Кто играет на фаготе профессия

Обновлено: 07.05.2024

Словарь Ожегова

ФАГОТ, а, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.

| прил. фаготный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Деревянный музыкальный духовой инструмент тенорово-басового диапазона с
коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. франц. духовое музыкальное орудие, состоящ. из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящ. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;

фаготчик, фаготный мастер.

Энциклопедический словарь

(итал. fagotto, букв. - узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

Большая Советская Энциклопедия

(итал. fagotto, буквально √ узел, связка), духовой инструмент. Имеет конический ствол в форме лат. U (как бы сложен пополам) с раструбом, состоящий из 4 частей. Звук извлекается при помощи двойной трости , надеваемой на S-oбразную металлическую трубку, которая соединяет её со стволом. В стволе 25√30 боковых отверстий (5√6 закрываются пальцами, остальные √ клапанами). Диапазон √ B1 √ d2, иногда f2. Создан в 20√30-е гг. 16 в. в Италии, в середине 18 в. введён в симфонисекий оркестр. Используется в симфоническом (2√3, иногда 4 Ф.), в духовом оркестрах, ансамбле и как сольный инструмент. Нотируется преимущественно в басовом и теноровом ключах. Из многих разновидностей практически распространён лишь контрафагот . Лит.: Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Чудаки М., Инструменты симфонического оркестра, 3 изд., М., 1972; Heckel W., Der Fagott, Lpz., 193

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(Fagotto или Bassone — итал., Basson — франц., Fagott — нем.) — духовой деревянный инструмент, басовой гобой, длинная трубка которого согнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф. (fagot по-франц. — связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Ф. изобретен в 1539 г. каноником Aфpaниo в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI стол. инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, Ф. получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Ф. имеет важное значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Партия Ф. пишется в басовом ключе для низких и средних звуков и в теноровом для высоких. Ноты звучат, как пишутся. Объем — от contra В до H в первой октаве. Лучшие регистры — низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника Ф. схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. В оркестре пишут две партии Ф. на одной системе. Ф. весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко применяется для небольшого соло. Квартфагот — увеличенный Ф. — имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писанной ноты. С введением контрафагота (см.), в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, квартфагот вышел из употребления.

Н. С.

Словарь музыкальных терминов

(ит. fagotto — буквально: узел, связка) — духовой де­ревянный музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью. Звук фагота сильный, несколько гнусавого тембра. Диапазон: b1 — d2 (е2). Разновидности фагота: контра­фагот (см.) и субконтрафагот, звучащий на октаву ниже контрафагота. Используется в симфоническом оркестре.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Музыкальный духовой инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы.

* ► Последние слова понравились Манилову, но в толк самого дела он все таки никак не вник и вместо ответа принялся насасывать свой чубук так сильно, что тот начал, наконец, хрипеть, как фагот. // Гоголь. Мертвые души //; [Чацкий.] Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки. // Грибоедов. Горе от ума //. *

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: ~197 фаг

ФАГ (от греч. phagos - пожиратель) - часть сложных слов, соответствующая по значению словам "поедающий", "поглощающий" (напр., бактериофаг).

фа́г, фа́ги, фа́га, фа́гов, фа́гу, фа́гам, фа́гом, фа́гами, фа́ге, фа́гах

сущ., кол-во синонимов: 2

ἐσθίω, φαγεῖν пожирать, поедать

антропофаг людоед

фагоцит клетка-пожиратель, клетка-убийца

филлофаг животное, питающееся в основном листьями

- а, м. ( фага

Пойти на фагу. Жарг. арм., курс. Покурить. Кор., 218, 229. Фага - курево.

Принять фагу. Жарг. арм., курс. То же, что пойти на фагу. Кор., 218, 229.

сущ., кол-во синонимов: 1

фагаль

Трудолюбивый, много работающий; находящийся в постоянном движении.

фагана

сущ., кол-во синонимов: 1

ФАГАНА (греч. phagaina, от phago - ем). Нестерпимый голод.

фагара

сущ., кол-во синонимов: 2

фагарин

сущ., кол-во синонимов: 1

фаггот

сущ., кол-во синонимов: 1

фагготрия

сущ., кол-во синонимов: 1

фагедана

сущ., кол-во синонимов: 1

ФАГЕДАНА (греч. phagedaina, от phago - ем) злокачественный разъедающий нарыв.

фагеданская вода

ФАГЕДАНСКАЯ ВОДА (лат. aqua fagedanica). раствор хлористой ртути в известковой воде, употребляется для лечения фагеданы.

фагеденизм

сущ., кол-во синонимов: 1

ФАГЕДЕНИЗМ (лат. phagedaenismus). В медицине: разъедание.

- Язвенно-некротический процесс, развивающийся в тканях, окружающих первичный очаг при сифилисе или мягком шанкре.

фагеденический

прил., кол-во синонимов: 2

ФАГЕДЕНИЧЕСКИЙ (от лат.). Разъедающий, едкий.

фаги

Вирусы, вызывающие разрушение микроорганизмов.

ФА́ГИ -ов; мн. (ед. фаг, -а; м.). [от греч. phagos - пожиратель]. Спец. Вирусы, вызывающие разрушение микроорганизмов.

◁ Фа́говый, -ая, -ое. Ф-ая терапия.

ФАГИ - ФА́ГИ, то же, что бактериофаги (см. БАКТЕРИОФАГИ).

-ов, м. (ед. фаг, -а, м.). биол.

Вирусы, вызывающие разрушение микроорганизмов.

[От греч. φάγος - пожирающий]

фа́ги, -ов, ед. ч. фаг, -а

фа́ги, -ов; ед. фаг, -а

((гр. phagos пожирающий) вирусы, поражающие бактерии (бактериофаги) или актиномицеты (актинофаги).

фагиль

Работающий, делающий, занимающийся чем-либо; старательный, работящий. Диалектальный вариант: Фаиль.

фагиля

Работающая; работящая, любящая работу. Фонетический вариант: Фаиля.

фагим

Сообразительный, понятливый, смышленый, разумный; хваткий, расторопный. Диалектальный вариант: Фаим. Антрополексема.

фагима

Умная, способная, сообразительная, находчивая. Диалектальный вариант: Фаима.

фагимджан

Сообразительный, понятливый, смышленый, разумный человек.

фагиметдин

Сообразительный, понятливый, смышленый, разумный слуга религии.

фагин

сущ., кол-во синонимов: 1

ФАГИН (ново-лат., от лат. fagus - бук). Горькое, экстрактивное вещество буковых орехов.

фагми

Умный, способный, смышленый.

фагмия

Умная, способная; понимание.

фагмулла

Сообразительный, понятливый, смышленый, разумный слуга Аллаха.

фаго..

Начальная часть сложных слов, вносящая значения

1) имеющий отношение к поеданию, пожиранию чего-либо (фагоци́ты)

2) имеющий отношение к бактериофагу, связанный с ним (фагодиагно́стика, фагопрофила́ктика).

фаго. (греч. пожирающий) - первая часть сложных слов, пишется слитно

фаговар

сущ., кол-во синонимов: 1

фаговариант

сущ., кол-во синонимов: 1

фаговый

фагодиагностика

сущ., кол-во синонимов: 1

- Диагностика инфекционных болезней, основанная на применении стандартных препаратов бактериофагов для идентификации видовой принадлежности бактерий, выделенных из организма больного.

фаголизат

- Продукт лизиса жидкой бактериальной культуры бактериофагом, представляющий собой смесь компонентов бактериальных клеток и питательной среды, содержащую частицы бактериофага.

фаголизосома

сущ., кол-во синонимов: 1

фагомания

сущ., кол-во синонимов: 2

фагоносительство

сущ., кол-во синонимов: 1

фагопрофилактика

Использование препаратов бактериофага для предупреждения некоторых заболеваний.

ФАГОПРОФИЛА́КТИКА -и; ж. [от греч. phagos - пожиратель и сл. профилактика] Использование препаратов бактериофага для предупреждения некоторых инфекционных заболеваний.

фагопрофила́ктика - использование препаратов бактериофага для предупреждения некоторых инфекционных заболеваний.

ФАГОПРОФИЛАКТИКА - ФАГОПРОФИЛА́КТИКА, использование препаратов бактериофага для предупреждения некоторых инфекционных заболеваний.

ФАГОПРОФИЛАКТИКА - использование препаратов бактериофага для предупреждения некоторых инфекционных заболеваний.

сущ., кол-во синонимов: 1

(см. фаги + профилактика) применение бактериофага для предупреждения возникновения инфекционного заболевания при угрозе заражения им.

- Использование препаратов бактериофага для предупреждения некоторых инфекционных заболеваний.

фагопрофилактический

1. соотн. с сущ. фагопрофилактика, связанный с ними

2. Свойственный фагопрофилактике, характерный для неё.

фагорезистентность

- Устойчивость бактериальной клетки к бактериофагу, обусловленная либо изменениями клеточных рецепторов, исключающими его адсорбцию на клетке, либо нарушением внутриклеточных фаз размножения бактериофага.

фагос

Отказ, сопровождаемый показом кукиша.

ФАГОС figue. В знач. межд. жарг. Отказ, сопровождающийся показом кукиша или непристойного жеста. Квеселевич 2003.

фагосома

сущ., кол-во синонимов: 1

- Вакуоль, образующаяся в процессе фагоцитоза, внутри которой находятся субстраты, подлежащие перевариванию.

фагот

Духовой деревянный музыкальный инструмент тенорово-басового диапазона с коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.

ФАГО́Т, -а, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.

| прил. фаготный, -ая, -ое.

ФАГОТ - муж., франц. духовое музыкальное орудие, состоящее из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящийся. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;

| фаготчик, фаготный мастер.

Басово-теноровый деревянный духовой музыкальный инструмент с возбуждением звука посредством двойного тростникового язычка - "трости", сходный в этом отношении с гобоем.

В толк самого дела он [Манилов] все-таки никак не вник и вместо ответа принялся насасыть свой чубук так сильно, что тот начал наконец хрипеть, как фагот (Гоголь).

фаго́тик, фаготи́ст (незаменимый фаготист), фаго́тчик (мастерская фаготчика), фаго́тистый (фаготистый тембр), фаго́тный (фаготное вступление), фаго́товый (фаготовый мундштук), контрафаго́т

От немецкого Fagott ‘фагот’ (← ит. fagotto ‘пучок’, ‘сверток’, ‘фагот’ ← лат. fagus ‘бук’). В русском языке - с XVIII в. В словарях - с 1806 г.

Фагот создан в начале XVI в. в Италии. Представляет собой длинную узкую коническую трубку, постепенно расширяющуюся от мундштука по ходу воздуха. Для удобства пользования трубка фагота дважды переломлена крутыми изгибами, при этом два ее прямых участка (колена) лежат параллельно друг другу; отсюда происхождение названия в итальянском языке (fagotto ‘пучок’). Трубка по всей длине снабжена 25-30 боковыми отверстиями, служащими для получения тонов разной высоты: 5-6 отверстий прикрываются непосредственно пальцами, остальные - сложным клавишным механизмом. Корпус фагота изготовляется из клена и полируется; нижний изогнутый участок трубки - из металла, отъемный (для возможности чистки); механизм - из нейзильбера. Тембр звуков низкого регистра - густой и грубый; среднего регистра - мертвенный; в верхнем регистре - более бледный и сдавленный. Всему диапазону присуща характерная для фагота гнусавость.

С середины XVIII в. фагот используется в симфоническом (2-3, иногда 4 фагота), оперном, духовом (военном среднего и большого состава) оркестрах. Редко используется для сольного исполнения и в камерных ансамблях.

ФАГО́Т, -а, м

Деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой длинную трубку, сложенную в несколько раз, слегка расширяющуюся книзу, корпус инструмента имеет около 30 боковых отверстий, из которых 5-6 закрываются пальцами, остальные клапанами, низкий по звучанию; изобретенный в XVI в.

… Против нашей квартиры в военной казарме солдаты-музыканты разучивали к встрече генерал-губернатора свои марши, и при этом флейта играла из одной пьесы, тромбон из другой, фагот из третьей, и получался невообразимый хаос (Ч.).

ФАГО́Т -а; м. [итал. fagotto] Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.

◁ Фаго́тный, -ая, -ое. Ф. клапан. Ф. металлический язычок. Ф-ые звуки. Фаготи́ст (см.).

фаго́т (итал. fagotto, буквально - узел, связка), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Появился в 1-й половине XVI в. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот.

ФАГОТ - ФАГО́Т (итал. fagotto, букв. - узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

ФАГОТ (итал. fagotto - букв. - узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра с коническим каналом и двойной тростью.

Левин С. Фагот. М., 1963

ФАГО́Т (от ит. fagotto, букв. - узел, связка) - деревянный духовой инструмент с двойной тростью (язычком). Состоит из ствола (длинная трубка в форме склеенной буквы U), на к-ром расположена система клапанов, небольшого раструба и эса - металлич. трубочки в форме буквы S, соединяющей трость с корпусом инструмента. Изготавливается из дерева, а совр. инструменты иногда из пластмассы. Тембр Ф. певучий, сочный, напоминающий человеческий голос. Самые нижние ноты - хрипловаты, самые верхние - сдавленно напряженные (ср. А. С. Грибоедов: "Хрипун, удавленник фагот"). Очень эффектно на Ф. звучит стаккато - отчетливо и остро. Техника Ф. свободна и разнообразна.

Ф. появился в 16 в. Его предки - ср.-век. крумхорны и бомбарды. Постоянно используется в симфонич. оркестре с кон. 17 в. Ф. часто звучит в камерных, духовых, эстрадных оркестрах, в различных ансамблях, а также используется как сольный инструмент.

Разновидность Ф. - контрафагот, звучащий на октаву ниже. Он встречается в симфонич. партитурах со времен И. Гайдна, но особенно часто использовался в кон. 19 в. в связи с общей тенденцией позднего романтизма - использовать сильный и низкий гармонический бас.

ФАГОТ (итальянское fagotto, буквально - узел, связка), духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый) басо-тенорового звучания. Появился в 1-й половине 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот, а, м.

Музыкальный духовой инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы.

► Последние слова понравились Манилову, но в толк самого дела он все таки никак не вник и вместо ответа принялся насасывать свой чубук так сильно, что тот начал, наконец, хрипеть, как фагот. // Гоголь. Мертвые души //; [Чацкий.] Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки. // Грибоедов. Горе от ума //.

фаго́т, фаго́ты, фаго́та, фаго́тов, фаго́ту, фаго́там, фаго́том, фаго́тами, фаго́те, фаго́тах

сущ., кол-во синонимов: 5

(например у Чехова). Через нем. Fagott или непосредственно из ит. fagotto от лат. fāgus "бук".

Хрипун, удавленник, фагот.

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки.

У нас война. Красавцы молодые,

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк)

Сломали львы походы боевые?

Таким образом, Грибоедов пользуется армейским, военно-жаргонным осмыслением слова хрипун.

И слово удавленник употреблено Грибоедовым тоже в жаргонно-офицерском смысле.

У Геймана на лекции фагот, - высокий, плечистый генерал в военном мундире, входивший всегда с шумом, в сопровождении своих драбантов, - встретил моего прежняго нахлебника, Жемчужникова, в странном для него костюме: студенческий незастегнутый мундир, какие-то уже вовсе немундирные панталоны и с круглою шляпою в руках.

- "Это что значит?" - произнес фагот самым резким и пронзительным голосом, нарушившим тишину аудитории и внимание слушателей, прикованное к химическому опыту Геймана. - "Таких надо удалять из университета", - продолжал таким же голосом фагот.

Жемчужников встал, сделал шаг вперед и, поднимая свою круглую шляпу, как бы с целью надеть ее себе тотчас на голову, прехладнокровно сказал: - "Да я не дорожу вашим университетом", - поклонился и вышел вон.

Следовательно, жаргонное словоупотребление в языке художественной литературы социально-исторически обусловлено, и в то же время оно нередко связано с общенародным словарным фондом языка.

(Виноградов. О трудах И. В. Сталина по вопросам языкознания. М., 1951, с. 65-67).

Парки бабье лепетанье.

Жизни мышья беготня.

Гулять? Но голы все места,

Как лысое Сатурна темя,

Иль крепостная нищета.

Равняйтеся, вытягивайте ноги

И по три в ряд в октаву заезжай.

Держись вольней и только не плошай.

В исключенных строфах были отражения и военного арго:

У нас война. Красавцы молодые!

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),

Сломали ль вы походы боевые.

Вспоминается характеристика Скалозуба, данная Чацким в образах офицерского арго:

Хрипун, удавленник, фагот.

Видали ль в Персии Ширванский полк?

Уж люди! Мелочь, старички кривые,

А в деле всяк из них, что в стаде волк,

Все с ревом так и лезут в бой кровавой.

(Виноградов. Язык Пушкина, с. 427; см. также: Виноградов. Очерки, с. 224).

Хрипун, удавленник, фагот.

У нас война. Красавцы молодые!

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),

Сломали ль вы походы боевые?

Видали ль в Персии Ширванский полк?

Уж люди! Мелочь, старички кривые,

А в деле всяк из них, что в стаде волк.

ФАГОТ (ит. Fagotto). Музыкальный духовой инструмент, с мягким, полным, басовым тоном.

- Прозвище булгаковского Коровьева.

- В числе его прототипов называют Сансона Карраско, насмехавшегося над предсказанием собственной смерти, и рыцаря Фалькенштейна, не верившего в демонов.

- Итальянский духовой музыкальный инструмент.

фаготерапия

ФАГОТЕРАПИ́Я [тэ] и [те], -и; ж. [от греч. phagos - пожиратель и therapeia - лечение] Мед. Лечение некоторых инфекционных заболеваний препаратами бактериофага.

фаготерапи́я - лечение инфекционных заболеваний препаратами бактериофага (стафилококкового, сальмонеллёзного и др.).

ФАГОТЕРАПИЯ - ФАГОТЕРАПИ́Я, лечение инфекционных заболеваний препаратами бактериофага (стафилококкового, сальмонеллезного и др.).

ФАГОТЕРАПИЯ - лечение инфекционных заболеваний препаратами бактериофага (стафилококкового, сальмонеллезного и др.).

В этой статье мы рассмотрим значение слова фагот. Это музыкальный инструмент, история которого входит в глубь веков. Он представляет собой инструмент максимально низкого звучания деревянной группы. Фагот – инструмент достаточно интересный. В его регистры могут входить теноровые, басовые и альтовые звуки. Подобно гобою, он имеет двойную трость. Данная деталь надета на изогнутую металлическую трубку. Это крайне отличает фагот от многих других музыкальных инструментов данной группы. Но давайте обо всем подробнее.

Особенности конструкции фагота

фагот это

Фагот имеет интересную особенность. Его корпус, как бы сложен вдвое. Этим отличается он от гобоя. Если бы его корпус не был сложен вдвое, то сам инструмент был бы слишком длинным. Фагот – музыкальный инструмент, который разбирается по частям. Это необходимо для удобства переноски.

Из истории фагота

Фагот – музыкальный инструмент, который ведет свою родословную с шестнадцатого века. Материалом для изготовления данного инструмента изначально служил клен. Эта особенность сохранилась до сих пор. В нижнем регистре фагот звучит более совершенно. В то время как в верхнем он имеет некоторую гнусавость, сдавленность. Это является его отличительной тембровой особенностью.

фагот музыкальный инструмент

Необычный звук фагота

Нюансы строения фагота

На корпусе фагота имеется около тридцати отверстий. При этом только малая их часть прикрывается пальцами. Главным образом же, используется система клапанов. Этот музыкальный инструмент используют в духовом и в симфоническом оркестрах. Тем не менее на нем вполне можно играть сольные номера и использовать в ансамблях.

Использование в оркестре

фагот инструмент

Начиная со второй половины этого века фагот – инструмент, которому поручают большие сольные эпизоды в оркестровых партиях. Это в условиях того, что изначально данный инструмент всего-навсего дублировал линию басов в оркестре. Поскольку по технике игры фагот схож с гобоем, то он обладает, разумеется, и некоторым различием. Фагот – музыкальный инструмент, в процессе игры на котором, дыхание расходуется менее экономно. Это происходит из-за того, что здесь длинный столб воздуха. В результате вы легко можете заметить скачки. При этом смена регистров практически незаметна, а штрих стаккато получается достаточно острым. Если мы рассмотрим современную музыку, то обнаружим использование фагота в интонациях меньше, чем полутон. Обычно это четверть или треть тона. Как правило, ноты для данного инструмента пишутся в басовом и теноровом ключах. Хотя надо сказать, что изредка используются и скрипичный.

Кроме того, во многих оркестрах, случается, используется контрафагот – это вариант инструмента, который звучит на октаву ниже. Кроме того, с ним отлично сочетается кларнет. Фагот – достаточно классический инструмент для использования в оркестрах.

фагот музыкальный

Фагот в музыке

кларнет фагот

Где-то с восемнадцатого столетия улучшенный по своему строению фагот стали особенно часто использовать в составе оперных оркестров. Глинка использовал данный музыкальный инструмент в своей знаменитой опере "Руслан и Людмила". Он сделал это из-за того, что звучание отрывистых нот фагота было очень задорным и юмористическим. Он сумел очень чувственно показать при помощи этого инструмента трусливый характер Фарлафа. Два перекликающихся фагота сыграли очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. Кроме того, фагот мог, на удивление, звучать очень трагически. Таким образом, у Чайковского в достаточно знаменитой Шестой симфонии играет очень скорбное, тяжелое соло, которое исполняет фагот. Его звучание сопровождается контрабасом.

А вот во многих симфониях Шостаковича фагот звучит двояко. Он приобретает то драматичность и динамичность, то звучит совершенно грустно. Фагот – это инструмент, который звучал у зарубежных авторов. Бах, Гайдн, Мютель, Граун, Граупнер – все эти композиторы неоднократно писали концерты для данного инструмента. В них полностью мог раскрыться весь потенциал, который заложен в фагот. Концерт Моцарта (си-мажор) стал одним из самых часто играемых произведений.

Фагот в композициях Вивальди

Одними из самых важных составляющих истории данного инструмента, являются тридцать девять концертов, которые написал Антонио Вивальди. В этих концертах Вивальди создал для инструмента сольные партии, которые удивляют своими быстрыми скачками и переходами из одного регистра в другой. Здесь присутствуют длинные эпизоды и виртуозные пассажи. Неудивительно, что такие приемы вошли в достаточно широкое употребление только со временем. Только в процессе эволюции технологической составляющей инструмента его стало возможно использовать столь обширно и виртуозно.

фагот отзывы

Можно ли научиться играть на фаготе?

Задаваясь этим вопросом, вы должны понимать, что нет ничего невыполнимого. Человек способен крайне на многое, и люди зачастую ограничены самооценкой и своим собственным мнением о себе. Так насколько же трудно научиться играть на таком музыкальном инструменте как фагот? Самое трудное в данном процессе – это встать с дивана и купить инструмент, поскольку, как было упомянуто выше, фагот – это оркестровый инструмент, исходя из этого, мы понимаем, что он не настолько универсален, как, например, фортепиано или же гитара. Тем не менее, этот инструмент имеет множество знаменитых сонат и симфоний от огромного количества авторов. Вам нужно обязательно найти себе преподавателя, который мог бы стать вашим путеводителем на протяжении всего вашего непосредственного обучения. Это может быть какой-то человек из музыкальной школы или же какой-то частный преподаватель. Говоря серьезным языком, фагот не является самым легким для обучения инструментом, и поэтому многие сразу бросают это дело, едва попробовав. Однако если вы зададитесь вопросом о том, что же в нашей жизни дается легко, то поймете, что обучение и старание в избранном пути позволят вам в очень скором времени вкусить сладкие плоды результатов.

значение слова фагот

Нюансы игры на фаготе

Обычный фагот – это инструмент, который имеет три с небольшим октавы. И хоть количество нот достаточно мало, но все же музыканты умудряются извлекать необходимые для них звучания. Хоть это и может быть опасно для инструмента во время концерта, само звучание, которое получают из данных октав, глухое и, в некоторой степени, не всегда приятное. Сам тембр звучания фагота непосредственно напрямую зависит от того, в каком регистре вы воспроизводите звук. В тот момент, когда появился такой духовой любопытный музыкальный инструмент, как фагот, классическая музыка сразу же приобрела больше экспрессивности, и стала несколько более богатой обертонами. Сам тембр фагота весьма насыщен обертонами. Именно таков в своём звучании необычный фагот.

Отзывы слушателей восемнадцатого и девятнадцатого веков в отношении этого музыкального инструмента были весьма благосклонны. Немало было истинных ценителей, которые восторгались его звучанием. И хоть фагот – это инструмент без изобретателя, поскольку имя подлинного автора данной конструкции остается неизвестным, но тем не менее инструмент был оценен в полную силу многими композиторами. Звучание фагота весьма узнаваемо, и вы сможете легко вычленить его из оркестровой партии. К сведению, в общих чертах техника исполнения музыкальных произведений на фаготе напоминает технику исполнения на гобое. Частотный диапазон фагота – от 58 Гц до 698 Гц, а спектр – до семи кГц. Его звук направлен вверх, назад и вперед.

Что ж, вот вы и узнали о таком замечательном инструменте, как фагот. Желаем вам успехов на музыкальном поприще. А в том случае, если вам по душе такой класс инструментов, как духовые, то присмотритесь и к фаготу, но не ограничивайте себя рамками. Экспериментируйте!

Станислав Катенин

Станислав Катенин

О фаготе, его истории и возможностях, а также о карьерных перспективах, открывающихся перед современными фаготистами, мы беседуем с лауреатом международных конкурсов, солистом и концертмейстером группы фаготов Национального Филармонического Оркестра России под управлением Владимира Спивакова, педагогом класса фагота МССМШ им. Гнесиных Станиславом Катениным.

— Станислав Александрович, заниматься музыкой Вы начали по собственному желанию или же такова была воля родителей?

— Мои первые занятия музыкой начались, когда мне было всего 5 лет. Это никак не могло быть моим желанием, так как в те годы я о таких вопросах еще не задумывался.

Мои родители – профессиональные музыканты. Мама – дирижер-хоровик, отец окончил музыкальное училище по классу баяна, впоследствии работал в качестве атташе по культуре в посольстве в Берлине. Соответственно, родители приняли решение – и я начал посещать уроки в музыкальной школе.

— Заниматься Вам нравилось?

— Первое время я учился игре на рояле. И эти уроки мне совсем не нравились. Все изменилось, когда я перешел на отделение духовых инструментов. Тут и проснулось желание учиться. Педагоги сами предложили мне стать фаготистом, так как я был довольно рослым ребенком и по физическим показаниям прекрасно подходил для игры на этом инструменте.

— На Ваш взгляд, если ребенок начинает ходить в музыкальную школу по настоянию родителей и родственников, а не по своему собственному, можно ли ждать положительных результатов от таких занятий?

— Безусловно! Ребенок в раннем возрасте еще не в состоянии осознать, что ему нужно, какую дорогу выбрать, поэтому раскрыть в нем таланты должны именно родители, они также должны помочь своему чаду реализовать их, неважно, в какой области они находятся.

Я не раз сталкивался с подобными ситуациями: в раннем детстве дети не хотели заниматься чем-либо, родители настояли. В итоге, повзрослев и добившись, пусть даже и не очень громких, успехов, эти ребята благодарили своих пап и мам за настойчивость и упорство.

— Фагот – инструмент довольно древний. Появился он в первой половине XVI века. Сначала выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Соответственно, сольный репертуар для фагота не сочиняли…

— С момента своего возникновения и до наших дней фагот претерпевал определенные изменения, усовершенствовался. Тот инструмент, на котором играют современные музыканты – это фагот, созданный по немецкой системе, появившейся в XIX веке. До этого времени он действительно был вспомогательным инструментом, но, с появлением новой конструкции, стал полноправным сольным инструментом.

Что касается репертуара, то, например, Моцарт написал концерт для фагота в 1774 году, то есть, задолго до появления немецкой системы. Вивальди, живший на рубеже XVII – XVIII веков, сочинил 42 концерта для фагота с оркестром. Значит, этот инструмент имел важное значение уже тогда.

— Насколько любим этот инструмент композиторами в наши дни?

— Современные сочинители пишут для фагота, правда, не в том объеме, в котором хотелось бы. Тем не менее, репертуар есть. Я ежегодно читаю лекции для композиторов в Московской консерватории, и каждый раз рекомендую им: пишите произведения для этого инструмента. Но, они не решаются, так как не очень хорошо его знают.

— Фагот не столь популярен в России?

— Да, у нас очень мало музыкантов-фаготистов. Например, в Европе немало людей занимаются игрой на инструменте просто в качестве хобби, так же, как у нас играют на фортепиано или на скрипке для собственного удовольствия, а не карьеры ради.

— Дети идут учиться в класс фагота?

— Идут, но это – единицы. В Москве существуют две ведущие музыкальные школы: Гнесинка и ЦМШ. Но даже в них вы не найдете большого числа юных фаготистов. Что касается обычных детских музыкальных школ, то там работа по этому направлению почти не ведется.

— Для успешной игры на этом инструменте нужна физическая сила?

— Не совсем так. Дело в том, что длина фагота – 1,5 – 1,6 метра. Соответственно, в определенном возрасте инструмент гораздо выше ребенка. Кроме того, конструкция фагота такова, что необходимо иметь довольно длинные пальцы, чтобы музыкант мог достать все клапаны.

Вообще, педагоги приемных комиссий музыкальных школ обращают серьезное внимание на физические данные ребенка, рекомендуя ему то или иное отделение. Родителям стоит прислушиваться к советам специалистов, даже если эти пожелания не совсем совпадают с мнением родственников.

— Каков оптимальный возраст для начала занятий?

Единственное пожелание – все-таки лучше начинать занятия после того, как пройдет смена молочных передних зубов. А к 10 – 11 годам можно уже переходить на полноценный инструмент…

— Некоторые фаготисты нашли себя в джазе. Вы не пробовали играть в этом стиле?

— Честно говоря, мне всегда хотелось, но пока не удавалось. Я очень уважаю джазовых музыкантов, потому что они показывают фантастическое владение инструментом. Чтобы играть джаз, нужны определенные навыки исполнения, необходимо уметь делать импровизацию, например.

— Это зависит от того, где будущий исполнитель хочет делать карьеру: у нас или на Западе. В России музыкант будет более успешным, если получит место в оркестре или ансамбле. Как мы уже говорили, фагот – не самый популярный и востребованный инструмент у нас. Западный зритель с этим инструментом знаком гораздо лучше…

Кстати, мало кто себе представляет, насколько российские оркестры именно сейчас нуждаются в фаготистах! Этих музыкантов катастрофически не хватает! Выводы делайте сами…

— У Вас очень богатый опыт работы в известных коллективах: оркестр Большого Театра, Большой Симфонический Оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, Национальный Филармонический Оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Вы считаете, Вам повезло в жизни?

– Думаю, да. Я работал с очень разными дирижерами, у меня есть огромный опыт, как положительный, так и отрицательный. Но в целом, конечно, судьба ко мне благосклонна: я столько всего уже успел, сыграл, повидал! Я считаю, любой музыкант должен искать для себя оптимальный коллектив и условия для самовыражения.

— Если бы Вас попросили описать фагот, используя всего три слова, то какое определение Вы бы дали?

— Красивый, благородный и…важный!

***

Окончил МССМШ им. Гнесиных, Российскую Академию Музыки имени Гнесиных (1994), в 1997 году окончил ассистентуру-стажировку в Академии по классу фагота профессора Ю. С. Рудомёткина.

Лауреат первой премии на Всероссийском и Всесоюзном конкурсах (1991).

Солист оркестра Большого Театра России (1993-2007), солист Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского п/у Владимира Федосеева (2001-2004), солист, концертмейстер группы фаготов Национального Филармонического Оркестра России п/у Владимира Спивакова (с 2007 года по настоящее время).

В 2004 году на сцене Большого Театра России выступил с сольным концертом в сопровождении Оркестра Большого Театра России.

Представитель немецкой фирмы Bernd Moosmann в России, совместно и при поддержке Bernd Moosmann, записал два сольных компакт-диска (2004-2005).

Валерий Попов отмечает 80-летний юбилей

9 сентября 2017 советский и российский фаготист, педагог, народный артист РСФСР (1986). Профессор Московской консерватории. Кандидат искусствоведения Валерий Сергеевич Попов отмечает 80-летний юбилей.

— Какова ситуация сегодня в фаготном деле в России, в мире?

— Я играю в духовом оркестре с 1953, в симфоническом — с 1959. И уже почти полвека на первых ролях в оркестрах далеко не среднего уровня, в том числе 26 лет в Госоркестре. Поэтому фаготное дело я вижу именно в рамках оркестрового бытия. В общем-то, с фаготистами дело обстоит неважно, и почти так же — с валторнистами, гобоистами, тубистами…

Я с 11 лет занимался на трубе.

Добавьте еще и общее отношение к оркестровому музыканту. Духовиков считают музыкантами второго сорта, и начинается это уже с приема. Наиболее талантливых детей отбирают на фортепиано, тех, что послабее — на скрипку и так далее, а самых слабых — в духовики. А на духовом — свой отбор: сначала флейты, потом кларнеты. До нас, фаготов, доходят те, кто вообще не слышит, и я должен им развивать аппарат!

— У Вас есть список сочинений, написанных для вас?

— Нет. Но думаю, что их около 20.

— В свое время Ростропович совершил прорыв в виолончельным искусстве, в альтовом — рубежом стал приход Башмета. А как развивается фагот?

— Аналогично. Лучше овладеешь инструментом, раздвигаешь его регистр. Растут технические возможности, и те приемы, которые считались когда-то новыми и трудноисполнимыми, сейчас — обычное дело. Но главное по-прежнему — качество звука.

— Есть ли смысл в совершенствовании инструмента? Известно, что есть настоящие фанатики этого процесса.

Я думаю, что сейчас классический репертуар устоялся — об этом говорит и С. Губайдулина.

— Какой инструмент предпочтительнее для оркестра? Французский или немецкий?

— Много ли в мире конкурсов фаготистов? Как Вы их классифицируете?

— М. Швыдкой первым обмолвился на всю страну: дескать, как можно учить на фаготе, если он стоит 10.000$. И еще: надо выучить 80 фаготистов, чтобы найти одного достойного. Какова сейчас ситуация с обучением? Есть ли какие-то школы в стране, оазисы, где детей собирают и учат?

— Интересно, сколько тысяч пианистов надо выучить, чтобы получить одного Рихтера? И рояль не дешевле фагота… С обучением игре на фаготе плохо не по цене, а по сути. Где мы добиваемся колоссального успеха? Там, где есть ранняя специализация. В 5–6 лет ребенку доступны рояль, скрипка, флейта, кларнет. А для фагота нужно определенное физическое и физиологическое развитие. Мы ведь играем не просто руками, но всем, что есть в организме. Я играю собой. И вот приходит 18летний парень, который прежде пытался учиться играть на другом инструменте, но не получилось, потому что ему слон на ухо наступил… Но фагот — философ, личность, он трагичен и страшен, шутлив и весел, он изображает жизнь не менее сложно, чем рояль. На нем может играть только музыкально одаренный человек. Я сейчас набрал 8–10 летних ребят, тот возраст, когда можно еще что-то сделать. А когда человек начинает в 15–17 лет — это очень тяжело. Ко мне приходят невостребованные пианисты, у них изумительно бегают пальцы, но нет желания петь. У бывших вокалистов другое: замечательно звучит инструмент, но пальцы…

— А что в духовом исполнительстве можно назвать школой? И есть ли она в России?

— А я боюсь сказать, что имею свою школу. Мы вспоминаем про школу, когда человек плохо играет. А когда выходил Гилельс, нас это не интересовало. Наше исполнительство зиждется на русской музыке. У нас другая манера исполнения. Говорят, что мы не умеем играть в ансамбле. Р. Баршай доказал обратное. И за то, чего он добился, — низкий ему поклон. Он для нас открыл этот жанр. И качество его оркестра было признано во всем мире.

— Ваша судьба как фаготиста идеальна. Сольное, ансамблевое и оркестровое исполнительство, мастер/классы, теоретические изыскания, педагогика. Огромный комплекс!

— Вот этот комплекс меня и удовлетворяет. Когда кто-то говорит, что хочет только концертировать на духовом инструменте, мне его жаль. А когда меня спрашивают, не надоел ли мне оркестр, я отвечаю: если уйду из оркестра, то остального мне будет мало. У меня десятки записей на радио: и сольные, и в ансамбле; в оркестре во второй половине ХХ в. я играл со всеми выдающимися отечественными и многими зарубежными дирижерами. 30 лет мы составляли дуэт с А. Бахчиевым. Можно сказать, что я концертирующий солист. Но я бы предпочел сказать, что концертировать — это хобби, которое позволяет мне поддерживать оркестровую форму. И те соло, которые попадаются в оркестре, ничуть не уступают сольным сочинениям. Но если работать только в оркестре, наступает момент рутины, и человек начинает киснуть. Бывает, за сезон трудное соло попадается один раз. Держать себя в форме ради одного соло — невероятно тяжело. А так называемый драйв тренируется только на публике! Ежедневные занятия — это самое трудное. Я сам ищу себе нагрузку. Занимаюсь, не насилуя себя, часа по два в день.

В 1959–62 — артист Оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В 1962–88 — солист Государственного симфонического оркестра СССР, с 1991 — Государственной симфонической капеллы России п/у В. Полянского.

С 1971 преподает в Московской консерватории, с 1992 — профессор, с 1995 — зав. кафедрой духовых и ударных инструментов (с 2007 — кафедрой деревянных духовых и ударных инструментов. С 1988 работает в Музыкальном училище (колледже) при Московской консерватории. Народный артист РСФСР (1986).

Почетный профессор Центральной Пекинской консерватории. Среди учеников (около 50) — солисты ведущих оркестров России, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов.

Член IDRS (Международной ассоциации фаготистов и гобоистов). Проводил мастер-классы в Японии, Франции, Турции, Южной Корее, КНР, КНДР. Член жюри международных конкурсов в Тулоне, Маркнойкирхене, Мюнхене, Токио, Батон-Руже (США), Роттердаме, Праге, Астане, Львове, Казани, Волгограде, Санкт-Петербурге, Тамбове. Автор статей и методических работ по проблемам истории, теории и практики фаготного искусства. Имеет большое количество записей на радио и CD.

Читайте также: