рекламистов, копирайтеров и информационных аналитиков.

В качестве следующего материала по этой теме можно порекомендовать статью "Как блогеру настроить своё информационное пространство?" , в которой приводятся основные способы создания статей для блога и схема управления информационными потоками.

Итак, о теме этой статьи. Информационную работу можно представить в виде графической схемы:

Кратко объясню суть этого схематичного представления.

Обеспечение информационной работы

Информационная работа - деятельность по обеспечению себя, аудитории, должностных лиц сведениями, необходимыми для решения их задач.

Информационная работа использует средства и методы обеспечения:

Средства информационной работы - документальные, технические и другие средства, предназначенные для обработки, систематизации хранения и выдачи информации.

Проще говоря, вначале нужно определить все необходимые в работе средства, без этого шага в работе будут происходить сбои. Всё равно, что проводить сборку ходового двигателя на судне во время плавания - пока двигатель не собран, нет хода.

Формы информационной работы - особенности документирования, накопления и хранения данных на различных этапах информационной работы.

На каждом этапе информационной деятельности нужно чётко определять форму сбора и форму представления данных по различным вопросам и различному назначению.

Самый простой пример, это блогер, который готовит материалы для своего канала в форме текстов, нарративов, историй, видео и графических постов. Нужно чётко представлять форму входящей информации (источники), форму, в которой информация проходит стадии обработки и форму выдачи материалов на канале (публикацию).

Процесс информационной работы - последовательность операций по обработке информации: сбор, регистрация, передача, накопление, хранение и модификация, позволяющая найти нужные данные или представить их в нужном сочетании (обзоре, отчёте).

Группы действий информационной работы

Все три вышеприведённые блока обеспечения информационной работы определяются соответствующими группами действий. На схеме указаны 5 таких групп:

  • качество информации - определение практической пригодности информации по признакам: достоверность, относимость, своевременность, полнота, важность;
  • отбор информации - получение результата путем просмотра материалов и документов, их уточнения и формализации;
  • хранение информации - централизация, коррекция, обновление и сбережение банков данных;
  • обработка информации - преобразование информации в формы, удобные для работы путём: сортировки, группировки, дополнений (обогащения), сравнения (аналитики);
  • выдача информации - передача информации потребителю (публикация, иное представление) указанной в запросе или соответствующей плану публикации, вещания.

Приведу пример, как эта схема работает.

Например, средство поиска информации - поисковая система :

  • нужно определить признаки, по которым будет определяться качество найденной информации;
  • нужно определить приёмы отбора информации в поисковике (фильтры поиска или система построения поискового запроса);
  • нужно определить место хранения результатов запросов (закладки, журнал посещений, копия списка ссылок, облачное или локальное хранилище для скаченных фалов);
  • нужно определить оптимальные форматы, в которых будет происходить получение информации, определить конвертирующие и редактирующие системы - это могут быть он-лайн сервисы, задействованные при поиске информации;
  • нужно представить структуру и представление сводного отчёта по результатам работы с поисковой системой, форму представления собранных данных для передачи на следующий этап информационной работы.

Таким способом нужно систематизировать все действия своей информационной работы, в соответствии с вышеуказанными блоками обеспечения и присущими им группами действий.

Цепочки действий, обособленные смысловым началом и завершением, в коммерческой деятельности называются бизнес-процессами. Все действия информационной работы должны быть подробно описаны бизнес-процессами, документально зафиксированы, графически представлены в виде соответствующих нотаций и автоматизированы в единой информационной системе.

Информационный поиск

Если для создания обзора, статьи, аналитического отчета требуется произвести предварительный информационный поиск, то выполняют следующие группы действий:

1. Определяется тема и структура информационной проблемы, выделяются конкретные задачи информационного анализа, при необходимости, задачи группируются.

2. Устанавливаются смежные с основной темой информационного поиска области и определяются ограничения доступа к этим областям, если они есть.

3. Определяется глубина ретроспективного поиска - временной интервал.

4. Устанавливаются виды документальных источников , необходимых для исследования.

Грамотно применяя соответствующие средства и методы, можно настроить в оптимальном режиме информационную работу своего блога, аналитического или рекламного отдела, целой организации.

Читайте также: