Кто может осуществлять руководство научно исследовательской работой студентов

Обновлено: 04.05.2024

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

  • овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
  • привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.

Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

  • Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
  • Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.

Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.

Основные направления НИДС:

  • выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
  • обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
  • интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
  • проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.

В университете реализуются разные формы НИДС.

НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

  • овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
  • привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.

Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

  • Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
  • Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.

Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.

Основные направления НИДС:

  • выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
  • обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
  • интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
  • проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.

В университете реализуются разные формы НИДС.

НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:


Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а т.к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что в последние годы научно-исследовательская работа студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, поэтому у значительной части студентов за время обучения не сформированы умения исследовательской деятельности. В то же время, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. В этой связи назрела необходимость разработки системы научно-исследовательской работы в вузе на основе обучения творческому подходу к практическому использованию полученных образовательных, научных и технических знаний.

Рассматриваемая проблема не является новой. Организации исследовательской деятельности студентов в вузе и ее методическому обеспечению посвящены работы Л. Ф. Авдеевой, Г. Н. Александровой, А. Н. Алексеевой, В. И. Бабурова, М. А. Байдан, В. И. Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И.Загвязинского, C. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Кузнецовой, И. Я. Макаровой, М. И. Махмутова, Г. А. Николаева, Е. С. Спициной, Г. М. Храмовой и др.

В рамках этого направления обсуждается и проблема формирования исследовательских умений (Д.Б. Богоявленская, Е.Г. Бушканец, Н.Е. Варламова, В.П. Кваша, О.И. Митрош, А.И. Цесник).

  1. процесс формирования качеств, навыков, умений научно- исследовательской деятельности у студентов от курса к курсу с уче­том особенностей вуза, факультета и специализации (с какой целью и что формируется);
  2. систему методов, форм и средств формирования данных качеств, на­выков, умений (как и через что формировать);
  3. систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС (кто формирует и у кого формируется, какого взаимодействия формирующего и форми­рующихся);
  • эффективность массового охвата студентов НИР;
  • эффективность воздействия НИРС на развитие творческих способ­ностей и овладение методами индивидуального и коллективного творчества;
  • эффективность качественного содержания и вклада студентов в науку;
  • эффективность воздействия субъекта на объект процесса формиро­вания качеств, навыков, умений НИР;
  • эффективность методов, форм и средств на процесс формирования субъекта творчества.
  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; мето­дики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование уме­ния ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор мето­дов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студен­та, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и ор­ганизации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельно­сти, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изу­чаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мыш­ления, умения действовать в стандартных и нестандартных си­туациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к позна­нию), развитие способностей (познавательных, коммуникатив­ных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяю­щейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирова­ния, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспита­ние профессионального призвания, профессиональной этики.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, научно-исследовательская работа, высшее профессиональное образование, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа студентов, привлечение студентов, процесс формирования качеств, работа, студент, учебное время.


Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а т.к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что в последние годы научно-исследовательская работа студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, поэтому у значительной части студентов за время обучения не сформированы умения исследовательской деятельности. В то же время, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. В этой связи назрела необходимость разработки системы научно-исследовательской работы в вузе на основе обучения творческому подходу к практическому использованию полученных образовательных, научных и технических знаний.

Рассматриваемая проблема не является новой. Организации исследовательской деятельности студентов в вузе и ее методическому обеспечению посвящены работы Л. Ф. Авдеевой, Г. Н. Александровой, А. Н. Алексеевой, В. И. Бабурова, М. А. Байдан, В. И. Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И.Загвязинского, C. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Кузнецовой, И. Я. Макаровой, М. И. Махмутова, Г. А. Николаева, Е. С. Спициной, Г. М. Храмовой и др.

В рамках этого направления обсуждается и проблема формирования исследовательских умений (Д.Б. Богоявленская, Е.Г. Бушканец, Н.Е. Варламова, В.П. Кваша, О.И. Митрош, А.И. Цесник).

  1. процесс формирования качеств, навыков, умений научно- исследовательской деятельности у студентов от курса к курсу с уче­том особенностей вуза, факультета и специализации (с какой целью и что формируется);
  2. систему методов, форм и средств формирования данных качеств, на­выков, умений (как и через что формировать);
  3. систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС (кто формирует и у кого формируется, какого взаимодействия формирующего и форми­рующихся);
  • эффективность массового охвата студентов НИР;
  • эффективность воздействия НИРС на развитие творческих способ­ностей и овладение методами индивидуального и коллективного творчества;
  • эффективность качественного содержания и вклада студентов в науку;
  • эффективность воздействия субъекта на объект процесса формиро­вания качеств, навыков, умений НИР;
  • эффективность методов, форм и средств на процесс формирования субъекта творчества.
  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; мето­дики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование уме­ния ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор мето­дов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студен­та, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и ор­ганизации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельно­сти, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изу­чаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мыш­ления, умения действовать в стандартных и нестандартных си­туациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к позна­нию), развитие способностей (познавательных, коммуникатив­ных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяю­щейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирова­ния, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспита­ние профессионального призвания, профессиональной этики.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, научно-исследовательская работа, высшее профессиональное образование, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа студентов, привлечение студентов, процесс формирования качеств, работа, студент, учебное время.

Читайте также: