Консалтинг что это за профессия

Обновлено: 18.05.2024

Одни из главных целей любой компании, это плодотворная борьба с конкурентами и постепенное увеличение дохода и эффективности бизнес-процессов. Если организация появилась недавно, для этого владельцам часто не хватает опыта и специалистов. Поэтому, приходится обращаться к экспертной помощи со стороны. Такие услуги предоставляются экспертами консалтинговых компаний.

1. Что такое консалтинг простыми словами

Консалтинг (англ. "consulting" – "консультирование") — это экспертное консультирование руководящих лиц компании на платной основе, которое включает все возможные аспекты эффективного управления бизнесом. Благодаря полученной информации можно решить текущие проблемы фирмы или оптимизировать работу с целью повышения ключевых показателей.

Руководитель далеко не всегда может разобраться с проблемами предпринимательского характера своими силами. Зачастую, это банальная нехватка знаний и опыта. В таком случае, лучше воспользоваться услугами специалиста. Если начать подбирать такого сотрудника в штат, придётся потратить достаточно много времени и средств, но это необязательно.

Благодаря консалтинговым компаниям, экспертную помощь можно получить быстро от опытных людей, которые множество раз сталкивались с проблемами предпринимателей и успешно их решали. Таким образом, бизнесмен платит деньги за опыт эксперта.

Консалтинг работает по принципу обнаружения проблем и исключения из бизнес-процессов проблемных звеньев, что в результате помогает найти решение возникших трудностей.

Принимать такого эксперта в штат не придётся. По факту, предприниматель покупает сторонние экспертное мнение. Консалтинговая компания будет внимательно изучать индивидуальную проблему, связанную с фирмой обратившегося к ним предпринимателя. При необходимости, эксперты займутся поисками путей эффективного развития компании, что повысит эффективность трудовой деятельности и положительно отразится на прибыли.

2. Разновидности консалтинга

На сегодняшний день существует несколько видов консалтинга. Один из них, это финансовый консалтинг .

Финансовый консалтинг — это комплекс мероприятий, которые предоставляются для построения гибкой и защищённой финансовой системы. Для этого эксперты анализирую деятельность фирмы и проводят аудит.

Кроме этого, руководителей проконсультируют по разработке бюджета, а также использовании способов, которые помогут укрепить финансовую систему организации или предприятия.

2.1. В сфере кадров

Эта разновидность консалтинга начала получать популярность сравнительно недавно. Сюда включено:

  • Учёт кадров;
  • Переаттестация специалистов (если это требуется);
  • Аудит;
  • Анализ документооборота;
  • Анализ кадровой политики, которая должна соответствовать законодательным нормам о труде.

Благодаря этому виду экспертной помощи можно:

  • Научиться применять и формировать необходимую корпоративную культуру;
  • Найти способы повышения эффективности системы управления персоналом в целом;
  • Определить то, на сколько каждый из сотрудников лоялен к организации, в которой он работает.

В данном случае руководитель сможет наладить работу не только со всем коллективом, а и с каждым специалистом в отдельности.

2.2. Инвестиционный консалтинг

Данная разновидность экспертной помощи необходима в случае, когда руководитель собирается вложить заработанные деньги или найти способы привлечения капитала со стороны. Если нет соответствующего опыта, лучше обратиться за рекомендациями к профессионалам. Среди функций консалтинга в сфере инвестиций можно выделить следующее:

  • Помощь в сфере инвестиций юридического характера;
  • Помощь в работе со страховыми компаниями, кредиторами или государственными органами;
  • Помощь в привлечении инвесторов;
  • Советы по разработке инвестиционных проектов.

2.3. Консалтинг в управлении

Эта разновидность консультации поможет предпринимателю отыскать самые уязвимые места в его фирме и скорректировать деятельность таким образом, чтобы максимально снизить возможные риски. Данный вид консалтинга делится на следующие группы:

  • Кадровые . Сюда входит помощь в поиске грамотных сотрудников, а также их обучение;
  • Стратегические . Направлены на анализ зарубежного или отечественного рынка. Кроме этого, руководитель научиться просчитывать возможные риски;
  • Маркетинговые . Разработка эффективной стратегии деятельности, а также проведение анализа целевой аудитории. Маркетинговый консалтинг нацелен на увеличение продаж, а также снижение затрат на рекламные компании.

Благодаря данной разновидности экспертной помощи удаётся решить такие задачи как:

  • Оптимизирование бизнес-процессов;
  • Повышение эффективности работы каждой из управленческих структур организации;
  • Разработка мотивационных программ для сотрудников;
  • Освоение новых управленческих техник.

2.4. Экспертный консалтинг

В данном случае, предприниматель может обратиться к эксперту с целью найти решение по конкретной проблеме. Перед консультантом необходимо поставить максимально точную задачу. Только таким образом, используя свои знания и опыт, он сможет опереться на необходимые источники и отыскать выход из ситуации.

Кроме этого, сотрудник консалтинговой компании может провести диагностику проблемы. При этом, сам клиент не принимает участия в работе эксперта.

2.5. Интернет консалтинг

В эту разновидность консультации можно включить следующее:

  • Разработка максимально эффективной информационной структуры;
  • Поиск и разработка информационных технологий, опираясь на потребности организации или предприятия;
  • Анализ имеющихся проблем;
  • Поддержка высокого уровня технологических процессов.

2.6. Консалтинг в обучении

Эта разновидность консалтинга заключается в следующей помощи:

  • Разработка методических пособий;
  • Проведение семинаров;
  • Организация тренингов и лекций.

Простым языком, эксперт консалтинговой фирмы занимаются тем, что обучает персонал заказчика.

2.7. Юридический консалтинг

Независимо от сферы ведения бизнеса, предпринимателям часто приходится сталкиваться с проблемами юридического характера. При этом, сам бизнесмен редко оказывается высококлассным юристом. В связи с этим, приходится обращаться за помощью к профессионалам, особенно, если в компании нет штатного юриста. Консалтинговые компании готовы предоставить такого эксперта независимо от специфики проблемы.

2.8. Проектный консалтинг

Проектным консалтингом называется ситуация, при которой сотрудники компании и консультант работают как одно целое и занимаются поиском решения для оптимизации работы предприятия или компании. Данная разновидность консультирования практически всегда носит долгосрочный характер.

2.9. Бухгалтерский консалтинг

Задача бухгалтерского консалтинга, это контроль правильности ведения бух.учета, а также повышение его эффективности. Данную услугу должен оказывать только высококвалифицированный специалист. Он будет заниматься предоставлением таких услуг как:

  • Помощь при возникновении спорных ситуаций в бухгалтерском учёте;
  • Формирование и разработка учетной политики;
  • Консультации по поводу предоставления отчётности в налоговую службу;
  • Обучение построению системы бухгалтерского учёта;
  • Помощь специалистам в процессе составления бухгалтерской отчётности.

3. Консалтинговая деятельность по этапам

Любая компания, при правильной корректировки деятельности, ведет себя как постоянно развивающийся организм. Если возникает сбой, необходима экспертная помощь. Но, эту работу необходимо доверять только профессионалам. Каждая из консалтинговых компаний должна иметь большой опыт в практической деятельности.

В целом, консалтинговая деятельность состоит из нескольких этапов.

Этап №1 . Признание заказчиком наличия конкретной проблемы. В противном случае, если предприниматель не осознаёт, что перед ним возникла сложная ситуация, ни одна из консалтинговых компаний не сможет ему помочь.

Этап №2 . Заключение договора и первичная консультация. Сразу после того, как консалтинговая компания будет выбрана, следует побеседовать с одним из её специалистов. После этого, можно приступать к заключению договора. В нём будут присутствовать следующие пункты:

  • Обязанности сторон;
  • Период, на протяжении которого будет предоставляться помощь;
  • Условия, при которых можно досрочно расторгнуть договор;
  • Стоимость услуг и их полный перечень;
  • Условия, которые могут стать причиной для изменения суммы гонорара эксперта.

Соглашение заключается на долгосрочной или краткосрочной основе. Это трудовой договор или договор подряда.

Этап №3 . Сбор информации, которая поможет провести диагностику проблемы. На этом этапе происходит анализ и сбор всех данных, которые помогают определить степень серьезности проблемы. Одна из главных задач, это определение конкретной проблемы, а также разработка стратегии по борьбе с ней.

Этап №4 Решения трудностей. Он является одним из основных. После того, как эксперт определит причину проблемы, он приступит к составлению плана, который поможет полностью её ликвидировать. В него входит ряд конкретных мероприятий. Каждое из них не должно негативно отразиться на других аспектах деятельности организации.

Этап №5 Реализация решений, а также контроль за их выполнением. Это означает, что каждая процедура по плану будет выполняться под надзором консалтеров. Одновременно с этим иногда проводится обучение штатных сотрудников организации.

Этап №6 Оценка результатов. Корректно её можно провести через некоторое время, поэтому спешить не стоит. Подведением итогов занимается владелец компании в присутствии представителей консалтинговой фирмы.

Этап №7 Подведение конечных финансовых отчётов. Если все процессы прошли в обозначенные сроки, доход компании увеличился, а производственные показатели повысились, это говорит о том, что примененная стратегия оказалась эффективной.

Последний шаг, это расчёт с экспертом согласно условиям договора. На счёт консалтинговой компании переводится сумма, указанная в контракте.

4. Советы по поиску опытной консалтинговой компании

В случае, если компания обзавелась серьёзными проблемами, которые руководитель не может решить самостоятельно, стоит задуматься о поисках подходящей консалтинговой компании, специализирующиеся на предоставлении экспертных услуг.

Нужно учесть ряд критериев, благодаря которым можно отыскать опытных экспертов:

  • Найдя кандидата, необходимо собрать как можно больше информации о нём. Для этого необходимо изучить официальный сайт компании, а также выяснить, как долго она предоставляет услуги по консультации;
  • Особое внимание следует обратить на стоимость услуг. Если цены слишком низкие, это веская причина для отказа от такой помощи. То же самое касается ситуации со слишком завышенными ценами;
  • Один из важных этапов поисков, это изучение отзывов. Для этого не стоит использовать официальный сайт компании. Лучше отыскать мнения предпринимателей на форумах, в СМИ и других источниках;
  • Стоит заняться поиском информации о том, есть ли среди клиентов выбранной консалтинговой фирмы предприниматели из того же региона. Если таковые нашлись, можно обратиться к ним за советом;
  • У некоторых компаний есть портфолио, так как высококлассные специалисты всегда пытаются зафиксировать свои достижения, что в будущем поможет находить более платёжеспособных и влиятельных клиентов.

Если соблюдать все эти рекомендации, можно приступить к знакомству с консультантами консалтинговой компании. Но, рекомендуется иметь в запасе 2-3 компании на случай, если в процессе общения с экспертами предприниматель решит изменить своё мнение.

5. Когда стоит обращаться в консалтинговую компанию

За помощью к экспертам рекомендуется обращаться в следующих случаях:

  • Руководитель компании на протяжении длительного периода времени не может подобрать необходимых для эффективной работы квалифицированных сотрудников;
  • Компания находится в застое, так как у руководства нет новых идей и стратегий по развитию и выходу на более высокий доход;
  • Для увеличения прибыли необходимо, чтобы руководящее звено компании работало более эффективно;
  • Руководитель не обладает достаточным опытом и страдает от нехватки знаний;
  • Организация нуждается в ревизии с привлечением независимых экспертов;
  • Компания находится в процессе разработки серьёзного проекта, но из-за нехватки опыта не может приступить к его реализации в полном объёме.

Подобных причин может быть намного больше, а именно несколько десятков. Все они зависят от специфики работы организации, её целей, масштабов деятельности и руководства.

6. Чем отличается дилетант от профессионального консультанта

В поисках консалтинговой компании предприниматели часто натыкаются на дилетантов. Основные их признаки это:

  • Считают ненужным проходить предварительную подготовку, чтобы как можно лучше и быстрее ознакомиться с проблемой предпринимателя;
  • Утверждают, что давно работают именно в той отрасли, в которой работает клиент;
  • Каждое из разработанных предложений носит общий характер, а не информативный;
  • Не терпят возражений, так как считают, что всё знают лучше клиента;
  • Постоянно навязывают свои достижения и пытаются показать своё превосходство над клиентом;
  • Игнорируют дополнительных вопросы руководства;
  • Отсутствие конструктивного диалога. Такие организации практически никогда не берут во внимание это, о чём говорит клиент, а общаться предпочитают через электронную почту.

Если это добросовестная компания, она занимается изучением деятельности компании клиента заблаговременно. Стратегия выхода из кризиса будет подготовлена, опираясь на особенности организации клиента. В первую очередь, здесь обращают внимание на цели и пожелания клиента и основываясь на это, строится план по решению возникшей проблемы.

Консалтинговые компании обладают рядом преимуществ. Например, их эксперты могут похвастаться более высоким уровнем знаний, если сравнивать со штатными специалистами. Их опыт накапливается благодаря общению с большим количеством клиентов из разных сфер бизнеса. Кроме этого, у консультанта достаточно времени на то, чтобы глубоко изучить проблему и подготовить список мероприятий для её быстрого и эффективного решения.

author__photo

Консалтинговые услуги находятся на пике популярности. В статье рассмотрим виды консалтинга, его задачи и отличия от коучинга. Этот метод может быть полезен как крупным, так и небольшим компаниям, причем последние даже чаще прибегают к услугам консультантов.

Если компания переживает кризис, стагнацию или планирует расширяться, руководство должно оценить ее возможности и разработать подходящую стратегию. Собственные сотрудники могут обладать недостаточной квалификацией, быть необъективными. Иногда в штате нет сотрудников, способных помочь руководителю в решении управленческих, финансовых или технических вопросов. Помочь призван консалтинг.

Что такое консалтинг

Консалтинг — это услуга консультирования бизнеса по разным вопросам. Консалтинговой деятельностью занимаются специалисты с большим опытом и безупречной репутацией. Руководители могут обратиться к ним за помощью в управлении, распределении финансов, поиске подходящих кадров. Консультанты оценивают состояние компании, выявляют причины неудач и предлагают решения.

Преимущества консалтинга

Квалификация. Консультантов привлекают для сотрудничества в области бухгалтерии, маркетинга, кадров и других. В штате компании таких специалистов может не быть.

Опыт. Штатный сотрудник ограничен корпоративными рамками, внешний специалист наблюдает за десятками компаний. У него больше данных для анализа положения дел и есть готовые идеи, успешно реализованные в других компаниях.

Свежий взгляд. Консалтинговая деятельность подразумевает взгляд со стороны. У штатных сотрудников сложившееся восприятие компании, внешнему консультанту проще увидеть недостатки.


Консалтинг и коучинг: отличия методик

Консалтинг и коучинг — это совершенно разные методы.

Критерий Консалтинг Коучинг
С кем работает С компанией. Консультирует руководителя, но рассматривает компанию как единое целое Со специалистом. Помогает раскрыть лидерский потенциал руководителю, развить необходимые навыки подчиненному
Как выполняет работу Анализирует положение компании, дает готовые рекомендации для решения проблемы Задает максимум вопросов, слушает клиента, постепенно изменяя его мышление
Результат работы Разрабатывает стратегию и пошаговый план действий или берет решение задачи на себя Ведет клиента до достижения поставленной цели

Суть консалтинга — работа с компанией как со структурой, разработка стратегии ее дальнейшего развития.


Принципы работы консалтинговых компаний

У консультантов сложились основные принципы работы:

  • Применение методик с научным обоснованием. Опытный специалист пользуется проверенными стратегиями и обязательно докажет эффективность выбранного метода.
  • Обоснование целесообразности. Любое предложение консультанта должно быть обосновано и иметь практическое применение.
  • Внедрение современных информационных технологий. Грамотный специалист будет объективен, доверит сбор данных и ведение статистики специальным сервисам.

Доверьте трудоемкие рутинные процессы технологиям. Например, для автоматизации контекстной рекламы подойдет Оптимизатор Calltouch. Вы выбираете нужные рекламные кампании, указываете цель оптимизации и приемлемую стоимость. Оптимизатор будет управлять ставками автоматически, чтобы получить больше конверсий при заданных условиях.

Оптимизатор

  • Ежедневно собирает и анализирует данные из Яндекс. Директ и Google AdWords
  • Отбирает самые продуктивные ключи и повышает на них ставки
  • Помещает эффективные ключи на самые высокие позиции
  • Снижает ставки на низкоэффективные ключи
  • Увеличивает количество конверсий
  • Уменьшает стоимость лида

Цели и задачи консалтинговых компаний

Основная цель консалтинга — решение проблемы клиента. Они будут разными для каждой компании: все зависит от особенностей ее деятельности.

Задачи приглашенных специалистов:

  • анализ положения дел в компании;
  • разработка рекомендаций для повышения эффективности работы;
  • внедрение технологических новшеств для оптимизации труда;
  • реорганизация подразделений компании, планирование ее новой структуры;
  • работа с персоналом организации, его обучение;
  • аудит различных видов документации — финансовой, кадровой, юридической.


Роль консультанта в бизнесе

Консультант — это дополнительная пара глаз (иногда рук) для любого бизнеса. Его функционал зависит от вида услуг. Если специалиста привлекают для аудита, его роль сводится к анализу ситуации, выводам и составлению плана действий. Консультанты, которым отдают на аутсорсинг те или иные функции (например, бухгалтерию или юридическое сопровождение), будут более активы в бизнес-процессах. Для достижения результата обычно необходимо длительное сотрудничество.

Когда нужно применять консалтинговые услуги

Вот самые распространенные ситуации, когда полезны услуги консультанта:

  • Не хватает мощностей. Например, в штате компании нет юриста, но есть потребность в юридических услугах.
  • Запуск нового проекта. Консультант поможет оценить риски, продумать бизнес-процессы. Его участие позволит избежать ошибок и выстроить деятельность оптимальным образом.
  • Реорганизация подразделений компании. Объективный взгляд со стороны поможет грамотно перераспределить функции и обязанности.
  • Недостаточная эффективность. Например, специалист поможет понять, почему проект не выходит на запланированный уровень прибыли.
  • Кризисные ситуации в организации. Они становятся точкой роста, но только в случае грамотного менеджмента. Найти и устранить ошибки управления поможет внешний консультант.

Виды консалтинга

Потребности бизнеса расширяются и определяют виды консалтинга. Их перечень постоянно пополняется. Рассмотрим основные виды консультационных услуг.

Управленческий

Консалтинг возник как помощь руководителям в создании системы эффективного менеджмента. Управленческий консультант — это врач-терапевт для бизнеса. Консультант выявляет проблемы и их причины, например, недостаточно продуманные финансовые потоки, необходимость обучения персонала. Его задача — обнаружить проблемные места в деятельности компании и найти пути их устранения.

Стратегический

Эта разновидность консалтинговой деятельности похожа на первый тип, но в фокусе консультанта — стратегия развития компании. Для ее создания потребуется анализ ключевых показателей и всего, что происходит в компании. Этот вид услуг востребован и в случае наличия в компании проблем, и для обеспечения ее эффективного роста.

Маркетинговый

Для развития компании необходимо работать с ее имиджем , положением и репутацией на рынке. То есть уделить больше внимания рекламе.

Консультант по маркетингу составит портрет целевой аудитории , выберет формы взаимодействия с ней и предложит подходящие каналы. Также поможет привлечь новую аудиторию и поддержать лояльность уже имеющихся клиентов.

Чтобы оценить эффективность рекламы, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Система предоставит информацию по эффективности рекламных источников в удобных и понятных отчетах. Так специалистам будет гораздо проще улучшать маркетинговую стратегию.

Сквозная аналитика

  • Автоматически соберет данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в 1 окне
  • Бесплатные интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Анализируйте воронку продаж от показов до кассы
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

IT-консалтинг

В задачи IT-консультантов входят подбор программ, которые автоматизируют некоторые рабочие процессы, их внедрение (настройка под потребности заказчика) и обучение персонала работе с новыми сервисами.

Иногда готовым ПО не обойтись — требуется разработка индивидуального. Выявив потребности бизнеса, консультант обозначит задачи для программистов. Специалиста можно привлечь и для тестирования эффективности уже имеющейся программы.


Финансовый

Консультантов привлекают для оценки финансовой эффективности организации и поиска возможных путей ее повышения. Нередко к консультантам обращаются по вопросам выбора подходящей схемы налогообложения, страхования имущества компании. В новых проектах специалисты оценивают риски, а в существующих — планируют текущие финансовые потоки.

Кадровый

Кадровый консалтинг берет на себя вопросы подбора, обучения, мотивации персонала . В него входит анализ кадровой структуры и эффективности сотрудников, разработка функционала новых вакансий.

Иногда внешнего специалиста по кадрам привлекают, если в компании наблюдают конфликты. Консультант ищет способ улучшить взаимоотношения в коллективе.

Юридический

Бухгалтерский

Круг вопросов, который решает приглашенный специалист, широк: от оформления бухгалтерской отчетности до оптимизации и автоматизации учета. Консультанта приглашают, чтобы решить вопрос об уменьшении налогообложения, проанализировать и оптимизировать кредиторскую задолженность.

Транспортный

Логистический консалтинг помогает компании наладить транспортные потоки. Анализ позволяет повысить скорость транспортного функционирования, сократить затраты на логистику.

Образовательный

Формы консалтинга

Виды консалтинга разнообразны, но формы реализации схожи. Консультанты решают задачи в форматах, описанных ниже.

Аналитика

Это вводный этап решения задачи. Консультант анализирует все имеющиеся показатели, проводит сбор статистики различными методами. Часто этих данных достаточно для того, чтобы не только увидеть проблему, но и предложить для нее оптимальное решение. Например, по результатам анализа может потребоваться автоматизация, оптимизация расходов или перераспределение обязанностей сотрудников.

Прогнозирование

Этот вид востребован для новых проектов. Консультант оценивает риски. В действующей компании грамотно составленный финансовый прогноз принесет неоценимую пользу.

В работе консультант использует как общепринятые методики с мировым именем, так и собственные разработки. В последнем случае доказательная база не должна вызывать сомнений.

Ревизия деятельности

Эта форма консалтинга описывает положение дел в организации. Предметом ревизии могут стать бизнес-процессы компании в целом или одного подразделения, например, бухгалтерии, отдела продаж, технической поддержки. Консультанты дают рекомендации, что и как улучшить.

Экспертные консультации

Консультант описывает сложившуюся проблему и предлагает пути ее решения. Привлечь эксперта для консультации можно однократно или в рамках долгосрочного сотрудничества. Многие компании выбирают второй вариант, потому что проблемы в организации часто невозможно решить за одну встречу.

Непосредственное участие в проекте

Этот формат выбирают, когда в штате нет специалиста нужного профиля. Консультант становится равноценным участником проекта, например, ведет рекламные кампании клиента или формирует бухгалтерскую отчетность.

Типы консалтинговых компаний и их принципы работы

Обилие консалтинговых компаний затрудняет их классификацию. Каждую отличает своя сфера деятельности, опыт и специфика услуг.

Вот одна из типологий консалтинговых организаций:

  • Крупные агентства с мировым именем и разветвленной сетью филиалов. Благодаря большому штату специалистов такие компании универсальны и могут решать широкий круг задач.
  • Компании-специалисты. Они ориентируются в отдельной разновидности консалтинга: маркетинговом, бухгалтерском, юридическом.
  • Индивидуальные консультанты. Как правило, также специализируются в одной области.
  • Партнерство. Несколько консультантов создают компанию. Особенно эффективной она становится в том случае, если коллеги специализируются в разных областях консалтинга и дополняют компетенции друг друга.


Этапы консалтинговой деятельности

В работе консультанта можно выделить несколько основных этапов взаимодействия с заказчиком:

  1. Осознание заказчиком проблемы. Владелец бизнеса должен понимать, что он и его команда не справляются с проблемой, тогда взаимодействие с консультантом будет эффективным.
  2. Начальное консультирование и заключение договора. Консультант знакомится с бизнесом, оценивает положение дел, продумывает комплекс мероприятий, длительность и стоимость сотрудничества. После заключения договора можно переходить к делу.
  3. Сбор данных и определение проблемы. Это длительный этап, поскольку он подразумевает глубокий анализ данных о проблемных областях предприятия. Результат — выявление одной или нескольких ключевых проблем.
  4. Разработка решений и представление их руководству компании. После выявления проблем консультант предлагает пути их решения. Здесь не обойтись общими словами: каждый недостаток детально прорабатывают, готовят план по их устранению. План представляют менеджеру компании для ознакомления и одобрения.
  5. Реализация решений и контроль. Внедрять решения может как заказчик с поддержкой консультанта, так и сам специалист.
  6. Оценка результатов проекта. Чтобы внедрить решения и довести их до автоматизма, требуется время. Поэтому и оценку целесообразно проводить как минимум через несколько месяцев.
  7. Окончательные финансовые расчеты с заказчиком. Их выполняют после того, как итоги подведены и эффективность проекта доказана.

Как правильно выбрать консультанта или консалтинговую фирму

Привлечение консультанта — это расходы для компании, и всегда хочется, чтобы они были не напрасны. Так как специалисту доверят важную информацию, а от предложенных им решений будет зависеть судьба компании, выбирать консультанта нужно грамотно.

Чем отличается консультант-профи от дилетанта

Самое важное, что отличает профессионала, — его подход. Фокус в общении смещен с его личных достижений на потребности заказчика.

Что отличает успешного консультанта:

  • слушает и действительно слышит клиента;
  • досконально анализирует ситуацию в компании, не принимает на веру статистику, предоставленную заказчиком;
  • создает индивидуальный план действий в деталях, не оперирует общими словами;
  • задает много вопросов;
  • работает с возражениями заказчика и вносит необходимые коррективы.

Время существования и опыт консалтинговой компании

Эти факторы — маркеры надежности. Ознакомьтесь с примерами успешных работ компании, особенно если среди них есть организации, для которых решались похожие задачи.

Помимо успешных кейсов компании, стоит изучить ее репутацию на рынке. Найти отзывы об организации, которая проработала как минимум год, обычно не сложно.

Стоимость услуг

Качественные услуги стоят дорого, но у большинства компаний они находятся примерно на одном ценовом уровне. Если вам предлагают дешевый вариант или решение по существенно более высокой стоимости, подумайте дважды.

Сроки проведения работ

Штат специалистов

В крупных компаниях это сотрудники различного профиля, каждый из которых специализируется на определенной области. Если специалисты фирмы — универсалы, это может говорить о недостаточной квалификации для ваших задач. Обычно этим грешат небольшие организации, которые не ограничиваются одним направлением консалтинга, а работают со всеми.

Мифы, связанные с консалтингом

Распространен миф, что консультантам нельзя доверять, так как они не сотрудники компании. Опасения напрасны: консалтинговые специалисты дорожат своей репутацией, поэтому безупречно соблюдают профессиональную этику.

Еще один миф — к консультантам обращаются только при серьезных проблемах. Однако чем позже привлечь специалиста, тем меньше у него будет вариантов для решения трудностей компании. Всегда лучше заранее оценить риски, чем бороться с запущенной проблемой.

Перспективы российского рынка консалтинга

Экономика страны нестабильна, и каждое неверное решение может привести к краху бизнеса. Рынок консультационных услуг в России бурно развивается — РБК утверждает, что за последние 10 лет он вырос на 73% .

Особенно востребованы IT, финансовый и юридический консалтинг. Многие собственники рассматривают такие расходы как выгодную инвестицию. К примеру, по данным Российской газеты, только в 2020 году выручка IT-консалтинга составила 40,6 млрд рублей . Основные его заказчики — финансовые организации, которым выгодно переводить банковские процессы в цифровой формат.

Среди важных тенденций рынка — ужесточение требований к консалтинговой деятельности. Недобросовестные компании сталкиваются с проверками Росфиннадзора. Это повышает качество услуг консалтинговых компаний, что отражается на эффективности бизнеса.

Что в итоге

Консалтинг — это эффективный инструмент, который помогает бизнесу расти и развиваться, успешно преодолевая кризисы. Главное — найти подходящего профессионала, доверять ему и следовать рекомендациям. Расходы на консалтинг немалые, но своевременное привлечение специалиста поможет решить даже самые серьезные проблемы и вывести бизнес на новый уровень.

Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза.

Консалтинг – что это такое простыми словами: вся правда

Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза? Сегодня мы разберем такую животрепещущую тему, как консалтинг – что это такое простыми словами. Статья для тех, кто ничего в этом не понимает, но очень хочет попробовать себя как в роли заказчика, так и в роли того, кто подобные услуги предоставляет.

Эту статью можно условно разделить на 2 части. В первой мы разберем на молекулы все то, что связано с консалтингом, чтобы у вас больше не было никаких вопросов по теме. Во второй же части мы плавно перейдем к конкретным действиям для того, чтобы вы стали действительно успешным в этой сфере.

Если вы студент и зашли почитать статью для того, чтобы написать очередной никому не нужный реферат, курсовую или, того и гляди, целую дипломную работу, то спешу вас огорчить: данный разбор заточен исключительно с практической стороны. Теории здесь мало, следовательно можете смело закрыть вкладку).

Ну а для тех, кто продолжил чтение, мы рассмотрим следующие темы:

Но прежде чем раскрыть все свои секреты мы, как обычно познакомимся с базовыми терминами в этой сфере.

Что такое консалтинг и почему это популярно?

Если вы спросите лично у меня, что же такое консалтинг, то я отвечу вот этими строками:

“Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо?”

(С.Я. Маршак)

А если еще проще, то это ничто иное как консультирование. Именно так и переводится это слово на русский язык. При этом важно понимать, что такое консультирование не обязательно связано с бизнесом.

К примеру, если мальчик Петя приходит в гости к девочке Тане, чтобы та помогла ему в решении домашнего задания по алгебре, то это также считается консалтингом. Другое дело, что ввиду общего информационного шума обычный интернет пользователь подразумевает под консалтингом нечто, связанное именно с предоставлением бизнес услуг.

Но это далеко не так. Такой вид деятельности, как консалтинг, подразумевает применение в различных нишах. Дальше мы разберемся почему большинство из тех, кто занимается консалтингом, не достигают успеха на этом поприще.

Кстати, тех, кто предоставляет такого рода консультации, называют не иначе как консалтерами. То есть наша девочка Таня из примера – типичный консалтер, которых на рынке труда очень много.

К слову, если вы только собираетесь зарабатывать в этой нише, то не слушайте россказни всяких гуру и экспертов, что дескать эта ниша свободна и конкуренты отсутствуют как таковые. Сейчас консультантов очень много: достаточно сходить на двухнедельные курсы по консалтингу – и, вуаля, ты уже специалист.

Естественно, что о качестве такой подготовки говорить не приходится, и вывод из этого один: консультантов много, но качественных консультантов – мало. Ваша задача либо стать качественным востребованным специалистом, либо, если у вас есть бизнес задачи, обратиться именно к такому консультанту.

Почему же ниша консалтинга сейчас на пике популярности?

Бытует мнение, что это очень легкий вид заработка. Ведь действительно: просто сидишь, говоришь что нужно делать и получаешь за это деньги. Но это огромное заблуждение и немного ниже мы разберем почему.

Yourselfbranding

Не в последнюю очередь такой популяризации консалтинг обязан всяческим он-лайн курсам. Так что привет, инфобизнес ).

Теперь давайте разбираться когда, где и с какой целью нужны консультации? Постараемся смоделировать такие ситуации на основе того практического опыта, который есть у меня лично и у моей команды.

Когда нужны консалтинговые услуги?

Странно, но многие люди ставят подобный вопрос, не понимая какие именно задачи может решить качественный консалтинговый сервис. Попробуем разъяснить для каких целей нужен консалтинг простыми словами.

Представим себе, что вы нейрохирург высокого уровня и делаете операции на спинном мозге. Но тут произошла такая ситуация, что в подобной операции нуждаетесь лично вы. С одной стороны – вы специалист своего дела и можете все сделать самостоятельно, но с другой – делать операцию самому себе, мягко говоря, неудобно). Вот тут и требуется свежий взгляд со стороны.

Когда нужны консультационные услуги

Другой пример. Очень часто практикующие психологи приходят на консультацию к другим психологам, потому что иногда совет со стороны решает намного больше, чем внутренняя работа человека над своим поведением.

Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения ведения бизнеса. Если вы находитесь внутри процессов длительное время, то взгляд на текущую ситуацию может немного “замылиться” и вы не увидите отдельные ошибки.

Вот и получается, что каким бы специалистом вы не были, периодически, раз в 3 месяца, рекомендуется прибегать к помощи сторонних профессионалов для решения тактических и стратегических задач. Моя личная рекомендация – не нужно ждать, когда у вас образуется критическая ситуация. Нужно на год вперед запланировать консультационные услуги.

В общем, консалтинговые услуги помогут в решении следующих задач:

  1. Поиск новых идей
  2. Поиск решений старых задач при помощи новых алгоритмов
  3. Реорганизация структуры процесса.
  4. Правильная постановка целей.
  5. Повышение квалификации в решении операционных задач
  6. Разрешение тупиковых ситуаций

Сам по себе консалтинг также имеет свои подвиды, например коучинг , но в случае консультаций все зависит от того в какой сфере деятельности он проводится. Рамки и этапы могут меняться в зависимости от поставленных целей.

Основные этапы консалтинга в любой нише:

  1. Постановка цели.
  2. Оценка текущей ситуации.
  3. Разработка шагов по достижению цели
  4. Контроль за выполнением намеченного плана

Мы уже договорились, что консалтинг – это не обязательно то, что связано с бизнесом. И сейчас разберемся почему это так.

Виды консалтинга

Для начала следует понять, что консультация может быть по поводу любой проблемы, которая возникает у человека в любом виде его деятельности. Например у вас проблема: вы не можете сбросить вес до той отметки, которая вам нужна. Вы идете к специалисту по похудению и проводите с ним консультацию.

Да, это тоже консалтинг. И он никак не связан с бизнесом. Ведь консультации мы можем получить у кого угодно: у стоматолога, косметолога, тренера по фитнесу, юриста, слесаря на СТО.

Поэтому мы поделим весь консалтинг на два типа: тот который связан с ведением бизнеса, и тот, который относится к любому другому виду деятельности.

Yourselfbranding

Договариваемся, что дальше будем уделять внимание только первому типу.

И здесь я бы действительно мог подсобить студентам, которые пишут дипломные работы или рефераты и перечислить все то, что можно найти на других сайтах. Но поскольку я обещал этого не делать, дам только общую структуру видов консультационных услуг на сегодняшний день.

Как продается консалтинг

  1. Методика. У клиента есть проблема, а у консалтера лучшая методика ее решения наиболее быстрым и эффективным способом. Клиент, в таком случае, получает методические материалы и внедряет все самостоятельно.
  2. Сопровождение. Клиент приходит с запросом, проводится полный анализ текущей ситуации, вырабатывается пошаговый план действий. Далее клиент внедряет все шаги самостоятельно, но при этом консультант периодически проверяет насколько правильно проделана работа.
  3. Результат. У клиента есть проблема или цель, но при этом консультант не выдает никаких методик, не составляет план действий для клиента. Он самостоятельно внедряет имеющиеся у него методики и технологии, добиваясь требуемых результатов в оговоренные сроки. Это так называемый вариант услуги “под ключ”.

Чем полезна градация консалтинга приведенная выше? Во-первых, она очень проста: вы никогда не запутаетесь в том, какой именно вид консультационных услуг вам нужен в конкретной нише.

Во-вторых, такая структура дает понимание того, за что вы будете платить, если заказываете услугу, либо получать деньги, в случае предоставления консультационных услуг. Очевидно, что в первом варианте цена будет самой низкой, а в третьем – самой высокой.

В-третьих, она дает понимание того, какой вид консалтинга нужен именно вам в данный момент. И тут все зависит от того, какой ресурс будет платиться за решение проблемы: время или деньги. Например, вы только выходите на рынок и ограничены своим бюджетом, что вполне нормально для начинающих бизнесменов. Тогда вашим вариантом будет номер один.

И самое главное – вы всегда будете знать кто за что несет ответственность…

В чем отличие консалтинга от других бизнес услуг?

Если вы читали мою статью по коучингу , то там красной нитью через весь текст шла мысль о том, что же отличает коучинг от других видов подобных услуг. Самый важный элемент, который я для себя выделил, – это ответственность.

Вернее ее полное осознание клиентом. В случае коучинга, ответственность всегда лежит на клиенте и коуч не может ничего советовать или рекомендовать, так как клиент должен все сделать сам. В консалтинге все намного сложнее. Вернее проще).

Обычно принято считать, что раз консалтер говорит клиенту что делать, то и ответственность на нем. В большинстве случаев это действительно так.

Yourselfbranding

Но давайте разберемся кто за что несет ответственность относительно той структуры, которую мы рассмотрели чуть выше.

В первом случае, если консультант предоставляет лучшую рабочую методику для клиента и клиент внедряет ее самостоятельно, то на ком тогда будет основная ответственность? Правильно, исключительно на клиенте.

Во втором случае, когда консалтер говорит клиенту что делать, а тот, в свою очередь, самостоятельно все внедряет, под чутким контролем консультанта, то на ком будет ответственность в таком случае? Правильно, исключительно на клиенте. Вне зависимости от того, идет ли проверка составленного плана или нет, в любом случае делать или не делать решает именно клиент.

Ну и в третьем случае, когда клиент готов заплатить деньги за результат, а консалтер внедряет все самостоятельно, либо со своей командой, кто несет ответственность за конечный результат? Все верно – тот, кто внедряет пошаговый план.

И здесь у меня 2 совета. Первый – если вы заказываете консалтинг, то будьте готовы заплатить деньгами или своим личным вовлечением в процесс внедрения.

Yourselfbranding

И второй совет: если вы хотите стать действительно успешным консультантом, то должны понимать, что чем больше вы берете на себя ответственности, тем выше будет ваш заработок.

Когда в Yourselfbranding мы придумали именно такую градацию ответственности, то многим нашим клиентам стало понятно за что они действительно платят деньги и на какой гарантированный результат они могут рассчитывать. Я уверен, что эта схема вам обязательно пригодится, в тех случаях, если вы захотите заказать услуги консалтинга, или стать топовым консультантом.

Главная проблема в бизнес консалтинге

Если вы внимательно прочитали всю предыдущую информацию, то понять что такое бизнес консалтинг вам не составит особого труда. Поэтому в этом разделе хочется поговорить о некоторых тонкостях консультирования в бизнесе и о том, почему одни консультанты зарабатывают много, а другие годами топчутся на месте без особых успехов.

Принято считать, что консалтинг могут себе позволить лишь крупные корпорации с огромными бюджетами. Это далеко не так. Все чаще и чаще к подобной услуге прибегают представители среднего и малого бизнеса. Это приводит к постоянному росту спроса на данную услугу.

В большинстве случаев владельцы малого и среднего бизнеса приходят на консультацию со следующими запросами:

  1. “Я хочу оптимизировать бизнес-процессы”
  2. “Мне нужен эффективный персонал”
  3. “Я хочу повысить продажи”
  4. “Мне нужно снизить издержки”
  5. “Я хочу открыть новый филиал”
  6. “Мне нужно больше клиентов”

Вот и получается, что на рынке консалтинга появляются фирмы, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы, сделать более эффективным персонал, повысить продажи и так далее. Вроде бы эти проблемы достаточно типичны и легко решаемы, но проблема здесь в следующем: в них нет измеримых целей.

Другими словами, если вы вдруг захотите стать успешным консультантом, то вы не сможете им стать просто оптимизируя бизнес-процессы. Все “топовые” консалтинговые компании работают на результат.

К примеру вы хотите работать в сегменте поиска клиентов. Ниша хорошая, хотя и немного перенасыщенная. Если вы напишите на визитке, что являетесь экспертом по привлечению клиентов, то это гарантировано не будет работать. Но если вы напишите, что помогаете создавать дополнительные каналы притока клиентов в любой бизнес с гарантией результата под ключ, то к вам выстроится очередь из тех владельцев бизнеса, у которых есть такая проблема.

К слову, как и что продается в b2b нише вы можете почитать в этой статье . Там я более подробно прошелся по данной теме. Здесь же отметим, что “привлечение клиентов” или “оптимизация бизнес-процессов” – это форма, но не содержание.

Если вы хотите быть классным консультантом, то продавайте содержание и измеримый результат для своих клиентов. И будет вам счастье). Все тоже самое верно и в том случае, если вы хотите купить услугу консалтинга. Обязательно покупайте результат, а не обобщенные обещания.

Теперь пройдемся по самим бизнес консультантам.

Распространенные мифы о консультантах

Что первое приходит на ум? То, что это люди, которые одеты в модный костюм, желательно иметь при себе очки, дорогие аксессуары в виде часов и запонок. Обязательно должны ездить на дорогой машине. В общем они должны иметь все атрибуты “успешного успеха при себе”.

Но, с другой стороны, наличие таких социальных доказательств никак не говорит о качестве самого консультанта как специалиста. Более того, в современном мире появился термин “новые богатые”. Это те люди, которые ценность своего личного времени ставят намного выше, чем дорогие “игрушки”.

Еще лет 10 назад бизнес-тренер, руки которого по локоть “забиты” татуировками, казался инородным телом в бизнес тусовке. Сейчас это не то, чтобы норма, но общество гораздо более лояльно относится к проявлению таких индивидуальных черт.

Самые распространенные мифы о консультантах

Так что же важнее – внешний вид или навыки консалтера? Помните пословицу о том, что встречают по одёжке, а провожают по уму? Мое личное мнение таково: если на вас будет плохая одёжка, то вас могут попросту не встретить. Но не более того.

Обычно консультанты стараются показать как можно больше различных графиков, презентаций, употребить как можно больше всяческих терминов и атрибутов на английском языке. Как правило делается это для того, чтобы еще больше подчеркнуть свою важность перед клиентом.

Но мне кажется, что главный залог успеха – это простота в общении. Чем меньше непонятных для клиента терминов, тем лучше. Тем более если вы будете продавать исключительно результат, которого можете добиться. Люди бизнеса любят конкретику и они ее постоянно измеряют: в людях, часах, килограммах, деньгах.

В том случае, если вы заказываете консалтинг, то насторожиться нужно в тех случаях, если консультант:

  1. Обещает результат за 2 консультации
  2. Не готов сопровождать внедрение
  3. Не говорит конкретных цифр
  4. Избегает гарантий результата в виде своего гонорара
  5. Не дает бесплатного тестового периода взаимодействия
  6. Не делает глубокого анализа и тестирования текущей ситуации

Призываем вас прислушаться к этим сигналам при заключении сделки. Добавьте свои “тревожные сигналы” в комментариях под статьей и мы обязательно обсудим их вместе.

Дальше идут обещанные советы для будущих успешных “советников”, но прочитать этот раздел будет полезно и собственникам бизнеса.

В чем могут быть трудности, если вы решили стать консалтером?

Самая главная трудность – просто стартовать. А после того, как вы начали продвигаться к своей цели, понять, что уровень доверия к вам, как к эксперту, на первых порах будет достаточно низким и с этим ничего не поделаешь.

Со временем у вас появятся свои кейсы и определенный опыт проделанной работы. К этому моменту вам станет значительно легче. По своему опыту могу сказать, что первые два года такой работы – самые сложные.

Еще одна трудность – вам будет казаться, что у вас недостаточно знаний. Как ни странно – знаний нужно немного. Их должно быть ровным столько, сколько требуется для того, чтобы можно было выполнить свою работу. Естественно вы должны постоянно развиваться – читать нужную тематическую литературу, особенно ту, которая выходит на английском языке, знать все тренды и уметь прогнозировать их развитие.

В чем могут быть трудности, если вы решили стать консалтером

Например я очень спокойно отнесся к появлению чат-ботов в мессенджерах, так как понимал, что это только дополнительный способ донесения своего предложения на рынке и не более.

Ну а про главное в любом бизнесе мы конечно же помним – это трафик, а вот книга где он водится кроме мессенджеров и Инстаграма. Переходите и скачивайте совершенно бесплатно по этой ссылке .

Ну а теперь я раскрою действительно великий секрет, который помог мне совершить значительный скачок в развитии своих качеств консалтера. Помните мы уже говорили с вами о том, что если вы хотите стать успешным консультантом, то должны гарантировать результат своим гонораром? Так вот: это нужно не для того, чтобы лучше продавать свои услуги в качестве “советника”. Такое обещание нужно в первую очередь именно для вас! Не забывайте об этом!

Ну а второй секрет, как быстро стартовать в качестве консультанта, я раскрою только тогда, когда эта статья наберет 100 лайков и репостов. Поэтому комментируйте данный материал и делитесь им со своими друзьями в социальных сетях.

Мне регулярно приходят письма с одним-единственным вопросом: "Как мне стать бизнес-консультантом? С чего начать?".

Уф. как я устал отвечать на такие вопросы. Особенно когда они приходят от людей в возрасте 20+ лет. Друзья, скажу прямо: желание стать бизнес-консультантом в столь юном возрасте - патология. Которую надо лечить электричеством :) Поясню.

Начинающему бизнес-консультанту: заведите пузо, бороду и геморрой )))

Во всём мире (но не в России) консалтинг - это "профессия седых волос". Туда идут люди, которые УЖЕ имеют что-то за душой, имеют какой-то основательный жизненный и профессиональный опыт. Это люди, которые УЖЕ достигли успеха в какой-то профессии, сделали карьеру, реализовали множество проектов, добились значимых в обществе результатов и статуса.

ОТКУДА именно приходят люди в консалтинг (из бизнеса, из науки, из спорта и т.п.) - это уже не столь важно. Важнее понимать две принципиальные вещи:

1. Консалтинг - это отдельная, НОВАЯ (по отношению к прошлым успехам и жизненному опыту) сфера профессиональной деятельности. Там есть свои собственные компетенции, навыки, инструменты, принципы работы и т.д. и т.п.

Консалтингу надо учиться, и надо много работать, чтобы постоянно повышать свои навыки и умения, связанные именно с консалтингом. Это я к тому, что просто "зайти" в консалтинг - может каждый. Пороги входа в данный бизнес фантастически низки (парикмахерскую открыть и то сложнее)))). Но вот профессионалами в консалтинге становятся единицы.

2. В мире есть множество вещей, которые невозможно реализовать напрямую. Хотя бы потому, что это "нечёткие концепты" - никто до конца не знает и не уверен, что это такое на самом деле :)

Пример такого нечёткого концепта - "счастье". Кто его знает, что это вообще такое, и как его с гарантией заполучить. Вы, например, можете вот прямо сейчас, прочитав эти строки, щёлкнуть пальцами (вырвать волосок из бороды, нажать на кнопку и т.п.), и стать счастливым?

Попытки заполучить эти самые нечёткие концепты напрямую, обычно ничем хорошим не заканчиваются. Что такое "счастье здесь и теперь"? Это наркотик!

Повторю - есть множество вещей, которые являются неким побочным, неконтролируемым результатом нашей постоянной активности/деятельности. Если вы будете стремиться к счастью, атакуя его "в лоб", вы в лучшем случае станете несчастным наркоманом. А вот если вы будете жить продуктивной, интересной, наполненной смыслом и эмоциями жизнью, занимаясь любимым делом, общаясь с хорошими людьми - счастье само вас найдёт :)

Та же история с консалтингом. Человек, который мечтает "в лоб" стать бизнес-консультантом (бизнес-тренером) - озабоченный маньяк :) Но тогда побочным результатом ЧЕГО является консалтинг?

Консалтинг - это ПОМОГАЮЩАЯ профессия. Т.е. это побочный результат вашего искреннего и постоянного желания помогать другим людям. Вдумайтесь! Тут важно не путать некоторые принципиальные вещи! Например.

Консалтинг - это НЕ желание учить/поучать других. Хотите учить - ступайте в педагогику, и мучайте школоту :) В бизнес-консультировании ещё неизвестно, кто кого учит :)) Если вам нравится роль наставника/гуру - то лучше проходите мимо консалтинга (пока не натворили много нехорошего).

Консалтинг - это НЕ желание красоваться перед публикой. Хотите красоваться перед большими аудиториями - идите в петросяны :) Разумеется, бизнес-клоуны (ой, простите, мотивационные спикеры :))) сегодня в моде, но на этой стезе надо как минимум актёрским талантом обладать (чтобы стать "консультантом"))).

Повторю: консалтинг - это искреннее стремление помогать другим людям в их работе, в достижении ИХ ЦЕЛЕЙ. Разумеется, помогать можно по-разному. Знакомая история: "Хочешь помочь? Становись рядом, бери лопату, и копай!" :))) Здесь нужно очень чёткое понимание предмета своей деятельности и своих сильных сторон (уникальных компетенций, с помощью которых вы действительно можете оказать ценную для клиента помощь).

Про себя любимого :) я точно знаю, что у меня есть две уникальные компетенции. Во-первых, я профессиональный психолог. Во-вторых, я исследователь, аналитик, научный работник. Предмет моей деятельности - люди (точнее, их психика) и информация. С лопатой я тоже умею обращаться, но использовать мои компетенции для того, чтобы копать - не лучшая идея :) Всё равно, что забивать гвозди микроскопом.

Помогать другим я начинал именно как психолог. Люди обращались за консультациями по самым разным вопросам, среди которых было много связанных и с бизнесом: Как разрулить конфликт в трудовом коллективе? Чем мотивировать собственных сотрудников? Как разработать новый продукт, чтобы он был привлекателен для клиентов? Как обучить сотрудников-новичков? и т.д. и т.п. Я просто помогал в решении данных вопросов, много лет даже не задумываясь о том, что на самом деле занимаюсь бизнес-консультированием :)

Та же история и с научными компетенциями. Приведу лишь один пример многолетней давности (тогда я ещё работал преподавателем ВУЗа, и на моей визитке не было надписи "бизнес-консультант"))). Знакомый предприниматель в частном разговоре пожаловался, что у него "кризис в продажах". У него несколько магазинов, но недавно он нашёл новых поставщиков, очень сильно изменил ассортимент, да и вообще "всю концепцию продаж". После чего продажи рухнули.

Я стал задавать вопросы, чтобы понять ситуацию, стали совместно обсуждать причины и следствия кризиса. Пришли к выводу, что нужны какие-то маркетинговые действия, чтобы донести до покупателей новую концепцию продаж. Также выяснилось, что в компании есть маркетолог, и есть роскошная клиентская база. "Роскошная" потому, что клиентов периодически опрашивали, и в базе было море полезной качественной информации. Например, в т.ч. то, как клиенты реагировали на те маркетинговые акции, которые ранее проводились. Информации было настолько много (клиентская база содержала почти 3 тыс. ID), что это были просто Big Data какие-то))))

У меня тут же глаза загорелись: "А давайте на основе этих самых данных сделаем сегментацию клиентов! Причём сделаем на основе всех имеющихся в нашем распоряжении данных, с помощью каких-нибудь методов статистического анализа". Руководитель "дал добро"; я сделал кластерный анализ; вместе с маркетологом для каждого кластера-сегмента мы предложили идеи по продвижению новой концепции продаж и нового ассортимента; после чего они бросились воплощать эти самые идеи на практике.

Для рвущихся в консультанты :) акцентирую внимание: 1) я просто старался помочь в решении насущной проблемы; 2) я старался помочь с помощью тех компетенций/инструментов, которыми владею в совершенстве (в данном случае - многомерный статистический анализ); 3) тогда я не думал, что я "бизнес-консультирую" :))) Я скорее решал научно-исследовательскую задачу. В результате исследования я добыл некие новые знания (подробное описание клиентских сегментов), и передал эти знания тем, кто ими уже далее воспользовался на практике.

Кстати (опять же для новичков ;)) скажу, что делал тогда я это исследование бесплатно. Мне просто было интересно, что из этого получится - чисто познавательный интерес. Кроме того, я был вовсе не уверен, поможет ли полученное знание о клиентских сегментах выйти компании из кризиса. Знание помогло :) Но благодарность (в виде денежек))) от руководителя компании я получил почти через год - когда было уже отчётливо ясно, что эта информация им полезна.

Если говорить про сегодняшний день (когда на моей визитке уже написано "бизнес-консультант"))), то тут уже всё сложнее. Есть виды работ, за которые я берусь только за приличные деньги, только по предоплате, и ещё и покапризничаю при этом))) Например, вроде описанного выше стат.анализа клиентской базы компании. Просто эта компетенция отточена мною в течение многих лет, и с 99% гарантией я знаю, что извлечённая в результате анализа информация будет полезна для заказчика.

Но несмотря на это, принцип остаётся неизменным: "Сначала желание помочь, потом уже всё остальное". Именно поэтому среди моих проектов очень много бесплатных или таких, которые я делаю за копейки. Это проекты, где я не уверен в достаточности моих компетенций, или в полезности результата для заказчика (о чём, кстати, всегда честно предупреждаю). Это в т.ч. благотворительные проекты. Это проекты, в которых развиваюсь я сам, и где само взаимодействие с интересными и умными людьми гораздо важнее полученных денег. Это проекты, где не только я помогаю (в одностороннем порядке), а где возникает подлинное сотрудничество и взаимопомощь.

. Зачем я всё это пишу? Вот на днях приходит очередное письмо с вопросом "Как мне стать консультантом?". И в нём ещё много уточнений: А сколько должен зарабатывать консультант? Какие должны быть расценки на услуги? А надо ли регистрировать ИП? И т.д. и т.п. Может быть эти вопросы и важны. Но в моём понимании - это всё второстепенные мелочи.

Главное - хотите ли вы помогать другим людям в их деле? Действительно ли вы МОЖЕТЕ это делать (помогать = на время забывать о своей жизни и своих интересах, и жить интересами и целями клиента)?

Есть ли у вас какие-то ценные компетенции (и работаете ли вы над их постоянным наращиванием), благодаря которым вы можете помогать другим?

Предположим, что вы всё прочитали, и я вас не отговорил. Т.е. всё равно чешется стать бизнес-консультантом :) И всё равно хочется получить конкретный совет. Получайте!

Вот вам конкретный совет: по моему мнению, существует 4 вида профессиональных компетенций бизнес-консультанта, и начать "становиться бизнес-консультантом" можно с проработки любой из них.

1. Отраслевые компетенции. В каком реальном бизнесе, в какой сфере деятельности вы разбираетесь лучше всего? В розничной торговле? В торговле нефтью? В интернет-маркетинге? В ресторанном деле? (и т.д., и т.п.)

В какой отрасли вы, может быть, УЖЕ работали раньше? В какой отрасли за время вашей карьеры вы достигли максимальных результатов, реализовали выдающиеся проекты? В какой отрасли вы имеете уникальный "авторский", инновационный опыт?

Даже если у вас нет опыта реальной работы в интересующей вас отрасли, то как вы оцениваете свой "отраслевой кругозор"? Способны ли вы общаться со специалистами из данной отрасли на одном языке? Способны ли вы поддерживать профессиональные темы разговоров на таком уровне, чтобы вас без проблем принимали за "своего"?

2. Системные компетенции. Любой бизнес состоит из типовых подсистем (типовых бизнес-процессов): стратегического и оперативного управления; маркетинга; производства; управления персоналом; управления качеством; управления финансами и т.д. и т.п.

Какой системной компетенцией (и, что важно: развитой на очень высоком уровне) вы обладаете? Может быть, вы прекрасно разбираетесь в управлении персоналом? Или можете управлять корпоративными финансами?

Системные компетенции требуют специального образования (например, хочешь стать консультантом по управлению персоналом - получи хотя бы вузовский диплом HR-менеджера!) и целого комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.

Подчеркну: выбранная консультантом системная компетенция должна быть развита на ОЧЕНЬ высоком уровне! Вы должны постоянно учиться, учиться и учиться, а также реализовать проект за проектом в самых разных организациях. В противном случае вам просто нечего будет дать полезного/нового тем системным специалистам, которые уже работают в организации.

Понимаете, о чём я? Чтобы, например, консультант мог хоть чем-то помочь профессиональному маркетологу, который уже много лет работает в конкретной организации, консультант должен быть супер-пупер-мега-маркетологом, способным дать хоть что-то ценное УЖЕ компетентному профессионалу. Это означает, что вы должны уметь "прокачивать" свою системную компетенцию быстрее, ширше и глыбже :), чем ваш клиент. Вы так умеете/можете?

3. Инструментальные компетенции. Бизнес-консультирование - это помощь, которая осуществляется с помощью различных инструментов. Природа этих инструментов может быть самая разная - управленческая, психологическая, экономическая, финансовая и т.д.

Как правило, все эти инструменты легко доступны (достаточно полистать любой учебник). Мало того, скажу по секрету, что новые, какие-то особо продвинутые и "секретные" инструменты в мире управления и бизнеса придумать практически невозможно. Под распиаренными "новейшими методами консультирования" обычно скрывается банальное желание "создателей" просто срубить на таком "ребрендинге" денег.

Я не случайно говорю, что все инструменты УЖЕ известны и легко доступны. Дело не в инструментах, а в том, насколько глубоко, точно и виртуозно мы их применяем. Много лет назад я считал, что нет ничего проще и примитивнее, скажем, SWOT-анализа, или, к примеру, составления карты проблем организации. Это и вправду ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ инструменты, описанные в любом учебнике по менеджменту или маркетингу.

А потом я увидел, как применяет данные "простые" инструменты на практике консультант-Профессионал (с большой буквы "П") - Аркадий Ильич Пригожин. И осознал две вещи: а) эти инструменты вовсе не простенькие, они очень мощные и позволяют извлечь море полезной информации и помочь в решении множества проблем; б) существует множество тонкостей и вариаций в применении данных методов "на все случаи жизни".

Это примерно то же самое, как со скрипкой. Если дать этот прекрасный инструмент в руки неподготовленному человеку, то он разве что постучать по корпусу сможет :))) А если дать в руки Мастеру, то он и на одной струне сможет целую сюиту исполнить.

Теперь, собственно, вопрос: а каким конкретно консалтинговым инструментом вы владеете в совершенстве, на мастерском уровне? Хотя бы одним?! Владеете на таком уровне, на каком не владеет больше никто - т.е. у вас есть уникальный опыт, знания и навыки по применению данного инструмента?

4. "Чужие" компетенции. Любой бизнес - это живая и открытая система. Это часть жизни. Бизнес никогда не будет наукой, в которой всё подчиняется строгим законам и правилам.

Это означает, что нет и никогда не будет жёстких ограничений в понимании процесса и методов бизнес-консультирования. Бизнес может развиваться с помощью инструментальных метафор, заимствованных из самых разных сфер жизни.

Например, если "весь мир театр, а люди в нём актёры", а вы лично - гениальный режиссёр, то почему бы не использовать ваши профессиональные навыки для бизнес-консультирования? Например, можно взять и организовать бизнес-театр :) /И это УЖЕ реализованная идея :)) просто введите в любом поисковике "бизнес-театр"/.

Может быть, вы отличный джазист, и сможете консультировать по созданию "бизнеса в стиле фанк"? ;) Или вы прекрасный путешественник, и сможете подсказать как развивать "бизнес в стиле экспедиции"? ;))) /и это тоже реализованные идеи!/

Вопрос: обладаете ли вы какой-нибудь уникальной "чужой" (т.е. не имеющей прямого отношения к бизнесу) компетенцией, но которая востребована бизнесом или может быть ценной бизнес-метафорой? Можете ли вы использовать уже имеющиеся у вас компетенции для оказания реальной помощи бизнесу?

ХОТИТЕ стать бизнес-консультантом? Выше перечислены четыре вида профессиональных компетенций консультанта - берите и развивайте любую из них. Можно по-отдельности, можно в сочетании :)

Также мне часто задают вопрос: "Что почитать по бизнес-консультированию?". Всё просто :) Решили прокачивать отраслевую компетенцию - читаете всё, что только можно про "свою" отрасль. Особенно периодику. Особенно профессиональные форумы/блоги в Интернете. Особенно зарубежные профессиональные форумы/блоги. (Решили прокачивать системную или инструментальную компетенцию - рекомендации аналогичные).

Кстати, даже если у вас есть специализированное образование (скажем, вузовский диплом по менеджменту), крайне рекомендую перечитать учебники. Особенно те разделы, которые связаны с выбранной вами консалтинговой специализацией. Перечитать не по-студенчески, не "для галочки", а целенаправленно выискивать инструменты, которые вам близки и интересны, и которые потом будут вас кормить, между прочим. Найдя в учебниках "нечто любопытное", ищите (Гугл в помощь!) самые свежие книги и статьи по данным темам/инструментам (спец.журналы, форумы, блоги).

Кроме специализированной литературы, важно иметь и некое общее представление о том, что такое консультирование, как организован процесс, каких правил должен придерживаться консультант и т.д. По консультированию сейчас пишется и издаётся множество всякой мути, поэтому я рекомендую начать с классики:

1) Любые книги и статьи уже упомянутого А.И.Пригожина. Вообще, я считаю, что самой первой прочитанной книгой начинающего консультанта должна быть "Методы развития организаций" (2003 г.). Её очень хорошо дополняет "Дезорганизация: Причины, виды, преодоление" (2007).

2) Все книги Дэвида Майстера: "Советник, которому доверяют", "Первый среди равных", "Истинный профессионализм", "Стратегия и толстый курильщик", "Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги", "Делай то, что проповедуешь".

3) Чтобы понять (ощутить!), что такое бизнес-консультирование на уровне лидеров отрасли, крайне рекомендую почитать И.Расиел, П.Фрига "Инструменты McKinsey" и/или И.Расиел "Метод McKinsey".

4) Одна из первых книг (прочитанных ещё в 1999 г), которая также помогла мне понять, что есть консультирование как профессиональная деятельность - Калверт Маркхэм "Управленческое консультирование" (позже переиздавалась как "Консалтинг менеджмента").

. разумеется, существуют и другие книги по бизнес-консультированию. Может быть когда-нибудь я продолжу этот список ;)


Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!

Читайте также: