Кто такой хлебник профессия

Обновлено: 28.04.2024

До 2016 года в среде краеведов практически ничего не было известно об Орефе Хлебникове из Новгорода Великого, который родился около 1585 года с фамилией Хлебник. На мирском сходе 1 сентября 1616 года он был избран пятиконецким старостой Великого Новгорода, но уже с фамилией Хлебников, о чём есть запись в материалах делопроизводства Новгородской приказной избы, в "Книге сбора солдатских денег" за 1614-1616 годы на содержание шведских оккупационных войск. Эта книга хранится в "Новгородском оккупационном архиве", который был обнаруженв Государственном архиве Швеции в 1839 году профессором Гельсинфоргского университета С.В.Соловьёвым. Подавляющему большинству современных краеведов, упоминание о личности Орефа Хлебникова и о существовании драгоценного памятника культуры, - "Новгородского оккупационного архива", ни о чём не говорит.

"Новгородский оккупационный архив" - это уникальное собрание документов по истории Новгородской земли. Эти документы, за время шведской оккупации Великого Новгорода с 1611г. по 1617г., вывез, до возвращения оккупированной территории Московскому государству, шведский военачальник Якоб Делагарди (знаковая личность того времени). Если бы этого не случилось, то, вполне вероятно, архив мог погибнуть в пожаре 1618 года в Москве, уничтожившим большинство архивов центральных и местных учреждений, привезенных в Москву после 1616 года. Длительное время Новгородские документы хранились в семейном архиве графов Делагарди в Эстляндии, где Якоб Делагарди был генерал-губернатором (интересная биография была у этого человека, успевшего послужить даже в армии Московского государства), и только в конце 17 века были перевезены в Стокгольм, где новгородские документы хранятся до сих пор. "Новгородский оккупационный архив" является крупнейшим собранием документов
(около 30000 листов) по русской дореволюционной истории в зарубежных архивах.

Древний Новгород делился административно на пять районов-концов. Пятиконецкий староста, как руководитель местного самоуправления, избирался в каждом из пяти районов города на мирском сходе на 1 год большинством посадского населения (в 1478 году Москва ликвидировала Вече в Новгороде). Местом пребывания и службы пятиконецкого старосты была Земская изба, где решались основные вопросы самоуправления. В старосты избирали, как правило, наиболее богатых купцов-гостей. В их обязанности входило оглашение на посаде Царских Указов. Старосты могли, вместе с выбранными от посада людьми, продавать пустые дворы и огороды, занимались переписью населения (уже давно существовала перепись, а принято считать, что она появилась только после отмены крепостного права), подавали челобитные царю (и жалобы рассматривались и по ним принимались решения), контролировали работу откупщиков, таможни, денежного двора, систему судопроизводства, собирали налоги (серьёзные и весомые полномочия были у старосты).

Книга сбора денег на содержание шведов, по форме записей делится на две части. В первой части упоминаются следующие Сборщики денег (сборщиками денег были различного рода деятельности горожане). Ниже дана краткая выписка из Книги, только что связано с фамилиями Хлебник и Хлебников.
". с 19 апреля 1614/15 года (такое обозначение года связано с тем, что в те времена Новый Год начинался с 1 сентября) - Яков Григорьев. с 26 сентября 1615/16 года - Филип Шапошник и Иван Тарасьев, с 13 по 31 октября - Мирон Ножевник и Евдаким Бобровник . с 28 декабря по 16 января 1615/16 года - Третьяк Молоков Серебряник (здесь следует читать как показательный пример,- "Третьяк Молоков сын Серебряник", так как это имя "Третьяк", отчество "Молоков сын" и фамилия "Серебряник" со словами с времён язычества) и Иван Калачник. с 25 июня по 15 июля 1615/16 года - Андрей Сырный Кожевник и Ореф Хлебник (Здесь, идёт к концу 1615 год, а 1 сентября начнётся 1616 год. Ореф пока носит фамилию Хлебник, с 1 сентября станет пятиконецким старостой и будет носить фамилию Хлебников). с 24 августа 1615/16 года по 13 сентября 1616/17 года - Парфений Кренов и Яков Крестечник. с 19 июня по 9 июля 1616/17 года - Яков Шипулин и Семён Хлебник (это целовальник, см. "Винные и пивные книги", 1613/14, Стр.4/46, лист 9).
ПЯТИКОНЕЦКИЕ СТАРОСТЫ: в 1615/16 году - Кирилл Молодёжник и Григорий Калинин,
в последующем 1616/17 году - Ореф Хлебников и Томило Пристальцов , см.
Стр. 4/46, лист 8 (как видим, во время оккупации шведами в Новгороде было только два пятиконецких старосты на пять концов города; видимо это связано с малым количеством оставшегося населения в городе, чуть более 800 человек мужского пола ).

Дата записей: 11 апреля 1614 года - 17 августа 1616 года.

Как видим, здесь указаны сборщики денег с 25 июня по 15 июля 1615/16 года - Ореф Хлебник; с 19 июня по 9 июля 1616/17 года - Семён Хлебник.
В конце этого Списка указано, что сборщик денег в 1615/16 году - Ореф Хлебник, который на начало нового 1616/17 года с 1 сентября стал пятиконецким старостой с фамилией Хлебников. Для исследователей родословия это уникальный документальный случай, так как в ономастике среди многих признаков образования фамилии (от профессии, по месту проживания, по прозвищу и т.д.) ещё не указан признак образования фамилии от фамилии.
В "Новгородском оккупационном архиве" значатся три целовальника, которые могут быть родственниками Орефа Хлебникова (Хлебника):
1.Целовальник Семён Хлебник,"Винные и пивные книги",1613/14, Стр.4/46, лист 9
2.Целовальник Елизар Хлебник, "Мельничные книги", 1611/12, Стр.9/46, лист 28;
Стр.32/46, лист 105.
3.Целовальник Матвей Хлебник,"Винные и пивные книги", 1616/17, Стр.39/46,
Лист 28.
Новгородские целовальники Семён, Елизар, Матвей Хлебники и пятиконецкий староста Ореф Хлебников (Хлебник), относительно неплохо жили при шведах во время оккупации города, находясь на престижной службе. Но 27 февраля 1617г.
был подписан "Договор вечного мира" - Столбовский мир, по которому шведы возвращали русским Новгород, Псков, Старую Русу, Ладогу, Гдов, и Сумерскую волость. А русские уступали Швеции приморский край: Ям, Иван-город, Копье, Орешек, и Корелу с уездами.
Великий Новгород был в жалком состоянии. Москва объявила амнистию всем, кто служил при шведах и воевал против москвичей. Населения в городе осталось уже не много, мужского пола чуть больше 800 человек (могли знать уже друг друга в лицо, в том числе три целовальника Хлебника и пятиконецкий староста Хлебник-Хлебников, работавшие в в активно посещаемом горожанами общественном месте).
После заключения Столбовского мира в 1617 году, начался очень тяжёлый и медленный процесс восстановления нормальной жизни в Новгороде (какой она была при оккупации, хорошо изложено в "Новгородском оккупационном архиве", с указанием фамилий горожан).

Таким образом, если описание исторических событий начинать от предполагаемого родоначальника кунгурских Хлебниковых,- Орефа Хлебникова (Хлебника), то генеалогическое древо рода кунгурских Хлебниковых, выходцев из Новгорода Великого, будет выглядеть следующим образом:

1.Ореф Хлебников родился около 1585г. как Ореф Хлебник (всё совершеннолетнее
население Новгорода родилось не позднее 1590-х годов, в это время уже
существовали имена, отчества и фамилии, на основе документов "Новгородского
оккупационного архива"), пятиконецкий староста Новгорода Великого с
1 сентября 1616 года как Ореф Хлебников. Возможные его родственники -
целовальники Великого Новгорода: Семён Хлебник, Елизар Хлебник и Матвей
Хлебник.
2.Козьма Орефов сын Хлебников, родился около 1610 года в Великом Новгороде
(однозначно родился в Новгороде , на основании родословной составленной
потомком новгородских Хлебниковых, К.Т.Хлебниковым). После Новгородского
восстания 1650 года бежал (из дневника Кирилла Тимофеевича Хлебникова,
хранящегося в Государственном архиве Пермского края) с семьёй, в том числе
с сыном Козьмой Козьмичём Хлебниковым, в Пермь Великую, то есть однозначно
в город Чердынь.
3.Козьма Козьмич Хлебников, родился около 1635 года в Великом Новгороде,
с 1650года жил в Чердыни.
4.1.Спиридон Козьмич, родился в в 1651 году в городе Чердыни, в начале
18 века, в возрасте более 50 лет, переехал в город Кунгур. Купец,
детей нет, умер в 1750 году.
4.2.Михаил Козьмич , родился в 1669 году в Чердыни, в начале 18 века,
в возрасте более 32-х лет, переехал в город Кунгур. Купец, служил
бургомистром, умер в 1737г.
5.1.Иван Михайлович, родился в 1716 году в г.Кунгуре, умер от сердечного
приступа в 1774 году (по сведениям Кунгурского краеведческого музея),
президент Кунгурского провинциального магистрата, кожевенный купец.
Женат на Ирине Анфимовне Шавкуновой из кунгурского купеческого рода.
5.2.Михаил Михайлович, родился в 1715г. в Кунгуре.
5.3.Максим Михайлович (1717-1726), город Кунгур.
5.1.1.Пантелей Иванович, р.1739г., Кунгур, купец.
5.1.2.Павел Иванович, р.ок.1737г., Кунгур, купец.
5.1.3.Емильян Иванович, р.1743г., ум.1790г., Кунгур, первый городской голова,
награждён золотой шпагой императрицей Екатериной в 1775г. за оборону
Кунгура от Пугачёвских войск.
5.1.4.Тимофей Иванович, р.1746г., ум.1790г., Кунгур, Президент Кунгурского
магистрата, городской Голова, владелец салотопенного завода и мельницы.
5.1.5.Афанасий Иванович, р.1750г., Кунгур, приёмный сын (а возможно и
внебрачный родной сын стал "приёмным", т.к. по году рождения очень даже
соответствует; четвёртый сын Ивана Михайловича,- Тимофей, родился в
1746г., а пятый внебрачный Афанасий родился в 1746г., когда его отцу
Ивану было 34 года).
5.1.4.1.Алексей Тимофеевич. р.ок. 1776г.,Кунгур, мещанин.
5.1.4.2.Иван Тимофеевич, р.ок. 1780г., Кунгур, владелец салотопенного завода
в 1832 году.
5.1.4.3.Кирилл Тимофеевич Хлебников, р.1784г., Кунгур, член-корреспондент
императорской С-Петербургской Академии наук, с 1801г. по 1838г.
состоял на службе в Российско-Американской компании (РАК), умер
в 1838г. в С-Петербурге в доме барона Врангеля, будучи в гостях.


РОДОСЛОВНАЯ ПОТОМКОВ и ОДНОФАМИЛЬЦЕВ НОВГОРОДЦА ОРЕФА ХЛЕБНИКОВА (ХЛЕБНИКА)

РГАДА.,Ф.,1209.,Оп.1.,Д.474., 1647г. Соликамск
(л.157) погост Рождественнский на реке на Обве
(л.240) у Соли Камской Вознесенский монастырь
(л.244) Вотчины того ж монастыря
(л.245 об.). в слободке ж Воздвиженский поп
Яким Сергеев сын Хлебников, кайгородец
(л.329) Во дворе вдова чердынка Феклица Петрова дочь Хлебникова, у неё
внучата: Гришка Емильянов, да Ивашка Семёнов, да Сергушка Тихонов

В этой небольшой информации, говорится о большой родне Хлебниковых, но у меня есть сведения только о внуке Ф.П.Хлебниковой,- Гришке Емильянове, родословная линия которого будет прослеживаться далее в городе Кунгуре.
((ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ : 1.Кто такой Сергей Хлебников,- отец кайгородца Воздвиженского попа Я.С.Хлебникова; 2.Гришка Емилянов - это Гришка Емильянов сын Хлебников, раз есть сведения о его Кунгрурской родословной. Следовательно
Сергушка Тихонов - это Сергушка Тихонов сын Хлебников. Его отец Тихон Хлебников, кто такой?))


Кунгур. Переписная книга 1679 года ((2))
Да на Кунгуре ж СТРЕЛЬЦЫ живут меж посадских дворов дворами и которые живут
в деревнях:
11. Во дворе Ивашко Павлов сын Антипов (абсолютно точная запись тех времён,
которая в современном виде означает: Иван Павлович Антипов; недопустимо писать: Ивашко Павлов Антипов, или Ивашко Павлов, опуская фамилию), у него
захребетник Ларька Семёнов Хлебников (вот здесь писарь ошибся,- не написал так как положено: Ларька Семёнов сын Антипов; такая частая ошибка без слова "сын" приводит к искажению действительности).
21. Во дворе. Гришка Емельянов сын Хлебников (см. 1647 год, Соликамский
уезд. Личный архив - живой журнал. ((1)), у него дети: Алёшка 10 лет, да Стёпка 6 лет, да Ивашка 20 недель.

Здесь в п.11 указан СТРЕЛЕЦ Гришка Емельянов сын Хлебников, который приходится внуком вдове чердынке (Феклица Петрова дочь Хлебникова) см.((1)).
Г.Е.Хлебников:
это условно, 1- первая родословная линия кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Емельяна Хлебникова

dvorov-v-kungure
Около 1685 года. Перечень дворов в Кунгуре. ((3)

Да на Кунгуре ж на посаде бобыльских дворов:
11.Двор. Лучка Павлов сын Хлебников, у него сын Филка году.
Л.П.Хлебников:
это условно, 2- вторая родословная линия кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Павла Хлебникова

(л.114) Во дворе. рядовые стрельцы. Алёшка Григорьев сын Хлебников. У него брат Стёпка 15 лет.
А.Г.Хлебников:
это условно, 1- продолжение первой родословной линии кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Емельяна Хлебникова.

(л.31) Кунгурские стрельцы живут в городе и на посаде за городом. Рядовые стрельцы.
(л.42) Двор. В нём живёт Алексей Григорьев сын Хлебников. Сказал 34 лета ему. Детей у него: Григорий 7 лет, Василий 5 лет, Савва годовалый. А родился де он Алексей на Кунгуре, был стрелецкий сын.
А.Г.Хлебников:
это условно, 1- продолжение первой родословной линии кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Емильяна Хлебникова.

(л.81) Во дворе Лука Павлов сын Хлебников. У него дети: Филип 18 лет, Аврам 9 лет. Родился он (Лука) в Чердыни и жил за Великим государём в посадском тягле, а на Кунгур пришёл и живёт тому лет 21.((ИНТЕРЕСНЫЙ исторический ФАКТ: Л.П.Хлебникову по 1-й Ревизии 1719 года значится 90 лет, значит он родился в 1629 году в Чердыни,- задолго до прибытия Хлебниковых из Великого Новгорода. Возникает вопрос: кто такой Павел Хлебников?)).
Л.П.Хлебников:
это условно, 2- продолжение второй родословной линии кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Павла Хлебникова.

(л.117 об.) Во дворе Терентий Павлов сын Хлебников ((ОБРАЗЕЦ: здесь сделана абсолютно правильная запись имени, отчества и фамилии)), сказал что у него сын Иван 10 лет. Родился де он (Терентий) в Чердыни ((Терентий Павлов сын, родился ок.1637г. и возможно он является братом Луки Павловича Хлебникова, который тоже родился в Чердыни в 1629г.)) и жил за Великим государём в посадском тягле, а на Кунгур де он пришёл тому 4 лета.

Т П. Хлебников:
это условно , 3- третья родословная линия кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Павла Хлебникова.

(л.14) Города Кунгура посадские люди, которые пашни не имеют. Кормятся торгом и промыслом, а иные работой.
п.7. Во дворе Михайло Козьмин сын Хлебников ((образцовая запись своего времени)), 50 лет ((Значит родился в 1669г.=1719-50)). У него дети: Иван,
8 лет; Михайло, 4 лет.
М.К.Хлебников:
это условно, 4- четвёртая родословная линия кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Михайло Козьмина Хлебникова,- сына новгородца Козмы Козьмича Хлебникова.

"На Кунгуре на посаде пахотные КРЕСТЬЯНЕ. ":
п.35. В избёнке Иван Терентьев сын Хлебников, 36 лет (( родился в 1683 г.=
1719-36)). У Ивана братья: Емельян, 28 лет ((родился Емельян Иванович в 1691г.= 1719-28)); Овдей, 25 лет. У Ивана же сын Степан, 4 лет. У Емельяна сын Фёдор, 2 лет ((родился Фёдор Емельянович Хлебников в 1717г.= 1719-2)).
И.Т.Хлебников:
это условно, 3- продолжение третьей родословной линии кунгурских Хлебниковых,
исток которой от чердынца Павла Хлебникова.

"Города Кунгура жители, которые пашни не имеют и никаких промыслов, кормятся работою":
п.37. В избёнке Спиридон Козьмин сын Хлебников, 68 лет ((родился в 1651г.=
1719-68))
С.К.Хлебников:
это тоже условно, 4- четвёрная родословная линия кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Михайло Козьмина Хлебникова,-сына новгородца Козмы Козьмича Хлебникова.

п.40. Во дворишке Лука Павлов сын Хлебников, 90 лет ((родился в 1629г.=
1719-90)). У него сын Филип, 40 лет ((родился в 1679г = 1719-40)). У Филипа
сын Сава, 4 лет ((родился в 1715г.=1719-4)).
Л.П.Павлов:
это условно, 2- продолжение второй родословной линии кунгурских Хлебниковых, исток которой от чердынца Павла Хлебникова.
п.43. В избёнке Аврам Лукин сын Хлебников, 30 лет ((родился в 1689г.=
1719-30)). У него сын Терентий, 2 лет.
А.Л.Хлебников:
это условно, 2- продолжение второй родословной линии кунгурских Хлебниковых,
исток которой от чердынца Павла Хлебникова.

На основани позиций ((1))-((6)) получено четыре родословных от их истока:
1-я линия кунгурской родословной Хлебниковых - исток в городе Чердыни от Григория Емельяновича Хлебникова, р.ок. 1645г.
2-я линия кунгурской родословной Хлебниковых - исток в городе Чердыни от
Луки Павловича Хлебникова, р. в 1629г.
3-я линия кунгурской родословной Хлебниковых - исток в городе Чердыни от
Терентия Павловича Хлебникова, р.ок. 1637г.
4-я линия кунгурской родословной Хлебниковых - исток в городе Великий Новгород ((от Орефа Хлебникова (Хлебник), р.ок.1585г.; источник: "Новгородский оккупационный архив", 1611-1617гг.)), от Козьмы ((Орефовича?))
Хлебникова, р.ок. 1610г., у него сын Козьма Козьмич Хлебников, р.ок. 1635г.
в Великом Новгороде. После Новгородского восстания в 1650г., семья Хлебниковых бежала от расправы властей в Пермь Великую в город Чердынь (источник: родословная Хлебниковых из дневника, хранящегося в Государственном архиве Пермского края, выходца из города Кунгура, член-корреспондента Императорской С-Петербургской Академии наук Кирилла Тимофеевича Хлебникова).

Игорь, Вы проделали огромную работу!Как вам удалось раскопать такой архив? Я работала в Новгородской области, в газете "Окуловский коммунар" в конце 50-х.А когда в начале 20-х гг. приехала в область, чтобы найти могилы предков и свою старую редакцию -ничего не нашла.Глухо! Времена поменялись. У ж\д станции поставили зачем-то памятник Цою. Ничего от старого не осталось. А фото по вашей родословной удалось добыть?Ведь Вы что-то продолжите делать в этом направлении?
С наступившим Вас Новым годом! Удачи!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Велимир Хлебников – поэт, прозаик, основоположник русского футуризма и крупнейший деятель отечественного авангардизма. По мнению Романа Якобсона, был наибольшим мировым поэтом XX века.

Поэзию Велимира Хлебникова отличает своеобразие и самобытность, в ней присутствуют неологизмы, которые придумал сам автор. Его творчество – это переплетение философских и мифологических мотивов. Хлебников самый неординарный и загадочный поэт Серебряного века, его произведения до сих пор остаются предметом споров. Но непреложной истиной остается только его исключительный талант и любовь к родине. Он сумел перевернуть само понятие поэтического слога, основал футуризм и русский авангардизм в отечественной поэзии.

Детство

Родина величайшего из поэтов Серебряного века – калмыцкое село Малые Дербенты. Именно там 9 ноября 1885 года родился Виктор Хлебников(настоящее имя литератора), и стал третьим ребенком Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец Владимир Хлебников принадлежал к старинному купеческому роду, был орнитологом и лесоводом, основал первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря ему Виктор полюбил природу и увлекался естественными науками.

Велимир Хлебников в юности

Мама – Екатерина Хлебникова (в девичестве Вербицкая), родилась в богатой петербургской семье, предками которой были запорожские казаки. Получила образование историка, училась в Смольном институте, поэтому всех пятерых детей – Бориса, Екатерину, Виктора, Александра и Веру учила сама, прививала им любовь к истории, литературе и искусству. Виктор серьезно занимался языками, в четырехлетнем возрасте он уже прилично читал на русском и французском языках. Мальчик очень хорошо рисовал, а его младшая сестра Вера прославилась как художник-авангардист.

Отца часто переводили по службе, поэтому семья часто переезжала с одного места на другое. Когда мальчику исполнилось шесть лет, Хлебниковы оказались в Волынской губернии, в 1895 году поселились в Симбирской губернии. Десятилетнего Виктора отдали в гимназию, где он учился всего три года. Отца снова перевели, и Виктор продолжил обучение в Казани.

В 1903-м Виктор поступил в Казанский университет, остановив свой выбор на физико-математическом факультете. Он проучился всего до ноября и попал в тюрьму, за то, что принимал участие в демонстрации.

Математическое отделение мало интересовало юношу, поэтому на следующее лето он добился перевода на естественное отделение.

Способности Виктора очень импонировали профессорам, они хвалили его за острый ум и наблюдательность и были уверены, что из него получится в будущем отличный натуралист. Хлебников вообще оказался разносторонней личностью. Кроме изучения математики и физики, он увлекался биологией, химией, философией. Еще ему легко давались языки, он занимался изучением японского языка и санскрита.

Велимир Владимирович Хлебников

Во время революции 1917 года поэт находился в Петрограде, поэтому наблюдал происходящее собственными глазами. Свои впечатления он описывал в поэмах и стихах. В те годы он посетил Астрахань, Украину, стал свидетелем разгрома армии Деникина, потом отправился на Кавказ и Северный Иран, прошел степи Каспия.

Личная жизнь

Бездомный, нищий и неустроенный Хлебников так и не нашел женщину, которая смогла бы его искренне полюбить. У него было много поклонниц, они видели в нем исключительно чудака и гения, но, ни одна из них не связала с ним свою судьбу.

Смерть

Свою смерть поэт предвидел. Однажды он сказал, что люди его задачи зачастую оканчивают жизненный путь в 37 лет.

Велимир Владимирович Хлебников

Но по приезде в деревню у него внезапно отнялись ноги, и поэт слег. Велимира погрузили на подводу и повезли в сельскую больницу, однако местные доктора не взялись его лечить в силу безнадежного состояния больного. Его просто отправили домой умирать. Сердце поэта остановилось 28 июня 1922 года, он умер от пареза.

Велимир Владимирович Хлебников

Интересные факты

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Как стать ученым, не получив серьезного образования, найти пропавшие архивы и уговорить десятки людей написать мемуары. В новой рубрике цикла разговоров с учеными — филолог и специалист по творчеству Велимира Хлебникова Александр Парнис


Александр Парнис — один из известнейших исследователей твор­чества Велимира Хлебникова и русского авангарда. Окончил филологический факультет Ставропольского пединститута. Старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького.

С 1960-х годов изучает поэзию Серебряного века. Автор более 200 статей о Хлебни­кове, Владимире Маяковском, Александре Блоке, Борисе Пастернаке, Бенедикте Лившице, Владиславе Ходасевиче, Павле Филонове, Казимире Малевиче, Осипе Мандельштаме, а также других героях русского авангарда. Выступил научным редактором изданий Хлебникова, сборников статей о нем, биографии Маяковского, составителем сборников произве­дений Виктора Некрасова и ряда других книг.

О странном пути и о том, как связаны Велимир Хлебников, Джеймс Джойс и Сэмюэл Беккет

Три года я искал его следы, и поиски привели меня в Италию. Тогда я подключил к ним профессора Стефано Гардзонио, которому удалось разыскать потомков Петра Алексеевича в Милане. Оказалось, что они ничего не знают ни о семье Хлебниковых, ни о том, что в них течет русская кровь.


Композитор Микеле Эспозито Royal Irish Academy of Music

О детстве, школе и антисемитизме

Я родился в еврейской семье в местечке Дунаевцы. Вскоре родители переехали в Винницу, где отец устроился преподавать математику в школу. Мама одно время подрабатывала секретарем в суде, но в основном занималась мной, домом и бытом. Когда отца призвали на фронт, мы с мамой сначала эвакуировались к родственникам в Ставрополь, а потом отправились дальше, в Киргизию. Там мы провели почти всю войну: сначала жили в поселке Рыбачье, а потом два года во Фрунзе (так тогда назывался Бишкек). В нас забрал отец — слава богу, он остался жив и даже не был ранен, хотя участвовал в Сталинградской битве. Через Москву мы двинулись на Украину в село Узин, где жила мамина младшая сестра.

Отец долго искал работу, ездил устраиваться в Киев, пытался вернуться в Винницу, но ничего не получалось. Наконец он нашел место в вечерней школе в Киеве. В момент родители купили жуткую развалюху, пристроенную к другому дому, — сырую, с плесенью на стенах. Прожили там несколько лет, пытаясь это все высушить, но никак не получалось. Мама, бедная, заболела от всего этого ужаса и получила порок сердца.


Ставропольский педагогический институт. Музей історії Десятинної церкви

Я много читал, любил поэзию и хотел поступать на филологический факультет Киевского университета, но евреев туда не принимали. Пришлось пойти на заочное отделение металлургического факультета Политехнического института. Несмотря на нелюбовь к техническим предметам, я дошел до третьего курса, но, не выдержав, бросил. Потом восстановился и снова бросил. В конце концов через несколько лет, когда я уже занимался литературной поденщиной, я попал на филфак Ставропольского пединститута — тоже на заочное. Я жил с родителями в Киеве и раз в семестр ездил в Ставрополь сдавать экзамены.

О киевских книжниках и знакомстве с поэзией начала XX века

Некоторые букинисты ездили между городами и привозили редкие книги на обмен в Киев. Лет пять я болтался среди этой публики и очень многое узнал. До этого я даже не представлял, что такое Серебряный век. Постепенно я начал собирать Гумилева, которого почти невозможно было найти, Пастернака, чьи книги тогда перестали издавать, Ахматову, Цветаеву, Блока…

О знакомстве с Хлебниковым и начале исследовательского пути

С поэзией Хлебникова я впервые познакомился только в 1960 году, когда мне в руки попал только что изданный сборник его стихотворений, подготовлен­ный профессором Николаем Леонидовичем Степановым. С этого сборника начался мой долгий путь к Хлебникову. Помню, что книжка стоила очень дешево — 5 рублей 20 копеек — и я сразу купил несколько экземпляров. Я про­читал сборник и понял, что ничего не понимаю в этих стихах. Но я был упрямый: ведь так не может быть, чтобы стихи были настолько непонятны, — наверное, за этой герметической поэзией скрыто. Я пытался в них разобраться, и на это ушли многие годы.

О первых знакомствах в Москве и удивительном совпадении





Фотография Лили Брик с дарственной надписью Александру Парнису © Из личного архива Александра Парниса

Фотография Лили Брик с Владимиром Маяковским с дарственной надписью Александру Парнису на обороте © Из личного архива Александра Парниса

Дарственная надпись Александру Парнису от Лили Брик на обороте ее фотографии с Владимиром Маяковским © Из личного архива Александра Парниса

Фотография Лили Брик с Василием Катаняном с дарственной надписью Александру Парнису на обороте © Из личного архива Александра Парниса

Дарственная надпись Александру Парнису от Лили Брик на обороте ее фотографии © Из личного архива Александра Парниса


Виктор Шкловский и Александр Парнис. Коктебель, 1965 год © Из личного архива Александра Парниса

О кочевой жизни


Александр Парнис © Константин Ворович

О библиотеках как школе и дебюте Бабеля

С конца 1950-х я вел большую переписку, в том числе и с зарубежными корреспон­дентами. Разумеется, кагэбэшники читали мои письма, но ничего конкретного предъявить мне не могли. В то же время я числился секретарем у Виктора Некрасова. Но это была чистая синекура — фактически я был тунеядцем, и за это мне могли влепить срок.

Не то что они следили за мной, но я постоянно ощущал их надзор и интерес к своей персоне — прежде всего Некрасова, который был под постоянным колпаком. Но я был кочевым человеком: меня искали в Киеве, а я в это время находился в Москве или в других городах. Они наводили справки, расспра­шивали знакомых, чем я занимаюсь, почему разъезжаю по городам. Слава богу, в Москве я к ним в руки так и не попал, но в Киеве они пришли с обыском к моим родителям.

О переписке с Давидом Бурлюком и главной книге жизни



Давид Бурлюк (младший), Николай Бурлюк, Эмиль Лев и Александр Парнис. Лонг-Айленд © Из личного архива Александра Парниса

Почетная Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка, полученная Александром Парнисом от президента Академии зауми Сергея Бирюкова © Из личного архива Александра Парниса

О втором обыске и сорванных марках


Александр Парнис © Константин Ворович

Потрепали мне нервы изрядно. Но особенно они запугали мою бедную маму — после их ухода она уничтожила ряд ценнейших документов. В том числе сожгла годовую подшивку астраханской газеты за 1918 год — Хлебников в этот период жил в Астрахани, сотрудничал с этим изданием, печатался в нем.

О поисках персидского архива Хлебникова

В статьях первого биографа Хлебникова Николая Степанова упоминается, что Хлебников несколько месяцев провел в Персии — служил в политотделе Волжско-каспийской флотилии. Кроме того, в пятитомнике Хлебникова были напечатаны его стихи о Персии. Но о персидском походе Красной армии практически ничего не было известно.

Я обратился к профессионалам, специалистам по Ирану, и выяснил, что в 1920 году в Гиляне, северной провинции Ирана, сложилась револю­ционная ситуация. Советская власть решила поддержать местных революционеров, которые начали борьбу с шахом, и направила им на помощь Каспийскую флотилию под командованием Федора Раскольникова. И Хлебников образом ввязался в эту авантюру. Об этом — персидском — периоде его жизни не было никакой информации, и я стал ее искать.


Велимир Хлебников. 1916 год Российская государственная библиотека

В первом томе своей книги Степанов благодарил некоего Рудольфа Абиха, который консультировал его по Персии. На мой вопрос об этом человеке Степанов ответил, что не знал его близко и только переписывался с ним и что Абих собирал хлебниковские тексты. И я начал поиски.

На следующее утро я пришел, и она мне рассказала поразительную историю. моего звонка она не спала всю ночь и вспомнила, как в 1936 году переписывалась с мужем, который был в лагере (тогда еще были времена, когда разрешали переписываться), и он написал ей, чтобы она спасла рукописи Хлебникова и материалы для книги об Иране. Она отправила все эти документы и архив мужа к родственникам в Баку. С тех пор она ничего об этих родствен­никах не слышала. Но имена помнила, и я снова начал искать.


Александр Парнис © Константин Ворович

Нина Леопольдовна отдала мне все найденные материалы, и я поехал работать с ними в Киев. Кроме рукописей Хлебникова Абих собрал воспоминания людей, которые общались с Хлебниковым в Персии. В том числе Костерина: этот первый вариант практически полностью совпал со вторым вариантом, который он через сорок лет написал по моей просьбе. Меня поразила его точная память.

Позже племянница Нины Леопольдовны продала персидский архив Хлебникова в Америку. И через двадцать с лишним лет, впервые приехав в США на конференцию, я узнал, что рукописи Хлебникова, принадлежавшие Абиху, попали в публичную библиотеку. Круг замкнулся. Спустя много лет я снова работал с архивом, который лежал у меня на столе в Киеве.

О поисках настоящего места рождения Хлебникова

Нашелся замечательный человек Павел Михайлович Цибанев, который вызвался мне помочь. На своем мотоцикле он возил меня по большому разбросанному селу в поисках старых жителей. Выяснилось, что церковь закрыли еще в двадцатых годах и переделали в кинотеатр. Куда передали церковные книги — неизвестно. Но обнаружилось важное, неожиданное: Тундутово — русское село, и в нем калмыки никогда не жили. Оказалось, они жили в соседнем селе, Малые Дербеты.

Мы поехали туда, но в этом селе не было никого старше шестидесяти лет. Почему? В ходе поисков я впервые узнал, что в декабре 1943 года калмыков по приказу Сталина депортировали за Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, якобы за сотрудничество с немцами во время войны. Многие старики умерли по дороге и в ссылке.


Семья Хлебниковых у дома попечителя. Ставка Малодербетовского улуса. годы Сидят: старший брат поэта Борис, мать Екатерина Николаевна, сестра Екатерина, сестра бабушки по материнской линии Е. П. Левитова, няня с младшим братом Шурой на коленях. Стоят: кормилица с Виктором (Велимиром) на руках, отец Владимир Алексеевич Хлебников (в окне), младшая сестра матери Варвара Николаевна Вербицкая. © Из собрания семьи Митуричей-Хлебниковых

И все же я разыскал в Малых Дербетах пожилую жительницу Б. С. Матышеву, которая показала мне дом попечителя, куда ее в детстве приглашали на елку. К сожалению, этот дом, который простоял более ста лет и в котором родился Хлебников, через год сгорел, и я не успел его сфотографировать.

Оставалось еще много вопросов, в которых нужно было разобраться. Я долго работал в архивах и библиотеках, изучал документы по истории Калмыкии и пытался понять, почему Хлебников нигде не указывал точного места своего рождения. Дело в том, что ставка — это не административное понятие, а временное поселение, где калмыки собирались, чтобы прожить зиму оседлым образом. А летом все разъезжались, и только попечитель с семьей оставался жить в этом единственном доме, где и родился поэт. Таким образом, выяснилось, что Хлебников родился не в Тундутове, как считалось ранее (его там только крестили), а в улусной ставке в степи — там, где теперь находится калмыцкое село Малые Дербеты.

О случайном знакомстве в поезде и неизвестном рассказе Хлебникова

В моих поисках мне посчастливилось разыскать одного литературоведа, который близко знал Хлебникова до революции. У нас завязалась длительная переписка, но мы никогда не виде­лись. Его звали Янко Лаврин: словенец, он был профессором Ноттингемского университета, жил в Лондоне и умер, не дожив четырех месяцев до ста лет. У Лаврина была замечательная память. До революции он жил в России и был профес­сиональным журналистом, сотрудничал с разными газетами и был тесно связан с деятелями русской культуры. В 1917 году он уехал из России и занялся преподавательской деятельностью. В Англии он издал несколько десятков книг на английском языке по истории русской литературы — о Гоголе, о Жуковском, о Толстом, о Пушкине.


Янко Лаврин. Narodna in univerzitetna knjižnica

О неизвестных стихах Хлебникова

Тщательно изучив и проанализировав эти тексты, а также сопоставив их с подлинными произведениями Хлебникова, я доказал, что они написаны одной рукой. Мои оппоненты (Николай Харджиев, Рудольф Дуганов и Евгений Арензон) долго не хотели признавать, что эти тексты принадлежат Хлебникову. Но теперь они вошли в научный обиход.

Об астраханских хлебниковедах

Помню я свет отсыревшей божницы,
Там жабы печально резвились!
И надпись столетий в камней плащанице!
Смущенный, наружу я вышел и вылез,
А ласточки бешено в воздухе вились
У усыпальницы — предков гробницы.

С 1969 года я постоянно приезжал в Астрахань и неоднократно встречался с профессором университета Николаем Сергеевичем Травушкиным, пытаясь увлечь его хлебниковской темой. В Астрахани я сделал немало своих открытий. В 1985 году Травушкин стал инициатором первых Хлебниковских чтений, на которые стали приезжать ученые из разных стран мира. Затем эстафету подхватил профессор Геннадий Григорьевич Глинин и возглавил эти чтения.

Помню нашу первую встречу с Глининым в Элисте в мой первый приезд в Калмыкию в 1971 году, когда он был директором местного книготорга. Я пришел к нему с предложением издать сборник стихов Хлебникова, рассказал, как он связан с Калмыкией и что его нужно издавать, но об этом тогда можно было только мечтать. Позже Глинин перебрался в Астрахань, защитил диссертацию и стал проректором Астраханского университета. И вскоре стал одним из вдохновителей Хлебниковских чтений и создал школу астраханских филологов-хлебниковедов.

В этом году состоятся XIII Хлебниковские чтения, посвященные не только поэту, но и восьмиде­ся­тилетию Глинина. Боюсь, что это последние чтения. После смерти Глинина в 2010 году в университете не осталось ни одного филолога, который продолжал бы глининскую традицию. Я несколько раз выступал в Астрахани перед студентами и пытался разбудить в них интерес. Но им это не нужно.

Не хочется кончать нашу беседу на грустной ноте. Я надеюсь, что будет третье возвращение Хлебникова. Кроме того, надеюсь, я успею издать еще две книги о Хлебникове — книгу моих работ, написанных за 50 с лишним лет, и книгу мемуаров о поэте, которые я собирал всю жизнь.

Время — это понятие, определение которому ещё не дали точной формулировки. Быть может, потому, что за дело берутся именно физики? Поэт и футуролог Велимир Хлебников выдвинул свою теорию времени и попытался сделать время законом, который действует одинаково во все времена. На основе сформулированной им теории он сделал немало предсказаний как в сфере науки, так и социальной жизни.

Предсказания Велимира Хлебникова

Предсказания Велимира Хлебникова о квантовых струнах, мировых войнах и революциях.

Кто такой Велимир Хлебников?

Велимир Хлебников

Фото Велимира Хлебникова в 1908 году.

Настоящее имя Велимира — Виктор, родился он в Астраханской Губернии, на территории современной Калмыкии.

Предсказания о будущем

Законы времени


В 1916 он продолжает искать некие закономерности в истории, чтобы получить возможность предсказывать будущее. Работа идёт медленно, так как литературную деятельность он так и не оставляет. Впрочем, кое-какие законы своей теории он всё-таки формулирует:

  • Теория времени применима не только к целым государствам и народам, но и к обычным людям.
  • Число, на основе которого выстраиваются все закономерности — 317.
  • Важные события в истории государств кратны числу — 413.
  • Скорость света и скорость Земли связаны.

Суть. Теория времени Хлебникова основывается на цикличности событий истории, которая, по его мнению, уже заранее задана законами мироздания. Она была довольно похожа на гадательные практики зурхачей, калмыцких предсказателей-астрологов, которые служили для Велимира вдохновением.

Эта практика уходила глубоко в тибетский ламаизм и подразумевала единообразие и предопределённость законов и циклов мира, неслучайность всего происходящего в мире, причинно-следственную взаимосвязь. Поскольку у калмыков не было постоянного календаря, все календарные сведения каждым зурхачи добывались отдельно по мере надобности благодаря математическим вычислениям.

В письме П. В. Митуричу от 14 марта 1922 года он писал так:

Существовании закона времени основаны на том, что негативные сдвиги происходят каждые 3n дней, а позитивные — каждые 2n дней. Будущее можно предсказать, так как благодаря этим сдвигам понятие времени стирается — всё идёт по законам природы, которые я ясно вижу в пространстве времени.

Первая мировая война

Первая мировая война была предсказана Велимир Хлебниковым за 9 лет до её начала — в 1908 году: в его обращении к славянским студентам в Петербуржском университете содержали строки:

Случилось так, как он предсказывал, и уже в следующем 1916 году его призывают в действующую армию. Служба в вооружённых силах не даётся Хлебникову, и при помощи знакомого психиатра он избегает службы и увольняется из армии уже в 1917 году.

Революция 1917 года

А в декабре 1916 года в письме он написал:

Квантовая теория струн

Современная теория струн также была предсказана Велимиром задолго до её разработки учёными физиками. Вселенная представлялась ему пульсирующе-звучащим организмом, выстроенным в соответствии с числовыми законами высшей гармонии.

Подборка предсказаний

Цикличность процессов по теории времени Хлебникова.

Цикличность процессов по теории времени Хлебникова.

Хлебников занимался предсказаниями, предвидел изобретение многих предметов быта и механизмов.

Предсказания о будущем:

Собственная смерть

Это предсказание Велимир сделал, когда, будучи уже больным, предвидел свою смерть:

По всей видимости, поэт подразумевал крайне любимых им Байрона, Рафаэля, Пушкина и Моцарта. В 1922 он не выдерживает натиска жизненных проблем и не состоянии вписаться в царящий НЭП… В итоге он бросает всё и уезжает в одну из деревень Новгородского района. Где нелепо умирает от болезни без надлежащей медицинской помощи.

Вместо заключения

Многие современники считали Хлебникова просто юродивым от литературы, рядовым сумасшедшим графоманом с непонятным слогом… Но не всё оказалось так просто, этот человек сумел возвыситься над обыденностью, сумел заглянуть в будущее и прозреть немало знаковых событий.

Ещё раз, ещё раз,
Я для вас Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звёзды:
Он разобьётся о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьётесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.

Председатель Земного шара, король времени, будетлянин, создатель более десяти тысяч новых слов – всё это про Велимира Хлебникова. Поэт, прозаик, художник – он стал не только одной из культовых фигур русского авангарда, но и человеком, обрекшим себя на скитальческий путь. 9 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения Хлебникова. Заведующая Домом-музеем Велимира Хлебникова в Астрахани Серафима Каргашина рассказала об интересе поэта к птицам и Востоку, предсказании революции, трагической гибели и выходе из забвения.

9 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения поэта

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников, 1912 г.

– Почему Виктор Хлебников стал Велимиром?

– Он боролся с усталостью языка и считал, что его нужно обогащать словами, но исключительно со славянскими корнями, тем самым борясь с многочисленными заимствованиями. Виктор – имя иностранное, а он хотел для себя имя со славянским корнем. Взял псевдоним Велимир, что означает с южнославянского – великий (большой) мир.

– Однако ещё до поэтической карьеры Хлебников профессионально увлекался орнитологией. Откуда такой интерес к птицам?

– У него был большой спектр идей и увлечений. Хлебников был разносторонний во всех планах: это и орнитология, и математика, и физика, поэзия, живопись, он прекрасно рисовал, знал несколько языков. Орнитология захватила Велимира в Казанском университете, куда он поступил в 1903 году на естественное отделение физико-математического факультета. Его отец Владимир Алексеевич Хлебников был известным учёным-орнитологом, и Велимир интересовался изучением птиц с самого детства, решив пойти по стопам отца. Вместе со своим младшим братом Александром, который тоже занимался орнитологией, он побывал в экспедиции на Урале. По результатам этой экспедиции в Зоологический музей Казанского университета были презентованы сто одиннадцать единиц птиц. Хлебникову даже удалось открыть в окрестностях Казани новый вид кукушки. Однако вскоре он охладел к орнитологии, а после знакомства с мэтром символистов, поэтом Вячеславом Ивановым оставил Казань и перевёлся в 1908 году в Санкт-Петербургский университет, где продолжил обучение на естественном отделении, но уже твердо встав на поэтический путь.

– Это интересно, ведь Хлебников ассоциируется прежде всего с футуристами, поэтами-бунтарями. Как же его занесло к символисту Вячеславу Иванову?

– Да, Вячеслав Иванов был знаковой фигурой для Велимира Хлебникова в его поэтическом движении. На первых порах он стал его учителем. Хлебников несколько раз посещал знаменитую башню Иванова в Петербурге, куда приходили поэты абсолютно разных направлений. Потом их пути разошлись, и Хлебников отдалился от символистов, которые не могли его полностью принять, поскольку даже в своём раннем творчестве он оказался совершенно противоположен им. Поэтому Хлебников пошёл к футуристам, которых на славянский манер называл будетляне, то есть люди будущего. Хлебников и возглавил это направление, заняв в нём ключевое место.


Автопортрет Велимира Хлебникова, 1909 г.

– Хлебникова ведь даже избрали Председателем земного шара. Что это была за история?

– Его ещё называли Королём Времени и предсказателем революции…

– А как сложились отношения Хлебникова с другими футуристами, например, с Маяковским?

– Футуристы приняли Хлебникова и всячески старались его поддерживать: предлагали временное жильё, печатали его стихи. Их в то время громили газеты. Родители Хлебникова Владимир Алексеевич и Екатерина Николаевна не понимали поэтическое увлечение сына, а вот Маяковский считал Хлебникова своим учителем. Они оба занимались словотворчеством. Есть словарь неологизмов Велимира Хлебникова. Его примеру последовал и Маяковский, который тоже привнёс в русский язык две тысячи новых слов. В нашем музее хранится и галстук, который Маяковский подарил Хлебникову. Хотя в конечном итоге их пути разошлись на фоне революционных событий 1917 года. Маяковский стал певцом революции, а Хлебников на долгое время был вычеркнут из русской литературы.


Дом-музей Велимира Хлебникова, мемориальные залы, Комната Велимира. Фото предоставлено Домом-музеем Велимира Хлебникова в Астрахани.

– Вы упомянули о словотворчестве Хлебникова. Какие новые слова он привнёс в русский язык?

– Сам Хлебников изучал японский. Насколько его манил Восток?


Дом-музей Велимира Хлебникова, мемориальные залы, Зал Велимира Хлебникова. Фото предоставлено Домом-музеем Велимира Хлебникова в Астрахани.

– Но так и не доехал…

– Увы! Хлебников собирался посетить родителей в Астрахани, но на время вместе со своим другом, художником Петром Митуричем, остановился в деревне Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где жили родственники Митурича. Хлебников уже тогда находился не в очень хорошем состоянии, которое было связано с его внебытовым образом жизни. Он часто путешествовал на крышах вагонов поездов, ночевал на сырой земле, голодал. В Санталово ему на какое-то время стало лучше, но ненадолго. Хлебников скончался 28 июня 1922 года в небольшой баньке. Его похоронили в деревне Ручьи близ Санталово без отпевания. В 1961 году прах поэта был перемещён на Новодевичье кладбище в Москве. Скульптор Виктор Клыков установил на могиле в Ручьях памятную стелу, на которой изображён ребёнок с короной на голове. На Новодевичьем была установлена Каменная Баба – символ, который проходит через всё творчество Хлебникова. В 1993 году скульптор Степан Ботиев в селе Малые Дербеты, где родился Хлебников, также установил памятник поэту.

– Почему, на ваш взгляд, Хлебников выбрал для себя участь странника?

– Насколько сегодня велик интерес к Хлебникову?

– А что для вас самое главное в творчестве Хлебникова?

Читайте также: