Прыгает с парашютом кто профессия

Обновлено: 19.05.2024

На чемпионате России 2011 года мы выиграли золото среди команд-четверок и восьмерок. И в 2012 году на всех международных соревнованиях по парашютному спорту только наша команда имеет право представлять страну. Когда мы впервые выиграли золото России в 2001 году, эмоции переполняли, сейчас реагирую на победы спокойнее. Буду гордиться, если возьмем золото мира в 2012-м.

Без команды прыгать невозможно, а у профессиональных спортсменов денег нет. Поэтому свою команду я финансирую сам. Расходы — около миллиона долларов в год.

Парашютное дело отнимает у меня много времени — как и работа. Но мое хобби и моя профессия не пересекаются. Все, кто прыгает со мной, зарабатывают на жизнь парашютным спортом. Они профессионалы со стажем 20 лет.

Партнеры по бизнесу реагируют на мое увлечение не очень позитивно — в спорте все же высокие риски. Хотя я считаю, что серьезный альпинизм или мотокросс опаснее.

Домашние же относятся нормально, сын даже прыгал со мной тандемом. Кстати, я сделал около 300 прыжков в качестве тандем-мастера, пристегивая к себе разных людей, которые никогда не видели парашюта. Прыгал с депутатами, кинорежиссерами, министрами, послами натовских государств. В последнем случае мне, кстати, звонили с просьбой быть особо осторожным. Отвечал: не волнуйтесь, ведь я не рисковый человек.

Безопасность у нас доведена до максимума. Люди погибают в основном по неосмотрительности, когда не выполняют установки. За адреналином мы не гоняемся. Мы в команде проводили исследования: ставили себе датчики, и во время подготовок, набора высоты и прыжка ни пульс, ни давление не менялись, будто мы сидели на стуле. Только в момент выполнения фигур дышишь, как на забеге на 500 м, очень высокая физическая нагрузка. Не очень понимаю тех, кто щекочет себе нервы.

Второй рекорд был в Таиланде в 2006 году — мы выполняли сложную фигуру — платформу в свободном падении из 400 человек. Я пристыковывался к базе в первом ряду в русском секторе. Платформа людей никогда не бывает стабильной: из нее всегда кто-то выпадает, по ней идут волны.

Когда стоишь на семитысячной высоте и открывают рампу самолета, есть минута полюбоваться облаками. Картинка впечатляет, настраивает на одухотворенный лад, хотя двигаться нужно очень быстро. Еще больше эмоций, когда в воздухе уже построили формацию-фигуру: будто пробивает электрическим током. Счастье и восторг переполняют. Ради этого стоит жить. Хотя больше, чем рекордами, я горжусь хорошими отношениями с детьми. Они мои самые близкие друзья.


Первый прыжок мне не понравился. Это было 13 лет назад. Было очень страшно, адреналин зашкаливал, а удовольствия никакого. Это и не прыжок даже, а десантирование — скинули, как кусок мяса. После этого я долго не прыгал.

Ровно через два года я прыгнул в тандеме с 3000 м, и вот тогда-то все началось. Ощущение свободного полета — его не описать, только попробовать можно. И парашют был другой, управляемый, им можно манипулировать. После приземления захлестывает эйфория, такое счастье, что забываешь, как ехал на аэродром и в голове писал прощальное письмо маме. Еще мне понравилась атмосфера на дроп-зоне. Острое ощущение опасности по-особому сближает людей.

Пройдя курс обучения, я стал прыгать, но скоро заскучал. И меня пригласили в команду по акробатике: четыре человека плюс оператор. На уровне 500 прыжков мы выполнили норму мастера спорта, потом — мастера спорта международного класса. В 2002-м меня пригласили принять участие в мировом рекорде — в Аризоне с 7200 м одновременно прыгали 300 человек. От России было 12 человек, и я в их числе.

Тогда парашютный спорт отнимал у меня очень много времени. Вставал в шесть утра, к восьми ехал в Коломну, там отрабатывали фигуры на тележках, прыгали, а к двенадцати я был на работе. После 1000 прыжков я решил попробовать фрифлай. Это абсолютно другая дисциплина, более сложная, силовая, зрелищная — скорость полета моментально меняется от 180 до 350 км/ч и обратно. В отличие от плоскостной акробатики это 3D-движение. Участвуют три человека: два перфомера и оператор.

Я перепробовал много занятий — от дайвинга до кайта, но только парашют держал меня так долго и крепко. Это такое счастье — видишь облако, прыгаешь к нему и облетаешь по кромке. Мне кажется, парашюты сильно меня изменили. Когда понимаешь, что жизнь и смерть так близко, начинаешь больше ценить важное — семью, друзей.

До определенного возраста парашюты были для меня №1 — больше чем хобби. Но совмещать серьезный спорт с моей нынешней работой стало невозможно. В феврале прошлого года я дал себе зарок больше не прыгать. Пришло время. Думаю купить мотопараплан — может, это станет моим новым увлечением.

Мне небо знакомо с раннего детства, я в небе как дома. Мой отец — профессиональный парашютист, мастер спорта по парашютному многоборью. Для него и сегодня парашют — смысл жизни. Я вырос на Дальнем Востоке и еще мальчишкой ездил с отцом на сборы. Мне было 14 лет, когда я впервые прыгнул с парашютом. Это непередаваемое ощущение! Ездил к отцу на базу в Арсеньев, прошел досаафовскую систему, попробовал все виды парашютов — Д-1-5у, Т-4, УТ-15.

Но я не хотел становиться профессионалом, как отец. Я окончил Морское инженерное училище, устроился в компанию Glencore. Много ездил по миру, но спорт не бросал. В США я стал постоянным членом Американской ассоциации парашютистов. В 2003 году переехал в Москву, возглавил угольный департамент в Glencore и продолжил прыгать.

Этот спорт захватывает, стоит по-пробовать хоть раз, чтобы понять: получаешь колоссальное удовольствие, когда летишь в воздухе. Мне особенно нравится свободное падение, раньше нравилось и приземляться.

Я увлекался построениями и акробатикой, пробовал скоростные парашюты, свупы — горизонтальные приземления. В общем, умел делать все. У меня всего около 400 прыжков, не много, но сделать больше не позволяла работа. Наверное, поэтому я и разбился, потому что не занимался чем-то одним всерьез, отрабатывая по нескольку дней в неделю.

Вообще я осторожный человек, но тут совершил ошибку, а парашютный спорт их не прощает.

Было 18 июля 2009 года. Великолепные погодные условия, я один в небе, мне никто не мешал. И почти уже перед самой землей решил сделать свуп. А тут очень важны реакция и расчет. Незадолго до приземления заваливаешь купол, резко разворачиваешь на 270 градусов, парашют уходит в пикирование, у него увеличивается скорость, она почти равна скорости свободного падения, выше 100 км/ч. И перед самой землей надо вывести его из пикирования, рассчитать, сколько метров осталось. Если не получается, то разбиваешься. Втыкаешься в землю. Я не рассчитал.

Месяц лежал в России, мне хотели ампутировать ноги, я запрещал, сопротивлялся, терпел адские боли. Потом почти год лечился в Швейцарии и полтора года — в Центре Илизарова в Кургане, перенес несколько операций, жил на обезболивающих.

В декабре я вернулся к работе — сейчас у нас с партнером много идей стартапов в области ЖКХ. Прыгать, может, через год начну, но, конечно, не на таких скоростных парашютах. Теперь я буду просто наслаждаться. А может, в рекорде поучаствую.

Испытания делают нас лучше. Я тоже изменился. Стал серьезнее. Да, я не смогу вернуться к прежней жизни, не буду делать кульбиты и сальто, но я могу жить полноценной жизнью. Смотрите, что люди на параолимпийских играх вытворяют! А я на своих ногах стою, значит, точно смогу!

Скажу сразу: ответа на вопрос "зачем?" у меня нет. У каждого, кто пришел в первый раз на дропзону ради любопытства, в поисках острых ощущений или желая проверить себя на "смогу ли", а потом остался надолго, ответ будет свой.

Дропзон (англ. drop zone - место, где выполняются прыжки с парашютом) нынче хватает, выбор есть. В Подмосковье 4-5 аэродромов, где прыгают не только спортсмены, но и учат начинающих. Самая крупная дропзона в стране - Аэроград Коломна (география понятна из названия). Но я начинала в маленьком и уютном Пущино, аэродром Большое Грызлово. Здесь нет такого мощного парка самолетов, как в Коломне, и народу гораздо меньше. Зато есть атмосфера. С одной стороны, какая-то очень "своя", домашняя и дружелюбная. С другой - вполне деловая, четкая. И сейчас для меня это место - лучшее на свете.

Что такое AFF

Способ быстро ("стартовый" комплект - это всего 8 прыжков) и максимально безопасно научиться азам владения парашютом придумали американцы. Accelerated Freefall (AFF) - прогрессивный курс обучения свободному падению. Падать определенно есть куда: когда в самолете пилот дает команду "Дверь открыть!" - под тобой 4 тыс. метров. После прыжка из самолета (профессионалы говорят скучно: "отделение от летательного аппарата") и до счастливого момента, когда с характерным хлопком над тобой раскрывается парашют, есть около минуты свободного падения - полета.

Каждый прыжок - новое задание, новый уровень сложности. Нулевой уровень - опять тандем, студент "привязан" к инструктору. Но он уже не "тушка", не "пассажир", как в развлекательном тандеме, тут уже приходится напрячься и кое-что изобразить: контролировать высоту и направление, имитировать раскрытие парашюта, делать "отмашку" (обязательный взмах руками, который подскажет остальным парашютистам из твоего взлета, что ты собираешься "открываться").

Три следующих прыжка - с двумя инструкторами, которые крепко держат тебя за специальные "колбаски"-захваты, намертво вшитые в комбинезон на плечах и ногах. Твои руки свободны, и тебе этими руками, как и ногами, опять надо выполнять упражнения.

Потом инструктор остается один. С каждым следующим "прыгом" - свободы все больше. Тебя отпускают сначала на секунды - сможешь ли стабильно "лежать" на пузе. Потом учат лететь уже не куда придется, а сознательно поворачивать, делать сальто, переворачиваться на спину и обратно, "вспухать", замедляя падение, "проваливаться" вниз, ускоряясь, и - это аксиома - из любого положения снова выходить в "нейтральную" позу на живот. Ну и, конечно, ключевая часть любого задания: вовремя, на строго заданной высоте выдернуть и правильно выкинуть "медузу" - вытяжной маленький парашютик, который и вытащит из ранца основной парашют-крыло.

Вторая часть любого прыжка - управлять этим крылом. Сориентироваться, найти аэродром, долететь по контрольным точкам, снижаясь строго "по заданному", грамотно зайти на посадку (направление показывает лежащая на земле огромная надувная стрелка), ну и сесть, конечно. А в процессе всего этого не забыть полюбоваться на красотищу внизу.

На первых порах обязательно помогает еще один инструктор, буквально пошагово ведет студента по рации. Ты еще оглядеться не успеваешь после раскрытия, а в заложенном от перепада высоты ухе уже доносится голос с земли: "Куда полетела? Давай правый разворот!" И заботливо приводит тебя, как на ниточке, к площадке для приземления.

Как не умереть от страха

И снова у меня нет ответа на этот вопрос. Первый - развлекательный - тандем - это было весело и почти не страшно. Чего бояться, если ты намертво привязана к надежнейшему инструктору Леше. И все, что от тебя требуется, - когда откроется дверь в самолете, просто повиснуть на тандем-мастере, поджав ноги, и не мешать ему выйти наружу. Самой никаких усилий типа "шаг в бездну" делать не приходится. Шаг этот делает Алексей.

А вот когда было принято решение записаться в "студентки" - вот тут организм начал бунтовать. Нет, ну, в самом деле, выпрыгивать в никуда - это не просто, природа нас на это не программировала, и сопротивляются такой противоестественной перспективе все органы подряд. Сердце колотится, в голове вакуум, ноги ватные. Приседаешь, как положено, перед выпрыгиванием, а колени не слушаются, не пружинят.

Но один секрет: контраст тянущего, животного страха перед прыжком и неописуемого восторга и облегчения, наступающего, когда раскрывается купол и продолжается полет - это самое сильное переживание в моей жизни. Это острое, безоговорочное, абсолютное счастье. Я не знаю, что там за химия работает - адреналин, эндорфины или еще что. Но то, что я испытывала подобное в своей жизни лишь дважды - во время рождения детей, - это факт. Асы прыгают спокойно. Новички наслаждаются бурей эмоций.

Ты еще оглядеться не успела. а в заложенном ухе уже доносится голос с земли: "Куда полетела? Давай правый разворот!"

Но это у меня. У других иначе: "Я лично "загибалась" под бурей эмоций весь AFF, - говорит вчерашняя "студентка" Лена, за два лета напрыгавшая больше сотни прыжков. - Про страх: лично для меня шаг из самолета в начале прыгательной жизни был возможен не из-за счастья полета, а из-за четкого понимания головой (не сердцем и нервами - они совершенно неадекватны в самолете), именно головой, что: а) есть сайпрес (прибор, обеспечивающий принудительное раскрытие запасного парашюта, если студент не делает этого до определенной высоты сам. - И.Н.) и б) запаска уложена риггером, он несет за ее укладку уголовную ответственность, в отличие от укладчика основного парашюта и в) я лично видела и была потрясена скрупулезностью укладки риггером запасного парашюта, по линейке, с грузиками и прищепочками".

К слову, мой (наш) замечательный Леша, который командует всеми инструкторами дропзоны, когда заканчивается длинный прыжковый день и все разбредаются по палаткам жарить шашлыки и травить байки, еще долго-долго, чуть не до полуночи, укладывает эти самые "запаски", скрепляя их личной печатью и обеспечивая безопасность тем, кто будет прыгать завтра.

Какие люди

Ну, конечно, на дропзоне здорово. И во время прыжков, и после долгого "прыжкового" дня. Это атмосфера праздника и беззаботной студенческой общаги. Это всеобщая доброжелательность и готовность помочь - словом, делом, просто ободряющей улыбкой. Это "хохмы" на каждом шагу. От надписи в самолете: "Уходя, закройте дверь" и до напутствия пилота: "Не забудьте парашют".

На новичков, какими бы неумелыми они ни были, свысока тут не смотрят - наверно, каждый помнит свой первый прыжок. Какой бы глупый "щенячий" вопрос не терзал тебя перед взлетом, ты можешь спокойно адресовать свои бесконечные "а если. " и "а вдруг. " кому угодно, и тебе ответят без иронии.

Ты ничего еще не знаешь и не умеешь. Но тебя "авансом" берут в эту большую дружную семью, понимая, что если не впишешься, уйдешь сам. Это подкупает. Наверно, даже наверняка у "больших" есть соперничество и жесткая конкуренция, это ведь спорт. Но взаимовыручка - абсолютна.

Что творят местные профи в воздухе - это требует отдельных дифирамбов. Когда я во время очередного уровня вместо спокойного, как учили, отделения кубарем улетела из самолета, Алексей оставался в воздухе рядом. Рассказала позже об этом своему второму (правильно говорить "резервному") инструктору Славе. Он в ответ: "Сама стабилизировалась или Леша?" Обыденно так спросил. То есть для них вполне нормально поймать беспорядочно падающего студента, "зафиксировать" его в безопасной позе и, если понадобится, помочь открыть парашют. Работа такая. Немного нервная, но студенты об этом не знают - их берегут и поддерживают.

А потом, наконец, наступает момент - и тебе разрешают прыгнуть самой. Инструктор остается на земле.

И как же красиво, когда на монотонный гул высоко летящего и почти не видного с земли самолета вдруг накладывается рой падающих веселых точек. Через несколько мгновений они превращаются в разноцветные "крылья", и в небе начинается яркая карусель. Еще минута - и мастера приземляются один за другим на бешеной скорости, в последний момент ставя свое "крыло" едва ли не вертикально к поверхности земли. Это шик такой - разогнаться и пролететь еще несколько десятков метров прямо над травой, а у зрителей от этого зрелища неизменно захватывает дух.

Ну а студенты-новички еще долго кружат над аэродромом и не спешат садиться, не желая расставаться с небом.

Сколько стоит прыжок

Развлекательный прыжок в паре с тандем-мастером - 7 тыс. рублей.

Тандем с фото и видеосъемкой - 9 тыс. рублей.

Программа AFF:

Прыжки с двумя инструкторами -

6,4- 7 тыс. рублей.

Прыжки с одним инструктором - 4,6 - 5,2 тыс. рублей.

Аренда всего снаряжения (парашют, комбинезон, каска, очки, перчатки, высотомер) входит в стоимость прыжка.




Парашютный спорт может затянуть. По первого прыжка вы можете захотеть совершить второй, пятый, десятый и сотый прыжок. Прыгая с парашютом, человек получаете мощную порцию гормонов радости.

Дисциплины парашютного спорта

Спортсмены участвуют в соревнованиях, ездят на сборы, устанавливают рекорды. Они соревнуются в точности приземления, строят фигуры в свободном падении под куполами парашютов, выполняют акробатические упражнения. В 2017 году в Коломне российские парашютисты установили мировой рекорд: 114 человек собрали три фигуры в свободном падении.

В парашютном спорте есть несколько направлений:

  • классический парашютный спорт: прыжки на точность приземления и акробатика в свободном падении;
  • групповая акробатика: в этом виде спорта участвует группа спортсменов, они строят фигуры в свободном падении;
  • купольная парашютная акробатика: спортсмены строят фигуры из куполов;
  • фристайл: артистическая дисциплина, при которой спортсмен выполняет трюки в воздухе и его снимает оператор;
  • вингсьют: спортсмен прыгает в специальном костюме-крыле.

Парашютисты выходного дня

Если хочется не гнаться за рекордами, а просто получать удовольствие, можно стать парашютистом выходного дня — спортсменом-любителем.

Вы приезжаете в аэроклуб в удобное время и просто прыгаете, без обязательств выполнять какие-либо спортивные нормативы или ездить на сборы. Но регулярные прыжки стоят недешево: спортсмены-любители говорят, что нужно закладывать в бюджете примерно 100 000 ₽ в год.


В стоимость входит аренда снаряжения, самолёта, услуг тренеров-инструкторов, медстраховка. Эта сумма может меняться в зависимости от ваших целей и частоты, с которой вы решили заниматься прыжками

Парашютные школы и документы об обучении

Можно пройти курс по парашютному спорту. Программа обучения стоит примерно 110 000 ₽ и бывает двух видов: классическая и AFF. Классическая проходит по времени дольше: за полгода или год в рамках обучения нужно прыгнуть около 50 раз. AFF — ускоренное обучение: вы прыгаете 8–12 раз, сдавая зачёты, один прыжок — один зачёт. Нужно сдать восемь зачётов. Если провалить зачёт, отправляют на перепрыжку — и так до победного.

Чтобы поступить на курс, нужно быть старше 14 лет, весить от 45 до 90 кг, принести справку из лечебно-физкультурного диспансера о состоянии здоровья, оплатить медстраховку. Нужна хорошая физподготовка: учебный парашют, который придётся на себе нести, весит 15-30 кг. В день проходит два-три учебных прыжка. Вашей выносливости должно хватить на это.

После обучения вы получаете документ — допуск, разрешающий вам прыгать самостоятельно на любых аэродромах по всем миру.

Международное удостоверение парашютиста стоит 3 000 ₽ — это стоимость взноса в Федерацию парашютного спорта. Такой документ позволяет в том числе участвовать в соревнованиях. В нём отмечается ваш спортивный опыт: присваивается категория A, B, C или D. Чтобы получить категорию A, нужно сделать 25 прыжков; для самой высокой категории D нужно прыгнуть 500 раз.

Ещё можно получить парашютную книжку: она позволит прыгать на любых аэродромах по России. В ней отмечают ваши прыжки, пройденное обучение, зачёты, допуски. Зачёты нужно будет сдавать каждый сезон, чтобы подтверждать квалификацию.

Подготовиться к курсам и научиться уверенно держаться в условиях свободного падения помогут занятия в аэродинамической трубе.


День парашютиста в России отмечается 26 июля

Парашютное снаряжение

Парашютное снаряжение можно арендовать или купить. Стоимость аренды как правило уже входит в стоимость прыжка или занятия, и эта сумма может варьироваться от 2 000 до 4 000 ₽ за один прыжок.

Своё парашютное снаряжение можно купить в магазинах:

Средняя стоимость высотометра 10 000 ₽, комбинезона 20 000 ₽, шлема 20 000 ₽ и перчаток 2 000 ₽.

Высотометр может быть аналоговым и цифровым, работает на батарейках. Лучше приобретать аналоговый: он прослужит дольше.

Шлем должен подходить по размеру, плотно прилегать к голове, быть прочным.


Закрытые шлемы спасают от царапин на лице, если вы промахнулись с приземлением и сели в густые заросли деревьев и кустарников. Открытые шлемы позволяют лучше чувствовать поток воздуха

Комбинезон шьётся по индивидуальному заказу: на каждого парашютиста отдельно, в зависимости от дисциплины и направления парашютного спорта, которым он занимается.

Новичкам и учащимся выгоднее брать парашют в аренду. Новый парашют стоит от 300 000 ₽ Парашют имеет свой срок годности: 15 лет. Каждые полгода его нужно сдавать на переукладку.

Главное о парашютном спорте

После первого прыжка вы можете плавно войти в парашютный спорт: стать парашютистом выходного дня или профессиональным спортсменом в одной или нескольких дисциплинах, и даже однажды установить мировой рекорд.

Вы можете пройти обучение в парашютной школе по одной из программ: продолжительной классической или короткой AFF, получить книжку парашютиста или международное удостоверение, чтобы прыгать самостоятельно с любого аэродрома планеты.

Занятие парашютным спортом — недешёвое удовольствие: готовьтесь к тому, что потребуется закладывать в бюджет порядка 100 000 рублей в год. Если вы планируете заниматься не часто, выгоднее арендовать парашют; однако если хотите прыгать более 50 раз в год — оптимально будет купить свою парашютную систему и снаряжение.


При достижении воздушным судном высоты 150 метров старший лётчик-наблюдатель Роман Янковский занял место второго пилота. А между тем командир самолёта продолжил набор высоты.

Поскольку этот полёт тренировочный, перед лётчиком-наблюдателем не стояла цель определить точку возгорания. После того как самолёт набрал высоту 900 метров и сделал круг над аэродромом, лётчик-наблюдатель приступил к расчёту прыжка парашютистов-пожарных, используя пристрелочную ленту.

Уже после приземления он рассказал, что в Авиалесоохрану устроился целенаправленно после окончания Сибирского государственного технологического университета в 2003 году — пошёл по стопам отца, который всю жизнь отработал летнабом и брал его мальчишкой с собой на авиапатрулирование. Для Романа вопрос выбора профессии был решён задолго до окончания школы.


Перед прыжком

Между тем парашютисты ждут сигнала, когда можно начать высадку. Лица у всех сосредоточенные. Даже бывалые признаются, что каждый немного волнуется перед очередным прыжком, каким бы он по счёту ни был. Парашютистам нужны регулярные тренировки. Это не езда на велосипеде, когда если уж научился, то на всю жизнь. Как ни крути, а небо — неестественная для человека среда обитания. У кого-то самый сложный прыжок первый, у кого-то десятый, у кого-то сотый.



Но вернёмся к тренировке. Высадив всех парашютистов, лётчик-наблюдатель резко меняет курс и направляется за следующей группой, ожидающей его на земле. Перед вылетом дежурный по старту проверяет ранцы с парашютами, ремни и прочее обмундирование и сопровождает очередную группу к самолёту.


На площадке здоровая дружеская атмосфера. Те, кто дожидается своей очереди, как болельщики на спортивной арене пристально наблюдают за коллегами, совершающими прыжки, сопереживают, по-доброму подшучивают друг над другом.

Тренировка проходит под наблюдением опытных инструкторов. Если бы существовала специальная премия за выдержку и терпение, присудить её стоило именно этим людям. От них не услышишь лишнего слова. Всё чётко, по делу:

Александр Будилин

Космические перегрузки

Профессию любого пожарного безопасной не назовёшь. Но, кроме риска получить ожоги и травмы, парашютисты-пожарные испытывают сильные перегрузки, почти такие же, как космонавты. При прыжке происходит аэродинамический удар на позвоночник и внутренние органы. Рано или поздно перегрузки дают о себе знать: и руки, и ноги болят. Не зря при подсчёте трудового стажа тем, кто десантируется с поршневого самолёта, год работы засчитывается за полтора, а с турбореактивного — год за два.


Но, несмотря на все тяготы и опасности, есть люди, которые по-настоящему преданы этой профессии. Почему?

Экономическая составляющая


Сейчас некоторые и вовсе ставят под сомнение целесообразность использования службы лесных парашютистов-пожарных. Мол, привлечение авиации слишком дорого обходится: аренда воздушных судов, топливо, зарплата лётчику, парашютистам, десантникам. Сложно поспорить: затраты действительно немалые. С другой стороны, есть и контраргументы, почему парашютная служба до сих пор существует в структуре лесопожарных формирований. И в первую очередь это оперативность.


Авиация применяется преимущественно для авиационного патрулирования и доставки лесных пожарных в труднодоступные территории, куда наземным транспортом не добраться. Если вблизи от места возгорания нет подходящей площадки для высадки парашютистов-пожарных или же пожар слишком крупный, к тушению привлекают группу десантников-пожарных. Их доставляют, как правило, на транспортных вертолётах Ми-8.


По земле

В арсенале Красноярской пожарно-химической станции помимо пожарных автоцистерн, уазиков и бульдозеров есть и другая техника. Почти вся она относится к разряду крупногабаритной, и перед выездом на каждую машину нужно оформлять спецпропуск, который действует три месяца. По нему автомобиль может выехать всего 10 раз. Если раньше за одну поездку считалось выехать из пункта А в пункт Б и вернуться обратно, то сейчас это расценивается уже в две поездки. Получается парадокс: государство само у себя деньги требует, само себе платит.

Как рассказал начальник Красноярской пожарно-химической станции Александр Половинский, в весенний период при тушении используют воздуходувки, а летом главный инструмент лесных пожарных — всё те же лопаты. Для создания опорных и защитных полос есть и трактора. Там, где сложный рельеф, применяют гусеничную технику, в том числе имеющийся в автопарке болотоход.


Почему так?

Информация о лесных пожарах напоминает сводки с фронта — то здесь, то там вводят режим ЧС, горят деревни, города задыхаются в дыму. Почему это происходит? Раньше лес в таких масштабах не горел?


Лесные пожарные называют ряд причин. И некоторые из них, казалось бы, прямого отношения к лесу не имеют. Много заросших полей, коров в деревнях почти не держат, траву не косят, и по весне она, высыхая, становится прекрасным горючим материалом. В результате возрастает вероятность перехода огня в лесные массивы.

По моему же личному предположению, в системе тушения пожаров не хватает скоординированных действий. Пусть меня поправят, если ошибаюсь, но, по-моему, в России нет структуры, которая бы отвечала за комплексное тушение пожаров. У МЧС — своя зона ответственности, у лесных пожарных — своя. Шаг вправо — шаг влево — не расстрел, конечно, но нецелевое расходование бюджетных средств, а это статья.


По словам специалистов, раньше для тушения крупных лесных территорий, охваченных огнём, использовали взрывчатку — это было в порядке вещей. Пожар в 5 гектаров могли потушить всего за пару часов. Сейчас в связи с антитеррористической обстановкой, а может, отчасти и из-за дороговизны самой взрывчатки такая практика проводится только в крайних случаях по обращению региональных властей.

В наземной зоне крупным считается пожар свыше 25 га, в авиазоне — свыше 200 га.

Авиапатрулирование осуществляется в соответствии с классом пожарной опасности по условиям погоды. Кратность патрулирования зависит от класса пожарной опасности и действующих пожаров на охраняемой территории.

К слову, в 2018 году общий налёт красноярского лесопожарного центра составил 9300 часов.

В Красноярском лесопожарном центре работают 1679 человек.

Красноярские лесные пожарные в 2018 году совершили 6000 производственных спусков, 290 прыжков.

Читайте также: