Конкурс знатоков профессий чем занимаются представители следующих профессий

Обновлено: 27.04.2024

Цель: Создание у детей представлений о мире профессий.

• дифференциация и обобщение знаний о профессиях;

• формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки профессиональных действий человека, предметов труда;

• обучение детей составлению рассказов о людях разных профессий, используя схему.

• развитие монологической, связной речи детей (речь-рассуждение; речь-доказательство);

• закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

• совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки;

• развитие внимания, логического мышления, памяти.

• воспитывать у детей уважение к результатам труда людей разных профессий;

• формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности;

• создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

• демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;

• схема для составления описательных рассказов;

• бланк для проставления баллов;

Ход занятия

Жури,которое вас будет оценивать:

Теребило Татьяна Владимировна учитель - логопед СОШ № 7…

Логопед: Итак, начинаем игру – викторину.

Ребята, скажите, кто знает, что такое профессия?

Дети: Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

• Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)

• Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)

• Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)

• Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)

• Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)

Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)

• Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)

• Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)

Логопед: Посмотрите человек, какой профессии изображён на экране? Моряк.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (лейка, якорь, штурвал, компьютерная мышка, корабль, подзорная труба).

Дети: Компьютерная мышка, лейка.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Водитель.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (машина, руль, краски, светофор, колесо, корабль).

Дети: Краски, корабль.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Космонавт.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (скафандр, карандаш, ракета, плоскогубцы, штурвал, спутник).

Дети: Штурвал, карандаш, плоскогубцы.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Тракторист.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (шуруповёрт, трактор, стог сена, машина для сборки сена, прицеп, таблетки).

Дети: Таблетки, шуруповёрт.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Полицейский.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (свисток, дорожный ограничитель, полицейская машина, телескоп, фуражка, жезл).

Дети: Телескоп, дорожный ограничитель.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Пожарный.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (топор, пожарная машина, огонь, телескоп, штурвал, огнетушитель).

Дети: Телескоп, штурвал.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Доктор.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (скорая помощь, автозаправочная станция, аптечка, веник, градусник, таблетки).

Дети: Веник, автозаправочная станция.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Лётчик.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (телескоп, самолёт, небо в облаках, фуражка, парашют, линейка).

Дети: Телескоп, линейка.

Логопед: Посмотрите, кто изображён на экране? Машинист.

Что ему не пригодится в работе из этих предметов: (вагон, железная дорога, паровоз, семафор, светофор, шлагбаум).

Логопед: Ребята, вы знакомы с мальчиком по имени Нехочуха. Он очень ленивый и вообще ничего не хочет делать. Знакомо вам это чувство? И вот

представьте, что все взрослые на земле станут ленивыми и откажутся работать. Что же интересно тогда произойдет?

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

Шить платья мне не хочется,

И все портные в городе,

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые,

Логопед: Подумайте, что было бы?

Дети: Если зимой люди по улице будут ходить без одежды, они замёрзнут и заболеют.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофёр:

Возить людей не хочется!

И выключил мотор.

Рабочие на фабрики,

Ходили бы пешком.

Логопед: Подумайте, что было бы?

Дети: Большие расстояния преодолевали пешком, часами и днями взрослые опоздали бы на работу, а дети в детский сад.

Сказал учитель в школе бы:

Мне в нынешнем году,

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники,

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучёными,

До старости росли.

Логопед: Подумайте, что было бы?

Дети: Все дети выросли бы глупыми, неучами.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи,

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился,

С подвязанной щекой.

Логопед: Подумайте, что было бы?

Дети: Людям было бы плохо, они болели.

Логопед: Нам можно не переживать, потому что мы не дружим с Нехочухой, а только представили себе что произойдёт если мы будем лениться.

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся,

От нужного труда:

Придёт наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,

Что им не поручи,

Портные и сапожники,

Логопед: Каждой команде нужно будет выбрать один конверт, в нём находятся две разрезные картинки, вам необходимо их собрать.

(плотник, садовник, пекарь, полицейский, клоун, моряк).

Что можно сказать о людях этих профессий, какие они?

Плотник – какой? (внимательный, осторожный).

Пекарь – какой? (внимательный, аккуратный).

Полицейский – какой? (смелый, сильный).

Клоун – какой? (смешной, глупый, весёлый).

Садовник – какой? (аккуратный, умный).

Моряк – какой? (умный, храбрый).

А сейчас немного отдохнём, я приглашаю вас всех на весёлую музыкальную зарядку.

Логопед: Я начну предложение, а вы закончите его.

В школе учит нас - учитель.

Строит здания - строитель.

Поезд водит - машинист.

На тракторе пашет - тракторист.

Самолетом правит - летчик.

Мебель делает - столяр.

От болезней лечит - врач.

Пишет красками - художник.

Сапоги сошьет - сапожник.

Часы починит - часовщик.

Погрузит краном - крановщик.

Рыбу ловит нам - рыбак.

Служит на море - моряк.

В машине возит груз - шофер.

В кино снимается – актёр.

Профессий много нужно знать, чтоб в жизни путь свой выбирать.

Логопед: Каждому игроку нужно выбрать любую картинку, и составить рассказ о профессиях людей по схеме.

1. Название профессии.

3. Форменная одежда.

4. Что нужно для работы.

5. Что человек делает на работе.

Логопед: Обратите внимание на экране картинка рыболов, объяснить, почему она так называется?

Рыболов – ловит рыбу.

Пчеловод - разводит пчел.

Лесоруб – рубит лес.

Садовод – разводит сад.

Трубочист – чистит трубы.

Цветовод – разводит цветы.

Кашевар – кашу варит

Коневод – коней разводит

Мореплаватель – по морям плавает

Логопед: А подсказкой вам будут картинки на экране.

Без труда - не поймаешь и рыбку из пруда.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Поспешишь – людей насмешишь.

Маленькое дело – лучше большого безделья.

Землю красит солнце – а человека труд.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Сделал дело - гуляй смело.

Пока жюри подводит итоги, определяет победителя, мы подведём итоги нашей игры - викторины.

На какую тему проходила викторина?

Какие профессии вы знаете?

В какие конкурсы вам понравилось играть?

А сейчас слово жури и награждение команд.

Жури: В сегодняшней игре – викторине победила дружба. Но всёже мы бы хотели отметить команды: самая дисциплинированная команда под № … получают грамоты и призы, самая дружная команда под № … получают грамоты и призы, самая активная команда под № … получают грамоты и призы.

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. М. Творческий центр, 2007.

2. Бельская И. П. Увлекательный словарик. Минск. Юнипресс, 2005.

3. Давыдова Т. В. Пословицы, поговорки, крылатые выражения.

4. Ткаченко Т. А. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов.

Прикреплённые файлы:

Цель: способствовать формированию у обучающихся умения ориентироваться в мире профессий.

  • Расширение представлений о содержании различных профессий.
  • Развитие и коррекция мышления (анализ синтез логики), через задания конкурсной программы.
  • Воспитывать уважительное отношение к профессиям.

Оборудование: конверт с буквами и картинками инструментов; картинка к заданию “Чьи это ушки и хвосты”; картинка “Найди овощи”; в тарелках: чеснок, лук, укроп; в мешочках (гречка, рис, пшено); таблички для игры “Анаграммы”; шапка, шарф, куртка, ботинки;, листы бумаги и фломастеры; конверты с геометрическими фигурами; заготовки с разрезанными пословицами.

II. Представление команд и жюри

III. Конкурс “Разминка”

IV. Конкурс “Юный лесничий”

V. Конкурс “Во саду ли, в огороде”

VI. Конкурс “Поварята”

VII. Конкурс “Искусная Швея”

VIII. Конкурс “Ласковая няня”

IX. Конкурс “Столяры - плотники”

X. Конкурс “Собери пословицу”

XI. Подведение итогов.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами проведем игру. Это своеобразное соревнование, которое должно показать широту вашего кругозора и способность ориентироваться в мире профессий.

Прежде чем приступить к игре, хотелось бы напомнить еще раз о важности выбора профессии, о трудности правильного выбора.

О том, как важно не ошибиться в выборе профессии, вы, конечно, знаете. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения.

Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: “Что ты делаешь?”. Землекоп ответил: “Копаю эту проклятую яму!”. Второй на этот же вопрос ответил: “Зарабатываю себе на кусок хлеба”. А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. В чем смысл?

Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда.

Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и “примерять” на себя различные профессии.

Сейчас мы с вами проведем конкурсную программу “Знатоки профессий”. Интересно просмотреть, как вы ориентируетесь в мире профессий, оценить вашу эрудицию. Во время игры вы попробуете себя в роли поваров, столяров, помощников няни, лесничих.

II. Представление команд и жюри.

III. Конкурс “Разминка”.

Составьте слово и выберите инструменты для представителей данной профессии.

столяр портной
Молоток, рубанок, пила, отвертка, Игла, нитки, сантиметровая лента, швейная машинка

IV. Конкурс “Юный лесничий”.

Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.

А) Лесничий охраняет наш лес от пожаров и браконьеров. Для него важно быть наблюдательным и вам нужно определить, чьи это ушки и хвосты и подписать.


Б) Лесничий должен знать очень много о природе сейчас я каждой команде буду задавать вопросы, а вы будете отвечать, если команда затрудняется ответить, то отвечает другая команда.

1. Кода цветет ландыш? (весной)

2. Кто ухает в лесу ночью? (филин)

3. Не огонь, а жжет. Что это? (крапива)

4. Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)

5. Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (да)

6. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7)

7. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)

8. Тюрьма для птиц. (клетка)

9. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)

10. Растение похожее на ежа. (кактус)

11. Цветок, лысеющий на ветру. (одуванчик)

12. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет (комар)

13.И дорожная разметка, и название животного (зебра)

14. какая птица яиц не несет, а из них выводиться? (петух)

15. Рыба с усами. (сом)

V. Конкурс “Во саду ли, в огороде”.

Сами грядки мы копали
И сажали огород,
Мы пололи, поливали –
Много было нам хлопот.
Время сбора подоспело –
Небывалый урожай!
Ты в корзину полезай!

А) нужно отыскать и пересчитать все овощи, которые вырастили овощеводы.


  • Зеленый, продолговатый, сочный – (огурец)
  • Круглое, душистое, антоновское – (яблоко)
  • Красный, сочный, круглый – (помидор)
  • Вкусный, алый, сочный - (арбуз)
  • Маленькая, круглая, красная – (вишня)
  • Круглая, сладкая, желтая – (репа)

VI. Конкурс “Поварята”.

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?

А) Не секрет, что профессиональный повар должен обладать отличным обонянием. И сейчас участники продемонстрируют нам эти способности в следующем конкурсе.

Задание: Капитаны команд по очереди подходит к столу с завязанными глазами и по запаху должен определить содержимое каждой тарелки.

(В тарелках: чеснок, лук, укроп)

Молодцы с этим заданием капитаны справились, принесли своим командам баллы, а теперь следующее задание.

Б) На ощупь определить крупы, лежащие в мешочке (гречка, рис, пшено)

VII. Конкурс “Искусная Швея”.

Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно?

Задание: каждой команде даны листы и фломастеры, нарисовать одежду для соответствующих профессий в карточках (повар, почтальон).

Игра со зрителями: “Анаграммы”.

Нужно составить слово и назвать профессию, которой принадлежит данный атрибут.

1. ПЕРСНАТОК (наперсток)

2. ЦЫНИНОЖ (ножницы)

4. ЛТОМООК (молоток)

6. ВЛОНПКИ (половник)

VIII. Конкурс “Ласковая няня”.

Дел немало у меня,
Много и работы
И прибраться в уголке
Помогу детишкам.
Оботру окно и стол,
Вымою посуду, подмету я в группе пол, приберусь повсюду.
И в конце любого дня
Радостно бывает, ведь помощницей меня дети называют.

Задание: Каждой команде даны шапка, шарф, куртка, ботинки, нужно одеть ребенка на прогулку.

IX. Конкурс “Столяры - плотники”.

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.

Задание: Из данных фигур составить домик


X. Конкурс “Собери пословицу”.

Сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде.

  • Деревья смотри в плодах,. (а людей смотри в делах).
  • Терпенье и труд. (все перетрут).
  • Под лежачий камень. (и вода не течет).
  • Маленькое дело. (лучше большого безделья).
  • Горька работа. (да сладок хлеб).
  • Не везде сила: где уменье,. (а где и терпенье).
  • Не сиди сложа руки - . (не будет и скуки).
  • Не спеши языком - . (спеши делом).
  • Любишь кататься - . (люби и саночки возить).
  • Делу время. (потехе час).
  • Всякое дело человеком ставится. (и человеком славится).
  • Ищи невесту не в хороводе. (а в огороде).

Задание для зрителей: Продолжить пословицу:

  • Если нет охоты – мало толку от работы
  • Если не трудиться – можно в жизни заблудиться
  • Кто ловок в труде – кует счастье себе
  • Жизнь без труда - путь в никуда
  • Не хватает уменья – не жди уважения
  • Смахни пот с лица и доведи работу до конца
  • Счастье к тому приходит, кто с трудом дружбу водит
  • Тот человек в почете, чьи руки в работе
  • Тому не стыдно, чью работу видно
  • Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не знает.

XI. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворение.

Ученица № 1:

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.

Ученица № 2:

Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так, и выходит,
Все что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Вручение дипломов.

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Вопрос Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др. Блиц-игра (3 вопроса за 1 минуту, на обдумывание каждого вопроса – 20 сек.)

Вопрос Кто был профессионалом: – в литературе и медицине (ответ: А.П. Чехов); – в музыке и химии (ответ: А.П. Бородин); – в литературе и дипломатии (ответ: А.С. Грибоедов). Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Вопросы можно оформить более интересно.

3. Вопросы с участием сказочных персонажей

4. Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

Вопрос На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе? Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец – за щеку).

5. Вопросы, связанные с историей профессий

Вопрос В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста? Ответ: слесарь-водопроводчик.

Вопрос Что общего у ЭВМ с коровой? Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения). Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.

Вопрос Мы на закате с поля возвращались, Ядреным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась По-за плечом рубашка на граблях. Назовите профессию человека, написавшего эти строки? Ответ: поэт.

Вопрос Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. Ответ: профессия машинист – машинистка.

Вопрос Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией? Ответ: повар, кулинар-кондитер.

ПРОСЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Ведущий: Первый конверт Блиц Задание:

1. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? Актеры.

2. Какой водитель смотрит на землю свысока? Пилот.

3. Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? Спасателями.

Вопрос: В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Внимание вопрос? Что лежит в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ло­жечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Ведущий: Видео вопрос: Какие на свете профессии есть? Их много, их – море, их – просто не счесть: Учитель, водитель, врач, адвокат, Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет… Их много, их – море, их – просто не счесть! Все важные в мире профессии есть!

Внимание вопрос: Назовите 5 основных типов классификаций профессий? Ответ: 1. Человек – природа 2. Человек – техника 3. Человек – человек 4. Человек – знаковая система 5. Человек – художественный образ

Ведущий: у нас простой вопрос

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел,

которыми он владел.

Ведущий: Ответ: Петр 1

Ведущий: Вопрос - с выносом:

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители, какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

Ведущий: Игра со зрителями: Я Вам буду называть профессии в мужском роде, Вы должны назвать эту же профессию, в женском и наоборот.

• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

• Она - стюардесса, он - … (стюард)

• Она - медсестра, он - … (медбрат)

• Он - доктор, она - … (доктор)

• Он - водолаз, она - … (водолаз)

• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

• Он - поэт, она - … (поэтесса)

• Он - штукатур, она - … (штукатур)

• Он - повар, она - … (повар)

• Он - портной, она - … (портниха)

Ведущий: Вопрос от - черный ящик

Данные орудие труда имеют одно название, но применяются в профессии штукатура моляра и врача лора, назовите эти предметы?

Ведущий: Ответ: шпатель строительный и медицинский.

Ведущий: Команде выпал - Блиц вопрос 2

Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”?

Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита?

Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? Ответ: Дровосек.

На подносе выносятся крупа, чек, гиря, пачка влажных салфеток. Представители, какой профес­сии используют данные предметы в своей работе? Ведущий: Ответ: продавец.

Ведущий: И у нас музыкальная пауза (попурри из песен).

Ведущий: И мы продолжаем игру.

Видео вопрос: от Анастасии У.

Это условие математической задачи, а сейчас внимание вопрос - какие три условия должны выполняться при выборе профессии?

Внимание ответ: Хочу, могу, надо.

Мы на закате с поля возвращались,

Ядрёным потом стылый воздух пах,

У каждого обветрено качалась по – за плечам

Рубашка на граблях.

Ведущий: Внимание вопрос - Назовите профессию человека написавшего эти строки. Ответ: ( Поэт)

Ведущий: Крутите, волчок и Вам достается простой вопрос

Внимание вопрос: Кто варит кроме повара? Минута пошла.

( Предварительные итоги) пословицы о труде.

Ведущий: И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть видео отчет по экскурсиям на предприятия и учебные заведения города.

Ведущий: Жюри подвело итоги и готовы огласить результаты. Награждение команд.

kb10_2014-cop_01

Готовность человека к трудовой деятельности определяется его психологической и практической готовностью. Воспитание психологической и практической готовности к труду является необходимым условием решения задач профессиональной ориентации учащихся. Целенаправленно оно начинается на этапе младшего школьного возраста и продолжается в 6-7-х классов, обеспечивая преемственность в содержании, формах и методах проводимой работы.

На данном этапе школьного обучения наиболее эффективно применяются следующие методы профориентационной работы:

  • • изучение и формирование личностных и социально значимых мотивов выбора профессии (в форме профориентационных игр-конкурсов с учащимися, конкурсов-эстафет, викторин, турниров и т.д.);
  • • изучение и мониторинг профнамерений учащихся (в целях изучения интересов своих воспитанников классный руководитель может использовать такие приемы, как изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д.);
  • • индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии;
  • • классные часы и профессиографические встречи;
  • • формирование познавательных интересов (факультативные и кружковые занятия, олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, галереи дружбы, ярмарки завтрашних мастеров, спартакиады и т.д.);
  • • кружки технического и художественного творчества;
  • • уроки технического и обслуживающего труда;
  • • организация общественно полезного производительного труда;
  • • экскурсии на предприятия и в организации;
  • • работа с родителями.

Сценарий игры

Цель: содействие в расширении общей осведомленности школьников о мире профессий.

  • • расширить представления учащихся о содержании деятельности отдельных профессий;
  • • способствовать развитию познавательного интереса к миру профессий, формированию мотивации к самопознанию (изучению собственных интересов и склонностей);
  • • способствовать формированию ответственности и готовности к обоснованному выбору профессии.

Категория: учащиеся 6-7 классов.

Время проведения: 1 час 20 мин.

Оборудование: карточки с заданиями, маркеры (фломастеры), грамоты.

Ход игры

Ведущий зачитывает притчу:

Притча о работниках

Ведущий: – Как вы думаете, в чем основная мысль этой притчи?

Учащиеся отвечают, что притча показывает разное отношение человека к своему труду. Для одного человека выполняемая работа в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов труда.

Прежде чем приступить к игре, нам нужно поделиться на команды.

Группа делится по парам. Для этого двое учащихся находят у себя определенное количество общих признаков. Затем двойки объединяются в четверки с той же целью. Ведущий по своему усмотрению может останавливать процесс на четверках, восьмерках и т.д. Каждая из команд должна придумать и озвучить свое название и девиз.

Мотивация

Ведущий: – Перед тем, как приступить к игре, представьте, что мысли в вашей голове – это лучи света. А теперь свет ваших мыслей объединяется в один большой, красивый и мощный луч, как луч прожектора. Представили? Теперь вы в состоянии сосредоточиться на предстоящей работе.

Итак, начинается турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.

Тур І. Разминка

  • 1. В ресторане их найду я –
  • Эти люди в колпаках
  • Над кастрюлями колдуют
  • С поварешками в руках. (Повара)
  • 2. Выезжает на дорогу
  • Он обычно спозаранку,
  • На педаль поставив ногу
  • И крутя рукой баранку. (Водитель)
  • 3. Он учит детишек
  • Читать и писать,
  • Природу любить,
  • Стариков уважать. (Учитель)
  • 4. Кто у постели больного сидит?
  • И как лечиться, он всем говорит.
  • Кто болен – он капли предложит принять,
  • Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач)
  • 5. Не художник он, но краской
  • Пахнет неизменно,
  • По картинам он не мастер –
  • Мастер он по стенам! (Маляр)
  • 6. С огнем бороться мы должны –
  • Мы смелые работники,
  • С водою мы напарники.
  • Мы очень людям всем нужны,
  • Так кто же мы? (Пожарные)
  • 7. На станке детали точит
  • Этот кадровый рабочий.
  • Без его умелых рук
  • Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)
  • 8. Сейчас, дружок, вопрос такой:
  • Скажи, как называют
  • Рабочего, что под землей
  • Нам уголь добывает. (Шахтер)
  • 9. Доктор, но не для детей,
  • А для птиц и для зверей.
  • У него особый дар,
  • Этот врач –… Ветеринар.
  • 10. Он природу охраняет,
  • Браконьеров прогоняет,
  • А зимою у кормушек
  • В гости ждет лесных зверюшек. (Лесник)

ТурІІ. Интеллектуальный

Ведущий: – Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача – назвать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы, то есть показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий.

На выполнение задания отводится 1 минута, команда записывает профессии на листок. По окончании отведенного времени представитель команды зачитывает профессии. В задании оценивается количество правильно названных профессий на указанную букву: та команда, у которой список получится длиннее, получает 1 балл.

Игроки должны дать описательную характеристику профессии, не называя ее. Остальные участники по данной характеристике должны угадать, что это за профессия. В задании оценивается красочность описания профессии, возможность ее узнавания: за развернутую характеристику – 2 балла, за правильно угаданный ответ – 1 балл. Если команда дает неясную, непонятную характеристику, то баллы не засчитываются. Если команда соперника не угадала профессию, то она также не зарабатывает баллы.

Примерные профессии для презентации: официант, учитель, бармен, врач.

По окончании каждой презентации профессии учащиеся отвечают на вопросы:

  • • Какие черты характера отличают человека, выбравшего эту профессию?
  • • С какими трудностями приходится сталкиваться специалистам этой профессии?
  • • Ради чего люди идут в эту профессию?
  • • Что бы произошло, если бы не было таких специалистов?
  • • Когда люди этой профессии могут сказать, что их рабочий день удался (был счастливым)?
  • • Какой профессиональный инструмент можно было бы изобрести для этих специалистов, чтобы облегчить их труд?
  • • Как бы вы назвали награду (орден, медаль) за трудовой подвиг этих людей?

Ведущий: – Вслед за новыми явлениями и предметами возникают и новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.

  • 1. Логистик – это:
  • • тот, кто изучает логику;
  • специалист по организации транспортировки продукции;
  • • организатор конференций и симпозиумов.
  • 2. Веб-дизайнер – это:
  • • тот, кто работает на компьютере;
  • • разработчик компьютерных программ;
  • разработчик проектов сайтов.
  • 3. PR-агент – это:
  • • тот, кто связан с политикой;
  • специалист по рекламе и связям с общественностью;
  • • посредник между организациями и людьми.
  • 4. Культуролог – это:
  • • тренер по культуризму;
  • исследователь взаимоотношений человека и общества;
  • • предсказатель будущего.
  • 5. Грумер – это:
  • собачий парикмехер;
  • • занимается перевозкой грузов;
  • • создает художественные образы.
  • 6. Помадчик – это:
  • изготавливает помадную массу на кондитерских фабриках;
  • • изготавливает губную помаду;
  • • смазывает механизмы.

Довольно часто можно услышать, как, характеризуя определенного человека, говорят, что он красиво поет, обладает хорошими вокальными данными. Такому человеку рекомендуют связать свою жизнь с музыкой и пением. Другому человеку советуют идти учиться на водителя, обращая внимание на то, что у него для этого есть специальные способности: хорошая реакция, внимание, выдержка, знание законов механики и устройства машин.

Как видите, каждая профессия выдвигает определенные требования к человеку и предполагает наличие каких-либо специальных способностей, навыков, умений. Давайте подберем способности, умения к предложенным профессиям.

В задании оценивается грамотность и правильность аргументирования личностных качеств, присущих людям указанных профессий: за четкий грамотный ответ команда получает 2 балла.

Третий тур ІІІ. Конкурс капитанов

Ведущий: – Я называю профессиональную область, а вы называете профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина – область: врач, медсестра, санитарка – профессии.

Области профессиональной деятельности:

  • • Строительство;
  • • Техника;
  • • Растениеводство;
  • • Педагогика;
  • • Торговля.

Подведение итогов

Ведущий благодарит команды за активность в игре и подводит итоги участия. Знатоками профессий признаются участники той команды, которая набрала наибольшее количество баллов. Команда награждается грамотой, свидетельствующей о победе в игре-турнире. Другая команда получает грамоту за участие. В качестве награды участников обеих команд можно использовать сладкие призы.

После награждения победителей и участников ведущий обсуждает с учащимися результаты турнира. Ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:

Читайте также: