Кто такой гончар профессия

Обновлено: 16.05.2024

Гончар (англ. potter, нем. töpfer, франц. pottier, итал. vasaio, исп. alfarero, голланд. pottenbakker) - ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду. А еще гончаров на Руси называли горшеня, глинник, глинчар, скудельник и, как самая высокая похвала, - мастер глиняной посуды.
Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще. Сначала гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел. Изящество выделки отдельных изделий перенесло его из области ремесла в область искусства под именем керамики. Приготовление горшков из глины было известно в древности, когда познакомились со свойствами глины — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня. Совершенствуясь в течение веков, оно достигло того высокого развития, какое мы встречаем у китайцев, этрусков, греков и римлян, произведения которых заставляют нас теперь удивляться совершенству выделки и красоте форм.


George de Forest Brush The Potter. 1889 г.



Владимир Адеев Из жизни древнего Херсонеса. Гончар.


Lawrence Alma-Tadema The Roman Potter 1884 г.

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют разно, во всяком случае евреи уже знали употребление гончарного стола, так как о нём говорит Иеремия. У евреев гончарное производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех.


William Brassey Hole Jeremiah and the potter.


Автор неизвестен Alfarero. Иллюстрация к Библии.

Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарное производства в Китае было гораздо ранее этого времени.


Неизвестный художник The Potter.

Гончарное производство в Европе во время первых 7 столетий после Рождества Xристова находилось в совершенном упадке и только в начале VIII столетия являются проблески его возрождения. Начало ему дают мавры в Испании, и тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Главным предметом фабрикации у них были глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, ещё теперь существующих в Гренаде, Альгамбре, Альказаре и др.


Francisco Jose de Goya y Lucientes The Crockery Vendor. 1779 г. Museo del Prado

Но самая высокая степень развития приходится между XIII и XV столетиями. В это же время получает большое развитие гончарное производство в Италии, а в особенности после изобретения там непрозрачной глазури (майолики). Особенною славою пользовался художник Лука дела Робиа из Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной глины, смешанной с песком и мергелем.Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дают начало новой отрасли гончарного производства, а именно выделке фаянса.


Isidoro Ocampo Potter Preparing Clay.

Во Франции гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи в особенности покровительствовала развитию этого производства во Франции и старалась о придании изделиям его оригинальности стиля. Стремления её в этом направлении увенчались успехом. Бернар Палисси открывает собою новую эпоху гончарного производства во Франции.


Henrietta Mary Ward Palissy, the Potter. 1866 г.

Этот неутомимый труженик, несмотря на все неудачи в первое время своих опытов, достиг наконец до получения в изобретенной им обжигательной печи эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской. Выделанные им изделия имеют своей характерною чертою расписанные красками барельефы голубого, жёлтого, серого и фиолетового цветов. Специальностью его была посуда плоская, с изображением на ней растений, раковин, насекомых, рыб и проч. Не менее замечательными мастерами этого дела были Кустод, Яков де Санлис и др.


Thomas Frank Heaphy Bernard Palissy, the potter, taken by his townspeople for a coiner.

В Голландии и Германии гончарное производство ограничивалось выделкою архитектурных украшений; в этом отношении отличались произведения из Нюренберга в смешанном готически-итальянском стиле. Немецкие и фламандские гончарные изделия XVI и XVII века, известные под названием Gris, пользовались большою славою как произведения художественные.


Средневековая гравюра Гончар.


Автор неизвестен Pottenbakker.

Гончарное производство в Англии в средние века было очень мало развито, но в конце XIX века достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, вследствие религиозных преследований изгнанные из своего отечества, дают начало гончарному производству Англии. В начале XVIII столетия уже совершенствуется выделка изделий. Но главною эпохой должно считать время появления Веджвуда, который был тем же для Англии, кем Лука дела Робиа для Италии и де Палисси для Франции. Веджвуд в 1730 году изобрел способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал изделия каменные и фаянсовые. Изделия его выделывались по образцам форм древних.


William Henry Midwood The Potter. 1876 г.


J.C.Raelandsc Gerrit de Blanken in atelier. 1926 г.

У славянских народов гончарное производство тоже берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности.
В средние века, когда глиняная посуда была заменена оловянной, серебряной или золотой,
гончарное производство ограничивалось выделкою самого простого сорта её для беднейшего населения. К этому времени относится начало выделка изразцов — которые выделывались в особых формах с выпуклым изображением монограмм и гербов. В середине XIX столетия уже появились фабрики с весьма солидною производительностью.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Воспитательно е мероприятие по профориентации

Киклеева Н.В. учитель начальных классов

Раздел : внеклассная работа

Цель: Знакомство с миром профессий.

1. Расширить знания обучающихся о мире профессий.

2. Формировать интерес к профессиям.

3. Развивать абстрактное мышление, навыки культурного поведения.

4. Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Голос за кадром:

В далекой Греции на горе Олимп, вершина которой покоится высоко-высоко в облаках, а подножье утопает в зелени лесов, восседают величайшие мира сего – Боги – вершители судеб человеческих. Они правят нашим миром, наблюдая за людьми и наставляя их на путь истинный.

Фонограмма красивой музыки, на сцене греческие боги.

Зевс, посмотри, какую картину нарисовал художник!

А какую прекрасную статую вылепил тот скульптор!

Послушайте, какая прекрасная музыка доносится снизу, ее только что сочинил юный композитор.

Зевс. Да, действительно, все люди заняты своим любимым делом.

А не ошибся ли ты, Великий Зевс? Вон там я вижу человека, который абсолютно ничем не занят!

Все: (возмущенно) Как? Почему? Все работают, творят, а он слоняется без дела?

Зевс: Неужели для него не нашлось дела по душе? На свете так много занятий, что даже мы не

успеваем следить за всем, что происходит у подножья Олимпа.

А не лучше ли спросить у него самого? Пусть он предстанет перед нами!

Зевс: Да будет так!

Тревожная музыка, появляется человек.

Зевс: почему ты, простой смертный, бездельничаешь, когда все вокруг работают, создают прекрасные вещи?

О, Всемогущий Зевс, и вы, Боги, я не работаю потому, что не нашел себе занятие по душе.

Человек молча опускает голову.

А ты хотел бы работать, как все остальные?

Да, хотел бы, но я не знаю чем заняться, вокруг так много всего….

А если ты все – таки не определишься со своим выбором, то быть тебе бездельником, и кануть в бездну лет бесславно! И никто и никогда не вспомнит о тебе, человек!

Зевс: Ступай, человек! И помни, что мы тебе сказали!

Боги покидают сцену. Звучит легкая музыка.

На сцену выходят ведущие.

Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости нашего мероприятия.

День сегодня у нас особенный.
Собрались мы сюда, друзья,
Чтоб восславить руки тружеников.

Чтоб восславить профессии разные –
Это сделаем ты и я!

Сегодня мы приглашаем вас в Страну Великих Мастеров, путешествуя по которой мы узнаём истории Мастеров, как благодаря их труду, мир наполняется теплом и светом. Мы узнаём об очень интересных разных профессиях. В современном мире насчитывается 40 тыс. профессий.

И, может быть, кто-то сегодня из вас поймет, какая профессия станет для него главной в жизни, потому что для каждого человека, она своя!

Давайте вспомним: что такое профессия?

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор . )

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе . )

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. )

Самая волосатая (парикмахер. )

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель. )

Самая смешная (клоун, пародист. )

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. )

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог. )

Вед. 2 Спасибо . Замечательно.

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая на Земле?

Рабочий? Строитель? Учитель?

Кто нужен России сейчас?

А, может быть, врач-исцелитель

Сегодня важнее для нас?

Быть может, нужней инженеры?

Возможно, ученый важней?

А, может, нужней офицеры,

Чтоб армию сделать сильней.

Отбросьте ненужные споры

О том, кто важней для страны.

Ответим: для России профессии все нужны. (Ф.С. Махов)

Думаю, что самую лучшую профессию определить сложно. И так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и самые важные.

И сегодня мы узнаем об удивительной профессии.

Я предлагаю вам игру.

Вы видите рисунки с изображениями предметов, принадлежащих разным ремесленникам. Ваша задача – отгадать, кому они принадлежат.

На доске рисунки: удочка, топор, лук, корзина, молот, прялка, гончарный круг с горшком.

Удочка – рыбаку, топор – плотнику, лук – охотнику.

Молот – кузнецу, прялка – ткачу,

Корзина – человеку, собирающему что-то.

Отгадайте о какой профессии пойдет речь:

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

Гончар – мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины : посуду, игрушки, изразцы и т.п.

Песня о гончаре

Профессия гончара дошла до наших дней практически в первоначальном виде, не претерпев существенных изменений.

Как и тысячи лет назад гончары занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения ее в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть по сути созданием керамики.

Вед. 2. Послушаем, что узнали ребята об этой профессии.

Из истории мы узнали, что чашка, тарелка, ваза или кирпич – все они были когда-то обыкновенным куском глины, пока за них не взялись умелые руки мастера . Так возникло новое ремесло –гончарство, появилась новая профессия – гончар.

Мы сейчас расскажем вам об этой удивительной, чудесной профессии.

Путь от глины до вазы

Истоки гончарного ремесла.

Глиняную посуду научились изготавливать еще в каменном веке. Первоначально для обжига глины умельцы – мастера использовали жар костров, потом уже научились делать простейшие печи, и только после изобрели горн – прообраз нынешних гончарных печей.

Конечно же изделия тех времен были простыми, в основном грубых форм. Дно изделий было округлым, слегка заостренным, чтобы можно было располагать их на песке, в почве или между камнями.

О чудесных свойствах глины можно говорить часами. С помощью глины стирали одежду, из нее делают посуду, употребляли во внутрь, чтобы укреплять организм: глина обладает способностью выводить шлаки из организма.

Секреты профессии гончара.

Все в руках каждого мастера.

Второй секрет: это гончарный круг. Гончарный круг – это два горизонтально расположенных диска, скрепленных шестом. Нижний диск вращали ногами, верхний – был для глины. Изобретение гончарного круга придало этому ремеслу характер искусства. Благодаря кругу изделия приобрели правильную форму.

Работать на гончарном круге не просто. На круг кладут кусок глины (на один кувшин требуется около 2 кг). Большими пальцами рук делают углубление в глине, периодически смачивая руки водой, но не сильно. Постепенно поворачивая круг придают форму глине.

Мягкая, почти как пластилин, глина сначала отказывается подчиняться пальчикам. И изделие может получиться раза с пятого, а то и с двадцатого.

Здесь важно все – и чтобы изделие в бок не повело, и чтобы не порвалось оно на круге в самый неподходящий момент.

Перемазанные глиной с ног до головы, гончары творят свое изделие часами. Круг вращается, и глина под умелыми пальцами мастера принимает определенную форму.

После того как вылепленное изделие готово, его поверхность осторожно разглаживают и сушат. Иногда на это уходит несколько дней или даже неделя.

Затем поделку очищают от неровностей и зазубрин. Дальше, если нужно, приклеивают деталь, например, ручку. А когда она еще подсохнет, делают декор – это может быть резьба или лепной орнамент и обжигают в специальной печи.

И уже потом расписывают свои творения глазурью или просто красками.

Очень красивые получаются изделия. И на создание такой красоты уходит очень много времени. Не лучше ли отказаться от ручной работы и изготавливать машинами?

Нет… Изделия ручной работы отличаются от тех, которые сделаны машинами. Чем?

Да, понятно чем – теплом человека. Когда изделие ручное, человеку смотрящему хочется его потрогать. Ведь в изделие мастер вкладывает частицу себя, своей души. Во время работы гончар разговаривает со своим творение (только вы не говорите никому, это секрет).

В наше время магазины заполнены изделиями из фарфора, фаянса – и никто не смотрит.

А в лавочках, где продают изделия народных умельцев, всегда и народа много, и тесно, и всегда хочется все это потрогать потому, что эти вещи неповторимы и изысканы.

О керамике и ее полезных свойствах.

Глиняная посуда считается не только весьма изысканной, но и еще полезной. Глиняная посуда способна вытягивать из людей негативную энергию, наполнять чистотой и силой.

Пища, приготовленная в такой посуде очень полезна и вкусна. Блюда в такой посуде приобретают аромат и вкус.

Глиняная посуда способна регулировать температуру и влажность. Чай в глиняном чайнике остается теплым в течение нескольких часов.

Вспомните детские сказки: молоко там всегда хранится в глиняном кувшине, а вода, даже в жаркий день остается прохладной.

Издревле керамическую посуду использовали для хранения продуктов: хранили молоко и масло, варенья и соленья без крышек могли храниться до следующего урожая, а многие до сих пор хранят в керамических банках мук – так жучки не заводятся.

Здорово, что есть такая чудесная посуда и здорово, если во всех домах будут такие изделия. Важно, чтобы люди сами поняли важность этого.

Ребята! Мы предлагаем вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку. Это могут быть звери, птицы, люди, может быть что-то другое. Посмотрите, что, например, получилось у нас.

Когда ты сам побываешь в роли гончара, пусть даже не за гончарным кругом – это не забываемое впечатление.

В твоих руках глина оживает и начинает жить по своим собственным законам, превращаясь в вашу любимую (в будущем) чашку. А может сейчас вы создали семейную реликвию, и ваши правнуки будут ею гордиться. Ведь она такая красивая и на ее боку ваше имя.

Гончар, керамист – не просто профессия, это мироощущение. Есть такие профессии – приносить людям радость. И профессия гончара, керамиста – одна из них.

Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?

Ученики по очереди встают и называют качества : трудолюбие, терпеливость, аккуратность, выносливость, внимательность, хороший вкус, богатое воображение усидчивость,

Образование по этой специальности можно получить непосредственно на производстве

Место работы: художественные салоны и мастерские.

Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час.

Стих . Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”

- Скорей бы стать нам взрослыми

Совсем, совсем серьёзными!

О чём мечтаем мы о чём?

Ученик 2: - Я сделаюсь шахтёром!

Ученик 3: - Я – фоторепортёром!

Ученик 4: - А я… А я – зубным врачом!

- Профессии чудесные, земные и небесные!

Каких на свете только нет!

Ученик1 : - Я буду инженером!

Ученик 2: -Я - милиционером!

Ученик 3: - А я….Пока ещё не знаю!

- Когда мы станем взрослыми –

То всё нам будет по плечу!

Ребята, но вы должны помнить: Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому, прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Фонограмма тревожной музыки.

Голос за кадром.

Время истекло, нашему герою пора возвращаться на Олимп и держать ответ перед Богами

Появляются Боги и человек.

Зевс: Ну что, человек, ты выбрал для себя подходящее дело?

Человек: Вы знаете, я увидел столько замечательных профессий, что готов попробовать себя во всех сразу. Но я так же услышал, что есть еще много других прекрасных профессий. И мне захотелось узнать и о них. Можно я еще повыбираю?

Зевс: В этом мы тебе поможем. Но знай, что у тебя есть дорога, которая грустит по тебе, пусть она длинною всего в один шаг, но это твоя дорога! Главное – не сбиться в пути!

Керамика и гончарное дело – братские ремесла

Посмотрите по сторонам у себя дома – вы обязательно наткнетесь на небольшую статуэтку или вазу, на кухне может обнаружиться терракотовый заварочный чайник – все это результат перерождения глины. Если посмотреть на основание вещи, можно обнаружить информацию о месте изготовления.

В чем особенность гончарного ремесла

Вы уже заметили, что мы несколько раз подчеркнуто отделили керамику от гончарства и это не просто так. Начнем с гончарства – его по старшинству полагается пропустить вперед. Любое гончарное изделие – это, по сути, просто сосуд или другой предмет из обожженной глины – терракота. Сложно точно назвать дату возникновение этого ремесла. Просто человек, будучи очень наблюдательным, заметил свойство некоторых комьев грязи после костра отвердевать как камень. Теперь вступил черед для творческого начала, и вот спустя несколько десятилетий (может больше) мир увидело первое жаркое в горшочке. Глиняные сосуды обладали весьма интересными свойствами:

  • Термостатическими – горячее долго оставалось горячим, а холодное – холодным;
  • Не требовали особого ухода – просто достаточно мыть моющим средством и водой;
  • Годятся для приготовления в духовке (микроволновке тоже, просто ее позже придумали). При этом блюда обладали особенно ярким, насыщенным вкусом, и могли храниться и поедаться прямо в этих же посудинах (особенно порционных);
  • Чувствительны к резкому нагреву, так что учитывайте это, согревайте немного горшочек или чайник перед использованием теплой водой.

На курсы гончара в давние времена родители старались отдать свое чадо, чтобы он мог поскорее начать себя обеспечивать сам. Разумеется, профессия эта была нужной, мастеров почитали и уважали. Наша Родина – не исключение и доказательство тому – множество фамилий с производными от названия профессии, например, Гончар.


Керамика – изящная дочка

Это можно назвать следующим этапом развития. Когда хотелось не просто из миски кушать, а с красивого блюда – так вкуснее, человек очень быстро заметил, что при определенных добавках и глина выглядела красивее, а если ее еще и покрыть чем-то гладеньким – прям предмет искусства получился.

Первые керамические (из спеченных составов на основе глиняных смесей) изделия были уже во времена Вавилона и Древнего Египта. Мастера тщательно оберегали составы своих смесей, за счет чего могли просить и за изделия, и за обучение керамике подмастерьев немалую цену. Просто вспомните истории о китайском фарфоре – его секрет берегли более тысячи лет.

Сложно ли учиться?

Шаг за шагом вы сможете освоить все премудрости этих удивительных профессий:

  • Научитесь готовить глиняные смеси;
  • Освоите навыки работы с ними вручную, при помощи форм и прессов;
  • Станете разбираться в особенностях различных изделий народно промысла.


  • Вы сможете начать свое дело или работать в гончарной мастерской или цехе керамики;
  • Огромное поле для самовыражения. Вы сможете создать свою линию посуды, предметов декора, статуэток и даже ваз. Иногда это может стать семейным бизнесом;
  • Качественные изделия ручной работы высоко ценятся. История знает немало случаев, когда хобби начинало приносить доход больший, чем основная работа;
  • Даже после окончания курсов вы сможете продолжать развивать навыки;
  • Преподаватели нашей школы способны не просто научить выполнять вас определенный сценарий, а понимать и чувствовать глину и самостоятельно находить новые формы и решения.

А еще это отличная возможность окунуться в мир искусства, которому тысячи лет. Вы сможете найти друзей и единомышленников, а также потенциальных деловых партнеров.
Мы вас ждем!

Корреспондент АиФ-Алтай пообщался с Михаилом Бывших и узнал, почему, по его мнению, керамика - это мужское дело.

Гончар – профессия мужская

Елена Чехова, АиФ-Алтай: Как ты к этому ремеслу пришёл?

Михаил Бывших: Я учился в университете в Москве. Но понял, что не хочу продолжать. Хочу искать профессию более честную, интересную. Поехал в Россию – в Омскую область, Краснодарский край.

– Как Максим Горький – по Руси-матушке в поисках правды жизни?

– Вроде того. C рюкзачком за плечами. Пожил там, пожил здесь. Многие занятия попробовал. В селе Окунево Муромцевского района Омской области познакомился с керамистом. И он, и его занятие мне очень понравились. Там же встретил своего первого наставника, замечательного мастера Андрея Анатольевича Задерия. Он сам с Рязани, но живёт в Омске. Мой первый ножной гончарный круг – это его подарок. И первая печка была собрана под его руководством из разрушенной туннельной печи. Он меня направил на путь истинный. Керамика затягивала потихонечку, я тогда параллельно и сельским хозяйством занимался. Но затянула настолько, что я уже по-другому и не могу.

– Однако не популярное у современных молодых людей увлечение – глина.

– Женщин, конечно, в керамике больше, чем мужчин. Но убеждён: гончар – профессия мужская. Потому что она требует и физических усилий, и технического подхода. Ведь керамика – это прежде всего технология. Технология формовки, обжига, обработки. И вообще это нелёгкое дело.

– А на Алтай-то каким ветром занесло?

– На Алтай я ехал целенаправленно. Гончарить начал в селе Куяча. Это в Алтайском районе. Мне нравились места поглуше, где жизнь потише. Но потом появилась острая необходимость в деньгах. А я, когда учился в университете, работал в ресторанно-гостиничной сфере. Ну, меня с радостью взяли в Белокурихе в ресторан. И тут я осел, перестал кататься. Выбрал себе Белокуриху местом жительства. Теперь у меня вся жизнь здесь – женился, дочка родилась.

– Место для жизни выбрано. А керамика – окончательная точка твоих профессиональных исканий?

– Возможности керамики очень широки. И только гончарным делом я не ограничиваюсь. Поэтому нашёл себе наставника по росписи, интересуюсь другими направлениями. Например, интерьерной керамикой. Есть проекты по инкрустации мебели, каминной плитки. Но самое главное, на что сейчас будут брошены все мои силы, – это открытие бесплатной школы гончарного дела в Белокурихе. Ведь только настоящая школа может дать хороший художественный результат.

– А дети придут? Интерес к такому занятию у них есть?

– Конечно! Уже 40 человек готовы прийти в такую школу. Но я возьму только нескольких из них.

– Для тебя что важно получить: чтобы они были заняты, чтобы у них было интересное времяпрепровождение?

– Нет, социальный эффект от этого проекта для меня постольку-поскольку. Для меня важно другое. Я служу искусству, я служу керамике. Я хочу, чтобы керамика жила. Керамику делают люди. Поэтому у них должна быть возможность обучиться и продолжать многовековую историю керамики. Талантливых много. Трудоспособных много. А вот условий для них нет.

– Но разве ты не создавал сам себе условия для занятия керамикой?

– Если бы у меня в своё время были условия для занятия керамикой, то в 27 лет я бы стал не народным мастером Алтайского края, а народным мастером России. И в Париже каждый год выставлялся. Так как я вынужден был создавать условия, то не мог заниматься на все 100% творчеством. Поэтому я хочу, чтобы у детей был выбор и были возможности. До института, пока они ещё свободны, они могут развить в себе какие-то творческие навыки, которые, возможно, станут фундаментом в их будущей жизни. Пусть один из десяти станет керамистом. Но он будет на голову выше тех, кто керамике только в художественном институте обучался.

И народное, и современное

– Это технология молочного обжига. Я не являюсь его ярым фанатом, хотя так научен был Андреем Задерием, своим первым наставником. У такой керамики много поклонников. Её все понимают, все принимают. Но я постепенно понял, что это не совсем функциональное покрытие, оно в большей степени декоративное.

– А вообще в керамике много технологий?

– Да, конечно. И я пробую себя во многих направлениях. Казалось бы, чего там – керамика и керамика. Но даже материала огромный спектр: красная глина, майолика, фарфор, фаянс, каменная масса. А глазури! Есть и щелочные, и борно-щелочные, и полевошпатные, потёчные, непотёчные. Краски бывают натуральные, бывают пигменты, которые на заводах производятся. Бывают окиси. Бываю соли. И когда всё это начинаешь изучать, понимаешь, что это целая наука.

Гончар (англ. potter, нем. töpfer, франц. pottier, итал. vasaio, исп. alfarero, голланд. pottenbakker) - ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду. А еще гончаров на Руси называли горшеня, глинник, глинчар, скудельник и, как самая высокая похвала, - мастер глиняной посуды.
Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще. Сначала гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел. Изящество выделки отдельных изделий перенесло его из области ремесла в область искусства под именем керамики. Приготовление горшков из глины было известно в древности, когда познакомились со свойствами глины — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня. Совершенствуясь в течение веков, оно достигло того высокого развития, какое мы встречаем у китайцев, этрусков, греков и римлян, произведения которых заставляют нас теперь удивляться совершенству выделки и красоте форм.


George de Forest Brush The Potter. 1889 г.



Владимир Адеев Из жизни древнего Херсонеса. Гончар.


Lawrence Alma-Tadema The Roman Potter 1884 г.

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют разно, во всяком случае евреи уже знали употребление гончарного стола, так как о нём говорит Иеремия. У евреев гончарное производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех.


William Brassey Hole Jeremiah and the potter.


Автор неизвестен Alfarero. Иллюстрация к Библии.

Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарное производства в Китае было гораздо ранее этого времени.


Неизвестный художник The Potter.

Гончарное производство в Европе во время первых 7 столетий после Рождества Xристова находилось в совершенном упадке и только в начале VIII столетия являются проблески его возрождения. Начало ему дают мавры в Испании, и тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Главным предметом фабрикации у них были глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, ещё теперь существующих в Гренаде, Альгамбре, Альказаре и др.


Francisco Jose de Goya y Lucientes The Crockery Vendor. 1779 г. Museo del Prado

Но самая высокая степень развития приходится между XIII и XV столетиями. В это же время получает большое развитие гончарное производство в Италии, а в особенности после изобретения там непрозрачной глазури (майолики). Особенною славою пользовался художник Лука дела Робиа из Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной глины, смешанной с песком и мергелем.Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дают начало новой отрасли гончарного производства, а именно выделке фаянса.


Isidoro Ocampo Potter Preparing Clay.

Во Франции гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи в особенности покровительствовала развитию этого производства во Франции и старалась о придании изделиям его оригинальности стиля. Стремления её в этом направлении увенчались успехом. Бернар Палисси открывает собою новую эпоху гончарного производства во Франции.


Henrietta Mary Ward Palissy, the Potter. 1866 г.

Этот неутомимый труженик, несмотря на все неудачи в первое время своих опытов, достиг наконец до получения в изобретенной им обжигательной печи эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской. Выделанные им изделия имеют своей характерною чертою расписанные красками барельефы голубого, жёлтого, серого и фиолетового цветов. Специальностью его была посуда плоская, с изображением на ней растений, раковин, насекомых, рыб и проч. Не менее замечательными мастерами этого дела были Кустод, Яков де Санлис и др.


Thomas Frank Heaphy Bernard Palissy, the potter, taken by his townspeople for a coiner.

В Голландии и Германии гончарное производство ограничивалось выделкою архитектурных украшений; в этом отношении отличались произведения из Нюренберга в смешанном готически-итальянском стиле. Немецкие и фламандские гончарные изделия XVI и XVII века, известные под названием Gris, пользовались большою славою как произведения художественные.


Средневековая гравюра Гончар.


Автор неизвестен Pottenbakker.

Гончарное производство в Англии в средние века было очень мало развито, но в конце XIX века достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, вследствие религиозных преследований изгнанные из своего отечества, дают начало гончарному производству Англии. В начале XVIII столетия уже совершенствуется выделка изделий. Но главною эпохой должно считать время появления Веджвуда, который был тем же для Англии, кем Лука дела Робиа для Италии и де Палисси для Франции. Веджвуд в 1730 году изобрел способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал изделия каменные и фаянсовые. Изделия его выделывались по образцам форм древних.


William Henry Midwood The Potter. 1876 г.


J.C.Raelandsc Gerrit de Blanken in atelier. 1926 г.

У славянских народов гончарное производство тоже берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности.
В средние века, когда глиняная посуда была заменена оловянной, серебряной или золотой,
гончарное производство ограничивалось выделкою самого простого сорта её для беднейшего населения. К этому времени относится начало выделка изразцов — которые выделывались в особых формах с выпуклым изображением монограмм и гербов. В середине XIX столетия уже появились фабрики с весьма солидною производительностью.

Читайте также: