Кто является второй стороной трудового договора моряка имеющей право получить подписанный экземпляр

Обновлено: 16.05.2024

Соответствие деятельности организаций требованиям междуна­родных конвенций о найме и трудоустройстве моряков определяется посредством сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (за исключением рыболовецких судов), оказываемых этими организациями, которая проводится Государственной службой Минтранса Российской Федерации.

  1. Российские судовладельцы, командирующие своих работников для работы на суда под иностранным флагом.

К российским судовладельцам, одной из сторон деятельности которых является наем и/или трудоустройство российских моряков на суда под иностранным флагом, в рамках этой деятельности предъявляются такие же требования, как к организациям по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

Каждая служба найма и трудоустройства должна вести реестр в отношении всех моряков, нанятых или трудоустроенных через нее, а также хранить документацию о моряках, находящихся на учете. Такая документация включает в себя данные о квалификации моряка и его предшествующей трудовой деятельности, личные данные, касающиеся трудовой деятельности, медицинские сведения. Служба должна обеспечивать получение моряками информации обо всех особых условиях работы на конкретном месте и руководствоваться принципом, в соответствии с которым моряки направлялись бы только к работодателям, предлагающим морякам такие условия занятости, которые находятся в полном соответствии с действующим за­конодательством или коллективными договорами. Служба отвечает за то, чтобы все моряки, нанятые или трудоустроенные ею, имели квалификацию и располагали дипломами и свидетельствами, необ­ходимыми для выполнения соответствующих функций; были ин­формированы о своих правах и обязанностях до приема на работу или в процессе трудоустройства и им предоставлялась возможность ознакомиться с трудовыми договорами до и после подписания и для получения их копий.

Один из базовых принципов, отражающих особенности трудовых отношений на судне, а именно — принцип единоначалия, нашел отражение в положении КТМ РФ, которое, в частности, преду­сматривает, что никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна (см. подробнее 1.6.1).

В КТМ РФ также нашли подтверждение нормы международного права, устанавливающие права моряков на репатриацию — возвращение на родину после прекращения трудовых отношений.

Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в следующих случаях:

1) истечение за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

2) расторжение трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

4) заболевание или травма, требующие лечения вне судна;

5) невозможность выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами РФ либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

6) направление судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

7) истечение определенного коллективным договором макси­мального срока работы члена экипажа на борту судна.

Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю ре­патриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

Расходы по репатриации несет судовладелец. Они включают в себя следующее:

  • проезд члена экипажа судна к месту репатриации;
  • питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;
  • лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;
  • провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;
  • заработная плата и пособие с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

В случае если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством РФ о труде.

В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Однако не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

Согласно ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

  • безопасные условия труда;
  • охрану их здоровья;
  • наличие спасательных средств;
  • бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
  • наличие надлежащих помещений: кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха;
  • культурно-бытовое обслуживание.

Кроме того, судовладелец обязан страховать: заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

В отраслевых тарифных соглашениях предусматривается также обязанность судовладельца обеспечивать безопасность условий и охрану труда работников, внедрять новые безопасные технологии, оборудование и механизмы, планомерно приводить производство в соответствие с действующими правилами и нормами охраны труда. Судовладелец обеспечивает членов экипажа спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, своевременное пополнение судовых аптечек необходимыми лекарствами и перевязочными материалами, по рекомендации врачей при неотложных показаниях принимает меры для приобретения лекарственных препаратов, необходимых для лечения моряков, заболевших в рейсах (в том числе за иностранную валюту).

Станислав Сорока

Конвенция MLC (Maritime Labor Convention – Конвенция о труде в морском судоходстве), 2006 Станислав Сорока 2 38870



7 февраля 2006 года в Женеве была созвана Генеральная конференция Международной организации труда. Целью этой конференции было создать единый согласованный акт, охватывающий все современные нормы существующих международных конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основные принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.

И уже 23 февраля 2006 года была принята конвенция MLC (Maritime Labor Convention – Конвенция о труде в морском судоходстве)

Конвенция состоит из трех различных, но взаимосвязанных частей: статей, правил и Кодекса. Кодекс состоит из Части А (обязательные стандарты) и Части В (факультативные руководящие принципы). Правила и Кодекс объединены по общим темам в пяти разделах:



- Раздел 1 : Минимальные требования в отношении труда моряков на борту;

- Раздел 2: Условия занятости;

- Раздел 3 : Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое

- Раздел 4 : Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое

обслуживание и защита в области социального обеспечения;

- Раздел 5 : Соблюдение и обеспечение выполнения.

Конвенция вступила в силу 20 августа 2013 года.

Так вот основные цели данной Конвенции:

- заложить прочный свод прав и принципов;

- обеспечить гибкость в отношении путей осуществления государствами-членами этих принципов;

- и обеспечить выполнение этих принципов.

Раздел 1 рассказывает о:

- минимальном возрасте лиц, работающих на борту судна – не менее 16 лет; а также запрет труда в ночное время моряков в возрасте до 18 лет, термин "ночное время” определяется в соответствии с национальным законодательством и практикой.

- медицинское свидетельство - моряки не допускаются к работе на борту судна, если они не предоставят документ, удостоверяющий их пригодность по состоянию здоровья. Медицинское свидетельство выдается практикующим врачом, обладающим надлежащей квалификацией.

Медицинское свидетельство остается в силе не более двух лет , если не устанавливается боле краткий промежуток времени в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ 1978 года с поправками.

Также необходимо знать, что если срок действия свидетельства истекает во время рейса, то это свидетельство продолжает оставаться в силе до захода в следующий порт, в котором моряк может получить медицинское свидетельство у врача при условии, что этот период времени не превышает трех месяцев.

- подготовка и квалификация - моряк не допускается к работе на судне, если он не прошел профессиональную подготовку или не получил диплом, удостоверяющий его компетентность.

- подбор и трудоустройство – то есть, каждый моряк должен иметь доступ к регулируемой системе подбора и трудоустройства.

Раздел 2 (Условия занятости) нам рассказывает о:

- трудовые договоры моряков – целью этого правила является обеспечить, чтобы каждый моряк имел справедливый трудовой договор. Сторонами договора (контракта) являются судовладелец и моряк, который нанимается на работу. Как судовладелец, так и моряк, получают подписанный экземпляр трудового договора.

- заработная плата - все моряки получают плату за свой труд в соответствии со своими трудовыми договорами, а также получают ежемесячный отчеты о выплаченных суммах.

- продолжительность рабочего времени и времени отдыха –

максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать:

a) 14 часов в течение любого 24-часового периода; и

b) 72 часов в течение любого периода в семь дней; или

минимальная продолжительность времени отдыха составляет не менее:

c) десяти часов в течение любого 24-часового периода; и

d) 77 часов в течение любого периода в семь дней.

Время отдыха можно делить не более чем на два периода, продолжительность, одного из которых составляет не менее шести часов , а интервал между периодами отдыха не превышает 14 часов, а

часы учебных тревог учитываются как рабочее время…

Необходимо размещать на легкодоступном месте график с указанием внутреннего трудового распорядка с указанием времени работы в море и в порту.

Но также не следует забывать о том, что капитан имеет право требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов для обеспечения безопасности непосредственно судна, людей, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие в море. То есть капитан может приостановить действие графика рабочего времени или времени отдыха и требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов до восстановления нормальной ситуации. Ну а после восстановления нормальной ситуации, морякам должен быть предоставлен адекватный период времени отдыха.

- репатриация – каждый моряк имеет право на репатриацию без затрат с его стороны, если:

a) трудовой договор моряка истекает во время нахождения судна за границей;

b) трудовой договор моряка расторгается:

- по инициативе судовладельца; или

- по инициативе моряка по обоснованным причинам.

Судовладельцам запрещено требовать от моряков оплачивать авансом стоимость репатриации в начале их контракта и удерживать расходы по репатриации из заработной платы, за исключением случаев, когда будет обнаружено, что моряк серьезно нарушает свои трудовые обязанности.

А также моряки имеют право на репатриацию:

- в случае заболевания или травмы

- в случае, если судовладелец не способен далее выполнять свои обязательства по договору как работодатель моряка по причине банкротства

- если судно направляется в зону военных действий при отсутствии согласия со стороны моряка.

Судовладельцем должны быть оплачены расходы на проживание и питание с момента, когда моряк сходит с судна, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, а также лечение, в случае необходимости, до тех пор, пока моряк не будет пригоден по состоянию здоровья для переезда к месту репатриации.

- компенсации морякам в случае утраты или затопления судна - каждый моряк имеет право на компенсацию в случае травмы или убытков, связанных с затоплением судна.

- укомплектование судов экипажами – целью этого правила является обеспечить, чтобы моряки работали на борту судов, которые укомплектованы достаточным количеством персонала для безопасной эксплуатации судна.

- карьерный рост, повышение квалификации и возможностей для занятости моряков.

Раздел 3 включает в себя два правила:

1) жилые помещения и условия для отдыха – в данном правиле четко описывается, что требования, касающиеся выполнения настоящего правила, которые относятся к конструкции и оборудованию судна, распространяются только на суда, построенные в момент или после вступления в силу настоящей Конвенции для соответствующего государства-члена. Для судов, построенных до этой даты, продолжают применяться положения, касающиеся конструкции и оборудования судна, предусмотренные в Конвенции (пересмотренной) 1949 года о помещениях для экипажа на борту судов и Конвенции 1970 года о помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)

Требования к жилым помещениям:

- все помещения для моряков должны иметь адекватную высоту; минимальная допустимая высота во всех помещениях для моряков, где необходима полная свобода передвижения, составляет не менее 203 см;

- жилые помещения обеспечиваются адекватной изоляцией;

- на судах, кроме пассажирских, спальные помещения кают располагаются в средней или кормовой части судна выше грузовой ватерлинии;

Далее речь идет о материалах, которые должны использоваться для внутренних переборок, надлежащее освещение, а также требования к вентиляции, отоплению, освещению и т.д.

Стоит остановиться на требованиях, предъявляемых к санитарно-гигиеническим узлам:

- санитарно-гигиенические узлы должны располагаться поблизости от ходового мостика и машинного отделения ;

- на всех судах оборудуются, по крайней мере, один туалет, один умывальник и одна ванная или душ на каждые шесть человек, которые не имеют таких личных удобств;

- каждая каюта оборудуется умывальником с горячей и холодной пресной водой, если такие умывальники не установлены в индивидуальных ванных комнатах;

Также говорится о необходимости наличия отдельного помещения для судового лазарета на судах где 15 и более моряков и находящихся в плавании более трех дней.

Для отдыха экипажа должны быть предусмотрены – курительная комната, демонстрация кинофильмов, запас который должен соответствовать продолжительности рейса, спортивный инвентарь, по мере возможности условия для занятий плаванием, библиотека, электронное оборудование – тобеш проигрыватели DVD/CD, персональные компьютеры, а также следует предоставлять доступ в разумных пределах к телефонной связи между судном и берегом, к средствам электронной почты и Интернету, при их наличии, причем размер платы за пользование этими услугами не должен превышать разумных пределов.

2) питание и столовое обслуживание – целью данного правила является обеспечение моряков необходимыми продуктами питания и питьевой водой и в надлежащих санитарно-гигиенических условиях.

Конвенция требует, чтобы капитаном или под его руководством на борту судов проводились частые и документально оформленные инспекции в целях проверки:

a) снабжения пищевыми продуктами и питьевой водой;

b) всех помещений и оборудования, используемых для хранения и обработки пищевых продуктов и питьевой воды;

c) камбуза и оборудования для приготовления и подачи пищи.

Здесь акцентируется внимание на недопущении приема на работу моряков моложе 18 лет в качестве судового повара.

Раздел 4 нам говорит об охране здоровья, медицинском обслуживании и защите в области социального обеспечения:

Данный раздел состоит из 5-ти правил:

медицинское обслуживание на борту судна и на берегу - здесь идет речь о гарантии права морякам на безотлагательное обращение к врачу или стоматологу в порту захода, если это практически осуществимо , а также обеспечения того, чтобы медицинское обслуживание во время пребывания моряка на судне или в порту предоставлялись ему бесплатно , в той мере, в какой это соответствует национальному законодательству государства члена.

Аптечки, их содержимое и медицинское оборудование должны поддерживаться в надлежащем состоянии и инспектироваться через регулярные промежутки времени, не превышающие 12 месяцев

Все суда должны иметь полный список радиостанций, с помощью которых можно получить медицинскую консультацию.

ответственность судовладельцев – здесь говорится о том, что судовладельцы несут ответственность за охрану здоровья и медицинское обслуживание всех моряков, работающих на их судах, а именно:

- покрытие расходов, связанных с болезнью и травмами

- финансовые компенсации в случае смерти моряка

- покрытие расходов, связанных с медицинским обслуживанием,

включая лечение, обеспечение необходимыми лекарствами

Также если болезнь или травма влекут за собой потерю трудоспособности, судовладелец несет ответственность за выплату заработной платы в полном размере в течение всего времени пребывания больного на судне.

Необходимо обратить внимание, что ответственность судовладельца может быть исключена в случае травмы, не связанной со службой на судне; травмы или болезни, происшедших по причине умышленного нарушения дисциплины заболевшим, а также в случае болезни, намеренно скрытой в момент поступления на работу.

охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев – целью данного правила является обеспечить, чтобы моряки жили и работали на борту судна в безопасных санитарно-гигиенических условиях.

Для пропаганды безопасности труда и предупреждения несчастных случаев используются учебные аудиовизуальные программы для демонстрации во время киносеансов на борту судна, размещение плакатов. Для данной пропаганды необходимо учитывать национальные, языковые и культурные различия моряков на борту судов.

доступ к береговым объектам социально-бытового назначения – тут говорится о том, что данные объекты должны быть доступны для всех моряков, независимо от их национальности, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических убеждений, а также независимо от государства флага судна, на котором они работают. При нахождении в иностранном порту моряки должны иметь доступ к консулам стран их гражданства или проживания

социальное обеспечение – каждый моряк должен иметь доступ к защите в области социального обеспечения, а в трудовом договоре должны быть определены средства, с помощью которых моряку будут предоставляться различные виды защиты в области социального обеспечения со стороны судовладельца.

Раздел 5 касается соблюдения и обеспечение выполнения, того что изложено в статьях данной Конвенции, а также конкретных обязательств, предусмотренных в ее разделах 1, 2, 3 и 4.

В ходе инспекции инспектор осуществляет проверку, которая, по его мнению, необходима чтобы убедиться в строгом соблюдении норм, а также имеет право требовать, чтобы были устранены любые недостатки, а если данные недостатки представляют из себя серьёзное нарушение требований настоящей Конвенции (включая права моряков), то инспектор имеет право запретить судну покидать порт до принятия необходимых мер.

Если отсутствует явное нарушение требований настоящей Конвенции, тогда инспектор имеет право давать инструкции вместо того, чтобы начинать расследование.

В донном разделе сказано, что инспекторы сохраняют конфиденциальность источника жалобы, то есть не сообщают судовладельцу что инспекция проводится на основании такой жалобы или информации.

Каждое государство-член требует, чтобы на судах, плавающих под его флагом, действовали процедуры быстрых жалоб моряков о возможных нарушениях:



- жалобы должны подаваться начальнику моряка из числа командного состава судна;

- далее данный начальник должен попытаться решить проблему;

- и если он не может решить жалобу к удовлетворению моряка, то последний может обратиться с ней к капитану, который должен лично рассмотреть этот вопрос.

Все жалобы и решения по ним должны регистрироваться, а копии должны предоставляться заинтересованному моряку. И если жалоба не может быть разрешена на борту судна, то этот вопрос должен быть направлен на рассмотрение судовладельца на берегу и в любом случае моряки должны иметь право подавать жалобу непосредственно капитану, а также судовладельцу и компетентным органам.

Следует отметить что в апреле 2014 года ILO (Международная организация труда) внесла в Конвенцию несколько поправок, которые защищают права моряков, брошенных судовладельцем за границей, а 18 января 2017 года данные поправки вступили в силу.

Теперь судовладелец обязан будет подтверждать финансовое обеспечение обязательств по выплате компенсаций в случае смерти моряка или утраты трудоспособности. Согласно данным поправкам судовладелец обязан гарантировать, что моряку, пострадавшему от несчастного случая, выплатят компенсацию. Данные поправки регулируют механизм оплаты репатриации моряков в случае проблем с судном. А сертификат, который подтверждает финансовое обеспечение, должен храниться на борту судна.

Давайте теперь подытожим, что нам дает данная конвенция…

Ну, во-первых, конвенция включает в себя требования множества существующих конвенций, а также новые требования. Она направлена на защиту моряка в отношении рабочего времени и отдыха, качества еды, проживания, возможность быстрой жалобы (причем бланк жалобы должен находиться у каждого моряка в каюте), социальные гарантии, гарантии выплаты зарплат, а также финансовую защищенность моряка в случае проблем с судном.

Поскольку судоходная отрасль имеет глобальный характер, общепризнанным является то, что моряки нуждаются в специальной защите, особенно в связи с тем, что они могут быть исключены из национального законодательства о труде.

Конвенция о труде в морском судоходстве, 2006 г. (MLC), называемая также Биллем о правах моряков, основывается на 68 действующих конвенциях и рекомендациях, касающихся труда моряков, а также на других фундаментальных принципах с целью обеспечения достойных условий работы и жизни для всех моряков. В конце книги для справки приведен полный список этих конвенций. В данный перечень не включены некоторые важные конвенции, относящиеся к удостоверениям личности моряков (МОТ 108 и 185) и пенсиям (МОТ 71).

MLC разработана с тем, чтобы быть на одном уровне с такими важными международными требованиями ИМО, а именно, стандартов безопасности судов, охраны труда и качества управления судами (SOLAS, STCW и MARPOL). Они, конечно, в большей степени относятся к судну и управлению им, а MLC более сосредоточена на ваших правах как моряков. Следует помнить о том, что MLC устанавливает минимальные требования, а многие государства флага, ратифицировавшие Конвенцию, могут иметь и более высокие стандарты. Ратифицируя новую Конвенцию, государства не могут снижать установленные требования.

Кто подпадает под действие MLC?

Какие суда?

Все суда, за исключением:

  • судов, плавающих исключительно во внутренних водах, близко от берега, в защищенных от волнения водах или в тех зонах, в которых действуют портовые правила;
  • рыболовных судов;
  • судов традиционной постройки, таких как плоскодонные шлюпки и джонки;
  • военных кораблей и вспомогательных военных судов.

Суда с валовым регистровым тоннажем менее 200 т, не выполняющие международных рейсов, могут быть освобождены государством флага от выполнения некоторых требований, если права моряков уже обеспечиваются национальным законодательством, коллективными договорами или иным способом.

Какие моряки?

Любой человек, занятый на любой должности или работающий по найму в любом качестве на борту судна, к которому применяется настоящая Конвенция. К ним относятся мобильные ремонтные бригады, сменные экипажи и гостиничные работники на борту круизных судов − все, кто работают на борту.

В случае возникновения сомнений в отношении того, применима ли Конвенция к какой-либо отдельной категории судов или персонала, ситуация разрешается властями государства после консультаций с заинтересованными организациями судовладельцев и моряков.

Основные права, права работников и MLC

  • Права на свободу объединений. Ваше право на вступление в профсоюз по своему усмотрению;
  • Действительное признание права на переговоры о заключении коллективного договора. Право вашего профсоюза вести переговоры о заключении коллективного договора от вашего имени;
  • Исключение всех форм принудительного труда. Ваше право работать по собственной воле и получать оплату за эту работу;
  • Действительный запрет детского труда;
  • Исключение дискриминации при приеме на работу и выборе профессии.

Короче говоря, вы имеете право на безопасное и надежное рабочее место, на котором соблюдаются стандарты безопасности, вам предоставлены справедливые условия найма, достойные условия труда и жизни, включая такую социальную защиту, как доступ к медицинской помощи, защита труда и социально-бытовое обслуживание.

Права моряков

Перечисленные выше права разъясняются в MLC в четырех разделах:

  • Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна;
  • Условия занятости;
  • Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое обслуживание;
  • Охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и защита в области социального обеспечения.

В этих разделах подробно описаны обязанности государств и судовладельцев в деле обеспечения вас такой же защитой, которая предоставляется людям, работающим на берегу, с учетом конкретных особенностей жизни и труда в море. Все это в широком смысле понимается как права моряков. Если такие права не соблюдаются, то существует процесс подачи жалоб. Если проблемы серьезны и многократно повторяются, если они угрожают здоровью, безопасности или занятости моряков, то они могут привести к задержанию судна.

Как это делается?

Минимальные права, предоставляемые Конвенцией, реализуются в соответствии с национальным законодательством, правилами, положениями коллективного договора или просто благодаря сложившейся хорошей практике. Чтобы убедиться в том, что они действительно соблюдаются, существует строгий режим контроля за их исполнением, опирающийся на систему инспекции и сертификации.

Каждое судно с валовым регистровым тоннажем 500 тонн и более, совершающее международные рейсы, должно иметь на борту Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве, выданные государством флага. В этих документах государства флага подробно сообщается о том, как судно выполняет требования Конвенции. С использованием этой информации формируется база режима контроля, на основании которой власти государства порта могут выяснить, соблюдаются ли требования Конвенции. Когда власти будут осуществлять проверку того, как выполняются требования MLC, они должны учитывать, что суда, плавающие под флагом государства, не ратифицировавшего Конвенцию, не имеют никаких преимуществ перед теми судами, которые ходят под флагом страны, ее ратифицировавшей. Таким образом формулируется оговорка о равном подходе.

Подводные камни трудовых контрактов моряков

14.09.2018

Подводные камни трудовых контрактов моряков

Вопросы правового регулирования труда моряков остается актуальным и актуальным, учитывая многочисленные случаи невыплаты заработной платы, компенсаций в связи с потерей трудоспособности, попадания в плен или оставление наших моряков без должного обеспечения на заброшенных судовладельцами судах.

Адвокаты по трудовым делам "Центра юридической защиты" из города Краснодар, в своей аналитике отмечают, что, к сожалению, большинство моряков не уделяют особого внимания условиям трудоустройства (за исключением размера заработной платы и срока контракта) и не заботятся о будущих средства обеспечения защиты своих прав при работе на судах под иностранными флагами.

Самым главным документом для моряка, как наемного работника, независимо от компании-работодателя, суда и государства его регистрации, срока действия и т.д., является трудовой контракт. Если раньше наличие трудового контракта тщательно проверяли работники Государственной пограничной службы при пересечении государственной границы, то с момента, когда этот документ уже не проверяется, некоторые моряки вообще отправляются на работу без заключенного трудового договора.

Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г., в п. 4 стандарта А 2.1 устанавливает перечень данных, которые должны содержаться в трудовом контракте моряка, среди которых:

  • фамилия, имя и отчество моряка, дата его рождения или возраст и место его рождения;
  • имя и адрес судовладельца;
  • место и дата заключения трудового договора моряка;
  • должность, на которую нанимается моряк;
  • размер заработной платы моряка или, там, где это применимо - формулу, используемую для ее исчисления;
  • размер оплаты ежегодного отпуска или, там, где это применимо - формулу, используемую для ее исчисления;
  • срок и условия прекращения действия договора, включая:
  • - если договор заключен на неопределенный срок - условия, которые дают право любой из сторон расторгнуть его, а также срок для уведомления о расторжении при условии, что такой срок не будет короче для судовладельца, чем для моряка;
  • - если договор заключен на определенный срок - точную дату окончания срока договора;
  • - если договор заключен на один рейс - порт назначения и время, которое должно закончиться по прибытии в порт, прежде чем моряк может быть списан с судна;
  • медицинское обслуживание и помощь по социальному обеспечению, предоставляемые моряку судовладельцем;
  • право моряка на репатриацию;
  • ссылка на коллективный договор, если это применимо;
  • любые другие данные, требуемые в соответствии с национальным законодательством.

Проект трудового договора (контракта) преподается на русском языке и одном или более языках, используемых в государстве пребывания, и содержит обязательства, которые берет на себя иностранный работодатель, а именно:

  • условий труда (в том числе по обеспечению безопасных и безвредных условий труда), оплаты труда (в том числе по размеру гарантированной заработной платы), удержаний из заработной платы;
  • продолжительности рабочего времени и времени отдыха, срока действия трудового договора (контракта) и условий его расторжения;
  • предоставление социальной и медицинской помощи, осуществления социального страхования;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве или временной нетрудоспособности;
  • репатриации трудового мигранта.

Однако, как показывает практика, большинство трудовых контрактов моряков - это документы, составленные на одном листе, содержащих только данные моряка, работодателя, суда и шкалу заработной платы с дополнительными начислениями. Свидетельствует ли это о нарушении работодателем вышеуказанных положений? Нет, если судно, на котором будет работать моряк по такому трудовому контракту, распространяется действие коллективного договора, заключенного между судовладельцем или объединением судовладельцев и профсоюзной организацией или их профессиональным объединением или условий трудоустройства, утвержденных работодателем. Как коллективный договор, так и условия трудоустройства чаще всего являются отдельными объемными документами, хотя и являются непременными частями трудового контракта, однако не предоставляются морякам вместе с контрактом или для ознакомления, без предварительного запроса моряка.

Безусловно, фактор влияния на моряков при подписании трудовых контрактов - это размер заработной платы. Минимальный ежемесячный размер заработной платы, рекомендованный Международной организацией труда (МОТ), для матроса первого класса в 2018 составляет 614 долларов США. Следует отметить, что не все работодатели придерживаются таких рекомендованных минимумов, однако это не останавливает наших моряков, которые согласны работать на худших условиях, чем установленные минимальные размеры, учитывая перспективы карьерного роста и отсутствие альтернативной работы в Украине.

Споры, возникающие из-за невыплаты заработной платы членам экипажа, на первый взгляд, очень простыми, через безусловная обязанность работодателя по выплате заработной платы. Однако наличие оговорок в трудовом контракте по применению права и юрисдикции рассмотрения спора могут значительно осложнить решение проблемы взыскания невыплаченной морякам заработной платы. К тому же массовая невыплата заработной платы может свидетельствовать о неблагонадежности работодателя - его неплатежеспособность, намерен продать судно с целью избежать ответственности перед членами экипажа и тому подобное. В таких случаях своевременность реагирования со стороны моряков и их юристов является залогом результативности и эффективности. Если случай невыплаты заработной платы морякам произошел на судне под флагом страны, ратифицировала уже упомянутую Конвенцию о труде в морском судоходстве 2006 с поправками по системе финансового обеспечения, шансы на взыскание значительно повышаются. Однако если у судна внезапно меняется владелец и флаг, шансы на взыскание задолженности по заработной плате сводятся к минимальным.

Очень часто моряки также становятся жертвами собственной невнимательности, когда работодатели отказывают в выплате заработной платы или даже выдвигают требования по оплате штрафных санкций на основании положений трудовых контрактов, а все потому что подписывая трудовые контракты, моряки не обращают должного внимания на положение об ответственности за нарушение трудовой дисциплины и возможность применения работодателем взысканий по заработной плате или даже с сумм компенсаций. В таком случае действенным средством защиты прав моряков является оспаривание дискриминационных условий трудового контракта из-за несоответствия нормам международных конвенций, принятых МОТ, или законодательству страны флага судна.

На данной странице нашего юридического портала размещаются статьи юридической и деловой тематик. В них размещается информация, которая станет полезной в при осуществлении профессиональной деятельности юристами, адвокатами, судебными экспертами, частными детективами, аудиторами и другими профильными специалистами. Статьи , опубликованные на данной странице защищены авторским правом от не санкционированного копирования информации. При копировании информации с данной страницы обязательным условием является наличие ссылки на первоисточник.

Читайте также: