Когда появилась профессия ткач на руси

Обновлено: 17.05.2024

Конспект по ознакомлению с профессией ткача старшая, подготовительные группы.

ВложениеРазмер
professiya_tkach_5-_7_let.docx 18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-7 лет

Цель: познакомить с профессией ткач.

- познакомить детей с историей создания ткацкого станка;

- учить определять готовность инструмента к работе;

- пополнить словарный запас детей названиями деталей ткацкого станка;

- учить взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: картинки тканых изделий, картинки материалов для изготовления нитей, картинки видов ткацких станков, ткацкий станок.

I. Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Начнём наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Приступим к занятию.

II. Основная часть занятия

1. Вводная беседа.

- Ребята, вы попали в необычное место, где создаются полотна для изготовления тканей. Называется это место ткацкая фабрика. Здесь вы получите профессию ткача. Значит, что вы научитесь делать? (Научимся изготавливать ткани).

- Ребята скажите, какая вещь в повседневном быту современного человека стоит на первом месте? (посуда, мыло, мебель. ).

И всё-таки без столь полезных вещей, можно как-то обойтись, хотя представить это нелегко. А вот если из обихода полностью исчезнет ткань, то мир вокруг нас, изменится неузнаваемо.

- Для чего нужна ткань? ( Чтобы шить одежду)

- Как изменится мир, если исчезнет вся ткань? (Ответы детей)

Сама природа помогала людям находить материал для изготовления нитей.

- Как вы считаете из чего можно изготовить нити для ткани? (Ответы детей).

Пытливые предки заметили, что из многих растений, например, льна, хлопчатника, конопли и даже крапивы, можно извлечь упругие и прочные волокна.

Годилась для этого и шерсть домашних животных. Но, чтобы приготовить из волокон пряжу, приходилось изрядно потрудиться.

- Что нужно сделать с шерстью животных чтобы получить пряжу? ( Очистить от загрязнений, сплести нити).

Попробуйте представить, с помощью каких нехитрых приспособлений работали первобытные ткачи. В землю вбивались две крепкие ветки с рогульками наверху. Они удерживали деревянный стержень. Примерно такое же устройство, только пониже, мастерят в туристском походе, чтобы подвесить над костром чайник. Древние ткачи привязывали к этому стержню, одну рядом с другой, нити пряжи, свисающие до земли. Чтобы они не спутывались, к их концам крепились грузики.

Ткач пропускал специальный инструмент с намотанными нитями (челнок) сквозь основу таким образом, чтобы он проходил, например, поверх чётных нитей и под низом нечётных, а в обратную сторону наоборот. При этом надо было следить и за тем, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой. Так постепенно нити превращались в ткань. Она могла быть разной — лёгкой из льняной пряжи, грубой и тёплой из шерстяной. Таким образом, человек получил возможность облачиться в одежды, пошитые из ткани.

Постепенно ткацкое производство совершенствовалось. Сначала древние изобретатели сообразили: если поднимать разом все чётные или нечётные нити основы, то челнок можно перекидывать под ними на другую сторону одним движением.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь все за дело.

Время шло и появлялись различные виды ткацких станков. В конечном итоге появились маленькие станки, специально созданные для детей. При сборке станка важно чтобы нить основы была туго натянута на раму станка.

-Возьмите все рамки станком в руки и проведите рукой по натянутым нитям. Что вы слышите? ( Слышно звук)

- Звук нам говорит о том, что рамка натянута хорошо и на данном станке можно работать. Но станок ещё не собран. Далее нужно поместить ремизку под нити станка и установить на ребро так, чтобы нить основы оказалась в пазах ремизки.

- Возьмите в руки палочку с пазами. Она называется ремизка. Повторим ещё раз название. Вставлять данную деталь нужно осторожно чтобы не порвать нити станка.

При повороте ремизки с ребра на ребро нити основы должны поочерёдно опускаться и подниматься. Попробуем поработать с ремизкой установите её на ребро и посмотрите на станок сбоку. Видно что нити разделились? (Да).

Следующим важным инструментом в работе станка является челнок. На него наматываются нити. Работая челноком нужно установить ремизку на ребро и, в образовавшийся зазор нити основы, продеть челнок; повернуть ремизку на другое ребро и продеть челнок в обратном направлении.

- Попробуем поработать с челноком. Поверните ремизку на ребро и проденьте челнов зазор. Вытащите челнок с другой стороны станка.

Повторив эти движения несколько раз можно получить небольшой кусок ткани. В ходе работы ткань важно уплотнять, прижимая новую нить к уже сотканному куску при помощи деревянного гребня (берда).

Аккуратно работая на станке можно получить хорошее полотно.

-Ребята, так как же называется человек, который работает на ткацком станке? (Ткач)

-Вы будете работать на ткацкой фабрике ткачами, будете создавать разные вещи на ткацких станках и не только.


Впервые тюркская письменность упоминается : а) В записях византийского историка Менандра Протектора?

Впервые тюркская письменность упоминается : а) В записях византийского историка Менандра Протектора.

Б) В трудах древнегреческого историка Геродота.

В) в трудах китайского летописца Сыма Цяня.

Какой правильный ответ?


Продолжите фразу : "При Владимире на Руси впервые?

Продолжите фразу : "При Владимире на Руси впервые.


Засеки стали впервые использоваться для защиты Руси от кочевников при Владимире 1?

Засеки стали впервые использоваться для защиты Руси от кочевников при Владимире 1.


В каком законодательном памятнике впервые упоминался Юрьев день?

В каком законодательном памятнике впервые упоминался Юрьев день?


Узнайте, в какое время Минск впервые упоминается в письменных источниках?

Узнайте, в какое время Минск впервые упоминается в письменных источниках.

Соответствует ли дата, зафиксированная в письменных источниках, археологическим данным?


В каком году впервые в летописи упоминается о Москве?

В каком году впервые в летописи упоминается о Москве?


Впервые тюркская письменность упоминается Где?

Впервые тюркская письменность упоминается Где?


В каком законодательном памятнике впервые упоминался Юрьев день?

В каком законодательном памятнике впервые упоминался Юрьев день?


В каком городе в одиннадцатом веке Впервые на Руси появились колокола?

В каком городе в одиннадцатом веке Впервые на Руси появились колокола.


Кто такие ткачи, пастухи и хлеборобы?

Кто такие ткачи, пастухи и хлеборобы.

На этой странице находится вопрос Когда впервые упоминается о профессии ткач на Руси?, относящийся к категории История. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 1 - 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории История. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


4) Богдан Хмельницький 5) Нестор Летописец.



Фараон - общий титул царей в Древнем Египте, а также титул птолемеев в греко - македонской истории.


Фараон - титул древнеегипетских царей.


Сибирь подразделяется наЗападнуюиВосточную, иногда выделяютЮжную Сибирь, Северо - Восточную СибирьиСреднюю Сибирь так, что выбирай.


Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была ..


1. 1492 г - открытие нового континента под названием Америка. 2. Появление новой и дешевой рабочей силой, множество полезных ископаемых, растений. 3. Христофор Колумб. 4. Италия.


1. 1492 2. Х. Колумб 3. Отправились на поиски западного пути в Азию, Колумб открыл новый континент, который назвал в честь своего племянника - Америго Веспуччи 4. Португалия.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.



Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до нашей эры. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.

При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853-1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.


Первые ткани были очень просты по структуре

. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой. В исторический период последних веков христианства приобрел популярность вид шпалерного ткачества на станках, которые появились в Европе в эпоху средневековья. Такой вид ткачества сделал популярными ковры, которые ткались как ворсовые, так и гладкие. Шпалерное ткачество в Западной Европе развивалось с XI вплоть до XVII века, когда во Франции в 1601 году возникла мастерская братьев Гобелленов, которые выполняли тканый материал гладкий с репсовым переплетением нитей, создавая оригинальный рисунок игры нитей на материале. Мастерскую заметил сам французский король, который купил ее для работы на королевский двор и богатых вельмож, тем обеспечив мастерской постоянный доход. Мастерская прославилась. И такой тканый материал стали с тех пор называть гобеленом.похожей на циновку.
Ткацкий станок – механизм, служащий для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани – шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.
Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей – нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.


В конце XIX - середине XX в. ткачество в Молдавии было широко распространенным женским занятием с глубокими традициями. Материалом для ткачества служили конопля и шерсть, лен употребляли значительно меньше. С середины XIX в. вошла в употребление покупная хлопчатобумажная нить. Процесс подготовки волокна к прядению был длительным. Обработка пряжи и тканье производилось с помощью самодельных орудий. Специфически молдавским был способ прядения на ходу, при котором использовали прялку с удлиненным древком, укрепляемым пряхой за поясом. В крестьянской семье самостоятельно производились различные ткани, необходимые при шитье одежды, использовавшиеся для хозяйственных нужд и убранства интерьеров жилища. Молдаванки ткали множество полотенец на горизонтальном ткацком стане ("стативе"), используя различные виды техник (браная, выборная, закладная). Некоторые полотенца являлись обязательными атрибутами свадебных, родильных и похоронных обрядов, другие использовались для хозяйственных нужд, третьи - украшали интерьер жилища. Орнаменты на полотенцах ритуального или декоративного назначения представляли собой ритмическое повторение одного мотива геометрического или растительного характера.

Ковроткачество
Вековые традиции молдавского ковроткачества привели к появлению самобытного типа ковра, выполнявшегося на вертикальном ткацком стане в технике килима. Как правило, ковроткачеством занимались женщины, а мужчины участвовали только в подготовительных работах. Умение ткать ковры высоко ценилось в народе. Девушки начинали обучаться этому ремеслу с 10-11 лет. В приданое каждой невесты среди многих других необходимых в быту предметов обязательно входили ковры. Они свидетельствовали о достатке в семье девушки, о трудолюбии будущей хозяйки. Процесс изготовления ковра был чрезвычайно трудоемким: ковры и дорожки из двух-трёх килограммов шерсти ткали за две-три недели, а большой ковер из 10-15 килограммов шерсти выполняли за три-четыре месяца, работая вдвоем.
Декор молдавских ковров
Молдавскому безворсовому ковру свойственна четкость композиции и фигурное равновесие, не предполагающее строгой симметрии. Умелое использование естественных красителей молдавскими ковровщицами определило цветовое богатство ковра. Светлый фон ковровых изделий, характерный для конца XVIII - первой половины XIX в., сменился затем гаммой черных, коричневых, зеленых и красно-розовых тонов. Узор строился на основе геометрического и растительного мотивов, реже в композициях ковра встречались зооморфные и антропоморфные изображения. Типы молдавских ковров, их орнаментика и терминология различались в зависимости от места бытования.

аивысшего расцвета молдавское ковроделие достигло в XVIII - начале XIX в. Одной из характерных особенностей молдавских ковров было разнообразие орнаментальных мотивов. Наиболее распространены растительные узоры, изображающие деревья, цветы, букеты, фрукты, а также геометрические - ромбы, квадраты, треугольники. Реже встречаются изображения человеческих фигурок, животных и птиц. В далеком прошлом орнаментальные мотивы имели определенный символический характер. Одним из наиболее распространенных мотивов было "древо жизни", представлявшее силу и могущество природы, её вечное развитие и движение. Символом плодородия считалось изображение женской фигуры. С годами первоначальный смысл многих распространенных орнаментальных композиций был утрачен.


Величина и назначение ковра, характер мотивов, цветовая гамма, центральный рисунок и кайма определяли его орнаментальную композицию. Одним из наиболее распространенных приемов было чередование по всей длине ковра растительных или геометрических мотивов. На многих коврах центральный узор состоял из повтора одного или двух мотивов, имеющих вертикальное или горизонтальное направление. На участках ковра, не заполненнных основными узорами, могли быть расположены мелкие мотивы-знаки (год изготовления, инициалы владельца или ковровщицы, предметы быта и прочее). Важная роль в декоративном решении ковра отводилось кайме, которая отличалась от центрального рисунка и по цвету, и по орнаменту. Обычно молдавские ковры имели двух-, трёх- или четырехстороннюю кайму. Издавна орнаментальные мотивы и композиции ковра имели названия. В XIX в. наиболее распространены были такие названия как "Радуга", "Каравай", "Лист ореха", "Вазон", "Букет", "Паук", "Петушки". Создавая ковер, молдавские мастерицы всегда по-новому решали, казалось бы, уже известную композицию или орнаментальный мотив. Поэтому каждое их изделие уникально и неповторимо.
Традиционные красители
Другая важная особенность молдавских ковров заключается в их удивительной расцветке. Для традиционного молдавского ковра характерны спокойные и теплые тона, гармония цвета. Прежде для окрашивания шерсти применяли растворы, приготовленные из цветов, корней растений, коры деревьев, листьев. Часто для получения красителей использовали скумпию, цветы одуванчика, кору дуба, кожуру ореха и лука. Ковровщицы умели определять время сбора растений, знали наилучшие сочетания растительного сырья, прекрасно владели методами окрашивания шерсти. Естественные красители придавали старому народному ковру необыкновенную выразительность. Наиболее распространены были коричневый, зелёный, желтый, розовый, синий. Если в ковровой композиции повторялся какой-либо мотив, то он каждый раз выполнялся в другом цвете, что придавало ему несомненную оригинальность. С появлением во второй половине XIX в. анилиновых красителей расширился цветовой спектр молдавских ковров, но несколько снизилась художественная ценность, поскольку пастельные, спокойные тона уступили место ярким, порой лишенным чувства меры химическим красителям.
Молдавский ковер в XX веке

В течение ХХ в. ковроткачество продолжало развиваться. Ведущими орнаментальными композициями в сельской местности продолжали оставаться "Букет" и "Венок", окаймленные гирляндами цветов в сочетании с геометрическими мотивами. Расцветка современных ковров стала ярче, насыщенней. Некоторые сюжеты заимствовались с узоров фабричных тканей. Определенное влияние на творчество молдавских ковровщиц оказывало ковроделие других народов, а также образцы фабричных ковров как отечественные, так и импортные. Несмотря на усовершенствование ряда технологических процессов на вертикальных ткацких станах, основная работа сельскими ковровщицами, как и прежде, выполнялась вручную. Наиболее распространено ковроткачество в молдавских сёлах Барабой, Плоп, Кришкауцы, Ливэдень, Бадичаны, Петрены, Табора и других. Также в Молдаве расположены украинские села,такие как, Мошана ,Марамоновка и др, где также широко распространено ковроткачество.


История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более пяти тысяч лет назад до нашей эры. Согласно историческим сведениям в Египте и Месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. Рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прута ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал уток. Позже, около трех тысяч лет до н. э., у рам появился поперечный брус (навой), с которого свисали нити основы почти до земли. Внизу к ним крепились подвесы, чтобы нити не спутывались.

В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая — по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу — четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени.


Ручной ткацкий станок

Вскоре древние мастера пришли к выводу, что найдя способ одновременного поднятия четных или нечетных рядов основы, можно было бы сразу протянуть уток через всю основу, а не через каждую нить в отдельности. Так был придуман ремез — приспособление для разделения нитей. Это был деревянный стержень, к которому крепились четные или нечетные нижние концы нитей основы. Потянув ремез, мастер отделял четные нити от нечетных и пропускал уток через всю основу. Правда, обратно следовало пройти каждую четную нить в отдельности. Чтобы решить эту проблему, к грузикам на концах нитей привязывали шнурки. Другой конец шнурка прикрепляли к ремезам. К одному ремезу крепили концы четных нитей, ко второму — нечетных. Теперь мастер мог отделять нечетные и четные нити, потянув за один или второй ремез. Теперь он делал лишь одно движение, перебрасывая уток через основу. Благодаря техническому прогрессу в ткацком станке была изобретена ножная педаль, но до XVIII в. мастер по-прежнему проводил уток через основу вручную.

Механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта

Лишь в 1733 году суконщик из Англии Джон Кей изобрел механический челнок для ткацкого станка, что стало революционным прорывом в истории развития текстильной промышленности. Пропала необходимость перебрасывать челнок вручную, появилась возможность выпускать широкие ткани. Ведь раньше ширина полотна была ограничена длиной руки мастера. В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, оснащенный ножным приводом. Несовершенство первых механических станков Картрайта до начала XIX века не представляло большой угрозы для ручного ткачества. Однако станок Картрайта стали улучшать и модифицировать и к 30-м годам XIX века число машин на фабриках увеличивалось, а число обслуживающих их работников стремительно уменьшалось.

В 1879 году Вернер фон Сименс создает электрическую ткацкую машину. В 1890 году англичанин Нортроп изобрел автоматический способ зарядки челнока, а в 1896 году его фирма представила первый автоматический станок. Конкурентом этому станку стала ткацкая машина без челнока. Современные ткацкие станки полностью автоматизированы.

Возникло в позднем палеолите благодаря развитию плетения и прядения. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранён до наших дней у некоторых индейских племён; используют для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовали разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки).

В каком веке появилась профессия Ткач?

Впервые о профессии ткача на Руси упоминается в летописи 1216 года, то есть в 13 веке.

Откуда началась история ткачества?

История ткачества берет свое начало в Азии и Древнем Египте, где произошло изобретение ткацкого станка. . Гораздо позже, в XI веке уже нашей эры был изобретен горизонтальный ткацкий станок, на котором нити основы были натянуты горизонтально. Строение агрегата было более сложным.

Как работает Ткач?

Ткач (ткачиха) – мастер по производству тканей на ткацком станке. . Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Когда был изобретен первый ткацкий станок?

4 апреля 1785 года англичанин Картрайт получил патент на механический ткацкий станок.

В каком веке появилась ткачество?

Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853-1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился.

Когда появилось ткачество?

Ткачество было изобретено человеком в эпоху неолита – около 8 тысяч лет до нашей эры. До зарождения ткацкого ремесла первобытные люди одевались в шкуры животных, которые сшивали нитями, изготовленными из жил тех же животных. Ткачество – это изготовление тканей из нитей животного или растительного происхождения.

Что такое ткачество история 5 класс?

Тка́чество — производство ткани на ткацких станках. Возникло в позднем палеолите благодаря развитию плетения и прядения. . Таким способом с древности и до настоящего времени создают ткани, ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, утилитарные изделия.

Как называется старинный ткацкий станок?

Кросно – так называется старинный ткацкий станок.

Где зародилось ткацкое ремесло?

Впервые ткацкое ремесло появилось во времена каменного века и напоминало скорее плетение, а материалами были побеги и листья растений. Основа ткачества – ткацкий станок – появился в Древнем Египте.

Что делают ткачихи?

Ткачи, работая на ткацких станках, ткут ковры, полотна, гобелены и другие изделия, также должны следить за исправностью станков. . Ткач (ткачиха) – мастер по производству тканей на ткацком станке.

Что такое Ткач?

Ткач — мастер, занимающийся ткачеством.

Что изготавливали ткачи?

Ткачи занимаются изготовлением лент, тесьмы и тканей различных видов. Техническое оснащение подбирается в соответствии с типами изготавливаемых изделий и разновидностью их переплетения. На сегодняшний день в текстильном производстве функционирует автоматическое оборудование.

Когда появился горизонтальный ткацкий станок?

Точное время появления горизонтального ткацкого станка не известно. Наиболее ранние свидетельства о нем относятся ко 2 тыс. до н. э.

Почему одним из первых изобретений был ткацкий станок?

Одним из первых изобретений человека был ткацкий станок потому, что человеку необходима была разнообразная одежда, которую он мог менять в зависимости от времени года, заменять пришедшую в негодность на новую, он не мог постоянно зависеть от одежды которую изготавливал из шкур животных.

Кто создал прядильный станок?

работа ткачихи на станке фото

С момента своего возникновения ткань играет огромную роль в быту каждого человека. Именно по этой причине производство данного материала всегда будет важным и необходимым направлением деятельности. И с момента своего возникновение ткацкое ремесло претерпело значительные изменения: были разработаны различные техники, создано специальное оборудование. Единственным, что осталось неизменным, так это мастер по производству тканей – ткач.

История возникновения профессии ткача

Уже достоверно известно, что первые ремесленники в области создания тканей трудились уже во время Древнего Египта и Древней Греции. А самым популярным материалом был лен. При этом первые станки для ткачества появились примерно в тот же период времени. На момент своего возникновения и вплоть до XVIII века они были исключительно ручными.

Поворотным моментом в области создания тканей можно считать 1733 год, когда был изобретен ткацкий станок с летающим челноком. Его появление позволило превратить производство тканей в самостоятельную отрасль промышленности. Следующей ступенью развития стали механизированные станки, а потом и полностью автоматическое оборудование с электронным программированием.

Но необходимо отметить, что и ручные, и механические станки до сих пор активно используются. Правда, не на крупных производствах, а в небольших, частных мастерских.

Особенности профессии

В современном виде это в основном женская профессия.

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.

Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.

Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.

Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.

В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.

Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.

Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.

На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.

Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.

В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.

Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки.

Обязанности ткача

За все время существования данного ремесла основные обязанности ткача остались неизменными. В перечень его обязанностей входит:

отслеживание работоспособности станка, настройка его работы;

проверка качества продукции, отбраковка.

При этом стоит отметить, что на автоматизированном производстве один специалист работает сразу с несколькими станками.

Для того, чтобы выполнять обозначенные перед ним задачи ткач должен знать:

    установленные стандарты качества на производимые изделия и используемые материалы;

устройство и принципы работы станков;

правила отбраковки изделий;

особенности и характеристики используемых материалов и производимых тканей.

Технологическая карта ткачества

Ткацкое производство

Обеспечить достаточный уровень производительности при поддержке надлежащего качества продукции невозможно без предварительной разработки производственной инфраструктуры предприятия со всеми логистическими этапами и механическими процессами обработки сырья. В виде исходных данных для разработки технологической карты производственного процесса используются следующие:

  • Формы поковок.
  • Вид применяемого сырья.
  • Характеристики уточных и основных нитей.
  • Назначение изготавливаемой ткани.
  • Конфигурация и строение ткани.
  • Требования для организации рабочих процессов.

На этой же основе определяется конкретный набор выполняемых операций. В режиме полного цикла выработки основных нитей технология ткацкого производства предусматривает выполнение следующих рабочих процессов: перематывание, снование, шлихтование, пробирание, привязывание и т. д. Для уточных нитей применяется другая группа процессов, таких как перематывание, замасливание, увлажнение, запаривание или эмульсирование.

Основные нити, которые направляются к прядильным паковкам, сматывают в бобины. Некоторые предприятия исключают данный процесс, так как нити изначально поступают на прядильное или крутильное оборудование в бобинах. При сновании на специальных машинах происходит навивание определенного количества нитей заданной длины на паковку. На этом этапе может применяться ткацкий навой или сновальный вал. Подготовленные нити пропитываются шлихтой – это раствор, благодаря которому повышается устойчивость материала к механическим нагрузкам.

Обработанные шлихтованием нити направляются в ткацкий цех. На этом этапе подключается проборный отдел, где выполняется пробирание нитей в ламели. Данная операция производится на станке для пробора или с помощью узловязального агрегата. Наряду с привязыванием пробирание можно рассматривать как завершающую операцию подготовки нитей к производству изделия.

Требования к профессии ткач

Получение допуска к самостоятельной работе для специалиста возможно только после прохождения серии инструктажей по безопасной организации труда и регламенту трудовой деятельности, принятой на производстве.

Кроме того, ткачиха должна пройти медицинское обследование и предоставить справку об отсутствии противопоказаний к работе. К примеру, наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата или нарушение работы зрения могут стать причинами для отказа в трудоустройстве.

Работа со станками, как и много веков назад, требует от специалиста выносливости, острого зрения и ловкости.

Место работы и условия труда ткача

Конечно, основным местом трудоустройство современного ткача являются крупные предприятия текстильной промышленности. Но это не единственное место работы для специалиста. Навыки и умения ткача необходимы и в небольших мастерских, которые занимаются изготовлением ковров, либо уникальной продукции. Правда, необходимо отметить, что главный принцип подобных предприятий – авторский, уникальный дизайн и ручной труд. Иными словами, небольшие компании чаще всего используют либо механизированные, либо ручные станки.

Также ткач, обладая достаточными навыки и амбициозностью, может открыть и собственное дело.

Наиболее часто представители данной профессии работают по стандартной рабочей неделе с двумя выходными днями. Исключения составляют случаи, когда мастерские получают срочные или сложные заказы, поэтому специалистам приходится работать сверхурочно.

Перспективы и карьера

Профессия ткач предусматривает возможность трудоустройства на текстильные фабрики. Услуги умельцев ручного ткачества востребованы в мастерских, основным направлением деятельности которых является изготовление гобеленов, ковров и пр.

Многие опытные специалисты указанной отрасли при наличии необходимого технического оснащения предпочитают работать индивидуально или сотрудничать с сувенирными магазинами.

Что касается продвижения по карьерной лестнице, то поначалу новички могут получить должность помощника мастера. При наличии должного опыта и умений, специалист вправе рассчитывать на повышение до мастера.

Где выучиться профессии ткач?

Выучиться данной специальности возможно в профильных техникумах и колледжах. При этом есть вариант получить как базовые знания в области, получив начальное профессиональное образование, так и углубленные познания, при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение.

Разряды ткачей по ЕТКС

Всего у специальности принято выделять пять уровней квалификации.

Ткач 2 разряда

Работает на ручных ткацких станках и может заниматься созданием декоративных изделий и простых ковров.

Ткач 3 разряда

Умеет работать на всех типах станков: ручных, механических, автоматических.

Ткач 4 разряда

Может создавать декоративные изделия на ручных станках, металлические и синтетические сетки на металлоткацких станках.

Ткач 5 разряда

Владеет техниками комбинированного ткачества.

Ткач 6 разряда

Имеет навыки для создания уникальных сюжетно-тематических изделий.

Литература[ | ]

Важные качества

Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.

Здоровье. Ткацкий цех — очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.

Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.

Справка

— это работник ткацкого цеха. Ткачество — изготовление ткани на ткацких станках. Для ткачества основа и уток из приготовительного цеха поступают в ткацкий цех для выработки из них ткани. Основа в ткачестве нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей — основы и утка, расположенных перпендикулярно нити основы в процессе ткачества испытывают большие воздействия рабочих органов станка, чем уточные, поэтому к ним предъявляются повышенные требования прочности, выносливости и износостойкости. Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства. Оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных ковров. Хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных тканей и продукции текстильной промышленности.

Структура и направления производства

Текстильная промышленность имеет несколько отраслевых направлений. К основным из них относятся следующие:

  • Хлопчатобумажная.
  • Льняная.
  • Шерстяная.
  • Шелковая.

Далее выделяются производства текстильной промышленности, в числе которых и ткацкое направление наряду с кокономотальным, прядильным, красительным и первичным (базовая переработка сырья). При этом нельзя рассматривать каждую из этих отраслей строго по отдельности, так как в большинстве случаев они включают комбинированные технологические операции, что особенно проявляется на примере предприятий полного цикла. Основу же общего технологического процесса составляет прядильно-ткацкое производство, которое можно представить, как совокупность пневматических и механических операций.

В рамках этого процесса из натуральных и химических волокон формируется пряжа. Затем из подготовленных нитей образуется ткань с теми или иными характеристиками. Но и в рамках узкого представления сугубо ткацкие операции можно классифицировать по типу используемых материалов. Обычно фабрики специализируются на производстве изделий из конкретного сырья – льна, шерсти, хлопка и т. д.

Дополняются ткацкие процессы производства и отделочными операциями. В едином цикле ткацкое и отделочное производства обеспечивают подготовку пряжи, нитей и ткани, которая подвергается специальной обработке, печатанию и крашению. Можно отметить и полноценные красильно-отделочные цеха, которые организуются в рамках ткацких фабрик и комплексно обеспечивают процедуры тепловой, химической и механической подготовки материала.

Трудовые обязанности

Ткачество в народной культуре[ | ]

Крестьянка у ткацкого станка, 1900-е, Костромская губерния, из архива Кинешемского государственного художественно-исторического музея.
До XIX-XX века ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Развивалось также узорное тканье

, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с XVIII — XIX веков: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам.

Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзяне, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х годов для тканья праздничных поясов — до XXI века.

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х годах оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

Читайте также: